Святитель николай сербский

Содержание:

Последние года жизни

После освобождения с концлагеря Никола Велимирович остается жить в Америке, где пишет свои послания:

  • «Единый Человеколюбец»;
  • «Жатвы Господние»;
  • «Первый закон Божий и Райская пирамида» и другие творения.

Проповеди в храмах, лекции в духовных семинариях и академиях наполняют жизнь святителя, помогая унять тоску по родине, он потихоньку угасал.


Святитель Николай, епископ Охридский и Жичский

Пенсильванский русский монастырь Саут-Канаан весной 1956 года стал его местом погребения. Только через 45 лет, в 1991 году мощи святого владыки Сербского перевезли в Сербию, они хранятся в церкви Николая Угодника, расположенной в родном селении Велимировичей Лелич.

Детские и юношеские годы

В конце года, накануне Рождества Христова, 23 декабря в 1880 году в семье Велимировичей Драгомира и Екатерины родился сын, первенец, которого назвали Николой. Вскоре ставшая многодетной, семья жила в горном селении Лелич, расположенном на западе Сербии.

Мать Екатерина, в будущем ставшая монахиней, славилась глубокой верой, которую привила детям. Именно первые молитвы, услышанные от матушки, в концлагере нацистов будет вспоминать святитель. Отличавшийся особой способностью к наукам, Никола начал обучение в школе монастыря Челие.


Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Интересный факт, вначале молодой Велимирович мечтал о военной карьере, но по состоянию здоровья его не приняли, и он продолжил образование в духовной семинарии Белграда, затем окончил Бернский старокатолический факультет.

Работая в селе учителем, молодой богослов буквально впитывает в себя живой, народный мир православия, накапливая материалы для своих будущих посланий миру.

1904 год ознаменовался обучением за рубежом, старательному студенту выдают государственную стипендию.

Через 4 года он получает степень доктора богословских наук в Швейцарии, а в 1909 году защищает докторскую диссертацию в Женеве, выйдя оттуда доктором философских наук.

Текст молитвы свт. Николая (Велимировича) о врагах

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Враги решительнее друзей толкают меня в объятия Твои. Друзья тянули меня к земле, враги разрушали все надежды мои на земное. Они сделали меня странником в царствах земных и ненужным жителем земли. Как преследуемый зверь быстрее находит себе убежище, чем непреследуемый, так и я, гонимый врагами, укрылся под покровом Твоим, где ни друзья, ни враги не могут погубить душу мою.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Они вместо меня исповедали перед миром грехи мои.

Они бичевали меня, когда я сам жалел бичевать себя.

Они мучили меня, когда я от мук бегал.

Они поносили меня, когда я льстил себе.

Они плевали в меня, когда я был горд собой.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Когда я считал себя мудрым, они называли меня безумцем.

Когда я считал себя сильным, они смеялись надо мной, как над карликом.

Когда я стремился быть первым, они теснили меня к последним.

Когда стремился к богатству, они били меня по рукам наотмашь.

Когда я собирался спать мирно, они будили меня ото сна.

Когда я строил дом для долгой и тихой жизни, они разрушали его и изгоняли меня.

Воистину, враги отлучили меня от мира и помогли рукам моим дотянуться до края одежд Твоих.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Благослови их и умножи, умножи и сильнее ожесточи на меня.

Да будет бегство мое к Тебе безвозвратным.

Да истают надежды мои на земное, как паутина.

Да воцарится смирение в душе моей.

Да станет сердце мое могилой близнецам злобным – гневу и гордости.

Да соберу на небесах все сокровища свои.

Да освобожусь навсегда от самообольщения, запутавшего меня в страшную сеть жизни призрачной.

Враги открыли мне то, что немногим ведомо: нет у человека врагов, кроме него самого.

Тот лишь ненавидит врагов, кто не познал, что враги не враги, но друзья взыскательные.

Воистину, трудно сказать мне, кто сделал мне больше добра и кто причинил больше зла – враги или друзья.

Посему благослови, Господи, и друзей, и врагов моих.

Раб клянет врагов, ибо не ведает. Сын их благословляет, ибо ведает.

Ибо ведает сын, что враги не властны над жизнью его. Потому ходит он среди них свободно и молится о них ко Господу.

Благослови врагов моих, Господи. И я их благословляю и не кляну.

Излияния верующей души: «Молитвы на озере»

Одна из самых потрясающих книг свт. Николая – «Молитвы на озере». Это – излияния верующей души, молящейся за весь мир, горящей любовью к Господу, ближним. В предисловии к ней архим. Иустин (Попович) пишет: 

Он предлагает читать книгу молитвенно, то есть молиться вместе с автором проникновенных слов.

Есть среди «Молитв на озере» и воздыхание ко Господу о враждующих. Святитель просит Христа благословить их, называя «друзьями взыскательными», показывающими немощи, лишающими надежд на земное, а значит – приводящими к Богу.

Краткое жизнеописание «сербского Златоуста»

Икона свт. Николая (Велимировича)

Никола Велимирович, будущий епископ Сербской церкви, по происхождению крестьянин. Казалось бы, судьба сельского труженика была уготована отроку, но мальчик с детства любил учиться, читать книги. Родители смогли отправить его в школу при монашеской обители Челие.

А вот дальше он продвигался только благодаря своим способностям, удивительным талантам, великолепной памяти, дару слова. Не раз Николе случалось получать стипендии за отличные успехи. Университеты Берна и Оксфорда, степень доктора философии. Но не судьбу ученого, преподавателя готовил Господь этому человеку.

Уже после Оксфорда, работая преподавателем семинарии в Белграде, Никола тяжело заболел. Недуг перевернул его жизнь, все взгляды. Молодой человек дает обет: если Господь даст время на покаяние – стать иноком. Молитва была услышана немедленно. Так в 1910 г. родился монах Николай. Его духовный рост оказался очень быстрым:

  • спустя 10 лет он уже епископ Охридский;
  • с 21 июня 1934 г. –Жичский.

Так он встретил начало 2 мировой войны, ураганом пронесшейся по Европе. Пастырь, любимый верующими, не остался незамеченным врагами христианства. Вот строки из приказа Гитлера: «Обезглавить верхушку Сербской православной церкви, причем в первом ряду — патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича…»Последовал арест (1942), концлагерь Дахау, где владыка пробыл до конца войны. Именно там, видимо, он навык молитве о врагах.

После освобождения и окончания войны святитель жил в США, где и скончался в 1956 г., 18 марта, оставив множество духовно назидательных сочинений. Ими он и сейчас врачует сердца, наставляет, учит любить и прощать.

Свт. Николай Сербский

Как молиться святителю Николаю Сербскому

Святительпричислен к лику святых Сербской православной церковью (2003 г.), спустя чуть более 50 лет после кончины. В России святитель также почитается, но молитвенные тексты, обращенные к нему, пока не переведены. Впрочем, есть акафисты на сербском языке, а также неутвержденные пока для употребления в Церкви – на церковно-славянском.

Тропарь святому

Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.

В каких нуждах верующие прибегают к его помощи

Если верующий чувствует духовную близость со святым, молиться ему можно обо всем, что волнует, печалит, подвергает унынию, а потому требует помощи свыше. Особенно отзывчив угодник Божий:

  • если необходима поддержка для обретения веры;
  • когда очень трудно простить врага;
  • когда верующий просит помочь научиться молиться без рассеяния, с горячим сердцем; свт. Николая можно назвать учителем молитвы для современных людей;
  • при тяжелых житейских скорбях, как сам переживший подобное – арест, лагерь.

Когда давят житейские неурядицы, кажется, что мы оставлены Богом – откроем книги свт. Николая. И научимся у него терпению, мудрости житейской, духовной, а самое главное – молитве.

Наталья Сазонова.

Рука Бога или рождение монаха

Не прошла еще радость от получения званий, как смертельная болезнь накрыла Николу Велимировича. Впоследствии святитель Николай напишет, что это Бог явился ему через болезнь, ибо промучившись 1,5 месяца, богослов обещает Богу стать монахом в случае выздоровления. Чудо не заставило себя долго ждать.

Выздоровевший молодой ученный с мировым именем уходит в монастырь Раковицы, как послушник, а к концу 1909 года он рукополагается в иеромонахи.

Митрополит Сербии, зная все ученые регалии молодого служителя, посылает его в Санкт-петербургскую духовную академию, где тот своим трудолюбием, пытливостью, скромностью завоевал покровительство Митрополита Ладожского Антония, разглядевшего в сербском посланнике будущего православного святителя и подвижника.

Владыка оплачивает иеромонаху Николе путешествие по святым местам России для познания православия.

Интересно! Будущий епископ Сербии влюбляется в Россию, он познает и осознает значение мирового православия, положив начало прославления русского царя Николая Второго.

С крестом и фрулой

В начале Первой мировой войны иеромонах Николай добровольно отправился полковым священником под Белград. Участвовал в дерзкой операции по форсированию Савы и первым — с благословляющим крестом в руках — ступил на другой берег, сербскую землю, которая веками находилась под властью захватчиков. В 1915-м премьер-министр посылает молодого иеромонаха с дипломатической миссией в Англию и Америку. «Австро-Венгрия и Германия вели свою дипломатическую работу и пропаганду, всеми силами создавая негативный образ сербов, — поясняет иеромонах Игнатий. — Необходим был какой-то ответ этому. Разъяснение, что происходит, кто виноват, кому помогать. Что была Сербия для Запада? Про нее ничего не знали

Нужно было воздействовать на общественное мнение и для того, чтобы собрать гуманитарную помощь, привлечь внимание Красного Креста. Требовались контакты с духовенством, чтобы оно повлияло на политиков в своих странах

Велимирович как раз подходил на эту роль: прекрасный оратор, он замечательно знал иностранные языки, кроме того, у него уже были друзья среди интеллектуалов — например, англиканский епископ Джордж Белл. В Лондоне отец Николай начал миссию с того, что выходил в парк и играл на фруле — сербской народной флейте. Мигом собирался народ. А он заводил разговоры: “Вот это фрула, а я серб”. И рассказывал, что такое Сербия, объяснял ее роль в войне, что она страдает, что потенциально Сербия всегда была союзником Франции и Англии». Лекции-проповеди он читал по всему миру, выступая по пять-шесть раз в день. В ответ и в Америке, и в Англии собиралась материальная помощь для сербских беженцев. Тысячи добровольцев, в основном сербы-эмигранты, но не только, отправились на фронт. На острове Корфу — месте эвакуации сербской армии — появилось несколько английских госпиталей, где спасали сербов (и немалой ценой: более половины английских сестер милосердия, добровольно работавших в госпиталях, погибли от тифа!). «Ни один народ не понес в Первую мировую таких потерь, как сербский, — говорит Илья Числов. — С полей сражений не вернулся каждый второй солдат. Страна была разорена, обессилена. И все же она вышла из войны победительницей».

Память святителя Николая Велимировича: 5 / 18 марта, 20 апреля / 3 мая (Перенесение мощей), 30 августа / 12 сентября

Светлый праздник — Покров Пресвятой
Богородицы! Он свидетельствует нам о великой славе,
которой увенчана Пресвятая Божия Матерь на небесах. В
этот день Она явилась в небесной славе и люди увидели ее
и возрадовались. Она держала в руках чудный покров,
чтобы показать, как Она покрывает от всякого зла и
защищает людей. Двойная радость для нас в этом
празднике, одна в том, что мы видим великую праведницу и
страдалицу в земной жизни, увенчанную такой небесной
славой, а другая, что Она, пребывая на небесах,
внимательно заботится о христианах, о наследниках Сына
Его и Бога.

Покров Пресвятой Богородицы. Современная русская
икона

И если Она радует нас Своей защитой,
Своими явлениями, и прежде и теперь и всегда, должны и
мы, братья, Ее радовать. Мы воистину можем принести
радость Пресвятой Богородице. Вы спрашиваете как?

Если мы веруем в Сына Божия и Сына Девы
Марии, мы радуем Богородицу.

Если мы любим Его, так как Она любит
нас, мы радуем Богородицу.

Если мы соблюдаем заповеди Христовы,
этим мы радуем Ту, Которая родила Господа Христа.

Если мы каемся в своих грехах, Она
радуется с ангелами и всеми небесными силами Божиими.
Ибо сказал Господь — «..на небесах более радости будет
об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти
праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:7).

Святитель Николай Велимирович

Но если мы грешим и не каемся мы
оскорбляем Пречистую Матерь Божию и оскорбляем светлых
Божиих ангелов и все праведные небеса. Что нам пользы от
празднования? Что нам пользы от молитвенных собраний и
духовного пения? Господь смотрит не на уста, а на
сердце, и когда Он приидет судить мир, будет судить не
речи, а сердце. Если нечистыми будут наши сердца,
отвергнет нас, а если найдет наши сердца чистыми,
исполненными милости и любовью, приимет нас в Своей
вечное Царство. Потому сказал ветхозаветный мудрец —
«Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что
оно источник жизни» (Пр. 4:23). Если сгниет сердцевина
дерева, долго ли проживет дерево? А человеческое сердце
гниет от греха и когда сгниет, то человек превращается в
тень человека и влачится по земле, пока совсем не
исчезнет.

Да не будет такого с вами, братья мои,
да не превратитесь в тени, но останетесь людьми Божиими,
а если вы люди Божии, то и наследники Царства Божия.

Почитание

Из русского монастыря тело владыки Николая было перенесено в сербский монастырь святого Саввы в Либертвилле (штат Иллинойс, близ Чикаго) и похоронено с почестями на местном кладбище. Последняя воля владыки — быть похороненным на Родине — в то время, по понятным причинам, не могла быть выполнена.

Прославление святителя Николая Сербского, Жичского как местночтимого святого Шабацко-Вальевской епархии совершилось в монастыре Лелич 18 марта 1987 года в день памяти владыки Николая. После заупокойной литургии, которую служили местный епископ Шабацко-Вальевский Иоанн (Велимирович) и епископ Вршацко-Банатский Амфилохий (Радович) был пропет тропарь святителю Николаю. К этому дню сестры монастыря Челие написали его икону.

3 мая 1991 года освободившаяся от ярма безбожия Сербия вернула себе как святыню мощи святого Николая Сербского. Перенос мощей владыки вылился во всенародное торжество, и этот день был также внесен в церковный календарь. Мощи святителя покоятся в храме его родного села Лелич.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2003 года имя святителя Николая было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с празднованием его памяти 20 апреля (день перенесения мощей), как это установлено в Сербской Православной Церкви.

Память святителя Николая Велимировича: 5 / 18 марта, 20 апреля / 3 мая (Перенесение мощей), 30 августа / 12 сентября

Проповедь святителя Николай Сербского
(Велимировича) на праздник «Вознесение Господне».

Вознесение Господне. Икона, середина XV века

В Евангелии от Луки говорится о том, как
воскресший Иисус встретился со своими учениками и сказал
им: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу,
воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть
во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах,
начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю
обетование Отца моего на вас; вы же оставайтесь в городе
Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24:
46-49). «И собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из
Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы
слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через
несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли
время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же
сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые
Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда
сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в
Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края
земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако
взяло Его из вида их» (Деян. 1: 4-9).

Евангелист Матфей продолжает:
«…одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда
повелел Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные
усомнились. И приблизившись Иисус сказал: дана Мне
всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите
все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,
уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами
во все дни до скончания века» (Мф. 28:16-20). И снова
пишет Лука: «… вывел их вон из города до Вифании и,
подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял
их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они
поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою
радостью» (Лк. 24: 50-53).

Так вознесся на небо Тот, Который вмещал
небо в Себе. Тот, кто носил в себе ад, в ад и попадет,
но тот, кто носил в душе своей небо, на небо вознесется.
И действительно, никто не сможет вознестись на небеса,
кроме тех, в ком есть небо; и никто не попадет в ад,
кроме тех, в ком есть ад. Родственное тянется к
родственному и соединяется с родственным; а не
родственное отвергает. Материя покоряется духу
настолько, насколько душа человеческая исполнена Божиим
Духом. И законы природы послушны закону нравственному,
который управляет миром. А так как Господь Иисус Христос
есть полнота Духа Святого и совершенство нравственного
закона, то Ему подчинена вся материя, весь физический
мир со всеми законами природы.

Любой человек, как дух, может в своей
жизни одержать победу над неким законом природы с
помощью другого закона природы, то есть преодолеть его
духом своим. Христос же, как Богочеловек, мог покорить
законы природы законом Духа, являющимся верховным
законом тварного мира. Однако это понятие, как и всякое
духовное понятие, только отчасти можно объяснить
обычными земными представлениями и рассуждениями, да и
то лишь на примерах и сравнениях.

Начало епископского пути

В самом начале Первой мировой войны полковой священник Велимирович постоянно служит среди солдат, укрепляя их веру и оказывая помощь раненным. Ученость Николы была известна и в правительстве Сербии. Премьер-министром страны было принято решение отправить полкового священника, как дипломата, в Европу и Америку, чтобы весь мир узнал о бедственном положении сербов.

В 1915 году он отправляется за границу, развеивая там миф о диких сербах, собирает гуманитарную помощь и читает проповеди, лекции.

В 1920 году епископ Сербский несет служение в Охриде, старейшем культурном центре славян, его постоянно видят в разных уголках Македонии, где владыка старается помочь в восстановлении приходов, разрушенных кладбищ, благотворительная деятельность также занимает много времени.

Видя любовь и доверие к священнику, как к духовному лидеру, у владыки появляются враги. Епископ Орхиды несет Божье Слово и делится уникальными открытиями в посланиях:

  • «Слова о Всечеловеке»:
  • «Мысли о добре и зле»;
  • «Омилии»;
  • «Молитвы на озере»;
  • «Охридский пролог».

Изданные в 1937 году «Миссионерские Письма» святого Николы буквально взорвали христианский мир, святителю писали из разных уголков страны, и для всех нашелся ответ.

Терпящих горе, он утешал, маловеров укреплял в вере, для всех нашлось слово ободрения. Слова святителя Николая Сербского разбирали на фразы, ими укреплялись, в них черпали мудрость.

Юродивый и основатель Богомольческого движения

Понимая, что сербы долгое время находились под турецким гнетом и его религией, Святитель всеми силами старался вернуть народ в православное русло. Порой для привлечения внимания населения св. Никола представлял собой юродивого, разъезжая по городу с босыми ногами, сидя на ишаке головой к хвосту.


Икона святителя Николая Сербского

Многие жители узнавали в юродивом священника. Движимые любопытством люди приходили в храм и попадали на захватывающую души проповедь об искренней любви к Господу. Шло время, сербская православная паства ощущала голод по христианскому движению, постепенно появились группы верующих, вместе посещающих храмы или поющих псалмы в хатах.

Владыка Николай Велимирович сам писал песни, в которых доступными словами была раскрыта вся глубина догм православия. Так родилось Богомольческое движение.

Годы борьбы и испытаний

Искусственно созданная Югославия в 1918 году стала объектом молитв и увещеваний святителя, который предвидел будущие беды. С приходом 1937 года сербские власти мечтают о соглашении с католиками и Папой Римским. Противостояние Православной Церкви католикам вызвало агрессию среди последних. Патриарх Варнава убит, начались репрессии среди православных верующих, но конкордат был отозван, за это решение сербский народ понесет жестокое наказание в годы Второй мировой войны.

Важно! В 1934 епископ Николай возглавил Жичскую кафедру, им приложены все силы для спасения старейшей православной обители «Жича», открываются приюты для детей, Владыка сам пишет для них веселые стихи. Гитлер умело манипулирует ненавистью католиков к православным сербам

Хорватские усташи строили лагеря смерти страшнее нацистских. Лагерь «Ясеновац» «прославился» тем, что в нем усташи устраивали соревнования на время, кто и сколько убьет сербов и евреев

Гитлер умело манипулирует ненавистью католиков к православным сербам. Хорватские усташи строили лагеря смерти страшнее нацистских. Лагерь «Ясеновац» «прославился» тем, что в нем усташи устраивали соревнования на время, кто и сколько убьет сербов и евреев.

С Жичской кафедры неслись гневливые обвинения в сторону католиков и постоянно совершались службы за невинноубиенных. В то время владыка провозгласил с кафедры, что Рим — кровный враг православных славян. Вопреки ему, впоследствии Рим и Папа Римский в лице Иоанна Павла Второго венгерских усташей назовут носителями любви Христа за чистоту католической веры.

В 1941 году святой Николай Сербский, имея возможность эмигрировать, сам приходит к немцам и добровольно сдается в плен, чтобы быть среди арестованных его чад. Проведя войну в лагерях, Николай Сербский записывал мысли, работал, так родилась книга «Земля недостижимая», в которой дан анализ схожести действий исламистов и фашистов.

1944 год, Владыка Николай и Патриарх Гавриил — узники концлагеря «Дахау», освобождение в 1945 году американцами не приносит желанной свободы. Пришедший к власти Тито устраивает прокоммунистический режим, при котором были гонения на верующих и жестокие репрессии. Для поборника Православия путь в родные края закрыт, коммунистические власти устраивают на него травлю народа, обвиняя священника в пособничестве фашистам, его книги и проповеди находятся под запретом.

Источники

  • Байфорд, Джован (2005). Потискиванье и порок антисемитизма: сецанье на владику Николая Велимировича у савременой српской православной культуры . Белград: Helsinški odbor za ljudska prava u Srbiji. ISBN 978-8-67208-117-6.
  • Байфорд, Джован (2011). «Епископ Николай Велимирович:« лакей немцев »или« жертва фашизма »?». In Ramet, Sabrina P .; Листхауг, Ола (ред.). Сербия и сербы во Второй мировой войне . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. С. 128–152. ISBN 978-0-230-27830-1.
  • Коэн, Филип Дж. (1996). . Колледж-Стейшн, Техас: Издательство Техасского университета A&M. ISBN 978-0-89096-760-7.

Писательская деятельность

Епископ Николай имел прекрасное светское и церковное образование, которое в сочетании с глубокой верой и духовностью делало его выдающимся проповедником. Владыка был очень талантлив и в своих многочисленных богословских произведениях, и в способности доступно излагать основы православной веры. Многие книги изданы на русском языке.

Нравственно-аскетические труды

Святитель Николай рассказывает о путях человеческих, какие ключи открывают двери в Царство Божие, а также о том, что может эти двери запереть.

Поэтичность языка и простота делает произведения святителя шедеврами:

  1. Молитвы на озере.
  2. Мысли о добре и зле.
  3. С нами Бог.
  4. Поучения на каждый день года.
  5. Чудеса Божии.
  6. Любостыньский стослов.
  7. Семь ключей к жизни. Мысли о пути человека к Небу.

Религиозно-философские труды

Великая книга, единственная на свете, называется Радостная весть. Это — Евангелие, учение Христа, радостная благая весть. Учение о радости. Она везде, даже в страданиях, слезах и смерти.

Все это глубоко и проникновенно доносит нам святитель Николай в своих трудах:

  1. Царев завет.
  2. Символы и сигналы.
  3. Индийские письма.
  4. Стеклянные глаза Индии.
  5. Феодул, или раб Божий.
  6. Кассиана. Повесть о христианской любви.
  7. Что писал Господь Иисус Христос перстом на земле?

Богословские книги

Святитель Николай передает свои пастырские наставления и размышления христианам, истины духовной жизни он доносит до каждого в понятных и простых примерах, учит видеть и слышать Бога в окружающих нас предметах, поступках людей, событиях, наставляет, как жить христианину в современном мире.

О вере, безверии и совести, о милосердии и величии Творца:

  1. Война и Библия.
  2. Единый Человеколюбец.
  3. Библейские темы.
  4. Богородица на смертном одре.
  5. Слово о законе.

Основы православия

Владыка Николай часто обращался к народу с объяснениями православной веры. Его книги являются отечески вдохновенными и достоверными.

Каждая книга по основам православия — это живой и современный катехизис — изложение и объяснение библейского текста, содержания Символа веры:

  1. Объяснение десяти заповедей, данных Моисею.
  2. Как правильно молиться?
  3. Во что мы верим? Объяснение символа веры.
  4. Толкование заповедей блаженства.
  5. Толкование молитвы Господней: Отче наш…
  6. Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви.
  7. Верую. Вера образованных людей.

Проповеди

«Творите дела правды» — учил прихожан святитель Николай. П роповеди Владыки полны заботы и любви о ближнем.

В книге «Творите дела правды» собраны избранные проповеди святителя, вот некоторые:

  1. Помоги Боже, всем нам помоги.
  2. Видение невидимого.
  3. О святых Ангелах Божиих.
  4. Перед зеркалом.
  5. Беседы.
  6. Проповедь под горой.

Другие произведения и работы

Большое творческое наследие богослова и писателя издается во всем православном мире. Его «Миссионерские письма» — непревзойденный памятник духовной литературы XX века. Великий знаток души, православной веры и человеческого бытия объясняет глубочайшие истины и мысли доступно для людей с любым уровнем жизни и образования. Очень жаль, что из множества писем сохранилось только около трехсот.

Литературная критика

Амфилохий Радович отмечает, что часть его успеха заключается в его высоком образовании и способности хорошо писать, а также в его понимании европейской культуры.

Не богословы считают Велимировича менее оригинальным. Литературный критик Милан Богданович утверждает, что все, что Велимирович написал после охридских лет, было не чем иным, как перефразированием православных канонов и догм. Богданович считает его консерватором, прославившим Церковь и ее обряды как институт. Другие утверждают, что он внес немного новизны в православную мысль. Это, однако, объясняется истинно православной мыслью, потому что, как пишет святой Иоанн Дамаскин : «По этой причине я ничего не говорю (не учу) о том, что принадлежит мне. Я кратко выражаю мысли и слова, переданные Богом и Богом. мудрецы.» Это консенсус православной мысли, который должен сохранить то, чему всегда учили Христос, Апостолы и Церковь. Даже в Священном Писании говорится: «Но если мы, или Ангел с неба, проповедуем вам любое другое Евангелие, кроме того, которое мы проповедовали вам, да будет он проклят» (Галатам 1: 8). Целью Православия является не создание «новой» мысли, а сохранение Священного Предания, переданного Божественным откровением.

Бунт молодости

Феодосий (так звали будущего митрополита до монашества) родился в семье сельского псаломщика в Верхнеднепровском районе Украины. Очень любил мать, говорил: «Мама была сама любовь. Если мы, дети, вели себя плохо, она лишь смотрела в нашу сторону жалобным взглядом. А своей любовью, нежностью она как бы снимала с нас усталость».

Из семинарских лет владыке особенно запомнился случай, как они с товарищами проучили одного придирчивого инспектора.

Этот инспектор посадил в карцер с запретом кормить 20 семинаристов. Оставшиеся на свободе товарищи стали бунтовать: отказались от обеда и собрались в актовом зале.

Ректор Екатеринославской семинарии пытался уговорить бунтовщиков разойтись, но они предъявили свои жесткие требования: освободить товарищей из карцера, а злого инспектора уволить.

Тогда семинарское начальство вызвало местного епископа, а он пользовался большим уважением у всех, даже у семинаристов. Когда епископ подошел к актовому залу, хитрые семинаристы стали на колени и запели любимую песню владыки: «Море житейское».

Владыка расплакался, студенты тоже. Потом он их благословил, и бунтовщики разошлись по комнатам. На следующий день они узнали, что их товарищей отпустили, а инспектора уволили. Им было очень стыдно за свой поступок.

Сам стал инспектором


Могилевские: отец Николай, Меланья, Анастасия, отец Никифор. Екатеринослав, 1909 год. Фото с сайта nikolairgely.cerkov.ru Приняв после окончания семинарии постриг с именем Николай, отучившись в Московской духовной академии, молодой иеромонах был направлен инспектором в Полтавскую духовную семинарию. Она была огромной: 600 студентов, которые не любили инспекторов, занимавшихся их воспитанием.

Нравы во многих семинариях были ужасны. Немало было совершенно неверующих. В Полтавской семинарии ученики играли в карты, не соблюдали даже внешние правила – трескали сало в Великий Пост (ну, может и голодные были). Однажды отец Николай отнял несколько кусков сала и отнес в военный госпиталь рядом с семинарией. На следующий день он увидел карикатуру, на которой был изображен некий инспектор, прячущий сало под мышкой.

Но, помня свое недавнее семинарское прошлое, о. Николай терпел, не жалуясь на учеников, а, по мере сил, сам старался разбираться и улаживать конфликты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector