Фома (апостол)

Где покоятся мощи апостола Фомы?

Мощи апостола Фомы покоятся в базилике Сан-Томмазо (Ортона, Италия). Некоторые из мощей апостола Фомы до сих пор находятся в Ченнае (Индия), недалеко от того места, где он умер и был похоронен. Прочитав статью, вы узнаете подробнее, где находятся мощи апостола Фомы, а также о его жизни и смерти.

1. Краткая история жизни и смерти апостола Фомы

Считается, что святой Фома, еврей первого века, происходил из Галилеи и имел скромное происхождение. Его сирийское имя буквально означает «близнец». Вот почему его часто называют Дидимом, что по-гречески означает «близнец». Он был плотником, как святой Иосиф. Апостол Фома больше всего известен тем, что сомневался в Воскресении Христа. За это он получил прозвище «Фома Неверующий».

Святой Фома был смирен и пользовался благодатью, которую Спаситель изливал на него в милосердии и любви. Он укрепился для своей грядущей мученической смерти, хотя ему ещё предстояло отбросить все сомнения, он очень нуждался в терпении Христа.

Когда апостолы в Иерусалиме разделили страны мира для исполнения христианской миссии, Индия выпала на долю Фомы. Он не хотел туда идти, сославшись на недостаток сил и на то, что еврей не может учить индийцев. Но он всё равно пошёл, поколебавшись и извинившись.

Утверждается, что он принёс христианство в Индию в 52 году нашей эры, где он был убит как мученик. Наиболее достоверные свидетельства, подтвержденные письменными документами, говорят о его миссионерской деятельности в Индии. Он известен там как «Апостол Индии». В этой стране есть много церквей, соборов, возведённых в его честь.

Существует большое количество местных христиан, которые называют себя «христианами святого Фомы». У них есть древняя устная традиция, что он высадился в Кранганореоне, на западном побережье, и основал семь церквей в Малабаре. Его высадка на западном побережье оспаривается сегодня, остальное — нет. Согласно преданию, апостол Фома разгневал индийского царя, обратив в христианство его жену. За это он был заколот копьём в городе Ченнаи (Мадрас).

2. Что стало с останками апостола Фомы после его смерти?

Португальские исследователи построили церковь над предполагаемым местом захоронения апостола Фомы в Ченнаи, в 16 веке. Затем церковь была перестроена в неоготическом стиле англичанами в 1893 году (Собор святого Фомы).

Некоторые из мощей апостола Фомы до сих пор находятся в Ченнае (Мадрас, Индия), недалеко от того места, где он умер и был похоронен.

Другие оказались на греческом острове Хиос (1144 г.), пока не отправились в Италию в 1258 году. В это время генерал Ортона Леоне Аччиуоли посетил греческий остров с тремя галерами и имел духовный опыт.

Мощи были перенесены в местную церковь в Ортона. Там мощи апостола Фомы вместе с разграбленным надгробием были выставлены в склепе, где и хранятся по сей день.

Реликвии пережили столетия бурных событий (землетрясение, нападение турок, пожар, нападение французов), но остались нетронутыми. Некоторое время спустя их положили под алтарь церкви. Церковь снова пострадала во время Второй мировой войны, находясь под немецкой оккупацией. Тяжёлый серебряный бюст святого Фомы был спрятан от немцев в тёмном углу церкви, под каким-то бревном. Мощи, впервые за 150 лет увидевшие дневной свет, были спрятаны в доме священника.

С возобновлением работы церкви после реконструкции и перестройки в 1949 году гробница и мощи апостола святого Фомы, хранящиеся в позолоченном медном святилище, были помещены в склеп Базилики.

3. Мощи апостола Фомы в Базилике Сан-Томмазо (Ортона, Италия)

Мощи апостола Фомы в настоящее время покоятся в Базилике Сан-Томмазо (Ортона, Италия). Эта церковь расположена в центре прекрасного прибрежного города и знаменита тем, что хранит останки святого апостола Фомы. Много раз реконструированная, Базилика датируется 1258 годом. Главный портал — это оригинальное сооружение 1311 года. Его белый камень контрастирует с остальной частью здания, построенного из красного кирпича.

Интерьер включает в себя один неф и боковые часовни, а также склеп под алтарём с останками святого Фомы. Бюст апостола Фомы, который содержит некоторые фрагменты его черепа, также снова выставлен в церкви. Сегодня многие люди приезжают посетить базилику Сан-Томмазо во время своего более чем 300-километрового паломничества «Каммино ди Сан-Томмазо», маршрута святого Фомы, из Рима в Ортону.

Вот такова информация про то, где покоятся мощи апостола Фомы!

Традиции и обычаи

Наши предки на Фомин день давали тем, кто страдал разными хворями, хлебную горбушку. Считалось, что это поможет быстрее выздороветь. Бытовала присказка: «Фома – большая корма». Кормой называлось то место в амбаре, где люди хранили продукты впрок. В старину люди полагали, что апостол Фома особенно покровительствует бережливым и запасливым. А вот бесхозяйственным и безалаберным людям он навстречу не идет.

19 октября хозяева занимались подведением итогов уходящего года и считали свои доходы. Когда наполнялись погреба и амбары, народ отправлялся в церковь, чтобы поблагодарить Бога и поставить свечку апостолу Фоме. А в тех случаях, если удавалось собрать богатый урожай, по вечерам в домах устраивали пиры. Если с урожаем повезло и вам, последуйте примеру наших предков.

Идущий на смерть

Последние годы земной жизни апостол Фома провел в индийском городе Мелипур, близ Мадраса. Там он сумел обратить ко Христу супругу и сына местного царя Маздея. Правда, крестить их он не успел. Царь, узнав о таких переменах в близких людях, пришел в ярость, ведь все это совершилось за его спиной, и велел заключить Фому в темницу. Тогда родственники царя пришли к апостолу прямо в тюрьму, чтобы там принять крещение. Фома совершил над ними Таинство, а затем, подобно апостолу Петру, через затворенные двери темницы вышел на волю, явился к новообращенным и послужил для них Литургию. Однако тюремная стража обнаружила, что узник исчез. Сочтя его за колдуна, воины обо всем доложили царю. И когда Фома, следуя Божиему промыслу, вернулся в место своего заключения, его немедленно отправили на допрос.

Индия. Скульптура, изображающая апостола Фому

Там произошел один очень важный диалог. Маздей спросил Фому: «Кто ты? Раб или свободный?» На что Фома ответил: «Не раб я, и нет у тебя власти надо мной». Царь тогда поинтересовался, зачем же он, сбежав из тюрьмы, вернулся назад. Фома сказал: «Я прибыл сюда, дабы спасти многих и самому стать помощью для всех, кто хотел освободиться». И здесь следует самый главный вопрос Маздея: «А кто твой господин? каково его имя и из какой он земли?» И Фома дает ответ абсолютно в своем стиле: «Господь мой — Владыка мой и твой. Ибо Он господин небес и земли». Этот текст чрезвычайно важен, поскольку в нем раскрывается особое христианское мироощущение

Советуем изучить Молитва иконе Божией Матери «Взыскание погибших»

Это мироощущение богосыновства всех людей — не важно, какой национальности или касте они принадлежат, рабы они или цари, апостолы или купцы, индусы или иудеи. Любой человек — дитя Божие по факту своего рождения, даже если он пока не просвещен светом Христовой истины. Естественно, индийскому царю странно было услышать подобный ответ

Он приговорил апостола к смертной казни. И хотя народ, видя добрые дела и намерения Фомы, протестовал, Маздей остался непреклонен. Фома, в свою очередь, не сопротивлялся и не возражал, и это тоже вполне в его духе — желать себе смерти ради Христа. Он переживал только об одном — что ему не до конца еще удалось посеять семя Христовой веры в этих землях. Поэтому по дороге к месту казни он рукоположил человека по имени Сифор в пресвитеры, а новообращенного сына царя — в диаконы. После этого Фома уже со спокойным сердцем принял свой жребий и претерпел мученическую смерть — его пронзили копьями

Естественно, индийскому царю странно было услышать подобный ответ. Он приговорил апостола к смертной казни. И хотя народ, видя добрые дела и намерения Фомы, протестовал, Маздей остался непреклонен. Фома, в свою очередь, не сопротивлялся и не возражал, и это тоже вполне в его духе — желать себе смерти ради Христа. Он переживал только об одном — что ему не до конца еще удалось посеять семя Христовой веры в этих землях. Поэтому по дороге к месту казни он рукоположил человека по имени Сифор в пресвитеры, а новообращенного сына царя — в диаконы. После этого Фома уже со спокойным сердцем принял свой жребий и претерпел мученическую смерть — его пронзили копьями.

Почему каждого человека можно сравнить с неверующим Фомой?

Фото: Azbyka.ru

Итак, удалось выяснить, что выражение «Неверующий Фома» пошло именно от Евангельского отрывка, о явлении Господа после воскресения, когда одного из учеников не было. Хоть Фоме и рассказывали об этом событии, веры у него было недостаточно, но Сам Господь укрепил ее, доказав ему Свое воскресение. В жизни современного человека часто бывает именно так, ведь мы не верим Господу, зато верим в то, что диктует нам этом мир. Человек склонен верить только в то, что он видел собственными глазами, трогал и ощущал, а в существование Господа и Его благодать верит не всегда.

Не воспринимая веру в Бога, человек часто ищет счастья в земных вещах, старается что-то создать и изобрести, но удовольствие это не приносит. Если сравнить радость от земных вещей и радость Пасхи, ту незабываемую атмосферу, которой наполняются все храмы, то без сомнения стоит сказать о том, что именно доверившись Господу, поверив в Него, можно получить истинную радость, а без Него смысла в этой жизни нет. Мы, как и Фома, когда поверим всецело Богу, сможем получить истинную радость, найти и выполнить свое предназначение на земле, достойно прожив жизнь.

Пример Фомы показывает каждому то, что вера в Бога и единение с Ним приносит человеку истинную радость, а материальные вещи, которые можно увидеть и потрогать – это всего лишь вспомогательные вещества, которые помогают выжить телу, но никак не удовлетворить потребности души. Каждому человеку стоит задуматься о том, что, оставшись неверующим Фомой, истинного счастья и радости постичь нельзя, а вот поверив в Господа и доверившись ему, можно обрести нетленные сокровища для своей души. Вспоминая о неверующем Фоме, каждый христиан еще раз должен глубоко задуматься, доверяет ли он всецело Господу, а если ответ на вопрос будет негативным, то стоит скорее исправить ситуацию, чтобы стать по-настоящему счастливым.

Мученическая кончина

Оставив первую образованную общину, апостол Фома направился в Южную Индию, навстречу своей мученической смерти. Здесь он обратил ко Христу жену и сына местного царя Маздея

Царь, разгневанный тем, что столь важное событие произошло без его ведома, и подстрекаемый брахманами, повелел пронзить праведника копьями. Апостол Фома принял муки за Христа 19 декабря 72 года и скончался тремя днями позднее, 21 декабря

Церковное предание сохранило рассказ о чудесном обращении царя-гонителя ко Христу уже после кончины апостола. Во второго сына могучего правителя вселился нечистый дух. Царь сразу понял, что это наказание за убийство святого человека. И тогда он решил пойти ко гробу апостола Фомы, чтобы его страдающий сын прикоснулся к останкам святого. На могиле ему явился сам Фома и сказал: «Живому ты мне не поверил, почему же теперь поверишь мертвому? Но не бойся, ибо милостив Иисус Христос».

Индийские христиане до сегодняшнего дня сохранили память о просветителе их земель. Они называют себя христианами святого Фомы.

Газета «Православная вера» № 19 (567)

Проданный в рабство

Дальнейшая судьба апостола Фомы напоминает авантюрный роман. Его апостольское служение начинается с… неповиновения. По преданию, когда все апостолы бросали жребий, в какие края нести Благую весть, апостолу Фоме выпало нести свое служение в Индии. Можно понять его растерянность и замешательство. Фома — человек рационально мыслящий, привыкший во всем опираться на факты и здравый смысл — призывается в далекую страну, лежащую за пределами Римской империи! Он не знает ни языка, ни обычаев той страны, он не успеет подготовиться к своей миссии досконально, не сможет подойти к ней со всей ответственностью… И Фома становится единственным апостолом, отказавшимся от своего жребия. Предание говорит о том, что после того ему явился во сне Сам Господь и укрепил его в вере, и апостол ответил Ему: «Куда Ты ни захочешь, Господь наш, пошли меня, только в Индию не пойду я».

В это время в Иерусалиме гостил некий индийский купец по имени Хаббан, который искал искусного плотника для своего господина — индийского царя Гундофара. Господь явился Хаббану и сообщил ему, что у Него есть хороший раб-плотник, которого Он хочет продать. Так апостол Фома по воле Божией отправляется в далекую загадочную страну в роли раба-строителя.

Кого называют «Фомой неверующим»?

«Фомой неверным», неверующим, называет Церковь усомнившегося апостола, и как примечательно то, что вспоминает она о нем и нам напоминает сразу же после Пасхи, первое воскресение после нее называя Фоминым. Ибо, конечно, и вспоминает, и напоминает не только о Фоме, а о самом человеке, о каждом человеке и обо всем человечестве. Боже мой, в какую пустыню страха, бессмыслицы и страдания забрело оно при всем своем прогрессе, при своем синтетическом счастье! Достигло луны, победило пространства, завоевало природу, но, кажется, ни одно слово из всего Священного Писания не выражает так состояния мира, как вот это: «Вся тварь совокупно стенает и мучится» (Рим. 8:22). Именно стенает и мучается, и в этом мучении ненавидит, в этих потемках истребляет самое себя, боится, убивает, умирает и только держится одной пустой бессмысленной гордыней: «Если не увижу, не поверю».

Но Христос сжалился над Фомой и пришел к нему и сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27). И Фома упал перед Ним на колени и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Умерла в нем его гордость, его самоуверенность, его самодовольство: я, мол, не так, как вы, меня не проведешь.

Сдался, поверил, отдал себя — и в ту же минуту достиг той свободы, того счастья и радости, ради которых как раз и не верил, ожидая доказательств.

Стоят перед нами два образа — воскресшего Христа и неверующего Фомы: от Одного идет и льется на нас радость и счастье, от другого — мучение и недоверие. Кого же мы выберем, к кому пойдем, которому из двух поверим? От Одного, сквозь всю человеческую историю, идет к нам этот никогда не пресекающийся луч пасхального света, пасхальной радости, от другого — темное мучение неверия и сомнения…

В сущности, мы и проверить можем теперь, и прикоснуться, и увидеть, ибо радость эта среди нас, тут, сейчас. И мучение тоже. Что же выберем мы, чего захотим, что увидим? Может быть, не поздно еще воскликнуть не только голосом, но и действительно всем существом своим то, что воскликнул Фома неверующий, когда наконец увидел: «Господь мой и Бог мой!» И поклонился Ему, сказано в Евангелии.

  • Фома Близнец
  • Апостол Фома. Антиномии веры

Фильм Фома Близнец (Фома неверующий).

Почитание

Последователи и ученики святого мужа похоронили его недалеко от города. Через некоторое время Маздей был наказан за своё деяние. В его младшего сына вселился бес. Местные брахманы не смогли помочь в исцелении царского сына.

Тогда правитель, осознав свой грех, отправился к могиле Фомы, чтобы взять частицу его мощей и приложить к сыну, чтобы исцелить его. Когда царь пришёл к гробнице, то мощей там он не обнаружил. В этот момент ему явился апостол Фома, который укорил правителя в том, что он не верил его словам при жизни. При этом он заверил Маздея, что по милости Господа его сын излечится.


Реликварий с частицей мощей апостола Фомы в городе Ченнаи (Индия)

Царь взял горсть песка у могилы апостола. Он назвал Иисуса Христа своим Богом, отрёкся от прошлой грешной жизни и с молитвой дал сыну приложиться к святой земле. Царевич полностью излечился, а счастливый Маздей приказал построить на месте захоронения апостола каменную гробницу.

Казнь Фомы

Земной путь Фомы окончился в селении Мелипур, расположенный недалеко от современного Мадраса. Правитель Маздей разрешил проповеднику вести разговоры с его подданными, но узнав об обращении в истинную веру своей жены и старшего сына, повелел заточить Дедима в темницу.

Здесь он крестил родственников правителя, и пройдя через закрытую дверь темницы, служил для них Литургию. Чудесным образом вернувшегося в камеру апостола сразу же отвели на допрос к царю Маздею. Он рассказал правителю, что явился в индийские земли, чтобы вести к спасению людей, которые пожелают освободиться от греха. Также он поведал царю, что Иисус Христос является владыкой всех живых существ на земле, независимо от пола, возраста и социального положения.

После разговора со святым мужем, царь укрепился в желании казнить его. Несмотря на ропот горожан, апостола препроводили за городские стены и пронзили копьями. По дороге на казнь ученик Христа успел рукоположить в пресвитеры местного жителя Сифора, а сына юного царевича в диаконы.

Смерть и чудеса в московском храме

Сегодня самым известным храмом апостола Фомы в Москве (да и во всей России) является крохотная церквушка, стоящая в столице рядом со станцией метро «Кантемировская». Несколько лет назад это небольшое здание построил своими силами священник отец Даниил (Сысоев). Изначально новый храм был совсем маленьким, как дачный домик, но затем помогать батюшке взялись его прихожане. Вскоре церковь заметно выросла: у неё появилась звонница, а стены украсили яркая роспись и эксклюзивные иконы, специально заказанные отцом Даниилом. Отношения между священником и прихожанами храма апостола Фомы всегда были тёплыми и дружескими — как в большой семье. Но скоро в этот тихий мирок церковной общины ворвалась беда. В ночь с 19 на 20 ноября 2009 года батюшка Даниил был застрелен фанатиком-мусульманином в главном приделе своего храма. А спустя ровно три года после мученической кончины священника в час вечерней службы в церкви Святого Фомы одна из прихожанок заметила на Голгофском кресте (высокое распятие, стоящее в храмах напротив алтаря) капельки мира, выступившие на руках Спасителя. Однако этих капелек было немного, да и те успели высохнуть за время службы, так что о произошедшем чуде женщина быстро забыла. Но через год она о нём вспомнила, так как 20 ноября 2013 года крест снова замироточил. На этот раз миро обильно потекло из глаз Спасителя, и это чудо наблюдали в течение двух часов тридцать свидетелей. Прихожане московской церкви святого Фомы уверены, что таким образом отец Даниил подаёт им весточку с того света и укрепляет веру в их душах.

Биография святого апостола

Апостол Фома – один из 12 ближайших учеников-последователей Иисуса Христа. До встречи со Спасителем его называли Иудой.

Происхождение

Родился и вырос Иуда в Галилее, в маленьком городке Пансада, на берегу озера. Средства на пропитание ему давала рыбная ловля.

Как Фома стал апостолом

О житии святого рассказано в Евангелии. Однажды он стал свидетелем проповеди Христа на берегу озера. Речи Иисуса произвели на рыбака столь глубокое впечатление, что он бросил свое занятие и последовал за проповедником вместе с другими апостолами. Иисус, видя такое рвение, принял Иуду в свои ученики и дал ему имя Фома. Фома в переводе с еврейского означает «близнец».

Существует несколько гипотез, почему апостол получил такое имя:

  • из-за сросшихся двух пальцев на правой руке;
  • большого внешнего сходства с Иисусом;
  • имел брата-близнеца.

В Священном Писании святого именуют Фомой или Близнецом.

Почему Фома стал «неверующим»

Святой был человеком эмоциональным, что сказывалось на его речах и поведении. Например, когда Иисус решил отправиться в Иудею, где его могли схватить, один Фома решительно поддержал Спасителя и готов был сопровождать его. Другие апостолы, наоборот, отговаривали Иисуса от риска.

Близнец отсутствовал на другой день после распятия Христа, когда Спаситель явился своим ученикам и передал им Духа Святого со словами, что теперь они получили право отпускать грехи. Фома усомнился в словах собратьев по вере, за что получил прозвище «неверующий». Он заявил, что только тогда поверит в Божественную сущность Учителя, когда своими глазами увидит его раны и руками ощутить плоть (раны на руках и теле).

На 8-й день Спаситель снова явился своим ученикам, среди которых присутствовал «неверующий». Иисус обратился к нему, чтобы он удостоверился в его сущности и погрузил пальцы в раны. Но потрясенный ученик отказался это делать и с этого времени более других апостолов уверовал в учение Христа.

Служение Богу

После вознесения Христа ученики бросили жребий, куда каждому из них отправиться проповедовать заповеди Божьи. Святому выпало идти проповедовать в Индию. В «Деяниях Фомы», длительное время считавшихся неподтвержденной историей древних сирийских авторов, описана жеребьевка и последующая деятельность Иуды-Фомы в Индии.

Святой отказался идти проповедовать в Индию, сославшись на здоровье и возраст. Апостолы вынуждены были обратиться с молитвой к Иисусу Христу. Спаситель явился апостолу во сне, но и это не помогло побороть упрямую решимость Близнеца.

В этот период времени в Иерусалиме находился Хаббан, посланник индийского царя Гундофара, искавший европейского плотника для строительства дворца. Иисус Христос явился к Хаббану под видом купца и предложил непокорного ученика под видом своего раба-архитектора.

Иуда-Фома узнал, что Господь продал его в рабство, и подчинился Божьей воле. В Индии царь выдал ему значительную сумму денег на строительство дворца. Но святой, вместо строительства, стал раздавать деньги и проповедовать учение Христа. Когда царю донесли, что чужеземец, вместо строительства, исцеляет больных, помогает бедным и вовлекает индусов в новую веру, то Гундофара разгневался и призвал к себе апостола.

На вопрос, когда можно будет посмотреть дворец, святой ответил, что после смерти царя. Фому бросили в темницу, но вскоре освободили. Гундофаре явился во сне умерший брат и сообщил, что в царстве мертвых для него построен прекрасный дворец. Царь принял крещение от апостола и отпустил его.

Казнь и кончина

Апостол был оклеветан брахманами перед одним местным царем, за обращение в христианство его жены и сына. За это он был предан мучительной смерти: 19 декабря 72 года после пыток его пронзили копьем в нескольких местах; через 3 дня Фома скончался от ран.

Местное индийское предание

Индийские христиане или «Христиане св.Фомы», как они сами себя называют, до сих пор крепко придерживаются устного предания о своих апостольских корнях. Сюда относятся Ramban Pattu или Thomma Parvom , песнь, заключающая в себе рассказы из «Деяний Фомы». Через сорок восемь поколений существования устной традиции эта песнь была, наконец, записана в 1600 году Рамбааном Томасом, потомком первого епископа, рукоположенного святым Фомой, бывшим изначально священником-брахманом.

Margom Kali и Mappila Paattu — это цикл песен по «Деяниям Фомы» и истории малабарской Церкви. Они исполняются в танце, что характерно для сирийских христиан. Некоторые из этих танцевальных пьес до сих пор исполняются под открытым небом во время церковных праздников. Veadian Pattu исполняется местным индийским ансамблем Veeradians на христианских фестивалях и сопровождается игрой на местном музыкальном инструменте под названием виллу. Неизвестно, основаны ли эти песни на ранних вариантах «Деяний Фомы» или относятся к независимой традиции, основанной на устных хрониках первых христиан, в любом случае эти традиции соблюдаются индийскими христианами повсеместно.

До прибытия португальцев в XVI веке история христианства в Индии на бумаге отсутствовала, да и в целом историческая наука в письменном виде появилась в Индии только с приходом арабских мусульман. В Британском музее находится огромная коллекция, содержащая манускрипты, письма и отчеты португальских иезуитских миссий в Индии, среди которых летопись с историей Малабарского побережья. Автор-иезуит тщательно собрал устные предания этих христиан, а традиционные индийские верования наших дней успешно дополняют его хроники.

Португальские рассказы сообщают, что после мученической смерти св.Фомы его ученики долгие века оставались верующими и Церковь умножилась. Позднее, пережив гонения, войну и голод, христиане св.Фомы Малабарского побережья и Мелипура рассеялись и многие вернулись к язычеству. Христиане области Кочин преуспели больше, распространившись от Кулака (Квилон) до Палура (Палер), деревни к северу от Малабара.

Находясь под управлением местных князей, которые редко вмешивались в дела веры, они, видимо, не испытали таких жестоких преследований, как их братья на побережье. В IX веке сирийский купец Мар Фома Канна получил разрешение правящего раджи Черумана Перумала создать христианский приход с участием множества местных индийских христианских семей. Им также был присвоен специальный гражданский статус, что подтверждается документами, существующими по сей день.

Согласно местному преданию, прежде прибытия на индийский континент святой Фома проповедал христианство жителям острова Сокотра, основав христианскую общину, которая сохранила веру, хоть и в довольно выродившемся виде, к 1542 году, когда туда прибыл католик святой Франсис Ксавье и обнаружил, что они уклонились в несторианство, страдают от нехватки духовенства, хотя и считают себя потомками христиан, обращенных проповедью святого Фомы. К 1680 году христианство на Сокотре практически исчезло в связи с притеснениями арабов и небрежением несторианских патриархов.

Духовенство и иерархи южной Индии исповедуют несторианство с V века: более тысячи лет иерархи в Индийскую Церковь назначались Персией, это продолжалось до XVI века, когда это покровительство подошло к концу. На сегодняшний день в Индии существует множество христианских вероисповеданий. С 1982 года в северной Индии действует Православная Церковь под юрисдикцией Вселенского Патриарха Константинопольского и в настоящее время насчитывает восемнадцать приходов и почти 4000 членов.

Перевод с английского Марины Леонтьевой специально для портала «Православие и мир»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector