Игнатий лойола, основатель ордена иезуитов

Особенности иезуитского ордена

На новый орден посыпались вскоре всякие блага и привилегии. В 1540 число членов «Общества Иисуса» было определено шестьюдесятью, но в 1543 он получил право иметь неограниченное число членов. В сороковых же годах члены ордена Лойолы получили право повсеместной – на улицах и в церквах – проповеди и повсеместного исполнения церковных треб (исповеди и причащения), а также право отпущения грехов в некоторых таких случаях, которые были папскими (causae papales). Иезуты были освобождены от подчинения епископам, их генерал был объявлен подвластным непосредственно папе помимо всяких промежуточных инстанций. Уже при Павле III началось освобождение членов ордена от некоторых монашеских обетов и обязанностей, продолжавшееся и при его преемниках. В ордене иезуитов были разрешены духовные и светские коадъюторы, т. е. такие члены, которые, вступая в орден, не давали бесповоротного обета ему служить. Папа Юлий III сделал исключение из обязанности соблюдать обет нестяжания для тех членов, от которых польза церкви требовала жизни среди богатых людей, разрешил учреждениям ордена владеть недвижимою собственностью, сохраняя тем не менее привилегии нищенствующих орденов (1550), а потом освободил высших его сановников от обета безусловно повиноваться приказаниям, касавшимся миссионерства (1555). Наконец, уже после смерти Лойолы иезуиты, как они стали называться около этого времени, были освобождены от монастырской жизни, и общество перестало быть обычным монашеским орденом, получив характер небывалого еще в католической церкви учреждения – обширной международной духовно‑политической корпорации, со своеобразными устройством, дисциплиной, приемами деятельности, моральными и политическими учениями.

Рекомендации

  1. Католическая энциклопедия , биографическая заметка «Игнатий Лойола», 1913 г.
  2. Lacouture, T. 1, p.  17 .
  3. Католическая энциклопедия .
  4. Lacouture, T. 1, p.  21 .
  5. ↑ и Католическая энциклопедия .
  6. A. Guillermou, St Ignace de Loyola , p.  15 .
  7. Автобиография, стр.  49 .
  8. A. Guillermou, St Ignace de Loyola , p.  17 .
  9. А. Гильермоу, стр.  19 .
  10. Lacouture, стр.  35 .
  11. Lacouture, стр.  37  ; в alumbrados являются освещены, пропитан мистикой, связанный с францисканской реформой и конверсосом являются евреями , которые в 1492 году предпочли сделать выбор в пользу католицизма.
  12. Lacouture, стр.  От 50 до 52.
  13. Lacouture, стр.  93 , свидетельство Диего Лайнеса.
  14. Lacouture, стр.  96 .
  15. Священник-иезуит произнес все свои клятвы.
  16. Католическая энциклопедия .
  17. Ален Гильерму , Les Jésuites , PUF, 1961 (тростник, 1992), стр.  16 .
  18. Адриан Байе , Жития святых, составленные на основе того, что осталось для нас более достоверным и более достоверным в их истории , том 10, 1739, 400 страниц; стр.393.

Работы Игнатия Лойолы

Святой Игнатий не «великий писатель» в том смысле, в котором мы его обычно понимаем. Его сочинения бывают функциональными (духовное руководство или руководство Компании) или личными (духовный журнал). Критическое издание всех его сочинений можно найти в MHSI  : Monumenta Ignatiana (22 тома).

Духовные упражнения

В Духовных упражнениях предлагают медитации и созерцания , организованные в течение четырех недель, позволяя прогресс в понимании себя и тайне жизни Христа, чтобы ассимилировать их. За каждую медитацию дается только несколько «баллов», каждый раз с большой трезвостью. В духе св. Игнатия «духовные упражнения» всегда выполняются с проводником, роль которого, однако, должна быть стерта, потому что «он должен позволить Творцу действовать без посредничества с тварью , а твари со своим Создателем и Господом. » (Е.С., п о  15)

Духовные упражнения , представленные Франсуа Курелем, Париж, DDB, 1963.

Духовный журнал

Это строго личный дневник, который ведется в и 1545 годах, где он ежедневно отмечает внутренние движения своей души во время и после богослужения (переживания утешения и опустошения). Сохранилась только часть дневника. Эта книга была опубликована впервые в XIX — м  веке.

Журнал внутренних движений , отредактированный Пьером-Антуаном Фабром , Лессиус, 286 стр., 2007.

Автобиография

В Повести паломника (это, как Игнатий идентифицирует себя в этой истории) является автобиографическим рассказом Игнатия Лойолы , как он сказал это, между и , в другой иезуит, отец Луис Гонсалвес да Камар . Таким образом, в конце своей жизни он ответил на просьбу нескольких товарищей, которые хотели получить духовное свидетельство в форме рассказа. Игнатий долго колебался, прежде чем рассказать свою историю, даже если он обещал это еще в 1551 году.

По словам Луи Гонсальвеса да Камары, это 4 августа 1553 г.что Игнатий принял решение выполнить свое обещание. После разговора на тему тщеславной славы, рассказывает отец да Камара, «пока он ел с Хуаном де Поланко и мной, наш отец сказал, что очень часто мастер Надаль и другие сотрудники компании просили его о чем-то. так и не принял решение; но что, поговорив со мной и вспомнив себя в своей комнате, он проявил огромную преданность и склонность к этому и полностью принял это решение » .

Затем этот текст хранился в архивах в течение 150 лет, пока болландисты не опубликовали его в Acta Sanctorum .

  • История паломника: автобиография святого Игнатия Лойолы , представленная Андре Тири, Сеуил , Париж, 2001.
  • Автобиография , представленная Аленом Гильермоу , Сёй, Париж, 1982.

Буквы

Известно 6815 писем и инструкций, написанных им самим или — от его имени — его секретарем Хуаном де Поланко . Письма духовного наставления (самые старые датированы годом ) и правительства, ободрения и упрека. Инструкции для тех, кто собирается основать колледж или участвовать в Трентском совете . Эти письма адресованы сподвижникам-иезуитам, важным деятелям, благотворителям Компании или родителям послушников, духовным сыновьям или дочерям.

Подборка писем , комментарии Жерве Дюмейджа, Брюгге, DDB, 1959.

Конституции

В конституциях образуют первый фундаментальный законодательный текст Общества Иисуса, который был подготовлен с помощью Хуана де Поланко и регулярно пересматриваются в свете опыта первых иезуитов. Строго говоря, Лойола не был их автором, поскольку оставил их провозглашать первому общему собранию (собравшемуся в 1558 году после его смерти).

Конституции Святого Игнатия Лойолы (с «Нормами» GC34), Париж, 1997.

Рукоположение

       В начале 1535 года, еще до окончания богословских занятий, Игнатий покинул Париж по состоянию здоровья. Он провел более шести месяцев в Испании, а затем отправился в Болонью и Венецию, где учился в частном порядке. 8 января 1537 года его парижские товарищи присоединились к нему в Венеции. Все стремились совершить паломничество в Иерусалим, но война между Венецией и Турецкой империей сделала это невозможным. Игнатий и большинство его спутников были рукоположены 24 июня 1537 года. Затем последовали 18 месяцев, в течение которых они приобретали опыт служения, а также посвящали много времени молитве. В эти месяцы, несмотря на то, что он еще не отслужил мессу, Игнатий пережил одно из решающих событий своей жизни. Он рассказал своим спутникам, что в один прекрасный день во время молитвы ему показалось, что он видит Христа с крестом на плече и рядом с ним Вечного Отца, Который сказал: «Я хочу, чтобы вы взяли этого человека себе в слуги», а Иисус взял его и сказал: «Моя воля состоит в том, чтобы вы служили нам». На Рождество 1538 года Игнатий отслужил свою первую мессу в церкви Святой Марии Майор в Риме. На этом заканчивается третий период его жизни — период учебы, которая была далека от формальности. Диего Лаинес, один из основателей Общества Иисуса и умный наблюдатель, рассудил, что, несмотря на недостатки, Игнатий был столь же усерден, как и любой из его сокурсников. Он, несомненно, стал в трудной области аскетического и мистического богословия одним из самых верных католических наставников.

Детство Игнатия Лойолы

Игнатий Лойола родился 23 октября 1491 года. Его настоящее имя Игнасио. Он появился на свет в замке Лойола в баскской провинции Гипускоа. Его родители принадлежали к древнему баскскому роду. Некоторые исследователи говорят, что в семье родителей было 14 детей, а Игнатий Лойола был самым младшим из них (восьмым сыном).

К сожалению, родители Игнатия Лойолы умерли, когда ему было 14 лет, поэтому, оставшись круглым сиротой, ему пришлось рано начать заботиться о себе. Старший брат помог ему переехать в Аревалло к Иоанну Веласкесу (казначею Кастильского двора), где Игнатий Лойола стал служить пажем. Та же он прошел некоторое обучение, научившись писать и читать, играть на мандолине, ездить верхом и фехтовать.

Надо отметить, что некоторые исследователями говорят, что родители Игнатия Лойолы не умирали. Путаница с ранней биографией этого великого человека связана с тем, что в дальнейшем последователи Ордена иезуитов, желая придать значимости биографии их основателя, многие вещи либо слишком приукрасили, ибо приврали, желая максимально приблизить события жизни Игнатия Лойолы к судьбе Иисуса. Так, например, они утверждают, что мать Игнатия Лойолы родила его в хлеву, как некогда это сделала Мария – мать Христа.

В чем состояло отличие Ордена иезуитов от других монашеских обществ

То, что Игнатий Лойола имел звание Верховного Генерала, говорит о том, что перед нами не монах-проповедник (ведь Игнатий предполагал быть миссионером и заниматься апостольской деятельностью), а монах-воин. Устав ордена,  утвержденный Папой Павлом III, говорит о непосредственном подчинении Святому Отцу, что фактически означало, Орден не подчиняется никому, кроме Папы, ни одному из епископов.

Конституции, в соответствии с которыми было создано Общество Иисуса ,  не изменялись вплоть до 1965 года. Члены братства имели право носит светскую одежду, а не монашеские одеяния, что также отличало Общество Иисуса от остальных монашеских обществ. Общество Иисуса (Орден иезуитов) — организация со строгой конспирацией. Иезуиты работают как тайная полиция папства.

Орден имел трех уровневую иерархию. Существовал большой упор на личное продвижение в иезуиты верхнего уровня.Это был большой личный вызов  и шанс быть признанным генералами иезуитов. Они были очень хорошо дисциплинированы, Организация и езуитов имела полувоенный порядок. Члены Ордена были людьми с высокими интеллектуальными качествами:

Игнатий Лойола настаивал на том, чтобы его члены  имели хороший уровень общей культуры и были людьми самого высокого образования, это давало им ведущую роль в распространении своего влияния на высоком правительственном уровне.

Лойола очень быстро признал важность образования для католического успеха. Иезуитское колледжи, в которых обучались дети из богатых семей, были созданы по всей Европе

Члены братства освобождались от совместной молитвы и исповеди.

По учению Лойолы, в исповедании заключено действие злого духа.  Вместо этого члены братства практиковали Духовные упражнения,  медитации и молитвы,  составленные Игнатием. С самого начала встал вопрос о не допуске женщин в компанию.  Societas Jesu является католическим религиозным орденом для мужчин.

Только одна женщина была принята в компанию в 1555 году по рекомендации Франциска Борджия и с согласия комиссии, утвержденной Игнатием Лойола: Жанна принцесса Испании (или Джоан Габсбург-Австрийская), дочь Карла V и Изабеллы Португальской. Когда мы выяснили, в чем состояло отличие Ордена иезуитов от других монашеских орденов, становится понятным, почему он становится таким мощным и влиятельным.

Вклад в теорию миссии[]

Миссионная концепция иезуитов основывалась на корпусе программных документов, в целом определивших суть и формы деятельности их ордена. Это Конституции Общества Иисуса, с Правилами и дополнениями, и «Духовные Упражнения» Л. Сюда надо добавить другие работы Л., а именно его автобиографию и, главное, эпистолярное наследие (ок. 7000 тыс. писем), в котором, по сути, и отражены его взгляды на цели и методы миссионерской работы, введено само понятие «миссии». При этом необходимо отметить, что значение фигуры Л. для всей истории иезуитов не ограничивается лишь констатацией его роли в создании ордена. Благодаря деятельности таких систематизаторов философии Л. и идеологии Общества в целом как Х. Надаль и Л. Г. да Камара, уже в XVI в. Л. превращается в эталон истинного иезуита, а его взгляды в догму.
В Конституциях орден определялся как сообщество миссионеров, готовых «отправиться в любые области мира по приказу папы римского… или генерала Общества, чтобы проповедовать, исповедовать, и использовать все другие средства, которые могут помочь душам с благодатью Божией». Это положение опиралось на главную цель апостолата Общества Иисуса, определенную Л., а именно – воссоздание Царства Христова на основе общего гуманизма путем миссионерства, проповеди и образования.
Л., формулируя особый обет повиновения папе, делал акцент на том, где и как должны действовать иезуиты, а не на том, что они должны сделать, когда окажутся там. Четвертый обет является скорее способом определить место иезуитского апостолата, нежели его содержание. Уложения института ограничивались лишь общими декларациями, свойственными всем католическим миссионерским организациям: задачей Общества было «стремиться… к защите и распространению веры, к преуспеянию душ в христианской жизни и вероучении посредством публичных проповедей, чтений и всякого иного служения Слова Божия, а также Духовных Упражнений, обучения христианской вере детей и людей неграмотных, духовного утешения верных Христу, выслушиванием исповедей и преподанием прочих Таинств».

Иконография[]

О прижизненных изображениях Л. ничего не известно. Наиболее достоверным считается портрет Л. кисти исп. художника С. Коэльо (1585), написанный с глиняного образца, основой которого послужила посмертная гипсовая маска Л. Коэльо собственноручно исполнил 16 копий с этого портрета. Оригинал картины хранился в обители иезуитов в Мадриде, но погиб при пожаре в 1931 г. Др. известный портрет Л., написанный Я. дель Конте в 1556 г., хранится в ген. курии Общества Иисуса в Риме. В церкви Иль Джезу хранится портрет Л. кисти неизвестного автора сер. XVII в. Эти портреты послужили основой для многочисл. живописных и скульптурных изображений Л. Нередко встречаются сюжетные композиции: Явление св. Петра выздоравливающему Игнатию; Игнатий в гроте в Манресе (обе — Х.-В. Леаль, XVII в., Провинциальный музей Севильи); Прославление Игнатия и Общества Иисуса (А. Поццо, XVII в., церковь Св. Игнатия, Рим) и т.п. Из скульптурных изображений заслуживают внимания бюст Л. работы А. Кано (XVII в.); серебряная статуя работы П. Легро из церкви Иль Джезу; скульптурная группа, изображающая раненого Л. и несущих его франц. солдат (XX в., Санктуарий в Лойоле).
Коваль А. Н.

Основание ордена иезуитов

В 1539 году вместе с Петром Фабером и Франциском Ксавье Игнатий основал Общество Иисуса, которое было одобрено в 1540 году Папой Павлом III . Он был избран первым настоятелем ордена и удостоен звания «отец-генерал» иезуитами.

Игнатий отправил своих товарищей в командировки по Европе для создания школ, колледжей и семинарий. Хуан де Вега , тогдашний посол Карла V, императора Священной Римской империи в Риме, встретил там Игнатия и, создав хорошее впечатление об иезуитах, пригласил их поехать с ним на его новое назначение в качестве вице-короля Сицилии. В результате в Мессине был открыт иезуитский колледж , который оказался успешным, так что его правила и методы позже были скопированы в последующих колледжах. В письме к Франциску Ксавье перед его отъездом в Индию в 1541 году Игнатий, как известно, использовал латинскую фразу «Ite, воспламеняй омния», означающую «Иди, подожги мир», фраза, используемая в ордене иезуитов по сей день.

В 1548 году Игнатий был вызван к римской инквизиции для изучения его книги духовных упражнений . В конце концов он был освобожден, а папа разрешил напечатать книгу. В опубликованной форме упражнения рассчитывались на период 28–30 дней.

С помощью своего личного секретаря Хуана Альфонсо де Поланко Игнатий написал Конституции иезуитов, которые были приняты в 1553 году. Они создали централизованную организацию ордена и подчеркнули абсолютное самоотречение и повиновение Папе и начальству в Риме. Церковная иерархия. Это было резюмировано в девизе perinde ac cadaver — «как будто мертвое тело», означающем, что иезуит должен быть так же лишен эго, как и труп. Однако всеобъемлющим принципом иезуитов стал: Ad maiorem Dei gloriam («для великой славы Божьей»).

В 1553–1555 годах Игнатий продиктовал свою автобиографию («Autobiografía de San Ignacio de Loyola» в Викитеке на испанском языке) своему секретарю отцу Гонсалвешу да Камара. Он стал дополнением к его « Духовным упражнениям» . Он хранился в архивах ордена иезуитов около 150 лет, прежде чем болландисты опубликовали текст в Acta Sanctorum .

Литература[]

  • Ribadeneira Р. de. Vita Ignatii Loyolae, Societatis Iesu fundatoris, libris quinque comprehensa… Neapoli, 1572.
  • Ранке Л. Игнатий Лойола. Μ., б.г.
  • Arce Α., Böhmer Η. Studien zur Gesellschaft Jesu. Bonn, 1914. Bd. 1.
  • Creixell J. San Ignacio de Loyola. Barcelona, 1922. Vol. 1-2.
  • Codina A. Los origenes de los Ejercicios espirituales de S. Ignacio de Loyola: Estudio historico. Barcelona, 1926.
  • Dalmases С de. Los estudios de San Ignacio en Barcelona (1524-1526) // Archivum historicum Societatis Jesu. 1941. № 10.
  • Dudon P. Saint Ignace de Loyola. P., 1943.
  • Iriarte Μ. de. Figura у caracter de San Ignacio de Loyola // Razon у Fe. 1944. № 129.
  • Leturia P. de. El gentilhombre Inigo Lopez de Loyola. Barcelona, 1949.
  • Iriarte Μ. de. La personalidad de Ignacio vista en sus valoraciones // Razon у Fe. 1956. № 153.
  • Пeppoa А. Святой Игнатий Лойола / Пер. Н. Бока. ΝΥ., 1956.
  • Bartina S. Tierra Santa en la vida у en la obra de San Ignacio de Loyola // Razon у Fe. 1958. № 158. С. 55-74.
  • Руло Ф. Святой Игнатий Лойола и восточная духовность // Символ. 1991. Т. 26. С. 195-205.
  • Puncel M. Inigo de Loyola. Bilbao, 1991.
  • Коваль А. Н. Энеко — Иньиго — Игнатий: Путь и слово паломника; Чудо, ставшее явным: «Духовный дневник» св. Игнатия Лойолы // Точки (Puncto). 2002. № 1-2. С. 120-158, 239-289.
  • Федин А. В. Игнатий Лойола — создатель концепции миссионерской деятельности Общества Иисуса // Всеобщая история: Современные исследования. Межвузовский сборник научных трудов. — Вып. 14. — Брянск, Издательство «Наяда», 2005. С. 4-18.
  • Федин А. В. Формирование концепции миссионерской деятельности Общества Иисуса // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 14. М., КомКнига, 2005. С. 265-286.

1528—1534 гг. Годы учения. Париж

В 1528 году, когда Игнатий прибыл в Париж, ему было 37 лет. Решив вновь начать образование с нуля и возобновить основы латыни, он поступил в школу Монтегю и оставался там до октября 1529 года. Затем поступил в школу Святой Варвары для изучения философии. В 1532 году, после четырёх лет обучения, незадолго до Рождества он сдал экзамен и получил учёную степень. В феврале 1533 года Игнатий сдал ещё один экзамен — по грамматике, а затем, предоставив свидетельства о том, что он прослушал курсы комментариев на Аристотеля, изучил арифметику, геометрию и астрономию, после ряда экзаменов и публичного диспута, состоявшегося в церкви Святого Юлиана Бедного, получил диплом магистра. Отныне он имел право «преподавать, участвовать в диспутах, определять и совершать все действия школьные и учительские… как в Париже, так и по всему свету». Оставалось пройти экзамен на доктора. Но перед этим экзаменом Игнатий ещё прослушал курсы богословия у доминиканцев. Докторское испытание состоялось в 1534 году, на Великий пост, Игнатию была присуждена степень и вручён головной убор доктора: чёрная круглая шапочка с квадратным верхом, украшенным кисточкой.

Жизнь и деятельность[]

Баск по происхождению, Л. был тринадцатым ребенком в семье; в раннем возрасте лишился матери. Ок. 1506 г. стал пажом Х.-В. де Куэльяра, старшего казначея исп. короля Фердинанда V; в 1517 — придворным в свите А.-М. да Лары, вице-короля Наварры. Во время франко-испанской войны оказался в осажденной французами крепости г. Памплоны и 20.05.1521 был тяжело ранен в обе ноги, после чего доставлен в фамильное поместье Лойола. Перенес две сложные операции и на всю жизнь остался хромым.
Осенью и зимой 1521 г., будучи прикован к постели, Л. читал соч. Vita Christi (Жизнь Христа) монаха-картузианца Рудольфа Саксонского и сборник Flos sanctorum (Цвет святых), много размышлял над этими книгами и своей жизнью, следствием чего стало его обращение к Богу. Намереваясь отправиться в Св. Землю, в марте 1522 г. прибыл в бенедикт. аббатство Монтсеррат. С лета 1522 г. в течение 11 месяцев Л. вел покаянную жизнь в Манресе, увенчавшуюся небывалым по силе озарением (возле р. Кардонер), после чего стал делать записи, ставшие впоследствии основой его Exercitia spiritualia (Духовных упражнений).
В февр. 1523 г. Л. прибыл в Барселону, откуда в марте отплыл в Италию. Побывав в Риме и Венеции, он отправился в Св. Землю. С 4 по 22.09.1523 находился в Иерусалиме, а затем вернулся в Барселону, где в 1524-25 гг. изучал лат. язык. В июле 1526 г. отбыл в Алькалу, чтобы изучать «свободные искусства». Там проповеди Л

привлекли к себе внимание инквизиции, следствием чего стали три судебных процесса и тюремное заключение, продлившееся ок. двух месяцев

В итоге И. запретили проповедовать, пока он не получит надлежащего образования.
2.02.1528 Л. приехал в Париж, где продолжал изучать гуманитарные науки и богословие, живя подаянием и преподавая духовные упражнения. Неск. раз Л. побывал во Фландрии, один раз — в Лондоне. К нему присоединились Франциск Ксаверий, Пьер Фавр, Диего Лайнес, Симон Родригес, Николас Бобадилья и Альфонсо Сальмерон. 15.08.1534 в часовне Богоматери на Монмартре они принесли обеты бедности, целомудрия и апост. служения в Св. Земле, а в случае невозможности туда отправиться — в другом месте, в соответствии с волей Папы Римского. Это событие считается моментом основания Общества Иисуса.
14.03.1535 Л. получил диплом магистра «свободных искусств». Лето 1535 г. он провел у себя на родине, в Стране Басков, а в нач. зимы 1535 г. отплыл из Валенсии в Италию. В апр. 1537 г. в Риме Л. и его сподвижники получили разрешение на паломничество в Св. Землю, однако не смогли им воспользоваться в связи с ухудшением отношений между Венецианской республикой и Османской империей. В течение года Л. и его товарищи гл. обр. проповедовали и ухаживали за больными. 24.06.1537 Л. был рукоположен в священники. В нояб. 1537 г. он пережил у храма Ла Сторта (неподалеку от Рима) еще одно мистическое видение, укрепившее его жизненные устремления.
27.09.1540 буллой Regimini militantis Ecclesiae папа Павел III утвердил Об-во Иисуса. 8.04.1541 Л. был избран ген. настоятелем иезуитов. 22.04.1541 он вместе с первыми иезуитами принес торжественные обеты в часовне Пресвятой Девы Марии в рим. базилике Св. Павла (Сан Паоло фуори ле Мура).
Л. возглавлял Об-во Иисуса в течение 15 лет, вплоть до своей кончины. За это время он лишь дважды выезжал из Рима, в Неаполь и в Орвието. Его деятельность в эти годы была напряженной и разнообразной. 7.02.1541 он учредил Братство детей-сирот; в янв. 1544 г. открыл Дом св. Марты для падших женщин, желавших начать новую жизнь; в апр. 1546 г. учредил благотворительное об-во в защиту молодых девушек, подвергающихся опасности быть вовлеченными в проституцию. Л. принадлежала инициатива создания Рим. коллегии (впоследствии Григорианский ун-т), осн. 22.02.1551, и Герм. коллегии, осн. 31.08.1552. В 1546-56 гг. Л. учредил ок. 10 провинций Об-ва Иисуса. Хотя попытка Л. проповедовать в Св. Земле не удалась, миссион. деятельность иезуитов еще при жизни И. развернулась необычайно широко — от Индии до Бразилии. Л. из Рима руководил миссионерами и помогал им (в одной из своих записей он отметил, что «за последние дни» составил ок. 250 писем).

Обращение к религиозному служению

При защите Памплоны против французов в 1521 Лойола был тяжело ранен в обе ноги. Отправленный в отцовский замок, он подвергся мучительной операции; сначала ему вправили ногу, но так как эту операцию сделали в первый раз неудачно, то пришлось два раза ломать ногу и вновь ее вправлять, при чем отрезана была часть наросшего мяса. Все это Лойола перенес с героическим стоицизмом, но остался хромым, не способным ни к военным подвигам, ни к рыцарскому образу жизни. Во время леченья он принялся читать жития святых, страдания которых — в особенности Доминика и Франциска — получили в его глазах такую же цену, какую раньше имели подвиги рыцарей и героев. Жития направили его страстную и деятельную натуру к новой цели – служить святой церкви в качестве духовного рыцаря. Биографии святых подвижников увлекли его своим героизмом и самоотверженностью. Но это было не то религиозное настроение, которое несколько раньше сделало монахом Лютера. Немецкий реформатор, идя в монастырь, заботился прежде всего о своем личном спасении, а целью стремлений Лойолы было служение церкви. Со свойственным ему честолюбием Лойола теперь желал приобрести небесную славу земными страданиями; апостольское поприще рисовалось пред его глазами. Он решился сделаться духовным воином Христа, Богоматери и святого Петра, вожаком Христового воинства. Указанный переворот в жизни Лойолы произошел в том самом году (1522), когда в Германии началось реформационное движение, и для нового рыцаря католицизма борьба с ересью должна была впоследствии стать одною из главных задач.

В марте 1522 Лойола пошел на богомолье в Montserrat близ Барселоны, где хранился чудотворный образ Богородицы. На пути он строго соблюдал посты и бичевал себя. Дойдя до Montserrat, Лойола простоял целую ночь с оружием в руках перед новой дамой своего сердца и повесил перед образом Марии свой меч и кинжал. Отдав затем нищим всю свою одежду, он в рубище решил идти в Палестину, чтобы обращать неверных в христианство. Чума задержала отъезд Лойолы, и он поселился в небольшом городке Каталонии, Манрезе, в обители доминиканцев. Здесь он пережил кризис, напоминающий душевное настроение Лютера в августинском монастыре. Лойола питался хлебом и водою, по семи часов стоял на коленях, отгонял от себя сон и, по преданию, жил даже в какой‑то пещере. Чем больше он изнурял себя, тем более воспламенялась его фантазия. Перед ним отверзались небеса, он видел св. Троицу, Матерь Божию, Христа и святых. Ему казалось, что дьявол и демоны подсказывали ему зло, а Бог и ангелы указывали путь к спасению. Новая тяжелая болезнь утвердила в нем решение заменить отшельничество деятельностью на пользу церкви. Для восстановления сил он смягчил суровость своего аскетизма и стал даже усматривать в самоистязаниях тяжкий грех по отношению к Богу, давшему ему и дух, и тело.

В 1523 Лойола отправился в Италию, а оттуда пилигримом в Иерусалим. Это было временем развития турецкого могущества, угрожавшего всему христианству. Но Лойола не знал по‑турецки, не был знаком с учением Магомета, да и в христианском богословии оказался весьма слабым. Палестинские францисканцы отнеслись к нему с большим недоверием и постарались его выпроводить на родину. Лойола вернулся в Европу. Убедясь, что для достижения цели ему необходимы знания, он 33 лет от роду стал изучать философию и богословие в Алькале и Саламанке и в то же время учил детей крестьян и наставлял их в законе Божием. С подозрением следила за отличавшимся странным поведением Лойолой инквизиция. Дважды он был арестован, его даже едва не приговорили к сожжению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector