Введение во храм пресвятой богородицы

Что нельзя и можно делать в праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Согласно церковным традициям, во время праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы», который отмечается 4 декабря 2020 года, нельзя есть мясные, молочные продукты, а также яйца. Так как день выпадает на пятницу, то запрещается употреблять алкогольные напитки. Также данный запрет распространяется на вино. Во время праздника православный христианин, соблюдая пост, практикует употребление пищи без масла — сухоядение. Считается, что 4 декабря нельзя ругаться, обижаться на других и так далее.

Помимо этого, существует множество народные традиций, которые были распространены во времена Руси. В основном они соблюдались крестьянскими семьями или купцами, так как предполагали совершение тех или иных работ занятий. Например во время «Введения во храм Пресвятой Богородицы» существовала традиция участвовать в Введенской ярмарке, где продавались сани. Перед покупкой человек мог сделать на них пробный выезд. Традиционные гулянья начинались с молодожёнами, которые усаживались в сани с красивой резьбой по дереву.

Митрополит Антоний Сурожский. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В начале Рождественского поста мы благоговейно празднуем Введение Божией Матери во храм. Храм это удел Божий, это место, которое Богу принадлежит нераздельно, место, где ни мысли, ни чувства, ни воли не может быть иной, как воли Божией. И вот Пречистая Дева Богородица в юные, младенческие годы приводится в храм Господень, вступает в ту область, где, кроме Бога и Его путей, нет ничего. Она погружается в молитву, Она предстоит Живому Богу, Она предается женскому святому труду, который может быть выражением — если только сердце человека чутко и чисто — любви и заботы. И погруженная в эту стихию Божественного присутствия и человеческого преклонения, Она вырастает, из года в год, в полную меру Своей зрелости. И когда предстает перед Ней великий Архангел Благовещения и возвещает Ей о том, что, таинственно и непостижимо, родится от Нее Господь, Она отдается Ему безоговорочно, в трепете и смиренном послушании: Се, раба Господня, да будет мне по воле Его… За эти годы всецелой погруженности в тайну Божию, в тайну любви Она стала способной стать Той, через Которую спасительная, преображающая, жертвенная и крестная любовь Божия войдет в мир. Святой Григорий Палама нам говорит, что так же было бы невозможно воплощение Сына Божия без соизволения Матери Его земной, как без воли Небесного Отца. Уйдя всецело в Божию волю, в тайну любви к Нему, и в Нем — ко всей твари, Она смогла произнести имя Божие, святое, таинственное имя, которое совпадает с Его личностью, всей мыслью Своей, всем сердцем Своим, всей волей Своей и всем телом Своим, и это Слово стало плотью, и поэтому мы благоговейно созерцаем эту неповторимую, единственную святость Божией Матери.

Но не напрасно этот праздник поставлен как бы преддверием нашего шествия навстречу Рождеству Христову, воплощению Слова Божия. И нам надлежит так приготовиться, так углубиться, так очистить свое сердце, освятить свою мысль, обновить свою волю, освятить и плоть свою, чтобы вечная жизнь, явленная во Христе, могла бы и в нас родиться, чтобы мы, погруженные в Его смерть, восставшие Его Воскресением в день нашего крещения, могли бы действительно так срастись с Ним, так быть с Ним едины, как члены тела между собой едины, как всё тело составляет одно целое с главой. Божия Матерь родила в мир Слово творческое и Любовь воплощенную; и нам дано молитвой, верностью евангельскому пути, любовью к Богу и к ближнему, отречением от себя самих, отдачей себя без остатка и Богу и ближнему нашему — и нам дано соединиться с Богом так таинственно, что и мы воскреснем со Христом и во Христе. Перед нами сейчас лежит путь, — пройдем же этот путь не просто в ожидании чуда в конце этого пути, а становясь живыми, творческими участниками этого пути, чтобы родился Господь и чтобы с Ним родилась бы в нас новая, ликующая, всё побеждающая любовь и жизнь вечная. Аминь.

Особенности праздничного богослужения

В православной традиции запланировано большое богослужение, восхваляющее посещение трехлетней Марией Иерусалимского собора.


Введение во храм Пресвятой Богородицы

  • Стихеры торжества сочинил константинопольский епископ, писатель и проповедник Георгий Никомидийский. В них изображается событие Вхождения в Храм: шествование со свечами, встреча священников, Девы Марии и её родственников, а также внутреннее значение всего праздника.
  • Далее, в стихерах раскрывается цель введения в собор будущей Богородицы. Вступив в стены Божьего дома, Мария должна воспитываться в добродетели и непорочности, стать Престолом и примирить человечество с Небесным Отцом, обожествив истинной природой первородный грех.
  • Георгий Никомидийский также составил один из канонов, посвященных торжеству. Автором второго является кесарийский архиепископ Василий Пагариот. В обоих канонах повторяются мысли, содержащиеся в стихерах.
  • Когда читают Евангелие от Луки, прихожане слышат историю о пребывании Мессии в жилище сестер Марфы и Марии. В послании к евреям демонстрируется мысль о прообразе Девы Марии, содержащемся в Ветхом Завете. Здесь Богородица предстает в качестве первобытной, плодородной земли, которая породит лучшее, что видело человечество.
  • В паремии № 1 рассказывается о том, как Моисей построил скинию (походный храм), которую осияло божественное облако. Вторая паремия повествует о торжественной транспортировке Ковчега Завета в собор, построенный мудрецом Соломоном, а также о событии преисполнения этой церкви Божией благодати и славы. Величественный Храм Соломона и божественная скиния Моисея интерпретируются как первообразы Богородицы, которой суждено стать обиталищем Господнего Сына. Третья паремия повторяет текст и смысл той, что произносится на торжество Рождения Девы Марии.
  • В тропаре восхваляется событие Вхождения в Храм, которое демонстрирует Божью волю и предвещает спасение для человечества. Явившаяся в собор Мария нравственно открыта в жилище Всевышнего и символизирует скорое пришествие Мессии. Прихожане и священнослужители громко радуются событию, которое произошло по Небесному соизволению.
  • В кондаке поется о том, что Пречистая Матерь является храмом Спаса и бесценным чертогом, великолепным хранилищем Господнего могущества и милосердия. В момент вхождения в собор будущая Богоматерь привносит благодать Святого Духа. Её восхваляют ангелы и признают селением Небес.

На заметку! Церковные исследователи сходятся во мнении, что появление этого великого праздника связано с периодом правления Юстиниана I. Государь распорядился построить в 543 г. церковь в честь Пречистой Девы на месте, где находились останки разрушенного Иерусалимского храма. Именно возведение Божьего жилища здесь стало отправной точкой для установления торжества.

Традиция празднования набрала наибольшую известность в IX столетии. К числу великих двунадесятых торжество Вхождения Девы Марии в храм причислили после XVI в.

История

Введение (вход) во храм Пресвятой Богородицы — христианский праздник, основанный на поздних апокрифах о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом.

В православии принадлежит к числу двунадесятых праздников. Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь (в пределах Украины), старообрядцы и некоторые иные празднуют Введение 21 ноября (4 декабря) по юлианскому календарю (в XX—XXI веках 21 ноября по юлианскому календарю соответствует 4 декабря по григорианскому). В Римско-Католической церкви в настоящее время данный день имеет статус (ранг) памяти и отмечается 21 ноября по григорианскому календарю; в Коптской церкви — 29 ноября.

Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет о том, что если родится дитя, то посвятить его на служение Богу. Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен и с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил Богоотроковицу первосвященник со множеством священников.

В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник Захария, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию. Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Мария оставалась на воспитании в храме вплоть до совершеннолетия, то есть до 15-летнего возраста, после чего Она была выдана замуж за пожилого вдовца плотника Иосифа.

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Богородицы от младенчества до вознесения на Небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. Но в Церковном предании сохранились сведения о том, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.

Введение во храм наиболее поздний двунадесятый праздник. Некоторые исследователи предполагают его появление с построением Юстинианом новой Богородичной церкви в Иерусалиме в 543 году. Но эта версия является лишь гипотезой, не имеющей никаких документальных подтверждений. Первые документальные свидетельства появления праздника Введения это некоторые месяцесловы VIII века, в которых он обозначен. Существуют также две гомилии на этот праздник, приписанные патриарху Герману.

Широкое распространение праздник получил только с IX века, стихиры на литии которого написаны Георгием Никомидийским, появляются и два канона праздника: Георгия Никомидийского и Василия Пагариота, архиепископа Кесарийского. Однако до XIV века не входил в число двунадесятых. Об этом свидетельствуют указания Феодора Продрома (XII век) и Никифора Каллиста (XIV век). При этом согласно студийским и иерусалимским Типиконам XI—XIV веков введение Богородицы во Храм отмечалось почти так же торжественно, как и прочие двунадесятые праздники. Но всё же даже в Типиконах XVII века ряд особенностей службы Введения показывают, что статус этого праздника несколько уступает статусу других двунадесятых праздников.

Что можно и что нельзя делать на праздник

Праздник лучше посвятить семье, близким, молитве и всему духовному, можно сходить в гости, но не устраивать пышных празднеств.

Верующие обязательно должны посетить Богослужение. Сходите в церковь, поставьте свечку Деве Марии, помолитесь с чистой душой. В этот день также можно исповедаться и причаститься. Хорошим делом будет дать милостыню или просто помочь нуждающимся.

Поскольку праздник попадает на Рождественский пост, нельзя не только принимать в пищу скоромные блюда, но и совершать те деяния, которые церковь не осуществляет во время поста, например, венчаться. Если у вас есть несрочная работа, например, рукоделие или уборка, обязательно сделайте это в другой день. Крестить ребенка в этот день не запрещено.

Что можно и нельзя есть на праздник

Поскольку праздник отмечают во время Рождественского поста, в питании придерживаются постного меню. На вашем столе могут быть различные овощи и фрукты, каши, приправленные растительным маслом, бобовые, грибы, постный хлеб. В этот день церковь также дает разрешение добавить в рацион рыбные блюда и немного вина. Скоромную пищу, мясо, яйца и молочные продукты вкушать запрещено.

Событие праздника и его эортологическая динамика

Введение во храм Пресвятой Богородицы –
один из великих церковных праздников, который связан с
приведением Пресвятой Богородицы Ее родителями в
Иерусалимский храм для посвящения Богу.

Для начала нужно особо подчеркнуть:
событие праздника не упоминается в канонических
Евангелиях и известно из более поздних апокрифических
текстов, таких как греческое Протоевангелие Иакова II
века (7: 2–3) и латинское Евангелие Псевдо-Матфея IX
столетия. Они отражают устное предание, но, разумеется,
дополнены подробностями из библейских книг, имеющих
прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а
также из евангельской истории Сретения (Лк. 2: 22–38).

Праведные Иоаким и Анна. Икона XVII век

Опираясь на упомянутые источники, можно
восстановить такую событийную композицию: родители
Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна, когда их Дочь
достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный
ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в
Иерусалимский храм. Около его входа стояли призванные
отцом Отроковицы юные девы с зажженными светильниками,
для того чтобы Мария возлюбила храм со всей пламенной
сердечностью. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст,
легко преодолела крутые ступени храма и была встречена и
благословлена первосвященником, по преданию – Захарией,
отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению Она как
одушевленный кивот Божий (ср.: 1 Пар. 15) была введена
во Святая Святых, куда имел право входить только
первосвященник однажды в год (см.: Исх. 30: 10; Евр. 9:
7). «А какое значение в деле воспитания и
предуготовления будущей Богоматери имел Ее доступ в этот
алтарь ветхозаветного храма, в это место таинственного
присутствия святейшего и грозного Иеговы, это понятно и
без объяснения. Нужно войти в душу и понять образ мыслей
древнего благочестивого еврея, чтобы понять и то, чем
было в его глазах Святое Святых. Скрытое за тяжелою
открывающеюся лишь раз в году завесою, страхом
мгновенной смерти охраняемое не только от входа в него,
но и от нескромного взгляда внутрь его, погруженное в
потрясающий таинственный и священный мрак, – оно для
еврея поистине немногим отличалось от самого неба; быть
там значило то же, что видеть Бога и говорить с Ним,
всем существом почувствовать действительное присутствие,
действительную близость Бога» [].
Таким образом, была явлена исключительная роль Марии в
судьбе человечества.

Событие Введения стало началом нового
этапа в жизни Пренепорочной Девы – пребывания при
Иерусалимском храме, которое продолжалось до тех пор,
пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя там, Мария всецело
посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и
рукоделию. По прошествии времени Она, решившая сохранять
девство и уневеститься Богу, была, дабы не нарушать
отеческих преданий, поручена заботам Иосифа Обручника.

Обращаясь к эортологии, нужно сказать:
Введение во храм Пресвятой Богородицы в настоящее время
входит в число великих двунадесятых праздников и имеет
устойчивое место в церковном календаре.

Но установлено данное празднование
позднее других из этого ряда. Правильнее всего связывать
его появление с деятельностью императора Юстиниана I. Он
построил в 543 году на развалинах Иерусалимского храма
огромную церковь, посвященную Пресвятой Богородице и
названную им Новой, для отличия от прежней,
располагавшейся около Овчей Купели, напротив храма.

В VIII столетии данный праздник
отмечается в некоторых месяцесловах, хотя сведения о нем
крайне скудны, видимо, потому, что служба на Введение
совершалась без отличительной торжественности. Вместе с
тем к указанному периоду относятся две пространные
гомилии, приписываемые патриарху Константинопольскому
Герману I († 740). Их наличие может свидетельствовать о
традиции, пусть до конца и не устоявшейся, празднования
Введения в Константинополе VIII века.

Уже с IX столетия праздник получает
широкое распространение на христианском Востоке.

Однако Введение во храм долгое время
характеризовалось нестабильным эортологическим статусом.
Окончательно оно вошло в число двунадесятых праздников
только после XIV века, хотя во многих вариантах
Студийских и Иерусалимских типиконов XI–XIV столетия оно
уравнивается с остальными величественными праздниками.
При этом даже в печатных типиконах XVII века явная
богослужебная специфичность Введения указывает на то,
что оно несколько уступает последним.

В качестве даты празднования практически
повсеместно принято 21 ноября. Исключение составляют
только коптские месяцесловы, в которых Введение
отмечается 29 ноября, а также отдельные календари,
бытующие в Римской Церкви, где оно было подвижным
праздником и праздновалось в воскресный день после 11
ноября.

Почему этот праздник особенный?

Спасение каждого зависит от его усердия в борьбе с личным грехом.

Вся жизнь – это непрекращающаяся борьба, прежде всего с самим собой, с укоренившимся в нас ветхим человеком

Не зря Введение во храм – первый праздник Рождественского поста, который промыслительно установлен в начале поста и говорит нам о важности поста в деле спасения

«Если хочешь иметь правый разум и удобно победить все страсти свои, – наставляет святитель Димитрий Ростовский, – держи всегда пост и воздержание».

Но одного поста мало для настоящей борьбы. Борьба с грехом невозможна без самооценки, осознания собственных недостатков и самоорганизации.

Пост – это время глубокого внимания к самим себе, особенного сосредоточения, он помогает нам осмыслить свою жизнь, увидеть реальное наше состояние, сгруппироваться. Самопознание немыслимо без особого духовного настроя, самоконтроля и постоянной внутренней работы над собой.

Храмы

Во имя матери Господа Бога построены сотни храмов и церквей. Некоторые из них были разрушены, а затем вновь воссозданы.

Палестина

На Святой земле выстроен храм Введения Богородицы. На территории храма, которым владеют Иерусалимский патриархат и армянская церковь, находится гробница Богородицы. Земная жизнь со времени рождения Иисуса Христа и до самой кончины Девы Марии покрыта тайной. Согласно апокрифам, она скончалась в Иерусалиме, на горе западного холма старого города.

Появление информации о гробнице приходится на начало VI века. Это период, когда данные о гробнице Богородицы впервые упоминаются церковными историками. Над гробницей была построена круглая церковь, получившая сильные разрушения через несколько веков после заложения.

На протяжении времени существования храм находился во владении разных религиозных представительств. Теперь им владеет иерусалимская церковь. Разрешено проведение богослужений на территории храма представителям сирийской и коптской церквей.

Кирилло-Белозерский монастырь

Уникальный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря включает 12 церквей, одна из которых является церковью Введения Марии во храм. Она была построена на рубеже XV и XVI веков. Одновременно возведена трапезная палата, составляющая с церковью единый архитектурный комплекс. Кирилло-Белозерский монастырь является центром духовной жизни севера России.

Спассо-Прилуцкий монастырь

Монастырь основан в XIV веке. Церковь Введения – одна из центральных зданий ансамбля. Церковь построена не позднее XVII века. Она была несколько раз отреставрирована из-за сильнейших разрушений во время Великой Отечественной войны.

Сергиев Посад

Церковь была выстроена в XVI веке, на средства местного боярина. Была отреставрирована после разрушений, является частью архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры. Известно, что церковь введения Сергиева Посада не используется для ежедневных богослужений.

В Серпухове

Здесь построен Введенский владычный монастырь. Стены были возведены не позднее XVI века. На протяжении существования монастырь неоднократно разрушался, был отреставрирован. Основой для создания макетов, по которым был построен монастырь, согласно легенде, стало явление Божией Матери святителю Алексию. Введенский монастырь состоит из нескольких храмов.

В Астрахани

Астраханский храм Введения Пресвятой Богородицы относится к владениям Иоанно-Предтеченского монастыря. Построен по одному и тому же плану, что и храм Иоанна Златоуста.

Навстречу Рождающемуся Царю

С Введения начинаются приготовления к празднованию Рождества Христова. В тропаре к празднику есть такие слова: “В храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает”. Как в древности вошедшая в храм Дева Мария возвестила скорое рождение Мессии, так и сегодня вновь и вновь входит Она в храм, чтобы известить о Рождении Спаса всех душ.

На всенощном бдении накануне праздника впервые поются ирмосы канона Рождества “Христос раждается, славите! Христос с небес срящите!”. Святая Церковь призывает верных встречать Господа, то есть, не оставаться безучастными к Рождению Младенца. С этого момента любящие Господа полагают начало к исправлению своих сердец, чтобы принести их в дар Младенцу Христу.

Честно служи, ни о чем не тужи

Дева Мария была отправлена родителями в младенчестве на служение Богу, которое заключалось в отчуждении от всего злого и нечистого. Она подолгу молилась, трудилась, внимала себе, читала священные книги.

Мы, христиане, поставлены тоже служить Богу. Наша задача – вести праведную жизнь, держаться подальше от всякого зла, соблюдать заповеди, уходить от лжи, болтовни, вожделений, страстей… Мы должны расторгнуть все путы беззакония, которыми были связаны до осознания того, что мы – христиане, то есть воины Христовы. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными», — говорит Евангелие. «Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?» (2 Кор.6:14).

Если каждый ощутит себя на службе у Бога, то воспримет работу над собой, посредством вышкаливания нужных качеств, стремления к добродетелям, вытеснения разрушающего личность зла, как главное дело своей жизни.

Честная служба проста: перед человеком открывается прямая дорога и расставлены четкие указатели, предупреждающие о неожиданных поворотах, тупиках, подъемах и спусках.

Главное – осознав себя служащим Богу, слушаться Его во всем. «Все заботы ваши возложите на Него, Ибо Он печется о вас» (1 Петра 5:7).

Божественная литургия в честь праздника бывает довольно большая

Утром в день праздника Божественная литургия состоит из малой вечерни, всенощного бдения (с литией), святых часов и самой литургии.

2 часа

и более длится Божественная литургия в праздник Введения

Служба проходит большая на 2–3 часа примерно такая же, как на праздник Рождества Христова и Успения Пресвятой Девы Марии.

Но обычно длительность службы зависит от храма. В некоторых храмах читаются молитвы довольно быстро, соответственно и служба проходит за 2 часа.

Но многие священники сокращают молитвы во время службы. Если без сокращения, то служба в храме идет не менее 4 часов.

Во время такой службы священнослужители одевают красивые белые или голубые облачения.


Служба в храмах на этот праздник проходит в голубых и белых облачениях — это цвет святых и преподобных

Литература

  • Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб.: Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5.
  • Коринфский А. А. Введенье // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 489—494.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408.
  • Погодой год припоминается: русский народный земледельческий календарь / Б. Ховратович. — Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1994. — 206 с. — ISBN 5-7479-0447-7.
  • Рожнова П. К. Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. — М.: Дружба народов, 1992. — 174 с. — ISBN 5-285-00135-8.
  • Введение / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 293. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X.
  •  (белор.)
  •  (укр.)
  •  (укр.)
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9.  (укр.)

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Введенское кладбище

С праздником Введения Богородицы в России связано множество топонимов. Один из самых известных — Введенское кладбище.

Введенское кладбище (оно же Немецкое или Введенские горы) основано в 1771 году в период эпидемии чумы. Находится оно на востоке Москвы, в районе Лефортово. В XVIII-XIX веках называлось Немецким кладбищем, так как там хоронили в основном католиков и лютеран.

Кладбище получило свое название из-за Введенских гор (иначе Лефортовский холм). Это возвышенность на левом берегу Яузы (один из «семи холмов» Москвы). Горы в свою очередь получили название от некогда бывшего здесь села Введенское, а оно в свою очередь — от деревянной церкви Введения Богородицы во Храм, построенной на холмах в 1643 году по указу царицы Евдокии Лукьяновна, второй жены царя Михаила Романова.

Стена и кладбищенские строения сооружены в конце XIX — начале XX века. В 1960-е годы территорию расширили, построили стену-колумбарий.

На кладбище захоронены многие известные люди, а часть памятников и надгробий, созданных знаменитыми архитекторами и скульптурами, признаны объектами культурного наследия.

В ожидании Рождества

На праздничном богослужении на Введение становится вдруг ясно, как близко Рождество. В это время ожидания с детьми начинают говорить о скором Рождении Младенца Иисуса. Что делают, когда ждут ребенка? Готовят приданое, мечтают поскорей его увидеть, бояться что-то сделать неправильно. Рождество Христово ждут точно так же. Приданое для Господа — выученные детьми колядки, тропарь и кондак Рождества.

Хорошо в этот период читать на ночь святочные рассказы и сказки, истории об обездоленных людях со счастливым концом. Детям нравятся воспоминания Шмелева, рассказы Никифорова-Волгина, повести Диккенса. Прекрасные рассказы о рождестве есть у Куприна — “Бедный принц”, “Чудесный доктор”, “Тапер”. Все это приготовит детскую душу к встрече Богомладенца. Чтобы не огорчить Иисуса, дети стремятся вести себя хорошо, учатся контролировать свои поступки. В этот благодатный период в детской душе крепнет вера. Взрослый человек не единожды впоследствии возвратится мыслями в те памятные дни рождественского поста.

История утверждения праздника

Упоминания о факте введения трехлетней Марии в храм мы встречаем у антиохийского епископа Еводия (I в.), блаженного Иеронима (IV в.), Григория Нисского (IV в.), у Германа и Тарасия, патриархов Константинопольских (VII в.).

Праздник Введение во храм Богородицы неразрывно соединен с  праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Точная дата возникновения первого неизвестна, но если учитывать, что праздник Рождества Богородицы был установлен в IV веке, то церковное празднование Введения во храм закрепилось чуть позже.

На Востоке праздник получил повсеместное распространение в VIII–IX веках.

В Византии в XII веке его признали двунадесятым на государственном уровне – в этот день были запрещены всякие работы.

Исполнение пророчеств

Скинией Нового Завета называет Деву Марию
Церковь. Апостольское чтение в праздник Введения содержит описание скинии
Завета, освященную Моисеем. В другие Богородичные праздники читается отрывок из
Послания апостола Павла к филиппийцам.

Паремии, которые читают на Великой Вечерни, содержат прообразы Пресвятой Богородицы. В первой паремии Церковь воспевает величие Божией Матери, вместилище Господа, отождествляя ее со скинией Ветхого Завета. Как ветхозаветная скиния исполнилась славы Господней при освящении, так и на Пречистую Богородицу нисшел Дух Святой.

Во второй паремии говорится о том, как в присутствии херувимов во Святая святых был внесен Ковчег Завета. Это пророчество сбылось, когда Захария ввел Деву Марию во Святая Святых Иерусалимского храма.

В третьей паремии Божию Матерь прообразуют врата, видимые пророком Иезекиилем.

В каноне на утренней звучат слова,
пророчествующие близкое спасение: “Засияли уже лучи благодати со вступлением в
храм Божией Чистой Девы”. Богослужебные тексты на Введение содержат пророчества
о Чистой Деве, как о приношении всего человечества в жертву Богу, о Ее служении
для Воплощения Бога.

Особенности богослужения

4 декабря в праздник Введения начинается подготовка к Рождеству Христову. В песнопениях можно услышать слова о рождении и встрече народом Иисуса Христа, которые теперь будут упоминаться на каждом Богослужении плоть до Рождества. Помимо этого, особенность праздника заключается в том, что на богослужении ведется чтение отрывка из Послания апостола Павла к евреям. В другие же праздники зачитывается часть Послания апостола к филиппийцам. Стихеры, которые читаются в этот день полностью описывают суть и цель праздника, а также время, когда Мария первый раз вошла во храм.

Введение Пресвятой Богородицы во храм – особый праздник, связанный с чистотой, святостью и, конечно же, Рождеством Христовым. В этот день, как и в другие двунадесятые праздники, постарайтесь поддержать церковный устав, сходить в церковь, помолиться, исповедаться и причаститься.

Традиции и обряды

Главной и основной традицией праздника, является праздничное церковное богослужение. Проводится оно всегда рано утром. Церковнослужители одеваются в голубые одежды. А само служение сопровождается тематическими песнопениями. В этот праздник устраиваются различные ярмарки шумные и веселые гулянья. По традиции положено накрывать большой стол, с множеством еды. Самое главное, чтобы были вареники с ягодой или картофелем. Внутрь кладется монетка, кому попадет, тот и будет весь год в богатстве и достатке жить.

Самым известным обрядом считалось катание молодой семьи на санях, с песнями и плясками. Считалось, что именно в этот день, в праздник Введения Богородицы, молодых благословляют свыше. Для того чтобы зима не нанесла вред хозяйству и семье глава дома должен был поприветствовать ее. В доме топили печь и подметали порог, но не наружу, а, наоборот, в дом. Молодые девушки, ложась спать накануне празднества, произносили слова: «Святое Введенье, веди меня, где жить». По окончании обряда должен был присниться дом жениха. Еще одним интересным обрядом было окуривание жилого помещения сбором трав, после этого дом считался готовым к зиме и благословлённым.

История праздника

На Пресвятой Богородице лежал величайший подвиг любви и самоотречения, к которому готовилась не только она, но и десятки поколений до нее. Богородица Мария – самая чистая и смиренная из всех рожденных на земле.

Родители Марии долго не могли зачать ребенка, поэтому пообещали, что если счастье наступит, они обязательно посвятят жизнь малыша Богу. Так и случилось. В возрасте 3 лет маленькую Марию повели в Иерусалимский храм, где первосвященник Захария ввел ее в Святая Святых, куда было запрещено входить всем и даже священникам. Именно это время и считается началом Нового Завета.

Мария стала жить при храме, где воспитывалась благочестивыми женщинами, занималась рукоделием, читала Священное Писание и молилась. Из праздничного Богослужения мы можем узнать, что к Богородице иногда спускался Ангел Божий и приносил пищу. Именно он, как свидетельствуют некоторые источники, и поведал Марии и воле Божьей. Стоит отметить, что о жизни Богородицы от введения во храм до поднятия на небеса, практически нигде не упоминается.

Первые упоминания о праздновании можно найти в сочинениях Григория Нисского, опубликованных в IV веке. Изначально событие отмечалось не так торжественно, как в более позднее время. Считается, что праздник стал относиться к двунадесятым только в XIV веке.

Богослужение

Богослужением называют совершение молитвенных обрядов с элементами песнопений в церкви. Целью богослужения является возможность выражения чувств верующих, их отношения к Богу.

Канон

Канон или каноны обязательны во время богослужения на Введение во храм Марии. Их повторяют по 16 раз. Они состоят из ирмоса, тропарей и образуют единую песнь. Они могут читаться на старом церковнославянском или на русском языке.

«Отвергнуть Уста. Наполнить духом. Слова царице Матерей. Дивлюся, торжествуя. Воспою твое вхождение, Премудрая, пречистая. Сокровище, яви благодать, объемли благодать. Ты чище источника разума, просим тя, окропи одежды твои. Владычице превыше, пречистая небес бывших. Войди в палаты, во храм Божий. Входившая трехместно тому годовая и божественная. Жилище, пришествие, его свет, воссиявшая Богородица. Благодати всякое светится, выкупе пресветлая. Торжество есть к ней дверь, во славу помыслов. Непроходимые двери отверзни. Ныне повелевает нам, сошедшим, божественными чудесами насладитесь».

Тропарь

Тропарь – обязательная часть, он является возвещением о событии: «Божие благоволение, спасение людей пресвято в храме Божием. Дева открытая является и Христа возвещает нам. Мы громогласно вызываем. Приди, светлая, по своим разумным помыслам, чистейшая телом. Радуйся предначертанного создателям исполнения».

Кондак

Эта часть – неотъемлемая составляющая богослужения:

«Чистейший храм Спасителя, многотонный чертог. И девы священное сокровище. Славы Божьей все день в день, вводится в дом господень. Войдя, благодать с собой отнесет. На доме божественном ее воспевают, ангела позже она нам проявит».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector