Когда празднуется день жен мироносиц, почитание и иконография

Неделя св. Жен-мироносиц. История праздника

В неделю Жен-мироносиц Церковь вспоминает святых жен — свидетельниц страданий, смерти и Воскресения Исуса Христа. Среди жен-мироносиц нам известны имена лишь нескольких, о которых написали святые евангелисты. Первая — Мария Магдалыня, о ней говорится, что Господь изгнал из нее «седмь бесов» (по церковному толкованию, здесь «седмь» значит множество; под «бесами» можно понимать также еще и греховные навыки, противные семи основным добродетелям — дарованиям Святого Духа). Вторая — Саломия, которая была дочерью Иосифа Обручника и матерью святых апостолов Иакова и Иоанна Заведеевых. Третья — Иоанна, жена Хузаня — домоправителя царя Ирода, та самая, что спасла от поругания святую главу Иоанна Предотечи. Четвертая и пятая — Марья и Марфа, сестры Лазаревы. Шестая — Марья Клеопина, которую, по законам иудейского родства, евангелист называет сестрою Пресвятой Богородицы, седьмая — Сосана. Среди жен-мироносиц была также и Пресвятая Богородица, Которую евангелисты именуют «Марией Иаковлей» и «Марией Иосифовой». Были и другие многие с ними, ходившие с Господом во времена Его земной жизни и служившие Ему.

Женам-мироносицам первым явился воскресший Спаситель. От них произошло пасхальное приветствие «Христос воскресе!». Жены-мироносицы в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на Тело Спасителя. Жены, направляясь ко гробу, думали: «Кто отвалит камень от гроба?». Перед их приходом, вследствие схождения Ангела, случается землетрясение, которое отвалило камень и повергло стражу в страх. Ангел сказал женам, что Христос воскрес и предварит их в Галилее. Прежде же всех явился Господь Своей Пречистой Матери. Но, как пишут святые отцы, чтобы ради близкого родства чудесное явление не подверглось бы некоторому сомнению, евангелисты не объявляют об этом прямо, а указывают на Марью Магдалину. У различных евангелистов встречаем мы некоторую разницу в описании событий, но здесь нет противоречия, потому что пишут они о различном времени. Евангелист Матфей о «вечери субботнем», когда женщины пришли еще не с миром, но чтобы «увидеть гроб». Марк же пишет о раннем утре, когда уже воссияло солнце. Марья Магдалыня, как самая усердная, приходила неоднократно, не боялась идти и одна, среди темной ночи и презирая опасность от вероятности встречи с вооруженными римскими солдатами: по распоряжению Пилата им дана была полная власть для расправы, если кто-либо из учеников осмелился бы прийти ко Гробу Господню. Евангелие от Иоанна, как самое позднее, особо подчеркивает, что Мария Магдалина пришла ко гробу первой. Возвращаясь к апостолам Петру и Иоанну, она говорит: «Не знаем, где положили Его» (Ин. 20:2). После того как ушли апостолы Петр и Иоанн, у гроба осталась Мария Магдалина. Она думала, что тело похитили, и плакала. В это время ей явился Христос, которого она приняла сперва за садовника. Он говорит ей, чтоб она не прикасалась к Нему, пока он не возшел к Отцу, и просит ее сообщить ученикам о Его Воскресении. Затем, согласно Матфею, Мария, возвращаясь с благовестием к ученикам, встречает вторую Марию, и Христос является второй раз, повелевая вновь сообщить о Воскресении всем ученикам. Апостолы, услышав о воскресении Исуса, не поверили.

Спустя некоторое время по Воскресении Христовом, после Святого Его Вознесения, Марья Магдалыня, а также Марфа и Марья — сестры Лазаревы, прибыли в Рим с тем, чтобы возвестить царствующему императору Тиверию Кесарю всю истину о минувших событиях. Они преподнесли ему многие дары и рассказали обо всех чудесах и благодеяниях, которые явил в иудеях Христос Спаситель и о том, как жестоко и бесчеловечно они осудили Его на смерть. По повелению императора были призваны тогда и другие свидетели, в их числе — сотник Логин, стоявший при Кресте Господнем. Он имел на себе святую ризу Господню, доставшуюся ему по жребию, и от нее сам император тотчас получил исцеление, приложивши к гнойному струпу на своем лице. Тогда же сотряслась и поколебалось императорская палата, от чего рассыпались в прах все бывшие там золотые и серебряные идолы. Весьма устрашившись, кесарь решил произвести подробное расследование.

Евангельский сюжет


Жены-мироносицы у Гроба Господня В воскресенье несколько женщин пришли ко Гробу Господню, чтобы обработать тело Христа благовониями. По дороге к нему они переживали, как смогут откатить тяжёлый камень от входа в пещеру, где лежал Иисус. В это самое время с Небес сошёл Ангел и произошло землетрясение, которое заставило камень откатиться. Вход оказался открытым, а все эти события напугали и стражников, и жен-мироносиц.

Ангел предстал перед ними и возвестил о воскрешении Христа и о том, что Он ждёт их уже в Галилее. Мария Магдалина, одна из жён-мироносиц, сообщила обо всём Иоанну и Петру. После того, как все, удивлённые произошедшим, ушли, она осталась одна плакать в одиночестве у Гроба. Так как пещера была пуста, она думала, что тело похитили.

В этот момент ей явился Иисус, которого она сначала приняла за обычного садовника. Его сопровождали два Ангела. Он велел ей вернуться в город и всем возвестить о Его чудесном воскрешении. Она поспешила в путь с Благой Вестью и встретила Марию — одну из жён-мироносиц. Им снова явился Христос, повторивший Своё повеление.

Надо сказать, что евангельский сюжет по первоисточникам имеет несколько расхождений, касающихся жён-мироносиц.

Во-первых, по церковному Преданию, первой Иисус явился не Магдалине, а своей матери — Марии. Во-вторых, в Евангелии от Матфея Иисус явился сразу всем жёнам-мироносицам. И в-третьих, число жен-мироносиц точно не определено. В Священной истории Нового Завета указано семь имён. Но их было гораздо больше — об этом пишет святой апостол и евангелист Лука.

Вот имена семи известных жён-мироносиц, пришедших ко Гробу Господню:

  1. Святая Мария Магдалина;
  2. Святая Мироносица Иоанна;
  3. Святая Мироносица Саломия;
  4. Святая Жена-Мироносица Мария Клеопова (Иосиева);
  5. Святая Мироносица Сусанна;
  6. Святая Жена-Мироносица Марфа;
  7. Святая Жена-Мироносица Мария.

Последние две были родными сёстрами. Святой Лазарь Четверодневный являлся им братом. Считается, что именно эта Мария вылила на главу Иисуса фунт нардового чистого драгоценного мира, приготовив Тело Христа к погребению. О прочих жёнах-мироносицах практически ничего не известно.

Святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим

Благообразный Иосиф, как именует его Священное Писание, был одним из семидесяти апостолов. Он происходил из города Аримафеи или Рамафы (Рамы) и был богатым и знатным членом Синедриона и также, как и Никодим, тайным учеником Христовым. Однако когда того потребовали крайние обстоятельства, он мужественно открыл свою веру и решился идти к Понтийскому Пилату, чтобы просить Святое Тело Господне для погребения. Как человек знаменитый и известный лично самому правителю, располагающий также и достаточными средствами к выкупу, он имел смелость поступать подобным образом. Внимая мольбе Пресвятой Богородицы, он презрел все страхи и опасения возможной последующей мести от иудейских старейшин. Получив разрешение снять Исуса с креста, похоронил Его в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с Никодимом Иосиф обвил тело Исуса плащаницей. Считается, что погребением в гробнице Иосифа Аримафейского было исполнено мессианское пророчество Исаии:

После участия в погребении Христа Никодим, по Преданию Церкви, был изгнан из Иудеи. А Иосифа Аримафейского заключили в оковы и бросили в ров, откуда он был спасен Ангелом. Впоследствии Иосиф, как говорит Священное Предание, вместе с Марией, Марфой и их братом Лазарем, которого воскресил Христос, проповедовал Евангелие в Галлии, на территории современной Франции.


Снятие со креста. Положение во гроб. Конец XVI — начало XVII вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Считается, что Никодим является автором одного из апокрифических Евангелий, время создания которого не установлено. Древнейшие части текста впервые появились на древнегреческом языке. «Евангелие от Никодима» состоит из основной части, которая называется Деяния Пилата, и приложения к ней — Сошествие во Ад, которое отсутствует в греческом варианте текста, являясь более поздним дополнением в латинском варианте.

Святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим

Благообразный Иосиф, как именует его Священное Писание, был одним из семидесяти апостолов. Он происходил из города Аримафеи или Рамафы (Рамы) и был богатым и знатным членом Синедриона и также, как и Никодим, тайным учеником Христовым. Однако когда того потребовали крайние обстоятельства, он мужественно открыл свою веру и решился идти к Понтийскому Пилату, чтобы просить Святое Тело Господне для погребения. Как человек знаменитый и известный лично самому правителю, располагающий также и достаточными средствами к выкупу, он имел смелость поступать подобным образом. Внимая мольбе Пресвятой Богородицы, он презрел все страхи и опасения возможной последующей мести от иудейских старейшин. Получив разрешение снять Исуса с креста, похоронил Его в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с Никодимом Иосиф обвил тело Исуса плащаницей. Считается, что погребением в гробнице Иосифа Аримафейского было исполнено мессианское пророчество Исаии:

После участия в погребении Христа Никодим, по Преданию Церкви, был изгнан из Иудеи. А Иосифа Аримафейского заключили в оковы и бросили в ров, откуда он был спасен Ангелом. Впоследствии Иосиф, как говорит Священное Предание, вместе с Марией, Марфой и их братом Лазарем, которого воскресил Христос, проповедовал Евангелие в Галлии, на территории современной Франции.


Снятие со креста. Положение во гроб. Конец XVI — начало XVII вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Считается, что Никодим является автором одного из апокрифических Евангелий, время создания которого не установлено. Древнейшие части текста впервые появились на древнегреческом языке. «Евангелие от Никодима» состоит из основной части, которая называется Деяния Пилата, и приложения к ней — Сошествие во Ад, которое отсутствует в греческом варианте текста, являясь более поздним дополнением в латинском варианте.

Богородица

Традиционно Пресвятая Дева не входит в число жен-мироносиц, но некоторые толкователи считают, что «Мария Иаковлева» (Мк. 16: 1) и «другая Мария» (Мф. 28: 1) — это и есть Мать Христа. Дело в том, что Она после смерти своего мужа Иосифа взяла на попечение его младших детей от первого брака, и вполне законно считалась матерью Иакова. Но даже если Богородица и не была среди мироносиц, Она все равно считается первой, кто получил весть о Воскресении Сына — согласно преданиям, ангел явился Ей лично и рассказал самую главную новость на свете.

Пречистая некоторое время жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова, которому Господь еще на Голгофе доверил заботу о Своей уже немолодой Матери. После ухода апостолов на проповедь, Ей тоже достался жребий миссионерства. Изначально это были земли современной Грузии, но туда попасть Святая Дева так и не смогла. Местом Ее апостольства стал Афон, куда Она попала после шторма, по пути в гости к епископу Лазарю, который жил на Кипре. Некоторое время Богородица жила в Эфесе. Умерла в Иерусалиме, похоронена там же — в Гефсиманском саду. Однако тела в Ее гробнице нет — предание гласит, что Сын на третий день после кончины вознес Ее в небесную славу вместе с телом.

Храмы в честь Жен-мироносиц

В честь святых Жен-Мироносиц освящена церковь в Великом Новгороде. Храм был возведен в 1510 году на месте одноименной, сгоревшей в 1508 году деревянной церкви. Известно, что здесь стояла еще более ранняя постройка, обозначенная в летописи в 1299 году в числе 12 сгоревших церквей. Строительство церкви заказал и профинансировал новгородский купец Иван Сырков. В 1536 году был построен придел во имя евангелиста Матфея, а затем — в честь Сретения Господня. В конце XVI века в складах церкви хранилась часть казны Ивана Грозного. Сейчас в храме располагается Областной детский культурный центр.


Церковь Жен-мироносиц в Великом Новгороде

В честь святых Жен-мироносиц освящен храм в Пскове. Каменная Мироносицкая церковь была построена в 1546 году в центре некрополя, на месте деревянной на скудельницах (т.е. на кладбище с общими могилами убитых и умерших во время мора). Возведена она была на средства Московского (в то время Новгородского) митрополита Макария. 1878 году при церкви была построена единоверческая часовня, которая не сохранилась до наших дней. Мироносицкая церковь была закрыта в 1930-е годы. В 1989 году возвращена РПЦ.


Церковь Жен-мироносиц со Скудельниц

В Республики Марий Эл, селе Ежово Царевококшайского уезда, существовал Мироносицкий монастырь. Строительство его велось по указу царя Алексея Михайловича и связано с легендой о явлении чудотворной иконы с Женами-мироносицами на месте будущего монастыря. Икона была доставлена в 1647 году к царю в Москву и впоследствии помещена в церковь монастыря. Монастырь был основан в этом же году, но после Октябрьской революции был закрыт.

В г. Серпухове существовала церковь в честь святых Жен-мироносиц. Первое по времени известие о «бытности» здесь храма во имя святых Жен-Мироносиц относится к 1552 году. Около 1685 года храм был выстроен в камне. Мироносицкая церковь была разрушена в 1930-е годы.

Действующих старообрядческих храмов в честь святых Жен-мироносиц в настоящее время не имеется.

Имена Жён-мироносиц

Кто же эти женщины, навсегда оставившие свою память в истории, и в честь которых установлен День Жён-мироносиц? Евангелисты называют разные имена, но на основе анализа оставленных ими текстов и учитывая Священное Предание, также повествующее об этом событии, принято относить к их числу следующие имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и Сусанна. Остановимся несколько подробнее на каждом из имён. Икона «Жёны-мироносицы» представляет нам лишь сюжетную композицию, составленную на основе евангельского события. За более детальными подробностями обратимся к Священному писанию и Священному Преданию.

Мария Локтионова,

мама 9 детей, автор сборников повестей и рассказов

Этот праздник посвящен удивительным женщинам, которые остались со Христом, когда все Его оставили, когда даже мужчины-апостолы отошли от Него и апостол Петр отрекся. На рассвете они пошли выполнить необходимые восточные обряды над телом своего Учителя, как героиня античной драмы «Антигона». Эти женщины сохранили любовь к своему Учителю и верили, что он не преступник, оплеванный на кресте, а Тот, кому они верили.

Дома мы специально не отмечаем этот день как празднуем Рождество Христово и Пасху, но знаем, помним, детям рассказываем. Праздник восьмое марта мы тоже не празднуем как таковой, отмечаем лишь как праздник скорой весны, потому что начало марта у нас это по сути еще зима.

«Бог не в бревнах, а в ребрах», — говорит русская пословица и примеры служения жен-мироносиц есть и в наше время. Доктор Лиза, всем известная, бесстрашно летала и в Донбасс, и в Сирию, без страха выполняла то, что считала нужным. Вот еще прекрасная женщина – Наталья Москвитина (ведущая телеканала «Спас», руководитель движения #Женщины За Жизнь, – ред.) – она всеми своими силами помогает женщинам сохранить беременность, предлагая помощь.  Голословное утверждение «не делай аборт — это грех», — мало чего стоит без предложения реальной помощи, если беременную женщину гонят со съемной квартиры, если ее избивает пьяница-муж или еще какие-то тяжелые обстоятельства. Вот два реальных примера женского евангельского служения в наши дни.

Неделя жён-мироносиц

В Православной церкви третья неделя по Пасхе носит название: Неде́ля святы́х же́н мироно́сиц и Иоси́фа пра́ведного (др.-греч. Κυριακή τοῦ ἁγίου μυροφόρων γυναικών καὶ τοῦ Ἰωσήφ δικαίου) — день памяти этих святых женщин, вместе с которыми в это воскресение совершается память Иосифа Аримафейского и тайного ученика Иисуса Христа Никодима. В последнее время этот день стал рассматриваться как православный аналог 8-го марта.

Иосиф Аримафейский и Никодим помазали тело Иисуса Христа перед погребением, а жёны-мироносицы пришли помазать тело Христа в первый день после субботы — в воскресенье. На литургии в этот день читается 69 зачало Евангелие от Марка (Мк. 15:43-16:8).

На греческом На церковнославянском (транслитерация) На русском
Стихира на стиховне «Слава, и ныне» с Малой вечерни, глас 2 (Ἦχος β’) Αἱ Μυροφόροι ὄρθριαι γενόμεναι, καὶ τὸ μνῆμά σου μετὰ σπουδῆς καταλαβοῦσαι, ἐπεζήτουν σε Χριστέ, πρὸς τὸ μυρίσαι τὸ ἄχραντον Σῶμά σου, καὶ τοῦ Ἀγγέλου τοῖς ῥήμασιν ἐνηχηθεῖσαι, χαροποιὰ σύμβολα τοῖς Ἀποστόλοις ἐκήρυττον. Ὅτι ἀνέστη ὁ ἀρχηγὸς τῆς σωτηρίας ἡμῶν, σκυλεύσας τὸν θάνατον, τῷ δὲ κόσμῳ δωρούμενος, ζωὴν αἰώνιον καὶ τὸ μέγα ἔλεος. Мироно́сицы ра́но бы́вша, и гроб Твой со тща́нием дости́гша, иска́ху Тебе́ Христе́, во е́же пома́зати пречи́стое те́ло Твое́. И а́нгеловыми глаго́лы огласи́вшеся, радостотво́рныя о́бразы апо́столом пропове́даху, я́ко воскре́се Нача́льник спасе́ния на́шего, плени́вый смерть, ми́рови же да́руяй живо́т ве́чный и ве́лию ми́лость. Мироносицы, явившись на рассвете, и гроб пустым увидев, Апостолам возглашали: «Низложил тление Могущественный и пребывавших во аде исторг из уз; провозгласите с дерзновением, что воскрес Христос Бог, дарующий миру великую милость
тропари праздника, глас 2 (Ἦχος β’) Ὁ εὐσχήμων Ἰωσήφ, ἀπὸ τοῦ ξύλου καθελών, τὸ ἄχραντόν σου Σῶμα, σινδόνι καθαρᾷ εἱλήσας καὶ ἀρώμασιν, ἐν μνήματι καινῷ κηδεύσας ἀπέθετο· ἀλλὰ τριήμερος ἀνέστης Κύριε, παρέχων τῷ κόσμῳ τὸ μέγα ἔλεος.

Ταῖς μυροφόροις Γυναιξί, παρὰ τὸ μνῆμα ἐπιστάς, ὁ Ἄγγελος ἐβόα· Τὰ μύρα τοῖς θνητοῖς ὑπάρχει ἁρμόδια, Χριστὸς δὲ διαφθορᾶς ἐδείχθη ἀλλότριος· ἀλλὰ κραυγάσατε· Ἀνέστη ὁ Κύριος, παρέχων τῷ κόσμῳ τὸ μέγα ἔλεος.

Благообра́зный Иоси́ф, с Дре́ва снем Пречи́стое Те́ло Твое́, плащани́цею чи́стою обви́в, и благоуха́ньми, во гро́бе но́ве, закры́в, положи́, но тридне́вен воскре́сл еси́, Го́споди, пода́яй ми́рови ве́лию ми́лость.

Мироно́сицам жена́м, при гро́бе предста́в А́нгел, вопия́ше: ми́ра ме́ртвым суть прили́чна, Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь. Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь, подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.

Благообразный Иосиф, с древа сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил. Но в третий день воскрес Ты, Господи, даруя миру великую милость.

Жёнам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Миро приличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным; лучше возгласите: Воскрес Господь, дарующий миру великую милость!»

Кондак праздника, глас 2 (Ἦχος β’) Τὸ Χαῖρε ταῖς Μυροφόροις φθεγξάμενος, τὸν θρῆνον τῆς προμήτορος Εὔας κατέπαυσας, τῇ Ἀναστάσει σου, Χριστὲ ὁ Θεός, τοῖς Ἀποστόλοις δὲ τοῖς σοῖς κηρύττειν ἐπέταξας, ὁ Σωτὴρ ἐξανέστη τοῦ μνήματος. Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́, плачь прама́тере Е́вы утоли́л еси́ воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же, апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́: Спас воскре́се от гро́ба. «Радуйтесь» мироносицам возгласив, плач праматери Евы прекратил Ты воскресением Твоим, Христе Боже; Апостолам же Твоим повелел провозглашать: «Спаситель воскрес из гроба!»

Поздравления с днем жен мироносиц

Мы вспоминаем о прекрасных женщинах,Что до Голгофы со Христом дошли.И свету, как Спасителем завещано,О воскресении новость донесли.

***

День мироносиц по весне встречаем мы,Душевный праздник женской чистоты.И женщины особо почитаемыВ день Жен тех благородных и святых.

***

Молитесь с нами, Жены-мироносицы,Просите о прощении для нас,Молитва наша к Богу пусть доносится.И явит Он нам милость в трудный час.

***

День мироносиц Православный Женский день.Благочестивую жену всегда укроет сонма мироносиц сень.Свидетельниц Спасителя, идущего на крест.Узнали первыми они Христос воскрес!

***

Святая Церковь чтит их неустанно,Их образы мы видим на иконах.Жить в чистоте с единым мужем славно,Диктуют православия каноны.

***

По жизни, мироносица любая.Любая женщина семьи опора и основа.Нести мир Миру доля женская такая.И возрождать его во всём величии снова!

***

После Пасхи спустя три недели,Праздник встречает всех нас.Давно улетели метели,Но это точно не Спас.

***

Праздник, День Жён-мироносиц,Великий Воскресный день.Мы помним прошлый ваш подвиг,И верим теперь сильней!

***

День святых жен-мироносицПравославный женский день.Пусть сбываются мечтыНаших жен и матерей.

***

Православных в этот праздникЖенщин поздравляем мы.Вознесем к святым ногам ихСвои священные мольбы.

***

Пожелаем воскресеньяБога нашего ХристаИ здоровья пожелаем,Чтоб не старили года.

***

Чтобы вечно охранялиСвоих близких вы покой.Чтобы вечно вы имелиПоложительный настрой.

***

Мироносицкие жены,Помолись о них сейчас!С благовонием к Иисусу,Воздвигались они в раз!

***

Он воскрес, они видали!Это чудо камень вздрог!О Марии МагдаленеИ о них нам всем урок!

***

Поздравляйте близких женщин!Матерей, детей, супруг,И за здравие поставьтеЖенщин! В том числе подруг!

***

День жен-мироносиц святых, непорочныхПомянем и вспомним о ихних делах.Иисус жил у них, в ихних жилищах прочных,И в ихних глазах не присутствовал страх.

***

За Ним на Голгофу шли женщины эти,Мария, Сусанна и много других.Спаситель для них был святым в целом свете,Сейчас они тоже в лике святых.

***

Особо чтится этот день,В России и сейчас,Но помнят суть такого дняНе многие из нас.

***

Жен мироносиц этот день,Что веру сохранив,Служили Богу и ХристуСебя, не пощадив.

***

Так поздравляю я всех тех,Кто мир несет в себе!Семью кто бережно хранитНе ворожит судьбе!

***

Ведь женщина сама как мирХранит тепло, уют.Терпение, ее любовь,Все беды перетрут!

***

Много славных женщин-мироносицЕсть в истории великой и святой,Всё они готовы были бросить,Чтобы правду защищать собой.

***

Нужно и сегодня нам стараться,Зло с неправдой лихо побеждать,Добрыми навеки оставаться,Без остатка миру отдавать.

***

Будем жить мы словно мать-Тереза,Теплотой наполним этот мир,Пусть добро на чаше перевесит,Милосердие да будет наш кумир!

***

Жён-мироносиц сегодня мы вспомним,Кто Иисуса в домах принимал,Кто отправился за ним на Голгофу,И после Воскрешения его искал.

***

Это великий женский день,Жёны всегда опора для мужа,Желаем всем хороших дней,Любите и поддерживайте супругов!

***

Дорогие наши, сёстры во Христе,От души сегодня поздравляемС Днём жён-мироносиц вас святых,Счастья Вам и радости желаем.

***

Женщины-мироносицы,Рыдая, вы шли за Ним,Над миром и ваш плач возноситсяКолени все преклоним.

***

Перед Вам и немеют строфы,Ваша истина так проста:Вы готовы идти на Голгофу,И не только ради Христа.

***

Женщины мамы, богини,Их преданность до конца.Есть ли нежнее святыняЖенственного венца?

***

С Днем Жен-мироносиц, я вас поздравляю,Милые женщины русской земли,Здоровья и счастья от сердца желаю,Чтоб мир и покой вы в семье берегли!

***

Пусть ваши заботы не тянут Вам плечи,Пусть радуют детки, и муж любит вас,С друзьями, веселые будут пусть встречи,Пусть радостью полнится каждый ваш час!

***

Сегодня праздник на двореМирная неделя.Поздравляю женщин яТех, во Христа, кто верит.

***

И в этот день, терпенья,Хочу я пожелать,Умейте любить ближнихИ их за все прощать.

***

Счастливый, крепкий мир,В семье оберегать,И никогда от разных ссор,Серьезно не страдать!

***

В этот день хочу поздравитьЖенщин нашей всей страны.Это здорово представить,Что несете мир все вы!

***

Вы всю семью оберегайте,Домашний храните свой очаг,Счастье этим вы к себе располагайте,Чтоб не знать о том, что такое страх.

Храмы в честь Жен-мироносиц

В честь святых Жен-Мироносиц освящена церковь в Великом Новгороде. Храм был возведен в 1510 году на месте одноименной, сгоревшей в 1508 году деревянной церкви. Известно, что здесь стояла еще более ранняя постройка, обозначенная в летописи в 1299 году в числе 12 сгоревших церквей. Строительство церкви заказал и профинансировал новгородский купец Иван Сырков. В 1536 году был построен придел во имя евангелиста Матфея, а затем — в честь Сретения Господня. В конце XVI века в складах церкви хранилась часть казны Ивана Грозного. Сейчас в храме располагается Областной детский культурный центр.


Церковь Жен-мироносиц в Великом Новгороде

В честь святых Жен-мироносиц освящен храм в Пскове. Каменная Мироносицкая церковь была построена в 1546 году в центре некрополя, на месте деревянной на скудельницах (т.е. на кладбище с общими могилами убитых и умерших во время мора). Возведена она была на средства Московского (в то время Новгородского) митрополита Макария. 1878 году при церкви была построена единоверческая часовня, которая не сохранилась до наших дней. Мироносицкая церковь была закрыта в 1930-е годы. В 1989 году возвращена РПЦ.


Церковь Жен-мироносиц со Скудельниц

В Республики Марий Эл, селе Ежово Царевококшайского уезда, существовал Мироносицкий монастырь. Строительство его велось по указу царя Алексея Михайловича и связано с легендой о явлении чудотворной иконы с Женами-мироносицами на месте будущего монастыря. Икона была доставлена в 1647 году к царю в Москву и впоследствии помещена в церковь монастыря. Монастырь был основан в этом же году, но после Октябрьской революции был закрыт.

В г. Серпухове существовала церковь в честь святых Жен-мироносиц. Первое по времени известие о «бытности» здесь храма во имя святых Жен-Мироносиц относится к 1552 году. Около 1685 года храм был выстроен в камне. Мироносицкая церковь была разрушена в 1930-е годы.

Действующих старообрядческих храмов в честь святых Жен-мироносиц в настоящее время не имеется.

День памяти святых жен-мироносиц 2020

День памяти святых жен-мироносиц в 2020 году отмечается 3 мая

Православная церковь чтит память Жен-мироносиц на второе воскресенье после Пасхи, то есть через 14 дней после главного праздника всех христиан. С этого дня вся неделя посвящается женщинам, пришедшим первыми к гробу Христа, неся миро и благовония, и узнавшим о его чудесном Воскресении. Христиане восхищаются подвигом смелых жен и читают молитвы в их честь.


Согласно четырем Евангелиям среди Жен-мироносиц были: ученица Христа Мария Магдалена, Иоанна жена Хузы, Мария мать апостола Иакова, Соломия мать Иакова и Иоанна. Возможно, к гробу Господнему осмелились прийти и другие женщины: Марфа, Мария Клеопова и Сусанна, но их имена сохранились лишь в преданиях.

По восточному обычаю тело умершего принято натирать благовонными ароматами, в том числе миром. С этой миссией и отправились Мироносицы к пещере, в которой погребли тело Иисуса, не смотря на всеобщий страх перед стражей, поставленной охранять гробницу. По пути женщины переживали, что не смогут отодвинуть тяжелый камень, закрывающий вход в гробницу, но оказалось, что пещера уже открыта и пуста, так же не осталось и следа от охранников. Ангел, явившийся женщинам, провозгласил, что Христос воскрес и ожидает их в Галилее. Жены не поверили ангелу и в печали вернулись к апостолам Петру и Иоанну, только Мария Магдалена осталась у гробницы, оплакивая утраченное тело погибшего Иисуса.

У пещеры к Магдалене является сам Христос, доказывая истинность своего Воскресения, и обрадованная женщина поспешила сообщить великую радость остальным Мироносицам, ученикам и апостолам. Согласно Евангелию от Марка воскресший Господь показался сразу всем пришедшим женщинам, от которых и произошел традиционный возглас «Христос воскресе!».

Русская Православная церковь День Жен-мироносиц считается днем всех христианок, а в народной традиции восточных славян праздник получил названия Бабьего Дня. Все женщины без исключения считались именинницами. Бабы собирались вместе и готовили обрядовую яичницу, собрав для нее яйца с различных дворов. В церкви обязательно заказывали общий молебен, за который расплачивались сообща. Была распространена традиция кумления, когда женщины обменивались подарками со своими душевными подругами. В некоторых селах существовал обряд «погребения кукушки». Предварительно, из травы кукушкины слезы изготавливали обрядовую куклу, которую следовало сначала зарыть под землю, а затем откопать и отпраздновать ее воскрешение.

Существовали и погодные приметы, связанные с этим праздником: — распустившиеся цветы-первоцветы говорили о наступлении теплых дней; — пасмурное небо указывало на некачественный урожай зерновых, вперемешку с сорной травой; — изобилие прошлогодних желудей на дубе пророчило урожайное лето и последующую студеную зиму.

Какой сегодня праздник

Саломия

Родиной этой женщины так же была Галилея. Отец её был Иосиф Обручник, поэтому Дева Мария называла её сестрой. В юности она вышла замуж за рыбака, Зеведея и вскоре родила двух сыновей, Иакова и Иоанна, будущих апостолов. Когда Христос призвал их к апостольскому служению, то Саломия так же смело последовала за ними, служа и помогая им. Как и многие из жен-мироносиц, она стояла при Кресте Господнем, разделяя с близкими страдания. И она же в числе этих женщин спешила воскресным утром ко Гробу, чтобы помазать тело Иисуса. И узнав, что Он воскрес, так же, со страхом и трепетом спешила возвестить эту радость.

Явление Христа женам-мироносицам после Воскресения

Во всех Евангелиях также рассказывается, что именно святой Марии Магдалине явился Христос одной из первых после Воскресения. Вместе с Марией Клеоповой, Саломеей, Марией Иаковлевой, Сусанной и Иоанной (точное число жен-мироносиц неизвестно) она хотела пойти ко гробу Христа, но пришла первой, и именно ей после Своего Воскресения Он явился одной. Сначала она приняла Его за садовника, очевидно, не узнав после Воскресения, но затем пала на колени и воскликнула: «Господь мой и Бог мой!» — поняв, что перед ней Христос. Интересно, что апостолы, собственно ближайшие ученики Христа, долго не верили женам-мироносицам, что Христос воскрес, пока Сам Он не явился им.

Неизвестно, что делали жены-мироносицы после Воскресения Христова- вероятно, проповедовали. В Деяниях апостолов — продолжении Евангелия от Луки — описано лишь житие святой Марии Магдалины. Она обошла многие города с проповедью слова Господня. Одним из важнейших эпизодов ее апостольской деятельности стала проповедь перед самим императором Рима Тиберием. Отметим, что к императору не приходили другие апостолы, только слабая женщина — святая Мария. Было принято приходить к императору с дарами, самые же бедные люди приносили хотя бы куриные яйца. Святая Мария рассказала о Христе, Его смерти и Воскресении Тиберию, однако он не поверил ей, сказав, что скорее принесенное ею в дар яйцо станет красным, чем человек воскреснет после трех дней во гробе. Когда святая протянула императору яйцо, оно окрасилось в красный цвет — с тех пор алый цвет стал символическим цветом Пасхи и пасхальных облачений священников.

На склоне лет она поселилась в общине христиан, возглавляемой святым апостолом Иоанном Богословом в городе Эфесе. (Однако по католическому преданию последние годы святой Марии прошли в Марселе — в Италии). Ей было открыто Самим Господом, когда придет ее последний час. Умерла она счастливой.

День памяти святых жен-мироносиц 2020

Православная церковь чтит память Жен-мироносиц на второе воскресенье после Пасхи, то есть через 14 дней после главного праздника всех христиан. С этого дня вся неделя посвящается женщинам, пришедшим первыми к гробу Христа, неся миро и благовония, и узнавшим о его чудесном Воскресении. Христиане восхищаются подвигом смелых жен и читают молитвы в их честь.


Согласно четырем Евангелиям среди Жен-мироносиц были: ученица Христа Мария Магдалена, Иоанна жена Хузы, Мария мать апостола Иакова, Соломия мать Иакова и Иоанна. Возможно, к гробу Господнему осмелились прийти и другие женщины: Марфа, Мария Клеопова и Сусанна, но их имена сохранились лишь в преданиях.

По восточному обычаю тело умершего принято натирать благовонными ароматами, в том числе миром. С этой миссией и отправились Мироносицы к пещере, в которой погребли тело Иисуса, не смотря на всеобщий страх перед стражей, поставленной охранять гробницу. По пути женщины переживали, что не смогут отодвинуть тяжелый камень, закрывающий вход в гробницу, но оказалось, что пещера уже открыта и пуста, так же не осталось и следа от охранников. Ангел, явившийся женщинам, провозгласил, что Христос воскрес и ожидает их в Галилее. Жены не поверили ангелу и в печали вернулись к апостолам Петру и Иоанну, только Мария Магдалена осталась у гробницы, оплакивая утраченное тело погибшего Иисуса.

У пещеры к Магдалене является сам Христос, доказывая истинность своего Воскресения, и обрадованная женщина поспешила сообщить великую радость остальным Мироносицам, ученикам и апостолам. Согласно Евангелию от Марка воскресший Господь показался сразу всем пришедшим женщинам, от которых и произошел традиционный возглас «Христос воскресе!».

Русская Православная церковь День Жен-мироносиц считается днем всех христианок, а в народной традиции восточных славян праздник получил названия Бабьего Дня. Все женщины без исключения считались именинницами. Бабы собирались вместе и готовили обрядовую яичницу, собрав для нее яйца с различных дворов. В церкви обязательно заказывали общий молебен, за который расплачивались сообща. Была распространена традиция кумления, когда женщины обменивались подарками со своими душевными подругами. В некоторых селах существовал обряд «погребения кукушки». Предварительно, из травы кукушкины слезы изготавливали обрядовую куклу, которую следовало сначала зарыть под землю, а затем откопать и отпраздновать ее воскрешение.

Иоанна

Она была женой Хузы — одного из чиновников при дворе правителя Галилеи Ирода Антипы. Иоанна занимала очень высокое положение, обладала большим влиянием и связями. В дни проповеди Христа именно Иоанна брала на себя львиную долю расходов апостольской общины, заботясь о пропитании и всем необходимом для Господа и Его учеников. Есть версия, что такая щедрость столь знатной дамы неслучайна — по мнению ряда толкователей, сын царедворца, исцеленный Христом (Ин. 4: 46 — 54), был ребенком Иоанны, и благодарная женщина после этого служила Спасителю всем, чем могла.

С ее именем связана история головы Иоанна Крестителя. Как известно, за свои обличения в адрес Ирода Предтеча сначала подвергся аресту, а затем был обезглавлен по навету Иродиады — Иродовой сожительницы. После того, как нечестивая женщина надругалась над главой ненавистного ей пророка, она выбросила свой «трофей» на свалку. Иоанна, видя все это и глубоко скорбя о смерти Предтечи, тайно ночью отрыла главу, положила ее в глиняный сосуд и погребла на горе Елеонской, в одном из поместий Ирода.

Иконография

Создано немало различных иконописных картин, на которых изображены мироносицы. Древнейшая икона, которая посвящена святым женщинам, была создана более двух тысяч лет назад. На ней можно увидеть девушек, которые в одной руке несут сосуды с маслом, а во второй освещенные факелы. Позднее начали появляться другие изображения, на которых показаны ангелы, сидящие около пещеры с телом Иисуса. Наиболее известной иконой считается образ, который называют «Явление ангела». Именно его можно часто встретить в храмах.

Еще одной известной работой считается иконостас Троицкого собора, который был создать в пятнадцатом веке. Здесь события, взятые из Евангелия, происходят около высоких гор. Ангел, спустившийся на землю, сидит на небольшом камне. Его крылья немного приподняты вверх. Мироносицы стоят лицом к ангелу, однако их взгляд направлен внутрь пещеры. Эта икона с изображением пещеры считается самой распространенной на территории Руси и поэтому ее можно увидеть как в храмах, так и в домах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector