Макарий великий

Литературное наследие

Полный корпус приписываемых сочинений

Богословское наследие Макария Великого составляют пятьдесят слов (бесед), семь наставлений и два послания. Сочинения преподобного Макария включены в 34-й том Patrologia Graeca.

«Послание к чадам своим», оно же «Послание к чадам Божиим»

Этот небольшой аскетический трактат, состоящий из 17 глав, некоторыми западными учеными признаётся единственным подлинным произведением Макария. Перевод на латинский язык был осуществлен уже в начале V в., в дальнейшем оно пользовалось большим авторитетом у подвижников латинского Запада. Греческий текст был открыт и опубликован только во второй половине XX века.

Сочинения Макария в русских переводах XIX—XX веков

По словам Алексея Сидорова, «публикуемые в старых изданиях (и русском переводе в приложении к „Духовным беседам“) семь „Слов“ преподобного Макария — это переработанные в позднее время парафразы и извлечения из его творений, которые не могут в этом своём виде признаваться подлинными. „Послание“, входящее в старые издания, — испорченная и сокращённая редакция подлинного „Великого Послания“».

Тематика сочинений Макария

Основной темой сочинений Макария является духовная жизнь христианина в форме аскетического уединения. В ряде своих сочинений Макарий аллегорически толкует Библию (например, Беседа о видении Иезекииля). Затрагивал он и вопрос о свободе воли.

День памяти

После обретения святых мощей игумен Калязинского монастыря отправил сообщение Дмитровскому князю Юрию Ивановичу о чудодейственных исцелениях, происходящих возле гроба святого. Тот, в свою очередь, оповестил о случившемся митрополита Даниила.

Для освидетельствования чудес в монастырь был послан московский архимандрит Иона. Вернувшись в Москву, архимандрит подтвердил нетленность останков преподобного. После этого был созван Собор из священнослужителей, который рассмотрел жизнь чудотворца, а также происходящие при жизни святого и после смерти чудотворения.

На Соборе было принято решение о причислении Макария Калязинского к лику местночтимых святых, и установлено два дня празднования:

  • 17 марта – день кончины;
  • 26 мая – обретение мощей.

Повсеместное прославление чудотворца началось с 1547 года.

Житие Макария Калязинского

Точная дата рождения Макария Калязинского не известна. Предполагается, что это был 1400-1402 год. Местом рождения святого было село Грибково (современное Кожино), расположенное недалеко от города Кашино. Преподобный принадлежал к боярскому роду и при рождении был назван Матвеем. Отца его, прославившегося воинскими подвигами, звали Василием, а мать Ириной. Помимо Матвея, семья воспитывала еще двух сыновей и одну дочь.

Как истинные христиане Василий и Ирина прививали детям любовь к Богу. Матвей с детства приобщился к чтению духовной литературы. Юноша рано пришел к мысли об оставлении мирской жизни и принятии монашества. Но родителям не нравилось такое стремление сына. Они убеждали его в том, что служить Господу можно и в миру.

Не желая огорчать родителей, Матвей согласился заключить брак с дочерью дворян Яхонтовых – Еленой. Однако после свадьбы он договорился с женой, что после смерти одного из супругов второй примет постриг. Брак Матвея продлился недолго, через 3 года Елена умерла, пережив на 2 года родителей юноши, скончавшихся через год после их свадьбы.

После смерти супруги ничто не мешало Матвею выполнить давнее желание – уйти в монастырь. Юноша выбрал расположенную недалеко от Кашина Николаевскую Клобукову обитель. Здесь он принял постриг под именем Макарий.

Молодым монахом добросовестно исполнялись все возложенные на него монастырские послушания. Кроткий инок повиновался не только игумену, но и любому члену братии. Все свободное время Макарий посвящал молитвам и чтению Священного Писания, Жития Святых и других божественных книг.

Но душой молодой монах стремился к уединению. Поэтому через время он покинул монастырь, поселившись в лесу недалеко от Волги. Макарий соорудил себе деревянную келью, где денно и нощно молился Господу.

Весть об отшельнике разнеслась по окрестностям. К Макарию стали идти иноки, желающие разделить с ним пустынножительство. Святой обучал пришедших правилам монашеской жизни, наставляя согласно Божьим заповедям. Постепенно количество келий увеличивалось, возникла необходимость строительства храма для проведения общих молебнов.

Монахи во главе с Макарием, получив благословение Тверского архипастыря, возвели небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы. Игуменом монастыря, по общему согласию братии, избрали отца Макария.

Монастырь находился на земле, принадлежащей местному боярину Ивану Коляге. Боярину не нравилось разрастание монашеской общины на его землях. Он посчитал, что убийство преподобного решит его проблемы. Но Господь наказал боярина за нечистые помыслы, наслав смерть на семью Коляги, а на него самого болезнь.

Раскаяние охватило боярина, и он пришел к преподобному с покаянием. Выслушав Колягу, Макарий простил его. Благодаря этим событиям Коляга решил стать монахом, передав свои земли обители. После этого монастырю дали название Калязинский.

История жизни святого Макария

Родился святой Макарий в Египте. Отец будущего праведника был священником, мать — глубоко верующей женщиной. Отец Макария носил имя Авраам, мать звалась Сарой. Супруги долго не могли зачать ребенка и смирились с этим. Они решили прожить жизнь вместе, украшая свои дни постами и молитвами. За терпение и целомудрие Господь даровал супругам сына. Мальчика с детства учили быть верным Господу и исполнять Его заповеди.


Святой преподобный Макарий Великий, Египетский

Будучи совсем юным, Макарий женился на девушке из соседнего селения. Сам юноша не желал вступать в брак, но такова была воля отца, которой он не посмел перечить. После свадьбы Макарий не прикоснулся к невесте. Вскоре он был вынужден покинуть поселение на несколько дней, а когда вернулся, застал жену при смерти. Девушка отошла в иной мир непорочной.

Заключать новый брак с другой девушкой юноша не захотел. Вместо этого он погрузился в изучение Священного Писания, и понял, что это его истинное призвание.

Юноша хотел посвятить жизнь служению Богу, но не мог оставить отца и мать, помня заповедь о почитании родителей. Пожилой Авраам сильно болел и вскоре лишился зрения. Сын старательно и трепетно присматривал за больным отцом. Авраам вскоре умер, а спустя полгода умерла и Сара. После похорон Макарий понял, что его больше ничего не связывает с жизнью мирян. Молодой человек ушел в пустыню и стал послушником старца-отшельника.

Важно знать! Отшельничество в христианстве — добровольное отречение от всех мирских благ, при котором аскетичный образ жизни сочетается с проживанием в пустынном месте. В христианской традиции отшельники проводят свою жизнь в непрестанной молитве и покаянии

Старец тепло встретил нового ученика, учил его жизни в посту и молитве. Отшельник видел истинное предназначение юноши. Старец говорил Макарию, что Бог послал его к людям, чтобы он спас многих из них примером своей жизни. Местный священник сделал Макария младшим клириком соседнего храма, но он решил вести образ жизни отшельника. Молодой мужчина удалился в пустыню, чтобы полностью посвятить себя служению Всевышнему.

Бесы препятствовали праведной жизни Макария. Они смогли заставить жительницу ближайшего поселка оклеветать праведника. Так как Макарий был еще молод и красив, его обвинили в том, что он соблазнил девушку из соседней деревни. Молодой человек неоднократно подвергался побоям и унижениям, но сносил все безропотно. Он плел корзины, продавал их, и все деньги отдавал родителям беременной девушки.

Правда открылась случайно, когда девушка более суток мучилась в родах. Боясь, что тяжелые роды — это наказание за ложь, несчастная призналась в том, что оклеветала подвижника. Также она назвала имя настоящего отца ребенка. Родители девушки хотели повиниться перед праведником, но в ту ночь он покинул их края и ушел в Фаранскую пустыню.


Житие преподобного Макария в пустыне

Сначала Макарий жил в Фаранской пустыне, потом он встретил Антония Великого. Святой Антоний по достоинству оценил добродетели праведника и сделал его своим учеником и духовным наследником. Затем он отправил подвижника в Скитскую пустыню, Макарий прожил там много лет. Там подвижник обрел великое дарование от Бога — талант предсказания и исцеления.

Интересно знать! Антоний Великий — величайший подвижник, родоначальник отшельничества и отец монашества.

Слава о чудных делах Макария разошлась очень быстро, люди стали идти к нему за советом. Людей было так много, что они часто мешали одиночеству и молитвам Макария. Под своей кельей авва сделал глубокую пещеру и уходил туда для чтения Священного Писания, чтобы ничто мирское не отвлекало его от общения с Богом.

Преподобный Макарий дожил до 97 лет. Перед окончанием земного пути Святому явились преподобные Антоний и Пахомий. Они сообщили старцу весть о том, что вскоре он предстанет перед Всевышним. Старец дал последние распоряжения своим последователям и почил у них на руках, восхваляя Господа в последние земные минуты.

Беседы Макария Великого

Для тех, кто ищет спасения души, Макарий Великий оставил свои сочинения — Беседы, Наставления и Послания. Духовные беседы разделены по темам:

  • о сохранении чистоты сердца;
  • о молитве;
  • о там, как стать терпеливым;
  • как достичь духовного совершенства;
  • про любовь и свободу.

О самом Макарии Великом писал его собрат Руфин, в сочинении о жизни монахов. Там ему отведена отдельная глава. Она состоит из нескольких эпизодов. Из повествования понятно, что уже тогда старец пользовался почетом и среди населения, и среди отшельников. Египетские монастырские общины были весьма многочисленны, они играли очень важную роль в становлении вселенской Церкви.

Тропарь, кондак, молитвы

Тропарь преподобному Макарию Великому, Египетскому, глас 1

Пусты́нный жи́тель и во пло́ти А́нгел,/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се о́тче наш Мака́рие,/ посто́м, бде́нием, моли́твою, Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою приходя́щих ти́./ Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.

Кондак преподобному Макарию Великому, Египетскому, глас 1

Блаже́нную жизнь сконча́в в житии́ с му́ченическими ли́ки,/ в земли́ кро́тких досто́йно водворя́ешися, Богоно́сне Мака́рие,/ и пусты́ню, я́коже град насели́в, благода́ть прия́л еси́ от Бо́га чуде́с,// те́мже тя почита́ем.

Молитва первая преподобному Макарию Великому

О преподобие отче Макарие! Молим тя мы, недостойные, испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего нам здравие душевное и телесное, тихое и богоугодное житие и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Угаси молитвами твоими разжженые на рабов Божиих (имена) стрелы диавольскии, да не прикоснется нам злоба греховная, да благочестно скончавше временное житие, сподобимся наследовати Царствие Небесное и купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва вторая преподобному Макарию Великому

Преподобне отче Макарие! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья преподобному Макарию Великому

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Макарие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный Макарий Великий, Египетский – житие

Преподобный Макарий Великий, Египетский был ближайшим учеником преподобного Антония, и оба они именуются Великими по величию дарований и силы Божией, явленной в них. Принятый с любовью Антонием, Макарий прожил вместе с ним долгое время, получая наставления для совершенной и добродетельной жизни и стараясь во всем подражать своему духовному отцу. Потом по совету Антония Макарий удалился для уединенной жизни в пустыню Скит, где так преуспел в монашеских подвигах воздержания и молитвы, что братия его прозвала: «Юноша-старец», ибо возрастом он был еще молод.

В пустыне преподобный Макарий днем и ночью боролся с бесами, которые иногда бросались на него в виде диких зверей или необыкновенных чудовищ, иногда же представлялись в виде воинов, которые с шумом и криком бросались на него, будто бы собираясь убить. Кроме этой видимой брани, бесы постоянно вели со святым невидимую войну, внушая ему разные нечистые помыслы и стараясь склонить его волю к нарушению Божиих заповедей. Человеку своими силами было бы невозможно устоять в этой борьбе с духами, но смиренный подвижник и не надеялся на себя, а всегда просил помощи у Бога, и всесильный милостивый Господь даровал ему над ними власть и победу.

Когда преподобному Макарию исполнилось сорок лет, он получил от Бога дар чудотворения и пророчества, и тогда же его сделали священником и наставником всех скитских монахов. Слава о подвигах и необычайных дарованиях святого разлетелась по всему Египту, и многие стали приходить к нему за благословением и советом или чтобы излечиться от недуга.

Однажды к Макарию привели женщину, превращенную злым волшебником в лошадь. Преподобный освятил воду и вылил ее на несчастную, и тотчас она приняла свой обычный вид и пошла домой. Другую женщину, всю гнившую от ран и струпьев и кишевшую червями, он сделал совершенно здоровой, помазав ее святым елеем.

Бог ему даровал столь великую благодатную силу, что не раз он воскрешал мертвых. Однажды из Египта в пустыню пришел еретик Иеракит, учивший, что не будет всеобщего воскресения. Будучи искусен в слове, он смущал простосердечных иноков, над самим же Макарием смеялся. Тогда, видя, что братия колеблется в вере от речей еретика, святой предложил ему: «Пойдем на могилы скончавшихся о Господе братии наших, и кому из нас дарует Бог воскресить мертвого, тот и убедит всех, что его вера правая и свидетельствуется Самим Богом». Иноки одобрили слова преподобного, нехотя согласился и еретик. Тогда Макарий помолился Господу и назвал по имени одного из недавно погребенных братии, и он тотчас ему ответил из гроба. Немедленно раскопали могилу и нашли в ней воскресшего инока. Видя чудо, еретик Иеракит так испугался, что бросился бежать и более не появлялся в Скиту.

Многих бесноватых преподобный Макарий избавил от власти демонов, и многих грешников обратил к покаянию, ибо ему было даровано Богом видеть душу всякого человека, и он знал, как помочь ему.

Незадолго перед отходом святого в жизнь вечную явились ему преподобные Антоний и Пахомий и возвестили, что он вскоре вместе с ними предстанет перед престолом Владыки. А на девятый день после этого преподобному явился херувим со множеством ангелов и сказал: «Макарий, восстань и предай мне теперь свою душу, которую я охранял и во время земной ее жизни. Теперь же я приму ее с честью и, пройдя через полчища демонов, принесу к Божественному Владычнему престолу, чтобы она там вечно веселилась со всеми угодившими Богу».

После этих слов херувима, простившись со всеми братьями и дав им последние наставления, преподобный Макарий Великий Египетский воздел очи свои и руки к небу и сказал: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой!»

Но когда сопровождаемая херувимом душа его проносилась мимо полчищ воздушных демонов, они, стоя в отдалении, все-таки в последний раз попытались соблазнить преподобного и стали кричать ему: «О, какой славы сподобился ты, Макарий!» Но смиренный святой отвечал им: «Я боюсь, ибо не знаю за собой ничего доброго». Тогда другие бесы, стоящие еще выше по пути восхождения Макария, завопили: «Ты действительно избежал наших рук!» Но он им сказал: «Нет. Но надобно еще избежать». И когда преподобный уже был во вратах рая, бесы с сильным воплем кричали: «Избежал нас, избежал!» Тогда он громко ответил им: «Да! Огражденный силою Христа моего, я избежал ваших козней».

Духовное чтение >>

Учение преподобного Макария Великого

Земная жизнь, по учению преподобного Макария, со всеми ее трудами, имеет лишь относительное значение: приготовить душу, сделать ее способной к восприятию Царства Небесного, воспитать в душе сродство с Небесным отечеством. «Душе, истинно верующей во Христа, должно переложиться и перемениться из нынешнего порочного состояния в другое состояние, доброе, и из нынешней уничиженной природы в другую, Божественную природу, и переделаться в новую — при посредстве силы Святого Духа». Достичь этого можно, если «мы истинно веруем и любим Бога и во всех Его святых заповедях вращаемся». Если же душа, обрученная Христу в святом Крещении, не будет сама содействовать дарованной ей благодати Духа Святого, то подвержется «отлучению от жизни», как оказавшаяся неблагопотребной и неспособной к общению со Христом. В учении преподобного Макария опытно разрешается вопрос о единстве Любви Божией и Правды Божией. Внутренний подвиг христианина определяет меру восприятия им этого единства. Каждый из нас приобретает спасение по благодати и Божественному дару Духа Святого, но достичь совершенной меры добродетели, необходимой для усвоения душой этого божественного дара, можно лишь «верою и любовью при усилии свободного произволения». Тогда «сколько по благодати, столько и по правде» христианин наследует жизнь вечную. Спасение есть дело богочеловеческое: полного духовного преуспеяния мы достигаем «не одною божественною силою и благодатию, но и принесением собственных трудов», с другой стороны, в «меру свободы и чистоты» приходим не одной собственной рачительностью, но не без «содействия свыше Божией руки». Участь человека определяется действительным состоянием его души, самоопределением его к доброму или злому. «Если душа в сем еще мире не приимет в себя святыни Духа за многую веру и за молитвы, и не сделается причастною Божественного естества, то она непригодна для Небесного Царства».

Труды и молитвы Макария Великого

Авва Макарий прожил отшельником в пустыне более шестидесяти лет. Почти все время он проводил в непрерывной молитве и общении с Господом. Он никогда не переставал каяться и трудиться духовно, и свой опыт передавал наследникам в Богословских творениях. Многие молитвы, автором которых был Макарий Египетский, верующие читают во время утреннего и вечернего правила и в наши дни.


Книга «Духовные беседы преподобного Макария Египетского»

Самым известным сборником проповедей аввы Макария является труд «Духовные беседы». Книга считается образцом ранней христианской проповеди. Она раскрывает основу духовной борьбы и ее связь с аскетической православной традицией. Труд рекомендован к прочтению всем, кто интересуется историей христианства и стремится укрепиться в христианской вере.

Важно! Молитвы, составленные преподобным Макарием, можно читать каждый день. С помощью этих слов праведник отгонял от себя бесов в пустыне, взывая ко Всевышнему

О чем молятся

Будучи величайшим молитвенником, преподобный Макарий помогает всем обращающимся к нему научиться настоящей, правильной, действенной и угодной Богу молитве.

Также, святому молятся об укреплении веры, о стяжании Духа Святаго и нисполании благодатной помощи Божией. Особенно это актуально при принятии жизненно важных решений.

По усердным молитвам к преподобному, святой помогает обрести душевный покой, избавиться от бесовских искушений и всяческих колдовских наветов.

Наконец, великому подвижнику молятся о том, чтобы стяжать дух смирения и покаяния, обрести решимость исправить свою жизнь.

МАКА́РИЙ ВЕЛИ́КИЙ

Преподобный Макарий Египетский. Роспись церкви Вознесения Господня монастыря Милешево (Сербия). Ок. 1236.

МАКА́РИЙ ВЕЛИ́КИЙ (Ма­ка­рий Еги­пет­ский) (ок. 300 – ок. 390), хри­сти­ан­ский под­виж­ник, свя­той. По про­ис­хо­ж­де­нию копт. Уче­ник прп. Ан­то­ния Ве­ли­ко­го. На­чав ино­чес­кий путь в воз­рас­те ок. 30 лет, М. В. бы­ст­ро дос­тиг вы­сот ду­хов­ной жиз­ни, по­лу­чив по­чёт­ное про­зви­ще «от­ро­ко-ста­рец» (греч. παιδαριογέρων). Cтал ос­но­ва­те­лем в егип. Нит­рий­ской пус­ты­не мо­на­ше­ско­го по­се­ле­ния, от­ли­чав­ше­го­ся су­ро­вой стро­го­стью жи­тия сво­их на­сель­ни­ков (са­ма пу­сты­ня по­лу­чи­ла вто­рое на­зва­ние – Скит­ская). Ок. 374 при имп. Ва­лен­те алек­сан­д­рий­ский епи­скоп-ариа­нин (см. Ари­ан­ст­во) Лу­кий на­чал го­не­ния на нит­рий­ских ино­ков. По сви­де­тель­ст­ву Со­кра­та Схо­ла­сти­ка, М. В. и прп. Ма­ка­рий Алек­сан­д­рий­ский (ум. 394–395) на не­ко­то­рое вре­мя бы­ли со­сла­ны на пус­тын­ный ост­ров к языч­ни­кам. По мо­лит­вам под­виж­ни­ков бы­ла ис­це­ле­на дочь ме­ст­но­го жре­ца, и жи­те­ли ост­ро­ва при­ня­ли хри­сти­ан­ст­во. М. В. про­сла­вил­ся как один из ве­ли­ких егип. стар­цев, имел мно­же­ст­во уче­ни­ков.

С его име­нем в ру­ко­пис­ной тра­ди­ции свя­зы­ва­ет­ся боль­шое чис­ло со­чи­не­ний, по­лу­чив­ших назв. «Ма­ка­ри­ев­ско­го кор­пу­са». Од­на­ко ряд кри­ти­че­ски на­стро­ен­ных ис­сле­до­ва­те­лей под­вер­га­ют со­мне­нию ат­ри­бу­цию кор­пу­са М. В. До 20 в. «Ма­ка­ри­ев­ский кор­пус» вклю­чал 50 «Ду­хов­ных бе­сед» (впо­след­ст­вии по­лу­чив­ших обо­зна­че­ние «Со­б­ра­ние ти­па II»). В 20 в. най­де­ны ещё 7 «Бе­сед», 64 «Слов и По­сла­ний» («Со­б­ра­ние ти­па I») и 28 «Но­вых го­ми­лий» («Со­б­ра­ние ти­па III»). Име­ет­ся так­же «Со­б­ра­ние ти­па IV» (не изд.), вклю­чаю­щее 26 «Слов», ко­то­рые прак­ти­че­ски сов­па­да­ют с со­чи­не­ния­ми из «Со­б­ра­ния ти­па I». Осо­бое ме­сто сре­ди со­чи­не­ний за­ни­ма­ет «По­сла­ние к ча­дам сво­им», имею­щее сти­ли­стич. и лек­сич. осо­бен­но­сти.

Сре­до­то­чи­ем бо­го­сло­вия «Ма­ка­ри­ев­ско­го кор­пу­са» яв­ля­ет­ся уче­ние о До­мо­строи­тель­ст­ве спа­се­ния. Со­глас­но это­му уче­нию, че­ло­век, бу­ду­чи соз­дан­ным по об­ра­зу Бо­жие­му, об­ла­да­ет не­ким «срод­ст­вом» с Ним и за­ни­ма­ет ис­клю­чит. ме­сто сре­ди всех тво­ре­ний. Со­блаз­не­ние пер­вых лю­дей дья­во­лом при­ве­ло к то­му, что грех во­шёл в мир, ис­ка­зи­лась как ду­хов­ная, так и те­лес­ная при­ро­да че­ло­ве­ка, став­ше­го смерт­ным. Во­пло­ще­ние Бо­га Сло­ва от­кры­ло путь к спа­се­нию и обо­же­нию че­ло­ве­ка. Спа­се­ние не­мыс­ли­мо вне Церк­ви и её та­инств, оно осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в тес­ном взаи­мо­дей­ст­вии (си­нер­гии) бла­го­да­ти Бо­жи­ей и сво­бод­ной во­ли че­ло­ве­ка – под­виж­ни­че­ских тру­дов, мо­лит­вы, стя­жа­ния доб­ро­де­те­лей и пре­одо­ле­ния по­сто­ян­ных ис­ку­ше­ний ду­хов­ной бра­ни. На выс­ших сту­пе­нях жиз­ни во Хри­сте хри­сти­ан­ский под­виж­ник дос­ти­га­ет внут­рен­не­го по­коя (иси­хии) и тай­ноз­ри­тель­ных оза­ре­ний Бо­же­ст­вен­ным Све­том.

Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли (пре­им. про­тес­тант­ско­го тол­ка) пы­та­лись свя­зать бо­го­сло­вие «Ма­ка­ри­ев­ско­го кор­пу­са» с мо­на­ше­ской ере­сью мес­са­ли­ан (ев­хи­тов), от­ри­цав­ших со­те­рио­ло­гич. зна­чи­мость цер­ков­ных та­инств, од­на­ко убе­ди­тель­ных ар­гу­мен­тов в поль­зу этой ги­по­те­зы вы­дви­ну­то не бы­ло.

День па­мя­ти М. В. по ка­лен­да­рю Рус. пра­во­слав­ной церк­ви – 19 янв. (1 февр.), по ка­лен­да­рю Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви – 15 ян­ва­ря.

Примечания

Макарий Великий в Викицитатнике
Макарий Великий в Викитеке
  1. Скитская пустыня располагалась на расстоянии дневного пути от Нитрийской горы, в северо-западной части Египта. В ней проживало множество египетских пустынников.
  2. Димитрий Ростовский. Жития святых. 19 января
  3. [www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/V/420-440/Palladius/text1.htm Письмо, писанное епископом Палладием правителю Лавсу]
  4. [www.krotov.info/library/m/makarygr/makari.html Жизнь преподобного Макария Египетского]
  5. Русский перевод см. в сборнике: Творения древних отцов-подвижников. Святой Аммон, святой Серапион Тмуитский, преподобный Макарий Египетский, святитель Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаженный Иперехий / Перевод, вступительная статья и комментарии А. И. Сидорова. М., 1997. — С. 172–175. В основу перевода положен греческий текст, изданный В. Штротманном: Strothmann W. Die syrische Uberlieferung des Schriften des Makarios. Teil 2. Wiesbaden, 1981. — S. XIV–XXI.
  6. Сидоров А.И. Преподобный Макарий Египетский и проблема «Макарьевского корпуса» // Журнал «Альфа и Омега», 1999, № 3 (21). – С. 108. [www.pravmir.ru/prepodobnyiy-makariy-egipetskiy/]

История жизни святого Макария

Родился святой Макарий в Египте. Отец будущего праведника был священником, мать — глубоко верующей женщиной. Отец Макария носил имя Авраам, мать звалась Сарой. Супруги долго не могли зачать ребенка и смирились с этим. Они решили прожить жизнь вместе, украшая свои дни постами и молитвами. За терпение и целомудрие Господь даровал супругам сына. Мальчика с детства учили быть верным Господу и исполнять Его заповеди.


Святой преподобный Макарий Великий, Египетский

Будучи совсем юным, Макарий женился на девушке из соседнего селения. Сам юноша не желал вступать в брак, но такова была воля отца, которой он не посмел перечить. После свадьбы Макарий не прикоснулся к невесте. Вскоре он был вынужден покинуть поселение на несколько дней, а когда вернулся, застал жену при смерти. Девушка отошла в иной мир непорочной.

Заключать новый брак с другой девушкой юноша не захотел. Вместо этого он погрузился в изучение Священного Писания, и понял, что это его истинное призвание.

Юноша хотел посвятить жизнь служению Богу, но не мог оставить отца и мать, помня заповедь о почитании родителей. Пожилой Авраам сильно болел и вскоре лишился зрения. Сын старательно и трепетно присматривал за больным отцом. Авраам вскоре умер, а спустя полгода умерла и Сара. После похорон Макарий понял, что его больше ничего не связывает с жизнью мирян. Молодой человек ушел в пустыню и стал послушником старца-отшельника.

Важно знать! Отшельничество в христианстве — добровольное отречение от всех мирских благ, при котором аскетичный образ жизни сочетается с проживанием в пустынном месте. В христианской традиции отшельники проводят свою жизнь в непрестанной молитве и покаянии

Старец тепло встретил нового ученика, учил его жизни в посту и молитве. Отшельник видел истинное предназначение юноши. Старец говорил Макарию, что Бог послал его к людям, чтобы он спас многих из них примером своей жизни. Местный священник сделал Макария младшим клириком соседнего храма, но он решил вести образ жизни отшельника. Молодой мужчина удалился в пустыню, чтобы полностью посвятить себя служению Всевышнему.

Бесы препятствовали праведной жизни Макария. Они смогли заставить жительницу ближайшего поселка оклеветать праведника. Так как Макарий был еще молод и красив, его обвинили в том, что он соблазнил девушку из соседней деревни. Молодой человек неоднократно подвергался побоям и унижениям, но сносил все безропотно. Он плел корзины, продавал их, и все деньги отдавал родителям беременной девушки.

Правда открылась случайно, когда девушка более суток мучилась в родах. Боясь, что тяжелые роды — это наказание за ложь, несчастная призналась в том, что оклеветала подвижника. Также она назвала имя настоящего отца ребенка. Родители девушки хотели повиниться перед праведником, но в ту ночь он покинул их края и ушел в Фаранскую пустыню.


Житие преподобного Макария в пустыне

Сначала Макарий жил в Фаранской пустыне, потом он встретил Антония Великого. Святой Антоний по достоинству оценил добродетели праведника и сделал его своим учеником и духовным наследником. Затем он отправил подвижника в Скитскую пустыню, Макарий прожил там много лет. Там подвижник обрел великое дарование от Бога — талант предсказания и исцеления.

Интересно знать! Антоний Великий — величайший подвижник, родоначальник отшельничества и отец монашества.

Слава о чудных делах Макария разошлась очень быстро, люди стали идти к нему за советом. Людей было так много, что они часто мешали одиночеству и молитвам Макария. Под своей кельей авва сделал глубокую пещеру и уходил туда для чтения Священного Писания, чтобы ничто мирское не отвлекало его от общения с Богом.

Преподобный Макарий дожил до 97 лет. Перед окончанием земного пути Святому явились преподобные Антоний и Пахомий. Они сообщили старцу весть о том, что вскоре он предстанет перед Всевышним. Старец дал последние распоряжения своим последователям и почил у них на руках, восхваляя Господа в последние земные минуты.

Наследие

Макарий — святой Восточной Православной , Восточно-православной и Римско-католической церквей .

В методистских церквях Макария высоко ценят за то, что он писал на тему полного освящения .

Макарий из Египта основал монастырь, носящий его имя, Монастырь Святого Макария Великого , который постоянно населен монахами с момента его основания в четвертом веке. Лицо святого Макария когда-то было удивительным образом просвещено изяществом до такой степени, что многие отцы свидетельствовали, что его лицо светилось в темноте; и таким образом появилось его имя как «светящийся фонарь». Это описание было перенесено в его монастырь, и поэтому он получил название «светящийся фонарь пустыни» или «светящийся монастырь», что означало место высокой мудрости и постоянной молитвы. Сегодня он принадлежит Коптской православной церкви .

Целую Нитрийскую пустыню иногда называют пустыней Макария , поскольку он был монахом-пионером в этом регионе. Руины многочисленных монастырей в этом регионе подтверждают местную традицию, согласно которой количество монастырей Макария было равно количеству дней в году.

Святой Макарий Великий, Кампосанто, Трионфо делла Морте

Святой Макарий Великий, один из египетских отшельников пустыни и ученик святого Антония Великого, изображен на правом краю фрески « Триумф смерти» в Пизе . Центральную часть фрески занимает группа неторопливых аристократов и их животных. Эти богатые юноши и девушки верхом на лошадях в окружении декоративных охотничьих собак отправились в приятное путешествие. Внезапно их путь где-то в глубине леса преграждают три открытых саркофага с телами разной степени разложения. Все присутствующие в этой сцене, включая мужчин, женщин и даже животных, приходят в ужас от этого ужасного и ощутимого присутствия смерти. Невероятная вонь ударила им в нос. Отвратительная сцена их смущает. Только святой Макарий Великий, мудрый и могущественный своей верой, стоит выше всех. Святой-мистик преподает юношам урок о жизни и смерти, читая по свитку. Флорентийский скульптор Бенвенуто Челлини был вдохновлен этим изображением святого Макария на его написанном портрете .

Труды и молитвы Макария Великого

Авва Макарий прожил отшельником в пустыне более шестидесяти лет. Почти все время он проводил в непрерывной молитве и общении с Господом. Он никогда не переставал каяться и трудиться духовно, и свой опыт передавал наследникам в Богословских творениях. Многие молитвы, автором которых был Макарий Египетский, верующие читают во время утреннего и вечернего правила и в наши дни.


Книга «Духовные беседы преподобного Макария Египетского»

Самым известным сборником проповедей аввы Макария является труд «Духовные беседы». Книга считается образцом ранней христианской проповеди. Она раскрывает основу духовной борьбы и ее связь с аскетической православной традицией. Труд рекомендован к прочтению всем, кто интересуется историей христианства и стремится укрепиться в христианской вере.

Важно! Молитвы, составленные преподобным Макарием, можно читать каждый день. С помощью этих слов праведник отгонял от себя бесов в пустыне, взывая ко Всевышнему

О чем молятся Святому?

Еще при жизни за свою строгость, совершенные подвиги и чистоту духа преподобный удостоился звания Великий, поэтому произнесенный текст молебни пред образом Египетского монаха поможет при разрешении многих жизненных ситуаций, а также убережет от искушений и несчастий. Чудотворцу молятся:

  • О просветительстве;
  • О помощи в сохранении и укреплении веры;
  • Для обретения духовной чистоты;
  • Обретении утешения в трудных жизненных ситуациях;
  • Молитва Макария Великого помогает получить духовное спокойствие;
  • Об изгнании злокозненных духов;
  • О снизошедшей мудрости;
  • Для получения покровительства.

Когда отмечают день памяти Чудотворца

В Христианской Церкви установлено день празднования в честь Святого 1 февраля (19 января – по старому стилю), где проводят службу и в качестве почитания исполняют акафист.

Текст молитвы святого Макария Великого:

Господь всегда с Вами!

Лучшая статья для Вас, переходите: Игумен Даниил житие и хождение, поломничество

Смотрите видео о преподобном Макарие:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector