Двунадесятые праздники. общие понятия о них

Содержание:

История празднования

Согласно Преданию, Дева Мария родилась в Иерусалиме.

Но в РПЦ распространена версия, которой повсеместно придерживался святитель Димитрий Ростовский, что Ее появление на свет Божий случилось в Назарете, где и проживали ее родители Иоаким и Анна.

Рождение Богородицы

Итак… К северу от Иерусалима в горной области около Эздрелонской долины лежал небольшой городок Назарет. Ничем знаменательным этот град, как и его жители, не прославился, поэтому среди евреев существовало мнение о том, что из Назарета ничего доброго не может происходить.

Но в этом городке проживала супружеская чета, именно их Бог избрал быть родителями Матери Спасителя Мира. Выходец из царского рода и дочь первосвященника, Иоаким и Анна, были людьми зажиточными, имели богатство, прислугу и хозяйство. Но это не помешало им благоговейно относиться друг к другу, вести богобоязненное житие, проявлять дела милосердия. За эти качества горожане очень любили благочестивое христианское семейство.

Другие праздники Рождества:

  • Рождество Иоанна Крестителя
  • Богослужение на Рождество Христово

Но супругов очень удручало отсутствие детей, к тому же в те времена это являлось знаком наказания (гнева) Божиего. Но супруги не роптали, они постоянно умоляли о даровании им радости в жизни в виде долгожданного малыша, хотя в их преклонных летах рождение чада в принципе уже и не представлялось возможным.

Весть Ангела

Однажды Иоаким удалился в пустыню, дабы усиленно молиться и держать строгий пост. Праведная супруга, признав в себе вину бесчадия, сильно скорбела и стала еще усерднее молиться Богу о даровании дитя. И тут случилось чудо — Ангел Господний спустился с Небес и возвестил ей о том, что мольба услышана Создателем и скоро свершится зачатие, от которого в семье родится дочь, благословенная, выше всех земных дочерей, и велел дать ей имя Мария.

Этот же Ангел явился к Иоакиму. Он возвестил ему о скором рождении дочери. В ответ праведный муж пообещал, что если так и случится, что Анна родит дочь, то он непременно отдаст ее на служение Богу.

Праведник направился в Иерусалим, где у золотых ворот его ожидала Анна, вместе же они вернулись в Назарет. А по истечении срока чревоношения женщина произвела на свет дочь, которую родители нарекли Марией, как и велел Ангел.

Иоаким устроил грандиозное застолье, на которое было созвано множество народа. Во время пира отец поднял Дочь и испросил священников благословить ее.


Рождество Богородицы. Фреска Джотто

Что такое Малая пасха или день Господень?


В Евангелие от Марка 16:2 говорится, что днем, соответствовавшим началу сотворения мира, стал восьмой день недели или «день Господень». Этот же день для христиан стал означать начало нового творения. В русском языке название этого дня говорит о событии, которое произошло в этот день — воскресение, первый день недели.

Поэтому сейчас именно у православных христиан каждое воскресенье считается праздничным днем и почитается христианами, как «малая Пасха».

все значимее для верующих христиан становится воскресенье, рассказывающее о воскресении Христа из мертвых

Уже в 4 веке в Римской империи воскресенье было официально объявлено выходным днем, потому что большая часть населения приняла христианскую веру.

Самый главный календарный православный праздник


Еще один праздник, причем он же и самый главный праздник в христианском календаре отмечался практически в одно и то же время у иудеев и христиан, это Пасха. Время, когда вспоминаются страдания Христа и его чудесное Воскресение.

Других праздников в древней Церкви практически не было. И только со времени обретения христианской религией статуса государственной религии число праздников увеличилось. Становятся традиционными такие праздники как Рождество Христово и Крещение (Богоявление), а также Пасха и Вознесение.

К 6 веку число церковных праздников пополнилось празднованием различных событий из жизни Иисуса Христа, Богородицы и святых, а также даты знаменательных событий из истории церкви.

Как отмечают церковные праздники

Современные люди не всегда знают, как правильно провести праздничный день. Праздник — это не значит, что нужно ставить на стол спиртное. Церковные праздники проводят в молитвах и размышлениях о своей душе и Царствии Небесном. Желательно попасть на литургию, чтобы послушать проповедь священника.

Перед праздничными днями принято исповедываться, чтобы на праздничной литургии причаститься Христовых Тайн. Конечно, строгих правил для мирян не существует, но желательно придерживаться традиций и канонов церкви. Это будет способствовать очищению души и подготовке к встрече с Господом в свое время.

В эти святые дни нужно отстраниться от мирских развлечений, читать святое писание и молиться. Даже если праздник выпадает на рабочий день, нужно найти время хотя бы для вечерней молитвы. Не всегда верующие могут попасть в церковь на праздничную литургию, но всегда можно посмотреть трансляцию из Храма Христа Спасителя.

Двунадесятые праздники православной церкви, список

В современном мире довольно большое количество государств имеют тесно переплетенные народные, религиозные и культурные традиции. А соблюдение значимости и торжественности таких празднований не утратили свою значимость по сей день. Некоторые же двунадесятые православные праздники даже официально отмечаются во многих странах мира, а граждане освобождаются от работ и трудов.

Вот список наиболее чтимых великих православных празднований:

  • 7 января –Рождество Христово. Входит в число одних из самых главных празднований в христианской религии и официально провозглашен днем появления на свет Иисуса Христа.
  • Господнее Крещение или Богоявление отмечается в январе месяце 19 числа.
  • Господнее Сретение празднуется 15-го февраля и посвящается встрече с богоприемцем Симеоном, который с нетерпением ожидал Иисуса, Спасителя мира сего – сорокадневного младенца, которого впервые в церковь принесли родители для посвящения Господу.
  • Благовещение Божьей Матери отмечается в апреле месяце 7-го числа (по старому стилю 25 марта). В этот день Архангел Гавриил сообщил благую весть Богородице, о том, что ей преднамечено произвести на свет Спасителя.
  • Вербное воскресенье накануне Пасхи. В этот день православные христиане печалятся с осознанием того какие страдания и муки предстояло испытать Вседержителю в последующие дни. Также с этого дня начинается строгое воздержание именуемое Страстной неделей.
  • В четверг по прошествии сорока дней после Пасхи отмечается Господнее Вознесение, в честь дня, когда Вседержитель вознесся на небеса, но дал обещание возвратиться.
  • Святая Троица празднуется в воскресенье на пятидесятый день после Светлого Христового воскресенья.
  • Господнее Преображение (Яблочный спас) отмечают ежегодно в августе месяце 19 числа.
  • Успение Пресвятой Богородицы Марии празднуется 28 августа и считается символическим, днем смерти Пречистой Девы (в канонических текстах он не значится).
  • Воздвижение Креста Господнего празднуется 14 сентября, в честь поклонения Кресту, где Всевышнего постигли муки и смерть.
  • Рождество Небесной Царицы отмечается 21 сентября и является днем рождения Девы Марии, матери Спасителя.
  • Введение во храм Богоматери отмечают 21 ноября.

Лучшая статья для Вас, переходите: Православный праздник Воздвижение Креста Господня

Особые категории праздников

После Пасхи рассматриваемые нами праздники по своему статусу являются наиболее важными событиями церковного года и, ввиду ряда своих особенностей, подразделяются на определенные категории. Прежде всего их принято делить на Господские – установленные в память наиболее ярких событий земной жизни Спасителя, и Богородичные – относящиеся к Его Пречистой Матери, причем первая группа имеет более высокий статус.

Кроме того, установлено деление двунадесятых праздников на переходящие и непереходящие. К первой категории относятся те, чья дата ежегодно меняется ввиду того, что по своему содержанию они связаны с Пасхой, день празднования которой исчисляется по лунному календарю и постоянно «плавает». Их насчитывается три. Ко второй же категории относятся девять праздников, дата которых из года в год остается неизменной.

Общие понятия

Двунадесятые праздники разграничиваются в зависимости от:

  • содержания — Господские (Господние), Богородичные, дни святых;
  • торжественности церковной службы: малые, средние, великие;
  • времени празднования: неподвижные, подвижные

Для прославления Иисуса Христа установлены восемь дней, для почитания Девы Марии – четыре, вот почему одни называются Господскими, а другие – Богородичными. Пасха к таким торжествам не относится – это самое главное и прекрасное празднество. Если двунадесятые дни – как звезды, радующие людей своим мерцанием, то святейшая Пасха – как солнце, без которого жизнь на Земле невозможна, и перед блеском которого любые звезды меркнут.

Далее кратко расскажем про каждый двунадесятый праздник.

Значение и смысл праздников

Открывает литургический календарь Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник всегда отмечают 21 сентября, в день осеннего равноденствия. Верующие чествуют отца и мать непорочной Девы, через которую в мир пришел Спаситель. Это праведные Анна и Иоаким. Богородица почитается как Врата, через которые Сам Создатель пришел в мир, уподобившись внешне человеку. О рождении Богоматери было написано в ветхозаветных пророчествах.

Воздвижение Креста Господня отмечают 27 сентября, это тоже непереходящая дата. Праздник был положен в честь обнаружения креста, на котором был распят Христос. Произошло это знаменательное событие в 326 году, когда императрица Екатерина лично отправилась в экспедицию в Палестину. Во время раскопок нашли 3 креста. Когда к одному из них приложили больную женщину, она получила исцеление. Почему праздник носит название Воздвижение? Потому что во время литургии священники поднимают крест на обозрение всем верующим.

Введение во Храм Пресвятой Богородицы отмечают всегда 4 декабря. Во время праздника вспоминают события посвящения Богоматери Богу. Когда девочке исполнилось 3 годика, родители привели ее в Храм. Все присутствующие были удивлены, когда маленький ребенок самостоятельно взошел по крутым ступенькам внутрь помещения. Девочка жила в храме до 12-ти лет, после ее выдали замуж за престарелого праведника Иосифа.

Рождество Христово отмечают 7 января. В этот день Бог воплотился и пришел в человеческую цивилизацию как простой смертный. Родился Спаситель в обычной пещере, где содержался домашний скот, так как мест в гостинице не было. В те дни римский император устроил перепись населения, и все должны были явиться в Вифлеем. Вот в таких условиях появился на свет Спаситель мира. Ежегодно в память о Рождестве в церкви украшают Вертеп — имитацию пещеры.

Крещение Господне отмечают 19 января. В это время (в ночь на Крещение) вся вода становится святой и долгое время не портится. Верующие вспоминают события, когда пророк Иоанн Креститель крестил в реке Иордан самого Господа Бога. В этот момент на его плечо сел голубь, а с небес прозвучал глас: «Сей есть Сын мой возлюбленный».

Сретение Господне отмечают 15 февраля. Этот праздник посвящен встрече Нового Завета со Старым: Богомладенец Христос встретился с известным богословом Симеоном, которому было пророчество о встрече с Мессией. Праведный Симеон узнал Спасителя в маленьком Иисусе, и после этого смог спокойно предать Богу душу. Ему было сказано, что не умрет, пока не увидит Спасителя мира.

Благовещение Пресвятой Богородицы отмечают 7 апреля. В этот день верующие вспоминают, как архангел Гавриил принес весть о непорочном зачатии и рождении Богомладенца. Также архангел сказал Марии, каким именем следует назвать младенца. Девушка покорно приняла эту весть и выразила согласие стать Матерью Спасителя мира.

Преображение Господне отмечают 19 августа, этот день в народе называют яблочным Спасом. Народ несет в храм яблочки на освящение. Церковь вспоминает знаменательное событие, когда Иисус беседовал на горе Фавор с праотцами — Моисеем и пророком Илией. В момент беседы вся фигура Спасителя преобразилась, а лицо стало светиться небесным светом. Сияла даже одежда, которая была на Спасителе. Это событие подтвердило божественную природу Иисуса, в чем иногда сомневались его ученики под напором речей фарисеев и первосвященников иудейских. Трое учеников Христа видели его славу на горе Фавор, но Господь запретил им рассказывать об этом до момента своего воскресения.

Успение Пресвятой Богородицы отмечают 28 августа. В церковной традиции не принято говорить о смерти Богородицы: считается, что она просто уснула. По христианскому преданию Богородица воскресла на третий день после успения и вознеслась на небеса, как Иисус Христос, в новом теле.

Структура праздников[править | править код]

Кроме самого дня праздника, почти все двунадесятые праздники имеют дополнительные особые дни:

  • предпразднство — это дни, подготавливающие верующих к празднику;
  • попразднство — продолжение праздника;
  • отдание — заключительный день попразднства — на богослужении повторяется большинство песнопений праздничной службы.

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Все двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением:

  • Рождества Христова — 5 предпразднственных дней, в связи с тем, что Рождество — самый большой из двунадесятых праздников;
  • Богоявления — 4 предпразднственных дня, ибо Богоявление — второй после Рождества двунадесятый праздник;
  • Входа Господня в Иерусалим — нет ни предпразднства, ни попразднства в связи с началом Страстной седмицы;
  • Вознесения Господня — нет предпразднства, так как сам праздник стоит на следующий день после отдания Пасхи, которая выше всех праздников (праздников Праздник и Торжество из торжеств), поэтому предпразднство Вознесения «не помещается» на своё место;
  • Дня Святой Троицы — нет предпразднства.

Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим, или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе бо́льшую часть песнопений и молитв самого праздника.

Преходящие и непреходящие даты

В православном календаре можно встретить название «переходящие» и «непереходящие». Что это значит? К переходящим относятся нефиксированные даты: время празднования определяется положением луны на небосклоне. К непереходящим причислены праздники с фиксированной датой, например, Рождество и яблочный Спас. Рождество Христово мы всегда празднуем в один и тот же день — 7 января, как и Крещение — 19 января.

К двунадесятым праздникам причислены следующие даты:

Среди них к переходящим причислены:

  1. Вход Господень в Иерусалим;
  2. Вознесение Господне;
  3. День Святой Троицы.

Остальные праздники отмечают в один и тот же день.

Но где же среди перечисленных праздников Пасха? В церковном понимании этот день стоит выше всех по своей значимости и важности, поэтому не вписан в календарный круг. На иконе 12-ти праздников православных события Пасхи изображены по центру, а вокруг расположены события 12-ти праздничных дат

К первым переходящим праздникам причислен Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Эта дата отмечается ровно за неделю до Пасхальных торжеств. Время празднования определяется расположением луны на небосклоне. В 2020 году Вход Господень отмечается 12 апреля. Эти дни являются предпразднеством Пасхи. В Палестине не произрастает верба, поэтому Иисуса встречали пальмовыми ветвями, которые и явились символом этого праздника на Ближнем Востоке.

Вторым переходящим праздником является Вознесение Господне, которое отмечается ровно через 40 дней по светлому Христову воскресению. В 2020 году Вознесение выпадает на 28 мая. На третий день после распятия Иисус Христос воскрес в новом теле и являлся ученикам ровно 40 суток. После он вознесся на Небо в теле, о чем и вспоминают христиане в этот день. Вознесение показывает, что ожидает верующих христиан после физической смерти — обожение. Но для этого следует придерживаться заповедей Божьих.

Следующий переходящий день — Троица или Пятидесятница. Это событие происходит через 50 суток после воскресения, поэтому его еще называют Пятидесятница. Именно в это время Дух Святой спустился с небес, и ученики заговорили иными языками. В 2020 году Троица выпадает на 7 июня.

Господские и Богородичные праздники

В православном обиходе двунадесятые праздники иногда именуют Господскими и Богородичными. Эта классификация основана на содержании праздника, его основной идее. Господские праздники напоминают христианам о земном времени Иисуса Христа, а Богородичные — о жизни Пречистой Девы.

7 Господских праздников:

5 Богородичных праздников:

Рассмотрим внимательно смысл каждой даты, чтобы понимать, о чем идет речь на литургии.

Направленность народных традиций

Двунадесятые православные праздники – особые дни, которые посвящены главным событиям мирской жизни Христа и его матери Пресвятой Богородицы. Всего таких торжеств — двенадцать, потому и именуются они двунадесятыми. Еще тысячу лет назад возникла традиция их празднования, и сейчас они отмечаются во всем мире не только православными христианами, но и убежденными атеистами. Такая заинтересованность не случайна – именно церковные праздники (двунадесятые) выразительно и превосходно отражают обычаи и национальную культуру общества. На славянской земле они утверждались ступень за ступенью, отметая бесовскую обрядность и темные предрассудки и наполняясь элементами древнеславянских традиций. Становление их было длительным и сложным. Только благодаря Православной Церкви большинство таких торжеств сохранилось. Именно она, бранимая, запрещаемая и преследуемая более 8 десятилетий 20 века, взяла христианскую веру под защиту и сберегла народно-православное наследие.

Даты переходящих двунадесятых праздников по годам

Вербное Воскресенье — дата по годам

  • Вербное Воскресенье в 2015 году — 5 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2016 году — 24 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2017 году — 9 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2018 году — 1 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2019 году — 21 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2020 году — 12 апреля

Даты Пасхи по годам

  • Пасха, Воскресение Господне в 2015 году — 12 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2016 году — 1 мая.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2017 году — 16 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2018 году — 8 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2019 году — 28 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2020 году — 19 апреля.

Вознесение Господне — даты по годам

  • Вознесение Господне в 2015 году — 21 мая.
  • Вознесение Господне в 2016 году — 9 июня.
  • Вознесение Господне в 2017 году — 25 мая.
  • Вознесение Господне в 2018 году — 17 мая.
  • Вознесение Господне в 2019 году — 6 июня.
  • Вознесение Господне в 2020 году — 28 мая.

День Святой Троицы (Пятидесятница) даты по годам

  • Троица в 2015 году — 31 мая.
  • Троица в 2016 году — 19 июня.
  • Троица в 2017 году — 4 июня.
  • Троица в 2018 году — 27 мая.
  • Троица в 2019 году — 16 июня.
  • Троица в 2020 году — 7 июня.

Что значит двунадесятые праздники

Двунадесятые празднования представляют собой двенадцать православных христианских празднований, которые посвящены событиям из земного жития Вседержителя и Пречистой Девы. Все эти праздники относятся к числу великих празднований, однако все же уступают наиболее светлому и знаменательному – Пасхе. Сами же праздники могут быть как непреходящие, так и переходящие, причем к числу первых относятся девять торжеств, а к переходящим соответственно три.

Подобные празднования для истинно верующих христиан, которые регулярно посещают храм Божий и придерживаются всех постов имеют весомое значение, которые было предопределено еще в древние времена нашими предками, жившими во времена существования Богоматери и Сына Божьего.

Лучшая статья для Вас, переходите: Крещение ребенка правила, что нужно знать

Иконография великих празднований

Следует отметить, что все представленные празднования имеют свои символические образы. Божественный лик какого-нибудь из празднований, в честь которого была освящена церковь, на иконостасе может располагаться в местном ряду или же снизу во 2-м ряду.

В тех церквях где представлены все иконы двунадесятых праздников, в основном размещаются между местным и деисусным рядами.

Двунадесятые праздники – так называется цикл двенадцати важнейших годовых праздников русского православного литургического календаря.

Двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы. Пасха , как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

В двунадесятых праздниках выделяются Господские праздники, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, и Богородичные праздники, связанные с земной жизнью Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории: Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня. Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями). Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных (* примечание — Минея (греч. «месячник») – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий неподвижного годового богослужебного круга. Различаются Минея Месячная, Минея Праздничная и Минея Общая). Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной (*примечание — Триодь – (греч. трипесенный) – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга). На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития. В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

  • По плоти обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память святителя Василия Великого— 14 января
  • Рождество Иоанна Предтечи — 7 июля
  • Святых первоверховных апостолов Петра и Павла— 12 июля
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи— 11 сентября
  • Покров Пресвятой Богородицы— 14 октября

В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание. У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

Двунадесятые переходящие праздники

Это главное событие года для православных христиан. Полное церковное название праздника – Светлое Христово Воскресение. Торжество приурочено к воскресению Иисуса Христа после распятия.

Дата Пасхи исчисляется по лунно-солнечному календарю. Праздник отмечается в ближайшее воскресенье после первого полнолуния, которое случается после дня весеннего равноденствия. Дата приходится в период от 4 апреля до 8 мая.

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — воскресенье перед Пасхой. Праздник отмечается за семь дней до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого поста.

Православные чаще всего называют данное событие Вербным Воскресением и отмечают, когда до Пасхи остается неделя. Связано оно с пришествием Иисуса в святой город.

Вознесение Господне — отмечается на 40-й день после Пасхи.

Отмечают спустя 40 дней после того, как Пасха заканчивается. Ежегодно выпадает на четвертый день недели. Считается, что в этот момент Иисус во плоти явился к своему небесному Отцу, нашему Господу.

Троица (Пятидесятница) — Святая Троица празднуется на 50-й день после Пасхи.

Выпадает на 50 сутки за окончанием Великой Пасхи. Спустя 50 день от воскрешения Спасителя на Апостолов сошел Святой Дух.

Список 12 православных праздников

Перечень праздников в году представлен ниже:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы начинает как календарный год двунадесятых праздников, так и круг богородичных празднеств, и отмечается 8 сентября (21 сентября по нов. ст.). Это, по сути, день рождения Пресвятой Девы Марии у св. Иоакима и св. Анны. Данное событие было запечатлено на одноимённых иконах, а также в Священном Писании.
  2. Вторым в календарном году двунадесятых праздников идёт Воздвижение Креста Господня, которое празднуется 14 сентября (27 сентября по нов. ст.). Это празднество является очень важным для всего христианства, так как примерно в этот день несколько десятков веков назад был обретён крест, который Иисус Христос нёс на Голгофу – величайшая реликвия христианской церкви. После этого практически прекратилось гонение на христиан, и на несколько лет наступило мирное время.
  3. Не менее важным является Введение в храм Пресвятой Богородицы, которое значило, что св. Иоаким и св. Анна признают волю Бога и отдают свою единственную дочь Ему на служение. Данное событие в церкви празднуется 21 ноября (4 декабря по нов. ст.). Так же, как и Рождество, Введение получило своё отражение в иконах, а также в нескольких произведениях литературы.
  4. Одним из самых главных праздников по праву считается Рождество Христово, празднуемое церковью 25 декабря (7 января по нов. ст.). В этот день, согласно Священному Писанию, родился в пещере Господь Иисус Христос. Это событие запечатлено на многих иконах, а в литературе даже отведено отдельное место. Когда отмечается этот праздник, храмы могут проводить свои службы на протяжении целой ночи.
  5. Спустя тридцать лет после своего рождения, Господу было разрешено креститься (ранее нельзя было проповедовать, если проповедник некрещёный). Это событие — Крещение Господне — празднуется в церкви 6 января (19 января по нов. ст.). Оно входит в круг основных празднеств православной церкви, поэтому в этот день служатся специальные литургии.
  6. Ранее на сороковой день после рождения малыша-мальчика родители несли его в храм для того, чтобы посвятить Богу. Так и в жизни Иисуса Христа был такой момент, сейчас празднуемый церковью 2 февраля (15 февраля по нов. ст.). Так как он был первенцем, Иосиф и Мария без раздумий понесли его в храм, где уже около трёхсот лет его ждал старец св. Симеон Богоприимец.
  7. Спустя некоторое время после своего выхода из храма и жизни с обручником Иосифом, к Деве Марии приходит Ангел, который возвещает Ей о том, что Спаситель мира находится в Её утробе. Как правило, этот праздник празднуется 25 марта (7 апреля по нов. ст.). Хвалебные кондаки и молитвы произносятся за несколько дней до самого праздника.
  8. В последнее воскресение перед Пасхой церковь отмечает Вход Господень в Иерусалим, что значило добровольный приход Иисуса Христа на свою погибель.Точной даты празднования нет, это переходящее празднество, зависящее от Пасхи. По-другому этот день называют Вербным воскресением.
  9. Следующий праздник, который также зависит от Пасхи – это Вознесение Господне. Оно празднуется, как правило, через сорок дней и является очень важным для церкви. В этот день Господь вознёсся на небеса. С этого дня прекращается чтение тропаря «Господь воскресе из мертвых…».
  10. Другой, не менее важный праздник – День Троицы («Троица», в народе), по-другому именуемый как Сошествие Святого Духа на Апостолов или Пятидесятница. Отмечается на пятидесятый день после Воскресения Христова. Церковь празднует этот день как память о Святом Духе, сошедший на Апостолов и позволивший нести благую весть на многих языках.
  11. 6 августа (19 августа по нов. ст.) в церкви празднует Преображение Господне – день, когда перед тремя своими самыми близкими учениками, молящимися на горе, появился Иисус Христос. В народе этот праздник называется Яблочный Спас. Этот день завершает круг праздников Господа Иисуса Христа.
  12. Завершает календарный круг двунадесятых и богородичных праздников Успение Божией Матери – день, когда Пресвятая Дева Мария мирно уснула и отправилась на небеса к своему Сыну. Как правило, это празднество отмечается 15 августа (28 августа по нов. ст.). Это один из основных праздников, который знает каждый христианин.

Всего праздников у церкви очень много – ежедневно празднуются дни памяти самых разных святых, мучеников, преподобных, священномучеников, но эти двунадесятые праздники – наиболее важные в православном календарном году.

Значимость двунадесятых праздников в православии

Двунадесятые праздники для каждого верующего человека, регулярно посещающего старообрядческий храм и соблюдающего все посты, имеют важное значение. Данная важность была предопределена еще нашими далекими предками, со времен существования Богородицы и Исуса Христа

В большинстве современных государств традиции культурные, народные и религиозные переплетены между собой довольно тесным образом. Даже несмотря на функциональные возможности электронного века, мы пока не можем отказаться от исторического наследия, хранящего множественные чудеса, секреты и тайны. В России до 1925 года все двунадесятые праздники были также и государственными. Торжественность и соблюдение значимости таких праздников не утратило актуальности и в наше время. Некоторые из них официально отмечаются в большинстве стран мира, когда граждане освобождены от трудов и работ. Утверждение на законодательном уровне взаимодействия Государства и Церкви в очередной раз подтверждает эту теорию.

Рождество Иисуса Христа и Его Крещение

Следующим в списке двунадесятых праздников идет Рождество Христово, отмечаемое 25 декабря (7 января). Как известно, это торжество установлено в память величайшего события в истории человечества – воплощения от земной Девы Марии и Святого Духа Сына Божьего Иисуса Христа, явившегося в мир, чтобы Своей жертвенной кровью искупить первородный грех, обрекший на вечную смерть всех потомков Адама и Евы. Значение свершившегося было столь велико, что с этого дня человечество начало отсчет новой эры своего существования, и все исторические события стали делиться на те, что произошли до Рождества Христова (Р. Х.), и после него.

Также важное место среди двунадесятых праздников занимает Крещение Господне, отмечаемое 6 (19) января. В этот день все приверженцы православной веры вспоминают о том, как, приступая ко Своему земному служению, Иисус Христос был крещен в водах реки Иордан Своим Предтечей – святым Иоанном

В Евангелии говорится, что в тот момент сошел на Него Святой Дух в облике голубя, и глас Бога Отца, прозвучавший с небес, удостоверил, что именно Иисус является Его возлюбленным Сыном. Этот праздник называют также Богоявлением.

Какие праздники называют двунадесятыми?

Само определение «двунадесятые праздники» указывает на то, что их насчитывается 12. Все они установлены в память о событиях из жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Церковное новолетие начинается 14 сентября, после этого дня и берут отсчет 12 праздников.

Список праздников

Перечень выглядит так:

Эти даты можно разделить на Господские и Богородичные. Православная Церковь чтит четыре события в земной жизни Девы Марии: Рождество Пресвятой Богородицы, введение Ее во храм, Благовещение и Успение.

Остальные восемь двунадесятых праздников связаны с земной жизнью Спасителя.

Воскресение Христово стоит отдельно. Это величайшее событие в жизни Церкви, «праздников праздник и торжество из торжеств».

Пасха не имеет привязки к дате, зато от нее непосредственно зависят и дни так называемых переходных праздников. Таких в православии насчитывается три: Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Троица (Пятидесятница) и Вознесение Христа.

Особенности богослужений

Двунадесятые праздники отличаются еще и самими службами.

Во-первых, они имеют особые «стадии»:

  • предпразднство — когда готовятся к празднику (обычно день накануне);
  • попразднство — продолжается праздник (1-8 дней);
  • отдание — заключительная фаза попразднства (еще раз вспоминаются ключевые моменты праздника).

Во-вторых, отличаются чины Всенощного бдения и Литургии. Есть много нюансов устава — это касается и отпустов священника, и того, что поет хор. Чтобы понять это, надо хорошо знать строение церковных служб.

Но даже «мало посвященному» человеку обычно бросаются в глаза некоторые события на всенощном бдении и Литургии в двунадесятые праздники.

На всенощной есть особый момент, когда священники выходят с алтаря и становятся перед западными дверями (приблизительно по центру храма).

Также выносят блюдо с пшеницей и пятью хлебами, вино и елей. Это — переживание евангельской истории, когда Христос накормил множество людей именно пятью хлебами.

Совершается лития (усиленное моление). В этот момент возносятся разные прошения ко Господу, хор многократно поет «Господи, помилуй», благословляются хлеба.

Уже на утрени, после чтения Священного Писания, когда верующие прикладываются к иконе и Евангелию, всех помазывают елеем и раздают благословенный хлеб.

На Литургиях двунадесятых праздников чувствуется особая торжественность. В Господние поются праздничные антифоны (это стихи с псалмов, которые исполняются с особенными припевами — Богородице и Христу и тропарями (кратко передают суть церковного события)). В Богородичные вместо «Достойно есть» — задостойник (особое песнопение Деве Марии).

В этих праздниках имеется глубокий смысл. Они напоминают нам о том, что сам Господь воплотился ради нашего спасения. Был Бог, а от Пресвятой Богородицы родился Богочеловек.

Это путь для тех, кто потерялся. Это надежда для «ненадежных». Это вера для тех, кто разуверился. Это ощущение Божественной Любви. Это возможность прикоснуться к Тайне. Это большая радость. И сполна прочувствовать ее в эти дни можно во время праздничных богослужений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector