Мирожский монастырь и уникальные фрески домонгольского периода

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор и его знаменитые фрески, написанные византийскими мастерами в 1130-1140 гг, — древнейший памятник христианской культуры Руси. По разным данным, закладка собора произошла в 1137-1138 гг, постройка была завершена к 1140 году. Спасо-Преображенский собор на много веков стал эталоном, примером для строительства подобных храмов в Пскове и Великом Новгороде.
Одним из интересным фактов являлось и то, что собор расписывался мастерами еще в процессе строительства, то есть художники использовали те же леса, что и строители.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор — храм византийского типа, в основании которого находится равноконечный крест, а вершиной служит средняя апсида. Венчает храм огромный купол. Древние зодчие сократили объем стен по сравнению с основным зданием, что позволило увеличить диаметр на 1,5 метра. В музее можно увидеть модель первоначального вида храма.

Первоначальный вид Преображенского собора

Первоначальный вид Преображенского собора

За время своего существования собор менял свой облик, но незначительно. Так в 17-18 веках собор получил 4-х скатное покрытие, пришлось менять главу собора со шлемовидной на луковичную.
Когда входишь внутрь собора, по неволе сердце замирает от красоты фресок.Живопись покрывает почти весь объем храма, представляя собой живое Евангелие. Идея создателя храма была проста — чтобы святая история была понятна всем, грамонтым и неграмотным жителям Руси.

Почти не сохранились фрески в нижней части храма — по словам экскурсовода, это произошло из-за частых наводнений. Нельзя забывать, что монастырь находится очень близко к реке.

Фрески Мирожского монастыря

Фрески Мирожского монастыря

Фрески собора имеют очень сложную судьбу. По мнению историков примерно в 17 веке они были забелены. Обнаружили их только в конце 19 века. Первооткрывателем был В.В.Суслов. Под его началом фрески предстали в первоначальном виде, многие фрагменты из-за времени были утрачены. В 1900-1901 годах фрески были безжалостно закрашены масляными красками владимирских умельцев. Во времена руководство требует, чтобы дизайн был «побогаче» и роскошнее.
В 1920 году началось раскрытие древних фресок и реставрационные работы не прекращаются и по сей день.

Фрески в купольной части

Фрески в купольной части

Основная мысль росписи собора — соединение в Иесусе Христе  человеческой и духовной природы и его искупительная жертва.

Для удобства посетителей, которые посещают собор без экскурсии, в каждой апсиде размещены вот такие схемы, чтобы было понятно, где и какой сюжет.

Схема изображения фресок

Схема изображения фресок

Центром росписи является так называемый «Деисус», где на троне восседает Христос. В молитве к нему обращены Богоматерь и Иоанн Предтеча.

Восточная часть собора

Восточная часть собора

Фрески Мирожского монастыря

Фрески Мирожского монастыря

Фрески Мирожского монастыря

Фрески Мирожского монастыря

Фрести Мирожского монастыря

Фрести Мирожского монастыря

Раскрытые фрески

Раскрытые фрески

Росписи северо-западного угла посвящены священным деяниям апостолов.

Северо-западный угол. Деяния апостолов

Северо-западный угол. Деяния апостолов

Таким образом, решение о необходимости сокрытия фресок под слоем штукатурки в 17 веке, возможно спасло их от разрушения. Фрески Мирожского монастыря суровые, монументальные, со своими особенностями. В последствии живопись тех времен существенно скажется на развитии собственного стиля псковской иконописи.

В целом, Мирожский монастырь — это удивительная обитель, которая прошла вместе с городом Псковом всю его многострадальную историю.

Я смело могу отнести эти место к тем, куда хочется возвращаться снова и снова.

История

Точной даты основания монастыря в наши дни доподлинно неизвестно. Также мнения об основателях разделяются. Часть историков склоняется к тому, что обитель была основана афонскими старцами, другая же сторона утверждает, что отец основатель — игумен Иоасаф. Первое упоминание храма датируется 1299 г., в котором была разграблено и сожжено первое строение, а его настоятель и еще 17 иноков жестоко убиты. Годом позже на этом месте начинается строительство храма из камня, которое длится до 1311 г.

SovEst-Ksju

В XIV—XV вв. обитель на Снятной горе является главным духовным центром Пскова и его окрестностей. А в середине XIV в. было построено подворье монастыря, которое не только укрепляло экономические связи общины с псковским посадом, но и поддерживало активные торговые связи с купцами из Прибалтики. Монастырь был известен среди местной знати. Многие псковские князья и бояре принимали в нем постриг, уходя на покой.

Расположение обители на берегу реки Великой на въезде в Псков способствовало тому, что здесь останавливались многие знатные люди того времени в своих путешествиях. Тут можно было встретить не только именитых купцов. София Палеолог, Великая княгиня Московская, также бывала в монастыре во время своей поездки из Италии в Москву.

Ливонская война принесла обители многочисленные потери и разрушения. Сначала монастырь был разорен войсками короля Польши Стефана Батория, который сжег храм и нанес невосполнимые утраты для бесценных фресок. Позже Псков попеременно осаждали то казаки, то отряды польского воеводы Лисовского. И каждый раз монастырю наносился ущерб. В 1615 г. обитель оккупировал король Швеции Густав Адольф, который пытался взять Псков.

Панорама внутреннего двора Снетогорского монастыря на Яндекс. Картах

Несмотря на пережитое, в XVII в. обитель постепенно возрождается и восстанавливает свои строения. Большую роль в столь быстром развитии сыграло местоположение Пскова, ставшего крупным торговым центром, а также обширное хозяйство, которым располагал монастырь.

В начале XVIII в. Северная война нанесла большой удар по экономике монастыря. Кроме этого, очередной пожар принес значительные убытки и сжег архив, в котором хранились все документы начиная с самого основания обители. В 1804 г. монастырь был и вовсе упразднен в связи с проводимой Екатериной II политикой в отношении земель и другого церковного имущества. А на его месте был устроен загородный дом для архиерея. И хотя монастырь был внесен в список памятников старины, подлежавших государственной охране, здание разрушалось и разорялось на протяжении длительного времени. Так Вознесенская церковь-колокольня, в свое время достигавшая высоты более 80 метров, была практически разобрана. Сейчас от нее остались лишь руины нижнего яруса.

Великая Отечественная война не обошла Псков стороной. В монастыре расположился немецкий штаб командования группы армии «Север». В монастырских постройках были обустроены комнаты для размещения офицеров, в Никольской церкви у немцев располагался зал для собраний, а в соборе они хранили вино и тренировались в стрельбе. При отступлении немецкая армия уничтожила часть сооружений храма.

Руины башни-колокольни на территории монастыря,  Ксения Митрофанова

После войны монастырь был отдан под нужды дома отдыха, а после был переоборудован в санаторий для детей. Только здание Рождественского собора находилось в ведении государственных органов, осуществляющих охрану памятников истории и культуры. Здесь проводили реставрацию, которая длится до сих пор.

Возрождение монастыря состоялось в 1993 г., когда обитель была отнесена к Псковской Иерархии, и было принято решение открыть женский монастырь.

Сейчас у обители есть собственное подворье в д. Замошье с храмом в честь св. Тихона Задонского, расположенное в 25 км от Пскова. Здесь же расположены молочная ферма и сельскохозяйственные угодья монастыря. Также у обители есть лавка, где они реализуют собственную продукцию, такую как молоко, картошка, яйца, сыры, творог и многое другое. На территории монастыря работает и книжно-иконная лавка. А в 12:00 и в 14:00 ежедневно проводятся экскурсии, записаться на которые необходимо заранее.

Вид на монастырь с реки Великой,  travelbeard

Современное состояние и режим посещения

В наши дни монастырь – действующая православная обитель, живущая по строгому монастырскому уставу. Ее территория открыта для паломников и туристов ежедневно с 8.00 до 19.00. Богослужения проходят в храме Апостола и Первомученика Стефана. Снимать фото и видео здесь не запрещено, однако, путешественников просят не фотографировать насельников и церковные службы.

Для верующих работает паломнический центр, который организует экскурсии по святым местам Пскова и Псковской области. Паломники-мужчины могут остановиться в обители на несколько дней. Специально для них в монастыре существуют гостевые кельи с удобствами, где ночуют одновременно до пяти человек.

Настоятельский корпус

В Стефановском корпусе открыта трапезная. Она работает с 10.00 до 12.00 и с 14.00 до 17.00. Здесь можно позавтракать, пообедать и поужинать за умеренное пожертвование. В монастырской церковной лавке продают иконы, сувениры с видами псковских достопримечательностей, восковые свечи, книги и фильмы.

Особая гордость обители – иконописная мастерская. Здесь работают насельники монастыря, которые являются профессиональными художниками. Они трудятся по традиционному иконописному канону, созданному в XII веке, и пишут иконы темперными красками на липовых досках, а для позолоты используют листы сусального золота. Монастырь выполняет много заказов от других обителей, храмов и паломников. Любопытно, что в иконописной мастерской для верующих и туристов проводятся специальные экскурсии и мастер-классы, на которых можно научиться изготовлению восковых свечей и росписи яичной темперой.

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие:

  • Страница календаря портала Православие.Ru:

  • Страницы официального сайта Псковской епархии (архив):
    • — «Спасо-Преображенский Мирожский монастырь»
    • — «Во всех случаях чувство негодования, вражды и мести должно в нас побеждаться чувством любви», 6 января 2009
    • — «Страницы истории Спасо-Преображенского Мирожского монастыря», 12 января 2009
    • — «История Псковской епархии. Псковский Спасо-Мирожский мужской монастырь», 23 июня 2010
  • Страница сайта Псковского музея-заповедника:

  • Сайт Ярослава Блажина Золотые купола:

  • А. АЛ, «Псковский Спасо-Мирожский мужской третьеклассный монастырь», Псковские епархиальные ведомости, 1902, № 18:
    • — материал использован частично
    • — материал использован частично
  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви, СПб., 1877, с. 389-390, 396, 930.

  Сохранилась до наших дней в областном историко-архитектурном музее.

  «История Псковской епархии. Псковский Спасо-Мирожский мужской монастырь», 23 июня 2010,

  Памятная книжка Псковской губернии на 1869 и 1970 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1869, с. 51; 1870, с. 45.

  Памятная книжка Псковской губернии на 1872, 1874, 1875 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1872, с. 54; 1874, с. 79; с. 46.

  Памятная книжка Псковской губернии на 1876 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1876, с. 49.

  Памятная книжка Псковской губернии на 1877, 1879, 1880, 1881, 1882, 1883 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1877, с. 51; 1879, с. 52; 1880, с. 54; 1881, с. 55; 1882, с. 30; 1883, с. 29.

  Памятная книжка Псковской губернии на 1886 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1886, с. 62. и Провинциальный некрополь. Мироновъ — Модестова, сайт «Исток»,

  Памятная книжка Псковской губернии на 1888, 1889 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1888, с. 64; 1889, с. 44.

  Памятная книжка Псковской губернии на 1891, 1893, 1895 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1891, с.19; 1893, с. 19; 1895, с. 19

  Памятная книжка Псковской губернии на 1913-14 год / Типография Губернского правления, издание Губернского Статистического комитета, Псков, 1913-14, с. 108.

  Иоанн (Крестьянкин), Божий инок, гл. 9, сноска 86, сайт Азбука веры,

  Соловьева Елена, Псков и его святые. Часть 2. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь,

  Домонтович Евгения Георгиевна, Архимандрит Псково-Печерского монастыря отец Феодосий, «2007 год был самым необыкновенным годом всей моей жизни»,

Расписание богослужений

Монастырь, возрожденный в 1993 г., сейчас является действующим. Гости и паломники Снетогорской обители уносят с собой самые благоприятные впечатления. Богослужения проводятся в трапезной Никольской церкви ежедневно. Их могут посетить все желающие. Расписание проводимых мероприятий всегда доступно на официальном сайте монастыря, а также в официальной группе в социальной сети Вконтакте.

Расписание богослужений на сайте монастыря

Утренние молитвы начинаются в 7:00 или в 8:00 часов, в зависимости от дня недели, а вечерняя служба проходит в 17:00. В четверг в монастыре служится ночная сестринская Литургия, присутствовать на которой могут только сёстры монастыря, поэтому в этот день утренняя служба не проводится.

Церковь Святого Николая,  A.Savin

История города Пскова

Историками не установлен точный год основания Пскова. Первое упоминание этого поселения относится к 903 году в Лаврентьевской летописи (рукопись названа по имени монаха Лаврентия). Поэтому принято считать эту дату годом основания города Пскова. История его начинается именно с этой даты.

В 1348 году было образовано на территории Руси средневековое Псковское государство, просуществовавшее 162 года. В нем столицей был Псков.

С 1510 года город находился в составе Великого княжества Московского, и до XVIII столетия был одним из крупных городов древней Руси.

Возведенная в свое время Псковская крепость (2,5 км²) была оборонительным фортом западных рубежей государства, окруженная пятью поясами из каменных крепостных стен и считалась неприступной для внешних врагов.

За всю свою историю Псковское оборонное сооружение, вокруг которого разрастался город, было захвачено только один раз (не считая оккупации во время боевых действий в период Первой и Второй мировых войн).

Это произошло после того, когда немецкие крестоносцы, разорив Юрьев (город, основанный Юрием Долгоруковым в 1152 году), решили захватить Псков. Город был оккупирован в течение 1,5 лет, после чего освобожден русскими войсками под командованием полководца Александра Невского.

После завершения Северной войны (1700-1721 г. г) между Россией и ее союзниками против Швеции, Псков утратил свое оборонное значение, так как по договору, подписанному в городе Ништад (Финляндия) границы Российской империи отошли на запад.

Город стал провинциальным в Псковской губернии, а с XIX столетия начал свое развитие. Жилые деревянные одноэтажные дома были заменены каменными трехэтажными строениями.

В связи с развитием экономики и торговли с другими городами России в 1882 году началось строительство железной дороги. Через город была проложена железнодорожная ветка «Санкт-Петербург – Варшава».

Интересный факт: на железнодорожном Псковском вокзале, построенном в 1860 году, в царском вагоне, российским императором Николаем II, 2 марта 1917 года был подписан акт отречения от престола.

В 1904 году была сооружена первая электростанция, а через 8 лет в городе состоялось открытие трамвайного движения. В этот период развивалось здравоохранение, образование, строительство церковных сооружений и культурных учреждений.

Сейчас Псков, где проживает более 200 тысяч человек коренного населения, представляет собой современный экономически развитый город, который привлекает любителей истории большим количеством памятников культуры.

Настоятели

Игумены

  • Прп. Авраамий Мирожский (ок. 1156 — 24 сентября 1158)
  • Исидор (1269)
  • Прмч. Василий Мирожский (+ 4 марта 1299)
  • Карп (упом. 1404)
  • Григорий (1521)

Архимандриты

  • Митрофан (1589)
  • Герман (кон. XVI)
  • Геннадий (1617 — 1720)
  • Герасим (1623)
  • Александр (1630)
  • Онуфрий (в декабре 1630)
  • Макарий (в декабре 1636)
  • Арсений (1641)
  • Иона (1648)
  • Митрофан (? — 1650)
  • Афанасий (1662 — 1670)
  • Никандр (1673 — 1677)
  • Герасим (8 февраля 1684 — 1691)
  • Корнилий (1691 — 1699)
  • Аарон (1702 — 1713)
  • Киприан
  • Маркелл (1719 — 1720)
  • Герасим (1736 — 1744)
  • Иоасаф (Лисянский) (1755 — 1761)
  • Иоанникий (1762 — 1763)
  • Иринарх (1763 — 1768)

Игумены

  • Стефан (1768 — 1774)
  • Иустин (Трипольский) (20 июля 1774 — 4 сентября 1784)
  • Адриан (1784 — 1786)
  • Венедикт I (1786 — 1792)
  • Иcaия (1792 — 1796)

Архимандриты

  • Иаков (1800 — 1805)
  • Афанасий I (31 мая 1826 — март 1827)
  • Афанасий II (Соколов) (3 апреля 1827 — 28 августа 1828/1830)

    Виталий, Афанасий, иеромм. (1828 — 1830)

  • Спиридон (Грацианов) (26 ноября 1830 — 12 ноября 1833)
  • Владимир, Иннокентий, иеромм.
  • Афанасий I, 2-й раз (1834 — 1837)

    Иннокентий, иером.

  • Митрофан (1838 — 1845)
  • Нифонт (1846 — 1851)
  • Псковские архипастыри (1851 — 1864)
  • Виталий (Вертоградов) (22 февраля 1864 — 10 января 1865)
  • Николай (Трусковский) (11 января 1865 — 186?)

    Тихон (упом. 1869 ) иером. и/д

  • Гавриил (упом. 1872 — упом. 1875 )
  • Алексий (упом. 1876 )
  • Серафим (упом. 1877- упом. 1883 ) игум.
  • Павел (упом. 1888 — упом. 1889 ) игум.

    Порфирий (упом. 1891 — упом. 1895 ) иером., и/д

  • Николай (упом. 1899 — упом. 1902)
  • Иннокентий (Кременский) (1903 — 1904)
  • Амвросий (Смирнов) (1906 — 1911)
  • Досифей (упом. 1913 — упом. 1914 ) игум.

Наместники

  • Марк (упом. 2005 — 6 октября 2007) иером.

Архитектурные памятники

Мирожский монастырь является одним из самых значимых памятников средневековой архитектуры, кроме того, именно он является официальным символом города Пскова.

Важно! Древнейшим памятником на территории монастыря считается Спасо-Преображенский храм. Он удивляет своей росписью, исполненной специально приглашенными для этого византийскими мастерами

Сюжетом для фресок послужили сцены из Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета, повествующего о рождении, жизни и смерти Иисуса Христа.

Возникновение храма связано с именем Нифонта — новгородского епископа, бывшего по своему происхождению греком, но принявшего постриг в Киево-Печерском монастыре. Нифонт не только наградил новую обитель именем, но и разработал некоторое количество эскизов для росписи стен храмов, входящих в архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского Мирожского монастыря.

Еще один храм — церковь Апостола и Первомученика Стефана, построенная в самом начале XVII века. По типу застройки эта церковь — надвратный храм с подклетом, к ней примыкают Святые ворота. Так называемая Стефановская церковь исполнена в соответствии с канонами московского храмового зодчества: это и затейливые карнизы, наличники и колонны.


Стефановская церковь Спасо-Преображенского Мирожского монастыря

Кроме перечисленных объектов, на монастырской территории находится двухэтажный братский корпус и настоятельский корпус, построенные в XVIIІ -XIX веках.

Свято-Введенский женский монастырь Псковской епархии

Приехать в монастырь можно только при наличии действующей справки об отсутствии короновирусной инфекции. И необходимо благословение архимандрита Нифонта.

Не близок путь к древнему городищу Владимирец: 100 с лишним километров от Пскова. Но вот дремучий лес расступается, словно в сказке, перед глазами возникает дивный образ: высокий холм, а на нем – белокаменная церковь с голубыми куполами. Это Никольский храм Свято-Введенского женского монастыря.

С городищем Владимирец связаны несколько преданий, уходящих вглубь веков. Согласно одному из них, здесь родился креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир внук княгини Ольги. В его честь на вершине Володчиной горы воздвигнута Часовня св. равноап. князя Владимира.

Ныне существующий каменный Храм Святителя Николая Чудотворца, вокруг которого и обосновался современный монастырь, был построен в 1790-1797 гг. Этот утопающий в зелени, словно слившийся с природой, храм выглядит небольшим снаружи, но поражает своими внутренними размерами. Увы, в тридцатые годы 20 века храм был закрыт, а почти все его старинные иконы были уничтожены.

Но Господь поругаем не бывает. Символично, что именно в год 1000-летия крещения Руси, в 1988 году, по благословению архиепископа Владимира (Котлярова) – ныне митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, восстанавливать разоренную Никольскую церковь приезжает из Псково-Печерского монастыря иеромонах Нифонт (Корчев) — ныне архимандрит.

14 долгих лет непрестанных трудов и горячих молитв потребовались для того, чтобы Владимирец вновь вернулся к полноценной духовной жизни. Постепенно вокруг храма стала складываться община насельниц. И осенью 2003 года Святейший Синод РПЦ благословил открытие на Володчиной горе Свято-Введенского женского монастыря, который по праву можно назвать пустынножительной обителью.

Сегодня в монастыре живут около 20 сестер, а архимандрит Нифонт (Корчев) остается духовником и строителем обители. Вдали от мирской жизни они служат Богу, подобно древним монахам-отшельникам.

Монастырь преображается, заботами и молитвами нашего владыки Тихона (Шевкунова), митрополита Псковского и Порховского, трудами насельниц, паломников.

Судьба современного Владимирца зависит от жизни строящегося здесь монастыря. Едут сюда паломники и верят, что из их пожертвований, собранных на «кирпичики» вырастет когда-нибудь на Володчиной горе новый храм в память святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.

Фрески

Вознесение Господне. Роспись купола собора

Деисус и евхаристия. Роспись апсиды

Собор был расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века.

Центральное положение в композиции занимает тема соединения в Боге-Сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы, её раскрытию подчинены все узловые моменты храмовой декорации. Кульминационными в композиции являются Деисус в конхе алтаря и гигантское купольное Вознесение. Тема искупительной жертвы определяет содержание сводов и люнетов храма. Среди этой группы фресок особенно выделяется «Оплакивание Христа» (на северной стене). Третий сверху регистр посвящён чудесам Христа. Два нижних регистра росписей основного объёма отведены под фигуры святых пророков, воинов, пресвитеров, монахов и т. д. Надписи (на греческом языке) редки, вследствие чего подавляющее большинство образов не идентифицировано. Среди идентифицированных воины Сергий и Вакх, целители Пантелеимон, Кир и Иоанн, (редко изображаемые) мученики Ромул и Евдокий, персидские святые Акепсим, Аифал и Иосиф, преподобные Никон и Ефросин и др.

В XVII веке фрески были забелены, что счастливым образом способствовало их спасению. О существовании фресок узнали в 1856 году, когда в ходе ремонта собора под обвалившимися участками побелки открылись фрагменты росписи. Стараниями Владимира Суслова и его учеников они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Потёртость красочных слоёв и отдельные утраченные участки не устраивали духовенство монастыря. Указом Синода Суслов был отстранён от реставрации, а для «восстановления» фресок была нанята артель владимирских иконописцев под руководством Н. М. Сафонова, которая в 1900—1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохраняя лишь древнюю иконографию сюжетов. Новое раскрытие фресок началось в 1920-х годах, но и по сей день примерно половина площади уникального фрескового ансамбля находится под ремесленным поновлением 1901 года.

Духовное величие монастыря

Собор уже с XII века стал величественным храмом Пскова, он был прекрасен как снаружи, так и внутри. Внутренним украшением главного здания монастыря занимались художники, присланные из Византии.  Они создали на стенах неповторимые фрески, отражавшие библейские мотивы. Среди крупнейших стоит отметить образчики, символизирующие Вознесение, Успение Богородицы, Сретение и Рождество Христово. Фресками покрыты также своды, купол и алтарь, они удивительным образом дополняют картины, описывающие сцены из Евангелия. Большинство этих композиций сопровождают нарисованные картины святых. Фрески сохранились практически полностью: для прихожан открываются более 80% картин, представляющих уникальный памятник зодческой культуры XII столетия.
Фрески выполнены в стиле, названном искусствоведами священным или иератическим. В нем главной является религиозная идея, доминирующая над творчеством зодчих. Каждая из картин полна символизма, поскольку действующие персонажи нельзя назвать классическими библейскими. Главной задачей для зодчих стал показ единения природы человека и Бога. К сожалению, в XVII веке фрески забелены во время реставрационных работ. Почти два столетия они «скрывались» от посторонних глаз. Впервые их открыл и стал изучать известный историк и реставратор В. Суслов, случайно обнаруживший композиции под толстым слоем штукатурки. Продолжить работу ученому не позволил священный Синод, отправивший в Псков иконописцев из Владимира – ими руководил Н. Сафронов. Мастера аккуратно раскрыли фрески, промыли их, чтобы заново написать. Они были выполнены в византийском стиле, сохранив всю иконографию.

Работы над раскрытием фресок продолжилась в 1920-х гг., проходят они и сейчас. До сегодня мастерам удалось восстановить только половину древней настенной живописи Спасо-Мирожского монастыря в Пскове.

Художественная мастерская

В соборе Апостола Стефана функционирует художественная мастерская, где проходят обучение будущие иконописцы. В 1789 году было сооружено двухэтажное здание – братский корпус и присоединено к храму Первомученика Стефана.

Корпус был построен на фундаменте древних жилых помещений монахов. Изначально первый этаж представлял собой монашеские кельи, но после наводнения они оказались непригодными для жилья. Впоследствии первый этаж был переоборудован под кухню и трапезную, а на втором этаже разместили монашеские кельи.

Главным входом на монастырскую территорию являются Святые врата, над которыми в 1885 году была пристроена колокольня и сейчас, как в прошлые времена, своим звоном сообщает начало службы в храме Апостола Святого Стефана.

В западной части Мирожского монастыря в Пскове расположен бывший игуменский корпус. Он построен в 1881 году как зимние покои архимандрита. Сейчас в этом здании находится иконописный центр Псковской епархии. Территория монастыря огорожена каменной стеной. Она сохранилась без изменений с момента ее постройки в начале XIX столетия.

Особенности Мирожского монастырского комплекса

Нифонт задумывал Cобор святого Спаса Преображения, но так как строительство велось довольно-таки долго, первоначальная идея постепенно изменилась. Над сооружением здания трудилась бригада зодчих, присланных из Новгорода.  Они создали интересную архитектурную форму сакрального комплекса. В его основании лежала крестово-купольная конструкция, что для того времени было новшеством в инженерном деле. Собор имел низкие боковые апсиды, дополненные по углам компартиментами. Подобная архитектура стала примером для сооружения других храмов. Например, церкви Климентовской, построенной в середине XII века в одном из районов Пскова – Старой Ладоге, она не сохранилась до сегодня. По примеру Спасо-Преображенского монастыря построен и Богородицко-Рождественский собор в начале XIV столетия.В XVI веке с западной стороны к собору пристроили звонницу – паперть, еще через столетие он «обновился» новым четырехскатным покрытием, закрывавшем всю нижнюю барабанную часть. Здесь находились окна и купол, обретший новую форму – более луковоподобную. С восточной стороны находится фасад, называющийся аутентичным или оригинальным, поскольку он сохранился от первого собора XII столетия. Но здесь земля на два метра скрыла основание стены, поэтому издалека храм кажется немного приземистым. В монастырский комплекс, кроме основного храмового сооружения, входит еще несколько строений. К ним относятся Церковь святого Стефана, колокольня и корпус для монахов, монашеские кельи и обитель настоятеля. Указанные четыре здания строились довольно-таки долго, неоднократно обновлявшись, из-за чего весь процесс возведения происходил в течение XVII-XIX вв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector