Основы философии гераклита

Школа Пифагора (ок. 570 – 497 гг. до н.э.)

Пифагор (ок. 570 – 497 гг. до н.э.), философ и математик, в юности был слушателем Анаксимандра, побывал в Египте и Вавилоне, где познакомился с математикой и астрономией. Примерно в 532 г. до н.э. в г. Кротон он основал «пифагорейский союз» – нечто среднее между философской школой и тайным обществом. Члены союза имели совместное имущество и общий распорядок дня, включающий занятия музыкой, гимнастикой и науками. Обучение в школе длилось 15 лет.

Пифагорейцы также придерживались идеи первовещества, которым они считали число. Они абсолютизировали и обожествляли числа. Пифагор разработал математическое объяснение гармонии мира, основанное на числе, мере и пропорциях. Он считал, что все происходящее в мире управляется определенными математическими отношениями; задача философа заключается в том, чтобы вскрыть эти отношения. Себя Пифагор называл философом, а своих учеников – математиками, т.к. их обучение начиналось с изучения чисел.

Гераклит Эфесский (ок. 544 – 480 гг. до н.э.) первоначалом считал огонь – вечную и божественную стихию, которая управляет всеми вещами. Гераклит полагал, что мир находится в вечном движении, которое состоит из борьбы противоположностей: холодного и теплого, жизни и смерти и т.д. Эту борьбу он называл Логосом – единым для всего существующего законом, эквивалентным огню.

Ксенофан Колофонский (род. в 570 г. до н.э.) – философ и поэт, во многом предопределил учение элеатов. Ксенофан впервые разделил знание на «истинное» и «чувственное», утверждая, что человек не способен полностью познать истину (т.е. стоял у основ скептицизма). Также он отрицал существование антропоморфных греческих богов и верил в существование единого Бога, неотделимого от мира.

Элейская школа (VI-V вв. до н.э)

Была образована в конце VI-V вв. до н.э. в южно-италийском городе Элее. Элеаты раскритиковали учение Гераклита о вечном движении бытия, утвердив принцип его устойчивости и неподвижности.

Основатель школы Парменид выдвинул идею о том, что бытие (все, что реально и можно постичь умом) целостно, постоянно и неподвижно, а небытия (мнимого бытия) не существует. Также Парменид считал, что чувства – лишь источник недостоверных мнений, истинное знание постигается только разумом.

Зенон, ученик Парменида, также не признавал множественность вещей и их движение. Свои философские суждения он доказывал с помощью апорий (парадоксов).

Мелисс (Самосский) попытался обобщить аргументы Парменида о неизменном и неподвижном бытие. К прежним характеристикам бытия он добавил две новые: а) бытие не имеет границ; б) бытие бестелесно.

Субстанциалисты отказались от поиска единого первовещества, допуская, что оно может состоять из нескольких структурных элементов.

Концепция Арже

Как уже упоминалось выше, одним из наиболее важных моментов философии Гераклита является то, что он стал рассматривать огонь как главный и существенный элемент всех вещей..

Архе, также известный как архе или архе, — это концепция, которая использовалась в древнегреческие времена для обозначения начала известной вселенной; речь шла о объяснении происхождения всех вещей.

Гераклит считал, что все изменения, которые происходят в природе, имеют элемент, который вызывает огонь.

Согласно Гераклиту, все существующее рождается через огонь, следуя порядку огня, воздуха, воды и земли. Точно так же это указывало на то, что все погибло таким же образом, но в обратном смысле; то есть: земля, вода, воздух и огонь.

Короче говоря, для Гераклита огонь был началом и концом всего, что было частью природы, даже считалось источником души. По словам этого философа, указанный огонь рождается как следствие определенной необходимости.

Гераклит — недружелюбный и плачущий

Как и полагается приличному античному философу, Гераклит написал сочинение «О природе», однако стиль его письма был столь сложен для понимания, что еще в Античности Гераклита прозвали «темным» — его тексты более походили на откровения оракулов, чем на рациональные изречения, и известный историк древнегреческой философии Уильям Гатри совершенно прав, когда говорит: «Нет сомнений, что он сам верил в то, что вступил во владение абсолютной истиной». По никому не понятной иронии истории из всех философов-досократиков именно от Гераклита до наших дней сохранилось больше всего (145) фрагментов.

С чем связано столь темный стиль письма, объяснить можно, с одной стороны, тем, что мысль его, обладая предельной семантической плотностью, просто не могла «уместиться» в привычный артикулированный философский дискурс того времени, с другой, тем, что Гераклит был тотальным мизантропом и поэтому не хотел, чтобы его мудрость стала достоянием «масс» — только избранных.

Религиозно-философская школа пифагорейцев

Пифагор

Пифагор понятию первоначала не придаёт большого значения, и оно теряет всякую физическую связь с элементами. Он видел начало в числе. Более того, математическая наука приобретает вид доказательного дедуктивного обоснования именно в трудах Пифагора. Пифагор связывал математику со специфической формой мистицизма.

Пифагор является основателем мистического учения. Воззрения философа приобрели реальные очертания в религиозном ордене, где было прописано:

  • Воздержание от употребления в пищу бобов.
  • Не поднимать то, что упало.
  • Не прикасаться к белому петуху.

Данные правила как табу. Греческая культура в целом пропитана противоположностями между рационализмом и мистификацией. Как итог, Пифагор сочетает в себе две противоположные традиции: научную и мистическую.

Пифагор говорил о бессмертии души, верил, что она переселяется в другие виды животных.

Пример 5

Однажды гуляя, Пифагор увидел собаку, которую били. Он попросил прекратить, потому что считал, что душа его друга именно в этой собаке, аргументировав это тем, что узнал его по голосу.

В пифагорейском союзе было место и для мужчин, и для женщин на равных условиях. Все члены данного сообщества имели собственность и владели ей сообща, они все вели схожий образ жизни. Математику они воспринимали как средство для достижения конкретного жизненного идеала, который виделся им в созерцательном образе жизни.

Пример 6

«Именно беспристрастная наука является… важнейшим… средством очищения; и человек, посвятивший себя науке, – настоящий философ, он наиболее полно освобождается от «круговорота рождения»».

Пифагор говорил, что все вещи есть суть числа. Число является причиной всякой вещи и передаёт суть взаимосвязи всего сущего. Исходя из этого, можно сделать вывод, что, если всё есть число, значит и весь космос представлен числовой системой упорядоченного характера.

Важно отметить, что Пифагор стал первым, кто использовал слово космос для обозначения всего мирского порядка. Открытие математической систематичности всего сущего поменяло течение постигающего разума и ход развития всей западной культуры

С господством числовой гармонии изменился взгляд на мир. Вместо тёмных непонятных сил пришло число как символ разумного порядка и истины.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Политические воззрения Гераклита

Философия Гераклита помещает закон, а не ветхие обычаи и традиции, на вершину всех общественных отношений. Озвучивая тем самым принцип «Перед законом все равны». Гераклит нелестно отзывался о демократии, считая её властью толпы, которую он сравнивал со скотом, бездумно набивающим своё брюхо. Власть необходимо отдать только лучшим, которых всегда меньшинство. Этим он отстаивал убеждения о необходимости власти аристократии. Возможно, даже его уход в горы был связан с тем, что в своё время он потерпел полный крах на политической арене. Дело в том, что все античные философы и мыслители были политиками, имеющими живой интерес к государственному управлению. В то же время сохранились сведения, что Гераклит демонстративно отказывался от законотворчества и публичных полемик, мотивируя это тем, что в Эфесе уже пришли к власти «недостойные».

биография

Рождение Гераклита совпало со смертью Анаксимандра . Héraclite родился в Ефесе в Ионии , во второй половине VI — го  века  до нашей эры. AD , в — 541 г. до н. AD (ему было сорок лет в 69 — й Олимпиады — — 501 г. до н.э.. — по Диоген Лаэртский ). На его родине, в Эфесе, есть единодушие старейшин . Буквы обозначают апокрифы как современник Дарий I эр  ; последний пригласил бы Гераклита к своему двору, но философ отклонил бы приглашение. Другие источники помещают его флорут на 80- ю или 81- ю  Олимпиаду; действительно, согласно Страбону , Гермодор , эфесец, помогавший римским децемвирам в составлении Двенадцати таблиц , был другом Гераклита. Следовательно, Гераклит родился после 510 г. до н.э. Н.э. и умер около 450 г. до н.э. AD  ; эта датировка обычно не сохраняется, потому что разницы в возрасте было бы достаточно, чтобы разрешить это противоречие. Клеманс Рамну помещает вершину Гераклита между битвой при Марафоне и битвой при Саламине и описывает его преклонный возраст, совпадающий с освобождением Ионии , либо после битвы при Платеях , либо вскоре после нее.

Гераклит происходил из прославленной и священнической семьи, сына Блосона (или Блайсона) или, согласно другим преданиям, Геракона — последнее имя на самом деле могло быть именем его деда. Он отказывается в пользу своего брата от привилегий, предоставленных ему статусом потомка Кодроса , царя Афин , чей сын Андроклос основал Эфес. Среди этих отличий можно было считать почетную функцию царя или председательство в церемониях Деметры . Он борется против демократов своего города, и его сограждане вряд ли оценили его. Когда его друга Хермодора изгоняют из города, он заявляет:

— Фрагмент 121 перевода Конш (ср. DK B121), в Диоген Лаэрсе, IX, 2

Сам он, кажется, подвергался гонениям за атеизм , но это утверждение запоздало, и мы находим его у христианских авторов , Юстина из Наблуса и Афинагора из Афин . Задолго до Сократа он применил бы « Познай самого себя» к букве Γνῶθι σαυτόν , потому что, как он сказал, «ты должен изучить себя и узнать все сам». Кроме того, мы ничего не знаем о его хозяевах; древние не знали, где поместить его в ряду философов . Так что он, кажется, был самоучкой.

Согласно Аристотелю , он умер в возрасте 60 лет, то есть около 480 г. до н. Э. AD . Обстоятельства его смерти противоречивы. Оставшись жить отшельником в горах, питаясь растениями, он заболел бы и умер от водянки , некоторые говорили, что он умер бы позже от другой болезни.

Сочинение

У более поздних авторов (от Аристотеля и Плутарха до Климента Александрийского и Ипполита Римского) встречаются многочисленные (всего около 100) цитаты и перифразы из его труда. Опыты сбора и систематизации этих осколков предпринимались с начала XIX в., значимой вехой на пути изучения наследия Гераклита стали работы Ф. Шлейермахера. Но вершиной этих исследований стал классический труд Германа Дильса (Die Fragmente der Vorsokratiker, первое издание — в 1903 г.). В течение XX в. собрание гераклитовских фрагментов неоднократно дополнялось, делались также попытки реконструировать их оригинальный порядок, воссоздать структуру и содержание исходного текста (Маркович, Муравьёв).

Диоген Лаэртский приводит несколько заглавий сочинения Гераклита: «Музы», «О природе», «Правило негрешимое уставу жить» и ещё ряд вариантов; скорее всего, все они не принадлежат автору. Он же пишет о том, что «поэма» Гераклита «разделяется на три рассуждения: обо всём, о государстве и о божестве». По его словам, Гераклит поместил свою книгу «в святилище Артемиды, позаботившись (как говорят) написать её как можно темнее, чтобы доступ к ней имели лишь способные».Диоген Лаэртский сохранил эпиграмму, характеризующую сочинение Гераклита:

D.L. IX, 16

Тот же Диоген Лаэртский передаёт, что сочинение Гераклита якобы читал Сократ, а по прочтении заявил: «Что я понял — прекрасно; чего не понял, наверное, тоже. Только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком».

завод

Согласно полученным записям, Гераклит написал одну работу под названием От природы. Стоит упомянуть, что в том же названии использовались работы, посвященные философским проблемам Древней Греции..

Как упоминалось выше, нет уверенности в том, была ли книга Гераклита на самом деле задумана им как таковая, или это был сборник, который впоследствии сделали его ученики, сборник, который включал понятия и описания Гераклита по различным предметам..

В любом случае, Диоген Лаэрций был греческим писателем, который приписал книгу От природы Гераклиту. Эта книга разделена на три главы: первая из этих бесед о космологии, вторая посвящена политической сфере, а третья глава относится к богословской теме.

Использование афоризмов

Структура его уникальной работы составлена ​​более чем из ста предложений, без прямой связи друг с другом. Гераклит характеризовался использованием афоризмов как способа выражения своих мыслей.

Афоризмы — это те предложения, которые характеризуются как короткие и короткие, и которые используются для описания понятий, которые считаются истинными в определенной области..

Говорят, что тот факт, что он использовал афоризмы, чтобы сделать свои идеи известными, соответствует характеристикам, которые были известны об этом персонаже, потому что Гераклит характеризовался как несколько загадочный, а также интроспективный и очень серьезный..

Все эти особенности заставили его заслужить прозвище «темный» и согласовать смысл найденных фрагментов..

Самые важные фразы

Как объяснялось ранее, работа Гераклита состоит из фраз и конкретных предложений. Здесь мы упомянем некоторые из самых символических:

-Ничто не сопротивляется, кроме изменений.

-Каждый день солнце — новый элемент.

-Невозможно ступить на одну и ту же реку дважды, потому что это не одна и та же река, и это не один и тот же человек..

-Бог зима и лето, сытость и голод, война и мир, день и ночь.

-Все меняется; следовательно, ничего.

-Для тех, кто входит в ту же реку, воды, которые будут покрывать их, различны.

-Не имея надежды, можно найти неожиданное.

-Законы человека питаются божественным законом.

-Бог видит все хорошо и справедливо; именно мужчины создали справедливых и несправедливых.

-Те, кто ищут золото, много копают и ничего не находят.

-Болезнь делает здоровье более приятным; голод делает его более приятным для сытости; и усталость делает отдых более приятным.

-Происхождение и конец перепутаны в кругу.

-Сухая душа — самая мудрая и, следовательно, лучшая.

 -Мудрые люди обращают внимание не на меня, а на логотипы (слово) и, таким образом, понимают, что каждая вещь на самом деле является

Софийская школа (2-я половина V – 1-я половина IV века)

Так называли группу философов, за плату обучавших наукам и ораторскому искусству. Школа софистов сформировалась в V вв. до н.э. и просуществовала практически до конца римской империи. Софисты подчеркнули практическую значимость философии, привели ее к проблемам человека и общества.

Протагор сформулировал главные положения софистов: а) человек есть мера всех вещей; б) всякая истина относительна и субъективна; в) моральные нормы также относительны, и в случае неэффективности заменяются другими. Горгий отрицал существование «небытия», а Гипий провозгласил всех людей равными от природы.

«Сухая душа — мудрейшая (σοφωτάτη) и наилучшая»

Этот логос, несмотря на свою возвышенность, познаваем не только умом, но и органами чувств, что роднит мысль Гераклита с «материалистической» мыслью милетцев. Во фр. 107 читаем: «Глаза и уши — плохие свидетели для людей, имеющих грубые (βαρϐάρους, досл. варварские) души». То есть мы видим, что познание (логоса) вполне возможно через органы чувств, однако для этого нужно иметь соответствующим образом подготовленную душу. Еще более радикально свой «сенсуализм» Гераклит выразит во фр. 55: «Я предпочитаю то, что можно увидеть, услышать и изучить». Здесь мы можем заметить фундаментальное расхождения теории познания Гераклита с таковой Парменида, о котором мы расскажем в другом месте.

Последний полностью отвергал чувственный опыт, полагая, что он свидетельствует нам не о подлинно сущем, но лишь о кажущемся, поэтому безумию подобно в процессе познания «оком бесцельным глазеть, и слушать ухом шумящим», но исследовать что-либо (а что же еще, как не бытие!) нужно только «разумом». А Гераклит, как издеваясь над Парменидом, идет еще дальше и уточняет: «Глаза-более точные свидетели, чем уши». В этом, конечно, сказалось общее представление о зрении как фундаментальном органе чувств, являющимся основным источником человеческого познания. Собственно, у греков одно из основных слов, обозначающих познавать, знать (εἰδέναι), означало также видеть, и именно в этом значении это слово использовалось изначально. Гатри указывает, что Гераклит в этом высказывании выступает против тех, кто смешивает вместе все чувственные восприятия, не применяя разум (νοῦς) для того, чтобы делать из них правильные умозаключения, поскольку внимательное различение чувственных явлений представляет собой необходимое предварительное условие для познания лежащего в их основе логоса.

Помимо того, что это души греческие (ибо варварское для грека — это негреческое и, следовательно, бескультурное, и в этом отношении грек был тотальным «культурным» шовинистом), это души «сухие», ибо «сухая душа — мудрейшая (σοφωτάτη) и наилучшая». Как душе оставаться сухой и не размокнуть? Не пить чрезмерно вина и не есть мяса, то есть быть вегетарианцем. «Вино и вкушение мяса, — говорит Геркалит, — делают тело сильным и крепким, а душу слабой». Где должна территориально проживать такая душа? Понятное дело, в Греции. Поэтому эллинистический философ Филон Александрийский (I в. до н. э.), бывший иудеем и живший хоть и в эллинизированном, но все же Египте, и писал: «Одна лишь Эллада производит породу человека, которого и впрямь можно считать „небесным растением“».

Гераклит, признаться, в отличие от своих милетских предшественников, совсем не чтил воду и считал ее пагубной для правильного функционирования души, поскольку вода и, шире, влага отяжеляет душу, лишая ее остроты сознательности. Уже гораздо позже, во 2 в. н. э. знаменитый врач Гален скажет: «Не признать ли нам сухость причиной сознания, подобно последователям Гераклита?» Возможно поэтому в качестве материальной чувственной артикуляции всеобщего логоса Гераклит признал стихию огня — того элемента, который и создает сухость, истребляя влагу. В противоположность всемирному потопу, представление о котором содержится в мифологиях самых различных и далеко отстоящих друг от друга мировых культур, Гераклит полагал, что начало и конец мира — это вселенский пожар:

Влага — не обладающая в отличие от огня мерой — противна истинной душе, которая и отвечает за разумную способность, поэтому Гераклит говорит, что «смерть умных душ стать влажными». Здесь, конечно же, сразу хочется вспомнить кончину самого Гераклита, вызванную водянкой и являющуюся очень символичной — такое впечатление, что вода просто отомстила философу за нелюбовь к себе.

Учение Гераклита

Реконструкция учения Гераклита Эфесского требует аналитического расчленения корпуса его фрагментов на тематически определенные группы с последующим синтезом их в целостное воззрение. Эти основные группы – высказывания об огне как первоначале, о логосе, или законе, о противоположностях (диалектика), о душе, о богах («теология»), о нравах и о государстве.

В качестве исходного пункта учения Гераклита о космосе может быть с полным правом принят фрагмент ДК 22 В 30: «Этот космос, один и тот же для всего , не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Это явственно выраженная основная позиция ионийской философии: космос представляет собою видоизменения единого первоначала, закономерно переходящего, изменяясь, в различные формы. Первоначало Гераклита Эфесского – «вечно живой огонь», изменения которого аналогичны товарному обмену: «все обменивается на огонь и огонь на все, как на золото товары и товары на золото» (В 90). Этот социоморфный оборот, хотя и напоминает о мифологических источниках философии, в данном случае практически лишен мифологических соответствий, представляя лишь аналогию природного и социального процессов.

Как и у других ионийцев, изменения первоначала не случайны. Порядок изменений излагает Диоген Лаэрций: «Изменение есть путь вверх и вниз, и по нему возникает мир. Именно, сгущающийся огонь исходит во влагу, уплотняется в воду, а вода крепнет и оборачивается землей – это путь вниз. И с другой стороны, земля рассыпается, из нее рождается вода, а из воды – все остальное (при этом почти все он сводит к морским испарениям) – это путь вверх» (Диог. Л. IX, 8–9). Огонь характеризуется и собственной закономерностью: он «правит» миром и «судит» его. Видный исследователь учения Гераклита Эфесского М. Маркович так воссоздает, соответственно Ипполиту, ход мысли эфесца: «Он (Гераклит. – А. Б.) говорит также, что суд над миром и всем, что в нем есть, совершается через огонь. «Ибо все, говорит он, грядущий огонь будет судить и осудит» (фр. 66). Равным образом он говорит, что огонь разумен и есть причина устроения мирового целого: «всем правит молния» (фр. 64), то есть она направляет, а молнией он называет вечный огонь. Называет же он его «недостатком и избытком» (фр. 65). Недостаток есть, по его учению, образование мира, мировой же пожар – избыток».

В учении Гераклита довольно четко намечена идея мирового кругооборота. Бесконечный во времени процесс делится на периоды (циклы) мировыми пожарами, в результате которых мир погибает в огне, а затем рождается из него заново. Длина периода – 10800 лет (А 13). Если во времени «мерами загорающийся и мерами потухающий» космос бесконечен, то в пространстве он, видимо, ограничен (см. А 5).

Критика Гераклитом милетской философии и учение об огне

Учение об огне Гераклита можно понимать как ответ ранним ионийским (милетским) философам. Философы Милета (город недалеко от Эфеса), , Анаксимандр, Анаксимен полагали, что существует некоторое исходное первовещество или первоэлемент, которое становится любыми другими вещами. Мир, каким мы его знаем, является упорядоченным соединением различных элементов или веществ, производимых первоэлементом, первоматерией. Для милетцев объяснить мир и его феномены означало просто показать, как все происходит, возникает или трансформируется из исходного вещества, как это происходит в случае с водой Фалеса или воздухом Анаксимена.

Гераклит, как кажется, следует этому образцу объяснения мира, когда рассматривает мир как «вечно живой огонь» (B 30 DK) и утверждает, что «Молния управляет всеми вещами», намекая на управляющую силу огня (B 64 DK). Но выбор огня в качестве исходного первовещества крайне странен: первовещество должно быть стабильным и устойчивым, сохраняя свои сущностные качества, тогда как огонь непостоянен и предельно изменчив, являясь символом изменений и процесса. Гераклит отмечает:

Мы можем измерить все вещи по отношению к огню как стандарту; имеется эквивалентность между золотом и всеми вещами, но вещи не тождественны золоту. Точно также огонь обеспечивает стандарт ценности для других элементов, но не тождественен им. Огонь играет существенную роль в учении Гераклита, но он не исключительный и уникальный источник для других вещей, поскольку все вещи или элементы эквивалентны. Огонь важен скорее как символ, чем как первоэлемент. Огонь постоянно изменяется, впрочем как и остальные элементы. Одно вещество трансформируется в другое в некотором цикле изменений. То, что несет в себе постоянство — не какой-либо первоэлемент, но сам всеобщий процесс изменений. Существует некий постоянный закон трансформаций, который можно соотнести с Логосом. Гераклит мог бы сказать, что милетцы корректно считали, что один элемент обращается в другой через серию трансформаций, но они некорректно выводили из этого существование некоторого первоэлемента как единственного источника для всего существующего.

Если А есть источник В, а В источник С, а С обращается в В, а затем в А, тогда В аналогичен источнику А и С, а С является источником для А и В. Не существует никаких особых причин для продвижения одного элемента или вещества в качестве возмещения расхода другого вещества

Важно отметить, что любое вещество может обращаться в любое другое. Единственное постоянное в этом процессе — это закон изменения, посредством которого устанавливается порядок и последовательность изменений

Если это действительно то, что Гераклит держал в уме, разрабатывая свою философскую систему, то он далеко выходит за рамки обычной физической теории своих предшественников, и скорее строит систему с более тонким пониманием метафизики.

Учение Гераклита

В отличие от большинства других ранних философов, Гераклит обычно рассматривается как независимый философ — то есть, по сути, получается, что его смело можно назвать самоучкой. Современники и нынешние ученые по-разному оценивали его — как философа процесса; научного космолога, метафизика или, главным образом, религиозного мыслителя; эмпирика, рационалиста или мистика; обычного мыслителя или революционера; создателя логики или того, кто отрицал закон непротиворечивости; первый настоящий философ или интеллектуальный мракобес.

Несомненно, Эфесский мудрец будет продолжать оставаться спорным и трудным для интерпретации, но ученые добились значительного прогресса в понимании и оценке его работы. Хотя Гераклит, как известно, не имел учеников, его труды были влиятельными с раннего времени. И Платон, и Аристотель считали, что Гераклит нарушает закон непротиворечивости и выдвигает некогерентную теорию знания, основанную на радикальном потоке. Но Аристотель также относился к нему как к связному материальному монисту, который считал огонь высшим принципом.

В целом можно отметить, что учение Гераклита отличалось от остальных философских течений тем. Что там не было прямого изложения мыслей — намеки и загадки. Даже самые маститые ученые древности не всегда и не полностью могли разобрать то, что написал Гераклит.

Например, Сократ упоминал, что разобрал лишь малую часть идей темного «философа», но нашел их прекрасными. Еще со времен Платона Гераклит считался философом переменчивости. Задача интерпретации Эфесского философа всегда заключалась в том, чтобы найти последовательную теорию в его парадоксальных высказываниях.

Биография

Родился будущий философ в греческом городе Эфесе приблизительно в 544 году до н.э (сейчас развалины города находятся на территории Турции). Сведений о его происхождении также почти нет. Одни источники утверждают, что будущий философ ведет свой род от царей-жрецов — василевсов, которые, правда, не обладали реальной властью. Другие показывают, что Гераклит происходил из правящего рода Андрокла.

В детстве он также проводил время с другими мальчишками на улице, играл в различные игры. Одним словом, ничто не могло тогда поспособствовать развитию его «темной» философии.

Его город находится недалеко от Милета, где жили первые мыслители, признанные в более поздней традиции философами; но нет никаких записей о том, что он познакомился с кем-либо из местных мыслителей (Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом) или был обучен ими, или о том, что он когда-либо путешествовал. Действительно, не сохранилось никаких сведений о том, что Гераклит когда-либо обучался у философов того времени. Также у него не было ни учеников, ни последователей.

В более поздние годы он жил обособленно, отказался от наследования власти в пользу брата (если принять во внимание царское происхождения Гераклита). Говорят, что он написал одну книгу (папирусный свиток) и положил ее в храм Артемиды в Эфесе

История достаточно правдоподобна: храмы часто служили хранилищами денег и других ценностей, а в те времена еще не было такого понятия, как библиотека ( в том плане, что отдельных зданий еще не строили под книги). Структура книги Гераклита противоречива. До нас дошли лишь фрагменты из трактата эфесского философа

Говорят, что он написал одну книгу (папирусный свиток) и положил ее в храм Артемиды в Эфесе. История достаточно правдоподобна: храмы часто служили хранилищами денег и других ценностей, а в те времена еще не было такого понятия, как библиотека ( в том плане, что отдельных зданий еще не строили под книги). Структура книги Гераклита противоречива. До нас дошли лишь фрагменты из трактата эфесского философа.

С другой стороны, многочисленные фрагменты (более ста), дошедшие до нас, не так легко соединяются друг с другом, хотя они, вероятно, составляют значительную часть целого. Феофраст, читавший его книгу, говорил, что она казалась только наполовину законченной, что-то вроде мешанины, которую он приписывал меланхолии автора. Диоген Лаэртский сообщает, что работа была разделена (он не говорит, кем) на три раздела, один по космологии, один по политике (и этике), и один по теологии.

Все эти темы рассматриваются в дошедших до нас фрагментах Гераклита, хотя часто трудно понять, какие границы между ними могла провести работа.

Основные вклады

Огонь как изначальный элемент

И философы школы Milesia развитой в его работах о существовании природного элемента, который служит в качестве сущности и происхождения всего, что существует, Гераклит продолжил эту мысль и приписывали это качество огня.

Гераклит решал огнь в качестве центрального элемента, который никогда не гасится, чей природные движения позволят нестатическое существование, и это было в ноге с остальной частью естественной подвижности Вселенной.

Огонь не будет присутствовать только на земле, но также будет частью человеческой души.

Подвижность существующей вселенной

Для Гераклита все явления природы были частью состояния постоянного изменения и движения. Ничто не является инертным, ни остается инертным, ни длится вечно. Именно движение и способность к переменам позволяют достичь всеобщего равновесия..

Гераклиту приписывают некоторые известные метафорические фразы, которые разоблачают эту мысль: «Никто не купается дважды в одной реке». Таким образом, философу удается раскрыть изменяющийся характер не только природы, но и человека..

Точно так же Гераклит однажды излагал «Все течет», давая вселенной определенный произвол в отношении ее действий, но никогда не статичный характер.

Двойственность и оппозиция

Гераклит считал, что изменяющиеся явления природы и человека являются результатом противоречий и противоположностей в реальности. Его мышление развивалось, что было невозможно испытать состояние, если его коллега не был ранее известен или испытан..

Все состоит из своей противоположности и в какой-то момент переходит от одного к другому. Чтобы развить эту точку зрения, Гераклит обработал метафору пути, который поднимается, и пути, который спускается, что в итоге не совпадает с путем.

Жизнь уступает место смерти, здоровье — болезни; человек не может знать, что значит быть здоровым, если он никогда не болел.

Принцип причинности

В течение своей жизни Гераклит развивал в своей мысли поиск причинности; В чем причина каждого явления, физического или природного действия? Философ объяснил, что все, что происходит, имеет причину, и что ничто не может быть причиной само по себе.

Если вы продолжите исследовать ретроспективно, в какой-то момент вы придете к первоначальной причине, которую Гераклит назвал Богом. На этом богословском основании Гераклит также оправдал естественный порядок вещей.

логотипы

В своей работе Гераклит развил свое восприятие Логоса. Слово, отражение, причина. Это были атрибуты, которые Гераклит напечатал в Логосе, когда он попросил услышать не только слово, которое он исповедовал, но и Логос.

Он считал, что Логос присутствует, но может быть сделан непостижимым для людей.

Гераклит пригласил рассуждение как часть той универсальной схемы, которая определила, что, хотя все происходило, оно также следовало определенному космическому порядку, и Логос был частью этого пути.

Логос, таким образом, облегчал отношения между природными элементами, благополучием души, природой божественного и т. Д..

Первые концепции государства

В своей работе Гераклит начал обрисовывать идеальное или функциональное состояние. Тем не менее, к тому времени социальные условия были еще очень нестабильными, что препятствовало процессу классификации в обществе..

В то время в Греции число людей, которые считались гражданами, было минимальным, и дети, женщины и рабы были исключены. Говорят, что Гераклит происходил из аристократической среды, что давало ему определенный социальный уклон при разработке этих концепций..

Тем не менее, он не пошел очень глубоко и вместо этого он выявил особые концепции перед лицом войны и власти одного человека над другим..

Концепция о войне и самопознании

Гераклит думал, философски и политически, война как необходимый шаг, чтобы дать непрерывность естественного космического порядка, явление, с помощью которого другие понятия, поднятый им, как двойственность и оппозиции проявили.

Столкновение противоположных позиций, которые только уступают место новому состоянию или событию, также позволило определить положение каждого человека в этом новом порядке и, следовательно, дать новый взгляд на силу и структуру, которые начинали плести. ниже этого.

Этот тип конфликта позволил человеку узнать себя и узнать, обладает ли он качествами высшего существа или теми, которые обрекают его на низость (как в случае рабов).

Исходя из этого, Гераклит начал развивать первые этические идеалы человека, как поведение, необходимыми для непрерывности личной жизни и в обществе, которые затем будут приняты и развернутой на много более поздние философ, давая этики своего собственным область исследования и отражения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector