Понятия дуализма в разных течениях и теориях

Содержание:

В дуализм Это концепция, которая подразумевает, что два элемента объединены в одном и том же. Обычно упомянутые элементы могут быть противоположны или дополнять друг друга, образуя единое целое. Дуализм в философии — это направление, противоположное монизму. Монисты склонны придерживаться позитивистского мышления.

В случае религии можно говорить о добре и зле, которые противоположны, но вместе они создают реальность. Однако в другом смысле мы можем говорить о таких дополнениях, как разум и тело, объединение которых составляет личность.

В последние годы возник дуализм, выраженный в течениях, известных как критический реализм, посредством которых социальные явления анализируются и интерпретируются с учетом вмешательства индивида в изучаемое событие.

Для дуалистов это единственное течение, которое содержит необходимые инструменты для приближения к реалиям общества, в которое вмешиваются люди, поскольку, интегрируя индивидуальный элемент, вопрос нельзя рассматривать с точки зрения, которая стремится подавить это. субъективность.

В дуализме обычно делаются описания конкретных проблем, а не точные и универсальные объяснения.

Дуализм в философии

Дуализм в философии – это основополагающее явление, основанное на представлении о двойственности всех элементов. В понимании людей или согласно физическим законам все в мире имеет противоположность. Философия стала первой наукой, которая усматривала «двойственность» в различных областях. Предпосылками появления данной теории можно считать определение Платоном двух миров – действительности и идей. Последователи античного мыслителя называли свои «противоположности»:

  1. Р. Декарт являлся одним из самых известных последователей дуалистической позиции. Бытие он делил на мыслящую и протяженную материи.
  2. Немецкий ученый Х. Вольф описывал дуалистов, как людей, допускающих существование двух субстанций: материальной и духовной.
  3. Его последователь М. Мендельсон называл телесную сущность и духовную.

Дуализм — «за» и «против»

Как и всякое учение, дуализм имеет своих последователей и противников, не приемлющих и опровергающих данную теорию, особенно с точки зрения человеческой природы. В защиту приводятся представления о душе, которая после гибели тела переживает все на свете. Также аргументами в пользу теории может стать несводимость некоторых элементов и феномены, которые возможно объяснить лишь сверхъестественным характером человеческого ума. Критика дуализма оправдана следующим:

  1. Простота поставленного вопроса и суждений о духе и теле. Материалисты верят лишь в то, что видят.
  2. Отсутствие объяснений и доказательств.
  3. Нервная зависимость умственных способностей от работы мозга.

Для понимания мира нормально существование нескольких различных позиций, даже диаметрально противоположных. Но признание двойственности некоторых вещей во Вселенной – это разумно. Две половины одной природы – добро и зло, мужчина и женщина, разум и материя, свет и тьма – являются частью целого. Они не противоборствуют, а уравновешивают друг друга и взаимодополняют.

Примечания[править | править код]

  1. Hart, W.D. (1996) «Dualism», in A Companion to the Philosophy of Mind, ed. Samuel Guttenplan, Oxford: Blackwell, pp. 265-7.
  2. ↑ .
  3. Fr. John Hardon’s Modern Catholic Dictionary, Eternal Life.
  4. Popper, Karl. 1945/1966. The Open Society and Its Enemies, Vol. 1, Fifth Edition. Princeton: Princeton University Press.
  5. Crane, Tim; Patterson, Sarah (2001). «Introduction». History of the Mind-Body Problem. pp. 1—2. the assumption that mind and body are distinct (essentially, dualism).
  6. Armstrong, D. M. (1968). A materialist theory of the mind. London: Routledge & Kegan Paul.
  7. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.: «Рудомино», СПб.: «Университетская книга», 1997

Дуализм у Платона

Одним из первых мыслителей, затронувших эту тему, был Платон в Афинах в V веке до нашей эры.

Афинянин разделил вселенную на два мира: нематериальный, состоящий из идеализированных концепций, мир Формы, и один из реальных, материальных и материальных вещей, мир Чувства.

В мире Формы населяло только то, что было чистым, идеальным и неизменным. Красота, добродетели, геометрические формы и вообще знания — вот элементы, принадлежащие этому миру.

Душа, как вместилище знания, и будучи бессмертной, тоже была частью мира Формы.

В мире Чувства было все составное, реальное и изменчивое. Красивое, добродетельное, которые являются осязаемыми представлениями форм и всего, что может быть воспринято чувствами, принадлежало этому миру. Человеческое тело, которое родилось, выросло и умерло, было его частью.

Согласно философу, душа была единственной вещью, которая могла перемещаться между двумя мирами, поскольку она принадлежала к полю Формы и дал жизнь телу при рождении, став частью мира Чувства.

Но душа покинула тело в момент смерти, став сущностью, снова принадлежащей миру Формы.

Кроме того, в его работе ФедонПлатон постулировал, что существование всего начинается с противоположного. Красивое должно было родиться из уродливого, медленное — из быстрого, справедливое — из несправедливого, а великое — из малого. Они были взаимодополняющими противоположностями.

Дуализм в религии, философии и физике

Поскольку впервые данный термин появился именно в отношении к религии, и сейчас многие верующие, даже сами того не осознавая, используют закон дуализма о двух началах. Если брать такую древнейшую религию, как зороастризм, то увидим, что одним из его основополагающих учений есть борьба добра и зла. Мудрый Господь и Злой Дух как нельзя лучше демонстрируют дуализм. Это и древнекитайское учение про инь и ян, и положения древнегреческого орфизма, и иудаизм с его верой в демонов, и некоторые христианские ереси (гностицизм, манихейство, богомильство).

В философии противопоставляются дух и материя, душевное и телесное в человеке, и в то же время предпринимается попытка решить проблему взаимодействия физической и психической субстанций. Начиная с Канта, дуализм становится не просто набором хаотичных идей и предположений, а философией разума со своей структурой.

В современной физике этот термин применяется к обозначению противоположных свойств у какого-либо объекта, в качестве описания явлений, обладающих кардинально отличающимися свойствами, и в случае наличия взаимоисключающих условий в формулировке физического закона.

Дуализм в философии

Для дуализма характерен тезис «материя и сознание» — это два первоначала, которые существуют автономно.

В философии термин «дуализм» имеет целое множество применений. Основная идея заключается в том, что в предмете суждения существуют две основные категории принципа, которые принципиально разные.

Например, мысль и мозг (или разум и тело). Эта дискуссия о дуализме обычно начинается с допущения реальности физического мира, затем продолжается с аргументами о том, почему ум не может рассматриваться как часть физического мира.

Дуализм Декарта

В своей известной философской работе под названием «Размышления о первой философии» (1641 г.) Рене Декарт говорит о дуализме. В шестом размышлении он определяет разум как то, что думает. А тело (противопоставляется разуму) — это протяжённость в пространстве, оно не может думать само по себе.

И лишь тело, а не ум, описывается предикатами, которые обозначаются полностью измеримыми качествами, т. е. только тело может стать объектом научного изучения.

Основные типы дуализма

Субстанциальный дуализм

Ещё он называется картезианский дуализм. Его сторонники утверждают, что разум является независимо существующей субстанцией, т. е. ментальная часть не распространяется в пространстве, а материальная не может мыслить сама по себе.

Декарт защищал этот тип дуализма. Одновременно эту идею можно встретить и в большинстве теологий (объединение религиозных доктрин), которые повествуют о том, как бессмертные души продолжают своё существование в другом мире, что отличается от нашего, физического.

Пропетивный дуализм

Его последователи утверждают, что сознание — это не отдельная субстанция, а группа независимых свойств и они появляются из мозга. Психические свойства появляются только тогда, когда материя сформирована должным образом (как организован человеческий организм).

Пропетивный дуализм делится на:

  • интеракционизм — допускает возможность материальных последствий из-за ментальных причин, таких как желания (и наоборот: ментальных последствий из-за материальных причин);
  • окказионализм — все взаимодействия между материальным и нематериальным были вызваны вмешательством Бога, ведь материальная основа взаимодействия между ними невозможна;
  • параллелизм / психофизический параллелизм — ментальные причины вызывают только ментальные последствия, а физические причины — только физические последствия, но Бог создал заранее установленную гармонию, таким образом кажется, будто одно приводит к другому;
  • эпифеноменализм — ментальные события не имеют физических последствий; физические события могут вызывать другие физические события, но и ментальные, а ментальные не вызывают ничего.

Предикатный дуализм

Для того, чтобы осмыслить мир требуется более одного предиката (как описывается предмет суждения). Наш психологический опыт не может быть уменьшен до физических предикатов естественных языков.

Гносеологический (эпистемологический) дуализм

Это точка зрения в эпистемологии и гносеологии, согласно которой мир, что мы видим нашим сознанием, является только его миниатюрной виртуальной копией, а не реальностью.

Дуальность мира

В этой дуальности существует идея противоположностей мира, говорится о двух сторонах одной медали: добре и зле, свете и тьме.

Например, такая человеческая черта как упрямство, можно расценивать как характеристика, приносящая и хорошее, и плохое. Плоха она тем, что такой человек обычно очень категоричный и агрессивный. Хороша она тем, что в поставленных целях он упрямо будет идти до самого конца.

Человек сам, своим же разумом и создаёт эти дуальности.

Методологический дуализм

Методология понимается как один из аспектов, которым занимается эпистемология. То есть гносеологический дуализм соответствует его методологии, качественной и столь же дуалистической. Однако последний фокусируется на линиях, которые служат ориентирами в расследовании.

В социальных науках есть дисциплины, которым удалось ограничить свою методологию монистическим течением, но те, кто выбирает дуализм, заявляют, что к социальным явлениям можно подходить только с учетом фактора контекста.

Модальность исследования, реализующая дуалистическую методологию, применяется к социальным явлениям. Таким образом, будет разработан подход к ним через описание, на которое влияют интерпретация и особая казуистика.

Поскольку человеческий фактор задействован как переменная, невозможно рассматривать явление как объективную ситуацию, но на него влияют обстоятельства и окружающая среда. Эта ситуация оставляет монистический подход без необходимых инструментов для исследования этого явления.

Некоторые из инструментов, которые использует методологический дуализм, — это интервью, включенное наблюдение, фокус-группы или анкеты.

Однако, несмотря на одинаковые условия, если два человека работают параллельно над исследованием социального явления, их результаты могут отличаться.

Задний план

Идея дуализма существует в философии долгое время. Это видно, например, у Пифагора, который предлагает противопоставление между пределом и неограниченным или между четными и нечетными числами.

Идея дуализма стала популярной среди греков, как и в случае с Аристотелем, который предположил существование хороший и из зло, хотя эти представления ранее использовались в подобных теориях.

Другие, заинтересованные в выдвижении дуалистических предложений, были членами группы философов, известных как атомисты.

Но дуализм сформировался благодаря постулатам Платона, в которых он говорил о мире Чувства и из Формы. Первым он давал отрицательные характеристики, а второй тяготел к совершенству.

Именно неоплатоники отвечали за создание моста между двумя мирами, предложенного Платоном, через доктрина эманации. Эта теория неоплатоников приписывается Плотину и Проклу, и в ней было заявлено, что все вещи в мире происходят из потока изначального единства.

Однако в то время не зародилось ни слово «дуализм», ни современная концепция этого философского направления.

Позже католицизм и святой Фома Аквинский поддержали эту теорию, чтобы подтвердить тот факт, что в конце времени души воссоединятся с телом, которое им соответствует, и смогут участвовать в Страшном суде.

Дуализм — соционика

В ХХ веке швейцарский психиатр Карл Юнг ввел в психологию понятие «психических функций». Это характеристики индивидуальных процессов, которые в зависимости от типа личности преобладают в человеке. Дуализм Юнга в том, что всякая индивидуальность, особенно творческая, являет собой двойственность – синтез парадоксальных свойств, но в зависимости от характера превалируют следующие черты-функции:

  • мышление;
  • чувство;
  • ощущение;
  • интуиция.

В учениях психиатра принципы «дуальности» интерпретируются интересным образом, и вытекающая из них концепция типов личности носит название соционика. Научное течение рассматривает понятие «дуальных отношений», при которых оба партнера являются носителями дополняющих друг друга типов личности. Это могут быть брачные, дружеские и прочие связи. Один дуал психологически совместим с другим, их отношения идеальны.

Литература[править | править код]

  • Любимов А. А. // Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001.
  • Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. — М.: Мысль, 1989. — Т. 1. — 654 с. — ISBN 5-244-00022-5 5-244-00023-3.
  • Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. — М.: Мысль, 1994. — Т. 2. — 633 с. — ISBN 5-244-00022-5 5-244-00217-1.
  • Попов И. Н. Метафизика абсолютного дуализма: оратория преодоления. — Барнаул: Азбука, 2010. — 290 с. — 200 экз. — ISBN 978-5-93957-396-2.
  • Энциклопедия символов / сост. В. М. Рошаль. — М.: АСТ, 2005. — 1007 с. — 5100 экз. — ISBN 985-13-5049-4.
  • Riparelli E. Il volto del Cristo dualista. Da Marcione ai catari. — Bern; Berlin; Bruxelles; Frankfurt am Main; New York; Oxford; Wien: Peter Lang, 2008. — 368 с. — ISBN 978-3-03911-490-0.

История возникновения термина

Предпосылки дуализма можно найти еще в античные времена, когда известный всем Платон выделял два мира: идей (чувственных вещей) и действительности, но поскольку наука тогда только зарождалась, четкого представления о нем не сформировалось. Уже в Новое время французский ученый Рене Декарт разграничивал дух и материю. По его мнению, дух способен мыслить, а материя – только растягиваться во времени.

Понятие «дуализм» первоначально в богословии употреблялось в отношении к религиозным представлениям о борьбе между хорошим Богом и плохим Сатаной – этот термин был введен в 1700 году Томасом Хайдом. Спустя чуть больше тридцати лет в связи с бурным развитием философии немецким ученым Ф. Вольфом данный термин был использован для обозначения двух противоположных по своей сути субстанций: духовной и материальной. Значительно позже понятие начали употреблять в физической науке, например, при характеристике частиц и античастиц и многое другое.

Что подтверждает правильность дуализма?

Второй аргумент за дуализм – это несводимость. Она предполагает разнообразие психических явлений, которые не могут быть подвержены нефизическому объяснению. Ярким примером этого может быть качество и смысловое содержание человеческих мыслей и убеждений. Эти вещи не могут быть сведены к чисто физическим терминам, следовательно, их нельзя свести.

Последний аргумент – это парапсихологические феномены. Психические силы, такие, как телепатия, предвидение, телекинез, ясновидение практически невозможно объяснить в пределах физики и психологии. Эти явления отражают нефизический и сверхъестественный характер ума, который дает ему дуализм.

Ссылки

  1. Селларс, Р. У. (1921) Эпистемологический дуализм vs. Метафизический дуализм. Философское обозрение, 30, вып. 5. стр. 482-93. DOI: 10.2307 / 2179321.
  2. Салас, Х. (2011).Количественные исследования (методологический монизм) и качественные (методологический дуализм): эпистемический статус результатов исследований в социальных дисциплинах. Лента Moebio No 40, стр. 1-40.
  3. БАЛАШ, Н. (2015). О ДУАЛИЗМЕ И МОНИЗМЕ В АНТРОПОЛОГИИ: ДЕЛО КЛИФФОРДА ГЕРЦА. Департамент антропологии Даремского университета. Anthro.ox.ac.uk Доступно по адресу: anthro.ox.ac.uk .
  4. Британская энциклопедия. (2019).Дуализм | философия. Доступно на: britannica.com .
  5. Робинсон, Х. (2017).Дуализм (Стэнфордская энциклопедия философии). Plato.stanford.edu. Доступно на: plato.stanford.edu .
  6. Янноне, А. (2013).Словарь мировой философии. Нью-Йорк: Рутледж, стр.162.
  7. En.wikipedia.org. (2019).Федон. Доступно на: en.wikipedia.org .

Дуализм в религии[править | править код]

Термин дуализм использовался с 1700 г. для характеристики иранского учения о двух духах и понимался как признание двух противоположных начал. Впоследствии ученые пришли к выводу о том, что дуалистические мифы широко распространены и имеют множество вариантов на всех культурных уровнях и во многих религиях.

В теологии дуализм обычно означает дитеизм (или битеизм), то есть убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой, другой добрый; один покровительствует порядку, другой — хаосу.

Хотя дитеизм/битеизм подразумевает моральный дуализм, они не равнозначны, так как битеизм/дитеизм подразумевает (по крайней мере) двух богов, в то время как моральный дуализм не подразумевает никакого «теизма» вообще.

Дитеизм/битеизм в религии не обязательно предполагает, что она не может быть одновременно монистической. Например, зороастризм, являясь ярким представителем дуалистических религий, содержит в то же время монотеистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога. Такие религии как зурванизм, манихейство, и мандеизм все были представителями дуалистических философий, но также и монистическими религиями, так как в каждой есть верховный и трансцендентальный Первый Принцип, из которого две равные, но противоположные сущности произошли.

Это также верно для известных гностических сект, таких как богомилы, катары и так далее. Их верования можно сравнить с маркионизмом, который утверждал, что Старый и Новый Заветы были работой двух разных враждующих богов, ни один из которых не был выше другого (оба были Первым Принципом, но разных религий).

Антропологический дуализм

Антропологический дуализм уходит своими корнями в то, что предлагал Декарт: у людей есть разум и тело. Тогда только соединение обоих аспектов может сделать человека целостным.

У теории картезианского дуализма было много других философов в качестве последователей в ее мировоззрении, как это было в случае с Локком и Кантом. Однако именно Такотту Парсонсу удалось придать ему форму, подходящую для изучения социальных наук.

Человек включен в два основных аспекта своего развития. Это в первую очередь связано с обширное разрешение, это имеет прямую связь с социологией и осязаемой системой, в которой взаимодействует индивид, то есть социальной системой, в которой он действует.

Но также люди на базовом или индивидуальном уровне погружаются в res cogitans которая называется «ментальной субстанцией» и связана с окружающей ее культурой, насколько это касается антропологии.

Тем не менее картезианский дуализм оказывает большое влияние на видение современной антропологии, которая пытается разграничить различия между физическим и идеальным, например, путем отделения ритуала от веры.

Дуализм

Главный фундамент теории дуализма, который известен сегодня, исходит из того, что Рене Декарт предложил в своей работе. Метафизические медитации.

Согласно Декарту, разум — это мышление или res cogitans; ее сопровождает тело, которое существует физически и то, что она назвала обширное разрешение. Согласно его подходу, у животных не было души, поскольку они не думали. Отсюда известная фраза: «Я мыслю, следовательно, существую».

Но только в 1700 году термин «дуализм» был впервые введен в употребление в книге под названием История Religionis Veterum Persarum, написанный Томасом Хайдом.

Постулаты Декарта послужили основой так называемого «картезианского дуализма», лежащего в основе всех ветвей современного дуализма. Это применяется в разных науках, особенно в социальных.

Подходы Декарта использовались такими философами, как Локк и Кант, для подкрепления своих собственных теорий. Последний, например, показал в своих предложениях разницу между «чистым разумом» и «практическим разумом».

Эпистемологический дуализм

В области познания существует также гносеологическая ветвь, которая напрямую связана с подходами течения дуализма.

Эпистемологический дуализм обычно связывают с качественным исследованием, которое позиционирует его как альтернативу эпистемологическому монизму, на котором основаны течения количественных исследований.

В настоящее время эпистемологический дуализм превратился в так называемый критический реализм, который отделен от реализма, относящегося к метафизическому, хотя он продолжает подвергаться критике за достоверность полученных на его основе знаний.

На комментарии монистов об эпистемологической остроте дуализма ответил философ Рой Вуд Селларс, заявивший в тексте, что для критических реалистов объект не выводится, а утверждается.

Селларс также пояснил, что для дуалистов знание вещи — не вещь; напротив, он объяснил, что знание берет элементы внешней природы объекта во взаимодействии с данными, которые оно предлагает, то есть диалогической реальностью.

Для эпистемологического дуализма знание и содержание не одно и то же, но он также не предназначен для создания фиктивных причинно-следственных отношений в явлениях, а скорее для того, чтобы знать данные и их отношения с объектом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector