Православные благодарственные молитвы по святом причащении
Содержание:
- Молитва первая
- Перед причастием
- Вопросы священнику
- Песнь хвалебная святителя Амвросия Медиоланского1
- Молитва благодарственная, первая
- Наш день после Святого Причастия
- Какие молитвы читают по Святом причащении
- Молитва святого Василия Великого
- Важность причастия в православии
- История о таинстве
- Как правильно подготовиться к причастию
- Чем обоснована очередность чтения в молитвослове
- Причастие в современном мире
- Молитва благодарственная, первая.
- Кондак
- Как правильно читать молебен
- История таинства
Молитва первая
Эта молитва начинается со слов благодарности Богу за то, что, несмотря на всю нашу греховность, он не отверг нас и явил причастниками святых своих тайн. Далее следует просьба о том, чтобы тело и кровь его послужили душевному исцелению и телесному здравию. Чтобы они помогли отразить любого врага, видимого и невидимого, просветить познанием Божественных Тайн во укрепление веры и даровали силы для соблюдения святых заповедей Господних. Эта первая благодарственная молитва после Причастия заканчивается словами, выражающими желание впредь посвятить жизнь служению Богу, и просьбой о благодатной помощи на этом пути. Далее следует молитва, написанная в IV веке святителем Василием Великим.
Перед причастием
Готовиться к Таинству следует заранее. В это время уместен отказ от развлечений, нужно держать пост, настроить душу на признание. В эти дни молитвослов обязательно открывать утром и вечером, читать Священные Писания, бывать в храмах, разговаривать с духовником. Перед причастием в дополнение к обычным молитвам читаются Каноны ко Святому Причащению.
- Утреннее богослужение.
- Молитва Св. Иоанна Дамаскина.
- Покаянная молитва преп. Исаака Сириянина.
- Канон покаянного ко Господу Иисусу Христу.
- Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
- Канон Ангелу Хранителю.
- Канон ко Причащению.
- Последование ко Святому Причащению.
- Вечернее богослужение.
Выше упомянутые тексты давно переведены с церковнославянского на привычный для понимания русский язык, что позволяет объяснить песнопения даже детям.
Вопросы священнику
Вопрос: Есть ли смысл читать молитву на церковнославянском языке? У меня есть интерпретированный текст. Не нарушу ли я правил молитвословия, если не буду использовать классический вариант?
Ответ: Вообще желательно, чтобы прихожане знали церковнославянскую речь хоть немного. Но чтение интерпретированного текста дозволяется
Неважно, какие слова вы будете использовать для молитвы. Иногда достаточно простого спасибо. Но молитвы помогают настроиться на нужное настроение
Поэтому на протяжении многих лет от них не отказываются и сохраняют в первозданном виде
Но молитвы помогают настроиться на нужное настроение. Поэтому на протяжении многих лет от них не отказываются и сохраняют в первозданном виде.
Вопрос: Стоит ли учить молитвы наизусть?
Ответ: Этот навык будет полезен, если у вас под рукой не окажется письменного варианта. Но заучивая молитву, старайтесь как можно глубже понять ее смысл. Простое проговаривание слов не поможет достичь Всевышнего. Это речь плоти. Молитвы используются для того, чтобы с Богом говорила душа. Только в этом случае верующий будет услышан.
Вопрос: Как часто стоит благодарить Бога?
Ответ: Как можно чаще. Мир, в котором мы живем – есть одно большое деяние Господа. Его дар нам на время искупления грехов. Каждый день происходят разные события, к каждым из которых причастен Творец. В идеале благодарность должна выражаться каждый день.
Песнь хвалебная святителя Амвросия Медиоланского1
Аудио:
Тебе́ Бо́га хва́лим, Тебе́ Го́спода испове́дуем, Тебе́ преве́чнаго Отца́ вся земля́ велича́ет; Тебе́ вси А́нгели, Тебе́ Небеса́ и вся Си́лы, Тебе́ Херуви́ми и Серафи́ми непреста́нными гла́сы взыва́ют: Свят, Свят, Свят Госпо́дь Бог Савао́ф, по́лна суть Небеса́ и земля́ вели́чества сла́вы Твоея́. Тебе́ пресла́вный апо́стольский лик, Тебе́ проро́ческое хвале́бное число́, Тебе́ хва́лит пресве́тлое му́ченическое во́инство; Тебе́ по всей вселе́нней испове́дует Свята́я Це́рковь: Отца́ непостижи́маго вели́чества, покланя́емаго Твоего́ и́стиннаго и Единоро́днаго Сы́на, и Свята́го Уте́шителя Ду́ха. Ты Царю́ сла́вы, Христе́, Ты Отца́ присносу́щный Сын еси́; Ты ко избавле́нию прие́мля челове́ка, не возгнуша́лся еси́ Деви́ческаго чре́ва; Ты одоле́в сме́рти жа́ло, отве́рзл еси́ ве́рующим Ца́рство Небе́сное; Ты одесну́ю Бо́га седи́ши во сла́ве О́тчей, Судия́ приити́ ве́ришися. Тебе́ у́бо про́сим: помози́ рабо́м Твои́м, и́хже честно́ю Кро́вию искупи́л еси́, сподо́би со святы́ми Твои́ми в ве́чной сла́ве Твое́й ца́рствовати. Спаси́ лю́ди Твоя́, Го́споди, и благослови́ достоя́ние Твое́, испра́ви я́, и вознеси́ их во ве́ки. Во вся дни благослови́м Тебе́, и восхва́лим и́мя Твое́ во век, и в век ве́ка. Сподо́би, Го́споди, в день сей без греха́ сохрани́тися нам. Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас; бу́ди ми́лость Твоя́, Го́споди, на нас, я́коже упова́хом на Тя; на Тя, Го́споди, упова́хом, да не постыди́мся во ве́ки. Ами́нь.
Перевод: Тебя, Бога, хвалим, Тебя, Господа, исповедуем, Тебя, предвечного Отца вся земля величает. Тебе все Ангелы, Тебе небеса и все силы, Тебе Херувимы и Серафимы непрестанными голосами взывают: «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф, небо и земля полны величества славы Твоей». Тебя преславный апостольский собор, Тебя хвалебное множество пророков, Тебя хвалит пресветлое воинство мучеников. Тебя по всей вселенной исповедует святая Церковь, Отца непостижимого величества, достойного поклонения Твоего Истинного и Единородного Сына и Святого Утешителя Духа. Ты – Царь славы, Христос, Ты – Вечносуществующий Сын Отца. Ты для избавления людей не возгнушался Девического чрева. Ты, одержав победу над смертью, сотворил верующим царство небесное. Ты сидишь по правую сторону Бога во славе Отца и веруем, что Ты придешь судить нас. Поэтому мы просим Тебя: «Помоги рабам Твоим, которых Ты искупил драгоценною Твоею кровию. Удостой нас со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовать. Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое, управляй им и возвеличь его во веки». Во все дни будем благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во век и в век вечный. Сподоби, Господи, в этот день без греха сохраниться нам. Сжалься над нами, Господи, и помилуй нас. Да будет милость Твоя, Господи, на нас, ибо мы уповаем на Тебя. На Тебя, Господи, надеемся, да не постыдимся во веки. Аминь.
Молитва благодарственная, первая
Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты не отверг меня, грешника, но сподобил приобщиться Твоих Святынь. Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых небесных Даров Твоих.
Но, Владыка-Человеколюбче, умерший за нас и воскресший и даровавший нам эти страшные животворящие Тайны в благодеяние и освящение душ и тел наших, сделай чтобы они были и мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага, в просвещение очей сердца моего, в мир моих душевных сил, в веру твердую, в любовь нелицемерную, в просветление разума, в соблюдение заповедей Твоих, в умножение божественной Твоей благодати и в приобретение Царства Твоего;
чтобы, будучи сохраняем ими в чистоте пред Тобою, я всегда поминал милость Твою и жил уже не для себя, а для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля. И таким образом, исшедши из здешней жизни в надежде на жизнь Вечную, я приду в место вечного покоя, где не умолкают голоса торжествующих и где бесконечна радость взирающих на несказанную красоту лица Твоего.
Ибо Ты — истинная цель стремления и неизъяснимая радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и Тебя воспевает всё творение во веки. Аминь.
Наш день после Святого Причастия
Но молитвы благодарственные по Причастии не завершают собой круг наших обязанностей, связанных с этим важнейшим таинством. Святая церковь настоятельно рекомендует посвятить этот день изучению слова Божьего, богомыслию и заботам о сохранении душевной чистоты. Лучше в этот день устраниться от всего праздного и лишённого духовности. Рекомендуется воздержание от всевозможных развлечений. Даже те из них, которые в обычные дни не осуждаются церковью, в день Причастия могут быть неуместны. Также возбраняется супружеская близость и курение. Уста, которые приняли в себя тело и кровь Господню, не должны ничем оскверняться. Поэтому совершенно недопустимо употребление бранных слов.
Господь даровал нам для общения с ним мощное и надёжное средство ― православные молитвы. Благодарственные, просительные и покаянные — они возвышают наши души и сердца. Независимо от того, идёт ли речь о церковной молитве, читаемой в храме, или о домашней ― келейной, благодатными они становятся лишь при условии нашей глубочайшей веры и искренности, с которой мы их произносим. И каждый раз, приступая к ним, мы обязаны помнить, что совершаем в данный момент великое таинство общения с Богом.
Какие молитвы читают по Святом причащении
Причастие считается одним из главных православных ритуалов, поэтому рекомендуется подойти к этому вопросу со всей ответственностью. При этом в основе самого таинства лежит благодарение Всевышнего, ради чего, собственно, и совершается литургия.
А чтобы понять всю суть ритуала, стоит немного углубиться в историю, рассказанную еще в Священном Писании. Так, первое Причастие за весь период существования христианства состоялось во время Тайной вечери, после которой Христос подвергся жестокой казни.
Первое Причастие за весь период существования христианства состоялось во время Тайной вечери
И именно это событие послужило поводом для того, чтобы прихожане регулярно совершали таинство с условной жертвой в виде хлеба (просвир) и красного вина, символизирующих плоть и кровь умершего за людские грехи Спасителя.
Со временем к проведению ритуала стали предъявляться все новые и новые требования, и сегодня за 2-3 дня до его проведения необходимо соблюдать пост, читать Библию специальные молитвы. Не допускать греховных мыслей и не совершать дурных поступков следует и после таинства, хотя в идеале следует вести праведный образ жизни и без особого на то повода.
Что касается молебнов, то обычно принято читать Благодарственную Господу и Царице Небесной, а также обращаться к таким святым, как Василий Великий и Симеон. Читают также тропари и кондаки, которые вовсе не обязательно учить наизусть, используя вместо этого молитвословы.
Молитва святого Василия Великого
Прежде всего необходимо сказать несколько слов об этом святом. Василий Великий родился в Кесарии в 303 году. Получив в детстве прекрасное образование, он продолжил его в Афинах. Здесь он познакомился с другим столпом христианства ― Григорием Богословом. Их дружба продолжалась всю жизнь. В Афинах святой Василий вступил на путь аскетизма и познания христианского учения. Вскоре он принял духовный сан. Святой много путешествовал. Собрав круг единомышленников, он стал их духовным наставником.
Им написано много дошедших до нас богословских трудов. Благодарственная молитва после Причастия, написанная святителем Василием Великим, полна глубокого и искреннего чувства. Он начинает её со слов благодарности за все блага, дарованные ему Богом. Святитель просит Господа всегда хранить его благодатью и божественной силой. В завершение он молится о том, чтобы Господь сподобил его сберечь незапятнанной свою совесть и всегда приступать к святым таинствам с сознанием своей духовной чистоты.
Важность причастия в православии
Значение причастия для православного человека несравнимо выше любых других церковных обрядов. Это сама суть православия, момент физического единения с Богом. Первую Евхаристию провел сам Иисус Христос для своих учеников во время тайной вечери в Великий Четверг. Он дал им вкусить хлеб и вино, сказав, что это плоть и кровь его, и наказал продолжить эту традицию. Это событие описано в Евангелии. Причащение тела и крови Господней служит напоминанием всем христианам о принесенной Спасителем жертве. Посредством Евхаристии, Иисус установил Новый Завет на земле, отменив кровавые старозаветные жертвы.
Советуем изучить Бесноватый человек: признаки одержимости бесами
Важно! Нельзя воспринимать Таинство Причастия просто как воспоминание о событии, произошедшем на тайной вечере. Как нашему физическому телу нужна еда, так нашей душе нужно Причастие. Умом сложно постичь суть данного Таинства, его нужно прочувствовать
Пропустить через душу. Во время причащения тело наше получает под видом хлеба и вина не физическую пищу, а духовную. Человек впускает в себя частичку Бога. Осознает связь между Господом и его творением. Становится на путь духовного спасения
Умом сложно постичь суть данного Таинства, его нужно прочувствовать. Пропустить через душу. Во время причащения тело наше получает под видом хлеба и вина не физическую пищу, а духовную. Человек впускает в себя частичку Бога. Осознает связь между Господом и его творением. Становится на путь духовного спасения
Как нашему физическому телу нужна еда, так нашей душе нужно Причастие. Умом сложно постичь суть данного Таинства, его нужно прочувствовать. Пропустить через душу. Во время причащения тело наше получает под видом хлеба и вина не физическую пищу, а духовную. Человек впускает в себя частичку Бога. Осознает связь между Господом и его творением. Становится на путь духовного спасения.
Чтобы понять важность Причастия, можно провести такую аналогию. Человек во плоти рождается лишь единожды, но, чтобы оставаться живым, на протяжении всей своей жизни должен питать свою плоть пищей. Крещение тоже происходит один раз, а вот причащаться нужно на протяжении всей жизни, чтобы душа не изголодалась и не очерствела
Крещение тоже происходит один раз, а вот причащаться нужно на протяжении всей жизни, чтобы душа не изголодалась и не очерствела.
В православии тело и кровь Господа — это не символизм. Через руки священников, свершающих Евхаристию, сам Бог превращает хлеб и вино в пречистую кровь и плоть свою. И только так, через Причастие, истинный христианин сможет обрести спасение и вечную жизнь. Нужно быть благодарным Господу Богу за такую возможность. Однако тем, кто не верит, что вкушает истинное тело и кровь Господа, лучше не подходить к святой чаше.
История о таинстве
Чтобы понять и осознать всю важность такого таинства, как причащение, людям необходимо обратиться к истории. Большинство людей склонны забывать, что именно в истории можно найти ответы на те вопросы, которые мучают их умы
И таинство святого причащения не является исключением. Ведь у него тоже имеется собственная история, которая корнями уходит в давние времена, когда сын Господа еще ходил по Земле.
В Библии, которая является главной книгой всех православных, сказано, что данное таинство существует с давних пор. Причиной возникновения традиции причащаться стала Тайная Вечеря. Если немного углубиться в историю, то можно узнать о том, почему Тайной Вечере придается такое огромное значение. Согласно преданиям, именно в тот вечер Иисус, принимая пищу в кругу своих учеников, подал им вина и хлеба. И по этой причине считается, что вино – это кровь христова, а хлеб – его плоть.
Однако подобное не объясняет того, по какой причине возникла традиция регулярно причащаться. Дело в том, что в те времена вера находилась под запретом. Иными словами, все те люди, которые проповедовали христианство, были нарушителями закона. Каждого, кто выступал за крещение народа, подвергали жестоким пыткам и в конечном итоге убивали.
Стоит отметить, что именно в те страшные годы и появились первые мученики, которые умирали за свою веру. Ведь, в первую очередь, главной задачей правителей тех времен было признание язычества единственной верой. Подобное объясняется тем, что поклонение языческим богам предусматривало полное повиновение монарху. А поскольку зачастую император, правящий страной, не отличался милостью, многие его ненавидели, но свергнуть не могли из-за страха быть наказанными богами.
Но христианская вера отличалась и проповедовала совершенно другие идеалы. И поэтому нетрудно догадаться, почему ее не желали признавать правители, привыкшие творить бесчинства. После гибели Иисуса Христа его ученики продолжили служить Господу и восхвалять его. Однако при этом они столкнулись с серьезными трудностями. И эти трудности были вызваны вовсе не преследованием со стороны властей. Как раз казни верные последователи сына Господа вовсе не боялись. Однако они не могли найти способ почтить своего учителя, который покинул мир живых, поскольку:
- об издании специальной религиозной литературы не могло быть и речи;
- открытые публичные выступления были невозможны;
- сохранить какие-либо письмена было крайне проблематично;
- строительство церквей было под запретом.
И тогда ученики, вспомнив о словах, сказанных учителем на Тайной Вечере, решили почитать его святым причащением. Более того, эта традиция постепенно стала известна и тем священникам, которые, несмотря на существующий запрет, продолжали славить Господа. Вот только проводить служение в церкви они не могли. Да и делать это при всех было невозможно. Поскольку солдаты императора пристально следили за всеми, кого подозревали в служении Господу.
Поэтому священники были вынуждены проводить это таинство под покровом ночи, который надежно укрывал их от взглядов неприятелей. Даже лежа на нарах, арестованные епископы и священники продолжали причащаться. Подобное демонстрировало, насколько сильной является их вера.
Как правильно подготовиться к причастию
К принятию Таинства нужно особенным образом подготовиться. Христианин должен проанализировать свою жизнь, понять ошибки, раскаяться в грехах и иметь твердое желание избавиться от них, изменив свою жизнь к лучшему.
Если здоровье позволяет, несколько дней до причастия нужно держать пост: ограничить употребление продуктов животного происхождения. Верующий воздерживается от праздных дел и развлечений, сконцентрировавшись на духовной жизни. Большую часть времени посвятить молитва и чтению Священного писания.
Перед причастием обязательно исповедаются, раскаиваясь в совершенных грехах. Это позволит очистить душу от тяжелого груза и подготовит ее к приятию Божественной благодати.
Чем обоснована очередность чтения в молитвослове
Молитва – это не что-то хаотичное, а четко структурированное обращение к небесным покровителям, последовательность которого позволяет ясно излагать суть воззвания прихожан. Священная процедура Причастия в этом плане не является исключением из правил, поэтому воцерковленные люди стараются придерживаться строго определенной очередности в изложении собственных мыслей.
Ну и конечно, в любое обращение необходимо вкладывать всю свою душу, иначе она теряет всякий смысл. Поверхностное прочтение и вовсе вредит прихожанам, поэтому можно часть текста произносить своими словами, но от души.
Причастие в современном мире
Как только эта традиция укрепилась, люди стали возносить благодарственные молитвы по святом причащении. Истинно верующие христиане до сих пор чтят эту традицию. Раньше люди причащались порой в местах, которые совершенно для этого не предназначены. Сегодня все изменилось.
Таинство проводят исключительно в стенах храмов, за исключением случаев, когда нужно причастить смертельно больного в больнице или дома.
В данном случае священник является орудием Господа. Он точно повторяет слова, сказанные Христом во время Тайной Вечери. Именно через священнослужителя во время литургии действует Иисус.
Как часто нужно причащаться
Это, пожалуй самый часто задаваемый вопрос от прихожан к священнику. В старину, Святые Христовы Тайны в обязательном порядке принимали все присутствующие на литургии. Но иногда некоторые отказывались принимать участие в священном обряде.
Действительно, найти человека, который был бы достоин, принять причасти весьма сложно, ведь все люди грешны по своей природе. Однако современные священники считают это отговоркой. Причастие – это милость, дарованная людям, а значит отказываться от нее большой грех.
Считается, что человек, длительное время не принимающий причастия, отдаляется от Господа. Поэтому духовные наставники рекомендуют присутствовать на каждой литургии, принимая при этом таинство.
Правила прочтения молитв
Благодарственные молитвы по Святому Причащению включают в себя пять отдельных текстов:
- Благодарственный – читают в знак благодарности Господу за то, что он принял христиан, несмотря на их греховность, как привитую ветвь к Своему народу. Кроме этого читают прошение о духовном и тесном исцелении, защите от всех врагов. Просьба об укреплении веры христианина – также важный момент.
- Молитва Василию Великому – благодарность Господу, за то, что Он укрепляет человека в вере и дает ему возможность с чистой душой, которую очищает Дух Божий, подходить к таинству. Воспевают Бога за дарованные блага человеку.
- Молебен Симеона Метафраста – в своей мольбе сравнивает Господа с огнем, который способен как сжечь грешника, так и очистить его. В тексте приносится прошение об очищении от грехов и благодарение за эту милость.
- Прошение ко Христу – канон обращен к Иисусу, в котором верующий возносит благодарение к Сыну Божьему за Кровь Его, которую он пролил на кресте за человечество.
- Прошение к Богородице – канон праведности и чистоты, который читают с просьбой о помощи к Божьей Матери за человека перед Творцом.
Чтобы попасть после земной жизни в Царство Небесное и получить жизнь вечную, каждый православный должен причащаться. Без этого достигнуть совершенства в жизни духовной невозможно. Божья благодать, которую верующий получит во время причастия, укрепит его веру, поможет в боре с греховными страстями окажет целебное действие.
Молитва благодарственная, первая.
Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что Ты не отверг меня, грешника, но сподобил приобщиться Твоих Святынь. Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня, недостойного, причаститься пречистых небесных Даров Твоих.
Но, Владыка-Человеколюбче, умерший за нас и воскресший и даровавший нам эти страшные животворящие Тайны в благодеяние и освящение душ и тел наших, сделай чтобы они были и мне в исцеление души и тела, в отражение всякого врага,
в просвещение очей сердца моего, в мир моих душевных сил, в веру твердую, в любовь нелицемерную, в просветление разума, в соблюдение заповедей Твоих, в умножение божественной Твоей благодати и в приобретение Царства Твоего;
чтобы, будучи сохраняем ими в чистоте пред Тобою, я всегда поминал милость Твою и жил уже не для себя, а для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля. И таким образом, исшедши из здешней жизни в надежде на жизнь Вечную, я приду в место вечного покоя, где не умолкают голоса торжествующих и где бесконечна радость взирающих на несказанную красоту лица Твоего.
Ибо Ты — истинная цель стремления и неизъяснимая радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и Тебя воспевает всё творение во веки. Аминь.
Молитва вторая, св. Василия Великого.
Владыка, Христе Боже, Царь веков и Создатель всего мира! Благодарю Тебя за все блага, которые Ты дал мне, и за причащение пречистых и животворящих Твоих Таин.
И вот я молю Тебя, милостивый и Человеколюбец: сохрани меня под защитою Твоею в тени крыльев Твоих, и дай мне с чистою совестью до последнего моего вздоха достойно причащаться Святынь Твоих в оставление грехов и жизнь вечную.
Ибо Ты — Хлеб Жизни, Источник освящения, Податель благ. И Тебе мы воссылаем славу, с Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
Молитва третья, св. Симеона Метафраста.
Господи, добровольно давший мне в пищу плоть Твою, Ты — огонь, сжигающий недостойных! Не сожги же меня, Создатель мой! Но пройди в члены тела моего, во все составы, во внутренности, в сердце, и попали терние всех грехов моих.
Душу очисти, мысли освяти, укрепи меня в моей деятельности, просвети мои чувства, всего меня пропитай страхом пред Тобою. Всегда защищай, охраняй, береги меня, от всякого вредного для души дела и слова.
Очищай, омывай, устрояй меня; украшай, вразумляй и просвещай меня. Сделай меня Твоим храмом единого Духа и уже не жилищем греха, чтобы после принятия Причащения всякий злодей, всякая страсть бежали от меня, как от дома Твоего, как от огня.
Ходатаями за себя я представляю Тебе всех святых, начальников бесплотных Сил, Предтечу Твоего, премудрых Апостолов и, сверх их — Твою непорочную, пречистую Матерь. Их молитвы, милосердый Христе мой, прими и сделай раба Твоего сыном света.
Ибо Ты, Милостивый, — Един есть освящение и осияние душ наших. И Тебе, как подобает Богу и Владыке, мы все славу воссылаем каждый день.
Молитва четвертая.
Тело Твое Святое, Господи Иисусе Христе, Боже наш, да будет мне в жизнь вечную, и драгоценная Кровь Твоя во оставление грехов: и да будет мне причащение это в радость, здравие и веселие. В страшное же и второе пришествие Твоё сподобь меня грешного, стать во славе Твоей, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых.
Молитва пятая, ко Пресвятой Богородице.
Пресвятая Владычице Богородице, свет помраченной души моей, надежда, защита, прибежище, утешение, радость моя! Благодарю Тебя, что Ты сподобила меня, недостойного, причаститься пречистого Тела и драгоценной Крови Сына Твоего.
Родившая истинный Свет, просвети духовные очи сердца моего. Родившая Источник бессмертия, оживи меня, умерщвленного грехом. Милосердного Бога милосердная Матерь, помилуй меня и дай мне умиление и сокрушение в сердце моем, смирение в мыслях, возвращение к благим помыслам рассудка моего, в случаях его увлечения.
И сподобь меня до последнего моего вздоха, не подвергаясь осуждению, принимать святыню пречистых Таин в исцеление души и тела. И подай мне слезы покаяния и благодарения, чтобы я воспевал и прославлял Тебя все дни жизни моей, так как Ты Благословенна и прославлена во веки. Аминь.
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего, Израиля.
Трисвятое
- Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Поклон)
- Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Поклон)
- Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Поклон)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
Кондак
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Благочестивый, блаженнейший Иоанне Златоусте, ты принял с небес божественную благодать и учишь своими устами всех поклоняться в Троице Единому Богу. По достоинству восхваляем тебя, ибо ты — руководитель, изъясняющий божественное.
И ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Надёжная защита христиан, неизменная Ходатаица пред Творцом, не презри молитвенных голосов грешников, но поспеши, Милостивая, на помощь нам, с верою восклицающим Тебе: «Поторопись на заступление и поспеши на молитву, Богородице, всегда защищая почитающих Тебя».
2 вариант, если совершалась литургия святого Василия Великого, читается тропарь святому Василию:
Голос твой наполнил всю землю, принявшую слово твоё, которым ты достойно научил основам божественной веры, разъяснил природу всего существующего, упорядочил человеческие нравы. Царственный священник, отче преподобне, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ты явился непоколебимым основанием Церкви, наделяя всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевая его твоим учением, явленный с небес преподобный Василий!
И ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Надёжная защита христиан, неизменная ходатаица пред Творцом, не презри молитвенных голосов грешников, но поспеши, Милостивая, на помощь нам, с верою восклицающим Тебе: поторопись на заступление и поспеши на молитву, Богородице, всегда защищая почитающих Тебя.
3 вариант, если совершалась литургия Преждеосвящённых Даров, читается тропарь святому Григорию Двоеслову:
Благодать божественную свыше получив, славный Григорий, от Бога, и Его силою укрепляемый, шествовать путём Евангельским ты возжелал, — потому, всеблаженный, награду за труды ты принял от Христа, — Его моли да спасёт души наши.
Кондак
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Подражателем Начальника пастырей Христа явился ты, отче Григорий, сонмы иноков во двор небесный направляя, потому и научил ты овец Христовых заповедям Его. Ныне же с ними ликуешь и радуешься во обителях небесных.
И ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Надёжная защита христиан, неизменная ходатаица пред Творцом, не презри молитвенных голосов грешников, но поспеши, Милостивая, на помощь нам, с верою восклицающим Тебе: поторопись на заступление и поспеши на молитву, Богородице, всегда защищая почитающих Тебя.
После чего окончание благодарственных молитв:
Господи, помилуй. (12 раз)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Читайте еще: Молитва Серафиму Саровскому.
Мы величаем Тебя как истинную Богородицу, родившую без болезни Бога-Слово, достойную большей почести, чем Херувимы, и несравненно славнейшую, нежели Серафимы.
После Причащения Тела и Крови Господа да пребывает каждый в чистоте, воздержании и немногословии, чтобы достойно сохранить в себе Христа принятого.
Как правильно читать молебен
К причащению нужно готовиться заблаговременно. Требуется соблюдение поста и ежедневные молитвы. Приготовление к Таинству также включает в себя отказ от мирских утех и развлечений. Супругам следует отказаться от плотских отношений. Таинство проводится натощак. Накануне Причастия нужно прочитать Каноны к Святому Причастию и исповедаться. Утром читается последование к Святому Причащению. После этого следует само Таинство. По завершении Евхаристии, нужно отблагодарить Господа за его Святые Дары и прочитать благодарственные молитвы. Тем, кто регулярно причащается, Бог дарит радость, духовное спокойствие, умиротворение.
Молебен проводится только в храме. Конечно, можно прочитать благодарственные молитвы и дома. Но в храме верующие стоят рядом и молятся друг за друга, проявляя истинную христианскую любовь. Слушая службу в церкви, они совершают пусть небольшую, но жертву. К тому же сила общей благодарственной молитвы непомерно больше, чем прочитанной наедине дома.
Важное правило в чтении молебна — очередность. Первые пять молитв — основные. Они должны идти в строгом порядке:
Они должны идти в строгом порядке:
- Первой идет сама благодарственная молитва.
- Далее читается моление Василия Великого.
- Симеона Метафраста.
- Краткая четвертая.
- Моление Богородице.
Такой порядок уникален и не должен нарушаться. Это позволит правильно поблагодарить святых, очистить душу и помыслы от греховности. После основных молитв следуют начальные: Трисвятое, К Троице и Отче наш. Общепринятыми считаются такие виды Литургии:
- Святого Иоанна Златоуста. Ее проводят на протяжении церковного года в дни, когда не свершаются другие виды Божественной Литургии.
- Василия Великого.
- Преждеосвященных Даров.
В зависимости от вида проводимой Литургии, после Отче наш поют тропарь и кондак. В этом списке отсутствует молитва Ангелу-хранителю. Однако прочесть канон ему следует обязательно. Ведь он — защитник и хранитель души и тела каждого истинного христианина. Его стараниями стало возможным присутствие на Великом Таинстве
И возблагодарить его за помощь и заступничество очень важно
По завершении молебна нужно весь день посвятить изучению Библии, заботам о душевной чистоте. Следует отказаться от развлечений и праздности. Запрещено курение в день после Причастия и использование бранных слов. Ведь уста, принявшие тело и кровь Господа не должны быть осквернены.
История таинства
Чтобы осознать и понять важность причастия, необходимо обратиться к истории, которая корнями уходит в те времена, когда сын Господа пребывал на Земле. Начало таинство берет с Тайной Вечери. Именно в этот вечер Христос, принимая пищу в кругу своих учеников, подал им хлеба и вина
Считается, что хлеб символизирует плоть Иисуса, а вино – его кровь. В те смутные времена вера была запрещена, и люди, которые проповедовали христианство, были нарушителями закона. Правители всеми силами старались, чтобы языческую веру признали единственно верной. Это связано с тем, что поклонение языческим богам предполагало полное повиновение монарху. Как правило, правители страны не отличались милостью, многие ненавидели его, однако свергнуть не решались, боясь наказания богам
Именно в этот вечер Христос, принимая пищу в кругу своих учеников, подал им хлеба и вина. Считается, что хлеб символизирует плоть Иисуса, а вино – его кровь. В те смутные времена вера была запрещена, и люди, которые проповедовали христианство, были нарушителями закона. Правители всеми силами старались, чтобы языческую веру признали единственно верной. Это связано с тем, что поклонение языческим богам предполагало полное повиновение монарху. Как правило, правители страны не отличались милостью, многие ненавидели его, однако свергнуть не решались, боясь наказания богам.
Христианская вера проповедовала противоположные идеалы, поэтому императоры, привыкшие творить бесчинства, не желали ее признавать. После того, как Христа распяли, ученики продолжали восхвалять его и служить ему, столкнувшись с серьезными трудностями, которые не были связаны с преследованием со стороны властей. Их беспокоило, что они не могли найти способ почтить покинувшего этот мир учителя, поскольку:
- публичные выступления были под запретом;
- строить церкви запрещалось;
- ни о каком издании христианской религиозной литературы не могло быть и речи;
- крайне проблематично было сохранить какие-либо письмена.
Именно тогда ученики, помня о словах, сказанных учителем на Тайной Вечере, стали почитать его святым причащением. Постепенно об этой традиции узнали священники, которые, несмотря на запрет, продолжали славить Христа. Однако проводить богослужения в церкви они не могли, так как солдаты правителя пристально следили за всеми, кто подозревался в служении Иисусу.
Священники проводили таинство под покровом ночи, которая надежно укрывала от взоров неприятелей. Даже находясь в заключении, арестованные священники не прекращали причащаться, демонстрируя, насколько сильна их вера.