Феноменология в контексте философского учения эдмунда гуссерля

Последние годы жизни Гуссерля

Дальнейшая судьба философа складывалась следующим образом. Приход к власти нацистов способствовал тому, что Гуссерль как еврей был освобождён от преподавательской деятельности. Ему было запрещено заниматься философской деятельностью и участвовать в различных конгрессах. Но несмотря ни на что немецкий философ Эдмунд Гуссерль, биография которого свидетельствует о большом трудолюбии, не уехал из Фрайбурга. Оставшись один, так как дети уехали из города, он умер от плеврита.

Его ученикам и овдовевшей супруге оказал помощь Герман Лео Ван Бред, благодаря его стараниям вдова осталась на свободе и уехала из города, а труды учёного были спасены от конфискации и возможного уничтожения.

Доминанты его мышления[править | править код]

Философская эволюция Гуссерля, несмотря на страстную его преданность одной идее (а может именно благодаря этому), претерпела немало метаморфоз. Однако неизменным оставалась приверженность к следующему:

  1. идеал строгой науки,
  2. освобождение философии от любых предпосылок,
  3. радикальная автономия и ответственность философствующего,
  4. «чудо» субъективности.

Очевидно, что эти доминирующие положения взаимосвязаны. Не удовлетворяясь строгостью логических и дедуктивных наук и усматривая в их неумении и нежелании поворачиваться к проблемам ценности и смысла в силу их ограниченности позитивными фактами главную причину кризиса науки и всего человечества, Гуссерль апеллирует к философии, способной, по его мысли, восстановить утраченную связь с глубочайшими человеческими заботами. Радикальная строгость, которая при этом подразумевается, есть попытка дойти до «корней» или «начал» всего знания, избегая всего сомнительного, непроверяемого и принимаемого на веру или по привычке. Причём решившемуся на такое предстоит глубокое понимание своей ответственности, которую невозможно препоручить кому бы то ни было, и которая, тем самым, требует полной научной и моральной автономии исследователя. Как писал Гуссерль, «истинный философ не может не быть свободным: сущностная природа философии состоит в её крайне радикальной автономии»

Отсюда и внимание к субъективности, к неустранимому и фундаментальному факту сознания, осознающего собственное бытие и бытие других.
Надо сказать, что жизнь и научная деятельность Гуссерля полностью соответствовали самым строгим требованиям автономности личности, критицизма мысли и ответственности перед эпохой. Эти сильные его качества импонировали многим его ученикам, в плодотворном сотрудничестве которых и сложилось т.н

феноменологическое движение. И хотя никто из них в силу тех же требований долго за Гуссерлем не следовал, все они сохраняли неизменное уважение к тому, кому они были обязаны началом своего мышления.

Значение[править | править код]

Трудно даже предположить, в каких областях современной философии, и шире методологии гуманитарных наук не нашла отклика и продолжения хотя бы одна из гуссерлевых мыслей и интуиций. А между тем ещё не издано многое из его, особенно позднего, наследия. Поэтому не случайно уместной здесь будет цитата, в которой Гуссерль вспоминает о своем учителе Брентано — как пророческая самооценка и как предвидение дальнейшего хода феноменологического движения:

Здесь невозможно решить, как долго его методы и теории сохранят свое место. Конечно, его темы получили успех у других в форме, отличной от его собственной. Но они вновь доказали свою исконную продуктивную силу и жизнеспособность. Конечно, это происходило не к его удовлетворению, так как сам он … был уверен в своей философии. Его внутренняя уверенность в том, что он находится на верном пути и является основателем единственной научной философии, была непоколебимой. Придать завершенную форму этой философии в рамках систематической фундаментальной доктрины, которую он считал надежной — именно это он ощущал как свое внутреннее призвание и призвание свыше. Я назвал бы его абсолютно лишенное сомнений убеждение в своей миссии основным фактом его жизни. Без этого невозможно понять его личность и, следовательно, невозможно вынести справедливое суждение о самом человеке.

Начало деятельности Эдмунда Гуссерля как философа

Рождённый 8 апреля в обычной еврейской семье мальчик изначально начал развивать свои математические способности. Его отец занимался продажей шляпок. Эдмунд Гуссерль был вторым в семье среди остальных детей. Посещал реальное училище, после перешёл учиться в гимназию. Со временем под влиянием некоторых личностей понял своё истинное предназначение и занялся изучением философии. Его первые работы были посвящены математике, затем появлялись труды, относящиеся к философии.

На путь философа его подтолкнул Массарик. Общаясь не только с философами, но и с психологами, Эдмунд Гуссерль начинает заниматься изучением психологических феноменов. И внедрять их в философию, тем самым открывая новое и донося собственные мысли в массы.

На становление Эдмунда Гуссерля как философа повлияли следующие учёные и их труды: Юм, Кант, Лейбниц, Декарт и многое другие. Смешивая психологические знания и философские, он раскрывал всему миру нечто новое, неизведанное до сих пор.

Эдмунд Гуссерль: феноменология философа

Основная тематика многих трудов философа — это феноменология. Это учение о феноменах, которые воспринимаются сознанием, как возникновение смысловых образов предметов и действий. Переход к идеализму нового типа. Все началось со слов «назад, к самим вещам», своеобразное противопоставление присущему в то время возврату к философии Гегеля или Канта и др. Феноменология Гуссерля — это обращение к опыту познающего сознания. То есть это возврат человеческой мысли к тому, что было до появления всех теорий и направлений. А именно к осознанию и пониманию того, что чувствует, видит и осязает человек во время изучения мира.

Гуссерль предлагал вернуться к пониманию мира, когда структура ещё только создаётся, и мир не наполнен ненужными связями и объектами понимания мира, именно так, полгал он, может открыться истинный смысл.

Мир — это не что-то осязаемое, это всего лишь феномен сознания, который представляет собой основу всех дальнейших действий. Душевная жизнь не подлежит никакому анализу. Это как организм, который можно рассматривать внешне сколько угодно, но для того чтобы понять сущность, нужно будет вернуться к истокам. К тому, с чего все начиналось.

Феноменология положит начало прямой философской интуиции и совместно с ней породит такую науку, которая получит ответы на все вопросы, не прибегая к анализам и доказательствам.

Феноменологический метод позволяет постичь суть вещей, а не то, что вещь вообще собой представляет.

Lebenswelt

Поздний Гуссерль называет эту сферу ноэтического мышления Lebenswelt – жизненный мир. Lebenswelt – это наша матрица, в которой все люди пребывают большую часть времени, а некоторые из них способны выйти за пределы галлюцинации. Но не дуализм мышления интересует феноменологию Гуссерля, но жизненный мир. Как рыцарь Тевтонского ордена, он хочет ворваться в наивный мир дикарей, чтобы структурировать его, но мир этот – тот самый Lebenswelt, который наполняет глубины человеческой психики. Чтобы сделать сферу рационального подлинно рациональной. Но сфера подсознания (жизненного мира) настолько огромна, что Гуссерль теряется. Кроме того, жизненный мир способен быть агрессивным, имитируя рациональное мышление. Безумие гитлеровского рейха большинством соотечественников философа воспринимается как норма. Но страшнее всего то, убеждается Гуссерль, что точно такие пласты «непродуманного идиотизма» (по выражению Дугина) таит в себе любая другая европейская нация, готовая, при случае, погрузиться во мрак средневекового невежества.

Основные труды Гуссерля

Первые труды, как уже упоминалось ранее, были посвящены математике и логике, так как изначально основное направление учёного было как раз математическим. Самые значимые работы философа:

  • «Философия арифметики», вышедшая в 1891 году.
  • «Логические исследования» публиковались в 1900 году, и дополнение вышло в 1901. Именно эта работа стала основополагающей для нового направления в науке под названием феноменология.

В дальнейшем Эдмунд Гуссерль книги и труды посвятил философской науке, и в частности отрасли феноменологии. Эти труды были опубликованы:

  • «Философия как строгая наука» (1911 год). Гуссерль занимался преподавательской деятельностью в Гёттингене и имел на своей стороне множество единомышленников.
  • «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии», труд вышел в 1913 году.

В дальнейшем публикуется труд, отредактированный лучшим учеником Гуссерля — Мартином Хайдеггером. Он называется «Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени». Опубликование его произошло в 1928 году.

Затем один за другим вышли следующие труды учёного:

  • «Формальная и трансцендентальная логика», которая была напечатана в 1929 году.
  • «Картезианские размышления». Были опубликованы на французском языке в 1931 году.
  • «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», которая вышла в 2 частях в 1936 году. Полное издание произошло уже после смерти учёного в 1954 году.

Многие работы философа переведены на русский язык.

Конец западного логоса

Западноевропейский логос проделал изумительный пируэт, выпрыгнув из хаоса античной мифологии, пролетев через средневековое богословие и философию Нового времени, и, наконец, достиг своей кульминации в феноменологии. Так считает профессор А.Г.Дугин, который долгое время занимался Хайдеггером, а значит, и Гуссерлем. Подходя к концу этого пути, Франс Брентано, учитель Гуссерля, вычленяет интенциональность, как процесс, предшествующий действию логических операций. Интенциональность – это свойство высшей физиологии человека, отвечающее за узнавание. Брентано указывает на то, что в аристотелевской логике этот этап мышления проскакивается, а между тем без него никакое мышление невозможно. Если мы не соотнесем зримый нами предмет с чем-то, уже присутствующем в нашем опыте, мы просто не заметим этот предмет. Так это происходит у дикарей.

На конце интенционального луча сосредоточены все наши представления об этом предмете, и только теперь начинается работа логики. У нее только одна задача – убедиться, соответствует ли этот существующий вне нас предмет тому представлению, с которым луч нашего намерения (интенции) подошел к пределам этого предмета. Таким образом, логика соотносит объективную реальность предмета с нашим субъективным о нем представлением. Брентано называет этот процесс конституированием трансцендентной реальности предмета. Гуссерль подхватывает эту идею, присваивая двум процессам названия, соответственно: ноэзис (интенциональное мышления) и дианоя (собственно, логическое мышление). Он вводит еще один древнегреческий термин – ноэма – то, что является содержанием нашего интенционального акта, которым и оперирует подавляющее большинство обычных людей, погруженных в свой маленький, пищеварительный мир.

Основные даты из жизни великого философа

  • В 1876-1878 году в университете Лейпцига занимался изучением астрономии, физики, математики.
  • В 1882 году защитил диссертацию «К теории вариационного исчисления».
  • В 1884-1886, приходя на лекции, которые проводил Бретано, понял, что должен заниматься философией, а не математикой.
  • Преподавательская деятельность философа длилась с 1887 по 1928 годы. С 1887 по 1901 годы преподавал в университете Галле, с 1901 по 1916 — в университете Гёттингена, и 1916-1928 годы — в университете Фрайбурга, где возглавил кафедру Риккерта.
  • Последующие годы был изолирован и отстранён от деятельности преподавателя.

После смерти был найден архив Гуссерля. Он насчитывал более 40 000 листов неизданных рукописей. Впоследствии он был тайно перевезен в Бельгию. Там основали специальный архив, в котором хранили рукописи. Полное их опубликование проводится в собрании сочинений учёного.

Биография

Семейство чешского еврея Адольфа Абрахама Гуссерля не бедствовало. Торговля дамскими шляпками приносила стабильный доход, что позволило отцу философа в 1855 году организовать мануфактуру. Эдмунд был вторым из четырех детей в этой благочестивой семье, говорившей на идиш. Отец не жалел денег на образование сына. Эдмунд окончил реальное училище в Вене, затем поступил в государственную гимназию в городе Ольмюце. В 1876 году он начал учебу в одном из лучших университетов Германии – Лейпцигском. Обширна сфера его интересов, но по-настоящему он полюбил математику, которую продолжил изучать в Берлинском и Венском университетах. В Вене в 1882 году Эдмунд защитил диссертацию на тему «К теории вариационного исчисления», после чего с чистой математикой было покончено.

Учителем Гуссерля по философии станет Франс Брентано, который откроет для него смысл интенциональности и подвигнет к созданию собственного учения. В своей первой публикации «Философия арифметики» Гуссерль еще занимается проблемами математики, но в «Логических исследованиях» он уже подступает к своей главной теме – феноменологии. В 1886 году умирает отец философа, и теперь можно стать настоящим немцем. Гуссерль принимает протестантизм, затем женится и устраивается преподавателем в Галльском университете (Саксония-Анхальт).

Эдмунд Гуссерль: основные идеи философии

За основу в своих работах Гуссерль брал именно принцип созерцательности. Очевидное в его философии являлось важнейшим принципом. То есть то, что изучается, должно быть на виду, не скрыто ничем, оно не должно требовать применения никаких научных знаний при непосредственном изучении.

Большая роль отводилась именно чувственному созерцанию, то есть это восприятие человеком всего, что его окружает. Основой его философии является не только созерцание реальных объектов, но и созерцание сущности.

Философия — это наука, которая в качестве основного постулата использует идею единства всего сущего, и объясняет с его помощью все основные понятия.

Феноменология действует при помощи редукции. Понятие феноменологической редукции — это освобождение сознания от наивности при взгляде на окружающий мир. То есть происходит отключение от реального мира, и затем при помощи трансцендентальной редукции осуществляется переход к чистому сознанию.

Фундаментальное свойство сознания — это способность быть направленным на объект. Это может быть не только реальный объект, но некая сущность или какое-либо значение. Таким образом и проявляются различия между реальным и интенциональным в сознании (ноэзис и ноэма). Ноэзис — это направленность и придание смысла, а ноэма — сам смысл.

При тщательном изучении феноменологической редукции раскрываются составляющие смысла (ноэмы). То есть то, из чего он состоит, и его взаимосвязь с сознанием.

По аналогии восприятия себя и другого объекта идёт процесс причисления себя к тому же миру, в котором живут те, с кем себя сравнивает субъект, приписывая при этом собственные свойства и ощущения объекту сравнения.

Вся философия учёного опирается на теорию познания. И все его труды исследования пронизаны проблематикой гносеологии.

Философия Гуссерля

Основные цели и методы философии Гуссерль раскрывал в своём труде «Логические исследования». В нем он определяет также и объект исследования — это, в его понимании, знание и познания в науке. А целью философии является построение науки о науке.

Гуссерль в своих исследованиях придерживался того, чтобы исключить из сознания догмы и теоретические знания, вернуться к самым истокам. К тому, с чего все начиналось, к философии без навязанных идей. Недостаточно просто знать о том, что происходит с вещами или что происходило с ними

Важно знать о сути вещи. Это он и пытался привнести в свои труды

Эдмунд Гуссерль, немецкий философ, призывал всех к отказу от каких-либо установок, принятых в обществе. Есть только предмет без какой-либо смысловой привязки. Необходимо только откинуть все ненужное, чтобы понять истинную суть. Например, нельзя судить о религии только по тому, что делается, и во что верят люди, необходимо разобраться в том, что представляет собой религиозность в общем смысле этого слова. То есть понять, с чего именно все начинается и как происходит.

Невозможно кратко описывать суть философии Гуссерля, так как для точного понимания всех нюансов и тонкостей требуется детальное изучение его трудов. Основа его философии — это обращение к истокам, корням, то есть самому началу.

Феноменология в его трудах появляется не сразу, но после первого провозглашения идеи она присутствует во всех его последующих трудах.

За пределами нашей ограниченности

Уже в первой своей работе (Философия арифметики) он выражает сомнение в позитивистской мудрости «самой точной из наук». Имея дело с количественными отношениями, математика рискует оказаться безжалостным палачом качественного разнообразия. В «Логических исследованиях» он критикует психологизм логики, согласно которому наше мышление базируется на навыках восприятия нашими органами чувств. Гуссерль отказывается видеть реальность с позиции «собственной колокольни», предлагая выйти за пределы утилитарных представлений. Для этого нужен трансцендентный субъект, то есть, такой, вышедший из скорлупы обыденности наблюдатель, который может услышать то, что хочет сказать наблюдаемый им предмет. «Назад к вещам», провозглашает философ. Никаких предубеждений и научных концепций. Чистая онтология пережитого должна служить нам ориентиром.

Физики и биологи повинуются своим принципам, но философия должна иметь собственную научную строгость и не обслуживать другие науки. Необходимо восстановить утраченную ценность бытия и смысл, данный нам свыше. Философия как наука в силе и вправе постулировать интер-субъективность как ту единственную предпосылку, способную заменить все другие абстрактные построения нашего разума. Великий Гете научил Гуссерля удивляться проявлениям бытия, не вскакивая каждый раз в поисках линейки или весов. Простое созерцание предметов, хорошо знакомое эллинам, подчас приводит к великим научным открытиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector