Аристотель: биография, учения, философия

Учитель Александра Македонского

В 338 году Аристотель отправился домой в Македонию, чтобы начать воспитывать сына царя Македонии Филиппа II, тогда еще 13-летнего Александра Македонского. Филипп и Александр оба высоко ценили Аристотеля и гарантировали, что власть Македонии щедро вознаградит его за работу.

В 335 г. до н. э., когда Александр завоевал Афины, Аристотель вернулся туда. В Афинах все еще была сильна Академия Платона, которой теперь управлял Ксенократ.

С разрешения Александра Македонского Аристотель основал свою собственную школу и называл ее Лицей. Начитая с этого периода, Аристотель провел большую часть своей жизни, работая учителем, исследователем и писателем в Лицее в Афинах, вплоть до смерти своего бывшего ученика Александра Македонского.

Поскольку Аристотель, как известно, имел обыкновение расхаживать по школьной площадке во время урока, его ученики, вынужденные следовать за ним, получили прозвище «перипатетики», что означает «люди, которые перемещаются, путешествуют». Лицеисты изучали предметы, начиная от математики и философии, кончая политикой, и почти все смежные дисциплины. Искусство было также популярной областью интересов. Члены Лицея записывали свои умозаключения. Таким образом, они создали массивную коллекцию письменных материалов школы, которая по оценкам древних получила звание одной из первых великих библиотек.

Когда Александр Македонский внезапно умер в 323 г. до н. э., про-македонское правительство было свергнуто, и в свете настроений против Македонии Аристотелю было предъявлено обвинение за его связь со своим бывшим учеником и македонскими властями. Чтобы избежать преследования и казни, он покинул Афины и бежал в Халкиду на острове Эвбея, где он оставался до своей смерти в 322 г.

Труды Аристотеля

За свою жизнь философ написал множество разнообразных сочинений. Некоторые из них недостаточно целостные: одна часть произведения тщательно подготовлена к выходу в свет, другая напоминает недоработанный набросок. Несмотря на эти недостатки, его труды оказали огромное влияние на многие области знаний. До наших дней сохранилась лишь часть его работ. Наиболее известные из них: «Поэтика», «Риторика», «Метафизика», «Никомахова этика», «Политика».

Философские идеи

Учёный считал, что науки можно объединить по принципу общности. Главное, определить цели познания. Опираясь на похожие свойства, он выделил несколько категорий.

  • Теоретические. Науки, которые основаны на получении знаний, и существуют только ради этого. К ним учёный относил физику и математику, а также теологическую философию или метафизику.
  • Практические. Области знаний, направленные на изучение особенностей поведения человека, используемые в личной и общественной жизни. Философ причислял к ним этику и политику.
  • Поэтические. Науки, в основе которых лежит творческая деятельность людей. Излюбленные риторика и поэтика, относятся именно к этой категории, как и большинство видов искусства.

Философ был противником универсальных теорий об устройстве мира и утверждал, что каждая вещь уникальна. Он критиковал труд Платона о разделении формы и материи. В своём сочинении «Метафизика» он подчёркивает, что эти понятия едины, и выдвигает четыре причины всего сущего.

  1. Материя — разнообразие вещей, которые объективно существуют. Она вечна, нерушима и состоит из пяти стихий: огня, воды, воздуха, земли и эфира.
  2. Форма — сущность превращения вещей из материи.
  3. Действующая причина — сила, из которой появляется всё сущее.
  4. Цель — причина возникновения вещи.

Предметом исследований учёного выступала и логика. Он создал её основы, опираясь на утверждение о том, что знание должно быть достоверным и надёжным. Размышляя над философскими проблемами, Аристотель кратко сформулировал логические законы.

  1. Тождество. По которому во время рассуждений объект не меняет своего значения.
  2. Противоречие. Анализируя проблему, не стоит возражать самому себе.
  3. Исключение третьего. Верным будет только один из представленных вариантов, другого не дано.

Политическое устройство

Учение о государстве было очередным камнем преткновения в отношениях философа и его наставника. Платон говорил о совершенном политическом строе, в котором всё, включая имущество и семью человека, было бы общим. Аристотель, краткая биография которого отражает его любовь к свободе и идейной обособленности, подвергал эту концепцию критике, настаивая на том, что она приведёт к непременному крушению государства. Он считал необходимым защищать личные права, моногамию и частную собственность, но при этом поддерживал рабство.

В сфере политики учёный видел человека, как существо общественное. Поэтому качество его жизни зависело от государственного строя. Аристотель разделил политическое устройство на две группы исходя из целей правителей.

  1. Правильный. Общее благосостояние жителей — это главная задача строя. К ним он относил монархию, аристократию и политию (форма, при которой правит средний класс, соблюдая умеренность во всех вопросах).
  2. Неправильный. Все действия направлены на улучшение жизни правящего класса. Учёный выделял среди них тиранию, олигархию и демократию (последнюю как отрицательную форму политии).

Поэтическая наука

Ораторское искусство привлекло философа ещё до академии. Его интерес к риторике привёл к созданию нескольких сочинений на эту тему. В них он рассматривал разнообразие речей, взаимодействие автора с аудиторией и звукоизвлечение.

Учёный считал умения общаться с публикой неотъемлемой чертой уважающего себя человека. Он разделил речь на три вида.

  1. Совещательная. Главная цель — склонить аудиторию к принятию нужного оратору мнения.
  2. Судебная. Основа — эмоциональное воздействие на людей, решающих исход дела.
  3. Эпидейктическая. Хвалебная или осуждающая речь.

Трагическими потерями и противоречиями наполнены сообщения об Аристотеле. Его биография кратко отражает события, оказавшие влияние на человечество. В поисках информации об учёном люди на протяжении многих лет обращаются к энциклопедиям и историческим книгам, или к электронным источникам, таким как википедия. Множество рефератов и мини-докладов написаны учениками всех возрастов. Великий естествоиспытатель внёс неоспоримый вклад в развитие науки и оставил свой след на страницах истории.

Чем известен Аристотель

Как отец западной логики, Аристотель был первым, кто разработал формальную систему рассуждений. Он заметил, что дедуктивная обоснованность любого аргумента может определяться его структурой, а не содержанием, например, в силлогизме: все люди смертны.

Сократ — мужчина, следовательно, Сократ смертен.

Даже если содержание аргумента было изменено с Сократа на кого-то другого из-за его структуры, до тех пор, пока предпосылки верны, тогда вывод также должен быть верным. Аристотелевская логика доминировала до появления современной логики высказываний и логики предикатов 2000 лет спустя.

Акцент на веские доводы служит фоном для других исследований Аристотеля. В своей натурфилософии Аристотель сочетает логику с наблюдением, чтобы делать общие, причинные утверждения. Например, в своей биологии Аристотель использует понятие видов, чтобы сделать эмпирические утверждения о функциях и поведении отдельных животных. Однако, как показывают его психологические работы, Аристотель не является редуктивным материалистом. Вместо этого он думает о теле как о материи, а о психике как о форме каждого живого животного.

Хотя его естественнонаучная работа прочно основана на наблюдениях, Аристотель также признает возможность знания, которое не является эмпирическим. В своей метафизике он утверждает, что должно существовать отдельное и неизменное существо, являющееся источником всех других существ. В своей этике он считает, что только достигнув совершенства, можно достичь эвдемонии, своего рода счастья или блаженства, составляющих лучшую человеческую жизнь.

Аристотель был основателем лицея, школы в Афинах, Греция. И он был первым из перипатетиков, его учеников из лицея. Работы Аристотеля оказали огромное влияние на античную и средневековую мысль и продолжают вдохновлять философов по сей день. Хотя наш главный древний источник о жизни Аристотеля, Диоген Лаэртский, имеет сомнительную надежность, очертания его биографии заслуживают доверия. Диоген сообщает, что грек, отец Аристотеля, Никомах, был частным врачом македонского царя Аминта.

Новаторство Аристотеля как учёного

Аристотель ярко выделялся среди своих предшественников. ОН был первым, кто стал писать, как учёный-профессионал. Он тот, кто начал систематизировать свои рассуждения и разделять на рубрики изложение своих идей.

Ключевыми аспектами новаторской деятельности Аристотеля является его критическое отношение к платоновским идеям и теориям. Как ответ он выдвинул собственную доктрину универсалий. Со временем можно было наблюдать, как Аристотель и Платон стали противоположностями друг другу в отношении их воззрений.

Пример 1

Для платоновского учения характерна мистикорелигиозная окраска, а в идеях Аристотеля преобладает здравый смысл и систематизация знания. Платоновским идеям характерно преклонение перед математикой и полное отсутствие интереса к эмпирическим явлениям, а Аристотель питал особую страсть к эмпирическим наукам и разложению на классы различных феноменов. Математика Аристотеля мало волновала.

Аристотель во многом противостоял идеям Платона. Он даже выдвигает ряд аргументов против концепций платоновских идей.

Пример 2

Из самых ярких аргументов – аргумент «третьего человека»: если человек является человеком, потому что он похож на идеального человека, то должен быть ещё более идеальный человек, на которого похожи и обыкновенный человек, и идеальный человек.

Логично говорить о том, что в основе критики Аристотеля лежит здравый смысл, а критика это кажется вполне адекватной и очевидной

Однако важно сказать и о том, что аристотелевская теория тоже не так ясна

Основные события

Бо́льшую часть своей жизни Аристотель провёл в Афинах. Его путь в науку начался с академии Платона, а завершился созданием собственной школы. Великий философ был знаменит своими сочинениями, сложными отношениями с учителем и приближённостью к Александру Македонскому.

Ранние годы

Точная дата рождения Аристотеля неизвестна. Он появился на свет между июлем и октябрём 384 или 383 года до нашей эры в городе Страгире. Его отец Никомах был врачом и представителем одного очень древнего семейства. Поэтому Аристотеля обучали с самых ранних лет. Такова была традиция благородных домов тех времён. Никомах был автором сочинения по натурфилософии и написал несколько книг по медицине. Их содержание привело к развитию у юного грека интереса к биологии.

Родители будущего философа умерли, когда он был ещё подростком. Дальнейшим воспитанием мальчика занялся Проксен, муж старшей сестры Аристотеля. Он позаботился о том, чтобы полноценное обучение мальчика продолжилось. Отношения будущего учёного и его опекуна были тёплыми и дружественными. И после смерти кормильца, благодаря заботе Аристотеля, семья Проксена ни в чём не нуждалась.

Академия Платона

В семнадцатилетнем возрасте юноша прибыл в Афины. Уже тогда у него начали формироваться собственные идеи. Некоторые из них возникли в процессе освоения риторики до знакомства с будущим учителем и повлияли на его важные труды.

На протяжении двадцати лет Аристотель находился в академии Платона. Взаимоотношения наставника и его ученика были противоречивыми. Последний бывал дерзок и непочтителен, критикуя идеи Платона и прерывая его рассказы. Однажды их столкновение привело к тому, что философ стал избегать своего воспитанника.

https://youtube.com/watch?v=c2w5fxz581Q

Жизнь после Афин

В 347 году до нашей эры Платон умер, после чего Аристотель и Ксенократ, верный ученик ушедшего философа, покинули Афины.

Греки прибыли в город Ассос на побережье Малой Азии, правителем которого был тиран Гермий, и пробыли там три года. Тиран уважал Аристотеля и часто слушал его лекции. Гермий боролся с владычеством Персии на греческих землях, за что был убит. Для Аристотеля это был настоящий удар. Потеря друга и союзника в восстановлении независимости родных земель заставила философа спешно покинуть город и укрыться на острове Лесбос. Вместе с ним сбежала и Пифиада, приёмная дочь тирана. Она была племянницей Гермия и смерть опекуна сблизила её с Аристотелем. Брак с Пифиадой принёс философу дочь, названную именем матери.

Воспитание Александра

Около 340 года до нашей эры учёный прибыл в Македонию, по приглашению Филиппа II. Правитель предложил Аристотелю стать наставником своего сына Александра. Будущему царю было около четырнадцати лет, когда философ начал обучение. Аристотель преподавал ему множество наук, но особую любовь принц питал к поэзии Гомера. «Илиада» стала для Александра источником вдохновения, как и Ахиллес его героем.

Правитель Македонии хорошо платил Аристотелю, чтобы тот ни в чём не нуждался. Философ продолжал заниматься различными науками, развивая свои концепции.

Убийство Филиппа II в 335 году положило конец наставничеству. Александр стал царём и больше не нуждался в учителе. Став правителем, он способствовал открытиям своего воспитателя. По его распоряжению Аристотелю привозили всевозможные виды растений и животных для исследований.

Появление Ликея

Вернувшись в город, Аристотель создал школу вблизи храма Аполлона Ликейского, от которого та получила своё название. Ликей славился садами, рощами и крытыми галереями для прогулок. Поэтому последователей философа стали называть «перипатетиками», от греческого обозначения хождения.

В школе Аристотеля преподавали не только философию, но и другие науки. Представители Ликея изучали физику и астрономию, историю и географию. В первой половине дня занятия проводились для более осведомлённых учеников. После них посетить лекцию могли менее подготовленные воспитанники.

В это время умерла его первая жена. В честь Пифиады он построил мавзолей, где мог оплакивать её смерть. Через два года Аристотель вступил в брак с бывшей рабыней Герпеллидой. Она родила ему сына, названного Никомахом.

Незадолго до смерти Македонского его отношения с наставником ухудшились. Александр возомнил себя богом и казнил всех несогласных с этим, в том числе и Каллисфена, ставшего историографом при дворе.

В 323 году до нашей эры после смерти царя началось восстание в Афинах. Аристотеля обвинили в неуважении к богам, назвав причиной стихи написанные за два десятка лет до этого. Настоящим поводом для гонений могла быть приближённость к ненавистному царю.

Краткая биография Аристотеля

Аристотель родился в 384 г. до н.э. в городе Стагира, на северо-западном побережье Эгейского моря. Отцом Аристотеля был Никомах, придворный врач Аминты III, царя Македонии. Аристотель остался без родителей в раннем возрасте. Он получил образование в Атарни у Проксенов, его родственника. В возрасте восемнадцати лет он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где пробыл до самой смерти Платона около 347 г. до н.э. Во время работы в Академии Аристотель изучал философию Платона, его сократовские и презократовские источники и многие другие дисциплины. Видимо, Аристотель преподавал риторику и другие предметы в Академии. Не исключено, что работы по логике были написаны в этот период его творчества.

Примерно в 348-347 гг. до н.э. преемником Платона в Академии был Специпп, с которым у Аристотеля были натянутые отношения, что вынудило его покинуть Академию, хотя Аристотель впоследствии продолжал считать себя платонистом. С 355 года он жил сначала в Ассе, в Малой Азии, под покровительством тирана Атарнея Гермии. Последний предложил ему отличные условия для работы. Аристотель здесь женился на некой Фиаде — не на той дочери, не на той приемной дочери, не на племяннице Гермии, а по некоторым сведениям — на наложнице. Три года спустя философ отправился в Митилену на острове Лесбос. Это произошло незадолго до или сразу после смерти Гермии, которая была вероломно захвачена в плен и распята персами.

Гермий был союзником македонского царя Филиппа II, отца Александра, и поэтому, возможно, именно благодаря Гермию Аристотель получил приглашение в 343 или 342 г. до н.э. занять должность наставника молодого наследника престола, которому тогда было 13 лет. Аристотель принял предложение и переехал в Пеллу, столицу Македонии. Мало что известно о личных отношениях между двумя великими людьми. Судя по имеющимся у нас посланиям, Аристотель понимал необходимость политического объединения небольших греческих общин, но стремление Александра к мировому господству не привлекало его. Когда Александр взошел на престол в 336 г. до н.э., Аристотель вернулся к себе на родину, в Стагиру, а через год вернулся в Афины.

За это время изменилась природа мышления и идей Аристотеля. Часто его идеи вступали в прямой конфликт с взглядами преемников Платона в Академии и некоторыми положениями его собственного учения. Этот критический подход нашел свое выражение в диалоге «О философии» и в ранних разделах сочинений, дошедших до нас под условными названиями «Метафизика», «Этика» и «Политика». Чувствуя идеологическое расхождение с учением, преобладающим в Академии, Аристотель предпочел основать новую школу в северо-восточном пригороде Афин — Лицее. Целью лицея, как и Академии, было не только преподавание, но и независимые исследования. Здесь Аристотель собрал вокруг себя группу одаренных студентов и помощников.

Аристотель и его ученики сделали много важных наблюдений и открытий, которые оставили значительный след в истории многих наук и послужили основой для дальнейших исследований. Им помогли образцы и данные, собранные в далеких походах Александра. Однако директор школы все больше и больше посвящал себя фундаментальным философским проблемам. Большинство сохранившихся философских произведений Аристотеля были написаны в этот период.

В 323 г. до н.э. Александр внезапно умер, и волна антимакедонских демонстраций прокатилась по Афинам и другим греческим городам. Позиция Аристотеля была поставлена под угрозу его дружбой с Филиппом и Александром, а также четко выраженными политическими убеждениями, которые вступили в конфликт с патриотическим энтузиазмом городов-государств. Под угрозой гонений Аристотель покинул город, чтобы, как он сказал, предотвратить, как он сказал, афиняне во второй раз совершили преступление против философии (первый раз это была казнь Сократа). Он переехал в Халкиду на острове Эвбея, где находилось поместье, унаследованное от матери, и где он умер после короткой болезни в 322 году до н.э..

Интересный факт: Есть мнение, что Аристотель, имевший очень сложные отношения не только с македонскими правителями, но и с афинскими патриотами, не только отравил Александра Македонского, но и сам отравился волчьими палочками, о чем сообщает Диоген Ляэртиус.

Аристотелевская теория универсалий

Только на первый взгляд может показаться, что аристотелевская теория универсалий достаточно проста, но это не совсем так. В языке бывают имена собственные и прилагательные. Предметы, лица, которые обозначаются именами собственными, являются единственным предметом или лицом, к которому применимо данное имя.

Пример 3

Солнце, Луна, Россия, Пушкин – это единственные в своём роде. Невозможно найти другие вещи, которым подойдёт данное обозначение.

Обратная сторона теории Аристотеля в том, что существуют имена такие, как «птица», «лошадь», «человек» и они могут быть применимы ко многим вещам и лицам. Основная проблема универсалий в значении именно таких слов. Такая же ситуация и с прилагательными типа «жёлтый», «тёплый, «овальный» и т.п. Всё, что обозначено именем собственным, является субстанцией. То, что можно обозначить прилагательным типа «смертный» или каким-то общим словом типа «человек», является универсалией. Субстанция есть это, иными словами она обозначает конкретную отдельную вещь. Однако универсалия есть такое, что значит, что она указывает на род, к которому эта вещь относится. Универсалия не является субстанцией, потому что она не есть «это». Согласно воззрениям Аристотеля, универсалия на существует самостоятельно, она наличествует в отдельных вещах.

Кроме этого Аристотель поднимал проблему различия формы и материи в метафизике.

Пример 4

В ситуации, когда человек делает бронзовый шар, бронза является материей, а шаровидность есть форма. Говоря о спокойном море, можно заметить, что вода – это материя, а гладкость является формой.

Аристотель обращает своё внимание на то, что именно благодаря форме материя приобретает очертания определённой вещи, и это есть субстанция вещи. Полагаясь на мысли Аристотеля, можно говорить о том, что вещь должна быть ограничена и её граница как раз и составляет форму

Сложное для понимания и восприятия утверждение Аристотеля о том, что душа является формой тела. Логично только то, что форма не означает очертание. Система Аристотеля предполагает, что душа есть то, что делает тело единым организмом, который может обладать единством цели и специфическими чертами. Очевидно, что основная цель глаза заключается в том, чтобы видеть, но он не может видеть, если он отделён от тела. Исходя из этого, можно сделать вывод, что видит не сам глаз, а душа с помощью глаза. Аристотель исследует душу в связке с телом.

Замечание 1

Аристотель высмеивает теорию пифагорейцев о переселении душ.

Мыслитель выдвигает идею о том, что душа погибает вместе с телом, потому что они связаны как материя и форма.

Аристотель утверждает, что разум – это часть души, которая наименьшим образом связана с телом. Разум понимает математику и философию. Объекты познания разума имеют абстрактный образ и они вне времени, в силу этого он и сам вне времени. Душа выступает как двигатель тела, поэтому она способна реагировать на чувственные предметы. Ей характерны силы типа питательной, ощущающей, разумной и движущей. Как следствие обладание разума высокой функцией мышления. От этого он имеет бессмертное состояние в отличии от тела и души.  

Философские идеи Аристотеля

Его считают универсальным ученым, человеком энциклопедических знаний, который изучал логику, этику, психологию, физику, биологию, математику. Он изучал место, которое философия занимает среди наук. Под философией Аристотель понимал комплекс научных и теоретических знаний о действительности. Среди основных идей, которые в своем учении разрабатывал Аристотель, стоит отметить:

  • Человеческое мышление и мир – сложные, многосторонние явления.
  • Суть человеческого мышления – самый главный предмет философии как науки.
  • Существуют понятия «первая философия», под которой Аристотель понимал метафизику, и «вторая философия», ставшая потом физикой. Метафизику интересует только то, что существует всегда и везде. Любопытно, что метафизика – это все сочинения, написанные Аристотелем после произведения «Физика». Термин «метафизика» использовал не сам философ, а его ученик Андроник, дословно это слово так и переводится «после физики».
  • Все сущее состоит из двух начал – материи и формы, которая является действующим и ведущим элементом.
  • Бог – это источник всего творческого и всего активного. Также Бог – это цель, к которой все сущее все время стремиться.
  • Душой обладают и люди, и растения, и животные, у которых душа имеет чувства. У растений душа – стимулирует рост. У людей душа обладает разумом.
  • Душа бестелесная, это форма живого тела, но не его внешняя форма, а внутренняя. Душа неотделима от тела, из-за чего не существует переселение душ.
  • Бог и первоматерия определяют границы мира, а также задают их.

В политической сфере Аристотель понимал человека как общественное животное. Его сферу жизни формируют государство, общество и семья. Государство у философа – это государственный деятель, который управляет людьми так, как того требуют обстоятельства, заботясь об их духовном, моральном и физическом развитии. Для государства самыми лучшими формами могут быть только:

  • Аристократия.
  • Монархия.
  • Умеренная демократия.

Обратными негативными сторонами таких государственных форм считаются охлократия, тирания и олигархия.

Существующие науки Аристотель поделил на три группы:

  • Поэтические, способные внести в жизнь человека прекрасное.
  • Теоретические, обучающие знаниям. Это математика, физика и первая философия.
  • Практические, отвечающие за поведение человека.

Благодаря Аристотелю в науке появилось понятие «категория». Философ выделял такие категории, как материя, которая рождается из первоэлементов; форма; время; цель; время, бытие; дедукция и индукция.

Аристотель считал, что знания человек получает, основываясь на собственных ощущениях, опыта и умений. Все эти категории можно проанализировать и сделать потом выводы (умозаключения). Знания человек получает только тогда, когда может применить их на практике. Если этого не происходит, то такие знания стоит называть мнение.

Отделяя зерна от плевел

Не имею приборов и инструментов, Аристотель попытался выйти за пределы мира, доступного ему в ощущениях, путем умозаключений. Его космологические построения наивны и ошибочны. Никто уже всерьез не относится к надлунному и подлунному миру, а его «эфир» превратился в устойчивое выражение или обозначает вполне материальную субстанцию. Мы отбросили его геоцентрическую модель вселенной и апологию рабства. Однако современный человек должен помнить об Аристотеле как о человеке, который вывел варварские народы из хаоса диких эмоций и тьмы невежества. Так взрослый сын с почтением относится к старушке матери, которая не знает и сотой доли того, что знает он, но которая сделала все, чтобы он смог принять эти знания.

Тысячи средневековых и современных исследователей творчества Аристотеля греются в лучах его славы. Сотни скандальных публицистов пытаются прославить себя, выискивая темные пятна в его биографии или ошибки в его теориях. Но что бы ни говорили апологеты и недоброжелатели, ничто уже не может остановить величавую поступь прогресса, причиной и перводвигателем которого был гениальный мыслитель из Стагир.

Аристотелевская физика

Аристотель выдвинул много теорий в физике, которые сегодня называются аристотелевской физикой. Эти теории считались правильным объяснением многочисленных явлений на протяжении почти двух тысячелетий. Только после работ таких ученых, как Коперник, Галилей, Декарт и Ньютон, было доказано, что аристотелевская физика была неправильная и нежизнеспособная. Например, Коперник и Кеплер установили, что Земля вращается вокруг Солнца, в то время как Аристотель утверждал, что Солнце вращается вокруг Земли. Телескоп Галилея ясно показал горы и кратеры на Луне, доказывая ошибочность аристотелевской идеи о безупречно совершенной гладкой Луне. Эксперименты Галилея далее доказали, что скорость, с которой что-то падает на землю, не зависит от его массы, в то время как Аристотель считал, что более тяжелые объекты падают на землю быстрее, чем более легкие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector