Что скрывает храм гроба господня
Содержание:
Храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме — это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства Воскресения Христова — Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.
Портал «Православие и мир» предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям — вместе с фотографом Юлией Маковейчук.
Храм Гроба Господня
Вход в Храм Гроба Господня. Ночь.
Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием.
Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание.
Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца.
Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой — у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, — царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Cвятого Огня.
Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.
Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок.
В окне горят 3 неугасимые лампады.
Церковь cв. Елены с 13 ступенями.
Справа виден вход вниз… Церковь cв. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом.
В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо.
Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем — 8 лампад (4 — греческие, 2 — армянские, 1 — латинская, 1 — коптская).
На фото коптский монах затепляет лампаду.
Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.
Двор храма Гроба Господня.
— Бодби: дом святой Нины в Грузии (ФОТОРЕПОРТАЖ)
Служители храма Гроба Господня, охранники.
Фасад храма Гроба Господня со стороны входа (южная сторона) — типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме).
Очередь в кувуклию.
— Горняя — сердце русского Иерусалима (+фото)
Это интересно: Христианский Иерусалим — от Масличной горы к Виа Долороза
Патриарх и Гроб Господень
Во дворе храма за Патриархом следят тысячи глаз паломников-туристов со всего света — из России, Украины, Греции, Англии, Германии. Полицейские обыскивают Патриарха, после чего он входит в Кувуклию. У входных дверей остается армянский архимандрит для того, чтобы возносить молитвы Христу о прощении грехов рода человеческого.
«Патриарх, став пред дверями святого гроба, при помощи диаконов снимает с себя митру, саккос, омофор и палицу и остается лишь в подризнике, епитрахили, поясе и поручах. Драгоман вслед за тем снимает печати и шнуры с двери святого гроба и впускает внутрь его патриарха, имеющего в руках упомянутые пуки свечей. За ним тотчас идет внутрь кувуклии один армянский архиерей, одетый в священные одежды и также имеющий в руках пуки свечей для скорейшей передачи святого огня народу через южное отверстие кувуклии в приделе Ангела.»
Когда Патриарх остается наедине, за закрытыми дверями, начинается настоящее таинство волшебства. На коленях Святейший молит Господа о послании Благодатного огня. Его молитвы не слышны людям, находящимся за дверьми часовни – но они могут наблюдать их результат! На стенах, колоннах и иконах храма появляются голубые и красные всполохи-вспышки, напоминающие отблески во время фейерверка. Одновременно с этим на мраморной плите Гроба появляются синие огоньки. Одного из них священнослужитель касается ватным шариком – и огонь перекидывается на нее. Патриарх зажигает с помощью ватки лампаду и передает ее армянскому архиерею.
«И те люди все в церкви и вне церкви ничего другого не говорят, только: «Господи, помилуй!» взывают неослабно и кричат громко, так что гудит и гремит все то место от вопля тех людей. И тут ручьями проливаются слёзы у верных людей. Даже с каменным сердцем человек может тогда прослезиться. Каждый из паломников, держа в своей руке связку из 33 свечей, по числу лет жизни нашего Спасителя … спешит в духовном веселии возжечь их от первоисточного света, через нарочито назначенных для сего клириков из православного и армянского духовенства, стоящих близ северного и южного отверстий кувуклии и первыми получающих из святого гроба святой огонь. Из многочисленных лож, с окон и карнизов стен спускаются на веревках подобные же пучки восковых свечей, так как и зрители, занимающие места вверху храма, стремятся тотчас же приобщиться той же благодати.»
По страницам истории
История храма богата на драмы. Не один раз храм подвергался разрушению, но всегда его восстанавливали. В 1009 году было совершено варварское расхищение, результатом которого стали крестовые походы. В 1808 году случился пожар, который затронул Кувуклию. Но почти сразу она была восстановлена епископами разных стран.
Храм имеет довольно интересную историю возникновения. Именно здесь останавливалась на паломничество Елена — царица, являвшаяся матерью императора Константина. Позже она была канонизирована и приравнена к лику равноапостальных. Именно Еленой были обнаружены осколки и частицы языческого храма, под которыми скрывалась высеченная погребальная пещера. Тогда царица предположила, что именно в этой пещере был погребен распятый Иисус Христос. В память об этом событии царицей был возведен Храм Гроба Господня в 335 году. Постройка велась под руководством Макария Иерусалимского — в настоящее время почитаемый христианский святой. Эти факты были официально подтверждены археологическими исследованиями в 2016 году.
Торжественное освящение храма состоялось 13 сентября 335 года. 25 февраля 2018 года представители христианских конфессий приняли безоговорочное и смелое решение о закрытии храма. Это был протест против передачи церковных земель государству и введения закона о взимании налогов на церковную недвижимость. Израиль существует уже более 70 лет. Первый раз за историю его существования, храм был закрыт. Эта история длилась недолго и 28 февраля двери храма были снова открыты для всех желающих. Врата храма и по сей день распахнуты для паломников. Трудно сказать, существует ли в мире более атмосферное и величественное место. Верующие со всего мира стремятся на паломничество в храм и именно здесь их сердца находят радость, благодать и умиротворение.
В настоящее время это действующий храм, история которого такая же драматичная и яркая, как жизнь самого Иисуса Христа. Храм — это напоминанием о подвиге Спасителя, который своим распятием искупил грехи всех живущих на Земли и смысл их своей пречистой кровью
И несомненно, это важное и дорогое сердцу место для каждого верующего
Основные достопримечательности
С левой стороны от Камня помазания располагается Кувуклия — часовня с круглым сводом. С боков от этой постройки стоят небольшие мраморные перегородки со скамейками и канделябрами. Над массивной дверью Кувуклии висят лампады, части которых разделены между христианскими конфессиями.
- Серебряная сень с 12 иконами учеников Христа является величественным украшением часовни. Посредине постройки виден пьедестал с фрагментом священного камня, который убирал ангел от пещеры после вести о воскресении. Он служит церковным престолом для проведения православных богослужений.
- В стенах на юге и севере Кувуклии сооружены овальные окна, предназначенные для перенесения Святого Огня. С левой стороны от входа видны иконы с изображением жен-мироносиц, а справа — Гавриил, милосердно протягивающий им свои десницы. В верхней части портала начертаны слова архангела, который известил о чудесном воскресении.
- Пещера, где находился гроб с телом Спасителя, представляет собой маленькую камеру, половина которой занята каменным ложе. Гроб покрыт мраморной плитой, привезенной в храм в 1555 г. Когда этой пластины не было, паломники, ревностно стремящиеся отломить от Гроба кусочек, поспособствовали его некоторому разрушению.
- Часовня Главы, у которой восседал второй ангел, является пристройкой Кувуклии. Со времен Византии ее использовали в качестве престола. Изначально строение принадлежало армянам, но они отдали часовню Коптской церкви, взяв взамен монастырь, находящийся в Египте.
- Вокруг Кувуклии построено большое количество приделов, образованных при помощи перегородок во время реконструкции 1810 г.
«Сердце» Гроба
Кафоликоном называют срединную часть всего комплекса Гроба Господня. Это помещение огорожено таким образом, что стены соборного храма не достигают сводов. Подобная конструкция возникла после пожара, произошедшего в 1808 г. В период восстановления сюда добавился высокий иконостас, что позволило говорить о единстве церковного пространства и необходимой молитвенной атмосфере.
- Под малым куполом находится мраморная полусфера на специальной подставке. Эта реликвия указывает на место, называемое священниками и паломниками «пупом Земли». Святыня появилась в соборном храме в начале XIX века. Сам купол радует мозаикой с сюжетом о благословении Христа в окружении Пречистой Девы, учеников, архангелов и Иоанна Крестителя.
- В Кафоликоне находятся два тронных места для глав Иерусалимского Патриархата. Выше иконостаса расположена галерея с тремя небольшими балконами, откуда читается Священное Писание. Восточная часть соборного храма — это единая структура, составленная из розового мраморного камня.
- Вокруг Кафоликона простираются галереи, в которых имеют приделы. В северной стороне построены колоссальные колонны, на востоке находится православная часовня, служащая моделью настоящей Темницы Мессии. Перед входом стоит пластина со специальными отверстиями для ног.
- Около лестницы, ведущей к собору святой Елены, расположено помещение Тернового венца, в центральной части которого хранится осколок Колонны поругания.
Церковь Голгофы
Холм, хранящий в себе место Распятия, получил современный облик после реставрационных работ 1810 г. При строительстве церкви мастера выравнивали и обтесывали края скалы, на которую ведут сегодня две лестницы. Два продолговатых помещения разделяют Голгофу на православную и католическую часть.
- Южная часть отдана во владение францисканцев. Современный облик сформировался в 1930-х годах. Серебряный алтарь пожертвовал в 1588 г. Ф. Медичи, его поставили на то самое место, где Мессию пригвоздили к Кресту.
- Ниже скалы Распятия расположен придел, названный «Адамовой главой». Существует предание, что Мельхиседек, царь Салимский, похоронил здесь голову прародителя человечества. Справа располагается православная ризница, где лежат мощи святых и реликвии со времен Страстей.
На заметку! Для православных верующих существует канонический обычай поклонения Гробу Христа. Сначала человек молится в ангельском приделе и прикасается к тому камню, который был убран от входа в пещеру. Далее, следует поцеловать нижнюю грань перед входом и прочесть «Воскресение Христово…», а после медленно войти в Живоносный Гроб. Здесь ставятся свечи, совершаются поклоны и воспеваются молитвы. На ложе разрешено класть иконы, кресты и т.д., выходить необходимо спиной вперед.
Внутреннее убранство храма
Храм находится в совместном владении и управлении нескольких конфессий. В управлении католиков:
- Алтарь Гвоздей.
- Церковь явления воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии.
- Северная часть 2го яруса Ротонды и галерея.
- Южный придел Голгофы.
- Престол Магдалины.
- Часовня обретения Животворящего Креста.
- Францинканский монастырь.
Армянам принадлежат:
- Храм святой Елены.
- 8 колонн Ротоны и южная часть ее второго яруса.
- Престол Жен-мироносиц.
- Придел Трех Марий.
- Часовня Вардана.
- Могила Иосифа Аримафейского.
Западный алтарь Кулуквии принадлежит коптам.
Эфиопы владеют:
- Церковью Четырех апостольских животных.
- Монастырем на вершине храма святой Елены.
Сирийцам дано право проводить службы в праздники и выходные в армянском приделе Никодима. Православной церкви Иерусалима принадлежит общее руководство храмом, Кулуквией и Католиконом. Поочередно все конфессии проводят службы у Гроба Господня.
История
Место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа почиталось ранними христианами, даже тогда, когда Иерусалим подвергся полному разрушению римлянами в 70 г.
При императоре Адриане в 135 г. на месте Голгофы были построены форум и капитолий со святилищами Венеры и Юпитера.
Во времена императора Константина Великого и его матери св. Елены христианство стало государственной религией.
В 325 г. св. Елена в почти 80-летнем возрасте совершила паломничество в Святую землю после сновидения «в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми».
По указанию св. Елены и под руководством епископа Макария Иерусалимского были проведены раскопки и обнаружена пещера, в которой по преданию был погребён Иисус Христос, также были обретены Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI (аббревиатура фразы «Иисус Назарянин, Царь Иудейский»).
На месте находок св. Елена заложила первый Храм Гроба Господня.
Монументальный комплекс Храма Гроба Господня включал ротонду, называемую Анастасис (Воскресение), с Гробом Господнем, базилику (Мартириум) обращенную алтарем в сторону Анастасиса и сад Иосифа Аримафейского, где находилась Голгофа.
Храм Гроба Господня был торжественно освящен 13 сентября 335 г. в присутствии императора Константина Великого и представителей духовенства из разных стран.
В 614 г. часть строений Храма Гроба Господня была повреждена огнем во время штурма Иерусалима войсками персидского царя Хосрова, который захватил св. Крест.
В последующие годы Храм был восстановлен на средства императора Ираклия и жены царя Хозрова, христианки Марии.
В 629 г. византийский император Ираклий отвоевал Иерусалим и восстановил св. Крест.
В 636 г. Иерусалим захватил халиф Умар ибн Хаттаб, однако богослужения в Храме Гроба Господня не прерывались, что подтверждалось грамотой, выданной халифом Иерусалимскому патриарху.
В сентябре 1009 г. фатимидский халиф Аль-Хаким би-Амр Алла под влиянием наветов против христиан приказал разрушить Храм, в результате чего была повреждена базилика и уничтожена гробница, которую нашли при Константине.
В 1048 г. Храм Гроба Господня был вновь отстроен императором Константином Мономахом, но по своему масштабу и великолепию этой постройке было далеко до предшествующего Храма.
В конце XII в. крестоносцы перестроили Храм в романском стиле и объединили под одной кровлей все святые места. Были восстановлены опоры ротонды, которые местная традиция и сейчас называет «столпами Елены».Были также возведены новые сооружения: пятиярусная колокольня и Католикон, примкнувшие с востока к ротонде.
После захвата Иерусалима Саладином в 1187 г. Храм Гроба Господня не пострадал, а христианским паломникам было разрешено его посещение в соответствии с договором между Саладином и Ричардом Львиное Сердце.
Храм Гроба Господня был частично поврежден во время землетрясения 1545 г.
В 1808 г. в Храме вспыхнул пожар, уничтоживший деревянный шатер над Анастасисом и повредивший Кувуклию. Причина пожара осталась предметом спора различных христианских конфессий, обвинявших друг друга в захвате святыни.
В 1860-х гг. был сооружён полусферический купол над ротондой, наподобие Анастасиса времен Константина Великого.
В результате землетрясения 1927 г. были повреждены Кувуклия и купол Католикона. Кувуклия была укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками, а купол восстановили и украсили ликами Иисуса Христа и святых.
В таком виде здание существует и сейчас.
Внутреннее устройство
Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.
Голгофа
К Голгофа ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.
Гогофа Другие города, CC BY-SA 4.0
На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.
По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.
Голгофа. Алтарь гвоздей Другие города, CC BY-SA 4.0
Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.
Stabat Mater , CC BY 2.0
Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами («Stabat Mater dolorosa» — стояла Мать скорбящая).
Камень помазания
Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.
У Камня помазания Другие города, CC BY-SA 4.0
Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами как богатый, но добрый человек, принявший веру Иисуса и после казни упросивший Пилата отдать ему тело Христа.
Многие паломники собирают платками Другие города, CC BY-SA 4.0
Гробница Иосифа Аримафейского
Место захоронения Иосифа Аримафейского расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив коптского придела, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, пострадавший во время пожара в 1808 году. Справа расположен вход в небольшую пещеру — место погребения свв. Иосифа Аримафейского и Никодима.
Кувуклия и Гроб Господень
Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.
Кувуклия, современный вид , Public Domain
До 22 марта 2021 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара.
Коптский придел
Коптский придел не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена с небольшим отверстием в Кувуклию Считается, что придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.
Обретение Креста
В приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.
Крест над Храмом Гроба Господня , CC0 1.0
Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.
Пуп Земли
Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».
Пуп Земли
Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.
Управление святынями
В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.
Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также Киворий трех Марий, часовня Вардана, гробница Иосифа Аримафейского принадлежат армянской церкви.
Западный алтарь Кувуклии — коптской церкви. Эфиопской церкви — церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийской церкви отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима.
Над Камнем помазания горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская. Другие города, CC BY-SA 4.0
Общее руководство всеми частями святыни, Кувуклией и Католиконом принадлежит Иерусалимской православной церкви.
Три алтаря
Голгофа в Иерусалиме фото которой представлены в этой статье, разделена на три части, три алтаря:
- Распятия;
- Гвоздей;
- Стабат Матер.
Алтарь Распятия
Один из холмов, на котором ранее был установлен крест для Иисуса. Этот Алтарь относится к греческой церкви. Внизу – предусмотрено небольшое место (престол), к которому могут прикоснуться паломники. По историческим данным – именно там стоял крест. Каждую полночь рядом с престолом проводятся богослужения.
Алтарь Гвоздей
Еще одно трагическое место. Здесь, как говорят предания. Те солдаты, шедшие в оцеплении, сняли с Иисуса одежду. После этого подняли его на крест и прибили гвоздями. Самое главное, Алтарь располагается чуть правее от самого распятия. Он относится к ведению католиков. Утверждается, что именно здесь были 10 и 11 стоянка на Крестном пути.
Последний Алтарь
Стабат Матер. Он находится практически посредине между двумя выше указанными. Он также находится в ведении католиков. По верованию, именно на этом месте стояла Божья Мать. И смотрела, как проводится распятие Иисуса. Здесь установлена деревянная фигура Богородица. К ней паломники приносят пожертвования – чаще всего это драгоценности.
Описание
Гроб Господень. Свечи горят на том месте где находилась Глава Христа. Хорошо видна поперечная трещина на мраморной плите.
Гроб Господень это типичная высеченная в природной скале еврейская гробница периода Второго Храма. Тело Христа было положено на каменное погребальное Ложе (200 x 80 см, высота от пола 60 см) ногами на восток (то есть ко входу), головой на запад, по еврейскому обычаю. С давних пор Ложе сильно повреждено неразумной ревностью паломников, которые любой ценой стремились отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, святое Ложе было закрыто плитой белого мрамора, которая сейчас уже пожелтела от времени (нынешняя плита положена в 1555 году). Несколько столетий назад плита треснула поперек. С этой трещиной связано предание, что она чудесным образом возникла, когда мусульмане захотели взять мраморную плиту для украшения мечети. Появление трещины остановило мусульман, и плита осталась на своём месте.
Изначально вокруг Ложа существовала погребальная пещера, но она была разрушена вместе с храмом в 1009 году по приказу фатимидского халифа Аль-Хакима. Сохранились лишь само Ложе, часть стен пещеры (до 60-90 см высотой) и часть входа. Сейчас пещеру заменяет устроенное внутри Кувуклии небольшое помещение (1,93 x 2,07 м), почти половину которого, справа от входа, у северной стены, занимает Ложе. Здесь могут поместиться три, самое большее четыре человека одновременно. Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, также называют Святым Гробом. С востока из придела Ангела в него ведет низкий арочный вход (всего 112 х 72 см, и примерно 90 см глубины), очевидно первоначального характера, по мнению большинства археологов.
Иконы, лампады и отделка
Католический барельеф (слева) и православная икона (справа) над Святым Гробом. Лампады над Святым Гробом. Ниша за иконой Божией Матери. Задняя стенка ниши представляет собой природную скалу, вероятно это сохранившаяся часть западной стены пещеры Гроба.
Все внутри отделано белым и желто-розовым мрамором, кроме небольшого участка природной скалы в арке входа. Вокруг Ложа по периметру, на высоте примерно 30 см от него, проходит небольшой мраморный карниз. На северной стене над карнизом православная икона Воскресения Христова с предстоящими Ангелами. Изображение частично скрыто позолоченным окладом и, кроме того, ангелов на нём заслоняют две иконы, стоящие на карнизе. Слева стоит католическое барельефное изображение, справа живописное армянское изображение Воскресения, в знак того что они имеют право служить на Святом Гробе. На карнизе, кроме того, установлены подсвечники со свечами, от разных христианских вероисповеданий, а также вазы со свежими цветами, которые меняются каждый день. На западной стене, напротив входа, висит православная икона Божией Матери, за которой устроена ниша.
По стенам вокруг всего помещения высечен по-гречески тропарь святого Иоанна Дамаскина: «Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения».
Над погребальным Ложем на высоте чуть выше человеческого роста развешаны рядами 43 серебряные лампады, тринадцать из которых принадлежат православным, ещё тринадцать католикам, тринадцать армянам и четыре коптам. В будние дни горит всего несколько из них, а все лампады зажигаются только в большие праздники. В потолке имеется отверстие для вентиляции.
Архитектура великой святыни
С момента основания Храм является предметом больших раздоров между людьми различных верований. Сегодня здесь наблюдается огромное скопление верующих, они приходят, чтобы ощутить ауру грандиозного сооружения и молить Христа о спасении души.
- Фасад здания, расположенный на южной стороне, — это яркий пример романского зодчества XII столетия. Портал имеет структуру сдвоенных люнетов (ободков), изначально здесь располагались живописные барельефы из мрамора, на который изображались события Входа Господа в Иерусалим и Его Погребение. Спустя время это изящество передали во владение иерусалимскому музею Рокфеллера.
- С правой стороны от центрального входа находится деревянный люк, предназначенный для того, чтобы прикрыть место захоронения рыцаря Ф. Обинье, бывшего в Иерусалиме в начале XIII в.
- Левую сторону портала оформляет Колонна Святого Огня, сооруженная из мрамора. Согласно преданию, она чудесным образом треснула от сошедшего с небес луча света в 1634 г. В Великую субботу того года произошел очередной религиозный спор о дате проведения Пасхи. Османские власти заперли врата храма и не пускали в него православных священников. Последние, возмущенные несправедливостью, стояли у закрытого входа и молили Господа о помощи. Вскоре подул сильный ветер, бушевала гроза, а чудотворный свет, ударивший в колонну, породил Благодатный Огонь.
- В правом угла двора есть наружная лестница, ведущая к маленькой часовне Скорбящей Божьей Матери. Нередко с ней связывают эпизод со снятием одежд с Мессии перед Распятием.
- Напротив главного входа, во внутреннем помещении находится Камень помазания, накрытый толстой мраморной плитой красного цвета. Сбоку этой пластины начертан текст тропаря, посвященный преподобному Иосифу Аримафейскому. За ритуальным Камнем находится восемь лампад и стена, декорированная большим панно. На этой поверхности изображены сюжеты снятия Спасителя с Креста, помазание тела благовониями и скорбное положение в божественный гроб.
На заметку! Исследователи не смогли обнаружить официальной документации о месте, где тело Христа подготавливалось к погребению. Однако с V столетия в традициях Церкви выделяется чин Погребения плащаницы Христа в Страстную Пятницу. Святыню, украшенную лепестками розы, торжественно переносят с холма, где был распят Христос, на священный Камень помазания. После короткого заупокойного моления плащаницу кладут на каменное ложе Спасителя и, наконец, уносят в Кафоликон.