Борис пастернак — доктор живаго

Краткое содержание романа Доктор Живаго

Анализ «Доктора Живаго» следует начать с краткого пересказа сюжета романа. Книга состоит из двух частей, рассказывающих о судьбе доктора Юрия Живаго и людей, с которыми героя тесно связала жизнь.

Первая часть

Идет 1902 год. 10-летний Юра Живаго остается сиротой. Мать умерла, а отец, промотавший состояние, давно живет своей жизнью.

Дядя мальчика священник Николай Веденяпин берет на себя заботу о племяннике, определив его в семью Громеко, воспитывающую еще двух детей – родную дочь Тоню и приемного сына Мишу Гордона. Трое ребят становятся лучшими друзьями.

Параллельно автор описывает семью Гишар, переехавшую в Москву с Урала. У вдовы Амалии Гишар двое детей – Родион и Лариса. Сама вдова находится в любовной связи с адвокатом Комаровским, позднее совратившим дочь своей любовницы – Ларису.

Проходит несколько лет, друзья выросли и закончили учебу. Миша стал филологом, Тоня юристом, а Юра врачом, пишущим в свободное время стихи.

Юра и Тоня женятся, у них рождается сын Саша. Лариса, порвав с Комаровским, тоже выходит замуж за простого работягу Пашу Антипова и рожает дочь Катю.

Начинается первая мировая война. Юра и Миша уходят воевать. Отправляется на фронт и Павел, где пропадает без вести. Лара, оставив ребенка, едет искать мужа.

Девушка работает в госпитале медсестрой, где знакомится с раненым Юрием Живаго. Между молодыми людьми вспыхивают чувства.

В Петрограде начинается революция. Юрий возвращается в Москву к семье, но из-за беспорядков в стране жить становится тяжело. По совету сводного брата Юрия – Евграфа семья Живаго решает переехать на Урал.

По дороге на поезд нападают бандиты, в атамане которых Юрий узнает мужа Ларисы – Павла, ставшего теперь Стрельниковым. Антипов отпускает семью доктора.

Вторая часть

На Урале в селе Варыкино семье Живаго выделяют дом. Супруги живут дружно, много работают, занимаются хозяйством. Юрий ведет дневник, где записывает свои размышления о смысле жизни.

Семейная идиллия нарушается встречей доктора с Ларисой, живущей в Юрятино. Молодые люди вступают в любовную связь. Но доктора мучают угрызения совести. Он решает порвать с Ларой, повиниться перед женой, но по дороге домой попадает к партизанам.

Идет гражданская война. Юрий, вот уже два года находящийся в плену, избегает участия в боях, отдавая свои силы лишь лечению раненых.

Улучив момент, Живаго сбегает от партизан и возвращается в Юрятино. Здесь он узнает, что Тоня родила дочь и уехала вместе с детьми в Москву.

Юра остается жить с Ларой, работая врачом в госпитале. Вскоре приходит письмо от Тони с сообщением, что ее с детьми высылают в Париж.

Юрий с Ларой переезжают в Варыкино. Но через время там появляется Комаровский с известием об аресте Стрельникова. Чтобы спасти Ларису с Катей от ареста Юрий отправляет их с Комаровским на Дальний Восток, пообещав приехать вслед за ними.

После отъезда любимой доктор отправляется пешком в Москву, где поселяется у своего бывшего дворника. Через время Юрий сходится с дочерью дворника Мариной, которая рожает ему двух дочерей.

Однажды доктор исчезает, оставив Марине немалую сумму денег. Как оказалось, брат Евграф нашел ему работ и квартиру недалеко от себя. В свободное время Юрий пишет стихи.

Однажды по дороге на работу Живаго становится плохо и он умирает. На похороны приезжает Лариса и Евграф узнает, что у нее есть дочь Татьяна от Юрия.

Разыскать дочь брата Евграфу удалось только в 1943 году. Он взял на себя заботу о девушке и стихах брата, собрав их и отдав в печать.

Тайна отца Юрия Живаго

Вот что мы знаем об отце Юрия:

Довольно очевидно, что старший Живаго, человек состоятельный и занимаю­щийся коммерческой деятельностью, ездил на Ирбитскую ярмарку, ведь до революции это была самая крупная в России ярмарка (после Нижегород­ской) и самая близкая к сибирским городам. Впрочем, у этих поездок была и другая причина: позднее мы узнаем, что у отца героя в Сибири есть вторая семья.

Константин Носилов. Ирбит. Торговые ряды. Конец XIX — начало XX векаpastvu.com Для самого Пастернака это место имеет и другое, символическое значение. Ирбит находится на Урале, разделяющем Европу и Азию

О важности пересечения этой границы Пастернак писал еще в повести «Детство Люверс» (1917–1918):

Евграф, брат Юрия по отцу, был сибиряк: у него «смуглое лицо с узкими киргизским глазами». А вот как Юрий описывает дом в Омске, где в детстве жил Евграф:

Получается, что между Москвой и Омском словно протянута линия высокого напряжения, заземленная где-то посередине, в районе уральского торгового городка Ирбита. Отец, который в представлении Юрия чаще всего находится на Ирбитской ярмарке, мечется между законной и незаконной семьями, между двумя сыновьями. Пересечь эту условную границу ему так и не удается: в своих метаниях он забывает себя, теряет рассудок, кончает жизнь самоубийством.

Суть: о чем роман?

Нетрудно догадаться, что книга Пастернака о враче — Юрии Живаго. Первые главы рассказывают нам о его учёбе, взрослении, становлении и семейной жизни героя. Он рано осиротел (его отец покончил с собой чуть ли не на глазах у сына) и стал воспитанником в интеллигентной и дружелюбной семье, где рос рядом с Антониной, которая и стала его супругой. Их отношения были теплыми, но скорее дружескими. Параллельно развивается история молодой девушки Ларисы, ставшей невольной любовницей престарелого адвоката Комаровского

Ее семья была менее благополучной: вздорная и истеричная мать, лишившаяся мужа, завела любовника, который проявлял повышенное внимание к ее дочери. Так, Лариса оказалась в заложницах у Комаровского, боясь раскрыть свои тайны нездоровой матери

С началом Первой мировой войны Юрий (который уже женился и завел детей) отправляется на фронт военным врачом. Лариса становится его ассистенткой. Они сближаются. Вернувшись, он обнаруживает, что монархия уже свергнута, в России провозглашена республика, улицы объяты хаосом, а его семья едва сводит концы с концами.

К тому времени Лариса уже вышла замуж, но не по любви, а за того, кто любил ее и был готов принять ее прошлое. Павел Архипов, рабочий, живший неподалеку от Лары, был уязвлен, узнав о любовнике невесты. Дальнейшая их жизнь не сложилась: Лара родила девочку, но счастливый отец был увлечен начавшейся революцией и принимал в ней деятельное участие. Павел сделал карьеру на гражданской войне и стал известным большевиком.

После Октябрьской революции семейство Живаго покидает голодающую Москву и перебирается в далёкий провинциальный город Юрятин. Жизнь медленно, но налаживается, однако в Юрятине проживает и Лариса, с которой у Юрия начинается роман. В самый кульминационный момент этого любовного треугольника Живаго насильно вербуют в красный партизанский отряд.

После полутора лет партизанской войны Живаго возвращается в Юрятин, но не находит там своей семьи. Зато у героя снова разгорается страсть с Ларисой. Однако через некоторое время в Юрятин прибывает Комаровский, который уговаривает Живаго отпустить Ларису с ним (он имеет возможности вывезти и обеспечить женщину и ее дочь), на что тот соглашается.

Спустя много лет в Москве опустившийся Живаго умирает в трамвае от сердечного приступа.

Второстепенные герои

Павел Антипов

Не имея семьи уходит на фронт в качестве добровольца. Война очень меняет его жизненные взгляды и никак не может приспособиться к обстановке военного времени. В революционное время становится комиссаром и меняет фамилию. После возвращения на родину встречает доктора Живаго, от которого узнает о трагической судьбе Ларисы, после чего кончает жизнь самоубийством.

Евграф Живаго

Является сводным братом главного героя. Очень восхищен талантом своего брата. Всегда помогает ему во всем особенно в материальном плане. Но Юрий даже и не догадывается кем работает его сводный брат. Но благодаря ему Юрий живет и работает в своем городе. Даже после трагического конца Юрия, Евграф продолжает помогать его детям.

Веденяпин Николай

Является дядей Юрия. Который приютил его после смерти последнего родителя. Он и рассказывает о его родителях, и заботиться о нем как может.

Александр и Анна Громеко

Являются приемными родителями Юрия, и родными для Тони. Были очень положительными людьми которые сделали Юрия таким, какой он есть. Долгие разговоры с приемным отцом закаляют характер доктора. Мать же благословила их брак незадолго до своей кончины.

Марина

Является неофициальной женой доктора, которая доживает с ним последние его годы жизни, родив ему двоих детей.

Часть 15. Окончание

Живаго идёт в Москву пешком. Он плохо выглядит. Его бывший дворник выделяет ему часть комнаты. Юрий сходится с его дочкой Мариной, от связи рождаются две дочери. Живаго общается письмами с Тоней, Дудоровым, Гордоном.

Однажды доктор Живаго исчезает. Никто не может понять куда. Евграф помог брату с квартирой и устройством на работу. Он в восхищении от его литературного дара. В этот период Юрий очень много пишет.

Доктор Живаго умирает утром по дороге на работу. Он не дожил и до 40 лет. Гроб с его телом устанавливают на тот стол, где он сочинял. Евграф привозит Ларису попрощаться. Она говорит:

После похорон Лариса рассказывает брату Юрия о существовании дочери, которую она родила от Живаго. Лара тщетно пыталась найти дочь, так как чувствовала себя виноватой:

Подробный анализ

Роман «Доктор Живаго» – один из литературных шедевров 20 века. За написание романа, над которым велась усердная работа в течение десяти лет, Пастернак получил Нобелевскую премию по литературе. И, несмотря на то, что в России в то время публикация этого романа была под запретом вследствие антисоветского содержания, за рубежом «Доктор Живаго» получил всеобщее признание и достойную оценку.

Произведение имеет большое историческое значение. Весь сюжет романа крутится вокруг реальных событий, происходивших в России в начале прошлого столетия. Революции 1905 и 1917 годов, а так же Первая Мировая и гражданские войны. Чтобы максимально точно обозначить ценность романа Пастернака, следует обратиться к его анализу.

Жанр романа «Доктор Живаго».

Однозначно определить, к какому из жанров относится произведение, нелегко. Ведь помимо того, что этот роман исторический, он носит также автобиографический характер. По ходу чтения можно заметить некоторые моменты из жизни самого писателя. А главный герой является, конечно, прототипом Бориса Пастернака.

Кроме этого нельзя не сказать о том, что роман – философский. Вопросы бытия и смысла жизни остро поднимаются на протяжении всего произведения.

Для многих читателей «Доктор Живаго» открывается в первую очередь как любовный роман. И это действительно так. Любовная связь главных героев прослеживается постоянно, вокруг их отношений происходят все другие события.

Тематика произведения.

Борис Пастернак поднимает несколько тем. Тема любви раскрывается в романе на примере отношений Юрия Живаго с его женой Антониной и любовницей Ларисой Антиповой, между Ларисой Антиповой и ее мужем Павлом Антиповым. Прослеживается также любовь внутри семей, между родителями и детьми.

Тема жизненного и духовного пути так же поднимается в романе. Раскрывается она в выборе одного из возможных вариантов развития событий. Каждый раз Юрию Живаго следует сделать выбор: упасть духом или стойко выдержать все испытания судьбы, остаться в голодной Москве и обрести себя на смерть или бежать на Урал в надежде на лучшее.

Но самой важной темой произведения считается, конечно, тема взаимоотношения личности и истории. Пастернак четко описывает столкновение личности и ее идеалов со страшными событиями действительности революционного времени.  В условиях жестокости и страха перед будущим человек вынужден был отстаивать свои интересы

«Доктор Живаго» – величайшее произведение всех времен. Автор доносит читателю следующую мысль: необходимо оставаться самим собой до самой смерти, независимо от того, в каких условиях приходится жить или выживать.

Темы

  • Судьба России – Пастернак в своём романе отобразил смену эпох, один из крупнейших исторических и политических катаклизмов двадцатого века. Писатель показал, как старая Россия исчезает и рушится, как ломаются судьбы и гибнут тысячи людей в преддверии зарождения нового мира. Мира, который уже никогда не смогут принять люди, заставшие ту эпоху. Символом этого разрыва становится сцена из эпилога, в которой знакомый Живаго встречает его дочь, выросшую при советской власти, и отмечает, как же она не похожа на своего отца.
  • Любовь – в романе есть две любовные линии. С одной стороны, отношения Живаго со своей семьёй, а с другой — его роман Ларисой. Юрий искренне любит свою семью, но тяга к Ларисе оказывается выше его сил. Писатель показывает не столько силу любви, сколько разрушение семьи, традиционного уклада в обществе, когда люди теряют всякую мораль и понимание того, что правильно.
  • Интеллигенция – судьбы Живаго, Ларисы, Антонины символизируют собой судьбу русской интеллигенции в начале двадцатого века. Кто-то был вынужден уехать, кто-то пропал без вести, а кто-то просто продолжил существование в чужом мире. Однако судьба интеллигентов в любом случае вырисовывается Пастернаком невзрачной, трагической и тоскливой, а ведь это интеллектуальная гордость нации…
  • Природа – пейзажи, окружающие героев, полностью соответствую депрессивному тону самого романа. Мрачные тёмные леса, снег, холод — всё это создаёт постоянное напряжение, ощущение одиночества и тоски.

Список и краткая характеристика героев романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго»

Список и краткая характеристика основных персонажей:

  1. Юрий Андреевич Живаго — основной персонаж романа. В начале произведения талантливый молодой человек, из-за жизненных обстоятельств, живущий в приемной семье. В середине романа Юрий — писатель, поэт и хороший доктор. Став взрослым, он женится, у него появляются дети, но настоящей любовью для него остаётся смелая и красивая Лариса. С развитием сюжета читатель наблюдает как Юрий ищет себя и своё предназначение в мире. На долю героя выпадает много разлук, страданий, плен и война.
  2. Антонина Александровна Живаго (Громеко) — толерантная женщина из богатой профессорской семьи. По профессии юрист, является женой Юрия Живаго, с которым знакома с детства. Дама снисходительна и относится к своей жизненной судьбе по-философски. Тоня почти в одиночку воспитывает двоих детей. Спокойно воспринимает измены мужа и мужественно переносит все тягости жизни. К концу романа уезжает заграницу.
  3. Лариса Фёдоровна Антипова — жена Антипова, также является второй незаконной женой Юрия Живаго. В 16 лет вступила в любовные отношения с любовником матери — это нанесло незаживающую рану её душе. Умная, красивая, смелая женщина. Прошла через множество жизненных испытаний: тайная любовь с Юрием Живаго, жизнь с революционером, разлука с дочерью, постоянный страх быть арестованной. В начале карьеры она работала учителем в гимназии, а после решила стать сестрой милосердия.
  4. Павел Антипов-Стрельников — первый законный муж Ларисы. Образованный, волевой и отважный человек. Сначала работает учителем, как и его жена. Потом уходит добровольцем на фронт, где не может определиться, на чью сторону встать: красных или белых. В итоге он становится комиссаром. Долго находится в бегах. По возвращению узнаёт об отношениях Ларисы и Юрия, кончает жизнь самоубийством.
  5. Виктор Ипполитович Комаровский — богатый и влиятельный адвокат, но подлый и развратный человек. Склонил к отношениям юную Ларису и тем ранил её неокрепшую душу. Довёл отца Юрия Живаго до самоубийства из-за банкротства. Везде и всегда искал выгоду.
  6. Евграф Андреевич Живаго — сводный младший брат Юрия Живаго. Сын княгини. Молодой человек часто оказывается рядом в трудную для Юрия минуту и становится для него неким ангелом хранителем. В конце романа Евграф уже генерал-майор. И именно он берёт на себя опеку над дочерью Юрия, оставленной Ларисой в раннем детстве.

Список и краткая характеристика второстепенных персонажей:

  1. Николай Николаевич Веденяпин — дядя Юрия, приютивший мальчика после смерти матери.
  2. Алексей и Анна Громеко — родители Тони. Светлая и доброжелательная супружеская чета, благословившая брак Тони и Юрия.
  3. Лаврентий Михайлович Кологривов — талантливый предприниматель, жалевший Ларису и пристроивший её в свою семью воспитательницей.
  4. Серафима Филипповна Кологривова — супруга Лаврентия Михайловича
  5. Липа Кологривова — младшая дочь в семье Кологривовых, воспитанница Ларисы.
  6. Надя Кологривова — старшая дочь в семье Кологривовых
  7. Андрей Живаго — отец Юрия и Евграфа, после смерти жены много пил, обанкротился (не без помощи Комаровского) и покончил с собой.
  8. Мария Николаевна Живаго — мать Юры. С её похорон начинается роман.
  9. Татьяна Безочередева — дочь Юры и Ларисы. Комаровский отдал новорожденную Таню в семью сторожихи железнодорожной станции Марфы, пока Лариса была в послеродовой горячке, вроде как на время, а получилось — навсегда.
  10. Иннокентий Дудоров (Ника) — приятель Юрия Живаго.
  11. Амалия Гришар — француженка, мать Ларисы.
  12. Ливерий Аверкиевич Микулицын — дедушка Тони.
  13. Марина Щапова — дочь дворника, служившего в семье Громеко. Самоотверженная и терпеливая молодая женщина. Третья и последняя гражданская жена Юрия. Родила ему двух дочерей.
  14. Маркел Щапов — вечно пьяный дворник семьи Громеко, который с приходом советской власти занял чиновничий пост.
  15. Михаил Гордон — друг Юрия, тоже воспитанник семьи Громеко. Во взрослой жизни профессор, побывал в ГУЛАГе, воевал на фронте Второй Мировой Войны.
  16. Ольга Дёмина — подруга Ларисы в молодости.
  17. Шура Шлезингер — подруга Анны Громеко.
  18. Анфим Ефимович Самдевятов — влиятельный человек, поддерживал большевиков, юрист. Дружил с семьёй Живаго.
  19. Павел Антипов-старший — рабочий-железнодорожник, отец Павла (того самого, что был мужем Ларисы и революционером Стрельниковым). Отбыл срок на каторге на Урале. После революции — уважаемый человек.
  20. Киприян Тиверзин — машинист, революционер, товарищ Антипова-старшего.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Доктор Живаго» довольно разветвленная: есть герои-революционеры, есть интеллигенты, буржуа и простые люди, попавшие в жернова системы. С приходом перемен их судьбы переплетаются в клубок противоречий, и в итоге многие связи приходится разрывать, чтобы выпутаться из паутины.

герои романа «доктор живаго» характеристика
юрий живаго сын миллионера, промотавшего своё состояние и выбросившегося из поезда. это человек тонкой душевной организации, хороший врач, любящий отец, но довольно пассивный мужчина, который не способен противостоять обстоятельствам и унять метания страстей и сомнений в своей груди. пишет стихи и воспринимает мир через призму чувства, а не разума. после семнадцатого года он, фактически, выпадает из жизни, лишается возможности управлять своей судьбой. его привычная жизнь рушится, и предрешенное будущее становится не сбывшейся мечтой. вместо работы он пребывает на фронте то на одной, то на другой стороне, вместо тихой семьи обретает жгучее и частное счастье с чужой женой. приспосабливаясь к обстоятельствам, он теряет себя. к концу повествования лишается семьи, любимой, перестаёт писать стихи и ведёт жизнь простого обывателя. он опускается, ведь его время прошло: новое время вытеснило его на обочину жизни.
лариса антипова дочь обрусевших иностранцев. красивая, сообразительная, сильная духом и отзывчивая, но легкомысленная девушка. с самого юного возраста была зависима от комаровского, который вовлёк её в порочную связь. в дальнейшем опускалась всё ниже и ниже в нравственном плане, однако не теряла надежды вырваться из этого порочного круга с помощью антипова. но их отношения разрушились: лариса так и не полюбила павла. роман с юрием был единственной ее связью по любви, ведь оба персонажа жили одним днем и остро чувствовали все вокруг. она любила его стихи и понимала его с полуслова. лариса вернулась в юрятин, где влюбилась в живаго, однако в итоге уехала с комаровским на дальний восток, а в дальнейшем эмигрировала. давнюю неприязнь к комаровскому она подавила ради дочери, которой хотела обеспечить достойное будущее. в конце книги вернулась в россию почтить память умершего живаго, но как-то раз вышла из дома и не вернулась. так автор намекнул на ее арест.
антонина живаго законная жена юрия, дочь состоятельного еврея. заботливая мать и верная жена. спокойная, уравновешенная и интеллигентная женщина. выучилась на юриста. с переездом в юрятин семейные отношения начали портиться. юрий увлёкся ларисой, и антонина, узнав об этом, так и не простила его. после ухода юрия антонина с детьми возвращается в москву, а оттуда уезжает за границу. она, как и все представители ее класса, не находит места в новой россии.
павел антипов сын простого рабочего, сосланного за участие в революции. в юности был жизнерадостным и застенчивым юношей. искренно любил ларису и женился на ней, однако не смог перенести правды о её безнравственном образе жизни до брака и отдалился от неё. участвовал в первой мировой войне как солдат. поддержал октябрьскую революцию и взял себе псевдоним стрельников. стал фанатичным приверженцем идей революции и самоотверженно сражался за её идеалы. ближе к концу повествования оказывается в опале, однако ни о чём не сожалеет и продолжает отстаивать революцию. кончает жизнь самоубийством.

Тема любви в романе Пастернака «Доктор Живаго»

Любовь в романе «Доктор Живаго». Краткое сочинение: Тема любви по роману Пастернака «Доктор Живаго»

Произведение «Доктор Живаго» — это собирательный портрет людей, вынужденных выживать в условиях кровопролитной революции и войны. «Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный вздох, каждый ожил, переродился…. Можно было бы сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая» — сказал главный герой романа Юрий Живаго. Когда человека к чему-то принуждают, ему трудно сохранять в себе такие бесценные вещи, как любовь к ближнему, сострадание, нравственный долг и взаимопонимание. Без этих составляющих в человеке умирает душа, он становится пустой телесной оболочкой, бесцельно существующей на божьей земле. Это понимал Юрий Живаго, который всегда хотел заниматься своим любимым делом, помогать людям и жить без насилия и лишения воли. Он был человеком, знающим свои обязанности. Несмотря на то, что его неумолимо тянуло к творчеству, он понимал, что этим на жизнь не заработаешь, поэтому нужно отбросить личные желания для блага родных. Таков был его принцип до тех пор, пока он случайно не встретил на одном врачебном вызове Ларису Гишар или Лару, невероятно красивую, хрупкую на вид, но по-настоящему сильную духом девушку. Его поразила её красота с первого взгляда. Долгое время Живаго не пересекался с Ларой из-за призыва в действующую армию, пока однажды в одном госпитале не встретил её вновь.

Чувства двух колеблющихся сердец были противоречивы. Юрий и Лара терзались печалью, тревожились за настоящее и будущее родных. Они в последнюю очередь думали о личном счастье, отчего тоже испытывали немало душевных страданий. Они оба состояли в браке и понимали, что, дав волю своим истинным чувствам, сильно ранят тех людей, которые отдавали им душу без остатка (Антонина Живаго, жена Юрия, с трепетной любовью воспитывала их детей, а Павел Антипов, муж Лары, ушел от жены и дочери, чтобы избавить их «от своего воображаемого гнета»).

Казалось бы, что все отношения между Юрием и Ларой выяснены, и в этом вопросе поставлена точка. Но судьба распорядилась иначе, и не раз сталкивала несчастных на жизненном пути: «Это ведь только в плохих книжках живущие разделены на два лагеря и не соприкасаются. А в действительности всё так переплетается!». Пройдя через ужасные испытания, которые жестокое время обрушило на них и многих других людей, ощущая страх, последствия перемен и боль от убийства соотечественников, влюбленные решают, вопреки всему, прожить отведенные им дни безмятежно и счастливо, пока есть возможность

Зачем дальше жить, если на фоне всеобщей безнадежности твое сердце рвется на куски? Какой смысл в жизни, если вокруг тебя умирают старые порядки, обычаи и ценности, а тем временем внутри ты постепенно умираешь сам? Такие мысли посещали их головы во время принятия такого важного решения. «Наша нервная система не пустой звук, не выдумка

Она – состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас, как зубы во рту. Ее нельзя без конца насиловать безнаказанно».

Какое-то время они жили вместе с дочерью Лары и Павла Катенькой в тихом безлюдном имении Варыкино. Радость царит в дружной молодой семье, что впервые глотнула недолгую свободу от всех горестей внешнего мира. Кажется, что именно тут они смогли вздохнуть полной грудью. Здесь Живаго смог полностью посвятить себя поэзии, которая дала ему жизненную силу. Однако когда война закончилась и установилась диктатура пролетариата, Лара с дочерью попали в опасное положение. Чтобы спасти их, Живаго с трудом сдерживал свои эмоции и обманом отправил Лару с Катенькой в безопасное место. Это был последний раз, когда они друг друга видели. Война отняла у них самое дорогое, что есть в жизни, — возможность быть рядом с любимыми.

Б.Л. Пастернак переплетает в романе между собой многие вечные проблемы человечества: отношение человека к окружающему миру, человек и его долг перед Родиной, человек и его место в истории…. Но особо тщательно он рассматривает конфликт между разумом и чувством. Описание внутреннего мира героев произведения заставляют сопереживать им и надеяться, что Юрий Живаго обретет покой в ином мире, а Лариса Антипова найдет в себе силы, чтобы утихомирить душу после всего пережитого и зажить спокойно.

Композиция «Доктора Живаго»

Как только мы начинаем знакомство с книгой, то с первой же главы сознание ставит галочку напротив пункта «структурные элементы композиции». Один из них – тетрадь главного героя, ставшая гармоничным продолжением его прозаического начала. Стихи подтверждают трагедийность восприятия действительности автором и доктором Живаго, обнаруживают преодоление трагедии в творчестве.

Автор проводит параллели между персонажами, сравнивает их, просвечивая души, будто рентгеном, и замыкает их на Юрии Андреевиче.

Важная композиционная черта романа – нагромождение случайных встреч, неожиданных поворотов судьбы, различных совпадений и стечений обстоятельств. Героям романа зачастую кажется, что подобные жизненные виражи в принципе невозможны и невероятны, что это какой-нибудь сон, мираж, который исчезнет как только они откроют глаза. Но нет. Все реально. Примечательно, что без этого действие романа не могло бы развиваться вовсе. «Поэтика совпадений» не зря заявляет о себе. Она обоснована художественным своеобразием произведения и мироощущением автора, стремящегося как можно точнее передать читателю свое видение той или иной ситуации.

Кроме того, в структуре романа действует принцип кинематографического монтажа, подбора независимых сцен — кадров. Фабула романа строится не на знакомстве героев и дальнейшем развитии их отношений, а на скрещении параллельных и независимо развивающихся судеб.

Краткий анализ

Год написания – 1945-1955 годы.История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию по литературе. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.

Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.

Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.

Жанр – Многожанровый роман.

Направление – Реализм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector