Платон: биография, учения и философия платона

Онтология Платона

Основные положения онтологии Платона

Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами. В диалоге Платона «Тимей» главный рассказчик приходит к положению, согласно которому решение онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы решаем вопросы теории познания. Если мы соглашаемся с тем, что истинное познание касается только вечного и неизменного бытия, а касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, но только лишь мнение, то следует признать автономное существование идей.

Теория идей Платона

В диалоге «Тимей» Платон вкладывает в уста рассказчику следующие выводы из признания неподвижного бытия истинным объектом познания. Следует признать наличие трех родов сущего — вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи:

Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно.

Проблемы, связанные с теорией идей

Среди исследователей существуют противоречивые суждения насчёт того статуса, который Платон приписывает идеям. Очевидно, что под идеями Платон понимает не просто понятие о вещи, но причину и цель её существования. В диалоге «Парменид» Платон критикует кардинальное противопоставление «мира идей» и «мира вещей». В этом диалоге персонаж, призванный изображать исторически существовавшего философа Парменида, берётся доказать нелепость утверждения о том, что идеи существуют отдельно от вещей. Во многих моментах проводимая Платоном критика дуализма вещей и идей повторяется в более поздних сочинениях Аристотеля.

Итог «Парменида» свидетельствует о том, что вопрос о существовании идеи есть вопрос о существовании единого вообще. Если единое существует, оно не может оставаться единым в строгом смысле этого слова. Исследователь Платона Татьяна Вадимовна Васильева говорит об этой проблеме следующее: «единое может оставаться единым, и только единым, одним-единственным единым, лишь до тех пор, пока оно не существует. Как только единое становится существующим единым, оно перестаёт быть только единым и становится многим. Здесь есть противоречие, но это противоречие самого бытия. Отвергает ли этот вывод отдельное существование идей? При монистической системе отвергает, при дуалистической нет».

Идея Блага

В диалоге «Государство» даётся концепция об идее блага как высшем объекте познания. Само слово «благо» (τὸ ἀγαθόν) означает не просто нечто, оцениваемое этически положительно, но и онтологическое совершенство, например, добротность конкретной вещи, её полезность и высокое качество. Благо нельзя определять как удовольствие, потому что приходится признать, что бывают дурные удовольствия. Благом нельзя назвать то, что только приносит нам пользу, потому что это же самое может нанести вред другому. Благо Платона — это «благо само по себе» (αὐτὸ ἀγαθόν).

Платон уподобляет идею блага Солнцу. В видимом мире Солнце является необходимым условием как того, что объекты становятся доступными зрению, так и того, что человек получает способность видеть предметы. Ровно так же в сфере чистого познания идея блага становится необходимым условием как познаваемости самих идей, так и способности человека познавать идеи. Как это резюмируется Сократом в диалоге «Государство»: «что придаёт познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага — причиной знания и познаваемости истины».

Воспоминание

Прежде чем покинуть невидимый мир, после длинного и изнурительного путешествия душа приходит на равнину, где нет никакой растительности, и там пьет воду из реки Леты, которая приносит ей забвение всего, что происходило с ней в ином мире. После этого она отправляется в новое тело в сопровождении своего гения судьбы, который должен сопровождать ее в новой жизни.

В ином мире находится также озеро Мнемосины – матери муз и всего того, что возобновляет и укрепляет воспоминания о Небе. Воды этого озера по праву могут пить лишь души героев-философов, родственные Эросу и движимые им в их страстном стремлении к божественному образу жизни.

Павсаний пишет, что, приходя к пещере Трофония, которого считали сыном Аполлона, паломник, желавший услышать совет или узнать свое будущее, сначала пил воду из источника Леты, а потом, когда выходил, из источника памяти. Обращаясь к божественному, он должен был забыть все земные заботы и волнения, мучающие душу, а уходя от него, закрепить в своей памяти все, что видел и созерцал в пещере.

Но в пещеру можно войти не только забыв все, что отягощает душу; можно забыть также все, что связывает ее с небом. Это символическое значение она принимает в «Государстве», где Платон чувственный мир сравнивает с пещерой, в которой живут люди, прикованные цепями к своему месту. Они не могут двигаться, и все, что они видят и изучают, – это тени вещей, которые отражаются на стенах. При этом они не догадываются, что их знание является знанием теней, а не подлинной реальности, которая находится снаружи и является причиной существования иллюзорного мира.

Как узнать эту другую реальность, если она недоступна чувствам? Как научить добродетели, если она относится к этому другому, сверхчувственному знанию? Отвечая на этот вопрос, Платон отождествляет знание с воспоминанием. Познание идей возможно потому, что истина изначально существует в душе, она созерцала ее еще до своего нисхождения в круг необходимости и в той или иной мере помнит истину, и настолько, насколько ее помнит, является мудрой, а значит – свободной.

В «Федре» Платон сравнивает душу с крылатой колесницей. Если в случае богов и кони, и возничие благородного происхождения, то у смертных один из коней прекрасен, добр и послушен, а другой наделен противоположными качествами: он тяжел и тянется к земле. Совершая путешествие по небесному своду, души богов и души людей созерцают мир идей и истину, которая является амброзией, пропитанием души. В силу своего несовершенства человеческие души то поднимаются, то опускаются, и в конечном итоге их крылья ломаются и они входят в цикл перерождений. Те из них, которые видели больше, больше и помнят, им легче восстановить утраченную способность летать. Находясь в теле, душа посредством вещей чувственного мира, являющегося отражением мира идей, может вспомнить то, что раньше созерцала. Пребывание в чувственном мире имеет задачу восстановить те знания, которыми она обладала, а не превратить ее в своего узника. Говоря иначе, чувственный мир должен для души играть роль символа или знамения другой реальности, быть для нее посредником и мостом, который от видимого, известного ведет в невидимое, неизвестное.

В душе изначально заложено все, что находится в мире идей, хотя в меньшей степени и в непроявленном виде – так же, как в семени заложено знание того, чем оно может и должно стать. Рост и проявление скрытых потенциалов и есть процесс припоминания. А это значит, что душа может вспомнить ясно лишь то, чем она уже стала, и интуитивно предчувствовать то, чем может стать в дальнейшем. Способности, которыми мы уже владеем, это те знания, которые приобрели раньше – в течение предыдущих воплощений. В той мере, в какой мы ими владеем, они предшествуют опыту, являются тем, что знаем априори. Подобное мы встречаем в глубинной психологии, где архетипы обозначают врожденную способность души расти в определенном направлении, они подобны имеющим один и тот же исток руслам рек, по которым движется душа в процессе своего роста, и в своей сумме являются суммой всех потенциальных возможностей человеческой психики.

Подлинное знание – это умение выбрать подлинное благо, и этим оно отличается от неведения, которое, выбирая, не знает природу того, что выбирает. Именно поэтому при выборе образа жизни душа выбирает худшее, считая его лучшим.

Вспомнить значит, подобно Зевсу, родить в душе Афину во всем ее боевом облачении, это значит прозреть и видеть то, чего раньше не видели, и это прозрение приходит внезапно, подобно вспышке света, которая делает видимыми те слои души, которые раньше находились в темноте самозабвения.

История изучения

В период средневековья и Возрождения в западноевропейской культуре Платон рассматривался в первую очередь как стилист и литератор, но не как догматический философ. Первая монография по Платону была написана Теннеманом в XVIII веке.

Значительный вклад в понимание Платона сделал Шлейермахер, выдвинув гипотезу о единой доктрине, отстаиваемой Платоном. В 1804 году Шлейермахер издал свой перевод текстов Платона на немецкий (этот перевод до настоящего времени считается одним из лучших переводов Платона на современный язык) и сопроводил это издание вступлением, совершившим переворот в отношении к Платону

В числе прочего Шлейермахер уделяет значительное внимание жанровой особенности диалога Платона. Шлейермахер исходил из оценки Платона как преподавателя и педагога

Тексты Платона поэтому имеют учебный, но не систематический характер. По мнению Шлейермахера, основные идеи Платона были сформированы ещё в юные годы, а тексты написаны в соответствии с некоторым глобальным планом раскрытия этих идей.

Позже Германн сделал предположение, что взгляды Платона с течением жизни менялись. Впоследствии все сочинения Платона были разделены на ранние или «малые сократические», зрелые (Государство), где утверждается теория идей и поздние (Парменид), где Платон пересматривает свои взгляды.

в 50-х годах XX века немецкими исследователями Гансом Кремером и Конрадом Гейзером был выдвинут ряд тезисов, существенно пересматривавших классическое представление о содержании платоновского учения, положивших начало так называемой тюбингенской революции в платоноведении. Согласно исследованиям тюбингенцев, сохранившиеся тексты Платона ничего не дают для понимания его подлинного учения (т. н. «неписанное учение»), которое в его текстах не зафиксировано, однако излагалось им в Академии.

В целом интерпретации философии Платона современные учёные разделяют на несколько направлений:

  • интерпретация в ключе метафизики и гносеологии, идущая от Академии;
  • религиозно-мистическая интерпретация;
  • этико-политическая интерпретация, возникшая в ХХ веке;
  • интерпретация, возникшая в последние десятилетия, признаёт первостепенным для Платона выражение истины через устную речь.

Учение о бессмертии

В отличие от других мыслителей, Платон не просто утверждал о бессмертии души, а пытался его доказать. Все ключевые доводы были приведены в его знаменитом диалоге «Федон».

Все в мире появляется из своей противоположности и обращается в противоположность — так звучит суть первого довода. В философии Платона переход из противоположности в противоположность является основой закона движения мира. Если бы возникновение и уничтожение не происходило по этой схеме, рано или поздно мир пришел бы к однообразному состоянию, что считалось недопустимым. По Платону мертвое возникает из живого, а живое — из мертвого. Из этого следует, что души не исчезают и не уничтожаются, они находятся в загробном мире до того момента, пока из них не появится новая форма живого.

Душа бессмертна, если знание есть припоминание — так звучит второй аргумент душевного бессмертия. Доказательством этого аргумента было то, что человек посредством наводящих вопросов мог объяснить проблемы той науки, с которой никогда не был знаком.

Согласно третьему доводу, весь мир делится на две большие категории:

  • то, что остается простым, самотождественным и неизменным;
  • то, что склонно изменяться.

Платон в своих учениях утверждал, что тело человека больше склонно быть изменчивым и сложным. Сущность, которую принято называть душой, больше принадлежит к категории простого и неизменного. Ее нельзя разделить и уничтожить. Также философ утверждал, что простое можно постичь разумом, в то время как сложное больше постигается ощущениями. Следовательно, сущность, которую нельзя ни услышать, ни увидеть, относится к неизменному и простому.

Четвертый аргумент основывается на теории эйдосов. Поскольку основная функция души — это оживотворение, то она никак не может принять в себя смерть, т. е. свою противоположность.

Есть еще один довод, который Платон приводит в диалоге «Федр». Он гласит, что движение всех тел может запуститься двумя способами — либо посредством влияния внешних сил, либо изнутри, самостоятельно. Душа в этом случае принимается за начало движения. А поскольку начало движения не происходит от действия иной силы, то оно не заканчивает своего существования. Из этого следует, что бессмертие — естественное свойство души, которое неоспоримо.

Краткая биография

Будущий великий философ родился в 428 году до н.э. в Афинах в знатной семье. В юности он заводит дружбу с учеником Гераклита — Кратилом, который заражает Платона своими идеями. Поскольку родственники юноши занимались политикой, то и он хотел себя посвятить этому виду деятельности, но судьба распорядилась иначе.
Рис. 1. Платон — копия бюста работы Силаниона, создана для Платоновой АкадемииУже в двадцать лет Платон знакомится с Сократом и становится его учеником. До последних лет жизни учителя он остается верным адептом Сократа и его преданным другом. После смерти учителя и долгих странствий (Платон бежал из Афин и много путешествовал) философ возвращается и открывает школу, где он живет и работает до глубокой старости. Умер великий мыслитель в 347 году до н.э., а эта школа существовала еще на протяжении многих веков.

Учение о душе в античном материализме.

Демокрит понимал душу как причину движения тела. Состоит из мелких, круглых, гладких, подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа, как и огонь, состоит из этих атомов. Когда мелкие частицы проникают в тяжёлые (т.к. движутся всегда) приводят тело в движение, становятся душой тяжёлого тела.

17 стр., 8408 слов

Понятие «души» в представлениях Платона

… методом   Тестированием     Понятие «души» в представлениях Платона Это форма элемента, из которого образуется первоначало мира (вода, воздух, огонь) Это орган, который ожитворяет тело … Вундом Альфредом Бине Германом Эббингаузом Владимиром Бехтеревым   22. Идеалистическая философия Не признает ни души, ни разума   Рассматривает идею «абстрактного духа», «мировой воли» …

Демокрит приписывал душе движения в материальном смысле как пространственное перемещение. Когда сложные тела распадаются на маленькие, выходят из них рассеиваются в пространстве. Значитсмертна, уничтожается с телом. Когда дышим – втягиваем, выдыхая – выбрасываем часть души, т. к. этих частиц, составляющих душу, много в воздухе.

Т.о.душа обновляется с каждым дыханием.

Демокрит считал, что душа у всех, даже у мёртвого тела, только очень мало.

Так демокрит приходит к панпсихизму: все растения и камни имеют душу. В старости число подвижых атомов уменьшается. Болезнь – изменение пропорции атомов в частях тела.

Благоприятное соотношение в мозгу.

Орган страстей – сердце., печень – чувственных желаний и вожделений. Душа – продукт организации тела, не является изначальным принципом. Она не существует вне тела.

Ограниченностью взглядов демокрита является колическтвенный принцип, не позволя.щий отличать психические процессы от материальных. Отличая душу от тела, считал её особым телом.

Античному материализму свойственна материализация души. Аргументация – душа движет телом, значит сама материальна. Механизм действия представляла в виде толчка. Лукреций подробно развивал представления о телесном.

Эпикур, Лукреций, стоики развили представления о душе. По эпикуру, душу имеют только те, кто ощущает. Стоики выделяли восемь частей души: управляющее начало (разум человека, инстинкт животного), от неё происходит 7 других частей души, распределяются по телу как щупальца осьминога.

Пять из семи – это чувства: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Например, слух – это пленка, распространяющаяся от управляющей части до ушей и т.д.

Две другие: 1 – воспроизводящая от управляющей части до детородных органов, 2 – Зенон назвал голосом: от управляющей части до языка, горла.

Управляющая часть, словно в мироздании, помещается в шарообразной голове.

В учении стоиков о душе проявляется рационализм, свойственный их мировоззрению в целом. Разум является ведущей высшей частью души. Лукреций различает дух и душу: дух называется ещё умом, он – душа+ души.

Утраченная целостность

Очищение души осуществляется под покровительством Аполлона – божества, которое олицетворяет единство и целостность (человека и мира), гармонию и порядок. Согласно Платону, он является носителем врачебной, стрелковой, мусической и мантической функций, каждая из которых по-своему связана с воссозданием изначальной чистоты и целостности души. В качестве предводителя муз вместе с ними он является символом страстного стремления и поиска философской мудрости («Кратил», 405 а–406 b).

Стремление к единому, поиск общего во множественном, восхождение от мнимой к подлинной добродетели, из мира чувственного в мир идей и к их причине, Благу – все это является основной задачей философа и залогом его освобождения.

В орфической традиции этому соответствует воскрешение Диониса, спасителем и воссоздателем которого является Аполлон. Он собирает Диониса в единое целое и оживляет его. Нисхождение божественного в материю, утрата изначальной чистоты и целостности описывается символически как разделение тела Диониса титанами на части.

Душа человека создана из пепла уничтоженных Зевсом титанов. Она внутри себя несет два начала: титаническое и дионисийское, которые необходимо отделить друг от друга. Первое символизирует стихийные, терзающие душу силы, все то, что является причиной ее дробления. Дионисийское начало роднит человека с божеством и делает его бессмертным, но оно нуждается в очищении и восстановлении утраченной целостности.

Подобная мысль встречается в «Пире», где один из собеседников Сократа рассказывает миф, согласно которому каждый человек является лишь половиной одного целого. В древние времена люди имели круглое тело, четыре руки, четыре ноги и два лица. Обладая огромной силой, они начали посягать на власть богов, которые, не желая уничтожать человеческий род, решили разделить их пополам. С тех пор каждый человек находится в поиске утраченной половины.

В одном из ключей этот миф указывает на присущее человеку чувство ущербности, разделенность сознания и его двойственную природу. Внутри нас есть то, чего мы не осознаем и чем не владеем, то, что можем назвать сверхсознанием, той частью души, которой присущи творческие способности и которой мы достигаем благодаря вдохновению, тем моментам, когда поднимаемся над собой в сферу чистой духовности и, возвращаясь, создаем творения, превышающие их творцов.

Любить

У этой концепции так много разных значений, чувств и применений. Так что на самом деле не так просто попытаться определить это простым способом. Но один абсолютно определенный аспект любви — это  универсальная концепция, связанная с нашей связью друг с другом. 

В английском языке слово любовь включает в себя массу разных чувств. Это может быть что угодно от страстного желания и близости романтической любви, вплоть до несексуальной эмоциональной близости, которую вы испытываете со своей семьей. Это может даже включать глубокую преданность: религиозная любовь.

О какой бы любви мы ни говорили, эмоции всегда чрезвычайно сильны. Можно даже сказать, что они неотразимы, потому что от них невозможно убежать. Платоническая любовь на самом деле является действительно важной частью наших отношений друг с другом, поэтому она является источником вдохновения в искусстве. 

Место семьи в идеальном Государстве

Стоит отдельно отметить отношение к семье в таком обществе. Нормальная семья, как мы привыкли ее представлять, отсутствовала. Все внутрисемейные отношения регулировались главой Государства. Дети после рождения не остаются в семье, а отдаются в специальные учреждения, где они растут и воспитываются согласно своему сословию. В таком Государстве родители не знают своих детей, а дети — родителей.
Один из самых великий мыслителей всех времен запомнился в истории как противник чрезмерного проявления эмоций и страстей. Он был уверен, что такое поведение сбивает с истинного пути в постижении идей и содержит в себе вредное начало. Платон скончался в день своего рождения в 347 году до н.э., и его ученики считали, что это знак того, что он перешел на высший уровень божественного покоя.Для более детального представления об учении Платона посмотрите это видео.

Биография Платона и его учения

Именно тогда величайшие умы того времени, сами того не зная, закладывали основной фундамент, на базе которого получила свое развитие наука, а позднее, и техника. Основой всей европейской культуры так же стала античная. Произведения искусства того времени до сих пор поражают нас своей красотой.

Труды таких великих людей той поры, как Пифагор, Сократ, Гераклит, Платон и многих других известны до сих пор и являются актуальными по сей день. Они были выдающимися умами своей эпохи и их работы являются основополагающими в любых трудах, касающихся философии, как современной науки.

Биография гениального древнегреческого ученого

Юношеский период жизни Платона плохо изучен. Информации, чтобы понять, как прошло его становление – недостаточно.

Конечно, точной даты рождения великого мыслителя Платона не знает никто. Предположительно, он появился на свет в 428 или 427 году до нашей эры. А День его рождения совпадает с Днем рождения Аполлона, который был сыном бога Зевса и титаниды Лето. Это день 21 мая или, как говорили древние греки, 7 фаргелиона.

Статуя Платона

Место рождения Платона так же не известно. В одних источниках им считается город Афины, в котором он прожил всю свою жизнь. Другие называют остров Эгина, который располагается в заливе Сароникос и утверждают, что семья будущего философа перебралась с острова в Афины, чтобы дать возможность своим детям получить достойное образование.

Помимо споров о месте и дате рождения, существует предположение, что и настоящее имя его было Аристокл. А Платоном его впервые назвал тренер по панкратиону, подчеркнув особенности фигуры своего подопечного. Борец из Аргоса дал такое прозвище ученику из-за того, что второй был очень широкоплечим юношей, а «платос» переводится с языка древних греков как «широкий».
Каким бы ни было настоящее имя будущего философа, нам он известен под именем Платон, который появился на свет в аристократической семье.

Родители Платона

Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. Его родители были потомками известных царских сословий: отец имел родство с царем Аттики Кодром, а мать – с афинским реформатором Солоном. У Платона было два родных брата Главкон и Адимант и одна сестра – Потона.

По материнской линии у философа было два дяди, которые занимали высокое положение в обществе. Критий и Хармид были членами группы проспартанских правителей «Тридцать Тиранов».

Образование философа

Все дети получили общее образование, лучшее на то время, которое заключалось в эстетическом, нравственном и умственном воспитании. В честь муз оно получило название – мусическое. Учил Платона философ Кратил, который следовал учениям Гераклита Эфесского. Под его чутким руководством молодой человек осваивал знания по риторике, этике, литературе, постигал основы наук и прочим дисциплинам.

Получая образование Платон отличался своими особыми успехами в области литературы, изобразительного искусства и в борьбе. Именно благодаря последней он стал участником Олимпийских и Немейских игр.

Время, когда Платон пребывал в детском и юном возрасте, не было безоблачным. Отец философа – Аристон был в свое время известным политическим деятелем. Его не устраивала ситуация, сложившаяся в обществе. Война Первого афинского морского союза против персов, трусость и корыстолюбие, распространенное среди населения заставляла его действовать так, чтобы улучшить ситуацию и наладить нормальную жизнь своим землякам.

Конечно, в своем сыне он видел помощника и соратника. Аристон очень хотел, чтобы и Платон стал политиком. Но будущий философ уже попробовал свои силы в написании стихотворений и драм и видел свою будущую жизнь далекой от политики.

Демокрит о душе

В отличие от Сократа, живший примерно в одну и ту же с ним эпоху Демокрит считал, что тело, душа и макрокосмос — все состоит из атомов. Происхождение и природа души по Демокриту — это суть и итог вполне материальной субстанции, а именно: некая телесная материя, состоящая из разнородных и подвижных огненных атомов. То есть, именно эти самые рассеянные по всему душевному пространству атомы, с точки зрения Демокрита, и делают наше тело способным двигаться.

этого философа-материалиста отличается тем, что даже мертвое тело, — как он полагал, — обладает такого рода атомистической душой, но в малых ее количествах. Душу Демокрит считал такой же смертной, каковым является и наше тело. А мозг, с его точки зрения, есть пристанище высоких духовных функций.

Таким же образом подразделялись им на разные функции и остальные человеческие составляющие:

Говоря же о методах познания истины, Демокрит рассуждал об ощущении и мышлении. То есть, говоря в общем, Демокрит вовсе не считал, что наша жизнь является неким итогом Божественного творения. Его взгляды, в отличие от гуманистических взглядов Сократа, больше похожи на зачатки теории эволюции. И с этой точки зрения, их можно считать провозвестниками известных научных теорий.

Почему мы думаем о платонической любви как о не романтической любви?

Первым человеком, который использовал выражение «платоническая любовь», был Марсилио Фичино в 15 веке. Когда он использовал это, он имел в виду любовь, сосредоточенную на чьем-то интеллекте и красоте их характера, а не на их внешности. Это любовь, которая существует только в мире идей, совершенная, неподкупная любовь.

Согласно Платону, мы никогда не сможем достичь чистой версии этого чувства. Он сказал, что это потому, что любовь не об интересах, а о добродетели. Другими словами, это то, что было бы совершенной любовью, но совершенство — это просто иллюзия. В реальном мире нет ничего идеального, потому что совершенство может существовать только в сфере идей.

Мы собираемся изложить это в более простых терминах. По сути, платоническая любовь — это идеальный вид любви, в котором нет сексуального желания. Вот почему, когда мы используем этот термин в повседневной жизни, мы говорим о нем, как о не романтической любви, которую вы испытываете к другу, что, очевидно, означает, что он также не является сексуальным.

Таким образом, выражение совпадает с тем, что Платон говорит о любви. Но это только затрагивает немного того, что действительно включает в себя настоящая платоническая любовь. Это не на 100% неправильно, но то, как мы используем выражение в наши дни, все еще немного неверно.

Учение о познании

Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: воспринимаемое посредством чувств и познаваемое умом. Отношение между сферами чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: чувства позволяют познавать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину.

Чувственно-воспринимаемое вновь делится на два рода — сами предметы и их тени и изображения. С первым родом соотносится вера (πίστις), со вторым — уподобление (εἰκασία). Под верой имеется в виду способность обладать непосредственным опытом. Взятые вместе, эти способности составляют мнение (δόξα). Мнение не есть знание в подлинном смысле этого слова, поскольку касается изменчивых предметов, а также их изображений.

Сфера умопостигаемого также делится на два рода — это идеи вещей и их умопостигаемые подобия. Идеи для своего познания не нуждаются ни в каких предпосылках, представляя собой вечные и неизменные сущности, доступные одному лишь разуму (νόησις). Ко второму роду относятся математические объекты. Согласно мысли Платона, математикам лишь «снится» бытие, поскольку они используют выводные понятия, нуждающиеся в системе аксиом, принимаемых бездоказательно. Способность производить такие понятия есть рассудок (διάνοια). Разум и рассудок вместе составляют мышление, и лишь оно способно на познание сущности.

Платон вводит следующую пропорцию: как сущность относится к становлению, так мышление относится к мнению; и так же относятся познание к вере и рассуждение к уподоблению.

Особую известность в теории познания имеет аллегория Платона «Миф о пещере» (или «Притча о пещере»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector