Фома аквинский: вера и знание

Этика

Со­глас­но Ф. А., все ос­мыс­лен­ные дей­ст­вия лю­дей на­прав­ле­ны на до­сти­же­ние бла­га. Во­ля че­ло­ве­ка не­об­хо­ди­мо стре­мит­ся к бла­гу как та­ко­во­му, од­на­ко вы­бор то­го или ино­го бла­га, а так­же средств его дос­ти­же­ния яв­ля­ет­ся сво­бод­ным, и сво­бо­да во­ли за­клю­ча­ет­ся имен­но в воз­мож­но­сти и в реа­ли­за­ции та­ко­го вы­бо­ра. При этом взаи­мо­от­но­ше­ние по­зна­ния и во­ле­ния но­сит диа­лек­тич. ха­рак­тер: хо­тя во­ля и яв­ля­ет­ся «гос­по­жой сво­их дей­ст­вий», в оп­ре­де­лён­ном ас­пек­те она за­ви­сит от ра­зу­ма (и по­то­му яв­ля­ет­ся ра­зум­ной спо­соб­но­стью) – по­столь­ку, по­сколь­ку она об­ра­ща­ет­ся на оп­ре­де­лён­ный объ­ект толь­ко по­сле то­го, как он по­зна­ёт­ся ра­зу­мом в ка­че­ст­ве бла­го­го и по­то­му же­лае­мо­го. Хо­тя лю­ди мо­гут иметь раз­ное пред­став­ле­ние о том, что яв­ля­ет­ся для них выс­шим бла­гом, под­лин­ное выс­шее бла­го и сча­стье че­ло­ве­ка за­клю­ча­ет­ся в по­зна­нии Бо­га, при­чём в не­по­средств. его по­зна­нии (ли­це­зре­нии), ко­то­рое дос­туп­но (до вос­кре­се­ния мёрт­вых) толь­ко пра­вед­ни­кам в раю.

Для дос­ти­же­ния это­го выс­ше­го бла­га че­ло­век в зем­ной жиз­ни дол­жен сле­до­вать за­ко­ну Божь­е­му, вы­ра­жен­но­му в хри­сти­ан­ском уче­нии, ко­то­рое яв­ля­ет­ся гл. нор­мой и кри­те­ри­ем че­ло­ве­че­ско­го по­ве­де­ния. Та­ким об­ра­зом, мо­раль­но и нрав­ст­вен­но то, что со­от­вет­ст­ву­ет хри­сти­ан­ско­му за­ко­ну, а амо­раль­но и без­нрав­ст­вен­но то, что ему про­ти­во­ре­чит. Од­на­ко са­мо­стоя­тель­но че­ло­век сле­до­вать это­му за­ко­ну не мо­жет, по­сколь­ку его спо­соб­но­сти (как во­ля, так и ра­зум) ис­пор­че­ны пер­во­род­ным гре­хом. Для из­бав­ле­ния от этой пор­чи Бог да­ру­ет че­ло­ве­ку бла­го­дать. Бла­го­дать яв­ля­ет­ся да­ром, ко­то­рый Бог да­ёт че­ло­ве­ку вне за­ви­си­мо­сти от его за­слуг (ибо их без бла­го­да­ти быть не мо­жет); кро­ме то­го, бла­го­дать да­ёт­ся не за ве­ру (по­сколь­ку и са­ма ве­ра, про­из­во­дя­щая за­слу­ги, да­ру­ет­ся че­ло­ве­ку вме­сте с бла­го­да­тью); на­ко­нец, бла­го­дать да­ру­ет­ся че­ло­ве­ку вне за­ви­си­мо­сти от его же­ла­ния (ибо толь­ко бла­го­дать обес­пе­чи­ва­ет са­мо бла­гое же­ла­ние). По­лу­чив бла­го­дать, че­ло­век мо­жет со­хра­нять её в те­че­ние всей зем­ной жиз­ни, долж­ным об­ра­зом ис­поль­зуя свою во­лю, ук­ре­п­лён­ную бла­го­да­тью, но мо­жет и ут­ра­тить её, ес­ли по соб­ст­вен­ной во­ле со­вер­шит смерт­ный грех. Со­от­вет­ст­вен­но гл. доб­ро­де­те­ля­ми для Ф. А. ста­но­вят­ся т. н. тео­ло­гич. доб­ро­де­те­ли (ве­ра, на­де­ж­да и лю­бовь), ко­то­рые че­ло­век об­ре­та­ет по бла­го­да­ти Бо­жи­ей и без ко­то­рых он не мо­жет об­рес­ти спа­се­ния. На­про­тив, из­вест­ные со вре­мён Ари­сто­те­ля нрав­ст­вен­ные, или «фи­ло­соф­ские», доб­ро­де­те­ли (спра­вед­ли­вость, уме­рен­ность, стой­кость и др.), ко­то­рые че­ло­век мо­жет куль­ти­ви­ро­вать в се­бе са­мо­стоя­тель­но, от­хо­дят на вто­рой план.

Соз­дан­ный Ф. А. ори­ги­наль­ный бо­го­слов­ско-фи­лос. син­тез ока­зал гро­мад­ное влия­ние на по­сле­дую­щее раз­ви­тие ка­то­лич. схо­ла­сти­ки (см. То­мизм). При­зна­ние Ф. А. наи­бо­лее ав­то­ри­тет­ным ка­то­лич. бо­го­сло­вом в эн­цик­ли­ке па­пы Льва XIII Aeterni patris (1879) по­ло­жи­ло на­ча­ло фор­ми­ро­ва­нию не­ото­миз­ма.

Создавая бесконечность

В XIII веке богословы погрузились в яростный спор о природе мироздания — существовала ли Вселенная всегда или она была создана в определенный момент. Эти споры продолжаются и сегодня, но Фома Аквинский был уверен, что он нашел ответ на этот вопрос.

Он был не только священником, он был философом-схоластом, а неиссякаемыми источниками вдохновения для него служили христианская доктрина и учение Аристотеля. Аристотель утверждал, что Вселенная существовала всегда и не было бы момента, когда бы ее здесь не было. Однако книга Творения описывает процесс создания мира Богом. Так какая же концепция верна? Философы-схоласты были согласны с Аристотелем, но это приводило их к расхождениям с официальной религиозной доктриной — что не очень-то поощрялось в Средние века. В любом случае, древние философы нашли изъян в доводах Аристотеля. Возможно ли, что великий Стагирит ошибался?

Аргумент, опровергающий концепцию вечной Вселенной, звучал примерно так: Аристотель утверждал, что Вселенная будет существовать бесконечное количество дней и уже существует столько же. В Древней Греции бесконечность была сложной темой: настоящая бесконечность, предполагающая одновременное существование бесконечного числа вещей, считалась непостижимой человеческим разумом и оставалась в ведении богов, и таким образом получалось, что Аристотель признал это невозможным.


Аристотель, умерший задолго до пришествия Иисуса на землю, ничего не знал о концепции Святой троицы. Но Фома Аквинский замечал, что это не значит, что он не согласился бы с этой идеей.

Однако бесконечное время признавалось возможным в формате «потенциальной бесконечности», так как дни проходят один за другим. Если это так, замечали противники Аристотеля, то число бессмертных человеческих душ, которые накопились за бесконечное число времен прошлого Земли, составили бы истинную бесконечность, что противоречит доводам самого Аристотеля.

Аквинат разрушил это противостояние Аристотелю. Бог всемогущ, значит, ему совершенно по силам создать вечную Вселенную. Он создал ее в какой-то момент времени в прошлом, как и утверждают Библия и другие священные книги, но Бог дал ей бесконечное прошлое и бесконечное будущее. И поэтому уже в момент творения Вселенная всегда существовала и не было времени, когда бы ее не было, как и утверждал Аристотель. Логическое искусство Фомы Аквинского позволило признать обе точки зрения абсолютно правильными!

Аристотелизм

Философия Аристотеля повлияла на работу многих поколений философов. Фома Аквинский давал простое разъяснение в тех случаях, когда учение Аристотеля противоречило христианским догмам: Бог создал Аристотеля, поэтому его идеи не могли быть ложными. Они только кажутся противоречащими слову Божьему, потому что Аристотель жил задолго до Христа, и поэтому ему не было дано откровение Божье.

Философия и идеи

Фома Аквинский никогда не относил себя к философам, считая их язычниками, которые «отрицают истину и мудрость христианского откровения». Он также считал, что философия прислуживает теологии, поскольку божье откровение важнее разума. Несмотря на нелестные выражения, Томас почитал Аристотеля, что нашло отражение в его схоластических теориях.

Теолог Фома Аквинский

Взяв за основу 4 ступени познания истины Аристотеля — опыт, искусство, знание и мудрость, Фома Аквинский определил свои. Он писал, что мудрость есть знание о Боге, то есть выше всяких ступеней. Мыслитель пошел дальше и выделил 3 типа мудрости: благодати, богословскую (мудрость веры) и метафизическую (мудрость разума).

Подобно Аристотелю, Фома Аквинский считал душу самостоятельной субстанцией, которая существует соответственно с желаниями человеческими, является отражением добрых и злых деяний. Душа человеку дана, чтобы после смерти соединиться с Господом.

Фома Аквинский на кафедре

Поэтому, говорит мыслитель, разумный гражданин стремится жить праведно, чтобы по ту сторону мира соединиться с Создателем. В этом Томас повторяет идеи прародителя идеи христианской философии Аврелия Августина, или Августина Блаженного.

Человек познает мир разумом, интеллектом и умом. Благодаря первому формулируются суждения и выводы, второе помогает анализировать внешние образы явлений, а третье представляет собой совокупность духовных компонентов человека. В целом познание – то, что, по мнению Фомы Аквинского, отделяет индивида от животных, растений, божественных существ.

Фома Аквинский

Для познания божественного начала также существуют 3 инструмента – разум, откровение и интуиция. Таким образом, Фома Аквинский был одним из первых теологов, признающих возможность постижения высшего просветления рациональным способом. Более того: в крупнейшей работе «Сумма теологии» мыслитель привел 5 доказательств бытия Бога.

  • Первое – движение. Движение всех динамичных предметов в мире когда-либо было спровоцировано движением других предметов, а те – третьих предметов. Однако первопричиной движения стал Бог.
  • Второе – производящая сила. Доказательство сходно с предыдущим и подразумевает, что первопричиной всего, когда-либо произведенного на свет, является Бог.
  • Третье – необходимость. Каждая вещь подразумевает потенциальное и реальное использование, однако все вещи не могут быть в потенции. Необходим фактор, способствующий переводу вещей из потенциального в актуальное состояние, в котором вещь необходима. Этот фактор есть Бог.
  • Четвертое – степень бытия. Люди сравнивают предметы и явления с идеальным нечто. Это идеальное и есть Бог.
  • Пятое – целевая причина. Деятельность живых существ должна быть целесообразной, значит, необходим фактор, задающий цель для всего, что есть в мире. И этот фактор — Бог.

Помимо религии, Фома Аквинский рассуждал о государстве. Оптимальной формой политического устройства философ считал монархию. Король – аналог Бога на земле, который обязан учитывать интересы и нужды всех слоев общества, не отдавая предпочтение отдельным кастам. При этом воля государя обязана подчиняться духовенству, то есть гласу божьему.

Статуя Фомы Аквинского

Томас первым провел черту между сущностью и существованием. Впоследствии это разделение легло в основу католичества. Сущностью Фома Аквинский назвал «чистую идею», то есть суть явления или вещи, совокупность характеристик. Факт нахождения вещи или явления в мире есть доказательство ее существования. На то, чтобы та или иная вещь существовала, необходимо божье одобрение.

На идеях мыслителя и его религиозном трактате «Сумма теологии» построено учение, получившее название томизм, или фомизм. Оно говорит не столько о догматах веры, сколько о способах принятия веры посредством разума. Однако высшей оценкой философии Фомы Аквинского является принятие ее как официальной идеологии католицизма.

Исследования экономических аспектов учения Фомы Аквинского в российских диссертациях

(выберите и нажмите пункт для быстрого перехода)

Экономические воззрения Ф. Аквинского

Т. Аквинский, рисунок с сайта www. wikimedia.org

Фома Аквинский (с. 1225(7)-1274 гг.), автор «Суммы богословия» , впоследствии канонизированный католической церковью, стал весьма авторитетной фигурой школы канонистов в период позднего средневековья. Аквинский анализировал жизнь европейских городов позднего средневековья. Он рассматривал экономические проблемы своего времени и дал новое толкование общественного неравенства в условиях сословного деления общества в Западной Европе. В отличие от канонистов периода раннего средневековья, Фома Аквинский не рассматривал ростовщичество как исключительно греховное явление. Он не разделял крайне отрицательного отношения Аристотеля к крупной торговле и ростовщичеству как экономическому явлению и последовательно защищал торговлю и ростовщичество. Томас Аквинат в данном случае использовал принцип двойственности оценок, который позволяет средствами софистики изменить суть первоначальной трактовки ростовщичества как хозяйственного явления и экономической категории. Методы, к которым он прибегал в своих теоретических положениях, не были свойственны ранней христианской философии относительно многих явлений экономики.

В тоже время, Томас Аквинат заимствовал идею «справедливой цены» у Аристотеля и Св. (Блаженного) Августина. В период раннего средневековья идея «справедливой цены» состояла в следующем: канонисты полагали, что ценность товара определятся в соответствии с трудом и материальными затратами, вложенными в процессе производства товара. Ф. Аквинский отказался от затратного принципа установления справедливой цены товара, так как считал данный подход не совсем точным. Согласно его мнению, подход затратного принципа не вкладывает в стоимость товара соответствующего положению продавца в обществе количества денег и способен тем самым нанести ущерб интересам продавца. Таким образом, Аквинат аргументировал существование двух видов «справедливой цены». Следовательно, он утверждал, что цена может быть различной у ремесленника, рыцаря и церковника. То есть, у непривилегированных слоев общества в основе обмена заложен принцип равенства, а у привилегированных слоев общества — принцип извлечения прибыли, необходимой для поддержания высокого статуса.

Выбор темы диссертации про экономические воззреия Томаса Аквинского

В российских диссертационных советах диссертации про «экономические аспекты учения Фомы Аквинского» защищаются по следующим специальностям: ʻʻ07.00.03 Всеобщая история (соответствующего периода)ʼʼ (исторические), ʻʻ 08.00.01 Экономическая теорияʼʼ (экономические). В прошлом были защищены следующие диссертации:

• Стецюра, Татьяна Дмитриевна. Учение Фомы Аквинского об имущественных и хозяйственных отношениях: диссертация … кандидата исторических наук: 07.00.03. — Москва, 2006. — 307 с.
• Хвинтелиани Виссарион Гуриелович. Этапы и направления эволюции теории стоимости в экономической науке: дис. … д-ра экон. наук: 08.00.01 Москва, 2006 327 с. РГБ ОД, 71:06-8/430

 

Поделиться новостью в соцсетях:    просмотров: 276

Жизненный путь

Фома был 7-м сыном графа Ландольфа Аквинского. Отец мечтал, чтобы младший сын стал аббатом бенедиктинской обители Монте-Кассино. Когда Фоме исполнилось 5 лет, его отдали в бенедиктинскую обитель. Здесь он жил до 9 лет. Но, как он превратился в одного из самых известных католических теологов?

1239-1243 гг. – учился в университете Неаполя. Здесь молодой Фома сблизился с доминиканцами и принял решение присоединиться к их ордену. Семья была против его решения, поэтому Фому заточили в крепости Сан-Джовани.

1245 г. – получил свободу и вступил в Доминиканский орден. Затем он отправился в Парижский университет. Здесь Фома учился у Альберта Великого. Он также обучался в Кельнском университете.

1252 г. – вернулся в доминиканский монастырь св. Иакова (Париж).

1256 г. – стал преподавать теологию в Парижском университете. В это время он создает свои первые сочинения: «О началах природы», «О сущности и существовании», «Комментарий к «Сентенциям»».

1259 г. – вызван папой Урбан IV в Рим. Здесь около 10 лет он преподает богословие в Ананьи и Риме, а также пишет философско-богословские труды. Также Фома занимает должность «чтеца» при папской курии и является советником папы по богословским вопросам.

1269 г. – возвращается в Париж и начинает борьбу за «очищение» философии Аристотеля от арабских толкований.

1272 г. – написал труд «О единстве интеллекта против аверроистов». В этом же году был отозван в Италию для учреждения в Неаполе школы доминиканцев.

1274 г. – умер во время поездки на церковный собор, который должен был состояться в Лионе.

Представления о душе

Единение души и тела создает индивидуальность человека. У души божественная природа. Она создана Богом, чтобы даровать человеку возможность достичь блаженства, присоединившись к своему Создателю после завершения земной жизни. Душа — бессмертная самостоятельная субстанция. Она неосязаема и недоступна человеческому взгляду. Душа становится полноценной только в момент единения с телом. Человек без души существовать не может, она — его жизненная сила. Все остальные живые существа души не имеют.

Человек — промежуточное звено между ангелами и животными. Он единственный из всех телесных существ обладает волей и стремлением к познанию. После телесной жизни он должен будет отвечать перед Создателем за все свои поступки. Приблизиться к ангелам человек не может — у них никогда не было телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступков, противоречащих божественным замыслам.

Человек волен выбирать между благом и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к благу. Такой человек подавляет животные стремления, очерняющие его душу. С каждым поступком он приближается к Богу. Внутренние стремления отражены во внешности. Чем привлекательнее индивид, тем ближе он к божественной сути.

философия

Большой вклад Фомы Аквинского в философию состоял в том, чтобы утверждать, что вера и разум не были противоположными идеями, но между ними было возможно, что была гармония и гармония.

Согласно посылке Фомы Аквинского, вера всегда будет иметь преимущество над разумом. В случае достижения противоречивых идей, основанных на вере и других на разуме, те, кто связан с верой, всегда будут лучше, так как Фома Аквинский считает, что Бог является высшим и важным элементом по отношению к любым другим.

Для Томаса разум — это инструмент, который несколько ограничен, чтобы приблизиться к истинному познанию Бога. Тем не менее, это важный элемент для получения знания, которое он считал истинным.

Кроме того, Фома Аквинский был совершенно уверен, что рациональность — это способ, которым люди могут узнать правду о вещах и элементах, которые их окружают. Поэтому причина не может быть ложной, так как это естественный инструмент для человека.

Пять способов признать, что Бог существует

Фома Аквинский указал, что существует, по крайней мере, 5 элементов, с помощью которых можно узнать и подтвердить существование Бога; речь идет о признании присутствия и концепции Бога из видения, которое идет от следствия к делу.

Затем Аквинский указал, что существует 5 основных элементов, с помощью которых можно приблизиться к этому представлению о существовании Бога..

Эти элементы связаны с представлением о том, что эффекты всегда порождаются конкретными причинами и что все события в мире связаны друг с другом через большую причинную цепь. Пять маршрутов, предложенных Томасом де Акино, следующие:

движение

Для Фомы Аквинского все находится в постоянном движении. В то же время он устанавливает невозможность чего-то движущегося и движущегося одновременно. Следовательно, все, что движется, делает это, потому что другой элемент способствовал этому движению..

Это постоянное движение, порождаемое другими, не характеризуется бесконечностью, поскольку необходимо иметь начало и конец. Фактически, для Фомы Аквинского начало этого великого движения — это Бог, которого он называет Первым Неподвижным Двигателем.

Причинная зависимость

Это связано с причинной цепью. На этом пути мы стремимся осознать, что великой эффективной причиной, которая существовала, является именно Бог, который является началом всего, главной причиной всех других вещей, которые произошли, которые происходят и будут происходить..

О том, что можно и что нужно

Третий путь, предложенный Томасом Аквинским, говорит о том, что мир полон возможностей в разных сферах существования. Все вокруг нас имеет возможность существовать или нет, потому что возможно, что оно разрушено.

Поскольку существует вероятность того, что чего-то не существует, это означает, что в истории был момент, когда ничего не существовало.

До этого небытия возникла потребность в появлении существа, которое Аквинский называет «необходимым», что соответствует полному существованию; бог.

Иерархия ценностей

Для Фомы Аквинского признание ценностей является одним из идеальных способов приблизиться к понятию Бога.

Указывает, что такие ценности, как благородство, правдивость и доброта, среди прочего, становятся больше, когда они приближаются к этой более высокой контрольной точке, которая представляет собой максимальную экстернализацию и абсолютную причину указанных ценностей.

Фома Аквинский утверждает, что этот высший ориентир — это Бог, который соответствует высочайшему совершенству.

Заказ объектов

Фома Аквинский утверждает, что природные объекты не имеют мысли, поэтому они не могут упорядочить себя. Это делает необходимым существование вышестоящей организации, ответственной за наведение порядка.

Важность Библии

Для Фомы Аквинского Бог как понятие является очень сложной концепцией, к которой невозможно приблизиться напрямую, потому что наш разум не может понять столько чудовищности.

Вот почему он предлагает, чтобы лучший способ приблизиться к Богу через Библию, особенно через Новый Завет; о так называемой апостольской традиции, не написанной дословно в Библии, а частью христианской динамики; и учения папы и епископов.

Сумма теологии. Том I

«Сумма Теологии» (Summa theologiae, Summa theologica), самое значительное по своему влиянию на христианский мир философское сочинение. Главный труд великого христианского философа и богослова, крупнейшего схоласта и метафизика Фомы Аквинского (Thomas Aquinas – 1225–1274). Оказал огромное влияние на развитие православного «школьного богословие», его влияние едва ли можно переоценить.

Вся «Сумма Теологии», прекрасная хрестоматия по целому массиву вопросов христианской веры и жизни. Во многих своих рассуждениях («непорочное зачатие» Девы Марии; «безусловный примат папы» и др.), Аквинат, совершенно неожиданно, для католического схоласта, занимает православную позицию.

Вся «Сумма…» состоит из трех частей. Труд представляет собою ряд трактатов , но основой деления являются вопросы оппонентов Фомы, затем приводиться противоречащее этим «возражениям» мнение, которое, однако, не кажется Аквинату достаточно убедительным или исчерпывающим, и только затем (после слова «отвечаю») излагается решение проблемы, принадлежащие автору.

Том I • Том II • Том III • Том IV • Том V • Том VI • Том VII • Том VIII • Том IX • Том X • Том XI • Том XII

Трактат о человеке

После рассмотрения духовных и телесных тварей мы переходим к исследованию человека, который состоит из духовной и телесной субстанций. Вначале мы исследуем природу человека, затем – его происхождение.

Что касается природы человека, то у теологов принято рассматривать ее в связи с душой, но не в связи с телом – тело человека исследуется исключительно в связи с его душой. Поэтому первым объектом нашего изучения станет душа. И так как Дионисий сказал, что в духовных субстанциях надлежит различать три вещи, а именно сущность, силу и действие, то и мы сперва исследуем то, что относится к сущности души, затем то, что относится к ее силам и, наконец, то, что относится к ее действиям.

сущность : 1) природа души как таковой; 2) союз души с телом.

силы души – в целом и по отдельности. И коль скоро познание сил ума и воли зависит от других сил, то мы рассмотрим: 1) силы, являющиеся началами ума; 2) силы самого ума; 3) желающие силы как в целом, так и по отдельности, а именно связанные с чувственностью, с волеизъявлением и со свободным волеизъявлением.

действия. Что касается самой воли, то мы исследуем ее во второй части настоящего труда, которая посвящена этическим вопросам, здесь же мы подвергнем рассмотрению акты ума : 1) как мыслит душа, будучи соединена с телом; 2) как она познает телесные вещи, которые ниже ее; 3) посредством чего познает их душа; 4) как и в каком порядке она их познает; 5) что именно она в них познает; 6) как она познает себя и то, что содержит в себе; 7) как она познает нематериальные субстанции, которые выше ее;

Наконец, речь пойдет об установлении и формировании первого человека: как в отношении его души 1) ума и 2) воли в смысле благодати и праведности первого человека, а также пользовании праведностью в том, что касается господства над другими вещами; так и в отношении его тела 1) сохранения индивида и 2) сохранения вида через размножение, через формирование тел потомков, через добродетели, через познание; о месте его обитания, то есть о рае.

Теология и философия

Получив образование, святой Фома Аквинский посвятил себя путешествиям, письму, преподаванию, публичным выступлениям и проповедям. Религиозные учреждения и университеты стремились извлечь выгоду из мудрости «христианского апостола».

На переднем крае средневековой мысли была борьба за примирение отношений между теологией (вера) и философией (разум). Люди не могли понять, как объединить знания, полученные в результате откровения, с информацией, которую они наблюдали естественным образом, используя свой разум и свои чувства. Основываясь на «теории двойной истины» Аверроэса, два типа знания находились в прямой противоположности друг другу. Революционные взгляды святого Фомы Аквинского отвергли теорию Аверроэса, утверждая, что «оба вида знания в конечном итоге исходят от Бога» и поэтому совместимы. Они не только были совместимы, согласно идеологии Томаса, но и могли работать совместно: он считал, что откровение может руководить разумом и предотвращать его от ошибок,в то время как разум мог прояснить и демистифицировать веру. Работа Святого Фомы Аквинского продолжается, чтобы обсудить роль веры и разума в восприятии и доказательстве существования Бога.

Святой Фома Аквинский полагал, что существование Бога может быть доказано пятью способами, главным образом посредством: 1) наблюдения движения в мире как доказательства Бога, «Неподвижного Двигателя»; 2) наблюдение причины и следствия и определение Бога как причины всего; 3) сделать вывод, что непостоянная природа существ доказывает существование необходимого существа, Бога, который происходит только изнутри себя; 4) замечая различные уровни человеческого совершенства и определяя, что высшее, совершенное существо должно существовать; и 5) зная, что природные существа не могли бы иметь разум, если бы он не был им дан им Богом.После защиты способности людей естественно воспринимать доказательство Бога Томас также решил задачу защиты образа Бога как всемогущего существа.

Фома Аквинский также однозначно обратился к соответствующему социальному поведению по отношению к Богу. , При этом он придал своим идеям современный, а некоторые говорили бы, что он вне времени. Томас полагал, что законы государства на самом деле являются естественным продуктом человеческой природы и имеют решающее значение для социального обеспечения. Следуя социальным законам государства, люди могут заслужить вечное спасение своей души в загробной жизни, заявил он. Святой Фома Аквинский определил три типа законов: естественный, положительный и вечный. Согласно его трактату, естественный закон побуждает человека действовать в соответствии с достижением своих целей и управляет человеком ».чувство добра и зла; позитивный закон — это закон государства или правительства, и он всегда должен быть проявлением естественного права; и вечный закон, в случае разумных существ, зависит от разума и приводится в действие посредством свободной воли, которая также способствует достижению духовных целей человека.

Сочетание традиционных теологических принципов с современными философская мысль, трактаты св. Фомы Аквинского, затрагивали вопросы и борьбу средневековой интеллигенции, церковных властей и обычных людей. Возможно, это именно то, что отметило их как непревзойденных по своему философскому влиянию в то время, и объясняет, почему они будут и впредь служить строительным материалом для современной мысли, получая ответы от теологов, философов, критиков и верующих, после этого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector