Когда и какого числа вознесение господне в 2021 году в россии

Народные традиции и обычаи на Вознесение

Конечно,  в народе Вознесение связано с праздником уходящей весны. Пасхальные празники уже окончены, впереди нечто новое – пришествие ярких, солнечных дней, период трудной работы в поле, и, наконец урожай. В это время как нельзя чаще говорят о сватовстве, об удаче и о приметах и традициях. Люди оживляются и полностью погружаются в летний период – совсем скоро плоды стараний в поле и в саду будут видны, нужно будет готовиться к новому витку времени. А пока все, что заботило простой люд – от любви и свадьбы до удачи в работе и других делах.

Приметы для этого дня

  • В старину считалось, что в этот день соловьи поют протяжнее, и громче всего. Потому как птицы осведомлены в делах Господа, и они помнят Вознесение. Именно из-за этого их нельзя ловить и пугать в этот день. Человека, осмелившегося поднять руку на соловья, ждали крупные неудачи весь год – поэтому будьте аккуратны! Конечно, в наше время ловлей птиц никто не занимается, но и этого достаточно, чтобы понимать, насколько сильным было табу во время праздника.
  • К Вознесению начинается цветение всех весенних садов, цветов, кустиков и диких культур. Поэтому вокруг по-весеннему свежо и красиво. Это также дополнительно насыщает атмосферу праздника чем-то чудесным, божественным. На этот счет в народе появилось до нескольких десятков различных «присказок».
  • Во время праздника Вознесения нельзя было отказывать бездомным, бедным и немощным людям в хоть какой-то дольке милостыни. Это считалось чем-то непростительным, даже грехом. В конце концов, очень часто в православной культуре встречаются сюжеты о том, что Иисус или его ангелы появляются на земле в виде бедных людей. Их еще называют «калики».
  • Кулинарной традицией на этот день были особые хлеба – «лесенки». Лестница символизирует восхождение Христа на небо. Ею было принято делиться не только с близкими, но и нищими. Нельзя было оставить ни одной крохи «лесенки» — ее съедали полностью, а остатки отдавали птицам на улице.
  • В целом, это был очень радостный, яркий праздник. В народе не было принято грустить и сетовать на Вознесение – наоборот, на улицах начинались гуляния, вокруг можно было приметить молодых людей, играющих и сватающихся. Все это наполняло городскую и деревенскую среду особым движением, которое можно сравнить по силе только с Пасхой, Рождеством, Масленицей, и другими гуляниями.

Другим народным символом Вознесения стало само солнце как начало нового яркого, теплого периода. Поэтому издревле на этот день бытуют пословицы, присказки и песни, связанные со светилом. Вообще, считается, что в этот день радость – это солнце, которое освещает истинный путь души к свету. Не стоит грустить и злиться в этот светлый день.

Смысл праздника Вознесения Господнего

Вознесение Господне — это день когда Иисус Христос покинул наш мир и вознесся на Небо. Произошло это на 40 день после Его воскрешения из мертвых. Этот день знаменует некий переход или рубеж, когда зримое физическое присутствие Бога на земле заканчивается, и начинается Его незримое присутствие духовное в жизни каждого верующего человека.

Великий двунадесятый праздник Вознесения Господня

В богословском смысле выделяют несколько значений этого дня для христиан:

  • вознесение знаменует собой соединение земной физической природы с Божественной сутью;
  • это день последнего присутствия Бога на земле;
  • в нравственном смысле этот праздник напоминает нам, что человек состоит не только из физической плоти, но имеет еще и душу, которая должна всю жизнь стремиться к Богу.

В Евангелии события этого праздника довольно детально описывает апостол Лука, а также события изложены в Деяниях апостолов. После своего воскресения Иисус Христос много раз является ученикам во плоти, чтобы они могли удостовериться в произошедшем Чуде. Когда же его ученики достаточно укрепились в вере и стали готовы совершать дальнейшее служение, Господь собрал их на горе Елеон.

О других двунадесятых праздниках:

На этой горе Христос подал им последнее благословение, и стал удаляться в небо, окруженный облаками. Ученики Его были наполнены радостью, и по возвращении в Иерусалим, на них сошел Святой Дух.

Важно! С этого дня на земле заканчивается служение Бога в человеческой природе и начинается служение апостолов. Сам факт вознесения Христа не означает только лишь физический уход, но знаменует особое прославление Бога, о чем в Евангелии есть много слов

Кроме того, сам Христос, будучи на Земле, говорил о том, что он воссядет одесную своего Отца Небесного, т.е. прославится после своего воскресения.

Таким образом, можно сказать, что Вознесение стало кульминацией прославления Бога после его земной жизни и крестных страданий. Именно поэтому так велико значение этого дня для каждого православного человека.

Вознесение Господне связывают с возвращением Иисуса Христа к небесному Отцу

Народные приметы и поверья на Вознесение Господне

В народе верили, что в течение этих 40 дней открываются врата рая, и души умерших могут посещать мир живых. Кроме того, сам Христос может ходить по земле в облике нищего и просить подаяния. А потому в этот период нельзя отказывать никому в помощи, иначе можно навлечь на себя гнев Божий.

По народным приметам  после Вознесения Господня лето вступает в свои права, поэтому в этот день все радуются, украшают дом зеленью, ходят в гости к близким. Существует обычай на Вознесение Господне «завивать березу». Ранее на праздник Вознесения девушки заплетали в косу несколько веточек березы и смотрели не завянут ли они. Если до Троицы ветки оставались зелеными, судьба девушки сложится удачно.

В праздничный день принято раздавать подаяние, а также жертвовать деньги и необходимые вещи в церкви, приюты и иные организации, занимающиеся поддержкой всех, кто оказался в затруднительном положении.

Народные приметы:

  • Если на Вознесение хорошая погода, то она продержится до дня Святого Михаила;
  • Если трава пахнет сильнее обычного — к дождю;
  • Дождливая погода в Вознесение сулит болезни и неурожай;
  • Утренняя роса на Вознесение подарит молодость и красоту каждому, кто умоется ею.
  • Сильный дождь на Вознесение считается плохим знаком. Согласно приметам, это приводит к неурожаю и болезни у скота.
  • Если не будет дождя на Вознесенье, то не будет шесть недель; как на Вознесенье пойдёт дождь, то будет шесть недель идти.
  • Вознесение с дождем — Илья с грозой. А вообще погоду на Вознесение примечали еще в Великий четверг — говорили, какова погода в чистый четверг, такова и в Вознесенье.
  • Народная примета, что после того, как пройдет Вознесение, уже можно не бояться изменчивой весенней погоды. Никаких похолоданий уже точно не будет. Живите и наслаждайтесь летней погодой. Можно спокойно купаться в водоемах, не переживая о том, что можно заболеть.
  • Услышать карканье вороны – добрый знак.
  • Если слышен стрекот сороки  — это к деньгам, но нужно произнести особый заговор, чтобы она несла добро в дом.

Значение праздника

Название праздника отражает суть события — это Вознесение на Небо Господа Иисуса Христа, завершение Его земного служения.

Число 40 — не случайное, а несущее смысл. Во всей Священной истории это было время окончания великих подвигов. По закону Моисееву, в 40-й день младенцы должны были приноситься родителями в храм, к Господу.

Он, как и Пасха, имеет переходящую дату. Торжество посвящается вознесению Иисуса Христа на Небеса после завершения земного служения. А еще в народе эту дату считают началом лета и окончанием весны.

Его воскрешение свидетельствовало о том, что подошла к концу его земная жизнь. Но еще 40 дней он продолжал общаться со своими учениками, благословлял их на благие дела, давал им советы.

То есть, по сути, мы на сороковой день после смерти Иисуса Христа вспоминаем его и трагические события распятия. В этот день собрал Христос апостолов на горе Елеон, благословил их и поднялся на небо.

Обычаи и традиции на Вознесение

Вознесение Господне – светлый и радостный праздник. В этот день обязательно пойдите в церковь на богослужение и постарайтесь в течение дня читать молитвы. В церквях, соборах и храмах читают:

  • Евангелие от Луки;
  • Отрывки евангелия от Марка;
  • Застойник;
  • Тропарь;
  • Кондак;
  • Апостол.

В канун праздника в храмах проводится Всенощное бдение. Священники читают литургию и совершают обряд «отдания» Пасхи. Церковнослужители облачаются в ризы бело-розового оттенка, символизирующего божественное свечение.

Само событие празднуется 10 дней, начиная с предпраздничного дня – среды. В это время как можно чаще посещайте церковь и молитесь, ходите в гости к родным и друзьям, поминайте усопших.

По традиции на вашем праздничном столе должны быть:

  • блины;
  • печеные «Небесные лесенки» из теста;
  • куличи;
  • творожные лепешки;
  • пирожки с луком;
  • отваренные яйца.

Согласно поверьям на Вознесение целебные растения набираются еще большей силы, поэтому многие травники отправляются на сбор лекарственных трав и корешков. Роса, собранная утром этого дня, также обладает целебными и полезными свойствами.

Также день Вознесения Господнего принято отождествлять с уходом весны и приходом лета.

О природных приметах на Вознесение

Таких примет известно только две:

  • На Вознесение хорошая погода — к урожаю (и наоборот).
  • Вознесение с дождеи, Илья с грозой.

Литература:

  1. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / Сост. и авт. вводн. текстов Г. Д. Рыженков; Вступ. ст. и словарь А. Н. Разова; Оформ. Т. М. Чирковой. — М.: Современник, 1992. — 127 с. ISBN 5-270-01376-2.
  2. Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 768 с.: ил. ISBN 5-352-01959-4.
  3. Шангина И., Некрылова А. Русские праздники / Изабелла Шангина, Анна Некрылова. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. — 464 с.: ил. + вкл. (16 с.). — (Русская энциклопедия). ISBN 978-5-389-05727-2.

Пример HTML-страницы

Что нельзя делать на Вознесение Господне?

Праздник Вознесения ассоциируется с рядом запретов, которых следует придерживаться верующим людям.

  • На Вознесение Господне запрещен тяжелый физический труд: работу в огороде, ремонт лучше отложить на завтра.
  • Нельзя делать уборку, заниматься стиркой, шитьем и рукоделием.
  • Строго запрещено ругаться и выяснять отношения.
  • Плевать, разбрасывать мусор по улице на Вознесение Господне тоже нельзя. Считается, что Христос в последний раз обходит Землю перед восхождением на небо.
  • Нельзя отпевать и служить панихиду по усопшим.
  • Также на Вознесение запрещено венчаться и проводить обряд бракосочетания.

Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо относится к знаменательнейшим событиям священной истории. После него видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. И, разумеется, это не могло не быть отмечено отдельным праздником.

Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк. 24: 50–51) и Деяниях святых апостолов (Деян. 1: 9–11; см. также краткое изложение в Мк. 16: 19). Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (см.: Ин. 16: 7).

Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (см.: Лк. 24: 49; Деян. 1: 4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (см.: Деян. 1: 12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо, будучи сокрыт облаком. И тогда явились два мужа в белой одежде, которые возвестили Его второе пришествие. Ученики же поклонились Христу и, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим (см.: Лк. 24: 52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (см.: Деян. 2: 1–4).

В перечисленных свидетельствах легко обнаружить различия, которые, как покажет дальнейшее изложение, найдут свой отклик в богословии праздника, истории его установления, а также в литургическом формуляре.

В Деян. 1: 3 период явлений воскресшего Христа и, следовательно, время с Воскресения до Вознесения определяется в 40 дней, что соотносится с другими важными в земной жизни Господа, имеющими такую же протяженность событиями: от Его Рождества до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (см.: Лк 2: 22–38), и после крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (см.: Мф. 4: 1–2; Мк. 1: 12–13; Лк. 4: 1–2). В других местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения в продолжение многих дней (см.: Деян. 2: 32–36; 3: 15–16; 4: 10; 5: 30–32; 10: 40–43; 13: 31; 1 Кор. 15: 5–8).

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения: о вхождении во славу говорится в Лк. 24: 26; Деян. 5: 31; Еф. 4: 8–10; Флп. 2: 6–11; Откр. 3: 21; 12: 5; о прославлении после Воскресения – в 1 Пет. 1: 21; о седении одесную Бога – в Рим. 8: 34; Еф. 1: 20; 2: 5–6; Кол. 3: 1.

Нередко данные свидетельства представляют собой цитаты из Ветхого Завета – либо прямые, либо аллюзивные. Так, Сам Спаситель еще прежде крестных страданий, толкуя псалом 109, говорит о Своем седении одесную Бога (см.: Мк. 12: 35–37; 14: 62). В Откр. 3: 21 совосседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и нахождение одесную Бога мыслятся в контексте первосвященнического служения Христа (см.: Евр. 4: 14; 6: 20; 7: 26 и проч.).

Предсказания о пришествии, или возвращении с небес, Сына Человеческого подразумевают предшествующее Вознесение, или восхождение на небеса (см.: Мф. 16: 27; 24: 30; 26: 64; Мк. 8: 38; 13: 26; Лк. 21: 27). Возвращение Христа к Отцу Небесному обычно предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (ср.: Ин 3: 13; 13: 1–3: 16: 5, 28 и Ин. 3: 17, 31; 6: 38; 8: 23; 13: 3; 16: 28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф. 4: 8–10 и 1 Пет. 3: 18–22 (ср.: Пс. 67: 19 и 138: 8).

Таким образом, становится несомненным, что в Вознесении Своем Сын Божий прославляется наиболее полно и величественно.

Вознесение Христа. П. Сведомский. Фреска Владимирского собора в Киеве

Вознесение Господне. Событие праздника

После своего Воскресения Господь многократно являлся своим ученикам. Об этом повествуют все евангелисты. О событиях после Пасхи и Вознесении Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа рассказано в заключительных главах двух Евангелий: от Марка (Мк. 16:19-20) и от Луки (Лк. 24:50-53). Об этом говорится и в книге Деяний апостольских, составленной евангелистом Лукой:

«Днесь от горы Масличныя вознесеся во славе»

Это настолько важное событие, что в православном Символе Веры оно упоминается вслед за Воскресением Христовым:. Господь Исус Христос вознесся на небо на глазах Пресвятой Богородицы и апостолов с Елеонской (Масличной) горы

Это самая большая вершина возле Иерусалима (в настоящее время находится в пригороде). В конце XIX века при раскопках здесь были найдены мозаичные полы византийских церквей VI–VII вв. 

Господь Исус Христос вознесся на небо на глазах Пресвятой Богородицы и апостолов с Елеонской (Масличной) горы. Это самая большая вершина возле Иерусалима (в настоящее время находится в пригороде). В конце XIX века при раскопках здесь были найдены мозаичные полы византийских церквей VI–VII вв. 

События Вознесения

Вознесение Господне описано в Евангелии от Луки, Деяниях святых апостолов и, кратко, в окончании Евангелия от Марка.

После событий Воскресения Иисус Христос несколько раз являлся апостолам и проповедовал Царствие Божие. Это было не видение, это был живой Учитель, из плоти и крови. Свидетельство того, что Спаситель действительно воскрес из мертвых и тем самым победил смерть. Явления Христа ученикам были своего рода подготовкой ко дню Пятидесятницы — когда Дух Святой сошел на них, чтобы они могли проповедовать Воскресшего Христа всему миру.

Но это произойдет позже — через несколько дней после Вознесения, а пока Господь зовет апостолов в пригород Иерусалима — Вифанию. Там, на горе Елеон, они в последний раз видят Христа во плоти. Подняв руки, Он благословляет учеников и возносится на небо.

В Деяниях святых апостолов написано, что во время Вознесения Спаситель был сокрыт облаком, после чего изумленным взорам явились «два мужа в белой одежде» — они возвестили грядущее Второе пришествие Христа:

Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян 1:9-11)

После этой удивительной — радостной — разлуки со Христом апостолы вернулись в столицу Израиля — Иерусалим. Именно там спустя несколько дней на них сошел Святой Дух.

Вознесение Господне: что нельзя делать

Церковь запрещает в день Вознесения Господня выполнять работу по дому, убирать, исполнять иные тяжелые трудоемкие дела. Никто не должен произносить слова «Христос Воскресе!», потому что в Вознесение плащаницу выносят из храмов.

Праздничный день лучше всего провести в уютном домашнем кругу, помянуть умерших родных. Нельзя культивировать в себе дурные мысли. К празднику завершались работы по посеву зерна, люди начинали готовиться к Троице.

Иисус Христос в течение сорока дней после Воскресения был на земле среди Своих учеников. Вел с ними беседы о Своем Воскресении из мертвых и победой над самой смертью. Эти Он укреплял их веру и готовил к служению людям. Не даром в Новом Завете сказано, что Он отверзает ум к уразумению Писаний, «говоря им о Царствии Божьем»

Важно то, что Сын Божий еще до Своего распятия предрекал ученикам, что уйдет к тому, кто послал Его, т. е

вернется к Небесному Отцу. «Будете искать Меня и не найдете; и где буду Я, туда вы не сможете прийти».

В день Вознесения человеческая натура Иисуса Христа обожглась и сделала Его невидимым для людей. Когда говорят о том, что Спаситель покидает землю, чувствуется грусть Праздника. Но нахождение в храме, участие в богослужении с церковными праздничными песнопениями не дает чувствовать одиночество. Пасха длилась сорок дней, празднования завершаются, но люди не остаются покинутыми Господом. Человечество не одиноко в борьбе со смертью, страданием и злобой! Каждая человеческая жизнь, все вокруг наполнено Божьим присутствием, мы видим Господа везде — в лучах весеннего солнца, в заливистом пении птиц, в душевной молитве, в мерцании свечи у лика на иконе, в пении церковного хора, в осуществлении добрых дел, в улыбке ребенка.

В день Вознесения Господня Россия обрела чудо — свершилось событие, обогатившее духовную жизнь — в 1799 году родился гений русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин. Это произошло под радостный звон колоколов и неродное ликование.

Традиции и обычаи

Перед Вознесением, благочестивые люди пекли особые пироги – «лесенки». Пирог с семью ступенями – лесенками, начиненный зеленым луком, символ семи небес апокалипсиса. «Лесенка» — своеобразная помощь Христу, чтобы подняться на Небеса, Его проводы в дорогу. Пироги освящали в храме, несколько «лесенок» оставляли там же, остальными угощали гостей и нищих.
В сам праздник, люди ходили друг к другу в гости, вместе трапезничали, угощались пирогами.

До Вознесения особо пристально следили за чистотой на улицах. Считалось, что Христос ходит по земле, заставляя природу оживать. Этим объяснялся факт того, что к празднику, обычно, все вокруг зеленеет.

Еще в период от Пасхи до Вознесения, люди старались угодить нищей братии, накормить, одеть, пожертвовать немного денег. Считалось, что в это время Господь, под видом бедного странника, может прийти в дом и попросить помощи. Таким образом, Спаситель проверяет хозяев дома, насколько те милосердны и добры.

В праздник, если на улице тепло, люди ходили купаться. Согласно народным поверьям, вода в этот день смывает все хвори с человека.

Что за праздник Вознесение Господне?

В церкви и православных календарях вы можете встретить полное название праздника – Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Из названия понятно, что событие это символизирует восшествие души Иисуса Христа на небеса после пребывания на земле.

С этим днем связывают подвиг христиан – столпничество – непрерывная продолжительная молитва на камне или возвышенности.

В народе праздник также символизирует окончательное завершение весны и начало лета.

История возникновения праздника

Как известно, после ужасных мучений, спустя 3 дня после смерти, Иисус воскрес и предстал перед своими учениками в человеческом образе. Этим он доказал, что победа над смертью вполне реальна. 40 дней Иисус являлся своим ученикам на земле.

На сороковой день Спаситель собрал апостолов на горе Элеон в окрестностях города Вифания, дал им последние наставления и благословения. Затем Христос взошел на облако и растворился. В этот момент земной путь Спасителя закончился. Неспроста считается, что все умершие отправляются на небеса к Господу именно на сороковой день после смерти.

История Вознесения Господнего описывается в Евангелиях от Луки и Марка. Сейчас Вознесение и Троица отмечаются в разные дни, хотя до конца XIV века, эти события приходились на одну дату.

Как отмечается в православном христианстве?

В православном христианстве существует 12 Двунадесятых праздников, в число которых входит Вознесение Господне.

Подходит к концу пасхальный период. Последние пасхальные песнопения звучат в среду накануне праздника. В этот же день вечером проходит служба торжественного Всенощного бдения. В четверг во время литургии читают Евангелие от Марка, повествуют события восшествия Иисуса Христа на небеса.

Православные христиане обязательно должны посетить службу в церкви, почитать молитву, помянуть усопших, поставив свечу в храме.

Как празднуют католики?

Католическое Вознесение отмечается в один день с Православным, но начинается торжество за 3 дня до ключевой даты. Именуется это срок – периодом прошения, временем, когда с помощью молитвы люди просят Христа о прощении и благополучии. Сам праздник включает обряды благословения бобов и винограда в течение мессы или тушения пасхальной свечи. Некоторые церкви устраивают подобие восшествия Спасителя на небеса – поднимают статую Иисуса Христа или крест до потолка.

Как празднуют Вознесение в других странах

Католическое Вознесение отмечается 10 мая. Западные христиане видят значимость в том, что в этот день Спаситель по святости соединился с Отцом и Святым Духом. Эту дату они стали отмечать в 4 веке.

У католиков в храмах Иисус Христос изображен в виде скульптуры. Поэтому во время праздничного служения совершается ритуал: статую Христа приподнимают к вершине нефа.

Есть еще много интересных традиций, которые свято чтут и исполняют:

  • Установлены «Три дня прощения» до всенощной и главной литургии.
  • Просят у Бога благосклонности.
  • Хозяйки пекут «Христовы лапоточки», а в некоторых странах — булочки-птички.
  • Люди несут продукты в храм, чтобы их благословить, а также просят у Господа хорошую погоду, отменный урожай.

В Германии выпускают голубей. Всюду проводятся празднования с соблюдением обрядов той страны, где праздник отмечается.

Икона, посвященная великому празднику

Все варианты иконографии Вознесения представляют собой единую композицию с двумя центрами – Господом Иисусом Христом и Божией Матерью.

Икона «Вознесение Господне»

Спаситель изображается в круге голубого, синего или зеленого цвета – это символ славы Божией, в которой Христос вознесся в Царствие Отца Своего Небесного. Господь пишется сидящим на престоле, в левой руке Он держит свиток или скрижаль – символ Евангелия, правой рукой благословляет.

Вознесение Господне. Россия. Москва. Оружейная палата. XVII в. Россия. Москва. Московский Кремль. Вознесенский монастырь

По бокам от круга славы изображаются два ангела, которые его поддерживают и возносятся вместе с Господом.

Андрей Рублев и Даниил Черный. Вознесение Господне. Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Праздничный чин. 1420-е гг.

Точно ли сорок дней?


Вознесение Господне. Миниатюра Евангелиария. Византия. XI в.

Что можно сказать конкретно о сорока днях пребывания Иисуса с учениками? Лука упоминает о сорока днях лишь однажды, в других местах он либо упоминает неопределенный срок пребывания Иисуса, либо говорит о многих днях (Деян 13:31). Известна любовь евангелиста Луки к числам (он больше, чем кто бы то ни было другой из авторов Нового Завета приводит цифры), причем он любит символические числа. Возможно, что и для указания на время пребывания Иисуса с учениками Лука мог взять сорок как символическое число: в Библии оно означало время испытания или Божьего посещения.

Может быть, Лука отталкивался от праздника еврейской Пятидесятницы (на иврите — Шавуот, день обретения Торы, празднуется на 50-й день после еврейской Пасхи. — Прим

ред.), дня, в который произошло очень важное для повествования Луки событие — схождение Духа Святого. В этом случае, Луке нужно было бы подобрать день, близкий к Пятидесятнице, но предшествующий ей

Символическое число сорок было удачным решением этого вопроса.

Может быть, как уже указывалось выше, Лука хочет этим сорокадневным периодом сделать параллель к рассказу о сорокадневном посте Иисуса. Там Христос подготавливается Сам к служению, здесь в течение этого же периода подготавливает к апостольству Своих учеников.

Интересно, что Древняя Церковь не праздновала Вознесение на сороковой день после Пасхи, то есть не обратила внимания на конкретный срок, указанный Лукой. До конца IV века Вознесение праздновалось вместе с Пятидесятницей. Около 383 года римская паломница Эгерия, побывавшая в Иерусалиме, сообщает о праздновании Вознесения так: в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон — «в том месте (называемом Имвомон), с которого Господь вознесся на небо», и начинается служба с чтением Евангелия и Деяний, повествующих о Вознесении Господнем.

Но уже с начала V века этот праздник отделяется от Пятидесятницы и приурочивается к сороковому дню, как он совершается и поныне. Здесь, несомненно, нужно сказать, что свидетельство евангелиста Луки о сорока днях, отделяющих Воскресение от Вознесения, оказалось определяющим для даты нового праздника.

Куда переместился Воскресший?

Хотя Новый Завет однозначно говорит о пребывании Воскресшего Христа с Отцом, в славе Божией, или на Престоле Божием, новозаветные авторы избегают говорить о том, что Иисус попал туда благодаря полету, то есть какому-то физическому перемещению на Небо.

Одна группа текстов говорит просто о вознесенном положении Христа. Другая говорит о перемещении Христа на Небеса, но не поясняет, как это происходит. В некоторых текстах упоминается слово Вознесение или его эквивалент (Рим 10:6–8; Еф 4:7–11), в других специальные термины пропущены (Евр 4:14; 6:19–20; 1 Пет 3:22).

Много об этом пишет евангелист Иоанн. Для него Иисус — это Тот, Кто спускается с Небес и впоследствии туда возвращается. Трижды Иоанн говорит о восхождении Сына (Ин 3:13; 6:62; 20:17), но обычно употребляет термин «путешествие » (греч. poreuomai), «уход» (греч. hypago), или «возвышение» (греч. hypsoo).

Невидимый и видимый мир

«Если, — Господь говорит, — Я не пострадаю, то не придет Утешитель – Дух Святый», который руководит человеческой жизнью. Образ Живоначальной Троицы, – Он всецело связан с жизнью человека. Потому что Творец, Отец Небесный, сотворил видимый и невидимый мир.

Невидимый мир – это Ангельский мир, мир святости, милосердия Божьего. И видимый мир – это природа, моря, океаны, леса, поля, пустыни… И человек входит в этот мир видимый, как царь. Не как Творец, а как царь. Потому что Творец Небесный все сотворил для человека. Как жених вводит в чертог свою супругу, так и Господь вводит в этот прекрасный мир, Свое прекрасное творение человека – и дает возможность наслаждаться. Человек не устоял в этой благодати, святости и общении с Богом.

Он склонился на сторону греха, дьявола, который ласкал его ухо своими лестными словами. И человек отпадает от Бога.

Но и тогда Господь не оставляет человека, – приходя в мир, принимает плоть, страдает, искупает человека своими страданиями, жизнью и воскресает из мертвых, и возносится на небо, садясь одесную Отца. Дает нам возможность и понимание, что в Царстве Небесном каждый труженик на земле удостаивается вечных благ на небе.

Тогда посылается в мир Дух Святый, Который ведет человека по жизни и дает возможность человеку сделаться наследником Божьим. И когда Господь вознесся на небо, в облаке Божественной славы, тогда явились Ангелы и сказали: «Муже и братья, что вы стоите и смотрите на небо? Иисус, Который сегодня вознесся, Он придет во славе судить живых и мертвых». И возносясь на небо, еще раз Христос исполняет все, что обещал, – посадить нас одесную, если мы этого заслужим, стать одесную Бога-Отца. А Он Сам воссядет в Божественной славе, и идет приготовить место любящим Его.

Мне кажется, что Господу уже не было чего готовить – рай был приготовлен от начала мира, и там были жители Адам и Ева. Но они не смогли там жить после грехопадения, они создали ад для человеков. И мы, в лице Адама и Евы, получаем первородный грех, и все нисходят в преисподнюю земли до тех пор, пока Христос не воскресит мертвых и не разрушит узы ада, создаст возможность человеку вознестись на небо.

Поэтому рай изначально был приготовлен для человека, а ад – жилище бесов, но человек грешный приготовил ад сам себе. Поэтому мы должны всегда помнить, что у нас есть возможность быть наследниками Царства Небесного – и мы к этому призваны, но в то же время, если мы не слышим Слова Божьего, то становимся наследниками греха, вечных мук и страданий.

В том, что Христос придет вторично, об этом Он неоднократно говорил, приводил притчи, истории, и Апокалипсис нам об этом свидетельствует. Поэтому, дорогие братья и сестры, воспрянем духом, сбросим с себя иго греха и будем всегда радоваться той великой радостью, которую Господь даровал нам и просил, чтобы мы всегда были готовы, как «мудрые девы» дать ответ в тот час, когда Господь призовет нас к вечной жизни и для Царства Небесного.

Иконография праздника

Источником иконографии Вознесения Господня являются тексты Евангелия и Деяний святых апостолов. Древнейшие дошедшие до нас изображения Вознесения относятся к V веку.

Примерно 400 годом датируется так называемый Бамбергский аворий – резная плакетка из слоновой кости, хранящаяся в Мюнхене. Основной сценой здесь является пришествие жен-мироносиц ко Гробу Господню, дополненное изображением Христа со свитком в руке, идущего по горе к небу. Из сегмента облака видна десница Бога, которая «втягивает» Спасителя на небо. По мнению С.Н. Липатовой, опирающейся на исследования предшественников, такое изображение можно трактовать «как своего рода буквальную иллюстрацию на текст Деяний святых апостолов, где о Воскресении и Вознесении Иисуса говорится: “Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак, он, быв вознесен десницею Божиею…» (Деян. 2: 32–33)».

Вознесение Господне. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Бамбергский аворий; Римская Империя. Рим; IV в.; местонахождение: Германия. Мюнхен. Баварский национальный музей; 11.6 x 18.7 см.; материал: кость; техника: резьба по кости.

Другим архаичным примером иконографии Вознесения является одна из сцен, представленная на резных деревянных дверях базилики Санта Сабина в Риме (V в.). Она исполнена раннехристианской символики и особого вероучительного характера. Юный Спаситель со свитком в левой руке изображен стоящим в круглом медальоне, сплетенном будто из лавровых ветвей. По сторонам от Него – крупные буквы α (альфа) и ω (омега), отсылающие к словам: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1: 8). Вокруг ореола Христа расположены символы святых евангелистов, а ниже – свод с небесными светилами и двое учеников, предстоящих Христу и держащих над головой, изображенной между ними Женщины крест в круге. О присутствии Богоматери при Вознесении Сына у евангелистов ничего не сообщается, однако Ее образ занимает центральное место во всех иконах праздника как свидетельство о возносящемся во плоти Христе, рожденном от Девы.

Вознесение Господне. V в. Деталь резных дверей церкви Санта Сабина в Риме.

Следует также отметить, что среди свидетелей восхождения Господа на небеса присутствует наряду с апостолом Петром и апостол Павел. Такое несоответствие исторической действительности нельзя, однако, считать однозначно ошибочным, поскольку иконописцы создавали, прежде всего, символический образ новозаветной Апостольской Церкви, установленной на земле Спасителем и вверенной Им после Вознесения апостолам.

В чрезвычайно развитом по иконографии Вознесении из сирийского Евангелия Рабулы (586) особо подчеркивается триумфальный характер события и его связь со вторым пришествием Господа. Однако композиции наделены и эсхатологическим смыслом, который сосредоточен в изображении под славой Христа тетраморфы с огненными колесами (ср.: Иез. 1: 4–25 и Откр. 4: 7–8).

Вознесение Господне. Миниатюра Евангелия Рабулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция

В монументальной живописи Вознесение уже в раннехристианскую эпоху, как правило, располагалось в своде купола (как, например, в церкви святых апостолов в Константинополе, разрушенной в 1469 году). Особое значение композиция Вознесения имела в системе росписи храмов в постиконоборческий период. Эта сцена, наряду с сошествием Святого Духа и образом Христа Пантократора, повсеместно использовалась для купольной декорации.

На Руси композиция Вознесения представлена в купольных росписях IX–XII столетий – в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, церкви святого Георгия в Старой Ладоге, церкви Спаса на Нередице и многих других.

Вознесение Господне. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

Вознесение Господне. Ризница Троице-Сергиевой Лавры

Многочисленные образы Вознесения передают главную радость праздника – радость о Христе, возведшем человеческое естество от смерти к нескончаемой жизни на небе, где Он воссел одесную Бога Отца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector