Притча о злых виноградарях. краткое толкование притч иисуса христа
Содержание:
- Притча о работниках в винограднике
- Толкование образов хозяина, виноградника и ограды
- Образ точила, башни и виноградарей
- Притча о работниках и винограднике дает великую надежду многим людям
- Символическое значение отлучки хозяина, его слуг и плодов
- Притча о виноградаре и работниках указывается в Евангелии от Матфея
- Притча о винограднике и виноградарях
- Притча о хозяине виноградника
- ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О РАБОТНИКАХ В ВИНОГРАДНИКЕ, ПОЛУЧИВШИХ РАВНУЮ ПЛАТУ
- Притча, пережившая время
- ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА
- Проповеди в праздник Пятидесятницы
- Толкование
- Притча о работниках в винограднике кажется трудной для восприятия простого человека
- Что значит фраза «Много званых,а мало избранных»
- Образ сына хозяина, его убийство и последующее возмездие
- Богословское толкование
Притча о работниках в винограднике
«Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Мф. 20.1–16).
Господь, как хозяин виноградника, зовет всех, кто хочет трудиться для Царства Божия и предлагает им духовное делание в Церкви Христовой. Разные часы в притче (третий, шестой, девятый, одиннадцатый) могут пониматься двояко. С одной стороны, это различные эпохи в истории Церкви, когда одни народы раньше откликнулись на призыв Божий, как еврейский, другие позже, а с другой – различные периоды индивидуальной жизни человека (детство, юность, зрелый возраст, старость), когда он слышит и принимает призыв Божий. Эта притча Господня говорит всем грешникам, стоящим вне Церковной ограды, что и для них есть возможность спасения в любое время, даже в последний час их жизни.
Вторая часть притчи говорит о расплате хозяина с работниками виноградника. Он всем дает, вне зависимости от времени начала работы, такую плату, которую считает нужной. Так, Бог может равно дать Царство и духовные дары человеку, с детства бывшему в Церкви и обратившемуся к вере незадолго до смерти; Он равно примет покаяние и того, и другого, и обоим простит грехи.
Ропот виноградарей, трудившихся с самого утра, как выражение человеческого представления о справедливости, противопоставляется в притче Божественной щедрости и любви. Зависть, охватившая трудившихся весь день, сродни низким чувствам старшего брата в притче о блудном сыне. Конец притчи о виноградарях показывает, что душевное устроение «первых» может снизить достоинство их долгого труда в винограднике Господнем, а усердие «последних», наоборот, более удовлетворит Хозяина виноградника.
Материал создан: 30.06.2015
Жизнь первых людей в раю
Суд Синедриона
Толкование образов хозяина, виноградника и ограды
Многие христианские богословы и святые отцы церкви посвятили свои труды толкованию изложенной выше притче о виноградарях. На основании их работ вошло в традицию наделять используемые в ней образы значениями, раскрытыми ниже.
Под хозяином виноградника Иисус подразумевает Бога ─ Творца мира и всего сущего в нём. Виноградник ─ это не что иное, как сам еврейский народ, на которого возложено сохранение веры. В дальнейшем образ виноградной грозди или лозы прочно утвердился в христианской символике, став олицетворением общности людей, составивших земную Церковь Господню.
Оградой является Закон Божий, полученный избранным народом через Моисея. В самом начале сороколетнего странствия по пустыне Господь на горе Синай сообщил Своему пророку, возглавившему исход евреев из Египта, свод предписаний, касающихся религиозной и общественной жизни.
Образ точила, башни и виноградарей
Точило ─ это жертвенник, а виноградный сок ─ пролитая на нём кровь. У древних евреев традиционно приносились в жертву различные животные и птицы, кровь которых, как считалось, способствовала очищению людей от совершённых прегрешений. В данном же случае толкователи притчи видят пророческое предсказание о крови, пролитой Самим Иисусом на кресте.
Башня ─ не что иное, как храм, построенный в Иерусалиме. На момент, когда Иисус произносил притчу о виноградарях, в столице Иудейского государства стоял Второй храм, возведение которого началось в период, последовавший после возвращения евреев из вавилонского пленения (516 г. до н. э.), и завершившееся лишь за два десятилетия до Рождества Христова. Первый храм был построен царём Соломоном в 950 году до н. э. Его разрушение в 598 году до н. э. стало началом вавилонского пленения евреев, продлившегося почти 60 лет.
Под виноградарями Христос имеет в виду первосвященников и всех старейшин еврейского народа. Именно к ним Он обращает свою обличительную речь. На страницах Евангелия они именуются книжниками и фарисеями и характеризуются как люди, хоть и обладавшие знанием Закона Моисеева, но в угоду собственным интересам сводившие служение Богу лишь к формальному исполнению предписаний, игнорируя при этом сущность учения. Впоследствии слово «фарисейство» стало нарицательным, означающим лицемерие и ханжество.
Притча о работниках и винограднике дает великую надежду многим людям
Притча о работниках и винограднике дает великую надежду многим. Может быть, прежде всего, родителям тех детей, которые отошли от Бога. Но нужно знать одно, что для Бога Нашего никто и ничто не потеряно. Он будет звать человека до самой последней его минуты жизни. Пока человек еще жив, ничего не будет поздно.
Какими бы хорошими христианами мы себя не считали, всегда нужно считать себя рабами, которые ни на что не годны. Христос умер именно за нас, за все человечество. А наше достоинство — в этом нашем причастном Его смерти и воскресению, а не в том, что мы творим.
Господь учит нас тому, что Он всегда будет ждать нас и до самой последней минуты. Фото: elohov.ru
Чтобы бы мы не пытались делать, мы никогда не станет подобными Христу. Многими трудами и скорбями мы можем обрести тот дар, и только так с нами будет великая радость, потому что в Царствии Божием справедливости только работники одиннадцатого часа — это и есть мы.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Символическое значение отлучки хозяина, его слуг и плодов
Отлучка же хозяина, по мнению толкователей, ─ время прошедшее с тех пор, как Господь вывел избранный Им народ из египетского рабства. Согласно Священному Писанию, это историческое событие относится примерно к 1400 году до н. э. Следовательно, в притче Господь имеет в виду срок, охватывающий собой почти полтора тысячелетия.
Слуги, посылаемые к виноградарям ─ пророки, которые, как известно, были гонимы первосвященниками или убиты. На протяжении своей истории еврейский народ и его правители многократно отступали от исполнения Закона, данного им Богом, и даже не раз впадали в язычество. В этих случаях Господь выделял из их среды наиболее достойных людей (пророков), устами которых обличал творимые беззакония. Многие из них были убиты или претерпели различные гонения.
Плоды, которые хозяин ожидал получить от своих работников, суть духовное возрастание народа и его богопознание. Выйдя из египетского плена, народ израильский был полон пережитков язычества, и обязанностью священников было воспитать его в духе Законов Моисеевых.
Притча о виноградаре и работниках указывается в Евангелии от Матфея
Вернемся к притче о работках и винограднике. Рассмотрим ее текст целиком:
Притча о горчичном зерне: как её объясняют разные толкователи
Притча о виноградаре и работниках есть в святом Евангелии от Матфея, которую поведал своим ученикам Христос. Фото: stihi.ru
Итак, мы видим, что Царствие Божие сравнивается с человеком, который отправился ранним утром нанимать работников в свой виноградник. Сначала хозяин нашел одних работников, и отправил их работать, потом выйдя чуть позже, отправил других.
Вечером же он решил рассчитать сначала тех, кто пришел к нему позже на виноградник, чем тех, кто пришел к нему первым. Да и плюс ко всему, последние работники получили намного больше, чем тот, кто отработал больше по своим часам. Почему произошло именно так.
Притча о винограднике и виноградарях
(Мф 20:1-2) Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой.
Хозяин пошёл нанять работников и договорившись с ними об оплате, пришли к соглашению. Ключевое слово здесь «договорившись». Они договорились работать за динарий в день.
(Мф 20:3-4) Выйдя около третьего часа (около 9 часов), он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
Здесь уже нет никакого соглашения, нет договора о сумме оплаты за работу.
(Мф 20:5-6) Опять выйдя около шестого и девятого часа (12 и 15 часов), сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
Снова никакого соглашения.
(Мф 20:7) Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
Здесь тоже никакого соглашения нет. Можно понять этих последних. У них семьи, дети. Надо чем-то кормить, платить налоги и так далее. И их никто не нанял по каким-то причинам. Наверно они были не по нраву работодателю. Может быть плохо одеты, не бриты. Когда-то кого-то из нас выбирали последним. Будь то школа, институт или производство. Нам известно это неприятное чувство — быть последним
Человек всегда обращает внимание на сильных, успешных людей
(Мф 20:8) Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
Притча о хозяине виноградника
Седмица 2-я Великого поста
Сегодня, в день памяти сорока мучеников Севастийских, звучит Евангелие, в котором Иисус рассказывает притчу о человеке, нанявшем работников в свой виноградник.
Картина, описанная в притче, отражает вполне реальную для Палестины того времени ситуацию. Уровень безработицы был высок, и многие желающие заработать свой динарий часами праздно простаивали на солнцепеке в надежде, что кто-нибудь наймет их (картина, знакомая и в наши дни по многим странам мира, включая Ближний Восток). С другой стороны, многим фермерам, у которых не хватало рабочих рук, приходилось неоднократно в течение дня выходить на рынок в поисках дополнительных работников. Спрос на таких работников особенно увеличивался осенью, в период сбора урожая.
С точки зрения житейской справедливости поступок хозяина виноградника, выплатившего одинаковую сумму трудившимся разное время работникам, кажется неправильным. Но в Новом Завете человек познаёт милость как свойство Бога, не зависящее от поведения людей: Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Этой теме посвящены многочисленные притчи Иисуса, в том числе притча о работниках в винограднике: каждый работник получает от Бога равную награду вне зависимости от того, с какого часа он начал трудиться.
Откровение о милосердии Божием и идея о том, что незначительные усилия и даже простое намерение приравниваются к долгому и продолжительному труду, находят свое отражение в пасхальную ночь, когда читается «Огласительное слово» Иоанна Златоуста. Большая часть этого слова основана на притче о работниках в винограднике: «Кто работал с первого часа, тот пусть получит сегодня должную плату. Кто пришел после третьего часа, пусть с благодарностью празднует. Кто успел прийти после шестого часа, пусть нисколько не беспокоится; ибо ничего не лишится. Кто замедлил до девятого часа, пусть приступит, нисколько не сомневаясь. Кто успел придти только в одиннадцатый час, — пусть и тот не страшится за свое промедление. Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого…».
Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие». Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.
ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О РАБОТНИКАХ В ВИНОГРАДНИКЕ, ПОЛУЧИВШИХ РАВНУЮ ПЛАТУ
От Блаженного. Феофилакта Болгарского
Царство Небесное есть Христос. Он уподобляется человеку, потому что принял наш образ. Он домовладыка, так как господствует над домом, то есть церковью. Сей-то Христос исшел из недр Отца и нанимает работников в виноградник, то есть для изучения Писаний и исполнения заповедей, содержащихся там. Можно и так понимать: Он нанимает всякого человека возделывать виноградник, то есть совершенствовать во благом собственную душу. Он нанимает одного утром, то есть в детском возрасте, другого — около третьего часа, то есть в отроческом возрасте, иного около шестого и девятого часа, на двадцать пятом или тридцатом году, вообще, в мужском возрасте, и около одиннадцатого часа — старцев, ибо многие уверовали, будучи уже старцами. Или иначе: под днем разумеется настоящий век, ибо в течение его мы работаем, как в течение дня. В первом часу дня Господь призвал Еноха, Ноя и их современников, в третьем — Авраама, в шестом — Моисея и живших вместе с ним, в девятом — пророков, а в одиннадцатом, под конец веков — язычников, у которых не было ни одного доброго дела: их «никто не нанимал», то есть ни один пророк не был послан к язычникам.
Вечер есть кончина века; при кончине все получают по динарию; динарий — это благодать Святого Духа, которая преобразует человека по образу Божию, делает его причастником Божеского естества. Более понесли труда жившие до пришествия Христова, так как тогда еще не была разрушена смерть, не был сокрушен дьявол, и был жив грех. Мы же, благодатью Христовой оправдавшись в крещении, получаем силу побеждать своего врага, уже прежде низложенного и умерщвленного Христом. По первому толкованию, те, которые в юности уверовали, несут более труда, чем пришедшие ко Христу в старости. Юноша переносит «тяготу» гнева и зной похоти, а старик спокоен от этого. Тем не менее все сподобляются одинакового дара Святого Духа. Притча научает нас, что можно и в старости чрез покаяние получить Царство Небесное, ибо старость и обозначается одиннадцатым часом. Но, согласно притче, не будут ли святые завидовать получившим равные с ними награды? Никоим образом. Здесь показывается только то, что блага, уготованные праведным, так обильны и высоки, что могли бы возбудить зависть.
Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея. М.: «Лепта», 2005.
От Святителя Феофана Затворника
В притче о наемниках и тот, кому один только час работать пришлось, был одинаково вознагражден Домовладыкою. Часы дня в этой притче — образ течения жизни нашей. Одиннадцатый час — последнее время этой жизни. Господь показывает, что и те, которые до этого срока дожили, не работая Ему, могут начать работать и угодить Ему не меньше других. Нечего, следовательно, отговариваться старостью и отчаиваться, полагая, что уже не к чему начинать. Начинай не робея; милостив Господь; все тебе даст, что и другим, и по чину благодати здесь, и по закону правды там. Только усердием побольше разгорись и посокрушеннее поскорби о нерадении, в котором проведена вся почти жизнь. Скажешь: там позвал хозяин, пусть и меня позовет Господь. А разве не зовет? Не слышишь разве в церкви гласа Господня: придите ко Мне все и апостольского призвания: как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом (2 Кор. 5, 20).
Феофан Затворник Вышенский, свт. Мысли на каждый день года. М.: «Правило веры», 2009.
От Протоиерея Андрея Ткачева
9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;
15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
Притча, пережившая время
В притче о виноградарях говорится, что некий хозяин, насадив виноградник, позаботился обнести его оградой, возвести башню и устроить точило ─ резервуар для получения виноградного сока. Поручив дальнейшие труды своим работникам ─ виноградарям, он удалился. Когда же настало время собирать урожай, хозяин послал в виноградник слуг, чтобы те принесли ему плоды трудов его работников.
Но виноградари, по словам Иисуса, побили их камнями и с бесчестьем выгнали. Пытался хозяин послать и других слуг, но с ними повторилась та же история. Наконец, он отправил в виноградник своего любимого сына, надеясь, что уж его-то они постыдятся, поступят должным образом. Однако вместо этого злые виноградари убили его, надеясь, что, расправившись с наследником, сами станут хозяевами виноградника.
Завершив притчу о злых виноградарях, Иисус обратился с вопросом к собравшемуся вокруг Него народу, среди которого находились первосвященники и старейшины. Он спросил о том, что, по их мнению, сделает хозяин с этими работниками, и получил ответ, что злодеев он предаст лютой смерти, а попечение о винограднике поручит более достойным своим слугам.
ХРАМ ВЛАДИМИРА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА
Неделя 13 по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Если не знать истории взаимоотношений народа Божия, Ветхого Израиля, со своим Богом, не знать, не читать Библию, например, никогда в жизни, или прочитать эту Вечную Книгу как собрание мифов и легенд древних евреев, подобно тому как читаем мы в детстве русские народные сказки, ни на минуту не сомневаясь, что печка, которая сама пироги да блины печёт, существует только на страницах книжки, а к реальности прочитанный текст никакого отношения не имеет, так вот, если не знать, как народ Божий относился к своему Богу, может показаться, что ситуация, представленная в евангельской притче о злых виноградарях, нереальна, фантастична, придумана от начала до конца, так же как невообразима в обычной жизни скатерть-самобранка. И вот почему: нас всех с самого детства приучали благодарить за добро, а в этой притче мы сталкиваемся с ситуацией, когда вместо благодарности благодетель получает сына, убитого теми, кого он облагодетельствовал. Примеряя эту ситуацию на себя, каждый из нас, вздохнув с облегчением, скажет: “Это не про меня, меня ещё мама научила за каждое доброе дело говорить спасибо”. И подумав так, будет совершенно прав: мы и в самом деле никого в “благодарность” за добро не убивали.
Есть ещё одно, не менее радикальное утешение для современного слушателя и читателя этой притчи. Очевидно, что история о жестокой неблагодарности злых виноградарей рассказывается Христом Спасителем первосвященникам и старейшинам иудейским, тем самым вождям народа Божия, которые все три года, пока продолжалось общественное служение Господа нашего, искали смерти Сына Человеческого. Поскольку в памяти человечества сии последние остались только как злобные распинатели и завистливые богоненавистники, любой современный читатель Евангелия может, кажется, со спокойной совестью повторить слова фарисея из другой притчи Христовой: “Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь” (Лк.18.11).
Если так, тогда, спрашивается, зачем это Церковь из года в год, из века в век предлагает чадам своим эти священные тексты? Для того ли, чтобы мы были знакомы с “делами давно минувших дней, преданьями старины глубокой”? Для того ли, чтобы “на законных основаниях” погордились, подобно Понтию Пилату, тем, что “невиновен я в крови Праведника Сего” (Мф.27.24).
Помню, как в молодости я читал с трудом добытые, редкие тогда духовные книги. Читал с карандашом в руке, делая выписки и заметки. Читал и думал при этом: “Вот это место прямо про Сашу, а вот это – про Олю, надо ей непременно его прочитать!” Должна была пройти жизнь, чтобы стало понятно: это всё про меня! Это меня должно ударять в сердце, да так, чтобы было больно и горестно, потому что жизнь моя – не повод надуваться от гордости, не повод повертеться перед зеркалом: ах, до чего же хорош! Жизнь моя – время для покаяния, время для изменения, время для духовного роста, который только тогда и возможен, когда каждый упрёк Господа я не передаю через плечо соседу, а принимаю на себя, в свою душу, в своё сердце.
Евангелие написано не для кого-то, кто жил давно и далеко. Слово Божие обращено к каждому из нас, здесь стоящих. Невоцерковлённые христиане, то есть те, кто посещает храм на Пасху и на Родительскую, а чаще просто заходит свечку поставить “на удачу”, в большинстве своём убеждены, что Церковь существует для “утешения”, для того чтобы услышать в ней “доброе, ласковое слово”, для того чтобы “душа согрелась”. Грейтесь, дорогие мои! Только что прозвучало для нас, жаждущих душевного тепла, Слово Божие: “…злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои” (Мф.21.41).
У каждого из нас есть выбор: принимать эти слова на свой счёт или, оглядываясь по сторонам, поискать глазами, к кому бы они могли относиться. И только от этой нашей реакции зависит, спасёмся мы или погибнем в будущем веке. Только то, как мы соотносим свою жизнь и то, что говорит нам Христос со страниц Вечной Книги, определит нашу вечную судьбу. Многие из нас уже сделали первый шаг в правильном направлении. Мне часто приходится слышать от наших прихожан, что слово проповеди, произнесённой священником, неожиданно ответило на какой-то личный вопрос, осветило какой-то затаённый грех. Слава Богу! Теперь нужно сделать следующий шаг. Попробуем услышать, что говорит нам Господь каждым Своим словом, для чего он сегодня мне, лично мне, рассказал эту страшную притчу о злых виноградарях и о камне, который “отвергли строители”. Аминь.
17 сентября 2000 г.
Проповеди в праздник Пятидесятницы
Как и все прочие отрывки из Евангелия, эта притча звучит во время богослужений, а затем разъясняется с церковных амвонов. Согласно традиции, установившейся ещё много веков назад, проповедь о злых виноградарях принято читать в Неделю 13-ю по Пятидесятнице.
Чтобы не возникло ошибок в понимании этой датировки, отметим, что на церковнославянском языке словом «неделя» обозначается не семидневный период с понедельника по воскресенье (он именуется «седмицей), а лишь воскресный день. Он седьмой по счёту, и его порядковое число, как известно, ни на что без остатка не делится, кроме как на само себя или на единицу. Отсюда и пошло слово «неделя». Поэтому следует понимать, что проповедь о злых виноградарях звучит с церковных амвонов в 13-е воскресенье после Троицы ─ праздника, именуемого также Пятидесятницей.
Толкование
Однажды Господь рассказал притчу о винограднике и злых виноградарях. Мы немного поразмышляем об этой притче.
Притча о злых виноградарях изложена у всех трех евангелистов синоптиков – Матвея, Марка и Луки. Мы можем догадываться, что евангелистов очень впечатлила эта притча, если каждый решил ее рассказать. Ведь не каждая притча повторяется другими евангелистами. Здесь три евангелиста говорят об одном и том же
Кроме того, видно, что эта притча имеет важное значение для изучающих Святое Евангелие
Некий человек посадил виноградник, обнес его изгородью, построил башню, точило и отдал его в руки виноградарям. По прошествии времени послал слуг для того чтобы получить плоды. Слуг прогнали, избили и кого-то даже убили. Он опять послал слуг, и с ними поступили так же по-злодейски.
Тогда хозяин виноградника сказал: «Пошлю сына моего, может его устыдятся». Но злые виноградари сказали друг другу: «Это наследник, давайте убьем его и завладеем всем виноградником». Его вывели за пределы виноградника и убили. О чем эта притча?
«Хозяин виноградника» – это Господь.
«Виноградник» – это израильский народ.
«Изгородь» – это заповеди, закон Моисея.
«Башня» – храм.
«Точило» – жертвенник.
«Виноградари» – духовные лидеры израильского народа (священство, левиты, книжники, ученые люди, учителя, равнины и князья). Именно от них зависело духовно-нравственное состояние народа Божия.
И вот Господь посылает слуг, то есть пророков. Но их прогоняют. Их не хотят слушать, избивают и убивают. Господь посылает опять. С ними поступают так же. Тогда Бог приходит в этот мир Сам. Как нам известно, Его убили вожди израильского народа. Он был распят на кресте.
Эта притча о духовной несостоятельности вождей израильского народа и религиозной несостоятельности народа Божия под предводительством этих злых виноградарей.
Также эта притча касается каждого из нас. Ведь у каждого из нас есть свой виноградник. Чтобы лучше понять смысл, нужно вспомнить притчу о талантах. Талант – это денежная единица, но в широком смысле – дарование, которого Господь наделил каждого из нас. И вот по силам, кому-то дано пять талантов, кому-то – два, а кому-то – один. Но с каждого Господь потребует отчета: какие плоды они принесли. Таланты бывают приятные (духовные, душевные, физические, материальные и так далее) и неприятные (болезни, нищета, одиночество и так далее). Через все можно получить прибыль и некий духовный плод.
В этом смысле мы должны понимать, что у каждого из нас есть виноградник, и когда-то Господь пошлет к нам Своих слуг или Сам придет, чтобы призвать нас к ответу. Об этом полезно задумываться каждому из нас. Какая ваша цель в жизни? Не просто ведь, чтобы детей вырастить, внуков понянчить или карьеру сделать, дом построить, дерево посадить и так далее? Это все пути. Они могут быть разными, но цель одна – Царствие Небесное.
Притча о работниках в винограднике кажется трудной для восприятия простого человека
Итак, перед нами лежит притча о работниках в винограднике или по-другому еще называют притча о виноградаре и работниках. Кажется на первый взгляд, что все просто. Рассказ о том, как рабочие трудились в винограднике. Но так ли это? Для начала разберем, что же такое притча.
Притча — это такой короткий назидательный рассказ, который написан в иносказательной форме, то есть та форма, которая носит в себе скрытый смысл. В притче есть нравственное поучение, то есть мораль, вывод из всего сказанного.
Владимир Иванович Даль считал, что притче больше близка басня, но отличается она лишь широтой обобщения, а также значимостью заключенной идеи
Например, если рассматривать великих писателей, то многие считали, что притча — это поучение в примере. Так считал известный писатель, этнограф, лексикограф и собиратель фольклора Владимир Иванович Даль.
Он считал, что притче больше близка басня, но отличается лишь широтой обобщения, а также значимостью заключенной идеи. В притче нет обрисовки характеров, а также нет указаний на то, где и в каком месте это происходит.
К жанру притчи обращались и многие другие писатели, например, Лев Толстой, Бертольд Брехт, Франц Кафка.
Что значит фраза «Много званых,а мало избранных»
Все эти работники призванные,но мало кто избранный. Кого же Бог избирает?
Бог избирает тех,кто позволяет Ему,кто даёт Ему возможность показать в благости Его сердце. Кто больше доверился Его благости?Те,кто с утра работал или тот,кто в конце пришёл?Между 9 утра и 5 вечера кто чувствовал себя более благодарным?Те,кто пришли в 9 утра?Они думали,что получат больше по причине того,что они сделали больше. Вот к чему это приводит даже среди верующих. Почему у некоторых благодати больше. Поэтому Господь говорит,что много званых,но мало избранных.
И ещё одно в этой притче. Он вышел,не они пришли. К каждому из них Господь сам вышел.
Матфея 20:3,4. «…и что следовать будет,дам вам…».Это было сказано группе,которая стояла на торжище в 9 утра. А группе 11 часа «…и что следовать будет,получите».
«Дам вам» и «Получите» есть разница. Одно дело для Бога давать,другое для нас получать. Поколение последнего времени получит. Бог говорил Израилю: «Землю,где течёт молоко и мёд,дам вам…».Но они не взяли. Возможно такое,что Бог даёт благословения,но мы не принимаем.Те,кто принимает полноту,у тех больше всего благодати.
Необходимо видеть Бога дающим всё время. Не принимать нехорошо.
Образ сына хозяина, его убийство и последующее возмездие
Под сыном и наследником Иисус, несомненно, имеет в виду Самого Себя, посланного Отцом небесным для спасения людей. Одним из основополагающих догматов христианства является учение о Святой Троице, представляющей Собой три ипостаси Единого Божества. В ней неслитно и нераздельно соединились Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Воплощением второй ипостаси и является Иисус Христос.
Убийство сына ─ это пророчество о Его собственной грядущей казни на кресте, которое Ему предстояло претерпеть во искупление всех людей мира, поражённых первородным грехом и в результате обречённым на вечную смерть.
Приход самого хозяина истолковывается как Второе пришествие Христово, когда каждому человеку воздастся по его делам. В этот день вострубят архангелы Божьи и призовут людей на Страшный Суд Отца Небесного.
Богословское толкование
Несмотря на то, что в начале притчи сказано, что под виноградником понимается Царствие Небесное, у богословов были различные мнения по данному вопросу. Ориген под виноградником понимал церковь, а Иоанн Златоуст — «поведения и заповеди Божии».
Феофилакт Болгарский пишет, что хозяин виноградника это Иисус Христос, который нанимает людей «для возделывания виноградника, то есть, своей собственной души
». При этом он особо комментирует кого следует понимать под работниками, нанятыми в различное время:
Аверкий (Таушев) пишет, что в образе равной платы всем работникам показано, что «награда зависит не от заслуг человеческих, а исключительно от милости Божией
».