Воздвижение креста господня: дата, история праздника, приметы

Поздравления на Воздвижение Креста Господня 2021 в прозе

Поздравляю с великим праздником света и радости души — с Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня. Пусть этот день подарит благодать в семью и здравие, милосердие души и доброту сердца, свет и радость, счастье и мир.

Со святым праздником! Мира в доме, благополучия в семье, ярких и искренних улыбок и душевных, теплых, добрых слов. Пусть Господь слышит и внемлет молитвам, оберегает от бед и невзгод. Счастья и тепла на сердце!

Поздравляю с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Пусть в этот день станет чистой душа и светлыми помыслы, пусть сердце возрадуется, пусть в жизнь придёт счастье, любовь, благодать и надежда, пусть будет добрым здоровье и добрыми поступки. Желаю милосердия, добродушия и мира.

Поздравляю с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Пусть в твоей жизни господствует мир и благодать. Я от души желаю тебе силы духа, силы веры, силы надежды. Желаю, чтобы Господь оберегал тебя и твою семью от зависти, лжи и болезней. Желаю уверенно строить своё счастье из крепких стен любви, милосердия и доброты.

В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господнего хочу всем сердцем пожелать жить в благодати, мире, верной любви и доброй надежде. Пусть в твой дом стучатся только хорошие люди, только радостные вести, только счастливые дни.

И в горести, и в радости пусть Крест Животворящий помогает тебе справиться с мыслями. И пусть радостей в твоей жизни будет как можно больше, а горести пусть обходят тебя стороной. В день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня я от чистого сердца желаю тебе мира и праведной жизни в нём, а также любови, добра и неугасаемой надежды на всё хорошее.

Поздравляю с Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня. Пусть тобой движет сила веры и терпимости. Желаю тебе мира и покоя души, счастья и крепкого здоровья. Желаю, чтобы в твоей жизни не было места вранью и предательству. Желаю, чтобы в твоём сердце вечно жила любовь.

Пускай в этот праздничный день возликует ваша душа. Пускай ваши сердца наполнятся светом, добром и счастьем. Желаю, чтобы крепкая вера помогала вам в жизни, берегла от бед, неудач и разочарования. Поздравляю с воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня!

Желаю в душе всегда свет беречь, не испытывать зависти и злых мыслей. Пусть Бог хранит семью, дом и очаг от всех невзгод. И пусть крест на груди защищает от всех напастей. Желаю мира и счастья, чтобы все молитвы были услышаны.

Пусть крест, который на груди мы носим, нас оградит от всех возможных бед, пусть вера в Бога помогает нам совершать чудо, верить в него и быть милосердными. Желаю щедрой судьбы, крепкого здоровья и светлых дней. С праздником!

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Адрес храма: Москва. 1-й Тружеников переулок, дом 8, строение 3.

Храм заложен в 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки.

Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году.

В 1701 году каменный храм впервые перестроили. Композиция церкви продолжала традиции посадского строительства XVII века. В объеме здания, возможно, сохранились части стен предшествующего кирпичного храма, сооруженного в 1658-ом, когда территорию между улицей Плющихой и рекой занимали слободы, принадлежавшие ростовскому архиерейскому дому.

В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894-1895 годах. Большинство прихожан храма на тогдашней окраине города были дворовыми людьми, ремесленниками, солдатами. Однако принадлежали к приходу и представители знаменитых дворянских фамилий Мусиных-Пушкиных, Шереметьевых, Долгоруких. 25 мая 1901 года здесь венчался А. П. Чехов.

В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари.

В 20-е годы в храме не раз совершал Божественную литургию святитель Тихон, Патриарх Московский. Служил здесь и митрополит Серафим (Чичагов), который был расстрелян в декабре 1937-го на Бутовском полигоне.

В 1930 году храм закрыли, настоятель протоиерей Николай Сарыевский был сослан. Купол и колокольню сломали, снесли богадельню и дом причта, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000-го, после возвращения Церкви и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.

Популярное за 7 дней

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

История праздника

Обретение Креста

Согласно преданию, крест был найден приехавшей в Палестину матерью императора Константина Великого императрицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием (314—333). В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня, а неподалёку от неё были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда больная женщина, на которую их поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест).

Императрица Елена обозначила места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящён 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Указание на время установления праздника имеется в александрийской хронике (не позже VII в.): «При сих консулах, — Далматии и Аниции Павлине (335 г.), говорит её автор, совершено освящение церкви св. креста Константином при Макарии епископе сентября 17 (ошибка писца, следует — 13), и отселе начался праздник Воздвижения св. креста».

Возвращение Креста

В этот день вспоминается ещё одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. Персидский царь Хосров II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и в том числе увёз Крест Иисуса Христа и патриарха Захарию (609—633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии I (610—641), который победил Хосрова и заключил мир с его сыном, была возвращена христианская реликвия. Животворящий Крест был торжественно принесён в Иерусалим. Согласно Священному Преданию, Император Ираклий в царском венце и порфире понёс Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царём шёл патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил Свой Крестный путь в уничижённом виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внёс Крест Христов в храм.

В «Слове» на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Воздвижения Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня поклоняемся с трепетом и благодарностью кресту Господню. Как две тысячи лет тому назад, Крест Господень остается для одних соблазном, для других — безумием, но для нас, верующих и спасаемых Крестом Господним, он является силой, он является славой Господней.

Трепетен Крест Господень: это орудие жестокой, мучительной смерти. Самый ужас, который нас охватывает, когда мы взираем на орудие ее, должен нас научить мере любви Господней. Так возлюбил Господь мир, что Он Сына Своего Единородного отдал, для того чтобы спасти мир. И этот мир, после воплощения Слова Божия, после жизни Христовой на земле, после того, как Он провозгласил Божественное учение в слышание всех народов, и после того, как проповедь любви Он подтвердил, доказал смертью без злобы, смертью, к которой не примешалось ни одно мгновение противления, мести, горечи, — после всего этого наш мир уже не прежний. Его судьба не проходит трагически страшно и мучительно перед Божиим судом, потому что Сам Бог вошел в эту судьбу мира, потому что эта судьба наша теперешняя связала вместе Бога и человека.

И Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью, — ничем другим нельзя откупиться за любовь.

И вот перед нами стоит вопрос, вопрос совести пока, который в свое время станет вопросом, который Господь на Страшном суде нам поставит, когда Он встанет перед нами не только в славе Своей, но встанет перед нами изъязвленный за грехи наши. Ибо Судья, Который будет стоять перед нами, это Тот же Самый Господь, Который жизнь Свою отдал за каждого из нас. Что мы ответим? Неужели нам придется ответить Господу, что Его смерть была напрасна, что Крест Его не нужен, что когда мы увидели, как много нас любит Господь, у нас не хватило никакой ответной любви, и мы ответили Ему, что предпочитаем ходить во тьме, что предпочитаем руководиться страстями, похотьми нашими, что для нас дороже широкая дорога мира, чем узкий путь Господень?.. Пока мы живем на земле, мы можем себя обмануть, что есть еще время. Но это неправда, — времени страшно мало. Жизнь наша может оборваться в одно мгновение, и тогда начнется наше стояние перед судом Господним, тогда будет поздно. А теперь время есть: время есть, только если мы каждое мгновение нашей жизни превратим в любовь; только тогда, если мы каждое мгновение жизни превратим в любовь к Богу и любовь к каждому человеку, нравится он нам или нет, близок он нам или нет, — только тогда наша душа успеет созреть к встрече Господней.

Всмотримся в Крест. Если близкий нам человек умер бы за нас и из-за нас, разве наша душа не была бы до самых глубин потрясена? Разве мы не изменились бы? И вот: Господь умер — неужели останемся мы безучастны? Поклонимся Кресту, но поклонимся не только на мгновение: поклонимся, склонимся под этот Крест, возьмем, по мере наших сил, этот Крест на свои плечи, и пойдем за Христом, Который нам дал пример, как Он Сам говорит, чтобы мы за Ним последовали. И тогда мы соединимся с Ним в любви, тогда мы оживем страшным Крестом Господним, и тогда Он не будет стоять перед нами, осуждая нас, но спасая и вводя в бесконечную, торжествующую, победную радость вечной жизни. Аминь.

Воздвижение Животворящего Креста Господня (14/27 сентября). История праздника

История праздника.

Первоначально этот праздник установлен Церковью в
воспоминание обретения Креста Господня в IV веке. По
описанию древних христианских историков (Евсевия,
Феодорита и др.), событие это представляется в таком виде.

Император Константин Великий, по чувству благоговения ко
Кресту Господню, с помощью которого он одержал многие
победы, возымел желание отыскать Честное Древо Креста
Господня и соорудить храм на Голгофе. Для исполнения этого
желания благочестивая мать Константина — Елена
— отправилась в 326 году в Иерусалим для отыскания
Креста Господня. По древнеиудейскому обычаю, орудия казни
обычно зарывались вблизи места совершения ее. По преданию,
записанному у Григория Турского, место обретения Креста
Господня под развалинами языческого капища указал один
престарелый иудей по имени Иуда (впоследствии принявший
христианство).

Во время раскопок вблизи Лобного места нашли три креста,
гвозди и ту дощечку с надписью на трех языках, которая
прибита была над главою распятого Христа. Узнать Крест
Господень было трудно; нужно было высшее свидетельство о
нем, и это свидетельство было явлено в чудодейственной
силе Креста Господня (по свидетельству многих историков,
прикосновением ко Кресту Господню исцелилась находившаяся
при смерти женщина).

В полноте благоговейной радости и духовного умиления Елена
и все бывшие с нею воздали поклонение и целование Кресту.
А так как, вследствие множества народа, не все могли
поклониться Честному Древу Креста Господня и даже не все
могли видеть его, патриарх Иерусалимский Макарий, став на
высоком месте, поднимал («воздвизал») Святой
Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту,
восклицая: «Господи, помилуй!» Отсюда и
получил свое начало и название праздник Воздвижения
Честнаго и Животворящего Креста, который был уже
установлен в год обретения Святого Древа. Так как Крест
был обретен перед праздником Святой Пасхи, то
первоначально Воздвижение Креста Господня праздновали на
второй день Пасхи.

С 335 года, когда совершено было освящение храма
Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения
был перенесен на 14 сентября. Так как освящение храма
совершалось собором епископов, прибывших со всех концов
Римской империи, это событие послужило поводом к
распространению празднования Воздвижения в этот день во
всем христианском мире.

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было
соединено другое воспоминание — о возвращении Древа
Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 г. Хозрой, царь Персидский, во время войны с
Византийским императором Фокою овладел Иерусалимом,
разграбил его сокровища и в числе их увез из Иерусалима в
Персию и Древо Животворящего Креста Господня, где оно
пребывало 14 лет. В 628 году, после победы над персами и
заключения мира, Святое Древо Креста Господня было
возвращено императором Ираклием в Иерусалим. Император
встретил Крест Господень в Иерусалиме и, по внушению
патриарха Зосимы, в смиренной одежде и босой, внёс его в
храм, откуда он и был ранее похищен персами. Это событие
совершилось 14 сентября. Таким образом, в праздновании
Воздвижения соединились два воспоминания: об обретении
Креста Господня и возвращении его из плена.

О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения.
По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245
года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в
каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест
Господень был раздроблен на малые части и разнесен по
всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего
времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма
Воскресения, и принадлежит грекам.

Предпразднство и попразднство.

Праздник Всемирного Воздвижения Животворящего Креста
Господня принадлежит к числу двунадесятых. Он имеет один
день предпразднства (13 сентября) и семь дней попразднства
(с 15 по 21 сентября). Отдание праздника – 21
сентября.

Кроме того, празднику Воздвижения предшествуют суббота и
Неделя (воскресенье), называемые субботой и Неделей перед
Воздвижением.

Версия для печати

Чин Воздвижения Креста Господня

При архиерейском богослужении или с благословения архиерея совершается чин Воздвижения Креста. Для службы рекомендуется особый Крест, который используют только в празднование Воздвижения. Он должен быть большого размера, вырезанный из дерева или написанный на дереве.

Отличия богослужения чина Воздвижения Креста:

  1. В литургии Трисвятое заменяется на «Кресту твоему…», «Святое Воскресение…». Поклоны до земли не делают.
  2. После того, как Крест выносят из алтаря, священнослужители кланяются 3 раза.
  3. Иерей берет в руки Крест в венке из живых цветов и поворачивается лицом на восход солнца и поднимает Крест над головой. Дьякон стоит перед ним со свечой и произносит 5 раз «Помилуй нас, Боже…». При каждом возгласе предстоятель поднимает Крест над головой (совершает чин).
  4. Хор повторяет «Господи, помилуй» сто раз.
  5. Во время исполнения «Господи, помилуй» священник 3 раза осеняет Крестом восточную часть храма. Затем начинает медленно склонять голову. Голоса певчих начинают затихать. К началу 50-го повтора голова иерея наклонена почти до земли. Со второй половины повтора «Господи, помилуй» священник начинает выпрямляться, хоровое пение усиливается. К 97 повтору предстоятель стоит, выпрямившись, а певчие поют во весь голос. Иерей снова осеняет 3 раза Крестом восток.
  6. Во время бдения два священнослужителя поддерживают иерея под руки, а третий медленно и непрерывно льет из сосуда воду на Крест. Вода стекает в емкость, которую держит свеченосец. В воду добавляют ароматические вещества, за исключением духов и одеколонов. Воду по окончании службы разбирают молящиеся.
  7. Священник разворачивается на заход солнца. Перед ним встает дьякон, громогласно произнося ектению с просьбой о жизни и здравии патриарха РПЦ, всех православных верующих Русской Церкви. Предстоятель поднимает Крест над головой.
  8. Следующий разворот – на юг. Дьякон произносит ектению о мире и спокойствии в государстве российском. Предстоятель в это время совершает воздвижение.
  9. Четвертый раз Крест поднимается над головой, когда священник поворачивается на север. Дьякон возглашает просьбу о здоровье и спасении от грехов каждой христианской души.
  10. Иерей снова поворачивается на восток и совершает воздвижение таким же образом, как в первый раз. Дьякон возглашает просьбу о спасении, здоровье священнослужителей храма.

Хор исполняет кондаккре, во время которого предстоятель кладет Крест на аналой. Окончание службы по обычаю.

Молитвы Честному и Животворящему Кресту Господню

Молитва первая

Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь.

Молитва вторая

О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя — утверждение, христиан всех — упование, царей — держава, верных — прибежище, Ангелов — слава и воспевание, демонов — страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных — посрамление, праведных — услаждение, обремененных — ослаба, обуреваемых — пристанище, заблудших — наставниче, одержимых страстьми — раскаяние, нищих — обогащение, плавающих — кормчий, слабых — сила, во бранех — победа и одоление, сирых — верное покровение, вдов — заступниче, дев — целомудрия охранение, ненадеянных — надежда, недужных — врач и мертвых — воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты — одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь.

Иконы и храмы в честь Воздвижения Креста Господня

В тех храмах, которые освящены в честь Воздвижения Креста, этот праздник является престольным.

Со времен обретения в православных странах в честь святыни освящаются храмы и монастыри. Один из наиболее известных Крестовоздвиженских храмов России находится в Алтуфьево. Он был воздвигнут в 1760–1763 гг., оснащен колокольней, а в конце XVIII столетия проводилась его перестройка. Храм действовал с тех пор почти постоянно, закрываясь лишь на короткий период во времена ВОВ.

Еще один древний Крестовоздвиженский храм был заложен на левом берегу Москвы-реки в 1640 г., а в 1658 г. в нем освятили престол. Сейчас он известен как Храм на Чистом Вражке.

Самые простые иконы изображают только святого Макария, поддерживающего воздвигнутую святыню. Более сложные имеют дополнения. В большинстве случаев иконы содержат следующие особенности:

  1. Святыня располагается вертикально в центре на возвышении.
  2. Возле креста изображен один или несколько священников, один из них – архиерей.
  3. Возможно изображение молящегося народа.
  4. Возле святого Макария по сторонам от Креста изображают равноапостольную царицу Елену и ее сына равноапостольного императора Константина.
  5. На заднем плане возможно изображение храма, который по архитектурным особенностям напоминает храм Воскресения Христова.

В праздник Крестовоздвижения вспоминается обретение святыни, ее возвращение из Персии, а также страдания Спасителя. Меняется ход богослужения, дополняясь чином Воздвижения. Этот день по уставу всегда постный.

Что нельзя делать в этот праздник

Помимо того что нужно делать в день Воздвижения, существуют также дела, которые настоятельно не рекомендуется совершать. Во-первых, в этот день, как уже было сказано, нельзя употреблять животную пищу. Во-вторых, нельзя ругаться и сквернословить. Особенно это касается близких людей. Считается, что вся отрицательная энергия, высвобождающаяся в этот момент, вернется бумерангом в троекратном размере.

В-третьих, в этот праздник не рекомендуется заниматься тяжелой работой по дому, например, делать ремонт, рубить дрова и т. д. В принципе, и в другие великие христианские праздники не советуют тяжело трудиться. Лучше провести этот день в молитвах, раздумьях о Боге, в совершении добрых дел по отношению к своим ближним. Конечно, если обстоятельства складываются так, что необходимо что-либо сделать, чтобы предотвратить ущерб имуществу или здоровью людей, данный запрет снимается. Но целенаправленно планировать что-либо грандиозное, требующее трудоемких затрат, не стоит. Тем более если данное действие не безотлагательное и его можно без ущерба для всех отложить на другой день.

В-четвертых, считается, что нельзя начинать в этот день новые дела. Якобы они все будут обречены на провал. Каждый решает для себя, правда это или суеверие, которому не нужно следовать. В старину люди также верили, что нельзя в праздник Воздвижения оставлять открытыми двери. Считалось, что в этот день змеи ищут себе место для зимовки и для этого могут выбрать любой дом. Однако это скорее всего больше связано не с самим праздником, а с временем года, на которое этот праздник припадает.

И совсем уже из древних поверий: считалось, что в этот день нельзя ходить в лес. Якобы леший обходит свои владения, пересчитывая животных. В это время лучше не попадаться ему на глаза, ибо можно навечно остаться в лесу. Конечно же, в наши времена эти суеверия кажутся нам нелепыми.

Богослужение

В этот день соблюдается строгий пост, во время которого не принимают продукты животного происхождения. Облачения священнослужителей фиолетового цвета.

Служба ведется по Минее (книге, где утвержден порядок и тексты богослужений в зависимости от праздника).

Начинается празднование с малой вечери. Священник выносит Святой Крест и кладет его на блюдо, установленное на жертвенник, укрытый покрывалом. Священное дерево украшают венком из живых цветов.

Перед началом всенощной иерей и диакон подходят к жертвеннику и поют псалмы, указанные в Минее. Во время пения священнослужитель берет блюдо со Святым Деревом и устанавливает себе на голову и направляется к престолу. Перед ним идет свеченосец со свечой и дьякон с кадилом. Крест кладут на престол, перед ним зажигают свечу на подсвечнике. Во время бдения на утрене читают Евангелие, поют канон и стихиры.

До начала Великого славословия священник облачается в праздничные одежды. Во время пения славословия предстоятель и диакон трижды обходят престол и совершают каждение. Заканчивается славословие пением Трисвятого, во время которого священник три раза кланяется до земли и поднимает блюдо с реликвией на голову.

Он выходит из алтаря до середины храма, кладет Крест на аналой. Рядом с ним идут свеченосец со свечой и дьякон с кадилом. Священнослужители три раза обходят аналой, совершая каждение. Заканчивается служба троекратным земным поклоном предстоятеля, хора, целованием Креста, помазанием елеем верующих и ектенией.

Крест лежит на аналое до 21 сентября. В этот день исполняется литургия, во время которой (после пения тропаря и кондака) Крест уносится в алтарь.

Описание и значение в православии

Крестовоздвижение относится к важным обрядам в православии, поскольку с ним связаны два разнесенных по хронологии события:

  • III век. Чудесное обретение Креста на Лобной горе, непосредственно там, где Иисус был распят;
  • VII век. Император Ираклий возвращает Животворящую святыню из персидского плена.

Само значение слова «воздвижение» означает поднятие распятия патриархом Макарием после его обретения. Крест был трижды вознесен стоящим на возвышенности священнослужителем, чтобы собравшиеся верующие могли хорошо его разглядеть. При этом народ восклицал «Господи, помилуй!».

А чтобы узнать, как выглядит чудесный крест, достаточно взглянуть на икону, где он изображен во всех деталях. Классический для русской иконописи сюжет основан на сцене закладки святого храма. При большом стечении людей Патриарх (в центре иконы) высоко поднимает над головой Крест. Под обе руки его поддерживают помощники. На доске также изображены Елена и Константин (в правой части).

История праздника

А начиналось все так. Император Константин Первый, сын Елены, был подчиненным соправителем в Римской Империи. В государстве сложилось сложное положение с властью — было сразу несколько правителей. В Риме властвовал нечестивый Максенций, сын Максимиана. Максенций путем восстания в 306 году пришел к власти. Он угнетал народ большими налогами, а собранные средства расходовал на пышные развлечения и праздники. Христиан он гнал и убивал. Но его армия была велика, и Константин колебался в решении пойти войной на него.

Интересно: Максенций был язычником и искал помощи у ложных богов и идолов.

Константин же вспомнил, как его отец, Констанций, поклонялся Единому Богу, и решил молиться Ему. После нескольких часов усердной молитвы Константина посетило видение — ярко сияющий Крест на небе с надписью, которую можно перевести как «сим победиши». Знамение видели и многие приближенные воины. Затем на императора нашел глубокий сон, в котором он увидел Самого Спасителя, пообещавшему ему успехи в военных действиях, если он будет прибегать к помощи Креста и Его изображения. Проснувшись, император отдал приказ о повсеместном распространении изображения Креста — на доспехах, щитах и мечах воинов, на знаменах и т.п.

С того момента Константин молился перед битвами с войсками Максенция и стал одерживать победу за победой. Решающее сражение произошло в окрестностях Рима, у Мильвийского моста. Войска Максенция не выдержали и побежали с поля боя, сам он утонул в реке Тибр.

Императрица Елена отправляется на поиски святыни

Придя к власти, Константин объявил свободу вероисповедания и прекратил гонения на христиан. Позднее он принял решение найти одну из главных святынь христианской религии — Животворящий Крест, то есть Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Также было принято решение построить храм на священном месте Воскресения Христова.

Реализацией этих намерений занялась императрица Елена — мать Константина, с которой он состоял в тесных отношениях. Под влиянием сына она тоже приняла христианство.

Главная дата: В 326 году Елена начала путешествие в Иерусалим.

К тому времени облик Иерусалима претерпел значительные изменения по сравнению с периодом земной жизни Спасителя. В ответ на восстания против Римской власти 66 года полководец Тит захватил и разрушил Иерусалим. Великий храм был сожжен. Позднее пришел император Адриан, придерживавшийся древнеримской религии. Им был на священном месте установлен храм римской богини сексуальных наслаждений Венеры (Афродиты).

Все священные реликвии оказались под землей. Поэтому Елене пришлось предпринять трудные поиски.

Поначалу евреи лукавили и не хотели показывать местонахождение Креста Господня. Но под угрозой применения силы они указали на старика по имени Иуда, который обладал нужными сведениями. Иуда тоже долго сопротивлялся, но под пытками из него удалось выбить нужные сведения. Он указал место, на котором стоял храм Венеры и прочие языческие капища. Языческий храм был разрушен, и в этих местах были произведены тщательные раскопки.

Интересно: Вскоре появилось благоухание, указывающее, что поиски идут в правильном направлении.

Места Распятия и Воскресения Христова были обретены. Три креста и дощечка с надписями были найдены вблизи Голгофы.


Распятие Иисуса на Голгофе

Сведения из Евангелия

Согласно Евангелию, Иисус Христос был казнен вместе с двумя разбойниками, чьи кресты стояли слева и справа. Один из разбойников покаялся перед Господом и был прощен.

Древнееврейские обычаи предписывали орудие казни погребать вместе с казненным преступником. Но Господь был предан на казнь в соответствии с римским правом. Кроме того, погребение Его совершали ученики — ранние христиане. Они, конечно, не положили Крест в пещеру — Гроб Господень.

Воздвиженка — улица в Москве

Воздвиженка — улица между Моховой и площадью Арбатские ворота. В конце XIII — начале XIV веков по ней шла дорога на Волоколамск и Новгород. В середине XIV века Воздвиженка — часть торговой дороги в Смоленск. В XV — первой половине XVII веков улица называлась Орбата (вероятно, от арабского «рабад» — предместье).

В 1493 начало улицы около стены Кремля было расчищено на 110 саженей, в XVI веке на освобожденном месте уже стояли церковь Николы в Сапожке (снесена в 1838) и мелкие частные дворы. В 1547 впервые упоминается Крестовоздвиженский монастырь. Именно он дал новое название улице. В 1812 году обитель разорила наполеоновская армия. В 1814 году монастырь упразднили, а его соборный храм превратили в приходскую церковь.

В 1935-ом Воздвиженку переименовали в улицу Коминтерна, в 1946 — в улицу Калинина. В 1963—90 годах она стала частью проспекта Калинина. Сейчас улице вернули историческое название.

Дальнейшая судьба святыни

Можно утверждать, что Он пребывал там до времен крестоносцев (до 13 века). Дальнейшую Его судьбу проследить трудно.

На сегодняшний день только сохранились сведения, что многочисленные частицы Креста хранятся в различных христианских храмах и монастырях по всему миру. Точная достоверность каждой из частиц сегодня полностью доказана быть не может. Остается только принимать их как объект для поклонения.

Вот список храмов и монастырей, в которых хранятся частицы, в России:

  1. Александро-Свирский монастырь;
  2. Благовещенский монастырь (Нижний Новгород);
  3. Крестовоздвиженский монастырь (Нижний Новгород);
  4. Богоявленский собор в Елохове;
  5. Воскресенско-Фёдоровский монастырь;
  6. Крестовоздвиженский монастырь (Екатеринбург);
  7. Покровский Александро-Невский монастырь;
  8. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры;
  9. Церковь Анастасии Узорешительницы (Псков);
  10. Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь;
  11. Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Самая большая по размерам из частиц хранится в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Ее размеры составляют: 635 мм в длину, 393 мм в ширину, 40 мм в толщину. Частицы, пребывающие в России, имеют гораздо меньшие размеры.


Храм Гроба Господня, Иерусалим

Значение Воздвижения Животворящего Креста

Воздвижение 27 сентября: значение праздника

В чём значение Воздвижения, этого православного праздника, так чтимого повсеместно?

  • Крест — один из самых главных православных символов, который защищает всех нас от нечести и от скверны;
  • сила и власть этого символа — в великой жертве, которую принёс когда-то человечеству Христос своими крестными страданиями;
  • Крестом венчаются все православные храмы, Крест носят на своей груди все православные люди, Крестом благословляются все начинания;
  • Крестом сопровождаются все таинства православной церкви.

Трудно переоценить не только значение Креста Православного, но и самого праздника Крестовоздвижения. А ты носишь на своей груди этот символ христианской добродетели?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector