Икона святой ольги

Молитвы

Тропарь равноапостольной Ольги
глас 1
Крилами богоразумия вперивши твой ум,/ возлетела еси превыше видимыя твари,/ взыскавши Бога и Творца всяческих,/ и, Того обретши, паки рождение Крещением прияла еси,/ древа животнаго наслаждающися, нетленна во веки пребываеши,// Ольго приснославная.

Кондак равноапостольной Ольги
глас 4
Воспоем днесь Благодетеля всех Бога,/ прославльшаго в России Ольгу богомудрую,/ да молитвами ея/ подаст душам нашим// грехов оставление.

Ин тропарь равноапостольной Ольги
глас 8
В тебе, Богомудрая Елено, известен спасения образ бысть в Русстей стране,/ яко, приимши баню святаго Крещения, последовала еси Христу,/ творящи же и учащи, еже оставити идольскую прелесть,/ восприяти же попечение о души, вещи безсмертней,/ темже и со Ангелы радуется, равноапостольная, дух твой.

Ин тропарь равноапостольной Ольги
глас 4
Оставивши лесть идольскую,/ последовала еси Христу, Безсмертному Жениху, Ольго Богомудрая,/ в Егоже чертозе радующися,/ непрестанно молися/ о чтущих верою и любовию святую память твою.

Ин тропарь равноапостольной Ольги, еллинский
глас 3
Святая равноапостольная избраннице Христова, княгине Ольго,/ народ твой словесным и чистым Христовым млеком напоившая,/ молися Милостиву Богу,/ да прегрешений оставление/ подаст душам нашим.

Ин кондак равноапостольной Ольги
глас 4
Явися днесь благодать всех Бога,/ прославльши в Руси Ольгу Богомудрую,/ молитвами ей, Господи,/ людем подаждь/ грехом оставление.

Молитва первая святой равноапостольной княгине Ольге
О святая равноапостольная великая княгине Ольго, первоугоднице российская, теплая о нас пред Богом ходатаице и молитвеннице! К тебе прибегаем с верою и молимся с любовию: буди нам во всем ко благу помощница и споспешница и, якоже во временней жизни тщалася еси просветити праотцы наша светом святыя веры и наставити я творити волю Господню, тако и ныне, в небесней пребываеши светлости, благоприятными твоими к Богу молитвами вспомоществуй нам в просвещении ума и сердца нашего светом Евангелия Христова, да преспеваем в вере, благочестии и любви Христове. В нищете и скорби сущия утеши, бедствующим подаждь руку помощи, обидимыя и напаствуемыя заступи, заблудшия от правыя веры и ересьми ослепленныя вразуми и испроси нам у Всещедраго Бога вся благая и полезная жизни временней и вечней, да тако благоугодне зде поживше, сподобимся наследия благ вечных в безконечном Царствии Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святой равноапостольной княгине Ольге
О великая угодница Божия, богоизбранная и богопрославленная, равноапостольная великая княгине Ольго! Ты отринула еси зловерие и нечестие языческое, уверовала еси во Единого Истиннаго Триипостасного Бога, и восприяла еси святое крещение, и положила еси начало просвещению земли Российский светом веры и благочестия. Ты еси духовная родоначальница наша, ты по Христе Спасителе нашем первая виновница просвещения и спасения рода нашего. Ты еси теплая молитвенница и ходатаица о отечестве Всероссийстем, воинстве и всех людех. Сего ради смиренно молим тя: призри на немощи наша и умоли Премилосердаго Царя Небеснаго, да не прогне­вается на ны зело, яко по немощем нашим по вся дни согрешаем, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но да помилует и спасет нас по милости Своей, да всадит в сердце наше спасительный страх Свой, да просветит Своею благодатию ум наш, во еже разумети нам пути Господни, оставити стези нечестия и заблуждений, тщатися же во стезях спасения и истины, неуклоннаго исполения заповедей Божиих и уставов Святыя Церкве. Моли, блаженная Ольга, Челове­колюбца Бога, да пробавит нам великую милость Свою, да избавит нас от нашествия иноплеменных, от внутренних нестроений, мятежей и раздоров, от глада, смертоносных болезней и от всякаго зла, да подаст нам благорастворение воздуха и плодоносие земли, да сохранит страну нашу от всех козней и навет вражиих, да соблюдет в судиях и правителех правду и милость, да даст пастырем ревность о спасении пасомых, всем же людем споспешение, о еже усердно службы своя исправляти, любовь между собою и единомыслие имети, да на благо отечества и Святыя Церкве верне подвизатися, да воссияет свет спасительныя веры в стране нашей во всех концех ея, да обратятся к вере неверующии, да упразднятся вся ереси и расколы. Да, тако поживши в мире на земли, сподобимся с тобою вечнаго блаженства на небеси, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Благочестивые труды на родине

Домой княгиня Ольга прибыла с большим багажом икон и богослужебных книг. С ней же на Русь приехали и несколько православных священников, которым предстояло обращать ко Христу киевлян, поклонявшихся до той поры идолам. Повелением Ольги в Киеве на могиле первого христианина князя Аскольда воздвигли храм святителя Николая чудотворца, в который была помещена привезённая из Константинополя икона.

Святая княгиня Ольга много потрудилась также для прославления на Руси Пресвятой Троицы. Существует предание, что недалеко от родного села на берегу реки Великой она сподобилась узреть три сходящих с неба сияющих луча и тогда же предсказала, что в том месте будет возведён храм в честь Пресвятой Троицы и со временем зашумит большой торговый город. Сама же установила на берегу поклонный крест и основала храм, положивший начало строительству Пскова.

В самом же Киеве богомудрая правительница построила храм Святой Софии, который освятили в 960 году. Главной его святыней стал крест, которым благословил её во святом крещении Константинопольский патриарх. Сделан он был из Животворящего Древа Господня, через него было явлено немало чудес исцеления.

Наказание древлян за убийство князя

Расправившись с Игорем и частью его дружинников, древляне решили, что победили Киев. Их князь Мал вознамерился взять Ольгу в жёны – супруга побеждённого врага тогда доставалась, как трофей, победителю. Но древляне недооценили этой «слабой женщины».

Летопись рассказывает, что послов князя Мала по приказу Ольги засыпали землей, похоронив живьём. После чего попросили прислать новых сватов, из числа самых знатных людей. Когда древлянские старейшины прибыли в Киев, их заперли в бане и сожгли заживо. Затем Ольга якобы попросила древлян собрать большой поминальный пир – справить тризну по погибшему князю. Когда древлянская знать изрядно выпила, киевские дружинники изрубили их всех.

Второе посольство древлян сжигают живьём в бане по приказу Ольги. Миниатюра из Радзивилловой летописи.

Но и этого вдове было мало: на следующий год она привела в древлянскую землю сильное войско и осадила их столицу Искоростень. Сделав вид, что больше мстить она не желает, Ольга попросила древлян уплатить ей символическую дань: по 3 голубя и воробья со двора. Когда осаждённые наловили птиц и принесли их в лагерь киевского войска, к хвостам всех голубей и воробьёв привязали по клоку пылающей пакли и выпустили на волю. Птицы полетели домой и подпалили город в разных местах. После чего дружинники Ольги прорвали оборону и перебили всех жителей Искоростеня.

Все историки, начиная с Карамзина, не сомневаются в сказочности этих преданий и говорят о том, что истинные события, отделённые от фольклорных сказаний, состояли в следующем:

1. Ольга приказала убить в Киеве древлянских послов. Они, возможно, прибыли вовсе не сватать её, а оправдаться в убийстве Игоря, который накликал на себя эту кару бесчинствами в их землях.
2. Силой оружия она вновь привела к покорности это племя разорив их столицу Искоростень, перебив там многих людей в качестве мести за мужа, и снова наложила на древлян дань.

Правительница Руси

Нет, не этот образ являет нам сегодня храмовая икона. Святая Ольга родится позже из купели константинопольской, а тогда перед племенами и народами, населявшими Древнюю Русь, предстала сильная и беспощадная правительница, явившая в себе мощь, достойную выдающегося государственного мужа. И с трудом, но покорились ей подданные.

Добилась мудрая княгиня укрепления своей централизованной власти, разделив подвластные ей земли на «погосты» – отдельные районы, в которых поставила воевод, да каждому из них ввела оброк, собирать который посылала вооружённые отряды. Само название «погосты», как считается, произошло от этих самых «гостей», никогда не уезжавших с пустыми руками. Накладно было людям, но зато казне в достаток, а значит, и государству на пользу.

И направляемая твёрдой рукой многомудрой правительницы Русь всемерно укреплялась. Развивалась экономика, а вместе с тем появлялись и новые города. С каждым годом подрастал и юный князь Святослав, которому по достижении положенных лет предстояло взять в свои руки правление государством.

Как поздравить именинниц

Подарком христианке может стать духовная литература, житие св. Ольги или ее икона. Часто христиане также стараются поздравить именинниц краткими, но трогательными стихами или благопожеланиями.

В стихах

Желаем в день Ольги Святой благодати,

Чтоб ангел берег и хранил вас в объятиях,

Лишь мудрых решений и верных дорог,

Удачи, задора, добра на порог!

Пускай защищает княгиня великая,

А мы поклонимся ее силе, лику,

Всем счастья, здоровья и бодрости духа,

Не ведайте бед, напастей, разрухи!

В прозе

Крещеное имя святой – Елена – означает с греческого «луч солнца». Им она стала уже для ближайших своих потомков, крестивших Русь. Сияние ее святости, ныне уже из Царства Небесного, до наших дней ведет многих к вере.

Наталья Сазонова

Имя и прозвище

Имя

Русское имя Ольга произошло, вероятно, от скандинавского имени Helga, мужская форма — Helge или Helgi, что изначально означало «святой» (на протошведском — Hailaga), «обладающий даром исцеления». По смыслу это имя близко славянским княжеским именам Святополк и Святослав (женский вариант — Святослава). По одной из гипотез, Helgi или Helga было не имя, а скандинавское прозвище или особый титул князя или княгини (который, в рамках той же гипотезы, носил также князь Олег Вещий и мог носить князь Игорь I Старый), хотя распространённость данного имени в Скандинавии и наличие славянских аналогов свидетельствует о том, что достаточно рано оно стало обычным популярным именем. Родство имён Ольги и Вещего Олега привело к предположениям об их кровном родстве: Типографская летопись конца XV века и более поздний Пискаревский летописец сообщают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега: «Нѣцыи жє глаголютъ, ѩко ѻльгова дщєри бѣ ѻльга». В рамках этой версии, Олег, как опекун Игоря, намеренно поженил его на Ольге для упрочения своего влияния.

Имя указывает на весьма вероятное скандинавское происхождение Ольги. Согласно «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова (др.-рус. Плесковъ, Пльсковъ). Житие святой великой княгини Ольги утверждает, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км выше Пскова по реке Великой. В Житии имена родителей Ольги не указаны, но утверждается, что они были незнатного рода, «ѿ ѩꙁыка варѧжска» (из народа варягов). Впрочем, нельзя исключать, что она была, скажем, дочерью варяга и славянки, что очень часто имело место на Руси.

Известно древнечешское имя Olha, что даёт сторонникам антинорманизма основание говорить о славянском происхождении Ольги. При этом замену начального «О» на «Э» в греческой передаче Элга в византийских источниках объясняют по типу славянских именных пар Осень=Есень, Олень=Елень. В связи с этим интересно, что при крещении Ольга получила созвучное имя Елена, хотя по всей видимости, этоо связано с тем, что её, по сообщению летописи, лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом Феофилактом: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».

Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги и об её изначальном славянском имени:

Прозвище

Прозвище Мудрая было присвоено Ольге в работах историков XIX—XX веков на основе летописных эпитетов. «Новый Владимирский Летописец» конца XV века пишет о ней «вельми мудра», а спорная Иоакимовская летопись говорит о «мудрости» Ольги. Более известен отрывок их Повести временных лет, где вернувшиеся из Константинополя руские посланники убеждают князя Владимира принять именно православное христианство:

Согласно летописи, именно этот аргумент окончательно убедил Владимира принять крещение.

Княжеский титул

В летописи чаще всего Ольгу называют либо по просто по имени, либо княгиня Ольга (именно так её называют в большинстве светских текстов по истории). Также её называют с употреблением земельного титула — Ольга Киевская.

Канонический титул

После канонизации Ольга стала известна как Ольга Святая, а с 1547 года — как Ольга Равноапостольная (святая равноапостольная княгиня Ольга). Как святая она также известна с титулом Ольга Псковская, что отражает её происхождение и особое почитание в Пскове (входит в Собор Псковских святых, а также в Соборы Киевских и Волынских святых).

Значение в православии

Святая княгиня Ольга проповедовала веру в Христа и хотела основать епархию на Руси. Вместо языческих святилищ строились храмы. День воздвижения храма Софии Премудрости был церковным праздником. Его центральной реликвией стал деревянный Крест из Животворящего Древа Господня, подаренный в Константинополе после крещения. Храм построили на могиле одного из первых исповедников христианской веры — Дира. Могилу Аскольда Ольга украсила Никольским собором.

Княгиня Ольга преодолевала бунты язычников, среди которых нашлось много приближенных к ней бояр. Чтобы одолеть идолопоклонство, она торопилась создать митрополию. Но Византия отказалась помочь, и княгиня обратилась к Германскому правителю. Епископом Русским был назначен Адальберт Трирский. Но он не смог склонить язычников к христианству. Находиться в Киеве стало опасно для его жизни, и епископ уехал. По дороге несколько его помощников были убиты.

Святая княгиня заложила фундамент русского православия. Ее дело завершил князь Владимир. Ольге не удалось крестить Русь, но суждено было воспитать ее крестителя. Ныне она — покровительница новообращенных в христианскую веру и вдов.

Так кем же была эта великая женщина и каков был ее жизненный путь?

Предки Ольги были варягами, выходцами из Скандинавии. При рождении она получила имя Хельга, лишь выйдя замуж за русского князя, стала называться на русской лад Ольгой. Точная дата ее рождения неизвестна, так же, как и нет данных о ее детских годах. Известно лишь, что жила она в селении Выбутовская весь у реки Великая. В те годы правил князь Олег, известный из истории как Вещий. Однажды молодой племянник его Игорь охотился в псковских землях и увидел богатые охотничьи угодья на другой стороне реки. Он попросил сидевшего в лодке молодого человека переправить его на другой берег. Отплыв от берега, юный князь разглядел, что перед ним сидит дивной красы девушка. Молодой князь стал приставать к красавице с непристойными предложениями. Но она проявила стойкость характера и пристыдила князя. Она даже пообещала утопиться, если он не прекратит свои непристойные ухаживания. Это отрезвило Игоря, остудило его пыл. Когда же пришла пора Игорю жениться, ко двору прибыло множество знатных девушек из разных мест, но тут он вспомнил о неприступной красавице и послал сватов в дом ее родителей.

Молодые сыграли свадьбу, но точная дата ее неизвестна. Своего первого и единственного сына Святослава Ольга родила в 942 г. О жизни Ольги с мужем также мало известно. Он был воином, язычником, покорял окрестные земли. В 945 г. Игорь с дружиной отправился в древлянскую землю собирать дань. Но приехав на место, объявил, что норма подати удваивается. Рассерженные жители древлянской земли убили князя с дружиной. Опасаясь мести за убийство князя киевского, они предложили молодой княгине выйти замуж за их правителя Малома. Ольга оказалась умелым стратегом. Она дала свое согласие. Но едва посольство древлян прибыло в Киев, оно было предано мучительной казни – похоронено заживо. Второе посольство было заживо сожжено в бане. После Ольга собрала дружину и возглавила поход на древлян. С собой она взяла малолетнего сына Святослава, которому тогда едва исполнилось 5 лет. Никакие уговоры и посулы от врагов не разжалобили сердце молодой вдовы. Более 5 тысяч мужчин были убиты в той битве под стенами столицы древлянских земель Искоростеня. Через год Ольга снова с войском подошла к этому городу и сожгла его дотла. Все оставшиеся в живых жители были проданы в рабство. Жестокие времена, жестокие нравы!

Месть древлянам

Согласно «Повести временных лет» причиной убийства князя племенем древлян стало его желание повторно взять дань. А через короткое время Ольга встречала послов князя Мала, достаточно цинично предлагавших ей выйти замуж за древлянского правителя. Месть княгини была продуманной, абсолютно хладнокровной:

первых древлянских послов она велела заживо похоронить;

Летописец сухим, как бы теперь сказали, «репортерским» стилем сообщает: «И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их».

  • второе посольство люди княгини сожгли в бане, где им предложили помыться перед приемом;
  • третий этап отмщения наступил, когда княгиня сама отправилась к древлянам – якобы для брака с их князем; во время тризны по Игорю она велела своим людям перебить знатнейших из врагов;
  • наконец, она открыто пошла войной на непокорных, уничтожая поселения, казня жителей.

Интересный фактИзвестен летописный рассказ о том, что Ольга сожгла древлянский город Искоростень, сначала взяв с него символическую «дань» птицами (воробьями, голубями), а затем пустив птиц обратно с привязанной к их ногам горящей паклей

Современные историки, например, исследователь древнерусского летописания И.Н.Данилевский, обращают внимание на то, что подобные рассказы содержатся по крайней мере в нескольких скандинавских сагах того времени

Кроме того, эти рассказы имеют важную для летописца-христианина библейскую параллель: подобным образом уничтожил поля врагов Самсон, когда «поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами; и зажег факелы, и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны и нежатый хлеб, и виноградные сады и масличные» (Суд. 15:4-6). Таким образом, летописец скорее передает суть события, которая состоит в наказании врагов согласно языческим обычаям, а не собственно исторический факт.

Исторически известно: древляне, жившие недалеко от Киева, практически последними приняли христианство после начала Крещения Руси. Они не только не верили святости княгини, но полагали: новая вера – и есть то, что она принесла на их землю: кровь, страдания.

«Святая Ольга». Эскиз к мозаике Н. К. Рериха. 1915 год

Последние годы жизни

В конце жизненного пути немало скорбей выпало на долю княгини Ольги. Когда она была в преклонном возрасте, на Руси было торжество язычества. Княгине, ревнительнице православия, приходилось тайно держать в своем доме священника для совершения служб и треб. Но внуков она воспитывала в православии на свой страх и риск.

В 969 г. печенеги напали на Киев. В это время дружина Святослава была далеко от стольного града, но княгиня Ольга смогла дать отпор захватчикам с помощью небольшого войска, которым командовал воевода Претич. К этому времени Ольга была уже в преклонных годах и тяжело болела. Чувствуя приближение смерти, она начала истово молиться, взывая к Богу, моля об устроении судьбы государства и всего народа. Она не оставляла молитвы до последнего часа. Святослав был подле матери до самой ее кончины. 11 июля 969 года княгиня скончалась. Согласно завещанию ее похоронили по христианским традициям.

Второй визит Ольги к императору – после крещения в Константинополе

Повторное путешествие в византийскую землю Ольга совершила, уже будучи истинной христианкой. Княгиня отправилась к своему крестному отцу на корабле. Дорога в Константинополь заняла более месяца. Сохранились сведения о том, что ко двору Ольгу приняли не сразу: перед приемом княжне пришлось ожидать около двух месяцев, что было обусловлено определенными правилами.

С собой Ольга привезла роскошные дары

Император встретил свою заморскую крестницу со всеми подобающими почестями и вниманием. В честь ее прибытия состоялась пышная церемония в Золотой палате дворца

Из Царьграда княгиня вернулась с богатыми византийскими иконами, священными христианскими книгами.

Княгиня Ольга и Владимир – креститель Руси

Поделиться


Равноапостольная княгиня Ольга. Художник Юлия Горяная.

Бабушка. Когда мы произносим это слово и закрываем глаза, то видим добрую улыбчивую старушку, которая печёт пирожки и возится на природе со своими внуками, пока их родители работают. И всё же угощение сладостями и маленькие послабления в дисциплине, пока мама с папой не видят, не могут восприниматься как главная роль бабушек

Самое важное, чего мы от них ждём, – это помощь в воспитании наших детей. Бабушки и дедушки вместе с матерью неотступно находятся рядом с ребёнком в первые годы его жизни

И в немалой степени именно от них человеку передаются первые представления о мире, о добре и зле.

Княгиня Ольга вряд ли была доброй бабушкой, которая прощала внукам все шалости. После трагической гибели мужа, князя Игоря, от руки древлян, она не только отомстила убийцам, но одна, крепкой рукой управляла большой страной, дожидаясь, пока вырастет её младенец-сын Святослав. Однако и когда он стал мужчиной, забот у Ольги не убавилось. Святослав почти всё время проводил в военных походах, оставив правление Русью на мать.

Она была мудрой и властной женщиной, страна процветала благодаря её решениям. Ольга стала первой из правителей Руси, кто принял христианскую веру. Правила княгиня соответствующе – никто из подданных не мог пожаловаться на её несправедливость, жестокость или неразумность.

Такими же Ольга хотела видеть наследников, среди которых был и Владимир, будущий креститель Руси. Пока отец Владимира, князь Святослав, завоевывал новые земли, Ольга воспитывала в своих внуках уверенность, твёрдую волю и, главное, прививала представления о справедливости и честности. Больше всего она хотела, чтобы её дети и внуки придерживались христианской веры. Ведь Ольга на собственных ошибках узнала, каковы различия между разрушительным язычеством с его человеческими жертвоприношениями и созидающим, стойким христианством.

Владимир почти всё детство провёл в Киеве, рядом с бабушкой. В Ольге он, несомненно, видел не только заботливую и добрую старушку, но уверенную и мудрую правительницу. Он наблюдал за последствиями решений, которые принимала княгиня, и за радостью её подчинённых. Посещал маленький Владимир и храмы, возведённые греками по просьбе Ольги. Детские впечатления не могли не отложиться в душе будущего великого князя. Он с благодарностью впитывал всё, что рассказывала внукам бабушка.


Равноапостольный князь Владимир — креститель Руси. Художник Юлия Горяная.

Воспитание Ольги действительно не прошло даром для Владимира. Правда, сначала он не был идеальным правителем. Воцарившись в Киеве, он возгордился и пошёл по стопам отца и стал приносить жертвы Перуну. Однако князь быстро понял, что это гибельный путь и что Ольга не зря отринула ложную языческую веру. Только спустя годы Владимир смог по достоинству оценить проницательность своей бабушки. И когда он выбирал, в какую веру креститься самому и крестить свой народ, её пример сыграл не последнюю роль.

По легенде, Владимир выслушал послов разных вероисповеданий – иудеев, мусульман, католиков… Больше всего ему приглянулись православные греки. Однако князь спросил совета у бояр, кто им по душе. «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей», — сказали бояре. Тогда у Владимира не осталось сомнений.

Все слышали истории о Крещении Руси в 988 году и Владимире Красно Солнышко. Но мало кто задумывается о том, какую роль в этом сыграла его бабушка – княгиня Ольга. Сегодня и внук князь Владимир и бабушка княгиня Ольга почитаются Православной церковью как святые. А ведь у каждого из нас есть бабушки и дедушки, и они занимают не последнее место в нашей жизни. Они нянчатся с нами, наставляют и внушают доброе отношение к жизни – совсем как когда-то княгиня Ольга своему внуку Владимиру. И в каждом великом человеке — в каждом из нас — обязательно есть частичка того, что с любовью заложили бабушки и дедушки.

Причины принятия христианской веры

Будучи язычницей, Ольга со временем все же стала склоняться к принятию христианства. Историки считают, что для этого было несколько существенных причин:

  • стремление к объединению разрозненных славянских племен, чему могла способствовать только сильная единая вера;
  • потребность сделать Русь более цивилизованной державой, поскольку языческие ритуалы воспринимались во всем мире как варварские;
  • желание следовать примеру Европы, где многие страны на то время уже были христианскими;
  • необходимость в сближении с культурно развитой Византией, повышении уровня образованности и духовности русского народа.

Прежде чем принять крещение, Ольга вместе со своими послами отправилась в город Константинополь (Царьград). В византийской столице княгиня планировала лично встретиться с императором, побывать в православных храмах и познакомиться с особенностями проведения ритуалов, чтобы принять окончательное решение о переходе в новую веру.

Счастливая жена

Обстоятельства, при которых Ольга вышла замуж, проясняет только «Житие» святой, согласно которому Игорь впервые встретил будущую супругу случайно, на переправе через р. Великую.

Разнузданный язычник, которому девушка понравилась, попытался взять ее силой, но получил словесный отпор:

Князь устыдился, возможно, обиделся, но Ольгу запомнил. И, когда пришло время жениться – отыскал девушку.

Ранние русские летописи (XI в.), говоря о свадьбе Игоря, второго после Олега русского князя, даты бракосочетания не указывают. Однако, их первый сын, Святослав, родился в 942 г. О других детях супругов источники не сообщают. По-видимому, насладиться семейной жизнью они не успели: в 945 г. муж Ольги погиб.

Княгиня Ольга провожает Святослава в поход. Худ. А. О. Орленов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector