Реферат на тему: философия платона

Последние годы жизни

Когда Платону было больше 60 лет, его снова пригласили в Сиракузы, где правил Дионисий-младший. По заверениям Диона правитель стремился получать новые знания. Платону удалось переубедить тирана о том, что тирания является неэффективной формой правлений. Это Дионисий-младший признал довольно быстро.

Из-за сплетен и махинаций недругов Дион был выслан своим правителем из Сиракуз, поэтому и перебрался жить в Афины, в Академию Платона. Следом за своим другом домой вернулся и пожилой философ.

Еще один раз Платон посещал Сиракузы, но разочаровался окончательно в Дионисии, увидев его вероломство по отношению к другим. На Сицилии остался Дион, погибший в 353 г. до н.э. Новость о смерти друга сильно подкосила философа, он стал постоянно болеть и пребывать в одиночестве. Год и день смерти Платона точно не установлены. Считается, что умер он в день своего рождения. Перед кончиной он дал свободу своей рабыне, приказал составить завещание, по которому небольшое имущество философа было роздано друзьям.

Великого грека похоронили в Академии, где жители Афин поставили Платону памятник.

Платонизм

Платон усвоил и развил основную мысль Сократа о том, что есть единая и вечная истина, и что отражением её является разум человека. По Платону, все видимые нами вещи суть лишь несовершенные копии высших первообразов, которые только одни и имеют истинное бытие. Эти первообразы суть идеи (общие понятия), совокупность коих составляет мир истинно сущего в отличие от видимого нами мира, представляющего собою только искаженное отражение царства идей. Высочайшая идея, содержащаяся во всех прочих идеях и их в себе содержащая, есть Бог. Душа человека витала первоначально в высшем мире идей, где созерцала их во всей их чистоте, да и здесь на земле её заветные стремления направлены туда, в мир действительно сущего, в царство истины, добра и красоты. Лишь тогда, однако, душа снова возвращается на свою родину, когда в земном существовании, памятуя о своем происхождении и сознавая свою богоподобность, она постоянно направлялась ко всему истинному, доброму и прекрасному. Учение Платона есть чистейший идеализм. Поэтические образы, в которые философ облекал свои идеи, он заимствовал нередко из области мифологических представлений, получавших у него при этом, конечно, совершенно иносказательное значение. Все последующие идеалистические философские учения древности ведут свое начало от Платона. (Например, в первые века по Р. X. в Александрии возникла неоплатоническая, т.е. новоплатоновская философия, которая под влиянием египетских и других восточных верований превратилась в своего рода философскую религию).

Теория идей

Известно, что Платон использовал некоторые слова в широком смысле — это относится также и к понятию «идеи». Согласно философу, «тот, кто последовательно поднимается по ступеням наблюдения прекрасного, тот увидит нечто удивительное, прекрасное по своей природе. Это прекрасное неуничтожимо, оно не имеет начала или конца, его нельзя ни увеличить, ни убавить, оно предельно самодостаточно». По мнению Платона, идея, или эйдос, имеется у абсолютно любого объекта; для лучшего понимания он выстроил своеобразную иерархию, по которой человек может добраться от низменных объектов до их высшей сути:

  • Отображения или тени (соответствует косвенному познанию при недостатке чувственных данных).
  • Чувственно воспринимаемые материальные объекты (познание при помощи 5 органов чувств, непосредственное наблюдение).
  • Математические объекты (познание посредством разума и операций интеллекта).
  • Высший эйдос или идеи (непосредственное познание разумом или интуицией).

Эту теорию можно объяснить достаточно понятно и просто. К примеру, наблюдать кувшин — это обычный акт чувственного познания материального объекта. Размышление о структуре кувшина при помощи абстрактного мышления — познание при помощи разума. Если же человек пойдёт ещё дальше и попробует представить себе прообраз всех кувшинов, сумеет не просто вообразить, но прочувствовать качество, делающее кувшин кувшином — то тогда он приблизится к пониманию идеи с точки зрения Платона.

Философ считал, что создать идею невозможно — они уже все созданы до появления любого из людей. Человеку же остаётся только воспринимать их своим разумом и воплощать в реальности, а на это способны только те, у кого разум максимально чист и восприимчив (гении). При этом повысить свою восприимчивость к эйдосу можно через интеллектуальное или эстетическое наслаждение, доставляемое наукой или искусствами.

Учения Платона

Добро пожаловать! > Философия Платона > Учения Платона

Философские источники учения об идеях

* Учение Сократа о всеобщем как основе этики.
* Учение элеатов об истинном, едином и неподвижном бытии.
* Пифагорейское учение о числах как истинных сущностях вещей.
Сущность учения об идеях
* Идеи есть абсолютные, всеобщие духовные сущности вещей.
* Каждой чувственной вещи или родам вещей соответствует своя идея.
* Идеи объединены в мир идей, который образует истинное бытие.
* Вторичным, производным от мира идей, является мир чувственных вещей.
* Мир идей иерархичен, на вершине его Платон поместил идею Блага .
* Отношения между миром идей и миром чувственных вещей строятся по принципу того, что вещи подражают идеям, или идеи присутствуют в вещах.

Диалектики Платона

Основные значения термина у Платона
* Диалектика есть способ познания сущности предмета через столкновение спорящих позиций и мнений.
* Диалектика — это способность возводить к единой идее то, что разрознено. Эта способность еще называется восхождением.
* Диалектика понимается и как умение разделять все на виды. Иначе это еще называется нисхождением.

Натурфилософия и космология Платона

* Космос есть творение Бога — Демиурга, овеществленного в материи.
* Космос у Платона — это живое тело, наделенное душой.
* Физический космос состоит из 4-х стихий: земли, огня, воздуха и воды.
* Космос один, он конечен, представляет собой шар, в центре которого Земля, а вокруг Земли вращаются планеты, приводимые в движение их душами.
* Мир чувственно воспринимаемого космоса развивается целесообразно, а в качестве цели выступает идея.

Учение Платона о познании

* Платон является рационалистом в теории познания. Только разуму, утверждает он, доступна истина. Чувства могут дать лишь мнение.
* Классификация познавательных способностей по Платону: идеи являются предметом мышления; числа — предметом размышления; природные вещи — предметом доверия.
* Истинное познание — «воспоминание» бессмертной души о созерцании ею мира идей еще до её вселения в смертное человеческое тело.
* Знание не может быть передано одним человеком другому, а должно быть получено из первоисточника.
* В зависимости от того, как успешно души созерцали идеи, определяется и их иерархия на Земле: на первом месте стоит философ, на последнем, 9-м — тиран.
* Цель занятий философией — возбудить в душе воспоминания об идеях.
* Главный метод пробуждения воспоминаний — диалектика.

Этическое учение Платона

Главное в этике Платона
* Этика Платона опирается на его учение о душе, состоящей из 3-х частей: разумной, волевой и чувствительной.
* Разумное сочетание этих трех частей дает начало добродетели справедливости.
* Нравственная жизнь — это стремление к высшей цели добра и справедливости.
* Нравственность бывает истинной, положительной и отрицательной. Первая доступна немногим избранным. Вторая, называемая моралью подчинения — удел толпы.

Политическая философия Платона

Политический проект Платона
* Цель политики — совершенствование граждан в государстве путем воспитания.
* Государство возникает потому, что человек в одиночку не в состоянии удовлетворить свои потребности.
* Идеальное государство есть сообщество: землевладельцев и ремесленников, производящих все необходимое для жизни; воинов и стражей, охраняющих безопасность; философов — правителей, осуществляющих мудрое и справедливое управление.
* Классификация государственных форм по Платону — от лучших к худшим: Аристократия; Тимократия; Олигархия; Демократия; Тирания.

Эстетическое учение Платона

Главное в эстетике Платона
* Эстетика — это учение о бытии прекрасного. Ей посвящены диалоги Платона: «Пир», «Федр», «Гипий Больший».
* Основой эстетики является учение об идеях.
* Объектом эстетики являются не конкретные проявления прекрасного, а его сущность, идея.
* Прекрасное воспринимается не чувствами, а посредством интеллектуальной интуиции.
* Идея прекрасного воплощается в чувственно осязаемых вещах: статуях, картинах и т.п.
* Прекрасными могут быть не только предметы, но и произведения искусства. Искусство есть подражание, мимесис.

Биография

Имя Платона, по мнению многих исследователей, скорее было прозвищем, означавшим «крупный», «большой», «широкий». Вероятно, этот представитель обедневших греческих аристократов отличался впечатляющим телосложением. Большая часть его работ выполнена в форме диалогов, участниками которых были другие известные философы того времени, а иногда и вымышленные персонажи.

Неизменно он возвращался в родные Афины, в окрестности которых им была основана первая Академия – место, где происходило обучение молодых людей и осуществлялись научные дискуссии между их зрелыми наставниками.

Философия и взгляды

Идеи Сократа разительно отличались от взглядов того времени. В его учениях основной акцент делался на познании природы человека.

Платон внимательно слушал речи философа пытаясь, как можно глубже проникнуть в их суть. О своих впечатлениях он неоднократно упоминал в собственных произведениях.

В 399 г. до н.э. Сократа приговорили к смертной казни, обвинив его в не почитании богов и пропаганде новой веры, которая развращала молодежь. Философу позволили произнести защитную речь, перед смертным приговором в виде испития яда.

Сократ и Платон

Казнь наставника серьезно повлияла на Платона, который возненавидел демократию.

В скором времени мыслитель отправился в путешествие по разным городам и странам. В данный период биографии он успел пообщаться со многими последователями Сократа, включая Эвклида и Феодора.

Кроме этого Платон общался с мистиками и халдеями, которые побудили его увлечься восточной философией.

После долгих путешествий, мужчина приехал в Сицилию. Он совместно с местным военачальником Дионисием Старшим, задался целью основать новое государство, в котором верховная власть должна была принадлежать философам.

Однако планам Платона было не суждено сбыться. Дионисий оказался деспотом, возненавидевшим «государство» мыслителя.

Возвратившись в родные Афины, Платон сделал некоторые поправки в отношении создания идеального государственного устройства.

Результатом данных размышлений стало открытие Академии, в которой Платон начал обучать своих последователей. Таким образом было образовано новое религиозно-философское объединение.

Платон давал знания ученикам посредством диалогов, которые по его мнению позволяли человеку лучше всего познать истину.

Преподаватели и ученики Академии жили вместе. Интересен факт, что выходцем Академии был и знаменитый Аристотель.

Вклад Платона в философию

Диалоги и диалектика

Повествование, использованное Платоном, позволило раскрыть мысли Сократа, а затем и Платона. В отличие от других форм развития философской мысли, диалогический метод позволил обсуждению тематических моментов раскрыть истину в конце концов..

Эта техника немного столкнулась с идеалистическим характером Платона и тщательностью анализа поставленных вопросов..

Он работал, чтобы дать философской мысли диалектическую и повествовательную основу, которая не попадает в простую выставку постулатов и абстрактных идей, но может быть перенесена в реальную плоскость.

Теория идей

Платон отрицал абсолютную реальность мира, в котором мы живем; поэтому большинство его работ основаны на теории идей. Платон установил, что каждое слово «деноминация» относится не только к этому, но к его идеальному варианту..

Человек обязан с помощью знания приблизиться к идеальному состоянию вещей и окружающей среде..

Для лучшего понимания этого предположения Платон развивает Миф о Пещере, в котором люди заключены в пещеру, видя перед собой тени, которые представляют вещи. Поскольку они — единственное, что они знают, они воспринимают их как настоящих.

Только тогда, когда человек разрывает свои цепи и покидает пещеру, он может видеть идеальное состояние всего, что его окружает. Долг философа — возвращаться в пещеру и учить слепых всему, что находится снаружи, хотя это не простая задача.

анамнез

Платон ввел анамнез (термин, также применяемый в науках о здоровье) в философии как способность души запоминать предыдущий опыт и знания, которые забываются, когда покидают тело и входят в другое..

Для Платона знания — это воспоминания, которые душа приобрела на предыдущих этапах, и которые должны быть разбужены в каждом человеке для легкого доступа..

Эта форма знания будет представлять подход к идеальной форме каждого существующего элемента.

Методический поиск знаний

Академия, основанная Платоном, не была абстрактным учебным центром. Науки, которыми занимались до сих пор (геометрия, арифметика, астрономия, гармония), были фундаментальными областями исследований в университетском городке. Платон разработал и усовершенствовал существующие методы обучения.

Платон усовершенствовал теорию и применение гипотезы, чтобы обеспечить уровень силы, необходимый для того, чтобы быть фундаментальной частью всех исследований.

Для грека гипотеза должна объяснять факты; если вы не можете достичь этого, вы должны искать другой. Через демонстрацию гипотезы человек приближается к познанию истины.

Отдел человеческой души

Платон разделяет реальное на два противоположных мира: положительный (представленный душой, разумным, небом) и отрицательный (тело, земля, разумное)..

Исходя из этих основ и в своих размышлениях об идеальном состоянии, Платон установил разделение в терминах конформации человеческой души..

У человека присутствуют разум (расположенный на высоте головы), смелость (в груди) и аппетиты (низкая площадь туловища). Именно эти структуры движут людьми и склоняют их к своим решениям.

Для человека, который должен управлять, Платон защищал того, кто будет доминировать над разумом и мудростью над другими побуждениями. Тот, кто всегда был в поисках «правды».

Концепция идеального государства

В своей работе «Республика» Платон начинает различать элементы, составляющие идеальную модель города-государства; мать утопий.

Платон делит структуру государства на три основных класса: стражи элиты, военные и массы; а также три формы правления: монархия, олигархия и демократия.

Для Платона уровень образования элит должен быть идеальным, чтобы иметь возможность управлять, и его нельзя оставлять в руках масс..

Это допускает некоторую социальную гибкость, поскольку то, что предлагал Платон, было бы идеальным сценарием, а реальность проявляла другую государственную структуру. Платон не отменял, но считал необходимым такие аспекты, как рабство.

Критика против искусства

Подобно Сократу, который установил понятия красоты, предлагаемые искусством (особенно поэзией), как отвлекающих и лишенных мудрости, Платон поддерживал критическую позицию против изобразительного искусства того времени, осуждая их как ложные представления о реальности, это ничего не делало, но питало самые отрицательные аппетиты человека.

В своей концепции идеального государства Платон выступал за изгнание поэтов и ремесленников, поскольку эти промыслы не особо способствовали поиску знаний и правды со стороны человека..

Учение о душе

В соответствии с философией Платона, разум человека должен отторгнуть субъективные ощущения, чтобы вникнуть в суть предметов, которая присуща им изначально.

Любые объекты изучения, по мнению Платона, должны иметь начальную степень близости или родства и некоторую степень борьбы и противопоставления. Задача философа состоит в определении пропорционального соотношения между единством и противоположностью.

Перу Платона принадлежит мысль о том, что благо или совершенство является высшей целью любой деятельности, и прежде всего познания истины.

В соответствии с логикой Платона, все смертное должно рано или поздно умереть, а бессмертное – сохраняться в вечности. Поэтому сам факт продолжения жизни на Земле свидетельствует в пользу бессмертия души.

Другое доказательство, свидетельствующее о бессмертии души по Платону – наличие общих для всех людей понятий: красота, справедливость и др. Философ полагал, что эти идеалы существуют вне времени и понятны каждому человеку с момента его рождения.

Философия Платона — Основные идеи философии Платона

Платон стал основоположником философской системы идеализма. Концепция идей занимает центральное место в его философских трудах.

Философия Платона говорит: У нас есть несколько различных систем в нашей психике, каждый со своей собственной повесткой дня, каждая тянет нас в разные стороны. Мы легион.

  1. интеллектуальная или рациональная система,
  2. энергичная или эмоциональная система,
  3. система физических аппетитов.

Платон считал, что большинство людей не имеют никакой иерархии или порядка в своих психических системах. Они как корабли без капитана, с каждым членом экипажа выкрикивают противоречивые указания. Мы не можем иметь цельный курс по жизни, пока не поймем, как управлять собой.

Мир, воспринимаемый только органами чувств, — это лишь бледная копия высшего, идеального мира. Идея может соотноситься как с материальными, так и с духовными явлениями.

Постижение идеи рациональным путем  невозможно. Только интуиция и прозрение способны открыть человеку глаза, заставить его прозреть. Не все идеи философии Платона равнозначны и равноценны. Вслед за учителем Сократом – Платон ставил превыше всего идею Божественного блага.

В действительности, такое понимание принадлежит философу-неоплатонику Плотину, жившему в первые века существования христианства. Основатель Академии был склонен к иному толкованию. Любовь у него – некий мост, соединяющий оба начала – духовное и телесное.

Поскольку искусство является воспроизведением действительности, которая иллюзорна, оно уводит людей от истины. Поэзия действует на эмоции, страсти, возбуждает чувственность, поэтому вредна для общества. Исключение философ делал для гимнов богам и прославлению добродетели.

Наконец, учение Платона о государстве зиждется на идее справедливости. Государство, по его мысли, должно  управляться не всеми, а лучшими, избранными. Платон критически относился к демократии за ее непредсказуемость, неуважение к знаниям и авторитетам, некомпетентности во многих вопросах.

Платон, по мнению многих, является самым важным философом, который когда-либо жил. Он известен как отец идеализма в философии. Его идеи были элитарными. Философия Платона — это философия, предназначенная для царя, идеального правителя. Вот один из девизов философии Платона: «Правильная цель души — справедливость» По материалам

Путешествие

Историки не до конца установили, куда сначала отправился Платон. Возможно, что это был Вавилон или Ассирия. Мудрецы из этих стран дали ему знания о магии и астрономии. Куда последовал странствующий грек, биографы только могут предполагать. Среди версий – Финикия, Иудея, Египет, несколько городов Северной Африки, где он встретился с величайшими математиками того времени – Феодором и Аристиппом. У первого философ брал уроки математики, стал постепенно сближаться с пифагорейцами. О их влиянии на платоновскую философию говорит то, что Платон изучал различные символы Космоса и человеческого бытия. Пифагорейцы помогли сделать учение философа более четким, строгим, стройным, последовательным и всесторонним. Эти принципы он потом использовал для рассмотрения каждого предмета и создании собственных теорий.

Компанию Платону в путешествии составил Эвдокс, который прославил Элладу в области астрономии и географии. Вместе они посетили указанные выше страны, а потом длительное время остановились на Сицилии. Отсюда он последовал на Сиракузы, где познакомился с тираном Дионисием. Поездка продлилась до 387 года до нашей эре.

Из Сиракуз Платон вынужден был бежать, опасаясь преследования тирана. Но домой грек не добрался. Его продали в рабство на острове Эгина, где его купил один из местных жителей. Платона сразу отпустили на свободу.

После долгих странствий философ снова оказался в Афинах, где купил дом с садом. Ранее тут находилось языческое святилище, посвященное богине Афине. По легенде, местность была подарена Тесеем герою Академу за особые заслуги. Он приказал высадить тут оливы и обустроить святилище.

Тегмарк — в поисках Бога

К похожим выводам приходит современный физик и космолог, профессор MIT Макс Тегмарк. В своей книге «Наша Математическая Вселенная» Тегмарк задумывается над проблемой пифагоризма и вопросами, заданными двумя великими физиками: Юджином Вигнером и Стивеном Хокингом. Вигнер удивлялся тому, что математика так непостижимо эффективна в описании физики нашей Вселенной. А Хокинг размышлял, что даже если в будущем мы завершим работу над теорией всего и получим все уравнения, по которым работает наша Вселенная, то перед нами тут же встанут вопросы: «Почему именно эти уравнения?» и «Что вдыхает в них жизнь?».

Тегмарк считает, что ответить на эти вопросы возможно только одним способом. И этот ответ состоит в том, что вся наша Вселенная и есть математика, а точнее лишь одна из возможных математических структур. По утверждению Тегмарка само бытие — это любые непротиворечивые математические структуры, коих существует бесконечное количество, и каждая такая структура — это отдельная Вселенная со своими законами. В каждой такой математической Вселенной взаимодействие ее простейших частей порождает всё более и более сложные подструктуры, некоторые из которых настолько сложны, что могут даже обладать сознанием и созерцать всю божественную красоту этой самой Вселенной.

Получается, что Пифагор, Платон и Нагарджуна были правы. Математика — это действительно основа всего сущего, вечная и бесконечная истина, существующая сама по себе, единственная реальность. Математика — это тот самый всепорождающий Бог, о котором говорили греки, тот самый всеобъемлющий Брахман, о котором говорили индийцы.

Ходит байка, что в XVIII веке при дворе русской императрицы Екатерины II состоялся спор между великим швейцарским математиком Леонардом Эйлером и французским философом Дени Дидро о существовании Бога. На утверждение Дидро, что Бога не существует, Эйлер написал на стене формулу и прокомментировал запись: «следовательно Бог существует».

Теория познания и диалектика

Всё, что в мире можно изучить, Платон предлагал разделить на два рода объектов: познаваемые с помощью чувств и постигаемые логикой.

Чувства и ощущения помогают ориентироваться в вещественном, материальном мире, а рассудок и разум служат для постижения идей. Частности и подробности принадлежат чувственному миру, глобальное и общее подлежит логическому анализу.

Однако именно Платон впервые предложил этот универсальный способ всестороннего рассмотрения любой проблемы: рассмотреть аргументы и контраргументы, выяснить слабые места оппонентов в свободной дискуссии.

Платоновское представление о дуализме всего, что существует, предполагало баланс между спорными точками зрения в целях нахождения компромисса.

Биография Платона и его учения

Именно тогда величайшие умы того времени, сами того не зная, закладывали основной фундамент, на базе которого получила свое развитие наука, а позднее, и техника. Основой всей европейской культуры так же стала античная. Произведения искусства того времени до сих пор поражают нас своей красотой.

Труды таких великих людей той поры, как Пифагор, Сократ, Гераклит, Платон и многих других известны до сих пор и являются актуальными по сей день. Они были выдающимися умами своей эпохи и их работы являются основополагающими в любых трудах, касающихся философии, как современной науки.

Биография гениального древнегреческого ученого

Юношеский период жизни Платона плохо изучен. Информации, чтобы понять, как прошло его становление – недостаточно.

Конечно, точной даты рождения великого мыслителя Платона не знает никто. Предположительно, он появился на свет в 428 или 427 году до нашей эры. А День его рождения совпадает с Днем рождения Аполлона, который был сыном бога Зевса и титаниды Лето. Это день 21 мая или, как говорили древние греки, 7 фаргелиона.

Статуя Платона

Место рождения Платона так же не известно. В одних источниках им считается город Афины, в котором он прожил всю свою жизнь. Другие называют остров Эгина, который располагается в заливе Сароникос и утверждают, что семья будущего философа перебралась с острова в Афины, чтобы дать возможность своим детям получить достойное образование.

Помимо споров о месте и дате рождения, существует предположение, что и настоящее имя его было Аристокл. А Платоном его впервые назвал тренер по панкратиону, подчеркнув особенности фигуры своего подопечного. Борец из Аргоса дал такое прозвище ученику из-за того, что второй был очень широкоплечим юношей, а «платос» переводится с языка древних греков как «широкий».
Каким бы ни было настоящее имя будущего философа, нам он известен под именем Платон, который появился на свет в аристократической семье.

Родители Платона

Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. Его родители были потомками известных царских сословий: отец имел родство с царем Аттики Кодром, а мать – с афинским реформатором Солоном. У Платона было два родных брата Главкон и Адимант и одна сестра – Потона.

По материнской линии у философа было два дяди, которые занимали высокое положение в обществе. Критий и Хармид были членами группы проспартанских правителей «Тридцать Тиранов».

Образование философа

Все дети получили общее образование, лучшее на то время, которое заключалось в эстетическом, нравственном и умственном воспитании. В честь муз оно получило название – мусическое. Учил Платона философ Кратил, который следовал учениям Гераклита Эфесского. Под его чутким руководством молодой человек осваивал знания по риторике, этике, литературе, постигал основы наук и прочим дисциплинам.

Получая образование Платон отличался своими особыми успехами в области литературы, изобразительного искусства и в борьбе. Именно благодаря последней он стал участником Олимпийских и Немейских игр.

Время, когда Платон пребывал в детском и юном возрасте, не было безоблачным. Отец философа – Аристон был в свое время известным политическим деятелем. Его не устраивала ситуация, сложившаяся в обществе. Война Первого афинского морского союза против персов, трусость и корыстолюбие, распространенное среди населения заставляла его действовать так, чтобы улучшить ситуацию и наладить нормальную жизнь своим землякам.

Конечно, в своем сыне он видел помощника и соратника. Аристон очень хотел, чтобы и Платон стал политиком. Но будущий философ уже попробовал свои силы в написании стихотворений и драм и видел свою будущую жизнь далекой от политики.

Пифагор — культ единицы

Пифагор

Незадолго до Парменида в греческой Италии жил другой древнегреческий философ и математик Пифагор, и поныне известный своей знаменитой теоремой о соотношении длин катетов и гипотенузы прямоугольного треугольника. Пифагора восхищало открытое им соотношение высоты издаваемого арфой звука от длины ее струн — после этого открытия Пифагор создал первую в историю математическую теорию музыки. Видя, что и остальные закономерности природы, как и музыка, описываются математикой, Пифагор выдвинул гипотезу, что математика лежит в основе всего сущего, или, другими словами, что «всё есть число». Математическую красоту мироустройства Пифагор по аналогии с музыкой называл великой гармонией Вселенной.

Пифагор обожал числа, особенно его восхищала единица — Пифагор называл её монадой и поклонялся ей, считал её высшим абсолютом, символом единой и неделимой первоосновы всего сущего, божеством. Двойку же Пифагор считал принципом раздвоения всего сущего на противоположности: предельное и беспредельное, четное и нечетное, единое и множественное, правое и левое, мужское и женское, покой и движение, прямое и кривое, свет и тьму, добро и зло.

Такая вера привела Пифагора к созданию собственной религии. Набрав идей в популярной в те времена в Греции монотеистической религии орфизме, он создал пифагорейскую школу — религиозно-математический кружок по интересам. Пифагорейцы поклонялись Единому, а в качестве материального воплощения Единого они выбрали Солнце. Пифагорейцы искали у себя грехи и совершали исповеди. По сведениям античных историков Пифагор наказывал своим ученикам: «Да не коснётся очей твоих сон, смежающий веки, прежде, чем трижды дневные дела разберёшь по порядку: «В чём прегрешил? Что сделал? Что должное я не исполнил?»». Несмотря на математичность пифагорейской школы, у них было множество запретов и суеверий: пифагорейцам запрещалось есть бобы, шагать через перекладину, касаться белых петухов, смотреть в зеркало около огня, ломать хлеб и многое другое. Также они практиковали вегетарианство, так как унаследовали от орфизма учение о переселении душ.

Гипотеза Пифагора о математическом устройстве Вселенной стала очень популярной среди учёных — ей вдохновлялись Ньютон, Кеплер, Эйнштейн. Эта гипотеза подтверждается даже в современных научных исследованиях. Если мы посмотрим на квантовую механику, описывающую наш мир на микроуровне, то увидим, что там твердый материальный мир рассыпается на чистые математические абстракции: гильбертово пространство, комплексные числа, волновые уравнения Шредингера, тензоры и линейные операторы.

Основные идеи и учения Платона

Обсуждая
тему идеального состояния, которой Платон давно занимается, он затрагивает
вопрос о «идеальных» людях, обладающих определенными качествами и
получивших необходимую подготовку. Их «правильное» поведение
обеспечивало функционирование и поддержание всей политики, причем особую роль
здесь, естественно, играли философы и воины. Во многом их характер и сознание
формировались благодаря специальному образованию — недаром Платон придавал ему
такое значение — но тем более зависел от характера души образованного народа, а
Платон ввел некую евгенику. Даже Сократ в своей V. книге
«Государства» говорит, что лучшие мужчины должны объединиться с
лучшими женщинами, чтобы работать на лучших детей, а худшие наоборот, с
худшими, и что потомство лучших должно быть образованным, а потомство худших —
нет, потому что это «развращает» гражданскую команду. Забота о
выполнении этой заповеди — жеребьевка — должна переходить к правителю-философу.
Все эти меры должны привести к сохранению гармонии в политике Платона и ее
нерушимости.

По словам Взвода, в человеке есть три вещи:

  1. разумный.
  2. злой.
  3. сон.

 Идеальный человек, думал Платон, это человек с
разумным началом, который победит. Платон верил, что люди могут знать правду,
но только избранные, идеальные люди могут быть носителями правды.

Заключение

Платон – один из великих мыслителей античности. Его творчество обогатило духовную культуру всего человечества.

Так как основу учения Платона составлял философский идеализм, то совершенно естественно, что наибольшее впечатление Платон всегда производил на мыслителей, склонных к идеализму. В учении Платона они видели образец для собственных идеалистических построений и гипотез.

Другая сторона содержания философии Платона, ставшая источником длительного философского влияния, заключалась в его диалектике. Идеалистическая диалектика Платона – предшественница идеалистической диалектики Гегеля, её философский первообраз. Не будь диалектики Платона, не было бы той формы, в какой в начале19 в. в Германии явилась диалектика Гегеля.

Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения.

Платон – один из тех правдоискателей и героев мысли, которые становятся вечными спутниками человечества и современниками всё новых и новых эпох и поколений людей в их непрекращающихся поисках истины и справедливости, в неустанном стремлении к более разумной и совершенной жизни.

Можно во многом не соглашаться с их виденьем мира, государственного строя, законом общества, морали и души. Но нельзя не согласиться, что в истории было множество примеров таких государств не во всем, но во многом они похожи на то, что описывали Сократ и Платон. Соглашаться или нет это вопрос вторичный. Можно, что-то принимать, а в чем-то быть яростным противником.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector