Житие сергия радонежского в пересказе бориса зайцева

В чем люди превосходят ангелов?

Своей искупительной жертвой Спаситель вознес человека на невиданную, немыслимую до этого высоту. Впрочем, особое место как любимому Божьему творению ему уже было уготовано заранее, но представить такое было невозможно до Боговоплощения. Вочеловечившийся Бог и нас сделал всецело причастными к Своему Божеству.

Вот почему угодники Божии как пример максимальной степени осуществления этого замысла в чем-то превосходят даже ангелов. В чем же именно? О высоком предназначении человека говорил Григорий Палама. Он утверждал, что если ангелы превосходят нас по подобию, то по образу люди находятся гораздо ближе к Богу. Кроме того, ангельские силы призваны выполнять служебную роль, в то время как человеку в иерархии мироздания предназначена роль господствующая.

Что сделал для Руси Сергий Радонежский и что нельзя делать в день его преставления

8 октября день преставления одного из самых почитаемых на Руси святых – преподобного Сергия Радонежского. Его считают хранителем земли русской и великим чудотворцем. Рассказываем, кто такой Сергий Радонежский и почему его так любят в России.

Точная дата и год его рождения неизвестны. Русская церковь традиционно считает днем его рождения 3 мая 1314 года.

Родителей будущего святого звали Кириллом и Марией. Мальчику при рождении дали имя Варфоломей. Кроме него в семье было еще двое детей. Старший – Стефан и младший – Петр. Семья жила в селе Варницы под Ростовом. Когда Варфоломей был подростком, его семья, спасаясь от голода, переехала в Радонеж.

Как говорится в житии святого, еще ребенком Варфоломей «стал поститься строгим постом и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в прочие дни хлебом питался и водой; по ночам часто бодрствовал и молился». Такое поведение сына не нравилось его родителям, и они взяли с него обещание, что в монахи он уйдет только после их смерти. Так и произошло. В 23-летнем возрасте Сергий позвал своего брата Стефана жить в пустыню. Но тот недолго пробыл с братом: жизнь в пустыне оказалась слишком трудной, и Стефан ушел. Варфоломей призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг, назвавшись Сергием, так как в тот день (7 октября) праздновалась память мучеников Сергия и Вакха.

Вскоре к нему стали примыкать ученики. Сергий запретил им просить подаяние и ввел правило, что все они живут своим трудом. За свою жизнь Сергий основал пять монастырей. Самый известный – Троице-Сергиева лавра, а также Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин рядом с Коломной, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме.

С именем этого святого связано много чудес. Одно из первых – удивительное обучение грамоте. Учиться Варфоломея отдали в семилетнем возрасте. Его братья быстро освоили чтение, а Варфоломей все никак не мог научиться. Родители ругались, учитель наказывал, а мальчик никак не мог выучиться и «со слезами молился Богу».

Однажды в поле Варфоломей увидел молящегося монаха-черноризца, «старца… благообразного, подобного ангелу», рассказал ему о своей беде и попросил за него помолиться Богу. После молитвы старец дал мальчику кусок святой просфоры и велел съесть ее, предсказав, что теперь он будет знать грамоту лучше всех своих сверстников. Так и произошло. Сергий был очень образованным человеком. Он знал несколько языков, много читал и многое знал. Знания он передавал своим ученикам. И сегодня считается покровителем учащихся.

Считается, что Сергий примирял враждующих князей. В житии говорится, что святой «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца. И именно благодаря Сергию ко времени Куликовской битвы почти все русские князья перестали враждовать.

Сергий Радонежский имел дар предвидения. Он благословил князя Дмитрия на битву с татарским ханом Мамаем на Куликовом поле. Когда Дмитрий пришел к нему за советом, Сергий предсказал победу русскому войску. «Если враги хотят от нас чести и славы – дадим им; если хотят злата и серебра – дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить», – произнес Радонежский и пообещал молиться за победу русских воинов.

В помощь князю он отпустил двух иноков – Пересвета и Ослябю, хотя в те времена инокам запрещалось принимать участие в битвах. В итоге русское войско победило.

Чудес он совершил очень много. Перечислим только несколько:

– Источник. В одном из монастырей монахи оказались вынуждены приносить себе воду издалека, возник ропот, и тогда преподобный, «нашедши в одном рву немного дождевой воды, сотворил над нею усердную молитву», после чего открылся источник воды.

– Воскрешение ребенка. Один местный житель принес Сергию больного сына. Но ребенок умер. Убитый горем отец ушел за гробом. «Но пока он ходил, преподобный помолился над умершим, и дитя ожило», говорится в Житии.

– Наказание за жадность. Богатый сосед забрал у бедного борова и «не хотел платить за него денег». Когда Сергий обратился с увещеванием, богач пообещал «заплатить за взятую у бедного соседа свинью, а также исправить и всю свою жизнь». Обещание не выполнил, и свиная туша, несмотря на то, что была заморожена, была изъедена червями.

В этот день следует хотя бы несколько часов освободить от мирских забот, сходить в храм, помолиться. В народе считают, что в этот день проводить нельзя генеральную уборку и большую стирку. Не рекомендуются работы на огороде.

Избегайте конфликтов и ссор.

А поскольку Сергий Радонежский – покровитель домашней птицы, сегодня нельзя забивать кур и готовить блюда из курятины.

В поиске Христа, а не чудес

Важно понимать, что, почитая святых, их образы и мощи, мы прежде всего почитаем в них действие благодати Божией, и Христа, как её подателя. Все упования наши должны быть обращены к Богу, и ни в коем случае нельзя путать суетную жажду чуда от какого-то конкретного «ковчежца с мощами» с подлинным желанием приобщиться благодати, которая везде, у любой святыни, одна и та же

Ведь как говорил Христос в Евангелии: «Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

Не нужно делать из святых «домашних божков», заслоняя ими образ Христа. Ведь эти люди, как правило, сами всю свою жизнь положили на то, чтобы найти Бога и исполнить заповеданное Им. Именно в этом (как и в прочих наших нуждах) они могут оказать и нам свою молитвенную помощь, обращаясь вместе с нами ко Христу, который в Евангелии назвал всех, исполняющих завет Его Своими друзьями: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».

Значение слова

Преподобный — это одна из категорий, еще их называют “ликами”, на которые принято разделять святых в зависимости от деяний во время их земной жизни. Так что означает слово «преподобный»? Так называли святых монахов, которые своей жизнью и трудами старались угодить богу, стать ему подобными, и преуспели в этом, поэтому только монахи, возвеличенные церковью, могли носить это звание.

Важно отметить, что преподобные — такое уникальное явление, аналогов которому в христианстве больше нет. Безусловно, в каждом чине святых можно найти множество примеров богоподобия, но преподобные святые отличались от остальных особым, беззаветным стремлением служить господу, отличающимся крайней степенью самоотречения

Встав на стезю подвижничества, они отказывались от всех земных благ и полностью посвящали себя служению Всевышнему.

Об общинножительной жизни

Ко времени материального расцвета монастыря надо отнести изменение устройства монашеской жизни в монастыре. Сергий не только первый, кто ввел в России пустынножитие, то есть полное уединение, но и первый, кто ввел в российских монастырях так называемое общинножитие. Суть его в том, что у братии монастыря есть единый устав регламентирующий все аспекты жизни монахов. Вся собственность является общей, все братья несут обязательные послушания. Общежительный монастырь — одна большая семья, где от труда и участия каждого зависит жизнь всей общины: одни совершают богослужение, другие выращивают овощи, третьи строят, четвертые обеспечивают братию одеждой и т. д.


Воскрешение отрока преподобным Сергием Радонежским (Чикуньчиков С.,1999) Фото: Public Domain

Жизнеописатель преподобного Сергия свидетельствует, что поводом к изменению монашеского устроения послужило письмо к Сергию от Константинопольского патриарха. Есть предположение, что Сергий воспользовался возможностью испросить у него это послание, чтобы проще было ввести общежитие. Дело в том, что с появлением изобилия в монастыре и возникновением поселений мирян теряется то ради чего первые братья монастыря и сам Сергий искали уединения. Уходит естественная трудность жизни и появляется опасность расслабления и даже иждивенчества. Единственный выход из этой ситуации — введение общежития с его строгими правилами, послушанием, обязательным трудом для всех. Конечно, не все монахи приняли это. Некоторые покинули монастырь. Дать такую свободу было необходимо, поскольку общежитие невозможно принять помимо своей воли.

Статья по теме

Таинственный святой. Смиренный Серафим Саровский вёл себя как власть имущий

Введение в монастыре общинножития потребовало постройки в нем новых зданий (общей трапезы, поварни, пекарни и пр.) и учреждения между монахами разных хозяйственных и общественных должностей: келаря (по нашему завхоза), казначея, трапезников, поваров, екклесиарха (заведующего церковью и богослужением), больничных, и т. д.

Устав общежительный требует, чтобы все монахи монастыря, не исключая и игумена, участвовали совершенно одинаково во всех монастырских работах. Сохранились свидетельства, что преподобный Сергий трудился не наравне со всеми. Устав требует, чтобы все монахи монастыря, не исключая и игумена, носили одинаковую по качеству одежду и питались вместе. Преподобный Сергий носил одеяния худшие из братий по качеству. Известен случай, как среди приобретенной ткани был, как бы сейчас сказали, бракованный кусок. Ни один монах не захотел сшить себе одежды из него. Однако это сукно взял себе сам Сергий и сшил из него подрясник.

Важно отметить, что с началом общежития Сергиев монастырь прославился усердной благотворительностью в смысле питания нищих, проходящих странников и бедных окрестных жителей. В монастыре было узаконено и заповедано никого из неимущих, приходящих в обитель, не отпускать с пустыми руками, «нищих и странных довольно упокоивать»

Бого­слов­ское осно­ва­ние поня­тия

Поня­тие «пре­по­доб­ный» непо­сред­ственно свя­зано со стерж­не­вым смыс­лом пра­во­слав­ной агио­ло­гии – учении об упо­доб­ле­нии Богу, обо­же­нии (тео́зис (др.-греч. θέωσις про­из­но­сится — те́осис) от θεός «Бог»).

Как явствует из назва­ния «пре­по­доб­ный» — это святой, упо­доб­лен­ный Богу в чрез­вы­чайно высо­ком зна­че­нии этого слова, то есть став­ший близко похожим/подобным Богу, став­ший «богом по бла­го­дати». Учение об обо­же­нии зна­чи­тель­ным обра­зом отли­чает пра­во­слав­ное хри­сти­ан­ство от прочих авра­ами­че­ских моно­те­и­сти­че­ских тра­ди­ций (ислама и иуда­изма). Учение об обо­же­нии фор­ми­ро­ва­лось на про­тя­же­нии пер­вого тыся­че­ле­тия хри­сти­ан­ской исто­рии пре­иму­ще­ственно в мона­ше­ской среде и окон­ча­тель­ное оформ­ле­ние полу­чило в бого­сло­вии свт. Гри­го­рия Паламы и его уче­ни­ков в XIV веке. Воз­мож­ность тео­зиса бази­ру­ется на идее под­ра­жа­ния Богу, одно из первых упо­ми­на­ний кото­рой мы встре­чаем у св. апо­ло­гета Ари­стида Афин­ского. А одним из первых небиб­лей­ских упо­ми­на­ний о прин­ци­пи­аль­ной воз­мож­но­сти хри­стиан стать «богами» явля­ется фраза Тер­тул­ли­ана в его трак­тате «Против Гер­мо­гена»: «Мы можем даже стать богами, если удо­сто­имся быть теми, о кото­рых Он воз­ве­стил: «Я сказал: вы – боги, и стал Бог в собра­нии богов» (Пс.81:6)». Учение об обо­же­нии осно­вы­ва­ется на Свя­щен­ном Писа­нии Вет­хого Завета и явля­ется неотъ­ем­ле­мой и цен­траль­ной частью хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. По слову свт. Афа­на­сия Вели­кого: «Бог воче­ло­ве­чился, чтобы чело­век обо­жился».

Таким обра­зом, пре­по­доб­ный это чело­век, кото­рый еще при жизни встал на путь под­ра­жа­ния Богу, путь упо­доб­ле­ния Богу, чтобы стать богом «по бла­го­дати». Выра­же­ние «бог по бла­го­дати» отно­сится к исих­аст­ской тра­ди­ции пра­во­слав­ной аске­тики, сви­де­тель­ство­вав­шей о том, что обо­же­ние про­ис­хо­дит при актив­ном уча­стии самого чело­века, в синер­гии, сора­бот­ни­че­стве с Богом, через тес­ней­шее соеди­не­ние с Ним. Воз­мож­ным при­зна­ком обо­же­ния счи­та­лось и счи­та­ется созер­ца­ние чело­ве­ком Боже­ствен­ных энер­гий. Резуль­та­том такого духовно-бла­го­дат­ного соеди­не­ния ста­но­вится состо­я­ние «бога по бла­го­дати», «пре­по­до­бия» чело­века Богу.

Как правильно молиться

Верующие люди должны молиться. Лучше читать готовые молитвы, написанные святыми. Такие люди десятилетиями молились в одиночестве, они знают, о чем просить Господа Бога. Ведь молитва — это не желание, которое верующие просят выполнить Всевышнего, а покаяние в собственных грехах, просьба о помощи и наставлении на путь истинный.

Прп. Ефрем Сирин говорил, что люди не знают о чем молиться, они не ведают, что им полезно, о чем нужно просить Бога в молитвах. Всевышний и так знает все проблемы христиан. Он поможет спасти грешную душу, если человек покается в своих грехах, будет читать молитвы, написанные святыми людьми.

Значение слова

Преподобный — это одна из категорий, еще их называют “ликами”, на которые принято разделять святых в зависимости от деяний во время их земной жизни. Так что означает слово «преподобный»? Так называли святых монахов, которые своей жизнью и трудами старались угодить богу, стать ему подобными, и преуспели в этом, поэтому только монахи, возвеличенные церковью, могли носить это звание.

Важно отметить, что преподобные — такое уникальное явление, аналогов которому в христианстве больше нет. Безусловно, в каждом чине святых можно найти множество примеров богоподобия, но преподобные святые отличались от остальных особым, беззаветным стремлением служить господу, отличающимся крайней степенью самоотречения

Встав на стезю подвижничества, они отказывались от всех земных благ и полностью посвящали себя служению Всевышнему.

Равноапостольная княгиня Ольга

О существовании княгини Ольги слышали все, но мало кто из современных христиан знает, в чем был ее подвиг. Чем заслужила княгиня честь стать первой и единственной русской женщиной, которую причислили к равноапостольным святым?


Святая равноапостольная княгиня Ольга

Через любовь к мужу, сыну, Ольга познала любовь к Богу. Еще до крещения Руси княгиня приняла христианство основой своей жизни. Из непроверенных источников Ольга была дочерью вещего Олега, от которого получила дар видеть вещие сны, и звалась тогда Прекрасной. По преданию, Ольгой ее назвал Игорь, по другой версии Ольга — производная от Олега.

Игорь — сын Рюрика, после смерти отца воспитывался вещим Олегом, по достижении положенного возраста, Игорь и Ольга были обвенчаны. Княгиня не скрывала своей любви к мужу, который основное время проводил в походах.

Игорь погиб от рук древлян, за что Ольга жестоко отомстила. Став правительницей, она несколько раз уничтожала всех вождей этого народа, заживо спалив их в бане, закопав живьем и порубав мечами, пока не увидела древлянского князя Мала мертвым.

В 955 году во время путешествия в Константинополь княгиня принимает крещение и нарекается Еленой. Все старания привить христианство сыну Святославу остаются тщетными, свою веру Святая Ольга посеяла во внуке Ярополке.

В 960 году Ольга становится признанной Константинополем правительницей Руси, которая по-прежнему живет по языческим законам.

Важно! Еще до крещения Руси Владимиром Великим равноапостольная Ольга способствовала открытию христианских храмов. Во время ее правления были запрещены гонения на христиан

Святая Ольга умерла в 969 году, была похоронена по законам христианства. В 1006 году ее внук, Владимир Великий, перенес нетленные мощи своей бабки в киевский храм Святой Богородицы, однако в XVII веке они были утеряны.

О равноапостольной княгине:

  • Икона святой княгини Ольги
  • Акафист святой великой княгине Ольге
  • Мощи святой равноапостольной княгини Ольги

За чудеса, совершаемые у ее гроба, в 1547 году Церковь причислила некогда грозную правительницу Руси, верную поклонницу Иисуса Христа к лику святых, назвав княгиню равноапостольной.

Уроки жизни святой равноапостольной княгини Ольги

О чем молятся святому

Верующие считают отца Сергия чудотворцем и святым. В молитвах они просят Преподобного старца помочь им в мирских делах, защитить от злого влияния, исцелить тело и душу.

Учеба

Отец Сергий помогает в учебе, перед сессией и экзаменами. Святой слышит молитвы всех, кто к нему молится и обращается. Нужно сказать перед иконой: «Преподобный отче Сергий, моли Бога обо мне!». Перед экзаменами желательно зайти в церковь, помолиться и поставить свечку святому.

Судебные тяжбы

К святому верующие обращаются накануне судебных разбирательств. Отец Сергий еще при жизни заступался за слабых, помогал им в борьбе за справедливость. Молитва к его божественному лику дает уверенность в собственных силах всем, кто борется в судах за правду.

Усмирение гордыни

Преподобный Сергий может помочь в молитвах о даровании смирения и укрощении гордыни. В обращении к Преподобному старцу нужно раскаяться в своих грехах и попросить его помолиться перед Богом за грешную душу.

Исцеление

К Преподобному старцу обращаются матери и просят исцелить ребенка. Святой является посредником между людьми и Всевышним. Православные верят в заступничество Сергия. Христиане молятся ему и просят даровать здоровье себе, детям, близким.

Защита

Молитва к святому Сергию защищает дом от недругов, а душу — от злых помыслов и страстей. Старец всю жизнь служил родной Отчизне, укреплял веру князей в Бога перед сражениями, отправлял иноков на защиту земли и борьбу с татарами. Сергий всегда уповал на помощь Бога и получал ее в трудную минуту. Его жизнь — пример для всех христиан.

Работа

Сергий Радонежский всю жизнь трудился. К нему обращаются верующие, чтобы в молитвах к Господу святой старец помог преодолеть жизненные трудности. Сергий дарует христианам веру в собственные силы, призывает не бояться никакой работы, помогает устроиться на новое место.

Душевный покой

Усердная молитва к святому старцу помогает избавиться от грешных помыслов, успокоить душу, обрести душевный покой. Сергий Радонежский верил, что вера в Господа Бога и соблюдение его заповедей помогают жить праведной жизнью и не грешить. Смирению и терпимости он учил своих учеников. Верующие обращают свои просьбы к Преподобному старцу в самые тревожные дни своей жизни.

Вера, надежда, любовь

Христианство, в общем-то, стоит на этих трех истинах, а если обратиться к словам Христа – так только на любви. Действительно, именно отношением к Богу и ближним определяется наша вера. Только мы об этом часто забываем. Мы недовольны кем-то и чем-то, легко проявляем агрессию и считаем, что имеем на это право, особенно, если для того есть повод. Например, нам нанесли оскорбление. Иногда достаточно просто нейтрального действия со стороны другого человека, чтобы мы расценили это как посягательство на нашу честь и достоинство. Поистине, гордыня человеческая не знает предела…

Преподобный Пимен учил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям». Боязнь Бога – это, иными словами, и есть любовь. Слово «страх» часто приходится использовать потому, что оно, к сожалению, более понимается человеком, ставит ему некоторый удерживающий от совершения зла барьер. Не доросли мы до любви. Но здорово, если именно любовью к получается руководствоваться в своих повседневных действиях и принятии решений. А молитва – это первое дело веры и ее двигатель. В молитве происходит наше общение с Богом, мы познаем Его, просим что-то, получаем благодать. Ну, а что касается делания добра – это и есть та самая надежда. Ведь погибшая надежда лишает человека творческой энергии. Человек без надежды уже не будет делать добрых дел – потому у него опустились руки, он больше, как это говорят, «не верит в людей», остывает. И только тот, кто еще не потерял веру в существование доброго начала во всех без исключения людях, живет этой надеждой, а значит, способен творить добро вопреки злобе людской, которой в мире становится все больше. Авва Пимен говорил по этому поводу: «Злоба никогда не уничтожит злобы. Если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу». Он и сам явил отличный пример подобного убеждения. Был случай, когда преподобный, переходивший из одного монастыря в другой (по причине бегства от умножавшейся славы среди людей), узнал, что местный старец недоволен его приходом. Пимен собрал учеников и пошел к этому подвижнику, чтобы разделить с ним братскую трапезу и подружиться. Старец не выходил из кельи, на что преподобный заявил, что не уйдет, пока тот не выйдет и не потрапезничает с ним. Пимен долго стоял под палящим зноем. Когда же старец вышел, согласившись на предложение, то отметил, что преподобный Пимен имеет славу в своих добрых делах большую, чем говорят люди.

И это довольно показательный пример для нас, современников, о том, как стоит строить отношения с ближними, даже теми, кто нас не любит. Поверьте, если бы мы все начали жить по этим, на самом деле, простым и понятным правилам Пимена Великого, мир изменился бы уже через неделю.

Все будем немножко болеть

Часто до уныния доводит долгая болезнь или сильная боль – здесь и до отчаяния недалеко. Сестра Мария из Дивеева вспоминала: «Однажды, глухая и слабая, вдруг вижу, что в келье сделалось светло. Входит батюшка Серафим и говорит:

— Ну вот, матушка, слезы и вопли твои заставили меня прийти к тебе: ты больна и ни в чем не находишь утешения; и вот я пришел.

Он взял обеими руками мою больную голову, приподнял и перекрестил ее.

– Ну вот, матушка, – сказал он, – я, собственно, для тебя и приходил, чтобы исцелить тебя. Головке будет легче, но совсем не выздоровеет.

– Да как же, батюшка, – говорю, – нет, уж исцели до конца.

А он в ответ:

– Нет, матушка, не на пользу нам. Все будет немножко болеть.

После этого явления ко мне батюшки я стала видимо поправляться: голова прошла, но изредка болела».

Равноапостольный князь Владимир

Будущий просветитель Руси был сыном великого князя Святослава Игоревича, а мать его (княгиня Малуша) хотя и происходила из варяжского рода, но исповедовала христианскую веру. Юному Владимиру достался на княжение Новгород, где он рос под присмотром своего дяди Добрыни, грубого язычника. Вскоре в результате междоусобных войн Владимир воцарился в Киеве. Утвердившись в славном граде с целью лучшей централизации власти и консолидации славянских племен, он решает установить на Руси единоверие и в ходе долгих поисков (Владимир как сам беседовал о вере с представителями различных религий, находившихся при княжеском дворе, так и неоднократно посылал своих доверенных лиц посмотреть, так сказать, «веры на местах») склоняется к принятию христианства. Приняв собственное крещение, святой князь впоследствии призвал к принятию христианства и своих бояр, в результате чего в 988 году в водах реки Почайны (притока Днепра) совершено было Таинство Крещения над древними киевлянами.

Преподобный Антоний Великий. Иконы

Преподобный Антоний Великий изображается седовласым старцем, облаченным в рясу и мантию, на голове куколь, в левой руке свиток, правая поднята в жесте благословения. Самое раннее изображение предположительно Антония Великого имеется на терракотовой ампуле IV-VI вв. (Британский музей. Лондон). В ряду преподобных он представлен в церкви Иоанна Крестителя в Гюлю-Дере и Айвалы-килисе в Гереме (Каппадокия), между 913 и 920 гг.; в наосе кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция) и других. Антоний Великий изображен на иконах из монастыря великомученицы Екатерины на Синае, ок. 945 г. и XIII в.; на иконах работы Михаила Дамаскина, XVI в. (Византийский музей, Афины); на миниатюрах рукописей из монастыря Ставроникита на Афоне; в Минологии Василия II и других. В поствизантийском искусстве Антоний Великий часто изображался с посохом в правой руке и раскрытым свитком в левой.


Преподобный Антоний Великий. Фреска. Кипр (Лагудера Аракос), 1192 год

Иконография Антония Великого в древнерусской иконописи следует византийским образцам: в церкви Спаса на Нередице в Новгороде, 1198-1199 гг.; в росписи преподобного Андрея Рублёва, 1408 г., на столпе в западной части Успенского собора во Владимире; в Рождественском соборе Саввина Сторожевского монастыря около Звенигорода, начала XV в.; на фреске Успенского собора Московского Кремля, 1481 г.


Преподобный Антоний Великий. 1408 год. Фреска на склоне восточной арки южного нефа Успенского собора во Владимире


Преподобный Антоний Великий. 1479-1481 гг. Фреска на алтарной преграде Успенского собора Московского Кремля


Преподобный Антоний Великий. Афон, XVI в. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева


Преподобный Антоний Великий. Новгород, середина XVI века. Москва, ГИМ


Преподобный Антоний Великий. Крит, вторая половина XVI века. Москва, ГИМ


Преподобный Антоний Великий. Икона. Русь. XVI век

Изображение Антония Великого среди избранных святых часто встречается на русских иконах: «Святые Антоний Великий, Константин и Елена, Параскева Пятница, неизвестная мученица и образ Богоматери «Знамение»», XV век; «Святые Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный», XV век; «Святые Никола, Антоний Великий и Афанасий Афонский», XVI век, и другие.


Преподобные Онуфрий Великий, Павел Фивейский и Антоний Великий. XV век. Фрагмент росписи алтарной преграды Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей


Преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — Рождество Христово. Новгород, середина XV века. Москва, Дом-музей П. Д. Корина


Преподобный Антоний Великий, Константин и Елена, Параскева Пятница, неизвестная мученица и Богоматерь Знамение. Новгород, середина — вторая половина XV века. СПб, ГРМ


Святитель Никола Мирликийский, преподобные Антоний Великий и Афанасий Афонский. Середина XVI века. Москва, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева


Преподобные Евфимий Великий, Антоний Великий и Савва Освященный. Двусторонняя икона-таблетка, оборот — «Рождество Христово». Вторая половина XVI века. Владимир, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник

Зачем нам труды Отцов, если есть Библия?

Необходимо понимать, что Божественное Откровение передаётся христианам двумя путями. Первый – это Священное Писание, то есть совокупность канонических текстов Ветхого и Нового Заветов. Второй – Священное Предание (полученное от Бога и преемственно передаваемое учение Церкви), включающее творения Святых Отцов. Православные христиане верят словам Христа:

И это наставление происходит не только через апостолов, но и через Святых Отцов и Вселенские Соборы.

Более того, Предание первично (то есть возникло раньше) по отношению к Писанию. Это очевидно из библейского текста. Например, мы знаем, что Бог общался с ветхозаветными патриархами и те учились Истине, а также устно передавали её потомкам ещё до существования Библии. Таким образом, можно сделать вывод, что Священное Писание – это зафиксированная часть Священного Предания. И друг без друга они не существуют. Следовать Преданию христиан призывали апостолы:

Священник Георгий Максимов указывает, что

Митрополит Иларион (Алфеев) отмечает, что опыт Святых Отцов помогает нам в

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector