Борис пастернак ~ нобелевская премия (+ анализ)
Содержание:
- Анализ стихотворения «Нобелевская премия» Пастернака
- Анализ стихотворения «Август» Пастернака
- Начало творчества Пастернака
- Последние статьи
- Начало творческого пути
- Анализ стихотворения Пастернака «Нобелевская премия» 1 вариант
- Книжная полка
- Анализ стихотворения Пастернака «Нобелевская премия»
- Звучащие тексты
- Анализ стихотворения «Нобелевская премия» Пастернака 2 вариант
- Михаил Шолохов, получая Нобелевскую премию, не поклонился монарху
- Первые шаги в мир литературы
- Борис Пастернак отказался от Нобелевской премии
- Лауреат Нобелевской премии Иофис Бродский в России был осуждён за тунеядство
- На языке Пастернака
- Травля Пастернака за присуждение ему нобелевской премии
- Иван Алексеевич Бунин раздал Нобелевскую премию друзьям
- Иван Алексеевич Бунин раздал Нобелевскую премию друзьям
- Борис Пастернак отказался от Нобелевской премии
Анализ стихотворения «Нобелевская премия» Пастернака
Судьба одного из выдающихся поэтов Советского союза Б. Пастернака сложилась крайне трагически. Он долгое время пользовался заслуженной славой и популярностью, имел большое количество друзей в литературном мире. Склонность поэта к символизму не подвергалась осуждению и воспринималась со снисхождением. Только к концу Великой Отечественной войны растущая популярность Пастернака на Западе стала причиной для некоторых подозрений. В это же время поэт начинает серьезную работу над главным делом своей жизни – романом «Доктор Живаго». Она продолжалась около десяти лет. Пастернак был доволен результатом и отправил рукопись сразу двум советским издательствам. Одновременно он передает текст итальянскому корреспонденту. Складывалась очень щекотливая ситуация. В СССР решение о публикации принималось крайне медленно, а на Западе уже начали появляться некоторые фрагменты романа. Это вызвало крупный скандал, который усилился выдвижением Пастернака на Нобелевскую премию. Советское правительство расценило это как прямое предательство и принудило поэта отказаться от премии. Его отказ уже ничего не менял. Пастернака исключили из Союза писателей, от него отвернулось множество друзей и знакомых.
Реакцией поэта стало стихотворение «Нобелевская премия» (1958 г.), в котором отразились боль и отчаяние Пастернака. На этот раз он сознательно переправляет произведение для публикации за границей.
Пастернак чувствует себя «зверем в загоне», за которым началась настоящая травля. Он был поражен тем, что вчерашние поклонники и почитатели его творчества моментально изменили свои взгляды под влиянием власти. Поэт понимает, что выхода из создавшейся ситуации нет. Он искренне старался заслужить прощение, публично отказавшись от вручения премии. Но этот униженный шаг не дал никакого результата. Поэтому Пастернак в отчаянии произносит: «будь что будет, все равно».
Поэта больше всего возмущает обвинение в предательстве и антисоветчине. Он не видит своей вины, так как не стремился к критике коммунистического строя («что же сделал я за пакость?»), а постарался дать максимально реалистичную картину в своем романе («весь мир заставил плакать»). Парадокс в том, что причиной гонений стал действительно не сам роман, а положительные отклики на него в западном обществе.
Пастернак был уже серьезно болен и предчувствовал скорую смерть. Травля усилила его болезнь. Поэт считает, что находится «почти у гроба» и скоро обрадует своих врагов, покинув этот мир. Присуждение Нобелевской премии и реакция в СССР на многое открыли ему глаза. Он познал «силу подлости и злобы» и верит лишь в будущее неизбежное торжество «духа добра».
Анализ стихотворения «Август» Пастернака
Последние годы жизни Пастернака были очень непростыми. Еще до публикации на Западе романа «Доктор Живаго» поэт и писатель почувствовал усиливающееся на него со стороны власти давление. Переживания и боязнь за собственную судьбу привели к тому, что в 1952 г. Пастернак пережил инфаркт. Почувствовав близкое дыхание смерти, он начал легче относиться к своей жизни. В 1953 г. Пастернак написал стихотворение «Август», в котором открыто говорит о своей вероятной скорой кончине.
Стихотворение начинается с описания обычного раннего утра. Лирический герой просыпается в своей постели и внезапно обнаруживает, что его подушка мокрая. Ища причину, он вспоминает свой необыкновенно яркий сон. Автору снилась собственная смерть и похоронные проводы. Он ясно видел множество друзей, участвующих в процессии.
Происходит ключевой момент стихотворения и сна лирического героя: один из провожающих его в последний путь с опозданием вспоминает, что в этот день отмечается православный праздник — Преображение Господне («шестое августа по старому»). В народе этот праздник пользовался большой популярностью и назывался «Яблочный Спас». Он считался днем подведения определенных годовых итогов, началом осени и времени сбора урожая. В этот праздник «свет без пламени… с Фавора» (гора в Израиле, на которой три апостола стали свидетелями Преображения Иисуса Христа) разливается над всей землей.
Пастернак перед лицом близкой смерти уже не боится возможных преследований, поэтому смело вводит в произведение религиозную тематику. Он видит «казенную землемершу» — смерть, которая уже давно ждет его на кладбище. Финальная часть стихотворения — «провидческий голос» поэта, прощающийся с земной жизнью. Лирическому герою не жалко расставаться с материальными ценностями. Он уже осознал их бесполезность. Поэт прощается с «лазурью преображенской», «годами безвременщины», а самое главное, — с «творчеством и чудотворством». Он прожил долгую жизнь, насыщенную как радостями, так и «бездной унижений». Покидая этот мир, он жалеет лишь о том, что теряет свой бесценный божественный дар — возможность творить.
Пророческий сон Пастернака сбылся не сразу. Поэт прожил еще семь лет. Но эти годы стали самыми тяжелыми в его жизни. Смертельно больного человека ждали ожесточенная травля за публикацию «Доктора Живаго», вынужденный отказ от Нобелевской премии, предательство бывших друзей и знакомых. В каком-то смысле смерть Пастернака в 1960 г. стала для него долгожданным избавлением от страданий.
Начало творчества Пастернака
После окончания учебы молодой поэт начинает активно сочинять стихи, вступать в литературные клубы, а также знакомиться с другими популярными литераторами.
Впервые его стихи были опубликованы в 1913 году в сборнике «Лирика», а в 1914 вышла книга «Близнец в тучах».
Это было толчком для Пастернака — он осознает свои успехи, и уже в 1916 году издает «Поверх барьеров», находясь под впечатлением от города Урала.
В 1922 году семья Бориса переезжает в Берлин, что накладывает отпечаток на творчество писателя. Чувствуя себя одиноко, он продолжает общаться с другими писателями. Активно переписывается с Мариной Цветаевой.
В конце 20-х годов Пастернак больше обращается к прозе, нежели к поэзии. Пишет романы.
Последние статьи
-
16 интересных идей, которые реализованы в Южной Корее и вполне пригодились бы россиянам сегодня, 13:03 -
Почему мессионеры не смогли научить индусов жить по христианскому Новому Завету сегодня, 11:41 -
2 развода и позднее счастье первой жены Владимира Машкова: Елена Шевченко сегодня, 10:25 -
Борису Галкину – 74: Как сегодня живет актер, потерявших двоих детей, и в чем себя винит сегодня, 09:18 -
Голуби на обед и другие традиции древних фараонов, которые остались в жизни современных египтян 18.09.2021, 23:55 -
Бизнес по-коммунистически, или Как КНДР «развела» Швецию на сотни миллионов евро 18.09.2021, 22:58 -
Почему в 1990-х маленькая француженка росла, как Маугли, и что с ней стало 18.09.2021, 22:22 -
Почтовый пёс Оуни, который преодолел более 200 000 км, стал символом верности и человеческого предательства 18.09.2021, 18:27 -
За что римского императора Гелиогабала прозвали безумцем, и Почему он в конце жизни решил принять христианство 18.09.2021, 17:45 -
Как жена президента Рейгана исполнила мечту принцессы Дианы: Незабываемый вальс с Джоном Траволтой 18.09.2021, 16:02
Все статьи
Начало творческого пути
В начале своего жизненного пути Борис Пастернак предпочел музыку — несколько лет будущий поэт разучивал нотную грамоту и сочинял собственную музыку.
В 1900 году он пытался поступить в 5-ю московскую гимназию, но был не принят ввиду большого количества учеников. Однако директор, увидя потенциал мальчика, зачислил его на следующий год. Пастернак окончил учебное заведение с отличием в 1908 году.
В последующем юноша поступает в Московскую консерваторию на факультет подготовки композиторов. Он имел определенные успехи в учебе, но решил перейти на филологический факультет, где также хорошо учился, а в свободное время сочинял стихи, обеспечивая себе рост и развитие в этой сфере. В 1912 году заканчивает обучение.
Ключевым моментом в биографии Бориса Пастернака является поездка в Венецию с семьей. В этом городе поэт встречает Иду Высоцкую, которой признается в любви стихами собственного сочинения. К сожалению, любовь была безответной.
Анализ стихотворения Пастернака «Нобелевская премия» 1 вариант
В 1958 году Борис Пастернак был удостоен Нобелевской премии за выдающийся вклад в развитие мировой литературы. Это знаменательное событие, однако, не принесло поэту ожидаемой радости и, уж тем более. Никак не отразилось на его материальном благополучии. Все дело в том, что известие о присуждении столь престижной награды было воспринято в СССР в штыки. В итоге поэта исключили из Союза писателей и перестали публиковать в советских изданиях. Некоторые литературные деятели даже настаивали на том, чтобы выслать Пастернака из страны как шпиона и антисоветского деятеля. На такой шах правительство страны вес же не отважилось, однако отныне на поэта начались самые настоящие гонения, от него отвернулись друзья и коллеги по писательскому цеху, которые раньше открыто восхищались творчеством Пастернака.
Именно в этот непростой период он написал стихотворение «Нобелевская премия», в котором признался, что «пропал, как зверь в загоне». Действительно, автор чувствовал себя в некой западне и не видел из нее выхода, так как все пути отступления были перекрыты ярыми блюстителями государственных интересов. «А за мною шум погони, мне наружу хода нет», – с горечью отмечает Борис Пастернак и недоумевает, почему оказался в такой нелепой и достаточно опасной ситуации.
Он перепробовал различные варианты разрешения проблемы и даже отправил в Швейцарию телеграмму, в которой отказался от присужденной ему награды. Однако даже этот поступок не смягчил тех, кто начал настоящую травлю Пастернака из-за собственной зависти, мелочности и желания выслужиться перед властью. Список тех, кто публично обвинял поэта во всех смертных грехах, включал довольно большое количество известных имен в мире искусства и литературы. Среди обвинителей значились и вчерашние друзья Пастернака, что особенно сильно задело поэта. Он не предполагал, что его успех вызовет столь неадекватную реакцию тех, кого он считал вполне порядочными и честными людьми. Поэтому поэт впал в отчаянии. Что подтверждают следующие строчки его стихотворения: «Будь что будет, все равно».
Тем не менее, Пастернак пытается разобраться в том, почему попал в такую немилость и опалу. «Что же сделал я за пакость, я убийца и злодей?», – вопрошает автор. Свою вину он видит лишь в том, что сумел пробудить в сердцах многих людей искренние и чистые чувства, заставил их восхищаться красотой своей родины, которую безмерно любил. Но именно этого оказалось вполне достаточно, чтобы на автора обрушились потоки грязи и клеветы. Кто-то требовал у пастернака публичного признания себя шпионом. Другие настаивали на аресте и теремном заключении поэта, которого за непонятные заслуги признали одним из лучших авторов за рубежом. Были и те, кто обвинял Пастернака в конъюнктуре и попытках выслужиться перед врагами Советского Союза в обмен на престижную премию. Параллельно поэту периодически поступали предложения покинуть страну, на что он неизменно отвечал, что для него это равносильно смерти. В итоге Пастернак оказался изолированным от всего общества и вскоре узнал, что болен раком легких. Поэтому в стихотворении и появляется такое финальное четверостишие: «Но и так, почти у гроба, верю я, придет пора – силу подлости и злобы одолеет дух добра».
Поэт понимал, что это стихотворение никогда не будет напечатано в СССР, так как является прямым обвинением тех, причастен к его травле. Поэтому он тайно переправил стихи за границу, где они и были опубликованы в 1959 году. После этого пастернака обвинили в шпионаже и в измене родине. Однако судебный процесс над поэтом так и не состоялся, потому что в 1960 году он скончался на своей даче в Переделкино.
Книжная полка
Именно с романом «Доктор Живаго» Бориса Пастернака в истории нашей литературы связана вторая Нобелевская премия. О нём-то, а точнее о христианских мотивах в нём, мы поговорили с Валерием Мериновым, кандидатом философских наук, доцентом факультета журналистики НИУ «БелГУ».
Из беседы: «Христианство Пастернака близко европейскому гуманизму и связано с высоким уровнем цивилизации. Неслучайно его называют одним из самых европейских отечественных писателей. Его понимание христианства не квакерское, не замкнутое, оно шире национальных пределов. Это христианство ищет связи между человеком и человеком, ищет общее, а не то, что разделяет. И ведёт к освобождению человека. А именно человека, его личность, отстаивает Пастернак».
Анализ стихотворения Пастернака «Нобелевская премия»
В 1958 году Борис Пастернак был удостоен Нобелевской премии за выдающийся вклад в развитие мировой литературы. Это знаменательное событие, однако, не принесло поэту ожидаемой радости и, уж тем более. Никак не отразилось на его материальном благополучии. Все дело в том, что известие о присуждении столь престижной награды было воспринято в СССР в штыки. В итоге поэта исключили из Союза писателей и перестали публиковать в советских изданиях. Некоторые литературные деятели даже настаивали на том, чтобы выслать Пастернака из страны как шпиона и антисоветского деятеля. На такой шах правительство страны вес же не отважилось, однако отныне на поэта начались самые настоящие гонения, от него отвернулись друзья и коллеги по писательскому цеху, которые раньше открыто восхищались творчеством Пастернака.
Именно в этот непростой период он написал стихотворение «Нобелевская премия», в котором признался, что «пропал, как зверь в загоне». Действительно, автор чувствовал себя в некой западне и не видел из нее выхода, так как все пути отступления были перекрыты ярыми блюстителями государственных интересов. «А за мною шум погони, мне наружу хода нет», – с горечью отмечает Борис Пастернак и недоумевает, почему оказался в такой нелепой и достаточно опасной ситуации.
Он перепробовал различные варианты разрешения проблемы и даже отправил в Швейцарию телеграмму, в которой отказался от присужденной ему награды. Однако даже этот поступок не смягчил тех, кто начал настоящую травлю Пастернака из-за собственной зависти, мелочности и желания выслужиться перед властью. Список тех, кто публично обвинял поэта во всех смертных грехах, включал довольно большое количество известных имен в мире искусства и литературы. Среди обвинителей значились и вчерашние друзья Пастернака, что особенно сильно задело поэта. Он не предполагал, что его успех вызовет столь неадекватную реакцию тех, кого он считал вполне порядочными и честными людьми. Поэтому поэт впал в отчаянии. Что подтверждают следующие строчки его стихотворения: «Будь что будет, все равно».
Тем не менее, Пастернак пытается разобраться в том, почему попал в такую немилость и опалу. «Что же сделал я за пакость, я убийца и злодей?», – вопрошает автор. Свою вину он видит лишь в том, что сумел пробудить в сердцах многих людей искренние и чистые чувства, заставил их восхищаться красотой своей родины, которую безмерно любил. Но именно этого оказалось вполне достаточно, чтобы на автора обрушились потоки грязи и клеветы. Кто-то требовал у пастернака публичного признания себя шпионом. Другие настаивали на аресте и теремном заключении поэта, которого за непонятные заслуги признали одним из лучших авторов за рубежом. Были и те, кто обвинял Пастернака в конъюнктуре и попытках выслужиться перед врагами Советского Союза в обмен на престижную премию. Параллельно поэту периодически поступали предложения покинуть страну, на что он неизменно отвечал, что для него это равносильно смерти. В итоге Пастернак оказался изолированным от всего общества и вскоре узнал, что болен раком легких. Поэтому в стихотворении и появляется такое финальное четверостишие: «Но и так, почти у гроба, верю я, придет пора – силу подлости и злобы одолеет дух добра».
Поэт понимал, что это стихотворение никогда не будет напечатано в СССР, так как является прямым обвинением тех, причастен к его травле. Поэтому он тайно переправил стихи за границу, где они и были опубликованы в 1959 году. После этого пастернака обвинили в шпионаже и в измене родине. Однако судебный процесс над поэтом так и не состоялся, потому что в 1960 году он скончался на своей даче в Переделкино.
ПастернакРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Звучащие тексты
Мы отправились туда, где плачущий февраль как нигде ощутим, – на природу, в городской центральный парк. И здесь звучит «Гамлет» (первый вариант, 1946) – стихотворение из поэтического итога романа «Доктор Живаго», главы № 17. Романа, который в 1958-м принёс своему автору Нобелевскую премию по литературе и ещё большее ужесточение травли («Не читал, но осуждаю!») его личности, его произведений. В «Гамлете» Пастернак возвращается к теме одиночества, экзистенциального и социального, к теме выбора, к теме сопротивления и неотвратимости событий. Одни из самых насущных тем для него как человека, который в эпоху конформизма стремится сохранить свою самость, который не в силах разделять бесчеловечную идеологию тоталитарного режима и уходит во внутреннюю эмиграцию.
«Гамлета» читает Вадим Кумейко, редактор молодёжного журнала «ОнОнас».
«Гамлет» из романа «Доктор Живаго». Видео Вадима Заблоцкого
Анализ стихотворения «Нобелевская премия» Пастернака 2 вариант
Судьба одного из выдающихся поэтов Советского союза Б. Пастернака сложилась крайне трагически. Он долгое время пользовался заслуженной славой и популярностью, имел большое количество друзей в литературном мире. Склонность поэта к символизму не подвергалась осуждению и воспринималась со снисхождением. Только к концу Великой Отечественной войны растущая популярность Пастернака на Западе стала причиной для некоторых подозрений. В это же время поэт начинает серьезную работу над главным делом своей жизни – романом «Доктор Живаго». Она продолжалась около десяти лет. Пастернак был доволен результатом и отправил рукопись сразу двум советским издательствам. Одновременно он передает текст итальянскому корреспонденту. Складывалась очень щекотливая ситуация. В СССР решение о публикации принималось крайне медленно, а на Западе уже начали появляться некоторые фрагменты романа. Это вызвало крупный скандал, который усилился выдвижением Пастернака на Нобелевскую премию. Советское правительство расценило это как прямое предательство и принудило поэта отказаться от премии. Его отказ уже ничего не менял. Пастернака исключили из Союза писателей, от него отвернулось множество друзей и знакомых.
Реакцией поэта стало стихотворение «Нобелевская премия» (1958 г.), в котором отразились боль и отчаяние Пастернака. На этот раз он сознательно переправляет произведение для публикации за границей.
Пастернак чувствует себя «зверем в загоне», за которым началась настоящая травля. Он был поражен тем, что вчерашние поклонники и почитатели его творчества моментально изменили свои взгляды под влиянием власти. Поэт понимает, что выхода из создавшейся ситуации нет. Он искренне старался заслужить прощение, публично отказавшись от вручения премии. Но этот униженный шаг не дал никакого результата. Поэтому Пастернак в отчаянии произносит: «будь что будет, все равно».
Поэта больше всего возмущает обвинение в предательстве и антисоветчине. Он не видит своей вины, так как не стремился к критике коммунистического строя («что же сделал я за пакость?»), а постарался дать максимально реалистичную картину в своем романе («весь мир заставил плакать»). Парадокс в том, что причиной гонений стал действительно не сам роман, а положительные отклики на него в западном обществе.
Пастернак был уже серьезно болен и предчувствовал скорую смерть. Травля усилила его болезнь. Поэт считает, что находится «почти у гроба» и скоро обрадует своих врагов, покинув этот мир. Присуждение Нобелевской премии и реакция в СССР на многое открыли ему глаза. Он познал «силу подлости и злобы» и верит лишь в будущее неизбежное торжество «духа добра».
Михаил Шолохов, получая Нобелевскую премию, не поклонился монарху
Михаил Александрович Шолохов Нобелевскую премию по литературе получил в 1965 году за свой роман «Тихий Дон» и вошёл в историю как единственный советский писатель, получивший эту премию с согласия советского руководства. В дипломе лауреата значится «в знак признания художественной силы и честности, которые он проявил в своей донской эпопее об исторических фазах жизни русского народа».
Вручавший премию советскому писателю Густав Адольф VI назвал его «одним из самых выдающихся писателей нашего времени». Шолохов же королю, как это предписывали правила этикета, не поклонился. Некоторые источники утверждают, что сделал он это намерено со словами: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом — пожалуйста, а перед королём не буду…»
Первые шаги в мир литературы
С этого момента его жизни Пастернак начинает активную деятельность в литературных кругах. Вступая в различные литературные сообщества и поддерживая хорошие отношения с молодыми и давно признанными авторами, он постепенно вливается в общую атмосферу
В 1913 году произошло важное событие для писательской карьеры Бориса, некоторые из написанных им стихов были опубликованы в сборнике «Лирика»
Постепенно, начиная осознавать себя как писателя, молодой человек издает все больше своих работ, завоевывая уважение и внимание публики. В 1916 посетив Урал он издал «Поверх барьеров»
Через два года вся семья поэта по личным причинам вынуждена была отправиться жить в Берлин. Поддерживая активную переписку со своими родными, писатель знакомится со многими эмигрантами, в том числе писателями. В 1922 году одиночество поэта завершилось, и он заключает брак с Евгенией Лурье. Через год у пары появился сын Евгений, и пара отправилась гостить к родителям Пастернака в Берлин.
Борис Пастернак отказался от Нобелевской премии
«Пастернак получил «тридцать серебренников», для чего использована Нобелевская премия. Он награждён за то, что согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды… Бесславный конец ждёт воскресшего Иуду, доктора Живаго, и его автора, уделом которого будет народное презрение»
Борис Леонидович Пастернак.
В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказЛегко проснуться и прозреть,Словесный сор из сердца вытрястьИ жить, не засоряясь впредь,Все это — не большая хитрость. (Б. Пастернак, 1931)
Лауреат Нобелевской премии Иофис Бродский в России был осуждён за тунеядство
Писать стихи Иосиф Александрович Бродский начал в 16 лет. Анна Ахматова предрекала ему тяжёлую жизнь и славную творческую судьбу. В 1964 году в Ленинграде против поэта возбудили уголовное дело по обвинению в тунеядстве. Он был арестован и отправлен в ссылку в Архангельскую область, где он провёл год.
В 1972 году Бродский обратился к генсеку Брежневу с просьбой работать на Родине в качестве переводчика, но просьба его осталась без ответа, и он вынужден был эмигрировать. Бродский сначала живёт в Вене, в Лондоне, а потом переезжает в Соединённые Штаты, где становится профессором Нью-йоркского, Мичиганского и прочих университетов страны.
10 декабря 1987 Иосифу Броскому вручили Нобелевскую премию по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». Стоит сказать, что Бродский, после Владимира Набокова, — второй русский литератор, который пишет на английском языке как на родном.Моря не было видно. В белесой мгле,спеленавшей со всех нас сторон, абсурднымбыло думать, что судно идет к земле —если вообще это было судном,а не сгустком тумана, как будто влилкто в молоко белил.(Б.Бродский, 1972)Интересный фактНа Нобелевскую премию в разное время выдвигались, но так её и не получили, такие известные личности как Махатма Ганди, Уинстон Черчилль, Адольф Гитлер, Иосиф Сталин, Бенито Муссолини, Франклин Рузвельт, Николай Рерих и Лев Толстой.
На языке Пастернака
Работая над «Доктором Живаго», над «Тетрадью Юрия Живаго», которую открывает стихотворение «Гамлет», Пастернак параллельно переводит «Гамлета» Уильяма Шекспира.
«В чём сложность перевода художественной литературы? Нужно сохранить мелодию фразы как по-английски, так и по-русски. В русском языке количество слогов больше и переводить пословно нельзя, ведь это грозит увеличением объёма. С одной стороны. С другой – нужно один в один передать авторские смыслы. Высший пилотаж – когда переводчик сохраняет баланс между рифмой и содержанием. Пастернак был одним из лучших наших переводчиков. Он точно чувствовал грань между соответствием оригиналу и художественной выразительностью. При этом учитывал контекст русской литературы. И создавал самостоятельные художественные произведения, которые производили «впечатление жизни, а не словесности», доносил мощь оригинала», – рассказывает Жанна Бубырева, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации НИУ «БелГУ».
Задумывались ли вы над тем, благодаря кому погружаетесь в мир шекспировских героев с их вечными для человечества вопросами, героев «Гамлета» в частности? А ведь именно перевод «Гамлета» Бориса Пастернака признан самым популярным из русскоязычных. Именно на его языке говорили лучшие отечественные Гамлеты XX века – Иннокентий Смоктуновский и Владимир Высоцкий. И белгородский Гамлет также говорит с нами на языке Пастернака.
Из интервью с Валерием Беляковичем, режиссёром спектакля «Гамлет» на сцене Белгородской драмы, на «БелПрессе»:
Травля Пастернака за присуждение ему нобелевской премии
Советские власти весьма скептично относились к подобным наградам. Играла роль и жесткая цензура СССР.
Поэту Пастернаку пришлось мигрировать в Грузию, дабы избежать нападок со стороны других. Его друзья оказывали ему огромную поддержку.
Ввиду сложившихся обстоятельств, писатель выпускает произведение под названием «Нобелевская премия» — небольшое стихотворение с горькими словами правды и попытку защитить себя и отстоять свои права.
Попытка, правда, была расценена как «измена Родине» властями СССР. Избежать наказания Пастернаку удалось из-за своей популярности, которую поэт получил к тому времен. Ход делу не дали.
Иван Алексеевич Бунин раздал Нобелевскую премию друзьям
Вне сомнения, И.А. Бунин — за последние годы, — самая мощная фигура в русской художественной литературе и поэзиикороль от литературы уверенно и равноправно жал руку венчанному монарху
Иван Алексеевич Бунин. 1901 год.
Возвратившись во Францию, Иван Алексеевич… не считая денег, начал устраивать пирушки, раздавать «пособия» эмигрантам, жертвовать средства для поддержки различных обществ. Наконец, по совету доброжелателей, он вложил оставшуюся сумму в какое-то «беспроигрышное дело» и остался ни с чемБоже милосердый, для чего тыДал нам страсти, думы и заботы,Жажду дела, славы и утех?Радостны калеки, идиоты,Прокаженный радостнее всех. (И.Бунин. сентябрь, 1917)
Иван Алексеевич Бунин раздал Нобелевскую премию друзьям
В декабре 1933 года парижская пресса писала: «Вне сомнения, И.А. Бунин — за последние годы, — самая мощная фигура в русской художественной литературе и поэзии», «король от литературы уверенно и равноправно жал руку венчанному монарху». Русская эмиграция рукоплескала. В России же к известию о том, что русский эмигрант получил Нобелевскую премию, отнеслись весьма едко. Ведь Бунин негативно воспринял события 1917 года и эмигрировал во Францию. Сам Иван Алексеевич очень тяжело переживал эмиграцию, активно интересовался судьбой своей покинутой Родины и в годы Второй мировой категорически отказался от всяческих контактов с нацистами, перебравшись в 1939 году в Приморские Альпы, возвратился откуда в Париж только в 1945.
Известно, что Нобелевские лауреаты вправе сами решать, как им потратить полученные деньги. Кто-то вкладывается в развитие науки, кто-то в благотворительность, кто-то в собственный бизнес. Бунин же, человек творческий и лишенный «практической смекалки», распорядился своей премией, которая составила 170331 крону, совсем нерационально. Поэт и литературный критик Зинаида Шаховская вспоминала: «Возвратившись во Францию, Иван Алексеевич… не считая денег, начал устраивать пирушки, раздавать «пособия» эмигрантам, жертвовать средства для поддержки различных обществ. Наконец, по совету доброжелателей, он вложил оставшуюся сумму в какое-то «беспроигрышное дело» и остался ни с чемИван Бунин – первый из писателей-эмигрантов, кого начали публиковать в России. Правда, первые публикации его рассказов появились уже в 1950-х годах, уже после смерти писателя. Некоторые же его произведения повести и стихи были опубликованы на Родине только в 1990-х.Боже милосердый, для чего тыДал нам страсти, думы и заботы,Жажду дела, славы и утех?Радостны калеки, идиоты,Прокаженный радостнее всех.(И.Бунин. сентябрь, 1917)
Борис Пастернак отказался от Нобелевской премии
Борис Пастернак выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа» ежегодно с 1946 по 1950 годы. В 1958 его кандидатуру вновь предложил прошлогодний нобелевский лауреат Альбер Камю, и 23 октября Пастернак стал вторым русским писателем, удостоенным этой премии. Писательская среда на родине поэта эту новость восприняла крайне негативно и уже 27 октября Пастернака единогласно исключили из Союза писателей СССР, одновременно с этим подав ходатайство лишить Пастернака советского гражданства. В СССР получение премии Пастернаком связывали только с его романом «Доктор Живаго». Литературная газета написала: «Пастернак получил «тридцать серебренников», для чего использована Нобелевская премия. Он награждён за то, что согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды… Бесславный конец ждёт воскресшего Иуду, доктора Живаго, и его автора, уделом которого будет народное презрение».
Развёрнутая против Пастернака массовая кампания вынудила его отказаться от Нобелевской премии. Поэт отправил в адрес Шведской академии телеграмму, в которой писал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказСтоит отметить, что в СССР до 1989 года даже в школьной программе по литературе о творчестве Пастернака не было никаких упоминаний. Первым решился массово познакомить советский народ с творческом Пастернака режиссёр Эльдар Рязанов. В свою комедию «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1976) он включил стихотворение «Никого не будет в доме», преобразовав его в городской романс, исполнил который бард Сергей Никитин. Позднее Рязанов включил в свой фильм «Служебный роман» отрывок из ещё одного стихотворения Пастернака — «Любить иных — тяжёлый крест…» (1931). Правда, прозвучал он в фарсовом контексте. Но стоит отметить, что в то время само упоминание стихов Пастернака было весьма смелым шагом.Легко проснуться и прозреть,Словесный сор из сердца вытрястьИ жить, не засоряясь впредь,Все это — не большая хитрость.(Б. Пастернак, 1931)