Притча о талантах
Содержание:
- К чему приводит психология раба, имеющего один талант?
- Руководство к уроку – Притча о талантах
- «Зарыть талант в землю» — значение и происхождение фразеологизма с примерами?
- Как был приумножен один талант
- Толкование притчи от Святого Праведного Иоанна Кронштадтского
- Что мы получим за правильное использование талантов?
- Притча о талантах
- Ищем таланты
- Толкование притчи от святителя Луки Исповедника
- Богословское толкование[ | ]
- Настройки
- Толкование
- Другая притча о таланте
- Толкование притчи о талантах от Митрополита Антония Сурожского
- Как использовать таланты?
- Зарыть талант в землю
- Притча о талантах: мудрость из глубины веков
- Богословское толкование
- Притча о талантах. Проповедь на Евангелие от Матфея (25: 14-30)
- Игры и мероприятия
- Толкование Антония Сурожского
К чему приводит психология раба, имеющего один талант?
Стратегия и тактика диавола по отношению к роду человеческому — создать вначале пустоту, чтобы потом можно было заполнить ее чернотой. Из-за того, что так много было только внешнего благочестия в Церкви, с психологией раба, имеющего один талант, Бог попустил нашествие безбожной идеологии в нашем Отечестве со всеми ужасами его. А когда люди наелись коммунизмом и снова образовалась пустота, произошло то, чему мы являемся свидетелями сегодня: на место атеизма приходит сатанизм с утверждением греха как нормы.
Посмотрите, что делается с нашей молодежью! Праздность открывает дорогу нечестию. Когда дом пуст, нечистый дух с семью злейшими духами занимает его. Когда человек спит, приходит враг и сеет плевелы.
Ленивый раб приговаривается Божиим судом к лишению своего таланта.
Преподобный Серафим Саровский в своей знаменитой беседе с Николаем Александровичем Мотовиловым, во время которой лицо его просияло как солнце, уподобляет человеческую жизнь духовной купле. Талант — это вес серебра, это деньги, которые просто бумажки, на которых что-то нарисовано. Или даже если это настоящее серебро или золото — просто груда блестящего металла, и они ничего не значат. Это лежит мертвым грузом, пока не пущено в торгово-хозяйственный оборот. То же самое бывает с духовными дарованиями.
Это может относиться ко всей жизни человека, когда он живет, как будто не живет, как будто жизнь ему не принадлежит. А те, кто усердно используют возможности, которые они имеют, будут еще больше облагодатствованы Богом. Чем больше мы делаем, тем больше мы можем делать и в духовной жизни. Но кто не возгревает полученный им дар, тот теряет его. Он угасает, как ничем не поддерживаемый огонь.
Руководство к уроку – Притча о талантах
Lesson walk through video in English
Поговорите с вашим ребенком о дарах, которые Бог дал им. Пение, рисование, приготовление пищи, умение слушать, решение проблем и так далее. Прочитайте 1 Коринфянам 12:18-21 с вашим ребенком. Поделитесь, как Бог дал каждому из нас различные дары. Мы не должны сравнивать себя с другими, но использовать дары, которые Бог дал нам.
Помогите своему ребенку распознать дары, которые Бог дал им. Как материальные, так и нематериальные дары.
Возьмите листок бумаги и попросите ребенка посчитать (4) угла. Теперь попросите их тщательно отрезать ножницами один угол и дать вам угол. Поделитесь, что иногда мы пытаемся сохранить вещи для себя, но когда мы даем то, что Бог дал нам, Он дает больше. Попросите их посчитать углы еще раз. Теперь их будет 5. Повторите с каждым из четырех оригинальных углов. Каждый раз, когда они отдают один угол, они получат еще один.
Один дар, который Дал Бог, это Библия. Один из способов сохранить это сокровище в безопасности, это сокрыть Его в наших сердцах (Псалом 119:11). Мы должны сделать больше, чем только скрыть его. Мы также должны поделиться им.
Поделитесь, как Слово Божье является бесценным сокровищем, о котором мы должны рассказывать другим. Если ваш ребенок сделал поделку – сундук сокровищ с золотыми стихами из Библии (из урока Нагорная проповедь), вы могли бы ссылаться на него. Кроме того, вы можете создать новый «сундук сокровищ», попросив друзей или семью поделиться своими любимыми стихами и добавить их.
Спросите своего ребенка, есть ли что-то, что он действительно хочет? Особая игрушка? Что бы ваш ребенок сделал с этим сокровищем, если бы он получил его? Выкопает ли он яму, чтобы спрятать ее и никому не рассказывать о своем сокровище, или он будет играть с ней, рассказывать о ней другим и показывать ее и бережно хранить?
Бог дал каждому из нас талант. Скажите, что талант в Библии это вес. Вероятно, около 33 кг. Попробуйте взвесить разные предметы на ваших домашних весах, чтобы у вас получился талант. Скажите, что даже один талант золота или серебра был очень ценен. Мы никогда не должны смотреть с принебрежением на дары, которые Бог дает нам.
Каким образом мы можем использовать свои таланты, чтобы прославить Бога? Если мы поем, мы можем славить Бога песнями, которые хвалят Его. Если мы рисуем, мы можем нарисовать картины библейских историй. Если мы готовим, мы можем сделать пищу для тех, кто болен. Так же, как двое хороших слуг, мы должны использовать наши таланты мудро.
Слава Богу за дар Его Сына. Попросите Бога помочь вам использовать ваши таланты, чтобы поделиться этим сокровищем с другими.
«Зарыть талант в землю» — значение и происхождение фразеологизма с примерами?
Какое значение имеет выражение «Зарыть талант в землю«?
Что оно означает, когда его применяют и каково его происхождение?
Мне очень нравится этот фразеологизм. Оно существует уже не одно столетие. И, я уверена, будет актуально до скончания мира.
В античное время талантом была денежная единица измерения, которая долго была в обращении. До наших дней дошла притча о том, как хозяин уезжал надолго из дома. Своим домочадцам, в частности трем рабам, он оставил деньги, чтобы они смогли прожить в его отсутствие. Каждому он дал по одному таланту — по одной монете. Два раба оказались очень предприимчивыми. Они вложили деньги в дело и приумножили капитал. Третий раб, чтобы чего плохого не случилось с деньгами, просто закапал их в землю. По возвращении хозяина рабы вернули ему таланты. Два раба дали денег даже больше, чем было первоначально, а третий — всю ту же монету, талант, который он выкопал из земли.
В наше время денежная единица — талант — давным давно вышла из обращения. Это слово приобрело совершенно другое значение — особенные способности человека в какой-то сфере науки, культуры, спорта и т. п.
Фразеологизм «зарыть талант в землю» означает:
- Человек не ценит свои способности. Зная о своем таланте в одной сфере, работает в совершенно другой.
- Бывает, что обстоятельства не позволяют человеку развить свои способности.
- Ребенку не позволяют или нет возможности развивать свои способности.
Как был приумножен один талант
Давайте посмотрим на пример человека нашего времени — Александра Гезалова. С момента рождения он был отдан в детский дом. Двенадцать человек, выпустившихся вместе с ним из детдома, умерли. Он, тринадцатый и единственный, выжил. Но он не просто выжил. Он помог бесчисленному количеству детей-сирот, бездомных и заключенных. Он основал общественную столовую для бездомных, проект «Ищу маму» для усыновления детей-сирот, проекты по адаптации выпускников детских домов и множество других проектов. Человек начал жизнь в тяжелейших условиях. Но в нем было стремление учиться, в нем была жалость к тем, над кем издевались. И была учительница, которая поддерживала его, и была актриса, которая подсказала ему, что он может заняться помощью детдомовцам. Он мог бы проигнорировать это, винить Бога за свою судьбу и спиться. Но и свой тяжелый жизненный опыт, и стремление учиться, и редкие проблески доброты к себе он не зарыл, а пустил в оборот.
Толкование притчи от Святого Праведного Иоанна Кронштадтского
В толковании Притчи о талантах Святой Иоанн Кронштадтский также говорит о том, что господин – это Сын Божий, а мы, люди, – рабы Его. Согласно его трактовке, все мы получаем как таланты Божью благодать. Если человек имеет на земле богатство, то естественно, он должен поделиться с другими, не имеющими. С бедного человека справедливый Бог не будет этого требовать. Третий раб же сказал господину, что тот жесток. Иоанн Кронштадтский уверяет, что таким образом люди также обвиняют самого Господа Бога. Но если подумать, то Господь имеет право требовать с человека большего, нежели он дал.
Святой Иоанн наводит очень интересный пример с жизни и еще один с Евангелия. Когда люди сажают зерно, то они ожидают высокого уровня урожайности. Одно зерно должно принести плод в двадцать и больше зерен. Смоковницу, которая не приносит плода, вырубают. Иисус говорил, что если одна ветка винограда усохла, то ее нужно отсечь. Ибо, зачем она нужна, если не приносит плод. Также и с людьми. Господь имеет право требовать у человечества большего, чем то, что Он дал им. Сокровище должно сохраняться не в земле, а на небе. Земное – это временное, оно пропадет, а небесное – будет жить вечно.
Что мы получим за правильное использование талантов?
Скоро, скоро наступит день Господень, и мы будем один за одним подходить к Нему, как это описано в видении монахини Любови о преподобномученице Великой княгине Елизавете и отце Митрофане Сребрянском. Те, на ком знаменуется свет лица Господня, будут вечно живыми от этих Его слов: “Добре, раб благий и верный. В малом был верен, над многим тя поставлю. Вниди в радость Господа твоего”.
Дело, которое мы совершаем для Бога в мире, мало, очень мало по сравнению с радостью, уготованной для нас. Воистину, око не видело и ухо не слышало, и не всходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его.
“Время проходит быстро, как река течет, — говорит прославленный недавно сербский святитель Николай Велимирович, — и скоро, я повторяю, — говорит он, — скоро наступит конец всего”. Никто не сможет вернуться назад из Вечности, чтобы взять то, что он забыл здесь, на земле, и сделать то, что он не сделал.
Притча о талантах
И еще одну притчу сказал Иисус Христос против лености и небрежности нашей.
— Сын Человеческий поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им свое имение. Одному он дал пять талантов, другому два таланта, а третьему один талант, каждому по его силе; и тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего.
После долгого времени, возвратился господин рабов тех и потребовал у них отчета. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и подошедши к нему, говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них».
Господин сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Подошел также и получивший два таланта, и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них».
Господин сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Подошел и получивший один талант, и сказал: «господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; вот, я, испугавшись этого, пошел и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твое».
Господин же сказал ему в ответ: «лукавый и ленивый раб! твоими устами буду судить тебя; ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому и должен был ты отдать серебро мое торгующим; и я, возвратившись, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму кромешную (внешнюю); там будет плач и скрежет зубов».
Сказав эту притчу, Иисус Христос возгласил: «кто имеет уши слышать, да слышит!»
Эта притча означает: все люди получают от Господа различные дары, как то: жизнь, здоровье, силы, душевные способности, ученье, дары Святого Духа, житейские блага и проч., чтобы этими дарованиями служить Богу и ближним. Все эти дары Божии и разумеются в притче под именем талантов. Бог же знает, сколько нужно дать каждому, по его способностям, поэтому и получают — иной больше, иной меньше. Кто как воспользовался дарами Божиими, в том каждый человек должен будет дать отчет Господу, при втором Его пришествии. Кто употребил их на пользу себе и другим, тот получит похвалу от Господа и вечные небесные радости; а ленивые и небрежные люди будут осуждены Господом на вечные страдания.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея, гл. 25, 14-30; от Луки, гл. 19, 11-28.
Продолжение
Ищем таланты
«Ищем таланты» — так часто называются конкурсы. Там ищут и выявляют таланты скорее внешние — ум, чистый голос, умение рисовать… А мы будем искать в себе внутренние таланты. Не для того, чтобы возгордиться, а для того, чтобы начать приумножать то, что есть. Давайте проведем археологические раскопки и найдем таланты, которые мы зарыли.
Вспомните, за что вас чаще всего благодарят, что хорошее в вас когда-либо видели окружающие? Запишите это. Вам может показаться, что в вас нет этого качества. Но если в вас это видят — значит, в вас есть хотя бы его зачаток и ваша задача — развить его.
Теперь вспомните, какие светлые черты вы сами отмечаете в окружающих. Обычно мы видим в окружающих то, что уже есть в нас. Поэтому если вы видите и цените в других благодарность или любовь, или заботливость — это есть также и в вас, и ваша задача — жить в соответствии с этим.
А теперь спросите близких друзей или доброжелательно настроенных к вам людей, какие они видят в вас добрые качества. Запишите это всё. Вы нашли в себе клад, приумножив который, войдете в радость Господа своего.
Толкование притчи от святителя Луки Исповедника
Святитель Лука Исповедник толкование притчи сей начинает с конца. Он говорит о последних словах в ней. Тот, кто имеет, умножится ему, тот, кто не имеет, потеряет и то, что имеет. Для земного неверующего человека эта притча вообще непонятная. Поскольку уразуметь это невозможно. В мире эта фраза кажется сверх несправедливой. И только духовные люди смогут правильно потолковать ее. Лука Исповедник говорит о том, что господином однозначно является сам Иисус Христос. Речь идет о Суде Божием.
Он считает, что талантами в притчи можно назвать все дары Духа Святого. Это и любовь, и вера, и милосердие, и разум, и мудрость и так далее. Господь очень хорошо знает всех людей, их жизненные перипетии, поэтому, как и в притче, в зависимости от возможностей человека, кому-то дается пять талантов, а кому-то только один. Но задание каждого – развивать и умножать талант, а не закопать и спрятать его. Именно это и спросит Господь на Суде: умножили ли люди талант, который им был дан. Вот за что придется ответить. Святитель Лука говорит, что умножать таланты можно по-разному.
Если это вера и любовь, то нужно каждый день думать о жертве Иисуса Христа и о том, что Он чувствовал в тот момент, когда шел на Голгофу и отдавал за нас, грешных, свою праведную жизнь. Тогда люди станут любить Его сильнее. Если талант – это ум, то нужно наполнять его и развивать, читая интересные, полезные послания, либо жития праведников.
Богословское толкование[ | ]
Притча о талантах (Speculum humanae salvationis, XV век) У богословов господин, отправляющийся в дальнюю поездку, это Иисус Христос, который «прежде чем получить славное царство, должен будет уйти в „дальнюю страну“ — на небо, к Отцу Своему, и потом уже явиться на земле во славе Своей
». Под рабами понимают учеников и последователей Христа, которые получают от Бога разнообразные дарования и внешние блага. Однако Феофилакт Болгарский пишет:
Возвращение господина и требование отчёта от рабов понимается как Страшный суд, на котором, по учению Церкви, все должны будут дать ответ за свои дела: умножившие свои таланты получат похвалу, а «раб лукавый и ленивый» будет наказан исключением из царства Мессии. При этом обвинения ленивым рабом своего господина в жестокости богословы называют самооправданием грешника, который «по греховности своей потерявшего чувство сыновства к Богу и представляющего Бога поэтому жестоким и несправедливым
».
Рассматривая рабов как учеников Христа, Феофилакт Болгарский называет их «торжника́ми
» (торговцами) так как они призваны передавать другим вверенное им учение. Он пишет:
Причины сокрытия таланта иногда усматривают:
- В зависти к тем, кто получил от Бога больше: два таланта и пять талантов.
- В неверии Богу и тому, что никакой Его дар бесследно не теряется, а приносит большие плоды.
Настройки
Хотя основная история в каждой из этих притч по сути одна и та же, обстановка совершенно разная.
- Место действия притчи о талантах в Матфея 25 — это беседа на горе Елеонда. В Евангелии от Матфея 24 — , общая тема последнего времени события, предупреждение и притчи. «Прямые предостережения и предостережения ( , ; ) должны быть для учеников (его аудитории) — предупреждения быть бдительными и быть готовыми к пришествию Христа».
- Обстановка притчи о минах в Евангелии от Луки 18 была открыта для толпы. Закхей только что поверил, и Господь признал его спасение. Но теперь толпа ожидала, что Иисус установит свое царство.
Толкование
В Евангелие есть притча о талантах, в которой рассказывается, как некий человек, отправляясь в далекий путь, призвал своих рабов и каждому дал некую сумму денег для того, чтобы они пустили их в оборот и он, по своему пришествию, получил от них прибыль.
Одному человеку он дал 5 талантов, другому – 2, третьему – 1. Каждому по силе его. Изначально талант – мера веса. Например, в Библии говорится, что у царя Давида был венец весом в талант золота. Мы даже можем представить, какая эта денежная сумма, потому что его корона весела не 100 грамм. Золото само по себе очень тяжелое. А поскольку талантами отмеривали серебро и золото, то со временем талант стал денежной единицей.
Вот этот человек, о котором рассказывается в Евангелие, дал своим рабам разные суммы денег. Из этой притчи ясно, что речь идет не о чисто торговле. Здесь затрагиваются духовные аспекты.
В нашем современном понимании талант – это способности человека, его дарования. Это могут быть изначальные возможности, и развитые. Дарования от Бога у нас у всех разные. У каждого из нас свой талант, и может быть даже не один.
Человеку важно найти свой талант, открыть его и определится что в себе развивать. В этом и есть призвание земной жизни
Найдите свой путь, осознав к чему вы призваны от Бога. Ведь не случайно то, что мы имеем разные таланты. Бог призывает каждого из нас к чему-то конкретному.
Конечно бывают и такие таланты, в которых трудно разобраться. Как же они могут принести духовную пользу? Например, человек очень ловок с мячом. Он известный футболист или какая-то женщина умеет красиво танцевать или петь. Даже внешняя красота человека – тоже дар от Бога.
Если мы сумеем относится к своим талантам духовно, то всегда найдем и поймем, как можно то или иное дарование употребить для спасения души человека. Например, футболит может не только трудится на себя, зарабатывать деньги, но и привлечь молодежь в спорт, стать для них примером для подражания и повести на дорогу правильной жизни.
Даже в таких трудных проявлениях таланта, которая бы казалась бы никакого отношения к духовности не имеет, можно найти свое призвание от Бога. При этом в талантах мы ни однобокие, то есть ни один талант у каждого из нас. Есть таланты, которые мы не рассмотрели и не развили. Есть и у футболиста, и у танцовщицы, и у певицы, и у любого человека, который казалось бы достигает вершит не на путях дел благоугодных, а на каких-то земных (те, которые ведут к человеческой славе). Вот таким людям стоит задуматься о поиске своего призвания от Господа.
Разные народы из разных природах обитания и в разные времена были призваны для того, чтобы все искали Бога. Хотя он недалеко от каждого из нас. Задумываясь о тех дарования и талантах, которые получили от Господа, и имея ввиду тот путь который мы должны пройти, мы ищем Бога. Дарованные таланты мы должны употребить на этом пути так, чтобы мы могли предстать на Страшном Суде Божием и принести результаты своих талантов Господу.
Эта притча одна из наиболее часто обсуждаемых, упоминаемых, цитируемых из Евангелия. Она и для житейских отношений поучительная, и в жизненных выборах человека (стратегических путей, судьбы) подходит. Она очень важна, поэтому хорошо над ней поразмышляйте.
В этой притче говорится, что Господь дал каждому по силе его. У нас у всех разный стартовый капитал: физический, материальный и душевный. Обстоятельства жизни у нас разные. Господь дает всем по-разному.
Многие полагают, что Господь несправедлив. Но это не так. Он выше справедливости. Ведь Любовь сильнее всего. Он милостивый и многое прощает. Бог любит как отец, ведь мы прощаем своих детей. Мы же не за все с них взыскиваем, когда они бывают виноваты.
Нужно понимать, что ропот на неравенство судьбы, на то, что кто-то якобы чем-то обделен (судьбой или какими-то обстоятельствами), он связан с нашей слабой верой. Когда мы говорим о вере, нужно иметь ввиду не просто знание, что там на небесах есть какая-то высшая духовная реальность, а прежде всего подразумевать доверие как к Отцу Небесному. Как сын и дочь доверяют своему отцу. Такое же доверие у нас должно быть и к Богу.
В Евангелие говорится: «Каждому по силам ему». И когда мы говорим: «Нет возможности и дарований больше, я бы справился с этим богатством». Вот в этом и недоверие. Господь знает, кому сколько нужно давать. Бога сложно порой бывает понять, но доверять нужно.
Другая притча о таланте
Оказывается, существует не только притча о зарытом таланте. Другая философско-дидактическая история, принадлежащая перу Леонардо да Винчи, повествует о цирюльнике, имевшем в своём арсенале бритву – столь красивую и острую, что равной ей не было на всём свете. Однажды она загордилась и решила, что ей негоже служить рабочим орудием. Спрятавшись в укромном уголке, она пролежала так много месяцев, а когда захотела расправить своё сияющее лезвие, обнаружила, что оно всё покрылось ржавчиной.
Так и человек, имеющий множество талантов и достоинств, может растерять их, если предастся безделью и прекратит развиваться.
Ознакомившись с оригинальным текстом и его толкованиями, можно убедиться, какую силу таит в себе притча о талантах. Для детей также можно использовать эту историю (в литературном пересказе) для домашнего чтения и обсуждения или на школьных уроках. Как и любая притча, данный рассказ заслуживает вдумчивого прочтения и размышления.
Толкование притчи о талантах от Митрополита Антония Сурожского
Трактуя притчу о талантах, Митрополит Антоний Сурожский выделяет три проблемы, из-за которых человек не развивает данный ему талант. Первая причина – это иллюзия беспечности. Талант получил, надежно закопал, все хорошо. Вторая причина – малодушие. Как много люди теряют из-за этого качества, просто потому, что боятся рискнуть. Да, в какой-то мере, это очень большой риск, но и этот факт не оправдает человека на Суде.
Господь справедливо заберет у него талант и отдаст тому, кто готов рискнуть и вернуть больше. Третья причина, по словам Митрополита Антония, – это недостойная человека жизнь. Возможно, Господь подарил кому-то очень доброе, чувственное сердце, но из-за того, что человек слишком любит себя, он не может воспользоваться им правильно и найти в сердце место для кого-то еще.
Притча о талантах учит людей тому, что в земной жизни нет времени для того, чтобы материально обогащаться или жить в свое удовольствие. Ведь на Суде Господь спросит с каждого, где находится его сокровище: в земле или на небе.
Видео: Смысл притчи о талантах
Как использовать таланты?
Разные дарования у людей, различные послушания в Церкви. И все дары Христа неисчислимо драгоценны — они куплены Его Кровью. Одного таланта достаточно, чтобы жить на это богатство всю жизнь и целую вечность. Но этот талант не должен быть зарыт в землю. Усердием и трудом — говорит нам сегодня Господь — можно многого достигнуть в духовной жизни.
От тех, кто получил два таланта, Господь ожидает употребления двух. Если они сделают по силе того, что им дано, они будут приняты в Царство Небесное, хотя они не сделали столь много, как другие.
Неверным рабом оказался тот, у кого был всего один талант. Несомненно, немало есть людей, которые, имея два таланта или пять талантов, зарывают их в землю. У них большие дарования и большие возможности. И если тот, у кого был один талант, так наказывается, насколько большее наказание получат те, кто имели многое и не воспользовались этим! Однако давно было замечено, что те, кто имеют наименьшие дарования для служения Богу, делают наименьшее из того, что они должны сделать.
Зарыть талант в землю
Талантом, по библейскому сказанию, называлась монета, а если точнее, то мера веса драгоценных металлов. В евангельской притче говорится, что, уезжая, один человек оставил своим рабам деньги. Два раба пустили деньги в дело, а вот третий зарыл свой талант в землю. Хозяин вернулся. Тогда первый раб отдал ему 10 талантов, второй отдал 4 таланта, а третий отдал тот же 1 талант. Вот с тех пор и пошло выражение зарывать талант в землю.
Употребляют этот фразеологизм, говоря о человеке, который не смог воспользоваться данными ему способностями и развить их; попусту растратил дар, данный ему свыше.
Бывает, смотришь на человека, а в нем столько талантов: умеет красиво рисовать, оратор, которому может позавидовать любой политик, руки золотые. Только все это пропадает зря, ведь человек не применяет свои навыки и умения, не пользуется на полную мощь тем, чем наделила его природа. Знаю одного мастера, который умеет все по строительным работам, а у самого дом в таком жалком виде. Ладно бы времени не было, как часто говорят, что сапожник без сапог, а то ведь времени куча свободного. Человеческая лень и зарывает талант в землю.
Другое значение более приземистое: имеется в виду простой денег, когда деньги лежат мертвым грузом и не работают. Талант — деньги в древней Греции, Вавилоне, Персии, самая крупная мера веса (в разных местах она была разной).
Талант — это древняя монета. Зарыть ее в землю — значит не пустить в дело. Вспомните притчу из Библии, про господина и трех рабов которым он оставил деньги, и как двое из них вложили деньги в дело и принесли хозяину доход, а третий — зарыл в землю. Наверно отсюда это выражение.
Если без премудростей, то фраза «Зарыть талант в землю», означает следующее:
Притча о талантах: мудрость из глубины веков
Некоторые важные вещи трудно постичь через прямое объяснение или назидание, но зато гораздо легче через мудрую, аллегорическую форму, побуждающую размышлять в поисках ответа. Так появились притчи. Многие из них были сложены столетия и тысячелетия назад, прошли через множество умов и пересказов, в конечном итоге сохранившись до наших дней. Некоторые истории имеют авторов, некоторые дошли до нас как часть священных текстов. Широко известны библейские притчи. С одной из них познакомимся поближе.
Притча о талантах была рассказана Иисусом Христом своим ученикам. Этот краткий, но поучительный рассказ содержится в Евангелии от Матфея. Любопытно то, что существует не единственная притча о талантах. Евангелие от Луки, например, содержит несколько иной вариант этого рассказа. Кроме того, там вместо денежной единицы «талант» используется «мина», считавшаяся более мелкой монетой. Что касается главного персонажа, то эта версия притчи намекает не на Иисуса, а на древнего правителя Ирода Архелая. От этого вся история приобретает несколько иной смысл. Но мы остановимся на классической версии притчи и рассмотрим её смысл с двух аспектов: богословского и психологического.
Богословское толкование
Проповедники и теологи объясняют, что под «господином» в этой истории нужно понимать Господа Бога, Иисуса Христа. Под «дальней страной» подразумевается Царство Небесное, куда вознёсся Иисус, а возвращение господина есть иносказательное изображение Второго пришествия. Что касается «рабов», то это ученики Иисуса, а также все христиане, рабы Божьи. Именно к ним обращена притча о талантах, толкование которой с точки зрения богословия отражает важнейшие библейские истины.
Итак, Господь возвращается с небес, и приходит время Страшного суда. Людям предстоит отвечать, как они воспользовались Божьими дарами. В притче под «талантами» подразумевались деньги, но в иносказательном смысле они представляют собой различные умения, способности, качества характера, благоприятные возможности – словом, духовные и материальные блага. Именно об этом иносказательно повествует притча о талантах. Смысл её гораздо лучше проясняется при помощи толкований.
Примечательно, что каждый получает разные таланты и в разном количестве. Это объясняется тем, что Господь знает слабые и сильные стороны любого человека. А также это делается для того, чтобы люди объединялись и помогали друг другу. В любом случае никто не остаётся без таланта – каждому даётся хотя бы один. Тому, кто сумеет на благо себе и другим использовать данное Богом, воздастся от Него, а кто не сумеет или не захочет – всё потеряет.
Притча о талантах. Проповедь на Евангелие от Матфея (25: 14-30)
Вот так, братья и сестры, Господь наставляет и нас с вами не просто сохранять то, что мы имеем, но и преумножать. При этом мы должны понимать, что преумножение даров и талантов Божиих, обитающих в нас, должно быть только в отношении нашего спасения.
Мы можем оглянувшись увидеть, что кто-то достиг очень многого, он имеет большое достояние, может много себе позволить
Другой человек тоже достиг многого, он стал известным музыкантом, или врачом, или писателем – неважно. Но если все это не ради спасения, если все это не ради славы Божией, то тщетно такое преумножение, бессмысленно развитие такого таланта
Братья и сестры, мы должны очень внимательно отнестись к тому, что дает нам Бог. Мы можем сказать, что у нас нет ничего, нет никаких даров и талантов – и это будет неправильно, неверно. С нас потом спросится: тебе даны руки – что ты ими преумножил? Тебе дан язык – что ты им преумножил? Оказывается, даров и талантов у нас много. Все, что мы с вами имеем, сама жизнь – тоже дар Божий. Господь дает все это нам, чтобы мы преумножали Его славу, чтобы мы стремились к тому, чтобы распространялось Евангелие по всей земле.
В этой притче Господь говорит нам, что дело нашего спасения – действительный труд. Он конечно уготовал нам Царствие Божие и каждому из нас по Своей благости и милости готов дать спасение
Но очень важно, чтобы мы себя к нему подготовили, потрудившись во славу Божию. Таланты и дары, которые нам даны, важно положить на служение славы Божией
Это служение, как говорит Сам Спаситель, должно быть применимо к тем, кто нас окружает. Мы должны служить друг другу от своих талантов и даров, какие имеем. И вот это служение и будет преумножением их. Когда мы служим нашим ближним, таким образом возвеличивается и слава Божия. Господь нас призывает к тому, чтобы люди, окружающие нас, видя добрые дела, прославляли Его. В этом в общем-то цель нашего земного существования.
Преумножить таланты, даруемые нам Господом, несложно. И Господь дает нам такую возможность постоянно.
Время нашей земной жизни – время торга. И мы должны очень хорошо поторговаться, чтобы все добродетели, которые у нас есть в зачаточном состоянии, выросли. Мы, конечно, ощущаем в этом свою немощь. Но ведь именно в этой немощи совершается сила Божия. Потому что, видя свое бессилие, видя подчас невозможность своими талантами послужить и ближним или Богу, мы по своей вере обращаемся к Нему. Господь говорит нам: придите ко мне все труждающиеся и обремененные. Мы должны прийти к нашему Спасителю и выложить Ему Свое горе. Если мы что-то не можем, Господь восполнит нашу немощь.
Служа друг другу от своих даров и талантов, мы соединяемся в одно целое, возвеличиваем славу Божию и приближаемся к Его Царствию.
Игры и мероприятия
Шоу талантов
Есть несколько способов подготовить шоу талантов дома или в церкви. Всегда лучше заранее предупредить детей и родителей. Например, в церкви можно сделать объявление что будет проходить детское мероприятие талантов. Если вы проводите его дома, напомните утром что вечером будет проходить шоу. Создайте сцену и приготовьте еду. Таланты не должны быть только в виде какого-то представления. Дети могут подготовить рисунок и показать его.
Скрытое сокровище
Выберите объект, который будет вашим сокровищем. По очереди, прячьте его где-то и попытайтесь затем найти его.
Если у вас есть доступ к земле или песку, вы можете спрятать там. Вы также можете закопать сокровище, в то время как другие будут пытаться его найти.
Бумажное полотенце (салфетка) и волшебный рисунок
Возможно, вы видели такой эксперимент в интернете. Если нет, поищите, чтобы вам стало более ясно как это происходит. Вам понадобится бумажное полотенце, маркеры, простая тарелка, и немного воды. Сложите бумагу пополам. На внутренней стороне нарисуйте картинку или сообщение. Сложите, чтобы верхний слой прикрыл внутренний (спрятал). Когда ваш ребенок положит бумагу в воду, сообщение или рисунок проявятся. Поделитесь, как Бог не хочет, чтобы мы скрывали наши дары.
Толкование Антония Сурожского
Святой Антоний считал, что каждый человек на определенном этапе жизни может струсить или смалодушничать, как это сделал третий слуга в притче. Часто люди боятся рисковать покоем, материальными благами, комфортом ради достижения благой цели.
Человек боится что-то потерять. Но на самом деле, все, что нам дается свыше, никогда не бывает нашим — все эти духовные силы и материальные блага были и остаются собственностью Божьей. Все это не должно умереть заживо, его блага должны жить и дарить жизнь и радость другим людям.
Важно! Не следует бояться совершать добрые дела в страхе потерять какие-либо сиюминутные блага. Главная задача христианина — оставаться человеком
Тот, кто не был человеком при земной жизни, не станет им в Вечности.
Таким образом, эта притча — своеобразное предупреждение о Страшном Суде. Спаситель хочет, чтобы люди предстали перед Ним готовыми держать ответ за свои дела, поэтому предостерегает о тех опасностях, которые могут встретиться на земном пути каждому человеку.
Притча о талантах. Священник Павел Ильинский