Серафим роуз: рассказ блаженной феодоры о мытарствах
Содержание:
- Мытарство 13-е
- Мытарство 5-е
- Мытарства после смерти
- Мытарство 18-е
- Мытарство 3-е
- После смерти — душа человека проходит 20 мытарств
- Мытарство 17-е
- Православное учение о мытарствах
- Мытарство 15-е
- Мытарство 17-е
- Мытарство 18-е
- Мытарство 5-е
- МЫТАРСТВО 20-е
- Мытарство 15-е
- Мытарство 15-е
- Мытарство 17-е
- Мытарство 3-е
- После мытарств
- Мытарство 4-е
- Источники и историография
Мытарство 13-е
После мытарства гнева и ярости нам представилось мытарство, на котором немилосердно истязуются те, кто в сердце своем питает зло на ближнего и воздает злом за зло. Отсюда духи злобы с особой яростью низводят души грешных в тартар. Но меня и здесь не оставило милосердие Божие: я никогда не имела ни на кого злобы, не помнила сделанного мне зла, но, напротив, прощала врагам моим и, насколько была в силах, обнаруживала свою любовь к ним, побеждая таким образом зло добром. Поэтому я ни в чем не оказалась грешной на этом мытарстве, бесы рыдали, что я свободно ухожу из их лютых рук; мы же в радости продолжали путь. На пути я спросила водивших меня святых Ангелов: «Господие мои, прошу вас, скажите мне, откуда эти страшные воздушные власти знают все злые дела всех людей, какие только живут в мире, так же, как и мои, и не только въявь сотворенные, но и которые знает только их содеявший?» Святые Ангелы отвечали мне: «Всякий христианин с самого святого крещения получает себе от Бога Ангела Хранителя, который невидимо охраняет человека и во всю его жизнь, даже до смертного часа, наставляет на всякое добро и все эти добрые дела, которые человек творит во время своей земной жизни, записывает, чтобы он мог получить за них милость от Господа и вечное воздаяние в Царствии Небесном. Так и князь тьмы, желающий погубить род человеческий, приставляет к каждому человеку одного из лукавых духов, который ходит всегда вслед за человеком и наблюдает все его от юности злые дела, поощряя их своими кознями, и собирает все, что человек сделал дурного. Затем он относит на мытарства все эти грехи, записывая каждый в соответствующее место. Отсюда и известны воздушным князьям все грехи всех людей, какие только живут в мире. Когда душа разлучится от тела и стремится взойти на небо к своему Создателю, тогда лукавые духи препятствуют ей, показывая списки ее грехов; и если душа имеет добрых дел более, нежели грехов, то они не могут ее удержать; когда же окажется на ней грехов более, чем добрых дел, то они удерживают ее на время, заключают в темницу неведения Божия и мучают, насколько допускает им сила Божия, до тех пор, пока душа, по молитвам Церкви и родных получит свободу. Если же окажется какая душа настолько грешна и недостойна перед Богом, что теряется всякая надежда на ее спасение и ей грозит вечная гибель, то ее низводят в бездну, где она находится до второго пришествия Господня, когда начнется для нее вечное мучение в геенне огненной. Знай также, что таким путем испытываются только души тех, кто просвещен святым крещением. Неверующие же во Христа, идолослужители и вообще все не ведающие истинного Бога этим путем не восходят, потому что во время земной жизни живы только телом, а душой уже погребены во аде. И когда они умирают, бесы без всякого испытания берут их души и низводят в геенну и пропасть».
Мытарство 5-е
Беседуя таким образом, мы дошли до мытарства, называемое мытарством лености, на котором человек дает ответ за все дни и часы, проведенные в праздности. Здесь же задерживаются и тунеядцы, питающиеся чужими трудами и не хотящие сами ничего делать, или берущие плату за невыполненную работу. Там же спрашивают отчет с тех, которые не заботятся о славе имени Божия и ленятся в праздничные и воскресные дни ходить к Божественной Литургии и другим службам Божиим. Здесь же испытываются небрежность и уныние, леность и нерадение о своей душе как мирских людей, так и духовных, и многие отсюда отводятся в пропасть. Много и меня испытывали здесь и, если бы не добродетели преподобного Василия, восполнившие недостаток моих добрых дел, то мне не освободиться бы от долга лукавым духам этого мытарства за грехи мои; но они покрыли все, и я была изъята оттуда.
Мытарства после смерти
О мытарствах мы знаем из Жития преподобного Василия Нового от женщины Феодоры, блаженной, вернувшийся к жизни после смерти. Православная Церковь говорит, что прохождения этих испытаний не миновать.
Однако современный святой, Паисий Святогорец пишет, что Ангелы с любовью проводят истинных детей Божиим через мытарства
Важно не только не грешить на земле, но суметь искренне покаяться, а также жить со смирением и любовью к людям. Мытарства — лишь завершающая часть невидимой битвы, которую человек ведет с темными духами на протяжении жизни
Бесы показывают нам наши грехи, преступление Заповедей Божиих. В Житии Василия Нового перечислено 20 мытарств, которые являются частично испытанием смертных грехов, то есть за них — более серьезное наказание, частично — мытарства грехов не смертных.
Мытарство блуда и прелюбодеяния — это половые отношения до брака и измена в браке. То есть разница в том, что блуд совершает одинокий человек, а прелюбодеяние — состоящий в браке. Также к блудным грехам причисляется рукоблудие (онанизм), Господь не благословляет бесстыдства, просмотра откровенных и порнографических визуальных материалов, когда невозможно следить за своими мыслями и чувствами. Особенно греховно из-за своей похоти разрушать уже существующую семью, предав ставшего близким человека. Даже позволяя себе думать слишком много о другом человеке, фантазировать — вы очерняете свои чувства, и предаете чувства другого человека.
- Мытарство содомских грехов, то есть половых извращений, кровосмешения.
- Мытарство ересей — отступления от Православной веры.
- Мытарство немилосердия, жестокости — отказа помогать нуждающимся.
Каждый грех может быть очищен до нашей смерти. Успейте покаяться и приступить к Таинству Исповеди, которое ежедневно и еженедельно проводится в каждой православной церкви. Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику — но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник — лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа. В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи! Если вам стыдно, назовите грехи в числе прочих коротко, по приведенным нами в перечне смертных грехов названиям. Исповедь обычно проходит за полчаса до начала каждой Литургии (о времени ее нужно узнать из расписания) в любом православном храме. На исповедь нужно взять только листок с записанными грехами (он нужен, чтобы не забыть назвать грехи). Да хранит вас Бог от греха и неправды!
Мытарство 18-е
После этого мы достигли мытарства
содомского, где истязуются грехи, несогласные ни с мужским, ни с женским естеством, а также совокупление с бесами и бессловестными животными, и кровосмешения, и другие тайные грехи этого рода, о которых стыдно и вспомнить. Князь этого мытарства, сквернейший из всех бесов, его окружавших, был весь покрыт смердящим гноем; безобразие его трудно описать. Все они пылали яростью; поспешно выбежали нам навстречу и обступили нас. Но, по благодати Божией, ни в чем грешной они меня не нашли и потому со стыдом убежали назад; мы же, радуясь, вышли из этого мытарства. После этого святые Ангелы сказали мне: «Ты видела, Феодора, страшные и скверные блудные мытарства. Знай, что редкая душа проходит ими без задержания, потому что весь мир лежит во зле соблазнов и скверн и все люди сластолюбивы и склонны к блуду. Человек уже с ранней юности расположен к этим делам, и едва ли сохранит себя от нечистоты; немного умерщвляющих свои плотские похоти и потому свободно проходящих через эти мытарства; большинство же здесь погибает; лютые истязатели похищают души блудников и, ужасно мучая их, отводят в ад. Ты же, Феодора, благодари Бога, что по молитвам святого Василия миновала эти блудные мытарства, и больше уже ты не встретишь задержки».
Мытарство 3-е
Мытарство, к которому мы пришли потом, называется мытарством
осужденияи клеветы. Здесь, когда остановили нас, я увидела как тяжко грешит тот, кто осуждает своего ближнего, и как много зла, когда один клевещет на другого, бесславит его, бранит, когда ругается и смеется над чужими грехами, не обращая внимания на свои собственные. Грозные духи испытывают грешных в этом за то, что они предвосхищают сан Христов и делаются судиями и губителями своих ближних, когда как сами неизмеримо больше достойны осуждения
В этом мытарстве я, по благодати Божией, не во многом оказалась грешна, потому что во всю жизнь свою остерегалась, чтобы кого-нибудь не осудить, не наклеветать на кого, не насмехалась ни над кем, никого не бранила; иногда только, слушая, как другие осуждали ближних, клеветали на них или смеялись над ними, в мыслях я отчасти с ними соглашалась и, по неосторожности, к их речам прибавляла немного от себя, но, одумавшись, тотчас удерживалась. Но и это испытывавшие меня духи поставили мне во грех, и только заслугами преподобного Василия святые Ангелы освободили меня из этого мытарства, и мы пошли выше
После смерти — душа человека проходит 20 мытарств
Какие мытарства проходит душа? Мытарств всего 20, ими управляют нечистые злые духи, которые пытаются забрать душу человека в ад. Мытари — падшие души, которые стараются обличить душу человека в содеянные грехах, стремясь обнаружить в ней страсти.
Бесы дают список грехов, а ангелы — добрые дела, которые были совершены душой при жизни. Если добрые дела перевешивают, то душа проходит к следующему мытарству. Но если же злые дела перевешивают, то бесы уносят душу в ад. Если же на весах будет равновесие между добрыми и злыми делами, то побеждает человеколюбие Божие.
Мытарства проходят по дням? Мытарства душа проходит ровно сорок дней, после чего отправляется туда, куда ей будет предрешено попасть.
Список добрых дел ведет Ангел-Хранитель, который дается каждому человеку с момента крещения, а список злых дел ведет бес, который посылается сатаной к каждой душе, чтобы как можно чаще приводить человека к грехам
Мытарство 17-е
Следующее мытарство было мытарством прелюбодеяния, где истязуются грехи живущих в супружестве: если кто не сохранил супружеской верности, осквернил свое ложе – здесь должен дать отчет. Истязуются здесь также и те, кто грешен в похищении для блуда, в насилии. Здесь же испытывают лиц, посвятивших себя Богу и давших обет целомудрия, но не сохранивших свой обет и впавших в блуд; истязание этих особенно грозно. На этом мытарстве я оказалась много грешной, меня уличили в прелюбодеянии, и злые духи уже хотели похитить меня из рук Ангелов и отвести на дно ада. Но святые Ангелы много спорили с ними и едва искупили меня, оставив все добрые дела мои здесь до последнего и весьма много прибавив из сокровищницы преподобного Василия. И взяв меня от них, отправились далее.
Православное учение о мытарствах
Отношение к «Мытарствам блаженной Феодоры» в Православной Церкви довольно неоднозначное. Некоторые священнослужители и специалисты в области православия говорят о том, что мытарства вводят людей в заблуждение. В этом повествовании не остаётся места для Божьего Суда.
Православная церковь неоднозначно относится к Мытарствам
При этом отмечается, что они написаны под влиянием католического учения о чистилище, которое повествует о возможности человека самостоятельно изменить свою участь после смерти, откупившись от бесов.
Другие православные священники говорят об ортодоксальности учения о мытарствах. В своих обоснованиях они ссылаются на следующих богословов:
- Феофана Затворника;
- Иоанна Златоуста;
- Ефрема Сирина;
- Макария Великого.
Сторонники учения о мытарствах говорят, что мытарства — неотъемлемая часть Божественного Суда. Во время мытарств не происходит откупа грехов. Мытарства обнажают страсти и грехи человеческие, помогая ему осознать себя при помощи духовных сил, которые накапливаются в процессе земной жизни и умножаются молитвами близких людей.
Отцы Церкви говорят, что не все люди проходят путь мытарств. Иноверцы и некрещеные люди сразу после смерти оказываются в руках бесов. Чистые же души, при жизни достигшие единения с Господом, минуют ступени испытаний и возносятся к Престолу Господа.
Современные люди часто забывают о том, что готовиться к входу в загробный мир необходимо задолго до смертного часа. «Мытарства блаженной Феодоры» призваны напомнить человеку о необходимости совершать добрые дела и благочестивые поступки. Совершив грех, христианин должен признать это деяние и раскаяться в нём. Это поможет избегать подобных действий в будущей жизни и вычеркнуть их из бесовских свитков мытарств.
Мытарства преподобной Феодоры
Мытарство 15-е
Беспрепятственно прошли мы и следующее мытарство, где истязуются духами за
чародейство, колдовство, обаяние, нашептывание, призывание бесов. Духи этого мытарства по виду своему похожи на четвероногих гадов, на скорпионов, змей и жаб; одним словом, страшно и мерзко смотреть на них. По благодати Божией, духи этого мытарства не нашли во мне ни одного подобного греха, и мы отправились далее; духи же с яростью кричали мне вслед: «Посмотрим, как уйдешь ты из блудных мест, когда придешь туда!» Когда мы стали восходить выше, я спросила водивших меня Ангелов: «Господие мои, все ли христиане проходят эти мытарства и нет ли для кого возможности пройти здесь без истязания и страха?» Святые Ангелы отвечали мне: «Для душ верующих, восходящих на небо, другого пути нет – все идут здесь, но не все бывают так испытываемы на мытарствах, как ты, а только тебе подобные грешники, то есть те, которые из стыда не открывали искренне духовному отцу всех своих грехов на исповеди. Если же кто покается искренне во всех грехах, то грехи по милосердию Божию, невидимо заглаживаются, и когда таковая душа проходит здесь, воздушные истязатели открывают книги свои и ничего не находят записанного за ней; тогда они уже не могут устрашить ее, причинить ей чего-либо неприятного, и душа в веселии восходит к престолу благодати. И ты, если бы во всем раскаялась перед духовным отцом и получила от него разрешение, избежала бы ужасов прохождения по мытарствам; но помогает тебе еще то, что ты давно перестала творить смертные грехи и уже много лет проводишь добродетельную жизнь, а главным образом помогают тебе молитвы святого Василия, которому ты усердно служила на земле».
Мытарство 17-е
Следующее мытарство было мытарством
прелюбодеяния, где истязуются грехи живущих в супружестве: если кто не сохранил супружеской верности, осквернил свое ложе – здесь должен дать отчет. Истязуются здесь также и те, кто грешен в похищении для блуда, в насилии. Здесь же испытывают лиц, посвятивших себя Богу и давших обет целомудрия, но не сохранивших свой обет и впавших в блуд; истязание этих особенно грозно. На этом мытарстве я оказалась много грешной, меня уличили в прелюбодеянии, и злые духи уже хотели похитить меня из рук Ангелов и отвести на дно ада. Но святые Ангелы много спорили с ними и едва искупили меня, оставив все добрые дела мои здесь до последнего и весьма много прибавив из сокровищницы преподобного Василия. И взяв меня от них, отправились далее.
Мытарство 18-е
После этого мы достигли мытарства содомского, где истязуются грехи, несогласные ни с мужским, ни с женским естеством, а также совокупление с бесами и бессловестными животными, и кровосмешения, и другие тайные грехи этого рода, о которых стыдно и вспомнить. Князь этого мытарства, сквернейший из всех бесов, его окружавших, был весь покрыт смердящим гноем; безобразие его трудно описать. Все они пылали яростью; поспешно выбежали нам навстречу и обступили нас. Но, по благодати Божией, ни в чем грешной они меня не нашли и потому со стыдом убежали назад; мы же, радуясь, вышли из этого мытарства. После этого святые Ангелы сказали мне: «Ты видела, Феодора, страшные и скверные блудные мытарства. Знай, что редкая душа проходит ими без задержания, потому что весь мир лежит во зле соблазнов и скверн и все люди сластолюбивы и склонны к блуду. Человек уже с ранней юности расположен к этим делам, и едва ли сохранит себя от нечистоты; немного умерщвляющих свои плотские похоти и потому свободно проходящих через эти мытарства; большинство же здесь погибает; лютые истязатели похищают души блудников и, ужасно мучая их, отводят в ад. Ты же, Феодора, благодари Бога, что по молитвам святого Василия миновала эти блудные мытарства, и больше уже ты не встретишь задержки».
Мытарство 5-е
Беседуя таким образом, мы дошли до мытарства, называемое мытарствомлености, на котором человек дает ответ за все дни и часы, проведенные в праздности. Здесь же задерживаются и тунеядцы, питающиеся чужими трудами и не хотящие сами ничего делать, или берущие плату за невыполненную работу. Там же спрашивают отчет с тех, которые не заботятся о славе имени Божия и ленятся в праздничные и воскресные дни ходить к Божественной Литургии и другим службам Божиим. Здесь же испытываются небрежность и уныние, леность и нерадение о своей душе как мирских людей, так и духовных, и многие отсюда отводятся в пропасть. Много и меня испытывали здесь и, если бы не добродетели преподобного Василия, восполнившие недостаток моих добрых дел, то мне не освободиться бы от долга лукавым духам этого мытарства за грехи мои; но они покрыли все, и я была изъята оттуда.
МЫТАРСТВО 20-е
Но прежде, чем мы достигли входа в Царствие Небесное, нас
встретили злые духи последнего мытарства, которое называется
мытарством немилосердия и жестокосердия. Истязатели
этого мытарства особенно жестоки, тем более их князь. По виду
своему он сух, уныл и в ярости душит немилосердным огнем. В
этом мытарстве без всякой пощады испытываются души
немилосердных. И если кто окажется совершившим многие подвиги,
соблюдавшим строго посты, неусыпным в молитвах, сохранившим
чистоту сердца и умертвившим плоть воздержанием, но был
немилосерден, немилостив, глух к мольбам ближнего своего — тот
из этого мытарства низводится долу, заключается в адской бездне
и не получает прощения вовеки. Но мы, по молитвам преподобного
Василия, всюду помогавшего мне своими добрыми делами, и это
мытарство прошли беспрепятственно.
На этом кончился ряд воздушных мытарств, и мы с радостью
приблизились к вратам небесным. Врата эти были светлы, как
кристалл, и кругом видно было сияние, которое невозможно
описать; в них сияли солнцеобразные юноши, которые увидев меня,
ведомую Ангелами к небесным вратам, исполнились радости оттого,
что я, покрываемая милосердием Божиим, прошла все воздушные
мытарства. Они любезно встретили нас и ввели вовнутрь.
Что я там видела и что слышала, Григорий — это невозможно
описать! Я приведена была к Престолу неприступной славы
Божией, Который был окружен Херувимами, Серафимами и множеством
войск небесных, восхвалявших Бога неизреченными песнями; я
упала ниц и поклонилась невидимому и недоступному для ума
человеческого Божеству. Тогда небесные силы воспели пресладкую
песнь, восхвалявшее милосердие Божие, которое не могут истощить
грехи людей, и послышался глас, повелевший водившим меня
Ангелам, чтобы они отвели меня смотреть обители святых, а также
все муки грешных и потом успокоили меня в обители, уготованной
для блаженного Василия. По этому велению меня водили всюду, и
видела я преисполненные славы и благодати селения и обители,
приготовленные для любящих Бога. Водящие меня показывали мне в
отдельности и обители Апостолов, и обители Пророков, и обители
Мучеников, и обители Святительские, и обители особенные для
каждого чина святых. Каждая обитель отличалась необыкновенной
красотой, а по длине и ширине каждую я могла сравнить с
Цареградом, если бы только они не были еще лучше и не имели
множества пресветлых, не руками сделанных комнат. Все бывшие
там, видя меня, радовались моему спасению, встречали и
целовали, прославляя Бога, избавившего меня от лукавого.
Когда мы обошли эти обители, меня низвели в преисподнюю,
и там я видела нестерпимые страшные муки, которые уготованы в
аде для грешников. Показывая их, Ангелы, водившие меня,
говорили мне: «Видишь, Феодора, от каких мук, по молитвам
святого Василия, избавил тебя Господь». Я слышала там вопли и
плач и горькие рыдания; одни стонали, другие озлобленно
восклицали: увы нам! Были и такие, которые проклинали день
своего рождения, но не было никого, кто бы пожалел их. Окончив
осмотр мест мучений, Ангелы вывели меня оттуда и привели в
обитель преподобного Василия, сказав мне: «Ныне преподобный
Василий совершает по тебе память». Тогда я поняла, что пришла
на это место покоя через сорок дней после моего разлучения от
тела». Все это блаженная Феодора пересказала Григорию в сонном
видении и показала ему красоту той обители и духовные
богатства, которые снисканы многотрудными подвигами
преподобного Василия; показала также Григорию Феодора и
наслаждение, и славу, и различные золотолиственные и обильные
плодами сады, и вообще все духовное веселие праведных.
Мытарство 15-е
Беспрепятственно прошли мы и следующее мытарство, где истязуются духами за чародейство, колдовство, обаяние, нашептывание, призывание бесов. Духи этого мытарства по виду своему похожи на четвероногих гадов, на скорпионов, змей и жаб; одним словом, страшно и мерзко смотреть на них. По благодати Божией, духи этого мытарства не нашли во мне ни одного подобного греха, и мы отправились далее; духи же с яростью кричали мне вслед: «Посмотрим, как уйдешь ты из блудных мест, когда придешь туда!» Когда мы стали восходить выше, я спросила водивших меня Ангелов: «Господие мои, все ли христиане проходят эти мытарства и нет ли для кого возможности пройти здесь без истязания и страха?» Святые Ангелы отвечали мне: «Для душ верующих, восходящих на небо, другого пути нет – все идут здесь, но не все бывают так испытываемы на мытарствах, как ты, а только тебе подобные грешники, то есть те, которые из стыда не открывали искренне духовному отцу всех своих грехов на исповеди. Если же кто покается искренне во всех грехах, то грехи по милосердию Божию, невидимо заглаживаются, и когда таковая душа проходит здесь, воздушные истязатели открывают книги свои и ничего не находят записанного за ней; тогда они уже не могут устрашить ее, причинить ей чего-либо неприятного, и душа в веселии восходит к престолу благодати. И ты, если бы во всем раскаялась перед духовным отцом и получила от него разрешение, избежала бы ужасов прохождения по мытарствам; но помогает тебе еще то, что ты давно перестала творить смертные грехи и уже много лет проводишь добродетельную жизнь, а главным образом помогают тебе молитвы святого Василия, которому ты усердно служила на земле».
Мытарство 15-е
Беспрепятственно прошли мы и следующее мытарство, где истязуются духами за чародейство, колдовство, обаяние, нашептывание, призывание бесов. Духи этого мытарства по виду своему похожи на четвероногих гадов, на скорпионов, змей и жаб; одним словом, страшно и мерзко смотреть на них. По благодати Божией, духи этого мытарства не нашли во мне ни одного подобного греха, и мы отправились далее; духи же с яростью кричали мне вслед: «Посмотрим, как уйдешь ты из блудных мест, когда придешь туда!» Когда мы стали восходить выше, я спросила водивших меня Ангелов: «Господие мои, все ли христиане проходят эти мытарства и нет ли для кого возможности пройти здесь без истязания и страха?» Святые Ангелы отвечали мне: «Для душ верующих, восходящих на небо, другого пути нет – все идут здесь, но не все бывают так испытываемы на мытарствах, как ты, а только тебе подобные грешники, то есть те, которые из стыда не открывали искренне духовному отцу всех своих грехов на исповеди. Если же кто покается искренне во всех грехах, то грехи по милосердию Божию, невидимо заглаживаются, и когда таковая душа проходит здесь, воздушные истязатели открывают книги свои и ничего не находят записанного за ней; тогда они уже не могут устрашить ее, причинить ей чего-либо неприятного, и душа в веселии восходит к престолу благодати. И ты, если бы во всем раскаялась перед духовным отцом и получила от него разрешение, избежала бы ужасов прохождения по мытарствам; но помогает тебе еще то, что ты давно перестала творить смертные грехи и уже много лет проводишь добродетельную жизнь, а главным образом помогают тебе молитвы святого Василия, которому ты усердно служила на земле».
Мытарство 17-е
Следующее мытарство было мытарством прелюбодеяния, где истязуются грехи живущих в супружестве: если кто не сохранил супружеской верности, осквернил свое ложе – здесь должен дать отчет. Истязуются здесь также и те, кто грешен в похищении для блуда, в насилии. Здесь же испытывают лиц, посвятивших себя Богу и давших обет целомудрия, но не сохранивших свой обет и впавших в блуд; истязание этих особенно грозно. На этом мытарстве я оказалась много грешной, меня уличили в прелюбодеянии, и злые духи уже хотели похитить меня из рук Ангелов и отвести на дно ада. Но святые Ангелы много спорили с ними и едва искупили меня, оставив все добрые дела мои здесь до последнего и весьма много прибавив из сокровищницы преподобного Василия. И взяв меня от них, отправились далее.
Мытарство 3-е
Мытарство, к которому мы пришли потом, называется мытарством осужденияи клеветы. Здесь, когда остановили нас, я увидела как тяжко грешит тот, кто осуждает своего ближнего, и как много зла, когда один клевещет на другого, бесславит его, бранит, когда ругается и смеется над чужими грехами, не обращая внимания на свои собственные. Грозные духи испытывают грешных в этом за то, что они предвосхищают сан Христов и делаются судиями и губителями своих ближних, когда как сами неизмеримо больше достойны осуждения
В этом мытарстве я, по благодати Божией, не во многом оказалась грешна, потому что во всю жизнь свою остерегалась, чтобы кого-нибудь не осудить, не наклеветать на кого, не насмехалась ни над кем, никого не бранила; иногда только, слушая, как другие осуждали ближних, клеветали на них или смеялись над ними, в мыслях я отчасти с ними соглашалась и, по неосторожности, к их речам прибавляла немного от себя, но, одумавшись, тотчас удерживалась. Но и это испытывавшие меня духи поставили мне во грех, и только заслугами преподобного Василия святые Ангелы освободили меня из этого мытарства, и мы пошли выше
После мытарств
На этом кончился ряд воздушных мытарств, и мы с радостью приблизились к вратам небесным. Врата эти были светлы, как кристалл, и кругом видно было сияние, которое невозможно описать; в них сияли солнцеобразные юноши, которые увидев меня, ведомую Ангелами к небесным вратам, исполнились радости оттого, что я, покрываемая милосердием Божиим, прошла все воздушные мытарства. Они любезно встретили нас и ввели вовнутрь. Что я там видела и что слышала, Григорий – это невозможно описать! Я приведена была к Престолу неприступной славы Божией, Который был окружен Херувимами, Серафимами и множеством войск небесных, восхвалявших Бога неизреченными песнями; я упала ниц и поклонилась невидимому и недоступному для ума человеческого Божеству. Тогда небесные силы воспели пресладкую песнь, восхвалявшее милосердие Божие, которое не могут истощить грехи людей, и послышался глас, повелевший водившим меня Ангелам, чтобы они отвели меня смотреть обители святых, а также все муки грешных и потом успокоили меня в обители, уготованной для блаженного Василия. По этому велению меня водили всюду, и видела я преисполненные славы и благодати селения и обители, приготовленные для любящих Бога. Водящие меня показывали мне в отдельности и обители Апостолов, и обители Пророков, и обители Мучеников, и обители Святительские, и обители особенные для каждого чина святых. Каждая обитель отличалась необыкновенной красотой, а по длине и ширине каждую я могла сравнить с Цареградом, если бы только они не были еще лучше и не имели множества пресветлых, не руками сделанных комнат. Все бывшие там, видя меня, радовались моему спасению, встречали и целовали, прославляя Бога, избавившего меня от лукавого. Когда мы обошли эти обители, меня низвели в преисподнюю, и там я видела нестерпимые страшные муки, которые уготованы в аде для грешников. Показывая их, Ангелы, водившие меня, говорили мне: «Видишь, Феодора, от каких мук, по молитвам святого Василия, избавил тебя Господь». Я слышала там вопли и плач и горькие рыдания; одни стонали, другие озлобленно восклицали: увы нам! Были и такие, которые проклинали день своего рождения, но не было никого, кто бы пожалел их. Окончив осмотр мест мучений, Ангелы вывели меня оттуда и привели в обитель преподобного Василия, сказав мне: «Ныне преподобный Василий совершает по тебе память». Тогда я поняла, что пришла на это место покоя через сорок дней после моего разлучения от тела».
Все это блаженная Феодора пересказала Григорию в сонном видении и показала ему красоту той обители и духовные богатства, которые снисканы многотрудными подвигами преподобного Василия; показала также Григорию Феодора и наслаждение, и славу, и различные золотолиственные и обильные плодами сады, и вообще все духовное веселие праведных.
Мытарство 4-е
Продолжая путь, мы достигли нового мытарства, которое называется мытарством чревоугодия. Навстречу нам выбежали скверные духи, радуясь, что к ним идет новая жертва. Внешний вид этих духов был безобразен: они изображали собой разные виды сластолюбивых чревоугодников и мерзких пьяниц; несли блюда и чаши с яствами и разным питьем. Пища и питье по виду тоже были гнусны, походили на смердящий гной и блевотину. Духи этого мытарства казались пресыщенными и пьяными, они скакали с музыкой в руках и делали все, что обыкновенно делают пирующие, и ругались над душами грешных, приводимыми ими к мытарству. Эти духи, как псы, обступили нас, остановили и начали показывать все мои грехи этого рода: ела ли тайно когда-нибудь или через силу и сверх надобности, или с утра, как свинья, без молитвы и крестного знамения, или в святые посты ела прежде времени, назначенного церковным уставом, или по невоздержанию вкушала прежде обеда, или во время обеда пресыщалась не в меру. Высчитали также мое пьянство, показывая чаши и сосуды, из которых я напивалась, и прямо говорили: столько-то чаш выпила ты в такое-то время, и на таком-то пиршестве, с такими-то людьми; а в другом месте выпила столько-то и дошла до беспамятства и рвоты, и столько-то раз пировала и плясала под музыку, хлопая в ладоши, пела песни и прыгала и, когда тебя приводили домой, изнемогала от безмерного пьянства; еще показывали мне лукавые духи те чаши, из которых я пила иногда поутру и в постные дни ради гостей или когда по немощи пила до опьянения и не считала того за грех и не каялась, а напротив, еще и других соблазняла к тому же. Указали мне и на то, когда в воскресные дни случалось мне выпить прежде святой Литургии, и многое тому подобное указывали они мне из моих грехов по чревоугодию и радовались, уже считая меня в своей власти, и намеревались отвести меня на дно ада; я же, видя себя обличенной и не имея ничего сказать против них, трепетала. Но святые Ангелы, заимствовав из сокровищницы преподобного Василия добрые дела его, покрыли мои грехи и изъяли из власти тех лукавых духов. Видя это, они подняли крик: «Горе нам! Пропали наши труды! Исчезла наша надежда!» – и начали пускать по воздуху свертки, где были написаны мои грехи; я же была рада, и затем мы беспрепятственно пошли оттуда.
Во время пути к следующему мытарству святые Ангелы вели между собою беседу. Они говорили: «Поистине великую помощь получает эта душа от угодника Божия Василия: если бы его молитвы не помогали ей, большую нужду пришлось бы ей испытать, проходя воздушные мытарства». Так говорили сопровождающие меня Ангелы, и я взяла на себя смелость спросить их: «Господие мои, мне кажется, что никто из живущих на земле не знает, что здесь бывает, и что ожидает грешную душу по смерти?» Святые Ангелы отвечали мне: «Ужели божественные писания, читаемые всегда в церквах и проповедуемые служителями Божиими, мало говорят об этом! Только пристрастившиеся к земной суете не обращают на это внимания, находя особую прелесть в том, чтобы ежедневно есть до пресыщения и пьянствовать, делая таким образом своим богом чрево, не помышляя о жизни будущей и забывая слова Писания: горе вам, насыщенные ныне, яко взалщете, и упивающиеся, яко возжаждете. Они считают Святое Писание баснями и живут в небрежении о своей душе, пируя с песнями и музыкой и всякий день, как евангельский богач, веселящиеся светло. Но те, которые милостивы и милосердны, благодетельствуют нищим и убогим – эти получают от Бога прощение грехов своих и за свою милостыню без особого истязания проходят мытарства, по слову Писания: милостыня от смерти избавляет и тая отпущает всякий грех. Творящие милостыню и правду исполняются жизни, а тем, кои не стараются милостыней очистить грехи свои, нельзя избегнуть этих испытаний, и темнообразные князи мытарств, которых ты видела, похищают их и, жестоко мучая, отводят на дно ада и держат там в узах до страшного суда Христова. И тебе самой невозможно было избежать этого, если бы не сокровищница добрых дел преподобного Василия, из которой были покрыты твои грехи».
Источники и историография
Основным источником жизнеописания Феодоры является сочинение Продолжателя Феофана «Жизнеописания византийских царей». В данном источнике жизнь Феодоры описана в двух разделах: «Феофил» (описан период от её рождения до смерти супруга императора Феофила) и «Михаил III» (описан период её регентства, отход от управления империей и смерть). Житийная литература не содержит о Феодоре подробных сведений, ограничиваясь указанием на её заслуги в восстановлении иконопочитания.
Георгий Амартол, современник Феодоры, окончил свою хронику 842 годом, то есть в канун прихода Феодоры к власти. Продолжатель Феофана и Иосиф Генесий, в сочинениях которых излагается жизнь и деяния Феодоры, писали свои труды по повелению императора Константина Багрянородного спустя век после правления василисы Феодоры.
Из современных историков о Феодоре неоднократно писал французский автор Шарль Диль в цикле своих трудов по истории Византийской империи. Подробно деятельность Феодоры в восстановлении иконопочитания рассмотрена историком церкви Карташёвым в его труде «Вселенские соборы».