Николай ставрогин («бесы»): характеристика персонажа
Содержание:
- Время написания и история создания
- Несколько интересных сочинений
- Иезуитство и коварство Верховенского
- Интересные факты
- Тропы и штампы[править]
- 2 вариант
- Смысл романа
- Образ Николая Ставрогина
- Женитьба на Даше Шатовой[]
- Образ Марьи Лебядкиной
- Роль Тихона в судьбе Николая Всеволодовича[]
- Экзистенциализм Достоевского
- Анализ главы «У Тихона»
- Николай Ставрогин — настоящий облик. Сеющий смерть
- Внешняя характеристика
- Николай Ставрогин: образ, формирующий сюжет
- Краткая биография персонажа
- Прототипы
- Цитаты[]
- Актуальность предвидения классика
Время написания и история создания
Работа над романом проходила в 1870–1871 годах за границей. В основу романа Достоевский положил громкое дело 1869 года об убийстве студента Ивана Иванова членами одного из революционных кружков во главе с нигилистом и революционером Сергеем Нечаевым с целью укрепления своей власти в террористическом кружке, против идей которого выступил Иванов. Программным документом кружка был «Катехизис революционера», где впервые была сформулирована программа беспощадного террора ради «светлого будущего всего человечества».
Достоевский узнал о деле из газет, внимательно читал статьи, корреспонденции, касающиеся Нечаева и его помощников. Сначала прозаик замыслил небольшой злободневный памфлет. Однако в процессе работы усложнились сюжет и идея текста. В итоге получился трагический многостраничный роман, который был опубликован в 1872 году в журнале «Русский вестник».
Несколько интересных сочинений
- Русский богатырь Иван Флягин — сочинение по рассказу Очарованный странник Перед тем как приступить к написанию сочинения, я заглянула в словарь и выяснила значение слова «богатырь». Мне интересно узнать, что общего и чем отличается Иван Флягин
- Сочинение Может ли человек жить без перемен? Перемены делают жизнь человека разнообразной, способствуют росту и движению вперёд. Человек не может жить без перемен. Однообразная жизнь наводит тоску и печаль.
- Сочинение Что такое Доброта (Значение слова доброта) 9 класс 15.3 Что же это за понятие? Доброта — это гуманность к людям, любовь и забота к окружающим. Явный признак доброты — это сознательное проявление добра, полезных дел, не требующих что-либо взамен.
- Сочинения для 6 класса
- Сочинение на тему Почему я люблю весну Весна – это самое необыкновенное время года. Весной оживает природа. Весной тают снега и появляются первая зеленая трава. Весной слышно, как поют птички. Весной светит солнышко и настроение сразу становиться лучше.
Иезуитство и коварство Верховенского
Впрочем у Верховенского есть дьявольский план прикрытия преступных действий террористической группы: кровь покрывают кровью. Петр играет игру с властями, гарантируя себе алиби – лояльного к власти гражданина-стукача, выдавая им ложных «смутьянов» — Шатова и Кириллова, которые (первый – насильственно, второй – добровольно) должны погибнуть. Зная о неадекватных убеждениях друга Николая Ставрогина, инженера Кириллова, Верховенский использует их в своих интересах.
На примере этого инженера изображает отступника от веры, презирающего Бога, Ф. М. Достоевский. Бесы пытаются скрыть следы своих убийств, взвалив ответственность на него, покойного. Кириллов полагает, что путем самоубийства он станет богочеловеком. Бес-распорядитель Петр Верховенский подло договаривается с инженером – уничтожить себя, когда наступит необходимость, беря с него обещание. Поэтому, по требованию Петра Верховенского, Кириллов сперва пишет записку, «признаваясь» в убийстве Ивана Шатова. Далее же инженер-фанатик и богоборец действительно убивает себя из пистолета.
Роман «Бесы» Достоевского — это и показ того, как разрушаются бесовские планы Петра Верховенского. Вскоре раскаявшийся и осознавший содеянное его подельник Лямшин выдает всех преступников. Петру Верховенскому удается бежать. Скрывается в Швейцарии и Николай Ставрогин.
Он чувствует себя уже не «принцем Гарри», а человеком, опустошенным безверием и отрицанием человеческой морали. Николай, жалкий и одинокий, умоляет приехать к нему ранее опозоренную Дарью. Что может дать он ей, кроме страданий? Впрочем, это лишь слова. Подобно Антихристу-соблазнителю, его конец уже предрешен – самоубийство. Он неожиданно приезжает в имение матери (Скворешники), где вешается в мезонине.
Интересные факты
1. «Бесы» — третий роман так называемого «великого пятикнижия Достоевского». В него также входят романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Игрок» и «Братья Карамазовы».
2. Роман многократно экранизировали. Впервые это сделал Яков Протазанов в 1915 году. Самые известные киноадаптации книги: фильм польского режиссера Анджея Вайды «Бесы» (1988) и одноименный телесериал 2014 года, режиссёром которого стал Владимир Хотиненко.
Кадр из сериала «Бесы» Владимира Хотиненко, 2014
3. Книга должна была включать еще одну главу, которую Достоевский задумал как идейный религиозно-философский центр романа. Это глава «У Тихона», в которой «главному бесу» Ставрогину противостоит монах, прообразом которого стал святитель Тихон Задонский. Ставрогин здесь предпринимает попытку покаяния, рассказывая монаху Тихону о своих грехах. Однако тот признает, что раскаяние преступника неискреннее, и к духовному перелому он еще не готов. Редактор «Русского вестника» Михаил Катков не пропустил эту главу, опасаясь волнений в читательской среде. Глава «У Тихона» всегда печатается вне основного текста романа.
4. Одну из самых ярких театральных постановок романа сделал французский писатель Альбер Камю в 1959 году — она называлась «Одержимые».
5. Фамилия «Ставрогин» происходит от др.-греч. «ставрос», что означает «крест». Многие исследователи полагают, что это — намек на высокое предназначение героя, который, будучи умной и одаренной личностью, не смог правильно реализовать свои способности, сделать правильный выбор («Изменник перед Христом, он неверен и сатане») и встать на путь духовного возрождения.
Тропы и штампы[править]
- Адский легион. В эпиграфе и в тексте книги приводится на самая цитата из Евангелия про бесов и свиней. С легионом сравниваются революционеры, террористы, вольнодумцы.
- Всеведущий рассказчик. Остаточное явление. Господин Г-в вроде как конкретная личность, но зачастую знает мысли персонажей, которые находились далеко от него и никому о них не рассказывали.
- Два главных героя. Литературоведы десятилетиями спорят, кто «главнее»: Николай Ставрогин или Пётр Верховенский?
- Зловещая долина. Николай Ставрогин красив и притягателен для многих женщин, но его лицо неподвижное и бледное как маска, потому может отпугнуть.
- Злодейский кордебалет.
- Злодей-бунтарь. Естественно, Пётр Верховенский. И все, кто ему способствуют/помогают в создании революционного подполья.
- Недостойный наследник. Для Варвары Петровны и Степана Трофимовича их сыновья не оправдали надежд. Со вторым на тормозах, бо Верховенский-старший и сам был либерал, а достоинства у него на протяжении большей части сюжета немного.
-
Нигилист-мизантроп
В принципе, и Верховенский-младший с его кружком, и мелкие злодейчики третьего плана… Но они в массе своей хотят переустроить общество, это несколько иная статья, которая выше.
. Более «романтически-тёмная» версия — Ставрогин, более хладнокровная — Кириллов.
- Педофил. В вырезанной главе «У Тихона» оказывается, что Ставрогин то ли изнасиловал, то ли просто растлил девочку 10-14 лет (разночтения — от разных редакций под напором цензуры).
- Рояль в кустах. Им может показаться прибытие Марии Шатовой. Но субверсия, без подробностей.
- Скучающий богач. Николай Всеволодович в юности.
- Хороший, плохой, злой. Если хороший — Шатов (но не совсем правый, что отмечают критики; он тоже поражён харизмой Ставрогина), то плохой — Николай Всеволодович (ницшеанский и байроновский герой, для которого и зло слишком низко), а злой — Пётр Верховенский по сумме деяний к финалу.
- Шоу внутри шоу. Стихи Лебядкина, отрывок из рассказа Кармазинова.
2 вариант
Федор Михайлович Достоевский является автором очень сильной психологической прозы, писатель в своих произведениях использует характеры как символические, так и невероятно точные. В одном из своих произведений – «Бесы», Федор Михайлович создает персонажа – Николая Ставрогина, это центральный образ, обладающий невероятной противоречивостью. Читая о данном персонаже, можно понять, что люди подобного типа абсолютно точно могут быть в реальности, однако их количество мало и заметить их можно тогда, когда сменяется эпоха или, другими словами, новое время.
Безоговорочно, Ставрогин является героем времени, однако, нельзя не отметить, что он принадлежит собственной эпохи. Николай всегда ищет истину, а также собственную искренность перед собой. Таких людей не часто встретишь, но они существуют, а также они очень отличаются от других. Он принадлежит собственному веку, так как понимает мир. Герой — это новая ступень лестницы эволюционирования лишних людей, к примеру, таких как: Алеко и Печорин, и так далее.
Нельзя не отметить какое отношение проявляет главный герой к доброте и злу. Николай не может понять разницу между ними, но через недолгое время, читатели смогут увидеть у Ницше работу, под названием «по разные стороны добра и зла», впрочем и совершенно иные труды, предполагающие образованным людям превосходить себя, а также мораль общества с глупыми ограничениями.
В некотором роде Николай Ставрогин это некий прототип сверхчеловека у Ницше, данный персонаж является лишним человеком в своем времени, герой очень искренен, а также может принимать мир не обманывая себя. Николай Ставрогин берет в жены хромую женщину, что говорит об альтруизме героя. Однако при общаясь с Шатовым, Николай ведет себя очень цинично и злобно. Нельзя не отметить, что у героя отсутствует противоречие, как гласит древняя концепция, человек, с глубоко проросшими корнями, способен иметь невероятно длинные ветки.
Если говорить упрощенно, именно человек, способный до самой глубины быть погруженным в зло, может совершать по-настоящему добрые поступки. Николай самостоятельно повествует про это, в момент указания Шатову, про то, что отличий среди жесткой шуткой и среди по-настоящему геройским поступком, который был совершен для других людей, нет. Данный персонаж не может ощутить разницы в добре и зле. Николай, как будто, не принадлежит этому миру фактически, умственно, а также душевно.
Смысл романа
«Бесы» — роман о трагедии русского общества, в котором революционные настроения, по мнению Достоевского, являются следствием утраты веры. Говоря о «нечаевщине» и убийстве Иванова, писатель признавался: «В моем романе “Бесы” я попытался изобразить те многоразличные и разнообразные мотивы, по которым даже чистейшие сердцем и простодушнейшие люди могут быть привлечены к совершению такого же чудовищного злодейства».
Одна из главных мыслей романа: человеку необходима свобода. Однако на путях свободы его подстерегают соблазны своеволия. Главным героем романа, Николаем Ставрогиным одновременно владеют и жажда веры, и поразительное безверие, утверждение себя вне Бога. Духовное омертвение главного героя-«беса» «порождает» остальных, которые, в свою очередь, создают «мелких бесов». «Бесовщина» у Достоевского — это одержимость идеей, которая отделяет человека от реальности, поглощает его целиком. Таков революционер Петр Верховенский, который под лозунгом «все для человека» разрабатывает программу развращения и уничтожения людей («…Мы сначала пустим смуту… Мы проникнем в самый народ… Мы пустим пьянство, сплетни, доносы; мы пустим неслыханный разврат, мы всякого гения потушим в младенчестве… Мы провозгласим разрушение… Мы пустим пожары… Мы пустим легенды… Ну-с, и начнется смута! Раскачка такая пойдет, какой еще мир не видал»). Таков инженер Кириллов, который решил доказать истинность своих убеждений с помощью самоубийства («Если нет Бога, то я Бог… Если Бог есть, то вся воля Его, и без воли Его я не могу. Если нет, то вся воля моя, и я обязан заявить своеволие… Я обязан себя застрелить, потому что самый полный пункт моего своеволия — это убить себя самому…»). Таков и студент Шатов, проповедующий свою веру в богоносность русского народа. Все они становятся рабами своей идеи.
В то же время «Бесы» — это великая христианская книга, в которой утверждается возможность противостоять «бесам» и их деяниям. Одна из героинь, юродивая Марья Тимофеевна, которая обладает даром видеть истинную сущность людей и событий, говорит, что «всякая тоска земная и всякая слеза земная — радость нам есть». Эта радость — напоминание о грядущей правде и победе Христа над «бесами» и их властными идеями.
Достоевский обращается к евангельской притче об исцелении Христом бесноватого, чтобы показать — мир может излечиться от «бесов», и даже самый опасный и падший человек может исправиться и сохранить в себе образ Божий. Роман заканчивается светлым пророчеством о России одного из героев, которому прочли упомянутую притчу. «Эти бесы, — произнес Степан Трофимович в большом волнении… — это все язвы, все миазмы, вся нечистота, все бесы и бесенята, накопившиеся в великом и малом нашем больном, в нашей России, за века, за века!.. Но великая мысль и великая воля осенят ее свыше, как и того безумного бесноватого, и выйдут все эти бесы. Вся нечистота… Но больной исцелится и “сядет у ног Иисусовых”… и будут все глядеть с изумлением…»
Образ Николая Ставрогина
Ставрогин — призрачный герой романа. Он словно не живой. Автор смог добиться невероятной вещи: при условии постоянного участия главного героя в событиях из жизни других персонажей, в общем повествовании он постоянно как будто отсутствует. Им владеет дух небытия. И вся мука Ставрогина в том, что и он ощущает своё «несуществование». Испытывает от этого постоянные душевные муки, хотя и они, конечно, эфемерны. Его поведение странно, эгоцентрично и эксцентрично. Своими поступками он хочет самого себя разубедить в своём небытии. От него есть лишь психологический скелет: железная воля, темперамент, бесстрашие, авантюристическое искание опасности как острого впечатления, но дух его связан цепями и узами, и в нем живёт бес.
Дела Ставрогина сбивают столку: они диаметрально противоположные. Женитьба на Хромоножке представляется верхом альтруизма, а его обращение с Шатовым — верхом цинизма. Но в его крайностях скрывается суть его трагедии. Если человек способен на настоящее зло, если он может испытывать злобу, то как ни странно, но это свидетельство того, что он может и полюбить. Такой человек способен на сострадание и на прочие прекрасные порывы человеческой души. В мире работает закон, ярче и лаконичнее всего выраженный Булгаковым: » Где бы было твоё добро, если бы не было моего зла».
Характеристика Ставрогина наиболее полно раскрывается лишь под конец романа в его предсмертном письме и последующем самоубийстве, которое есть, безусловно, прежде всего, акт идейного самоопределения. В письме к Даше Ставрогин окончательно и определенно отделяет себя от любой идейно-философской концепции из тех, что представлены в романе. Его самоанализ точен и глубок. Как-то Шатов спрашивал Ставрогина: «Правда ли, что вы уверяли, будто не знаете различия в красоте между какой-нибудь сладострастною, зверскою штукой и каким угодно подвигом, хотя бы даже жертвой жизнию для человечества?». Шатов спрашивал со злобой и раздражением, ибо для него неразличение добра и зла чудовищно и омерзительно. Ставрогин говорит о том же самом спокойно, потому что он действительно, совершенно искренне «не видит разницы». В этом, собственно, и вся трагедия Ставрогина: он знает, что такое добро и что такое зло, но буквально не ощущает разницы.
Женитьба на Даше Шатовой[]
— Excellente amie! (фр. «Дорогой друг!») — задрожал вдруг его голос, — я… я никогда не мог вообразить, что вы решитесь выдать меня… за другую… женщину!
— Вы не девица, Степан Трофимович; только девиц выдают, а вы сами женитесь, — ядовито прошипела Варвара Петровна.
В Главе 1-3 Варвара Петровна задумала поженить Степана Трофимовича на своей воспитаннице Даше Шатовой, которую любила и к которой относилась, как к дочери.
Причин, по которым она решила это провернуть, было несколько. Как заявляла она сама в разговорах с Дашей, а затем и Степаном Трофимовичем, главной целью ее была забота о них двоих, как о людях, которые ей дороги, и которые могут погибнуть поодиночке после ее, Варвары Петровны, кончины.
На самом же деле это была не единственная причина. Этой женитьбой Варвара Петровна хотела разом разрушить все сплетни относительно связи ее сына, Николая Всеволодовича Ставрогина, с Дашей. Эти слухи появились сразу же после совместной поездки семейства Дроздовых со Ставрогиными (а также Дашей) по Швейцарии. В этой поездке Варвара Петровна хлопотала о том, чтобы свести Николая Всеволодовича с Лизой, дочкой Прасковьи Ивановны Дроздовой. Однако, Николай Всеволодович и Лиза через некоторое время ссорятся, и не в последнюю очередь из-за Даши, с которой Николай Всеволодович также постоянно общался.
Теперь же, по возвращении Даши домой, Варвара Петровна решила воплотить свой план, который, видимо, у нее созрел еще тогда же в Швейцарии. Она решила выдать поскорее Дашу за своего друга Степана Трофимовича, чтобы положить конец слухам о связи Даши с ее сыном.
Образ Марьи Лебядкиной
Настоящий инженер душ человеческих, вводит и свои любимые типажи героев в роман «Бесы» Достоевский. Содержание и направленность их личности – красота и гармония, которым поклонялся великий классик, произнесший: «Красота спасет мир».
Ошибшаяся со своим чувством, страдающая Марья Лебядкина – один из самых трогательных женских типажей творчества Достоевского, наряду с Сонечкой Мармеладовой. Антихрист Ставрогин, соблазнив ее, обрекает на мильон страданий, на нищету, на помешательство от горестей, а затем – мученическую смерть. Небогатая интеллигентная женщина, худощавая, с «тихими, ласковыми, серыми глазами» перед смертью называет вздрогнувшего «принца Гарри» тем, кто он есть – убийцей с ножом в руках.
Роль Тихона в судьбе Николая Всеволодовича[]
Как уже упоминалось выше, все взаимодействие Ставрогина и Тихона было целиком описано в неизданной главе «У Тихона». Таким образом, формально данные события не могут являться каноническими. Хотя, конечно, могут дополнительно раскрыть личность Николая Всеволодовича и рассказать о многих неизвестных событиях из его «насмешливой» жизни в Петербурге, произошедших за несколько лет до начала событий, описываемых в романе.
После довольно неприятного разговора с Шатовым (описанного в главе «Ночь»), Ставрогин решается сходить к тому самому бывшему архиерею Тихону.
В келье у Ставрогина с Тихоном происходит довольно длительный разговор. Поначалу Ставрогин не знает, о чем говорить. Он решительно не понимает, зачем явился сюда. В ходе разговора Ставрогин несколько раз задает Тихону провокационные вопросы о вере и даже касающиеся непосредственно личности самого Тихона. Было ли это преднамеренным шагом, или же сделано внезапному «по зову души», или даже по привычке «к насмешливости» — об этом остается решать читателям. Несмотря на все провокации, Тихон отвечает всегда учтиво и даже временами весело. Он ведет себя благочестиво и старается ни на мгновение не отступать от своего принципа поведения.
Наконец, после совершенно внезапного взаимного признания «в любви» (которому предшествовал казалось бы невинный разговор об одном отрывке из Апокалипсиса) Николай Всеволодович совершенно срывается. И после непродолжительной беседы открывается Тихону, что действительно пришел с неким «чрезвычайным намерением».
Это оказываются листки с изложением неких событий, которые Ставрогин молча вручает Тихону, чтобы тот ознакомился. Листки озаглавлены «От Ставрогина». В них Тихон (а вместе с ним и читатель) читает своеобразную исповедь Николая Всеволодовича о событиях его жизни за несколько лет до событий, описанных в романе. Так, в частности, он рассказывает о совращении девочки Матреши, о краже денег из квартиры одного бедного чиновника, о постоянных кутежах, и, наконец, о женитьбе на Марье Тимофеевне Лебядкиной. Также Ставрогин раскрывает подробности своего характера.
После прочтения листов у Тихона со Ставрогиным вновь происходит разговор. В ходе которого Тихон потихоньку пытается воодушевить Николая Всеволодовича, направить его на путь исправления и покаяния. Но тот в конечном счете опять срывается. Чему в особенности послужило неожиданно честное признание Тихона, что даже он находит фигуру Ставрогина «смешной» после совершения того гадкого преступления с отроковицей. В бешенстве Ставрогин уходит, теперь уже окончательно утвердившись в каком-то ему одному известному намерении. Как догадывается Тихон, это будет еще одно, «самое ужасное преступление» (то есть, самоубийство), на которое пойдет Николай Всеволодович ради того, чтобы не опубликовывать листки со своей исповедью. Опасения Тихона подтверждаются неожиданно гневной реакцией Ставрогина.
Таким образом, Тихон сыграл роль не только «последней капли» в окончательном решении Ставрогина сотворить нечто с собой. Но и помог раскрыть читателю характер Ставрогина с необычайной полнотой.
Экзистенциализм Достоевского
Интересно, что экзистенциалисты считали Достоевского своим предшественником. Камю нашел в текстах Достоевского те образы и те проблемы, которые волновали общество в начале XX века. Это вопросы, связанные с идентификацией человека в обществе, границами свободы, возможностью или невозможностью выбора. Принадлежит ли человек сам себе и сам ли совершает свои поступки или он только винтик системы и все предначертано? Оказалось, что именно об этом и писал Достоевский, что его герои мучаются всем этим. И они заговорили с Камю, перестали быть странными и непонятными. А книгу «Бесы» французский экзистенциалист назвал пророческой. В этом романе люди уже стали терять свои души, перестали ощущать себя людьми, закончили верить. Ярче всего это проявилось в образе Ставрогина.
Анализ главы «У Тихона»
Кульминацией раскрытия души Николая Ставрогина стала глава «У Тихона». Глава — исповедь. Николай Ставрогин приходит к монаху, чтобы показать ему свое письменное признание во всех грехах. Он соорудил документ, который хочет, чтобы обнародовали после его смерти
Получится это или нет, не столь важно. Важен мотив этого поступка
«Бездушный» Ставрогин делает попытку покаяться. Всенародно, как когда-то просила прощения Катерина Кабанова в драма Островского. Делает он это без всякой веры, да и способ выбирает какой-то искалеченный, но все же это попытка.
С Тихоном разговаривает совершенно другой Ставрогин. Куда-то пропал самоуверенный, холодный и отстранённый мужчина, на его месте сидит путающийся в словах человек, потерянный, абсолютно взволнованный и, кажется, испуганный. Говорит вещи, которые страшно услышать даже от него. Но более всего странно, что оказывается, что в бесов то он верует. Полностью отрицая возможность существования Бога.
Ставрогин одержим бесом, он стал его плотью, через которую последний несет в мир зло. Посредством этого тела он калечит других людей. Ищет жертв и совращает, мучает, убивает их души. Он дует на тлеющие угли людских пороков и раздувает из них пламя, которое пожирает человека целиком. Ставрогин прямо или косвенно погубил в своей жизни и Хромоножку, и Шатова, и Кириллова, и Лизу, и Верховенского, и несчастную бедную девочку Матрешу, и Бог знает кого еще.
Покаяние всегда предполагает преклонение головы, но Ставрогин ее так и не склонил. Он презирал бы общество, если бы ему оно не было безразлично. Со страниц своей написанной исповеди он смеется над ее читателем. Он со злорадной жестокой улыбкой рассказывает о всех мерзостях, содеянных им, обо всех преступлениях, которые ему довелось совершить. И все слова его точны, и рассудок ясен. Он помнит все до мельчайших подробностей, до паучка на окне. Того насекомого, которое ползло по стеклу, пока в бреду умирал совращенный им ребенок, который смел поверить в любовь Ставрогина. А что испытал Николай от этой смерти? Немного страха. Немного человеческого чувства, да и того запомнить не смог.
Николай Ставрогин — настоящий облик. Сеющий смерть
Впрочем, еще до ее убийства, Лиза Тушина пересаживается в карету Никола Ставрогина и проводит с ним ночь. Она, очевидно, решается его отбить у Лебядкиной.
Утром же приехавший Петр Верховенский рассказывает о вышеупомянутой двойной смерти, при этом упомянув, что об убийстве он знал, но не помешал. Внесем ясность: киллером за деньги вызвался стать изувер Федька Каторжный, а оплатил и одобрил это преступление Николай Ставрогин.
Фактически Верховенский говорит эти вещи Ставрогину, не только чтобы тот понял, что инициация им убийства известна, но и чтобы в будущем им манипулировать. Вернемся к терминологии Булгакова: бес-распорядитель приходит к антихристу.
Лиза в истерике сбегает от Николая. Она бежит к дому Лебядкиной, где толпа ее признает как «Ставрогинскую» и, решив, что она была заинтересована в смерти Марьи, жестоко — до смерти — избивает. Роман достигает своей кульминации: бесы – всесильны, они сеют вокруг себя смерть и ненависть…
Власть невнятно пытается совладать со смутьянами, наивно убеждая, что следует сохранять стабильность в обществе. В уста губернатора Достоевский вкладывает правильные слова о том что отношения «Власть – Оппозиция» должны быть цивилизованными, однако они не имеют воздействия на террористов-изуверов, опьяненных вкусом крови и почувствовавших свою безнаказанность.
Внешняя характеристика
Фёдор Михайлович Достоевский описывает Николая Ставрогина как демонического красавца. Подробный портрет героя даётся во второй главе романа «Принц Гарри. Сватовство». Рассказчик описывает прибывшего в 1865 году в родной город Ставрогина как очень красивого молодого (примерно 25 лет) человека, вопреки своей репутации — хорошо одетого, изящного и благовоспитанного. «Он был не очень разговорчив, изящен без изысканности, удивительно скромен и в то же время смел и самоуверен как у нас никто.» Описывая черты его лица: чёрные волосы, светлые ясные и спокойные глаза, нежный цвет лица, яркий румянец, белые зубы и «коралловые» губы, рассказчик характеризует их как «чрезмерные», отмечая некоторую искусственность его красоты, схожесть лица с маскою. Также Николая Ставрогина отличала физическая сила и рост выше среднего. Его появление оказало сильное влияние на женскую часть общества: «Все наши дамы были без ума от нового гостя. Они резко разделились на две стороны, — в одной обожали его, а в другой ненавидели до кровомщения; но без ума были и те и другие». Второе описание приходится уже на 1869 год, где тот же рассказчик, не заметив особых внешних изменений, отмечает изменения внутренние: «прежде хоть и считали его красавцем, но лицо его действительно „походило на маску“, как выражались некоторые из злоязычных дам нашего общества. Теперь же, — теперь же, не знаю почему, он с первого же взгляда показался мне решительным, неоспоримым красавцем, так что уже никак нельзя было сказать, что лицо его походит на маску. Не оттого ли, что он стал чуть-чуть бледнее чем прежде и, кажется, несколько похудел? Или может быть какая-нибудь новая мысль светилась теперь в его взгляде?..».
Николай Ставрогин: образ, формирующий сюжет
Как Апокалипсис начинается с появления Антихриста, так и бесноватость губернского города – с появления сына Варвары Ставрогиной, харизматичного красавца байроновского типа Николая Ставрогина.
Варвара Петровна представляет типаж властной стареющей светской львицы. К ней испытывает романтические платонические чувства «отходящий от дел» интеллектуал Николай Верховенский, отец вышеупомянутого Петра.
Заметим, что при написании романа сатирический акцент использует Достоевский Федор Михайлович. «Бесы» изобличают тщательно скрываемую в местном высшем свете вопиющую безнравственность. Г-жа Ставрогина, ввиду неуемного темперамента своего сына, вынашивала планы – женить его на дочери приятельницы, на Лизе Тушиной. В то же время она пытается нейтрализовать его интрижку со своей воспитанницей Дарьей Шатовой, планируя выдать ту замуж за другого своего подопечного — Степана Трофимовича.
Впрочем, сосредоточимся на образе Николая Ставрогина, поскольку он в романе играет важнейшую сюжетообразующую функцию. Вначале типаж бывшего богатого офицера–повесы изображает Достоевский («Бесы»). Анализ этого образа выявляет его особенности: он абсолютно лишен совести, сострадания, хронически лжив, расчетлив, непостоянен.
Рассказать о нем есть что, послужной список достаточно внушительный. В прошлом — блестящий гвардейский офицер, дуэлянт. Кроме того, Николай периодически впадал в разнузданный разврат и совершал предосудительные обществом поступки: физическое унижение почтенного горожанина Гаганова, и заодно губернатора, провокационный прилюдный поцелуй замужней дамы и т. д.
Последовательно и обстоятельно показывает, как идет Николай не человеческими путями, а путем антихриста-соблазнителя, Ф. Достоевский. Бесы гордыни, самовлюбленности, презрения к другим людям ведут его к личной катастрофе. Ему уже дано первое предупреждение: совершенное им явное преступление — растление четырнадцатилетней Матреши — делает его изгоем в городе.
Чтобы хоть как-то оправдать подлеца-сына мать, мотивируя его поступки белой горячкой, отправила его на четыре года за кордон (чтобы он не мозолил глаза осерчавшим на него людям). Между тем Николай не раскаялся, не понял предупреждения, он гордится своим прозвищем «принц Гарри», кичась своей эксцентричностью, непредсказуемостью, эффектностью.
Как антологию накопления греха им и революционерами-террористами пишет роман «Бесы» Достоевский. Краткое перечисление их темных дел, инициирующих бесноватость жителей всего губернского города, представлено нами ниже.
Краткая биография персонажа
До начала действия романа
Текст романа «Бесы» позволяет восстановить предысторию персонажа. Николай Ставрогин родился в 1840 году. Воспитывался без отца, Всеволод Николаевич Ставрогин покинул семью, когда сын был ещё маленьким. С 8 лет с ним занимается Степан Трофимович Верховенский. С осени 1855 по декабрь 1860 учился в Петербургском лицее. С 1861 — служил в гвардии, за участие в двух дуэлях, где «убил одного из своих противников наповал, а другого искалечил» в 1862 был отдан под суд и разжалован в солдаты. В 1863 участвовал в подавлении польского восстания, за что был произведен в офицеры, затем подал в отставку. В 1864 сблизился с Петром Верховенским, Лебядкиным и Кирилловым; в июне того же 1864 года соблазняет соседскую девочку Матрёшу, которая вскоре вешается.
О последнем факте Ставрогин рассказывает в неопубликованной главе романа «У Тихона», которая должна была стать девятой, заключительной главой второй части романа, а в более поздней редакции — первой главой третьей части. Впрочем, факт невключения этой главы в окончательную редакцию (помимо чисто цензурных соображений), возможно, является показателем осознанного переосмысления образа Ставрогина писателем. А. Л. Бем в своей работе «Эволюция образа Ставрогина» писал, что Достоевский не желает допустить Ставрогина до крайней черты нравственного падения. Так, в одном из черновых вариантов главы «У Тихона» на следующий день после своей исповеди Ставрогин посылает записку со словами: «все это я вам солгал… я немного был не в своем уме…». Там же описано, что вскоре после этого он тайно женится на хромоножке Марье Лебядкиной.
В июне 1865 он приезжает к матери. Тогда он вызвал всеобщее возмущение тем, что оттаскал за нос помещика Гаганова, укусил за ухо губернатора и публично поцеловал чужую жену. Этот эпизод объяснили белой горячкой, вслед за этим Ставрогин уезжает за границу, в Европу, что стало началом его четырёхлетних путешествий.
В 1867 он начал проводить эксперименты по влиянию на Шатова и Кириллова (которые можно охарактеризовать как духовное растление), участвует в реорганизации тайного общества, пишет устав для него, а в конце следующего, 1868 года отказывается от российского подданства. К этому же времени относятся романы Ставрогина с Марией и Дарьей Шатовой (женой и сестрой Ивана Шатова). Тогда же начинаются и его странные, трагичные отношения с Лизой Тушиной.
Прототипы
Роман Бесы после написания считался изображением нечаевщины (он и в самом деле был откликом на злободневное тогда дело Нечаева). В 1920-е годы вопрос о прототипах главного героя романа был поставлен Л. П. Гроссманом, который посчитал его «первой монографией о Бакунине». Однако В. П. Полонский оценил эту версию как неубедительную и доказал, что она не является верной. Он предположил, что прототипом «аристократа, пошедшего в демократию» Ставрогина был петрашевец Н. А. Спешнев. Достоевский в молодости был лично знаком с этим атеистом, социалистом и коммунистом, который оказал сильнейшее влияние на будущего писателя. Фёдор Михайлович после называл Спешнева «мой Мефистофель». 8/20 октября 1870 Достоевский писал издателю «Русского вестника» М. Н. Каткову: «Я сел за поэму об этом лице потому, что слишком давно уже хочу изобразить его. По моему мнению, это и русское и типическое лицо… Я из сердца взял его».
Цитаты[]
- — Извините, — действительно удивился Николай Всеволодович, — но вы, кажется, смотрите на меня как на какое-то солнце, а на себя как на какую-то букашку сравнительно со мной.
- Мне жаль, что я не могу вас любить, Шатов.
- Милая Дарья Павловна, Вы когда-то захотели ко мне „в сиделки“ и взяли обещание прислать за вами, когда будет надо. Я еду через два дня и не ворочусь. Хотите со мной?
- Придет и после лавочки! — прошептал он подумав, и брезгливое презрение выразилось в лице его: — Сиделка! Гм!.. А впрочем, мне, может, того-то и надо. (О Даше)
- Всё врут календари,— заметил было он с любезною усмешкой, но, устыдившись, поспешил прибавить: — по календарю жить скучно, Лиза.
Актуальность предвидения классика
Но разве вышесказанное касается лишь революционеров XIX века? Не будем уподобляться страусам, прячущим голову от реальности. В еще большей мере, чем рассказал читателям Достоевский, бесы пленяют людей современных, манипулируемых массмедиа, которые сеют ненависть.
Вспомним произведение уже современного российского классика Виктора Пелевина, где он в своем романе «Т» аргументировано мотивирует, что бесы современного виртуального неоколониального общества гораздо страшнее описанных Федором Михайловичем:
Поражает, насколько глубок роман, который написал Достоевский («Бесы»). Отзывы современных читателей единодушны: читать книгу следует во взрослом возрасте, с расстановкой, постепенно. Следует анализировать и сопоставлять написанное Федором Михайловичем с современностью. Тогда многое становится понятно. Достаточно сравнить с нигилистами Достоевского оголтелые СМИ, сеющие ненависть в обществе! Обидно, когда в медиапространстве, вместо пропаганды терпения и доброты, звучат аккорды ненависти.