Выражение красота спасет мир федор достоевский: полная цитата

«Я репетировал роль Мышкина»

После некоторого размышления я решил, что другого собеседника для разговора на эту тему мне, пожалуй, искать не стоит. У вас ведь давние личные отношения с персонажами Достоевского.

Владимир Рецептер: Моей дебютной ролью в Ташкентском театре имени Горького был Родион Раскольников из «Преступления и наказания». Позже, уже в Ленинграде, по назначению Георгия Александровича Товстоногова я репетировал роль Мышкина. Ее в 1958 году сыграл Иннокентий Михайлович Смоктуновский. Но он ушел из БДТ, а в начале шестидесятых, когда спектакль для зарубежных гастролей нужно было возобновить, Товстоногов позвал меня в свой кабинет и сказал: «Володя, нас приглашают в Англию с «Идиотом». Нужно сделать много вводов. И мы поставим перед англичанами условие: чтобы Мышкина играли и Смоктуновский, и молодой актер. Я хочу, чтобы это были вы!» Так я стал спарринг-партнером для актеров, которые заново вводились в спектакль: Стржельчик, Ольхина, Доронина, Юрский… Перед появлением Георгия Александровича и Иннокентия Михайловича с нами работала знаменитая Роза Абрамовна Сирота… Я был внутренне готов, и роль Мышкина живет во мне до сих пор. Но приехал со съемок Смоктуновский, в зал вошел Товстоногов, и все актеры оказались на сцене, а я так и остался по эту сторону занавеса. В 1970-м на Малой сцене БДТ я выпустил спектакль «Лица» по рассказам Достоевского «Бобок» и «Сон смешного человека», где, как и в «Идиоте», говорится о красоте… Время сдвигает все, меняет старый стиль на новый, но вот «сближение»: мы с вами встречаемся 8 июня 2021 года. А в эту же дату, 8 июня 1880 года, Федор Михайлович сделал свой прославленный доклад о Пушкине. И вчера мне было заново интересно листать томик Достоевского, где под одной обложкой собрались и «Сон смешного человека», и «Бобок», и речь о Пушкине.

Как понять: «Красота спасет мир» — в чем смысл высказывания?

У каждого свое понятие красоты Безусловно, красота понимается каждым индивидуумом по-своему, и каждое поколение имеет свои критерии красоты. В этом нет ничего плохого. Всем давно уже известно, что благодаря противоречиям и спорам между людьми, поколениями и нациями, может родиться только истина. Люди по своей природе абсолютно различны в понятиях мироощущения и мировосприятия. Для одного хорошо и красиво, когда он просто опрятно и модно одет, для другого плохо зацикливаться только на внешнем виде, он предпочитает развивать свой внутренний мир и повышать интеллектуальный уровень. Все то, что каким-то образом относится к пониманию красоты, звучит из уст каждого, исходя из его личного восприятия окружающей действительности. Романтические и чувственные натуры чаще всего восторгаются явлениями и предметами, созданными природой. Свежесть воздуха после дождя, осенний лист, упавший с веток, огонь костра и чистый горный ручей – все это красота, которой стоит постоянно наслаждаться

Для более практичных натур, опирающихся на предметы и явления материального мира, красота может заключаться в результате, например, заключенной важной сделки или выполнения определенного ряда строительных работ. Ребенка несказанно порадуют красивые и яркие игрушки, женщина обрадуется красивому ювелирному изделию, а мужчина увидит красоту в новых литых дисках на его машине

Кажется, одно слово, а сколько понятий, сколько различных восприятий!

Глубина простого слова «красота» Красоту также можно рассматривать и с глубинной точки зрения. «Красота спасет мир» — эссе на эту тему может быть написано каждым абсолютно по-разному. И мнений о красоте жизни будет уйма. Одни люди действительно считают, что мир держится на красоте, а другие скажут: «Красота спасет мир? Кто сказал вам такую глупость?» Вы ответите: «Как кто? Русский великий писатель Достоевский в своем знаменитом литературном произведении «Идиот»!» А вам в ответ: «Ну и что, может быть, тогда красота и спасала мир, сейчас же главное другое!» И, возможно, даже назовут, что именно для них главное. И все — доказывать свое представление о прекрасном не имеет смысла. Потому что вы можете, видите это, а ваш собеседник в силу своего образования, социального статуса, возраста, пола или другой расовой принадлежности никогда не замечал и не задумывался о наличии красоты в том и или другом предмете или явлении. Мир спасет красота, а мы, в свою очередь, должны суметь спасти ее. Главное — это не разрушить, а сохранить данную Создателем красоту мира, его предметов и явлений. Радуйтесь каждому мгновению и возможности видеть и чувствовать прекрасное так, как будто это ваш последний жизненный миг. И тогда у вас даже не возникнет вопроса: «Почему красота спасет мир?» Ответ будет ясен как само собой разумеющееся.

Наш современный мир, в котором существует сколько социальных противоречий и неоднородностей… Мир, в котором есть богатые и бедные, здоровые и больные, счастливые и несчастные, свободные и зависимые… И что, вопреки всем невзгодам, мир спасет красота? Возможно, и так. Но понимать красоту надо не дословно, не как внешнее выражение яркой природной индивидуальности или ухоженности, а как возможность делать красивые благородные поступки, помогая этим другим людям, и как смотреть не на человека, а на его красивый и богатый по содержанию внутренний мир. Очень часто в своей жизни мы произносим привычные нам слова «красота», «красивый», или же просто «красиво».

верующие люди постигают красоту через общение посредством молитв с Господом, через созерцание сотворенного Им мира и через совершенствование своей человеческой сути. Конечно, понимание и видение красоты христианином будет отличаться от привычных представлений людей, исповедующих другую религию. Но где-то между этими идейными противоречиями все же есть та тонкая ниточка, соединяющая всех в одно целое. В таком божественном единстве тоже таится молчаливая красота гармонии.

Как представить мир без вот этой чарующей красоты каждого жизненного мига? Это просто невозможно. Существование человечества немыслимо без этого

Почти каждый человек, занимаясь повседневным трудом или любым другим обременяющим делом, не раз задумывался, что в привычной жизненной суете, как бы неосторожно, почти не заметив, пропустил что-то очень важное, не успел заметить красоту моментов. Все же красота имеет некое божественное происхождение, она выражает истинную сущность Создателя, давая возможность каждому приобщиться к Нему и быть подобным

Красота, спасающая мир

Поднимая вечную тему «Красота спасет мир» в сочинении, в первую очередь приходит на память великолепное произведение Ф. М. Достоевского «Идиот». В романе фраза звучит опосредованно и якобы принадлежит главному герою Мышкину, но произносит ее сначала Ипполита, а потом Аглая. Писатель не дает точного определения этой фразе, он предлагает понимать ее смысл каждому по-своему. С тех пор мир разделился на 3 категории людей:

Высказывающих мнение, что понять и принять можно только внешнюю красоту: очарование природы, восхищение женщиной, искусством, окружающим миром.
Рассуждающих, что значение имеет только внутренний мир

И неважно, красавицы или дурнушки окружают, главное — стремление к душевной чуткости, добру и человеколюбию.
Считающих, что не красота спасет мир, а зло победит любовь. Такие люди в беседе на эту тему повторяют за Мартином Лютером Кингом «Только любовь спасёт мир и цивилизацию, любовь даже к врагу».

Богатство мироощущения и мировосприятия

При написании мини-сочинения, т. е. эссе, руководствуются следующей конструкцией: тезис «красотой спасется мир», а далее — аргументация.

Общепризнанное понятие о красоте предполагает нечто прекрасное, вызывающее восхищение, положительные эмоции и всплеск энергии. Это богатство мироощущения, внутренняя духовность и душевность человека.

Некоторые предъявляют свою внутреннюю красоту миру напоказ. Выставляют на всеобщее обозрение редкие попытки благотворительности, напускную религиозность или предъявляя особые моральные требования к другим. Но если все это не соответствует истине, внутренней духовности, то рано или поздно человек покажет свое «истинное лицо».

Существуют определенные критерии, по которым определяется внутренняя красота и богатство внутреннего мира:

  • человечность и человеколюбие;
  • понимание и сопереживание, сострадание;
  • чуткость;
  • жизнь в соответствии с общепринятой моралью, а для религиозных людей — в соответствии с заповедями;
  • образованность (отличается от образования);
  • гибкий, живой, любознательный ум.

Но не стоит считать таких людей «блаженными», т. е. излишни доверчивыми, наивными, глупыми. Внутренняя красота, в отличие от внешней, предполагает постоянное получение знаний, бесконечный процесс самообразования, познание мира в целом и человека в частности.

Великолепие окружающего мира

Понятие внешней красоты не ограничивается красотками-моделями и популярными актрисами. Выражение вполне применимо к ребенку, матери, природе, окружающему миру. Как восхитительны восходы и закаты, море в шторм, сирень в палисаднике, ирисы в поле, о чем-то шумящая тайга.

Чтобы научиться видеть прекрасное, необязательно ехать на край света, подниматься в горы, опускаться на дно океана или посетить все чудеса света. Научиться замечать привлекательность окружающего мира — значит, увидеть необыкновенное в обыденном. И это дано не каждому. Такой человек должен быть в первую очередь художником.

Ценить прекрасное во всех его проявлениях непросто. Многие восхищаются фотографиями, выставляемые на различных конкурсах, картинами именитых мастеров, изящными скульптурами, но спокойно пройдут мимо замерзающего кота, бездомной собаки. Разглядеть красоту в грязном голодном животном дано не каждому. Чтобы научиться видеть, нужно помнить несколько правил:

  1. Все, что создала природа — шедевр. И какой бы он ни был, он красив: свежевскопанное поле, мрачное грозовое небо, радуга, паутина на кусте с малиной. Природа прекрасна в любом своем проявлении.
  2. Красота быстротечна — морозные узоры на стекле исчезнут при появлении солнца, ромашковое поле со временем отцветет, а радуга исчезнет.
  3. Увидеть необыкновенное просто, достаточно внимательнее посмотреть вокруг — закат в старом разбитом зеркале, разводы случайно перемешанной краски, предрассветный вид из окна или одинокий цветок на подоконнике.

Важно не только научиться видеть, но и создавать удивительное своими руками. Мир — достаточно унылое и утомительное место

В нем серость и обыденность повсюду. И только дети видят и звезды, и ветер, и брызги, и снежные узоры, и животных в облаках. Взрослому человеку достаточно вспомнить это удивительное ощущение красоты повсюду. А потом окружить себя ею:

  • музыкой;
  • красками;
  • цветами;
  • светом или тенью.

Красивых, позитивных людей окружают такие же «солнечные» друзья. И даже если в компанию случайно попадает пессимист, он недолго останется таким. Негатив буквально тает, соприкоснувшись с красотой окружающего мира.

Важные слова Терентьева

Примечательно, что вопрос, кому принадлежит фраза, является определяющим. Но в данном случае речь идет именно о персонаже книги, а не об ее авторе. Ведь фраза, которая в действительности является определяющей для произведения, была произнесена именно второстепенным персонажем.

Более того, он отличался огромной глупостью и слишком узко мыслил. Он часто высмеивал князя, считая его низким человеком, коим на самом деле являлся сам.

На первом месте для Терентьева находятся отнюдь не чувства. Мужчину больше всего интересуют деньги. Ради благосостояния он готов на многое. Внешность и положение тоже важны для него. Но он готов даже на эти важные «атрибуты» человека закрыть глаза

Ведь если есть деньги, то все остальное неважно

Этот персонаж в действительности оказывается неспособен оценить не только внутреннюю, но и внешнюю красоту

Хотя последняя для него является важной. Но он не в состоянии оценить по достоинству красоту женщины, если она небогата

И поэтому ему кажется невозможным то, что мир спасется только из-за чьей-то красоты.

Возможно, когда-нибудь красота действительно сыграет решающую роль в спасении мира. Но это произойдет в будущем

А сейчас важной задачей каждого человека является сохранение этой красоты. Важно быть не просто прекрасным человеком, но и являться образом мудрости и добродетели

Ведь на примере князя Мышкина стало понятно, что доброта, полная сочувствия, без мудрости может стать причиной бед.

Краткая биография Ф. Достоевского

Прежде чем поговорить о том, почему данная фраза стала крылатой, и какое значение в нее было вложено, познакомимся с биографией человека, ставшего ее автором. Родился Федор Михайлович 11 ноября 1821 года.

Отцом его был священник, который служил в приходской церкви. Мать была дочерью купца. Однако, несмотря на то, что у матери было состояние, семья жила достаточно бедно. Отец Достоевского считал, что деньги приносят с собой зло. И поэтому он с детства приучал детей к порядочности и скромной жизни.

Поскольку отец будущего писателя был священником, совершенно не трудно предположить, что именно он привил своим детям любовь к Господу Богу. В частности, этой любовью отличался и Федор Михайлович Достоевский. В своих произведениях он не раз упоминает о религии.

Как только Достоевский немного подрос, отец определил его в пансионат. Там он проходил обучение вдали от дома, а после без особых трудностей поступил в Инженерное училище.

Учась в училище, молодой человек оказался полностью во власти любви к литературе. Осознав это, юноша отказался от намерения овладеть каким-либо ремеслом и вступил в ряды писателей.

Именно это решение в дальнейшем и послужило причиной серьезных проблем, которые стали настоящим испытанием для Достоевского. Слова, написанные им, достигли не только сердец читателей

На него обратил внимание двор. И по решению монарха он был вынужден отправиться в ссылку

Из-под пера писателя вышло множество произведений. И все они нашли отклик в сердцах не только его современников. Сейчас творения этого автора продолжают волновать и будоражить мысли.

Ведь в них он поднимает весьма важные вопросы. И на некоторые из них до сих пор не удалось найти ответ. Наиболее известными произведениями, которые написал Достоевский, считаются:

  • «Преступление и наказание»,
  • «Бесы»,
  • «Братья Карамазовы»,
  • «Белые ночи»,
  • «Идиот».

Писатели о прекрасном

Чтобы полностью осветить тему в реферате, необходимы примеры от великих русских писателей. Многие из них воспевали красоту женщины, природы, материнства, любви. На этом строится классическая литература. И именно она раз за разом убеждает человечество в победе прекрасного над серостью, мрачностью, жестокостью.

Каждый миг жизни прекрасен. И убеждаться в этом можно бесконечно, потому в мире существуют удивительные вещи:

  • любовь и дружба «навек»;
  • чашка ароматного чая разгоняет утреннюю хандру;
  • кто-то придумал шоколад:
  • миллиарды звезд на темном бездомном небе;
  • в лужах отражаются облака;
  • любимая работа — источник безграничного удовольствия;
  • семья;
  • весна;
  • глаза любимого человека и еще многое, многое другое.

Все это многократно описано в миллионах книг. Красота многогранна, бесконечна и удивительна.

А. П. Чехов

Большой знаток в человеческой анатомии и в закоулках души, Антон Павлович Чехов был уверен: «Красота заключается не в том, чтобы иметь красивое лицо. А в том, чтобы иметь красивые мысли, красивое сердце и красивую душу», ведь «в человеке все должно быть прекрасно».

Нельзя разделить мысли, сердце и душу. Согласно мнению писателя, человек должен развиваться гармонично, во всех направлениях

Но приятный внешний вид, храброе сердце и правильные мысли — все это важно, но недостаточно, если человек несчастен. Счастье, позитивное настроение, доброжелательное отношение, человечность возрождают лучшее, что есть в душе, страдающей от отсутствия идеала.

Именно к идеалу стремится большинство женщин. В век повального перфекционизма красота ошибочно предполагает идеальные внешние формы и совершенно забывается о душе. А именно она главная составляющая гармонии.

Мнение Л. Н. Толстого

Русский классик утверждал, что «влюбиться можно в красоту, но полюбить только душу». И это мнение он не изменил до конца дней. Его не интересовали внешне прекрасные женщины. Во всех своих произведениях блистательным красавицам доставалась незавидная роль бездушных, жестоких и эгоистичных светских львиц. А некрасивые, напротив, наделялись множеством удивительных качеств — живость, храбрость, ум, любознательность, порядочность и т. д.

И тут с великим писателем можно поспорить. Нельзя негативно относиться к человеку, только за его приятный внешний вид. Не все красотки жестоки и порочны. Так же как и женщины с серой и невзрачной внешностью необязательно благородны и великодушны.

Негатив от лорда Байрона

Английский поэт-романтик считал, что внешняя красота — это пагубный дар. Это непреодолимая, страшная сила, которая не позволяет идти вперед, а соблазняет и пьянит, провоцирует на злодеяние. Он отрицает ее животворящую силу и положительное действие на разум и душу.

Но это все литература. На самом же деле господин Байрон был неотразимым мужчиной, с потрясающей харизмой и романтическим ореолом английского поэта. Его библиографы до сих пор не посчитали все его победы на любовном фронте. Жена недолго терпела подобное поведение и развелась с красавцем. Так что не стоит всегда верить публичным заявлениям великих о приоритете духовности над телесным очарованием и внешней красотой. И они частенько больше восхищаются правильными чертами лица, бездонными глазами и пухлыми губами, чем красотами закатов и восходов.

И все-таки красота непременно спасет мир

И совершенно неважно: внешняя она или внутренняя, одна не должна существовать без другой. Ведь «заботясь о красоте, надо начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет» — Коко Шанель.

Лучшие цитаты

«И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это все теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства.

Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»

«Преступление и наказание» (1866)

Впервые Раскольников заговаривает про «дрожащую тварь» после встречи с мещанином, который называет его «убивцем». Герой пугается и погружается в рассуждения о том, как бы на его месте отреагировал какой-нибудь «Напо­леон» — представитель высшего человеческого «разряда», который спокойно мо­жет пойти на преступление ради своей цели или прихоти:

«Прав, прав „про­рок“, когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостоивая даже и объясниться!

Повинуйся, дрожа­щая тварь, и — не желай, потому — не твое это дело!..» Этот образ Раскольни­ков, скорее всего, позаимствовал из пушкинского стихо­творения «Подражания Корану», где вольно изложена 93-я сура:

Мужайся ж, презирай обман,Стезею правды бодро следуй,Люби сирот и мой КоранДрожащей твари проповедуй.

В оригинальном тексте суры адресатами проповеди должны стать не «твари», а люди, которым следует рассказывать о тех благах, которыми может одарить Аллах  . Раскольников осознанно смешивает образ из «Подражаний Корану» и эпизоды из биографии Наполеона. Конечно, не пророк Магомет, а француз­ский полко­водец ставил «поперек улицы хорошую батарею».

Так он подавил восстание роялистов в 1795 году. Для Раскольникова они оба великие люди, и каждый из них, по его мнению, имел право любыми способами достигать свои цели. Все, что делал Наполеон, мог претворить в жизнь Магомет и любой другой представитель высшего «разряда».

Последнее упоминание «дрожащей твари» в «Преступлении и наказании» — тот самый проклятый вопрос Раскольникова «Тварь ли я дрожащая или право имею…».

Эту фразу он произносит в конце долгого объяснения с Соней Марме­ладовой, наконец не оправдываясь благородными порывами и тяжелыми об­стоя­тельствами, а прямо заявляя, что убил он для себя, чтобы понять, к какому «разряду» относится. Так заканчивается его последний моно­лог; через сотни и тысячи слов он наконец-то дошел до самой сути.

Зна­чи­мость этой фразе при­дает не только хлесткая формулировка, но и то, что даль­ше про­исходит с героем. После этого Раскольников уже не произносит длин­ных ре­чей: Досто­ евский оставляет ему только короткие реплики. О внут­ренних пере­живаниях Раскольникова, которые в итоге приведут его с призна­нием на Сен­ную пло­щадь и в полицейский участок, читатели будут узнавать из объ­яснений автора.

Сам же герой больше ни о чем не расскажет — ведь он уже задал глав­ный вопрос.

Красота спасет мир – сочинение-рассуждение

Достоевский говорил: «Красота спасет мир». Да, возможно, в этом есть что-то истинное, но здесь речь идет не о самой красоте, а о способности человека воспринимать чудесное как реальное содержание мира.

Красивым может быть человек, природа, даже мир, в котором мы живем. Но истинные измерения красоты, которые спасут мир и приведут человечество к лучшему, – это любовь, доброта, труд и сочувствие людей к глобальным проблемам.

Мы живем в мире, в котором нас окружают силы добра и зла, любви и ненависти. Каждый день мы сталкиваемся с жестокими и удивительными ударами судьбы. Так что день ото дня наша жизнь проходит, но то, что дает нам силы двигаться вперед и рационализировать наше существование, это любовь.

Любовь – это величайшая и высшая красота, которая сопровождает человека. Это прекрасное чувство, дарить счастье, рожать жизнь. Каждый, кто испытал и прикоснулся к магии любви, которая так прекрасна и незабываема, чувствовал себя любимым, счастливым, радостным и жаждущим, ожидая чего-то нового. Любовь чиста и свята, она делает нас лучше. Благодаря этому мы учимся любить и быть любимыми, дарить и получать счастье.

Любовь – это не только дарение и получение, но и нечто более реальное и интимное, дающее смысл человеческой жизни – рождение детей. Дети – самые чистые и невинные существа в этом мире. Они продолжают традицию, потомство. Любовь и дети, взявшись за руки, являются величайшей красотой, которая спасет мир. Любовь с ее необъяснимой силой способна превратить человека: от величайшего преступника к величайшему святому. Это то, откуда мы раскрываем истинную красоту, заложенную в нас самих – доброту. Именно эта красота заставляет нас чувствовать себя важными в мире, в котором мы живем. Что может быть прекраснее, чем быть хорошим и делать добро в этом мире зла и лжи. Доброта – это красота, она дает нам силы, заставляет нас чувствовать себя довольными хорошей работой, которую мы сделали. Мы живем в каком-то смысле, чтобы умереть. Но одна из самых важных вещей для нас – когда мы возвращаемся в памяти, чтобы увидеть, что мы испытали и это насыщено полнотой и красиво. Давайте будем добрыми и внесем свой вклад в красоту наших действий по спасению мира.

Сочинение 2

«Красота спасет мир!» – так писал Достоевский. Это правда? Я верю, что она может спасти мир, но ответит ли это на будущее. И это зависит от того, преодолеет ли красота безобразие. Но какая красота? Это так просто – красота, которая спасет мир, «невидима для глаз», как сказал Маленький Принц. И невидимое для глаз внутри нас. Там, в душе, есть добро и зло. Добро это красиво, а зло – безобразно.

И многое еще зависит от нашего духа. Дух, который мы несем в себе, с которым мы родились. Он не интеллектуален. Не знание из энциклопедии и книг, а знание существования, мудрости, гуманизма – вот что отражает развитие духа. Гуманизм – это любовь к людям, а любовь – это красота и доброта в человеческих отношениях. Я знаю, что у каждого свое понимание добра и зла. Но по большей части эти понимания сходны. Зло причиняет боль, а добро – радость, счастье, улыбки. Жаль, что боль для одного может быть радостью для другого, но боль почти всегда зла, хотя иногда приходится предотвращать больший вред.

Существует замкнутый круг, который может быть необходим для баланса в нашем мире. Если этот баланс между добром и злом сохраняется, мир может существовать, то есть быть спасенным от гибели. Но если зло, ненависть, уродство все еще преобладают над красотой, добром и любовью, это уже будет разрушительным для земли, которая является нашим внешним миром. Потому что другого у нас нет. Безумие, зло и страх накопили на Земле достаточно оружия, чтобы его можно было уничтожить не раз, а много раз. Красота все еще спасет мир?

К сожалению, я довольно пессимистичен и у меня нет больших иллюзий по поводу победы добра, потому что я помню иронически-горькую мысль о том, что нет безнаказанного добра, и это почти всегда подтверждается в жизни. Потому что вряд ли найдется кто-нибудь, кто не сталкивался с людьми, которые живут, чтобы ненавидеть других. Они просто ненавидят. Ненависть – это их способ мышления, а причинение боли – их потребность. И они действуют любым способом и любыми способами, чтобы достичь своей цели, доставить себе удовольствие. Они пользуются спекуляциями и клеветой, стремятся плевать, чернить, бить, убивать. Нет причин. Просто так. Зло. Местное и глобальное. Я не знаю, осознают ли они свое несчастье. Возможно, бывают такие моменты, но некоторые из них убеждены, что причинение зла одному приносит добро другим, другие оправдывают тем, что, если все добры, мир будет скучным, и это будет достаточной причиной для зла. Жаль, что во зле и боли нет красоты. Тот, кто носит красоту в себе, не ненавидит.

Цитаты со смыслом

«…Он закончил утверждением, что для каждого частного лица, напри­мер как бы мы теперь, не верующего ни в Бога, ни в бессмертие свое, нравственный закон природы должен немедленно измениться в полную противоположность прежнему, религиозному, и что эгоизм даже до зло­­­действа не только должен быть дозволен человеку, но даже при­з­нан необходимым, самым разумным и чуть ли не благороднейшим исходом в его положении».

«Братья Карамазовы» (1880)

Самые важные слова у Достоевского обычно произносят не главные герои. Так, о теории разделения человечества на два разряда в «Преступ­ле­нии и нака­зании» первым говорит Порфирий Петрович, а уже потом Рас­коль­ни­ков; вопросом о спасительной силе красоты в «Идиоте» задается Иппо­лит, а род­ствен­ник Карамазовых Петр Александрович Миусов замечает, что Бог и обе­щанное им спасение — единственный гарант соблюдения людьми нравст­вен­ных законов.

Миусов при этом ссылается на брата Ивана, и уже потом дру­гие персонажи обсуждают эту провокационную теорию, рассуждая о том, мог ли Карамазов ее выдумать. Брат Митя считает ее интересной, семинарист Раки­тин — подлой, кроткий Алеша — ложной. Но фразу «Если Бога нет, то все по­зво­лено» в романе никто не произносит. Эту «цитату» позже сконструируют из разных реплик литературные критики и читатели.

За пять лет до публикации «Братьев Карамазовых» Достоевский уже пытался фантазировать о том, что будет делать человечество без Бога. Герой романа «Подросток» (1875) Андрей Петрович Версилов утверждал, что явное доказате­льство отсутствия высшей силы и невозможности бессмертия, наоборот, заста­вит людей сильнее любить и ценить друг друга, потому что больше любить некого.

Эта незаметно проскользнувшая реплика в следующем романе выраста­ет в тео­рию, а та, в свою очередь, — в испытание на практике. Измученный бого­борче­скими идеями брат Иван поступается нравственными законами и допускает убийство отца.

Не выдержав последствий, он практически сходит с ума. Позво­лив себе все, Иван не перестает верить в Бога — его теория не рабо­тает, потому что даже сам себе он не смог ее доказать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector