Кто такой бес обитатель потустороннего мира стоящий за спиной

Краткое содержание романа «Бесы»

Произведение отличается довольно внушительным объемом, так как в нем описываются события, происходящие на протяжении длительного времени. Для понимания смысла романа Достоевского «Бесы» нужно сначала кратко разобрать суть повествования.

Характеристика главных героев:

  1. Ставрогина Варвара Петровна – высокомерная, властная женщина.
  2. Ставрогин Николай Всеволодович – сын Варвары Петровны, привлекательный молодой человек, получивший хорошее образование, любимец дам.
  3. Верховенский Степан Трофимович – добродушный, слабохарактерный, но достаточно проницательный человек.
  4. Верховенский Петр Степанович – сын Степана Верховенского – хитрый, опасный интриган, руководитель тайного общества.
  5. Кириллов Алексей Нилыч – автор теории самоубийства, как высшей формы проявления воли мыслящего человека.
  6. Шатов Иван Павлович – бывший член революционной ячейки, разочаровавшийся в идеях социализма.

Место действия – губернский городок, где собралась группа либерально-настроенной молодежи под предводительством Петра Верховенского. Целью Верховенского является создание революционной группы для разжигания мятежных настроений в народе. Приехавший в город Николай Ставрогин оказывается вовлеченным в тайное общество.

Бурная деятельность Петра приводит к тому, что город начинает лихорадить: легкомысленно настроенная молодежь забавляется, издеваясь над новобрачными и оскверняя иконы. Из-за бушующих вокруг пожаров разрастаются слухи о поджогах, в разных местах появляются листовки с призывом к бунту, недовольные закрытием фабрики рабочие собираются бастовать.

В описанном автором хаосе, внесенном террористами в маленький городок, раскрывается основной смысл произведения «Бесы».

После того, как один из членов ячейки – Иван Шатов решает покинуть революционную организацию, Верховенский призывает единомышленников к убийству бывшего студента якобы за донос.

После убийства Шатова, Кириллов, согласно предварительной договоренности с Верховенским, оставляет записку, где берет на себя вину за чужую кровь. Но это не спасает остальных членов организации от ареста. На свободе остается лишь Петр, сбежавший за границу. Ставрогин, не выдержавший груза вины, кончает жизнь самоубийством.

Какие еще бывают бесы и демоны

Бесов и демонов неоднократно пытались классифицировать еще в Средние века. В большинстве трактатов демонологического и религиозного характера можно встретить  информацию о том, какие бывают бесы и демоны, а также прочая нечистая сила. Бесы, черти и демоны стоят на разных ступенях иерархии. Некоторые демонологи считают, что их сила зависит от количества загубленных душ. Иначе говоря, нечистая сила способна продвигаться по «карьерной лестнице».

По Альфонсу де Спина, например, живущий в домах полтергейст — отдельный вид бесов, а инкуб или суккуб может оказаться как демоном, так и бесом. Каждая ведьма или колдун обладают домашним бесом-помощником, а особенно сильные маги могут получать помощь от демона-покровителя. Существует также особые демоны и бесы, которые досаждают только святым.

Живший в 16 веке демонолог П. Бинсфельд классифицировал нечистую силу по семи грехам. То есть, это бесы похоти, алчности и другие. Кроме этого, демонов можно классифицировать по ангельским чинам. Михаил Пселл классифицировал нечистую силу по ее месту обитания. Это огненный бес, водяной, земной и воздушный. Существует также подземная нечистая сила, которая вызывает землетрясения и аварии в шахтах, а также светобоязненные демоны, непостижимые для человека.

В целом существует множество видов бесов, демонов и чертей. Различные авторы использовали разные методы классификации нечистой силы. Знать, чем отличаются между собой ее представители, необходимо каждому человеку. Эти знания пригодятся людям, которые не желают жить в грехе и становиться жертвой темных сил.

Бес блуда и похоти

Несложно догадаться, что бес блуда — это нечистая сила, которая искушает человека плотскими удовольствиями. Что такое блуд? Это разврат, прелюбодеяние, рукоблудство, блудные мысли и разговоры, распущенность, а также блудное понуждение

Последним называют поведение, привлекающее внимание противоположного пола, аналогичные предпочтения в одежде, любовь к флирту

В целом под это определение попадает большинство современных людей, ведь блуд — это занятия любовью ради удовольствия, а не зачатия детей, а также сексуальные отношения между людьми, не связанными браком. Практически вся современная одежда направлена на привлечение противоположного пола. Можно сказать, что в наше время изгнание беса блуда не слишком актуально.

Однако бес похоти может искушать слабого волей и верой человека на сексуальные преступления, различные извращения, растление малолетних и прочие не слишком приятные и малообсуждаемые в приличном обществе вещи. Нечистая сила может овладеть человеком одновременно с совершением им любого греха — от выкуренной сигареты до чувства зависти. Дети грешных родителей автоматически считаются лишенными божественной помощи, и это основная причина блуда у детей.

Демона блуда и похоти зовут Асмодей. Он и его помощники искушают людей с чистыми душами, превращая их в закоренелых грешников. Даже после изгнания бесов они остаются неподалеку от человека, постоянно пытаясь добраться до него. Эротические сны и фантазии считаются первыми признаками их попыток вселиться в человека. Противостоятелем Асмодея является Иоанн Креститель. Молитвы, обращенные к этому святому, помогут вам избавиться от пугающих вас блудных мыслей.

Кроме этого, бесом блуда называют нечисть, которая сбивает путников с дороги — от слова «заблудиться». Его воздействие описывают как невозможность узнать знакомые места, сориентироваться на местности даже несмотря на то, что территория, на которой человеку не повезло заблудиться, ничтожно мала. Если верить легендам, под воздействием такой нечистой силы человек может бродить всю ночь, только на рассвете узнав знакомую местность. Иногда она пытается завести в болото, столкнуть с обрыва или погубить другими способами.

Известны аномальные зоны, в которых водится немало таких представителей нечисти. Там часто теряются, а то и пропадают без вести люди. Иногда блудом называют заложного покойника — не нашедшего покоя казненного преступника или самоубийцу, который желает зла всем живым. Это связано с тем, что они часто появляются на местах смерти. Могилы самоубийц в старину находились далеко от человеческого жилья, но близко к дорогам. Проходя их, раньше старались бросить горсть земли на такую могилу, чтобы поучаствовать в похоронном обряде, которого самоубийца был лишен. Так его можно задобрить, чтобы не нашедший покоя дух не завел в топь или густую чащу.

Спасти от блуда может крестное знамение или молитва, например «Отче наш» или дорожная молитва-оберег:
Для того, чтобы защитить от злого духа в дороге, в старину носили с собой чеснок, четырехлепестковый клевер. Иногда старики советовали лечь и заснуть, если не удается найти путь. Утром злой дух потеряет свои силы, и больше не будет «водить». Для того, чтобы уведенный нечистью родственник вернулся, для него заказывали молебны, его имя выкрикивали в дымоход, ставили свечки за здравие в храме.

Как выглядят демоны и бесы

Искушая человека, они могут являться к нему в разных ипостасях. На вид это могут быть не одни лишь люди, даже знакомые, они могут принять даже вид ангела, кем он когда-то и был, запросто принимают облик Христа, Девы Марии. Но настоящая внешность похожа на человеческую, их изображения очень схожи с людскими, только вместо носа свиное рыло, на ногах копыта и еще у него имеются рожки и хвост. Википедия на своих страницах дает целый список книг, в которых есть фото ранних рисунков, изображающих разных демонов.

Бес сильно похож на черта, только больше его по размеру. Как и вся нечисть, он способен становиться невидимым, спокойно проходить сквозь преграды. Но люди, обладающие повышенной нервной чувствительностью, часто ощущают рядом его присутствие.

Их разделяют на несколько видов:

  • Полуденный. Его священники отождествляют с грехом уныния. Такой грех в христианском понимании — это расслабление духа и тела, ленность. Верный знак нахождения его рядом с человеком – прохладное отношение к молитвам, упадок духовной жизни.
  • Бес блуда. Нежить, которая толкает человека к плотским удовольствиям. К этим удовольствиям относятся физическая любовью не для зачатия ребенка, а для собственного удовольствия, похотливые размышления и беседы, расхлябанность в поведении. Она подталкивает людей с хилой волей на разврат, извращения и преступления сексуального характера.
  • Удача. Так зовут нечистого, который может принести везение в жизнь человека, но стоимость этого подарка от него – человеческая душа. К сожалению, существует много людей, которые готовы променять свою душу на такой подарок и после смерти провести вечность в Аду.

В современном мире принято желать удачи, но как советуют в православной религии, с такими пожеланиями надо обращаться аккуратно. Желая удачи родному или близкому человеку, люди призывают к нему злых духов. Они ожидают такого момента, чтобы потом подтолкнуть человека к греху, ведь данная им удача будет хорошим подарком за эту возможность.

Часть 1

Глава 1. Вместо введения: несколько подробностей из биографии многочтимого Степана Трофимовича Верховенского

О событиях, разыгравшихся в одном губернском городе, повествует их участник некто Г-в. Он живописует историю завзятого идеалиста, западника 1840-х годов, профессора Степана Трофимовича Верховенского. В молодые годы тот считал себя вольнодумцем, и был автором философской поэмы, нежданно попавшей в какой-то революционный сборник.

Дважды вдовец, отец Петруши, которого растили где-то в глуши дальние родственницы, Верховенский согласился с предложением восторженной помещицы-«меценатки», «супруги генерал-лейтенанта» Варвары Петровны Ставрогиной воспитать, как должно, ее единственного сына Николая. Дружба Верховенского и Ставрогиной, с бурными ссорами и примирениями, продолжалась больше 20 лет. Верховенский собрал вокруг себя «кружок приятелей», с которыми всласть можно нести «милый», «либеральный» русский вздор. Была в планах у него и собственная книга – да как-то звезды не сошлись.

Глава 2. Принц Гарри. Сватовство

Сын, Николай Всеволодович Ставрогин, был отрадой и тревогой материнского сердца. Под влиянием Верховенского он рос впечатлительным и застенчивым ребенком, но в 15 лет его отдали в лицей, после которого он избрал военную службу – и вот тут подрастерял свою меланхоличность. Буйный скандалист, дуэлянт, он был разжалован – но выслужился вновь. Наконец, офицер Ставрогин подал в отставку и ушел шататься по столичным трущобам с самыми сомнительными типами.

В гостях у матери этот «писаный красавец», «изящный джентльмен» 25 лет от роду скоро «выпустил свои когти». Вопреки любимой присказке почтенного господина Гаганова «меня не проведут за нос!» Ставрогин однажды прилюдно оттаскал его за нос. После явился на день рождения и расцеловал милую именинницу, чужую жену, между прочим. Сам губернатор был им укушен за ухо. Пошел слух, что молодой человек болен белой горячкой. Чуть оправившись, он выехал за границу, где добрался до самой Исландии.

В Европе он сдружился с Лизой Тушиной, дочкой богатой приятельницы Ставрогиной. Мать, считая, что дело кончится свадьбой, выехала к сыну вместе со своей воспитанницей Дарьей Шатовой. Однако сын успел сдружиться и с воспитанницей. Мать решила наскоро выдать Шатову за Верховенского. После взрыва возмущения он как-то быстро смирился с этой мыслью, чем немало уязвил добрую Варвару Петровну.

Глава 3. Чужие грехи

Молодой инженер Алексей Нилыч Кириллов заглядывает к жениху Верховенскому с новостью, что сын его Петруша скоро будет в городе. Вообще Кириллов приятельствует и с Николаем Ставрогиным, и с Иваном Шатовым (братом Дарьи). Между прочим, в беседе всплывает и имя капитана Игната Тимофеевича Лебядкина, махинатора, недавно отбывшего свой срок. Он вернулся домой, пьянствует, и избивает помешанную сестру свою Марью (Хромоножку).

Глава 4. Хромоножка

Лизавета Тушина, воротясь из Европы, задумывает печатать ежегодник русской жизни, и в помощники к себе зовет Шатова. В последний момент, когда Лизавета начинает расспрашивать о Лебядкиных (а Шатов проживает в одном доме с ними), показывает любовное письмо от капитана, и упоминает типографию, он отказывается ей помогать. Но уже вскоре они вместе навещают хромую Марью Лебядкину, болезненную на вид, с кроткой радостью в глазах и улыбке.

После обедни в соборе Варвару Петровну Ставрогину остановила, прося милостыню, Лебядкина. Та дала ей 10 рублей и повезла домой

Заметив хромоту Марьи, Ставрогина изменилась в лице: недавно ей пришла анонимка с указанием обратить внимание на хромую незнакомку

Глава 5. Премудрый змей

В доме Ставрогиной, кроме Лебядкиной, оказывается Лиза Тушина (испепеляющая взглядами Дарью Шатову), заявляется туда за сестрой и сам капитан Лебядкин. Вперемешку со стихами он намекает Ставрогиной на какую-то страшную, касающуюся ее, тайну.

Между тем, раньше времени, домой прибывает Николай Ставрогин. С ним вместе приходит и Петр Верховенский (холодно отвечающий на объятия отца). Варвара Петровна строго вопрошает сына: не жена ли ему Марья Лебядкина. Но Николай лишь мягко выпроваживает Марью к карете. В его отсутствие Петр Верховенский рассказывает душещипательную историю о том, как еще в столице Николай облагодетельствовал бесприютных Лебядкиных, а Марья возмечтала, что он ее жених. Варвара Петровна с облегчением умилилась, а вот у Лизаветы приключилась истерика, да Шатов дал возвратившемуся Ставрогину пощечину – и тот стерпел.

Критика

Естественно, русская критика, в частности либерально-демократическая, отрицательно отреагировала на выход «Бесов», усмотрев в сюжете острую сатиру. Глубокое философское наполнение было рассмотрено как идеологическое предупреждение нечаевщины. Рецензенты писали о том, что исчезновение революционной инициативы повергнет общество в оцепенение и сон, а власть перестанет слышать голос народа. Тогда трагическая судьба русского народа никогда не изменится к лучшему.

В работе «Духи русской революции» Бердяев выражает мнение о том, что нигилизм в понимании Достоевского можно трактовать как определённый религиозный взгляд. По Бердяеву, русский нигилист может представить вместо Бога самого себя. И хотя у самого Достоевского нигилизм больше связан с атеизмом, но в знаменитом монологе Ивана Карамазова о слезе ребёнка чувствуется острая необходимость человека в вере.

Удача — имя беса

Удача — имя беса, который способен принести везение, однако цена такого подарка — бессмертная душа человека. Многие согласились бы обменять свою душу на удачу, обрекая себя на посмертное существование в аду, а то и не-жизнь в роли или упыря.

Каждый знает, что в современном обществе принято желать удачи. Следует быть осторожнее с такими пожеланиями, утверждают православные священники. Желая удачи, вы призываете нечисть для своего близкого человека. Бес Удача только этого и ожидает. Его цель — подталкивать людей к греху, и дарованная им удача является неплохим подарком за эту возможность.

Нередко в помянники вписывают «Об удаче». Большинство священников возмущено этим — казалось бы, верующие люди вписывают в помянники имя беса и еще желают за него молиться. Существует такое мнение, что настоящее имя беса Удача — Молох. Это один из самых великих демонов, виновных в смерти большого количества людей.

Архимандрит Клеопа утверждает, что Удача был римским, карфагенским и шумерским божеством счастья. Его статуи отливали из серебра или меди и устанавливали на двухколесные тележки. Сзади статуи стояла дровяная печь, в которую жрецы Удачи подбрасывали топливо. Спереди была сковорода, раскаленная от печного пламени. Жрецы ходили по городам с телегами с установленными статуями Удачи, держа в руках отточенные топоры. Они принимали жертвы божеству счастья, хлопая в ладоши, зазывали желающих получить его покровительство:Удача принимал в жертву только грудных младенцев и только из рук из матерей. Желающие обменять ребенка на удачу по своей воле всегда находились. Матери отдавали детей жрецам, те разрубали младенцев на куски, которые помещались на раскаленную сковородку. Архимандрит Клеопа утверждает, что за один «удачный» день  бес мог принять в жертву до полусотни маленьких детей.

Сумасшедший почтальон

Само слово «ангел» — греческого происхождения, в переводе на русский язык оно означает буквально «вестник», то есть тот, кто приносит весть от Бога, сообщает Его благую волю остальному творению. Но чью волю может сообщить ангел, который не захотел служить своему Создателю, какую весть может принести такой «вестник» — и можно ли верить этой вести?

В книге Клайва ЛьюисаПисьма Баламута” бес Баламут наставляет своего племянника, как искушать человека, к которому тот “приставлен”.

Предположим, в небольшом городке один почтальон ужасно обиделся за что-то на своего начальника и перестал приходить на почту за новыми письмами. Но званием почтальона он очень гордился, письма разносить любил и, что самое грустное, ничего, ну просто абсолютно ничего больше не умел делать. И началась у него странная жизнь. Целыми днями неприкаянно слонялся он по городу в своей почтальонской фуражке с опустевшей почтовой сумкой на плече, а вместо писем и телеграмм засовывал людям в почтовые ящики всякую дрянь, подобранную на дороге. Очень скоро он приобрел репутацию городского сумасшедшего. Сумку и фуражку у него отняли милиционеры, а жители начали прогонять его прочь от своих дверей. Тогда он ужасно обиделся и на жителей тоже. Но письма носить ему очень хотелось. И он придумал хитрую каверзу: темной ночью, когда его никто не видел, он потихоньку крался вдоль городских улиц и подкидывал в почтовые ящики письма, написанные… им самим. Он давно работал на почте, поэтому быстро научился подделывать почерк отправителей, их адреса и почтовые штемпели на конвертах. А в письмах писал… Ну что мог писать такой тип? Конечно же, только всякие гадости и вранье, поскольку он очень хотел досадить прогнавшим его жителям.

…Безусловно, эта грустная сказка про сумасшедшего почтальона — всего лишь очень слабая аналогия трагической истории превращения ангелов в бесов. Но для более точного описания глубины нравственного падения и безумия злых духов даже образ серийного маньяка оказался бы слишком светлым, мягким и неубедительным. Сам Господь назвал сатану — убийцей: он (диавол) был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин 8:44).

Начинающему экзорцисту: чего боятся бесы больше всего?

Многие люди, которые хотят защититься от бесов и изгнать их из своей жизни, стремятся узнать, чего же именно боятся бесы. Стоит отметить, что бесы боятся нескольких вещей, а именно таких как крест, которые христиане носят на груди.

Крест является знамением победы любви, которая прошла через большое количество различных страданий.

Кроме того бесы очень сильно боятся святой воды, которой христиане омываются в церкви. Святая вода тщательно очищает, а также обозначает чистоту не только духовную, но также телесную. Самым большим страхом бесов является Святое Причастие людей, которое является определенной небесной трапезой, во время которой христианам в пищу предлагается Тело и Кровь Господа.

Тем, кто желает знать чего боятся бесы, стоит по этому вопросу более подробно проконсультироваться в церкви со священнослужителем, который подскажет, как нужно себя правильно вести, чтобы можно было избежать большого количества проблем, а также правильно себя вести, чтобы бесы не донимали и не беспокоили.

Стоит отметить, что бесы боятся больше всего шести основных добродетелей. Бесов отпугивает голодный желудок, потому как чревоугодие является грехом и привлекает к себе огромное количество злых духов, которые могут донимать человека.

Также бесы боятся не только людей с голодным желудком, но также и тех, кто испытывает чувство жажды, а также не употребляет алкогольные напитки, потому как такие люди абсолютно не привлекают нечистую силу и напротив только лишь отпугивают ее.

Чтобы избавиться от бесов и изгнать их из своей жизни стоит каждый день читать молитвы, лучше всего это делать утром и вечером, чтобы молитва как можно глубже проникла в сознание человека, а также в его душу. При чтении молитвы, стоит полностью сосредоточиться на произносимых словах, чтобы можно было пустить Господа в свою душу.

Бесы очень сильно боятся крестного знамения, поэтому человек должен постоянно осенять себя крестом, чтобы бесы боялись даже приблизиться к человеку. Таким образом, можно постараться избавиться от бесовского влияния и жить праведной жизнью, не боясь того, что бесы проникнут в душу к человеку и навредят ему своим влиянием.

Зная, чего боятся бесы больше всего, можно очень быстро и просто избавиться от них и от влияния нечистой силы на каждого отдельно взятого человека, потому как все люди уникальны и для избавления от бесов нет универсальных рецептов. Каждому стоит проанализировать существующие у него грехи, чтобы потом можно было от них избавиться навсегда и поддерживать себя в телесной и духовной чистоте.

Если человек часто причащается, то он наполовину может быть уверен в том, что таким образом у него есть много шансов и возможностей для отпугивания от себя бесов. Стоит отметить, что именно причащение больше всего отпугивает бесов, поэтому необходимо постараться причащаться как можно чаще и тщательно соблюдать абсолютно все заповеди Божьи. Кроме того каждый истинный христианин должен надеяться и верить в Господа и спасения души, а также постоянно уповать на Бога, потому как для бесов нет более страшного и сильного оружия как истинная вера и надежда на спасение души.

Чтобы спастись от бесов каждый человек непременно должен следовать заповедям Божьим, чтобы можно было избежать множество самых различных проблем и воздействия нечистой силы на человека.

Бес пьянства — виновник запойного алкоголизма

Священник Дмитрий Фетисов утверждает, что плачевная ситуация с большим процентом алкоголиком в странах СНГ связана с бесами. День почитания святого Вонифатия, которому принято молиться от алкогольной и наркотической зависимости. По новому стилю он выпадает на 1 января — день, когда большинство людей занято совершенно противоположным, а именно употреблением спиртных напитков.

Такое отношение к праздникам — это именно то, что нужно бесу пьянства. Считается, что такая нечистая сила сопровождает каждого запойного алкоголика. Когда человек совершает грех, бес пьянства получает возможность добраться до него. Пьянство — одна из самых серьезных проблем современности, и судя по ее размеру, можно сказать, что большинство людей не обладает достаточной силой воли для сопротивления нечистой силе.

Бес пьянства — это добровольно призываемая каждым вторым человеком нечистая сила. Церковь считает алкоголиками людей, которые употребляют спиртное не реже, чем раз в двадцать дней. Под это определение попадает подавляющее большинство жителей России. Избавиться от влияния беса пьянства можно с помощью поста и молитвы.

История создания «Бесов»

Федор Михайлович упорно работал над новым романом, который стал «особенной работой, которую предназначаю в «Русский вестник».

История создания представлена в хронологическом порядке:

февраль 1870 г

– Федору Михайловичу приходит идея нового романа, который обязан стать «еще ближе, еще насущнее к действительному, прямо касаться самого важного современного вопроса», март – Достоевский стремиться высказать все на бумаге, активно работает. Его терзают сомнения, будет ли роман успешным, май – писатель не может уместить в 25 листов все хитросплетения сюжета, июль – Федор Михайлович ищет издателя для его будущего романа, настаивает на невозможности правок, август – автора тяготит первоначальная задумка

Начинается вторая редакция произведения, сентябрь – резкие смены структуры, поиск идеальной концепции. Однако «теперь все установилось, для меня этот роман «Бесы» слишком многое составляет», октябрь – автор отправил плоды трудов в редакцию озвученного выше издания. Федор Михайлович озабочен задержкой в сроках, сетует на недостаток времени на работу.

Важно! Современники определили жанр «Бесов» как антинигилистический роман, где под критическим углом рассматриваются идеи левого толка, в том числе атеистические мировоззрения. Структура романа «Бесы» разделена на три крупные части, состоящие из разного количества глав. Федор Михайлович Достоевский увидел нечто «инфернальное» в обществе тогдашней России, попытался с помощью пера предупредить о надвигающемся бедствии

Структура романа «Бесы» разделена на три крупные части, состоящие из разного количества глав. Федор Михайлович Достоевский увидел нечто «инфернальное» в обществе тогдашней России, попытался с помощью пера предупредить о надвигающемся бедствии.

Герои романа иллюстрируют «загнивание» идеалов тогдашнего общества. Мощным толчком стало «дело Нечаева», где был зверски убит студент Иван Иванов. Мотивом лишения жизни стала угроза раскрытия террористического кружка, усиление власти над подчиненными радикалами.

Кадр из фильма «Бесы» 2014 года

Какими изображаются в романе бесноватые террористы?

Однако вернемся к книге Федора Михайловича. Литературоведы едины в своем мнении: это один из самых сложных романов. Как роман-предупреждение, роман-трагедию создал Достоевский «Бесы». Краткое содержание произведения – показ читателю анатомии ненависти, зла, бесовщины, вносимой террористами в губернский город – модель всей России.

Фактически это своеобразная группа революционеров-фигурантов, которую мастерски изобразил Достоевский («Бесы»). Краткое содержание морали террористов — подмена в их умах и сердцах христианской любви к ближнему на бесовскую ненависть. Прибегнем к диалектике «Мастера и Маргариты», их характеризуя:

— Человек, позиционирующийся как бес-распорядитель — Петр Степанович Верховенский. Формально он организует городскую революционную ячейку.

— Антихрист-соблазнитель Николай Всеволодович Ставрогин (сын почтенной в городе дамы Варвары Петровны Ставрогиной).

— Лжепророк — философ Шигалев (оправдывающий «целесообразный» геноцид десятой части общества над остальным «стадом»).

— Отвратный Толкаченко (вербовщик «революционеров» среди отбросов общества и даже проституток).

— Легко изменивший присяге отставной военный Виргинский.

— Сакральная жертва — сомневающийся студент Иван Шатов.

Что стремится сделать Петр Верховенский при помощи своих соратников? «Раскачать общество», т. е. порушить основы христианского миропонимания, внушить части людей, что они лучше, чем другие, натравить их на этих других людей.

Для усиления раскола в обществе оскверняются святыни. Производятся вещи, понятные нам, жителям информационного общества: манипуляция информацией. Незаметно для самих людей усилиями «революционеров» происходит подмена Знания (понятия христианского, предполагающего истину и достоверность) на Информацию (формируемую сомнительными путями).

В результате героев романа обуревает скептицизм, они перестают тянуться к Вере, к Истине и становятся пешками в эфемерной партии, которую уже ими играют. Произведение «Бесы» Достоевского все это отражает.

Православие о бесах

Православная вера призывает людей отречься от всякого общения с демонами и другой нежитью. Не общаться с магами, экстрасенсами, колдунами, гадалками, прорицателями потому, что через них с людьми разговаривает лукавый. Пусть даже он и говорит правду, но конечная цель, которую он преследует, рассказывая эту правду, неизвестна. Об этом много писали Святые отцы в своих заметках и книгах. Святыми отцами зовут известных деятелей церкви, которые совершили великие дела для расцвета православной церкви. Они считаются людьми, к которым коснулся Святой Дух. В своей жизни они знали немало тайн, по сей день христиане часто отыскивают правду в их заметках. Тема нечисти и ее негативное влияние на человеческий род тревожила их умы не одно столетие. Заметки святых отцов задевают большое количество тем, которые содержат этот вопрос.

Святые отцы предсказывали, что ближе к концу света, бесы и демоны утроят усилия, чтобы завлечь больше людей на свою сторону. В некоторых событиях последних лет (нравственная распущенность, массовый отход людей от Бога, катастрофы по всему миру, в том числе и экологические, терроризм, сильное давление на христианскую церковь и ее ценности) можно увидеть скорое наступление конца этого мира.

Всем людям, которые придерживаются православной веры необходимо знать, кто такие бесы и прочая нечисть в христианстве, чтобы уметь противостоять им и не давать им возможность сбить себя с истинного пути.

Русская критика романа

  • Александрович Ю. Матрёшкина проблема. «Исповедь Ставрогина» и проблема женской души
  • Бем А. Л. Эволюция образа Ставрогина (К спору об «Исповеди Ставрогина»), София, 1931
  • Бем А. Л. Сумерки героя (Этюд к работе: Отражение «Пиковой дамы» в творчестве Достоевского)
  • Бобров С. П. «Я, Николай Ставрогин»
  • Бродский Н. Л. Угасший замысел
  • Виноградов В. В. Последний день приговорённого к смерти (Конец Кириллова)
  • Вышеславцев Б. П. Русская стихия у Достоевского
  • Гессен С. И. Трагедия зла (Философский смысл образа Ставрогина) // Путь. Париж, 1932. № 36. С. 44—74
  • Гроссман Л. П. Стилистика Ставрогина
  • Гроссман Л. П. Спешнев и Ставрогин (статье предшествовал доклад «Бакунин и Достоевский». Напечатан в журнале «Каторга и ссылка» 1924, 4).
  • Долинин А. С. «Исповедь Ставрогина»
  • Иванов Вяч. И. Основной миф в романе «Бесы»
  • Иваск Ю. П. Упоение Достоевского
  • Комарович В. Л. Неизданная глава романа «Бесы»
  • Мережковский Д. С. Пророк русской революции
  • Полонский Вяч. П. Николай Ставрогин и роман «Бесы» («Печать и Революция» 1925, 2)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector