Иоанн лествичник: лествица, возводящая на небо

Жизненный путь

На Святой Руси великие аскеты уединялись в лесах и пещерах, брали обет молчания и столпничества. Самомнение или гордость может погубить многолетние труды монаха в одно мгновение ока. Тем не менее, многие смогли справиться с искушениями и получить жизнь вечную. И все это благодаря Господу и Его монашествующим подвижникам, таким как преподобный Иоанн Лествичник, чье творение «Лествица» напутствует всех христиан к истинной духовной жизни.

Преподобный Иоанн Лествичник

О ранней жизни этого подвижника известно немного. Иоанн родился в семье благочестивых христиан Ксенофонта и Марии в период между 525-595 годами. В шестом веке гонения на христиан прекратились, что позволило серьезному не по годам юноше после светского образования податься в Синайский монастырь, для изучения духовных основ христианства. Наставником для шестнадцатилетнего подростка стал авва Мартирий. Уже через четыре года Иоанн принимает монашество на святой горе. Он верно нес послушания при авве Мартирие.

Жизнеописания других святых:

Житие преподобного Иоанна Кассиана РимлянинаЖитие преподобного старца Силуана АфонскогоЖитие святого преподобного Кукши Одесского

После его смерти Иоанн берет обет молчания и удаляется в безлюдное место. В посте и постоянной молитве святой проводит более сорока лет.

Исполнял все указания по уставу, вел духовную жизнь умеренно. На сон уделял совсем немного времени, чтобы его разум не помутился от постоянного бодрствования. Написание различных книг на тему духовной жизни стало для него отрадой во времена уныния. Благодаря своей скромной жизни, к нему приходили люди и братия монастыря. Монахи решили избрать Иоанна игуменом монастыря.

Сбылись пророчества отцов, которые предрекали Иоанну игуменство еще в его ранней молодости. Все последующие четыре года преподобный ревностно нес послушание игумена монастыря.

Написание «Лествицы»

Зная об огромном духовном опыте святого, братия попросила его написать руководство для монашеской жизни. Эта работа получила название «Лествица». Сам же автор объяснил, что название это отображает суть руководства: «Ведь книга эта — лестница, по которой все желающие могут подняться к вратам небесным».

Икона «Лествица Иоанна Лествичника»

Всего в ней насчитывается тридцать ступеней, что ознаменует собой тридцать лет Господня совершеннолетия.

Важно! Примечательно, что книга эта годится и для простых мирян. Преподобный Сергий Радонежский и Иосиф Волоколамский советовали эту книгу, как лучшее пособие по спасению своей души

Окончание земного пути

К концу своей земной жизни Иоанн получил дар чудотворения. Перед смертью он передал игуменство епископу Георгию, а сам удалился в безлюдное место для молитвы.

Ещё интересные статьи о православии:

Существует ли душа у человекаЕсть ли душа у животныхПочему болит душа и хочется плакать

По преданию, Иоанн Лествичник отошел ко Господу 30 марта 606 года в возрасте 80 лет. Частицы мощей святого хранятся в различных греческих монастырях:

монастыре Кехровуниу (остров Тинос);монастыре Богородицы (остров Самос);монастыре Богородицы (Панагии Турлиани, остров Миконос). Интересно! Следующий игумен, понимая свое бессилие в управлении монастырем, просил святого Иоанна, чтобы тот забрал его с собой. Иоанн пообещал, что будет просить об этом Бога. Через десять месяцев ставленник Иоанна мирно отошел ко Господу.

Церковь чтит память преподобного Иоанна Лествичника 12 апреля, а также в четвертое воскресенье Великого поста.

Лествица и другие сочинения

Подвижником и практиком, а не писателем был смиренный Иоанн. Хотя имел он хорошее образование, но написал совсем немного. «Лествица райская» — таково полное название главного труда аввы Иоанна. Название «Лествица», или лестница, означает этапы, как бы ступени духовного роста, ведущие к святости и Богообщению.

Лествица. Фрагмент иконы

По числу лет возраста Христа (до выхода на проповедь Евангелия), «райская лестница» содержит 30 ступеней духовного восхождения, каждой из который посвящается отдельная беседа. Первой ступенью авва Иоанн считает отречение от мира и мирских пристрастий. Затем путем послушания и покаяния, борьбы со страстями, подвижник восходит к святости.

Преподобный автор книги говорит о духовных проблемах просто, безыскусно. Но слово его предельно правдиво и строго. Авва Иоанн указывает на источник той или иной страсти, со своего опыта предлагает способы борьбы с ней. А вот может ли читатель решиться на работу с собой – уже дело его воли. Именно из-за строгости «Лествицы» многим кажется, что «жестоко слово сие» (Ин. 6:60) и предназначено лишь для монахов. Хотя подходит «Лествица» и всем мирянам, ревнующим о своем спасении.

Сразу по появлении «Лествицы» на нее стали делаться толкования для монашествующих и желающих подвизаться в духовном делании мирян. Считается, что первым толкователем был Иоанн, игумен Раифский, по просьбе которого книга и написана. Лучшим руководством для иноков считал «Лествицу» прп. Феодор Студит.

На славянский язык книга переведена, как считается, уже в X в., а новый перевод сделан в Болгарии в XIV в. Предполагается, что на Русь переводы «Лествицы» попали после Крещения. Книга была любимым чтением монахов и мирян. С XVI в. «Лествица» не раз издавалась в России и печатно, в том числе в переводе на современный русский язык.

Иные творения

Творения аввы немногочисленны. Среди них известны:

  • слово «К пастырю», написанное также по просьбе Иоанна Раифского. В слове представлен образ пастыря – настоятеля обители, говорится о его качествах и обязанности в отношении братии
  • письмо тому же Иоанну Раифскому в ответ на просьбу о написании «Лествицы»

Душеполезное поучение в неделю Иоанна Лествичника

Каждая неделя Великого поста последовательно, словно по ступеням возводит нас от Прощеного воскресенья, когда вспоминали Адамово преступление и изгнание из Рая, к Светлой Христовой Пасхе, вновь открывшей нам вход в потерянное прежде Небесное Царство. Четвертая неделя великого поста посвящается памяти преподобного Иоанна Лествичника, составителя книги «Лествица». В ней показан истинный и премудрый путь для желающих достигнуть внутреннего беспристрастия и совершенства. На протяжении многих веков «Лествица» была одним из самых читаемых святоотеческих творений

Со вниманием и сегодня читают ее все, кто интересуется высшей и непреложной наукой: как спасти свою бесценную и бессмертную душу, как «совлечься ветхого человека со страстьми и похотьми» и стать «новым Адамом», непорочным и добродетельным, чтобы вслед за воскресшим Христом войти в вечную небесную пасхальную радость, уготованную достойно и праведно пожившим на земле

Когда мы внутренне расслабляемся, теряем бдительность и самоконтроль, то мало-помалу сходим с пути добродетелей и идем в противоположную сторону. Тяжело и обременительно подниматься в гору, спускаться же всегда и быстро, и легко. Однако впоследствии желающему возвратиться к прежнему и лучшему состоянию потребуется уже сугубый труд.

Пока мы живем в этом теле, никто из нас не может быть точно уверен, что действительно достиг каких-либо высот и праведности в жизни, потому что много было случаев, когда и самые строгие аскеты-подвижники внезапно подвергались сокрушительному падению. Кто-то находил в себе силы восставать и подниматься снова, но были и такие, которые разбивались насмерть, т.е. повреждались умом и уклонялись в ереси или погрязали в скверных плотских пороках. Поэтому святые отцы всегда напоминают о внимании и частом книжном поучении, чтобы распознавать козни мысленного супостата и идти без преткновения к спасительному самосовершенствованию. Воистину, «Лествица» может быть самым опытным и мудрым проводником, направляющим и оберегающим нас на этом многотрудном и долговременном пути. Краткое содержание ее, раскрывающее суть и смысл духовного восхождения, описано также и в «Цветнике» священноинока Дорофея, который по праву можно называть «жемчужиной» святоотеческой литературы в древней Руси.  

О любезном для всех и лукавом владыке чреве

Начальник бесов есть падший денница; а глава страстей есть объедение. Имея намерение говорить о чреве, если когда-нибудь, то теперь наиболее, предположил я любомудрствовать против себя самого; ибо чудно было бы, если бы кто-нибудь, прежде сошествия своего в гроб, освободился от сей страсти. Чревоугодие есть притворство чрева; потому что оно, и будучи насыщено, вопиет: «Мало!», будучи наполнено и расседаясь от излишества, взывает: «Алчу!»

Чревоугодие есть изобретатель приправ, источник сластей. Упразднил ли ты одну жилу его, оно произнекает другою. Заградил ли ты и сию — иною прорывается, и одолевает тебя.

Чревоугодие есть прельщение очей; вмещаем в меру, а оно подстрекает нас поглотить все разом.

Знай, что часто бес приседет желудку и не дает человеку насытиться, хотя бы он пожрал все снеди Египта, и выпил всю воду в Ниле.

Что приходится на середину молитвенного восхождения?

Ступень священного безмолвия (исихия, Леств. 27) преподобный понимает не только как тихие внешние условия жизни на далеком отшельничестве, но и как непрерывную службу Богу, собирание ума и частое призывание Господа Иисуса в молитве.

Молитвенно восхождение к Богу происходит так: «Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; средина же ее – в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим и помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу» (Леств. 28:19). Вот и прикровенное учение о ступенях Иисусовой молитвы!

Начало молитвы требует элементарной внимательности, хотя это и нелегко дается, но доступно всем нам: кающимся и борющимся со страстями.

А вот середина молитвы относится уже к безмолвнической жизни: подвижник сперва произносит Иисусову «однословную молитву» (см. Леств. 28:10, 27:61), а потом помышляет ее. Здесь прикровенно указаны две стадии в делании Иисусовой молитвы: 1. устная молитва (она произносится), 2. умная молитва (она помышляется).

Преподобный Иоанн Лествичник

Следующую стадию молитвы преподобный Иоанн обозначает как «восхищение ко Господу» (греч.: арпаги прос Кирион, PG 88:1132D). Эту стадию молитвы надо понимать, по крайней мере, – как 3. умно-сердечную молитву.

По-крайней мере… точно указать, какую стадию подразумевает преподобный Иоанн, нельзя, возможно он имеет в виду и более высокую стадию, вплоть до чистой молитвы. Про умно-сердечную молитву преподобный Иоанн прекрасно знал, достаточно вспомнить его яркий образ ума-епископа, который приносит Христу словесные жертвы в сердце (Леств. 28:51). Если ум в сердце молится Иисусу Христу, то это и есть умно-сердечная молитва.

О более высокой стадии в делании Иисусовой молитвы преподобный тоже свидетельствует. Причем он открывает свое сокровенное желание, говоря о себе: совлекаясь помышлений, хочу по милости Божией «непрестанно в молитве безмолвно прилепляться к Тебе» (Леств. 28:25). Из этого текста ясно, что речь идет о 4. непрестанной молитве.

Между тем, в русском тексте «Лествицы» дается не буквальный перевод, а аскетическая интерпретация. Исходный греческий текст гласит: хочу «неразвлеченно всегда в молитве прилепляться к Тебе» (греч.: апериспастос диа пантос ен просевхи просколласфе Си, PG 88:1133C).

Как видим, в оригинале нет знаменитых исихастских терминов «безмолвие» и «непрестанная молитва». Но, без сомнений, преподобный Иоанн говорит о непрестанной молитве, только чуть иначе .

Итак, Иоанн Лествичник уже в VII в. обозначил ступени молитвы Иисусовой, которые впоследствии будут определены так: устная молитва, умная молитва, умно-сердечная молитва, непрестанная молитва. Полагаю, что в «Лествице» мы находим самое раннее свидетельство о последовательных ступенях Иисусовой молитвы.

Лествица Иоанна Лествичника (икона из собрания монастыря Святой Екатерины, XIII век)

ОТВЕТ Иоанн Иоанну желает радоваться

Получил я воистину достойное высокого и бесстрастного жития твоего и чистого и смиренного твоего сердца посланное тобою к нам, нищим и убогим в добродетелях, честное твое писание или, лучше сказать, заповедь и повеление, превосходящее нашу крепость. Так, это поистине тебе и твоей священной душе свойственно просить поучительного слова и наставления у нас, необученных и невежественных делом и словом, ибо она привыкла всегда показывать нам в себе образец смиренномудрия. Впрочем, скажу и я теперь, что если бы мы не боялись впасть в великую беду отвержением от себя святого ига послушания, матери всех добродетелей, то и не дерзнули бы безрассудно на предприятие, превосходящее нашу силу.

Тебе, дивный отче, следовало бы, спрашивая о таких предметах, научаться от мужей, хорошо познавших это, ибо мы находимся еще в разряде учащихся. Но как богоносные отцы наши и тайноучители истинного познания определяют, что послушание есть несомненная покорность повелевающим и в тех делах, которые превышают нашу силу, то мы, благочестно презревши нашу немощь, смиренно покусились на труд, превосходящий нашу меру, хотя и не думаем принести тебе какую-нибудь пользу или объяснить нечто такое, что и ты, священная глава, знаешь не меньше нас. Ибо не только я уверен, но и всякий, думаю, из здравомыслящих знает, что око ума твоего чисто от всякого земного и мрачного возмущения мрачных страстей и невозбранно взирает на Божественный свет и озаряется им. Но, боясь смерти, рождающейся от преслушания, и как бы движимый сею боязнью на послушание, приступил я к исполнению всечестного повеления твоего со страхом и любовью, как искренний послушник и непотребный раб превосходнейшего живописца, и при скудном моем знании и недостаточном выражении, одним только чернилом однообразно начертав живые слова, предоставляю тебе, начальник учителей и чиноначальник, все это украсить, уяснить и, как исполнителю скрижалей и закона духовного, недостаточное восполнить. И не к тебе посылаю сей труд, нет, это было бы знаком крайнего неразумия, ибо ты силен о Господе не только иных, но и нас самих утверждать в Божественных нравах и учениях, но к богозванной дружине братии, которые вместе с нами учатся у тебя, о избранный учитель! К ним-то через тебя начинаю сие слово; их и твоими молитвами, как бы некиими водами надежды будучи подъемлем, при всей тяжести невежества простираю ветрило трости и со всяким молением передаю кормило слова нашего в руки доброму нашему сокормчему. Притом прошу всех читающих: если кто здесь усмотрит нечто полезное, то плод всего такого, как благоразумный, да приписывает великому наставнику нашему, а нам да просит воздаяния у Бога за сей слабый труд, не на бедность сочинения (поистине всякой неопытности исполненного) взирая, но принимая намерение приносящего, как вдовичье приношение (У Паисия Величковского: «вдовическое предложение»), ибо Бог воздает награду не множеству даров и трудов, но множеству усердия.

Жизнь и труды преподобного Иоанна Лествичника

Преподобный Иоанн Лествичник родился в Константинополе. Точная дата его рождения неизвестна, но предположительно это было в 570 годах. В юности Иоанн получил хорошее образование. В 16 лет он пришел в Египет на Синайскую гору и избрал себе наставника — старца Мартирия. Спустя время был пострижен в иноки. Один из присутствовавших при постриге, старец Стратигий, предсказал, что Иоанн станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19 лет инок Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти Мартирия Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место Фола, где провел 40 лет в полном безмолвии, посте, молитве и покаянных слезах.

У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды Иоанн велел  Моисею принести в сад земли для грядок. Выполняя это послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Иоанн находился в это время в своей келье и отдыхал после продолжительной молитвы. Внезапно ему явился некий благообразный муж и, разбудив подвижника, сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?» Иоанн тут же проснулся и принялся молиться за Моисея. Когда тот вернулся, Иоанн спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил, что его едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым он  уснул. Но во сне ему представилось, будто Иоанн зовет его, и он вскочил и бросился бежать, а в это время на место, где он спал, упал камень.

Иоанн обладал высоким проницательным умом, был умудренным глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их ко спасению. Но в его окружении появились завистники, упрекающие его в многословии, которое они объясняли тщеславием. Иоанн принял на себя подвиг безмолвия, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования. Скрывая свои подвиги от людей, Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его благочестивом житии распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, которые жаждали услышать слово назидания и спасения.

После сорокалетнего подвижничества в уединении Иоанн был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет он управлял монастырем Синая. Господь наделил Иоанна к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений. Иоанн преставился в 649 году в возрасте 80 лет. Местонахождение мощей Иоанна неизвестно. Житие Иоанна было составлено спустя несколько лет после его смерти иноком Раифского монастыря Даниилом, его другом и современником. Отрывочные сведения о жизни Иоанна оставил его анонимный ученик, его рассказ дополняет повествование Даниила, в котором Иоанн называется «новым Моисеем».  

Иконография

Иоанна Лествичника изображали двумя способами:

  • портретной иконой;
  • на иллюстрациях по сюжету «Лествицы».

На портретах видны индивидуальные черты лица старца:

  • аскетическая угловатость;
  • морщины на лбу;
  • длинная широкая борода;
  • залысины.

Одеяние святого отца:

  • хитон;
  • мантия;
  • схима с куколем;
  • аналав.

Его изображают с книгой, свитком или крестом в руках.

Иконы Иоанна Лествичника писали с 10 века. Портреты старца встречаются на фресках и страницах рукописей. На стенах греческих монастырей сохранились мозаики, на которых святой отец соседствует с преподобным Макарием Египетским. Образ Иоанна Лествичника включен в соборные иконы «Святых отцов Синая», «Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий Севастийский». Изображения благочестивого монаха находятся в церквях Сербии, на Афоне, в Македонии.

В рукописях «Лествицы» автора изображали у подножия или наверху лестницы. Перед текстом помещали иллюстрацию со старцем, пишущим за столом книгу. Иногда его изображали проповедующим перед толпой братьев-монахов. В Синайском монастыре хранилась рукопись с иллюстрацией, изображающей Иоанна Лествичника и Иисуса Христа. На миниатюре преподобный вручает свою книгу Спасителю. Икона святого на вершине лестницы написана в Византии в 12 веке. На иконографическом изображении рядом с преподобным находится Христос в облачном сегменте и дарует ему благословение.

Слово 20. О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного, и как должно оное проходить.

1. Земным царям предстоят иные просто и без оружия, другие с жезлами, иные со щитами; некоторые же с мечами. Великое и несравненное превосходство первых пред последними, потому что первыми бывают обыкновенно сродники и домашние царевы. Так бывает у земных царей.

2. Приидите теперь, увидим, как и мы исправляем предстояние наше перед Богом и Царем в вечерних, дневных и ночных молитвах. Ибо некоторые воздевают руки на молитву в вечерних и всенощных бдениях, как невещественные и чуждые всякого попечения; другие же предстоят тогда Богу с псалмопением; иные трудятся в чтении священных Писаний; иные, по немощи, но мужественно борются со сном посредством рукоделия; иные, упражняясь в размышлении о смерти, хотят чрез это приобрести умиление. Из всех сил подвижников первые и последние упражняются в Боголюбезном бдении; вторые в исправлениях, общих всем монахам; прочие шествуют низшим путем. Однако Бог приемлет дары, и ценит их, смотря по расположению и силе каждого.

3. Бодрственное око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу.

4. Бодрый инок – враг блуда, сонливый же друг ему.

5. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений, исполнение очей слезами, умягчение сердца, хранение помыслов, лучшее горнило для сварения принятой пищи, укрощение злых духов, обуздание языка, прогнание мечтаний.

6. Бдительный инок есть ловец помыслов, могущий удобно их усматривать и уловлять в тишине ночи.

7. Боголюбивый монах, когда гласит молитвенная труба, говорит: «Слава Богу, слава Богу!», а ленивый говорит: «Увы, увы!»

8. Приготовление трапезы обнаруживает чревоугодников; а молитвенный подвиг показывает боголюбивых; первые, увидевши трапезу, радуются, а последние сетуют.

9. Излишество сна – причина забвения; бдение же очищает память.

10. Богатство земледельцев собирается на гумне и точиле; а богатство и разум монахов в вечерних и ночных предстояниях Богу и в деланиях ума.

11. Многий сон есть неправедный сожитель, похищающий у ленивых половину жизни, или еще больше.

12. Неискусный монах в беседах бывает бодр; а когда настал час молитвы, тогда и глаза его отяготились сном.

13. Нерадивый монах искусен в многословии; а когда пришло время чтения, от дремоты смотреть не может. Когда возгласит последняя труба, будет воскресение мертвых; а когда начнется празднословие, возбуждаются сонливые.

14. Мучительный дух сонливости есть коварный друг: часто, когда мы пресыщены, он удаляется, а во время поста, во время алчбы и жажды, сильно на нас нападает.

15. Во время молитвы он подущает взяться за рукоделье; ибо иначе не может погубить молитву бдящих.

16. Особенно же он воздвигает брань против новоначальных, чтобы они разленились при самом начале подвига, или чтобы приготовить вход бесу блуда.

17. Доколе не освободимся от сего духа, дотоле мы не должны отрицаться от пения псалмов в соборе братий; ибо мы часто и от стыда не дремлем. Пес враждует против зайца; а бес тщеславия есть враг сонливости.

18. Купец считает свой прибыток по прошествии дня; а духовный подвижник по совершении псалмопения.

19. Внимай себе трезвенно после молитвы, и увидишь, что толпы бесов, побежденных нами, стараются после молитвы осквернить нас нечистыми мечтаниями. Итак сядь и наблюдай, и ты увидишь обыкших похищать начатки душевного делания

20. От частого псалмопения, во время бодрственного состояния, бывает то, что и во сне приходят на ум слова псалмов; иногда же случается, что и бесы представляют их нашему воображению, чтобы привести нас в гордость. О третьем же состоянии душевном я хотел умолчать, но некто убедил меня говорить. Душа, которая днем непрестанно поучается слову Божию, обыкновенно и во сне упражняется в том же; ибо сие второе бывает истинным воздаянием за первое делание, для отгнания духов и лукавых мечтаний.

Двадцатая степень. Восшедший на нее принял в сердце своем свет.

Рекомендую почитать еще:

Богопознание. Какие есть виды его. Часть 1. Пестов Н. Е.

«Лествица” Иоанна Лествичника. 23 ступень. О безумной гордости.

Как найти счастье и радость в Боге. Основы христианской веры. Пестов Н. Е. Видео

«Лествица” Иоанна Лествичника. 8 ступень. О безгневии и кротости.

Эзотерика. Трезвый анализ эзотерических школ от экс-тренера.

Скорая помощь себе — мудрые изречения и установки

Бог сказал мне: «Нет»

Притча про таланты и наши способности

Как создавались учебники православной культуры для детей?

Спустя многие годы эти впечатления нашли отражения в учебных книгах для детей: для малышей «Добрый мир. Православная культура для малышей», для семейного чтения «Отчий дом», для школьников «Наследие веков живое», «Просветители» и во всех учебниках «Православная культура» для 1-11 классов, работа над которыми началась по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В них я постаралась сохранить тот культурологический подход в изложении религиозной культуры, который когда-то помог мне принять ее как важнейшую часть своей жизни.

Комплект «Добрый мир», учебник «Духовное краеведение Подмосковья», книги «Отчий дом», «Наследие веков живое», «Просветители» были созданы по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, который на протяжении многих лет оказывал духовную поддержку, являясь примером самоотверженного служения на благо Церкви и Отечества.

Большая поддержка в работе была оказана Министерством образования Московской области и лично Лидией Николаевной Антоновой. Комплект «Добрый мир» был создан во взаимодействии с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, во главе с митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием, предоставившем детские рисунки участников конкурса «Красота Божьего мира».

Школа не может заменить собой духовную жизнь в храме. Перевести детей через этот порог могут только родители или священник. Свобода выбора сохраняется. Но дать знания о богатейшем пласте духовной культуры – это обязанность школы. Каждый ребенок должен иметь право получить эти знания в государственной системе образования.

Гимнография

В 9-11 веках память святого отца отмечали 30 марта без праздничной службы. Со второй половины 11 века святому читали канон, стихиры и седален. В Византии был написан канон преподобному с акростихом по сюжету «Лествицы».

По раннему Иерусалимскому уставу, в памятные дни преподобного также обходились без праздничных гимнов. В 16 веке полагалось читать отпустительный тропарь и кондак. В старинных русских типиконах предписывалось читать отпустительные гимны в день памяти и последование на Великий пост. Сербский Романов Типик приводит праздничное последование.

В современных службах преподобному читают отпустительный тропарь, кондак 1 и 4 гласа, ирмосы, каноны. Канон «Добре отвратившесь дольнего мира» состоит из 30 кондаков, включает ирмосы и богородичены, значение которых перекликается с главами «Лествицы». Неседальную песнь или акафист, а также молитву, преподобному не составили.

Лествица

Аудио

Предисловие книги сей, именуемой Скрижали духовные Краткое описание жития аввы Иоанна, игумена святой горы Синайской О том же авве Иоанне, игумене Синайской горы, то есть Лествичнике Послание святого Иоанна, игумена Раифского, к досточудному Иоанну, игумену Синайской горы Ответ Слово 1. Об отречении от жития мирского Слово 2. О беспристрастии, то есть, отложении попечений и печали о мире Слово 3. О странничестве, то есть, уклонении от мира Слово 4. О блаженном и приснопамятном послушании Слово 5. О попечительном и действительном покаянии и также о житии святых осужденников, и о темнице Слово 6. О памяти смерти Слово 7. О радостотворном плаче Слово 8. О безгневии и кротости Слово 9. О памятозлобии Слово 10. О злословии и клевете Слово 11. О многоглаголании и молчании Слово 12. О лжи Слово 13. Об унынии и лености Слово 14. О любезном для всех и лукавом владыке, чреве Слово 15. О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами Слово 16. О сребролюбии Слово 17. О нестяжании Слово 18. О нечувствии Слово 19. О сне, о молитве и псалмопении в соборе братий Слово 20. О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного, и как должно оное проходить Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании Слово 22. О многообразном тщеславии Слово 23. О безумной гордости Слово 24. О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей Слово 27. О священном безмолвии души и тела Слово 28. О матери добродетелей, священной и блаженной молитве, и о предстоянии в ней умом и телом Слово 29. О земном небе, или о богоподражательном бесстрастии и совершенстве, и воскресении души прежде общего воскресения Слово 30. О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви Слово 31. Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец

Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству.

Группа Ступени
Борьба с мирской суетой (ступени 1–4) 1. Отречение мирского жития 2. Беспристрастность (отложение попечений и печали о мире) 3. Странничество (уклонение от мира) 4. Послушание
Скорби на пути к истинному блаженству (ступени 5–7) 5. Покаяние 6. Память о смерти 7. Плач о своей греховности
Борьба с пороками (ступени 8–17) 8. Кротость и безгневие 9. Удаление памятозлобия 10. Несквернословие 11. Молчание 12. Правдивость 13. Отсутствие уныния и лености 14. Борьба с чревоугодием 15. Целомудрие 16. Борьба со сребролюбием 17. Нестяжание
Преодоление преград в аскетической жизни (ступени 18–26) 18. Искоренение нечувствия 19. Малый сон, усердие к братской молитве 20. Телесное бдение 21. Отсутствие боязливости и укрепление в вере 22. Искоренение тщеславия 23. Отсутствие гордыни 24. Кротость, простота и незлобие 25. Смиренномудрие 26. Низложение страстей и укрепление добродетелей
Душевный мир (ступени 27–29) 27. Безмолвие души и тела 28. Молитва 29. Бесстрастие
Вершина пути – союз трёх главных добродетелей (ступень 30) 30. Вера, надежда и любовь
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector