Казуистика. ментальная резервация
Содержание:
Исторический
Философ Блез Паскаль , сторонник янсенистов и противник иезуитской казуистики.
Казуистика была использована в качестве метода исследования , принятый в преподавании в религии и психологии с целью привития морального кодекса. Он также был принят для изучения конкретных фактов, чтобы привести к выпуску общих законов. Он вписывается в греческие философские тексты — Сократ , циники и стоики — конфуцианство , талмудический иудаизм , ислам и христианство .
Иисус из Назарета использовал бы его в своих беседах с фарисеями во время Нагорной проповеди , но также осудил бы его чрезмерное использование. Два трактата Августина Гиппопотамского обращаются к вопросу о том, оправдывает ли проступок благое намерение и неправильно ли говорить ложь в шутку как риторический образ .
Более того, казуистика не может достичь немедленного действия в своей исключительности, будучи способной предписывать только готовые решения, она должна быть ограничена состоянием вопросов как можно более полным. Следовательно, казуистика не может заменить суждение личной совести .
XVII — го отметок века апогей казуистики среди католиков , и среди протестантов . В то время мыслители, ищущие верный способ избежать грехов, как правило, придумывали минималистскую этику
Чтобы ответить на дискуссии об использовании вероятности в моральных решениях, французский философ Блез Паскаль написал Les Provinciales в 1656 году, в котором он напал на иезуитов , в частности на либеральную мораль (уделяя большое внимание свободе совести), которую они демонстрируют в своей казуистика.
Казуистика вчера и сегодня
О казуистике стоит упомянуть, потому что она процветает до сего дня. Политики, журналисты и ученые казуистически рассуждают о добре и зле. Мы сталкиваемся с казуистикой в католическом и православном модернизме, всюду, где сопоставляются различные примеры и мнения, в том числе примеры из Писания, Святых отцов, случаи из Церковной истории.
Можно удивляться тому, насколько современные христиане далеки от образа мыслей древних христиан. Святые отцы, сами Апостолы рассуждали от Писания, от догматов и первых понятий. Примеры у них лишь демонстрировали соединение понятий, а не диктовали ход рассуждений. Как учил блж. Августин:
Если древние ссылались на мнения, то только великих Святых и учителей, и то не на все их мнения, а только на те, которые стали общепринятыми, то есть приобрели достоинства первых понятий. Все это давало удивительное постоянство и ясность писаниям и мыслям древних христианских авторов.
Рассуждая таким образом о вещах Божественных и человеческих, было легко разоблачить ложь и исключить управление сознанием.
Не то с казуистикой, в том числе современной православной. Здесь над мнениями Святых, над Писанием и догматами воздвигается незаметная, но на самом деле могущественная фигура казуиста. Это он подбирает мнения согласно своим целям и располагает их по своему усмотрению. Это он, никем не оспариваемый, и почти невидимый, определяет тему компиляции и выбирает удобных ему авторов. В таком случае он и является действительным автором сочинения, хотя бы свой текст и составил из чужих цитат. Так догматика превращается в казуистику, а казуистика становится догматикой.
Откуда возникла казуистика?
Нужда в рассмотрении казусов появилась не сразу. Поначалу христиане руководствовались Откровением, совестью и здравым разумом.
В Новое время христианами хотят именоваться те люди, которые уже слышали о Христианстве. Они знают, что оно трудно и требует поступать по совести, то есть в большинстве случаев невыгодно, неудобно, а в обстоятельствах тирании – смертельно опасно.
Новый мир стал очень сложен, в нем возникает много непредвиденных случаев. Если судить о них прямо, то новые ответы не нужны. Они уже давно даны. Да, у новых христиан, собственно, нет никаких вопросов. Они обращаются к казуистам, потому что не хотят поступить по прямой заповеди, не хотят просто и прямо посмотреть на действительность Нового мира.
Поэтому вопросники по типу «1000 вопросов батюшке», или сто тысяч вопросов «Батюшке-онлайн» – это признак разочарования в Христианстве, того, что оно обезврежено в душах христиан.
Таким образом, иезуиты не придумали казуистику. Они удовлетворили нужду своих современников и получили в распоряжение еще один метод управления сознанием, ухода от преследования и облегчения Христианства.
Споры между иезуитами и янсенистами
Иезуиты
Игнатий Лойола , основатель Общества Иисуса .
В течение 150 лет иезуиты доминировали в европейском образовании . К году у них было более 650 колледжей в Европе, в их ведении находились 24 университета и около 200 семинарий и учебных домов.
В учебные программы были добавлены курсы морального богословия, изучение «случаев совести», а для студентов и будущих священников в качестве руководств используются моральные институты, первое из которых иезуит Хуан Азор (и) опубликует в 1600 году. Эти работы включают практические принципы часто заимствованы из закона и казуистических приложений; их очень много (600), и они лечат более 20 000 случаев . Некоторые решения по «делам», которые давали больший перевес индивидуальной свободе — так называемый иезуитизм, — считались слабыми. Реакция была резкой, особенно со стороны янсенистов.
Янсенисты
В Jansenists , особенно под пером сочувствующий Блез Паскаль , атаковал не только распущенность , но и саму идею казуистики. Согласно Паскаля и янсенизма, казуистика, внедренная в человеческий разум, является источником ошибок и грехов, потому что христианин , по сути, должен управлять своей совестью только в соответствии с волей Бога . Пап осудил и слабые и строгий Jansenism казуистика остались метод богословия моральной католики до XX — го века. Направление намерения особенно подвержены приступам Паскаля в его VII — й букве провинциалов : она позволяет оправдать грехи, пишет он, найдя чистое намерение.
С 1950 года так называемая ситуационная мораль вынуждала казуистику определять свои пределы и делать более точное восприятие реальности.
История
Казуистика датируется Аристотель (384–322 гг. До н.э.), но расцвет казуистики пришелся на 1550–1650 гг., Когда Общество Иисуса использовала аргументацию на основе случая, особенно при администрировании Таинство покаяния (или «признание»). Период, термин казуистика или же Иезуитизм быстро стал уничижительным с Блез ПаскальАтака на злоупотребление казуистикой
Некоторые иезуитские богословы, в целях повышения личной ответственности и уважения свобода совести, подчеркнула важность индивидуального подхода к личным моральным решениям и в конечном итоге разработала и приняла казуистику (исследование случаи совести), где на момент принятия решения индивидуальные наклонности были важнее самого морального закона
В Провинциальные письма (1656–7) французский математик, религиозный философ и Янсенист сочувствующий Блез Паскаль энергично атаковал мораль вялость иезуитов, которые использовали казуистические рассуждения в исповеди, чтобы умилостивить богатых жертвователей церкви, одновременно наказывая бедных кающихся. Паскаль утверждал, что кающиеся аристократы могут однажды исповедаться в своих грехах, повторно совершить грех на следующий день, щедро пожертвовать на следующий день, а затем вернуться, чтобы вновь исповедаться в своих грехах и получить только самое легкое наказание; Критика Паскаля омрачила репутацию казуистики.
Британская энциклопедия 1900 года утверждала, что это «в народе считалось попыткой достичь святых целей нечестивыми средствами».
Только после публикации Злоупотребление казуистикой: история моральных рассуждений (1988) Альберта Йонсена и Стивен Тулмин, что произошло возрождение казуистики. Они утверждают, что проблема заключается в злоупотреблении казуистикой, а не в казуистике. как таковой (сам по себе пример казуистических рассуждений). При правильном использовании казуистика является мощным аргументом. Йонсен и Тулмин предлагают казуистику в устранении противоречивых принципов моральный абсолютизм и общие светские моральный релятивизм: «форма рассуждения, составляющая классическую казуистику, риторические рассуждения». Более того, этическая философия Утилитаризм (особенно предпочтение утилитаризму) и Прагматизм обычно идентифицируются как сильно использующие казуистические рассуждения.
Современное время
Г. Э. Мур касался казуистики в главе 1.4 своего Principia Ethica, в котором он утверждает, что «недостатки казуистики не являются дефектами принципа; нельзя возражать против ее цели и объекта. Она потерпела неудачу только потому, что это слишком сложный предмет для адекватного рассмотрения в нашем нынешнем состоянии знаний. «. Более того, он утверждал, что «казуистика является целью этического исследования. Ее нельзя безопасно предпринимать в начале наших исследований, а только в конце».
С 1960-х гг. прикладная этика возродил идеи казуистики в применении этических рассуждений к конкретным случаям в закон, биоэтика, и деловая этика, так что репутация казуистики несколько реабилитирована.
Папа ФранцискИезуит подверг критике использование казуистики, «практики установления общих законов на основе исключительных случаев» в тех случаях, когда более уместным был бы более целостный подход.
Раннее Новое время
Казуистический метод был популярен среди Католик мыслители раннего Нового времени, и не только среди Иезуиты, как принято думать. Среди известных авторов-казуистов Антонио Эскобар-и-Мендоса, чей Summula casuum Sovientiae (1627) пользовался большим успехом, Томас Санчес, Винченцо Филлиуччи (Иезуит и пенитенциарное учреждение в Святой Петрs), Антонино Диана, Пол Лайманн (Theologia Moralis, 1625), Джон Азор (Institutiones Morales, 1600), Этьен Бауни, Луи Селло, Валериус Регинальдус, Герман Бузембаум (ум. 1668) и др. Одним из главных тезисов казуистов была необходимость приспособить строгую мораль Ранние отцы из христианство современной морали, которая в некоторых крайних случаях приводила к оправданию того, что Иннокентий XI позже названный «слабой моралью» (т. е. оправдание ростовщичество, убийство, цареубийца, врущий через «умственная оговорка», прелюбодеяние и потеря девственности до бракаи т. д. — все надлежащие дела, зарегистрированные Паскаль в Провинциальные письма).[нужна цитата]
К середине XVII века развитие казуистики было прервано спорами, возникшими в отношении доктрина вероятности, в котором говорилось, что можно выбрать «вероятное мнение», то есть поддержанное теологом или другим, даже если оно противоречит более вероятному мнению или цитате из одного из Отцы Церкви. Полемика разделила католических богословов на два лагеря: ригористов и лаксистов.
Некоторые виды казуистики подвергались критике со стороны Протестантские богословы, потому что его использовали для оправдания многих злоупотреблений, которые они пытались исправить. На него напали католики и Янсенист философ Паскаль, вовремя формулярное противоречие против иезуитов, в его Провинциальные письма как использование риторика чтобы оправдать моральную распущенность, которую публика отождествляла с Иезуитизм; отсюда и повседневное использование этого термина для обозначения сложных и софистический рассуждения для оправдания моральной распущенности. К середине 18 века «казуистика» стала синонимом ложных моральных рассуждений. Тем не мение, Пуритане были известны своим развитием казуистики.[нужна цитата]
В 1679 г. Папа Иннокентий XI публично осудил шестьдесят пять наиболее радикальных предложений (stricti mentalis), взятые в основном из сочинений Эскобара, Суарес и другие казуисты как propositiones laxorum moralistarum и запретил никому обучать их под страхом наказания отлучение. Несмотря на это папское осуждение, как католицизм, так и протестантизм допускают использование двусмысленных и двусмысленных заявлений в определенных обстоятельствах.