Святитель игнатий брянчанинов

Содержание:

В Санкт-Петербургском Военно-инженерном училище Димитрий Брянчанинов считался первым учеником

В 1822 году Димитрию исполнилось 15 лет, и его отец отвёз его в Санкт-Петербург. Здесь будущий святитель поступил юнкером в Военное инженерное училище. Дело в том, что его отец — это потомственный военный, герой войны 1812 года.

Именно поэтому он видел своего сына только военным. Димитрий не стал перечить ему и настолько успешно сдал вступительные экзамены, что опередил всех своих сверстников.

Святитель Игнатий Брянчанинов с житием. Икона Фрагмент. Алексей Викторович Козлов. Во время учебы в Военно-инженером училище Святитель Игнатий показал хорошие результаты и его заметил великий князь Николай Павлович, будущий император Николай I

Во время учебы в училище будущий святой показал хорошие результаты, его успехи даже стали известны великому князю, будущему императору Николаю Павловичу, генерал-инспектору Инженерных войск.

В декабре 1824 года Димитрия произвели в чин инженера-прапорщика. Блестящий офицер из аристократической семьи за годы службы в столице познакомился со многими аристократическими домами. Кроме того, воспитанность и хорошее образование позволили ему познакомиться с такими знаменитостями как А.С. Пушкин, И.А. Крылов, В.А. Жуковский.

Руководство военного училища установило надзор за юнкером Брянчаниновым из-за желания стать монахом.

Ещё во время учёбы Димитрий стал проявлять склонность к жизни духовной. Так, например, он создал и возглавил в училище кружок «святости и чести». Кроме того, он также познакомился с монахами Валаамского подворья и Александро-Невской лавры.

Даугавпилсская крепость Динабург. Фестиваль «Динабург — 1812». 2016 год. Димитрий Брянчанинов после окончания Военного инженерного училища Санкт-Петербурга, несмотря на болезнь, настояло на том, чтобы его отправили служить в крепость Динабург на Западной Двине

Будущий святитель окончил Военное инженерное училище. Перед ним открывалась блестящая карьера, но он желал принять монашество и к изумлению многих подал прошение об отставке. Естественно, что его отвергнули.

Весной этого же года офицер Брянчанинов заболел туберкулезом. Несмотря на то, что император Николай I предлагал ему службу в любом гвардейском полку, расквартированном на Юге России, Димитрий настоял на том, чтобы его направили в инженерное подразделение крепости Динабург на берегу Западной Двины.

Детские годы и семья

5 февраля в 1807 году в семье дворян Брянчаниновых, родился сын, крещенный Дмитрием. Местом его рождения стало село Покровского, Грязовецкий уезд, губерния Вологодская.

Летопись знатной фамилии началась со времен знаменитого князя Москвы Дмитрия Донского, у которого оруженосцем служил родоначальник дворянской фамилии Брянчаниновых Михаил Бренко. Согласно летописям тех лет именно этому оруженосцу приписывается подвиг гибели, спасший самого князя Донского во время Куликовской битвы. Смелый воин переоделся в одежды Донского и повел войска на татар, держа в руках знамя князя. В этом Бою Михаил Бренко погиб.

Отцом будущего архиепископа Ставропольского и Кавказского Александром Семеновичем Брянчаниновым строго соблюдались обычаи старины. Дворянская семья была верной Православной церкви, на средства Александра Семеновича был возведен Покровский сельский храм. Мать Дмитрия, София, была воспитана в интеллигентной семье, давшей девушке образование соответственно ее статусу. Рано вышедшая замуж дворянка София Афанасьевна отдала семье всю жизнь.

Дворянские дети воспитывались прекрасными учителями и наставниками, которые отмечали удивительные способности Димитрия, с самого раннего возраста он прекрасно играл на скрипке, знал несколько языков, рисовал, великолепно пел. Талантливый мальчик в душе мечтал посвятить свою жизнь Богу, принять монашество, но в послушании уступил воле отца. В возрасте 15 лет по приказу отца юноша, мечтавший о монашестве, становится кадетом Военно-инженерного училища в Петербурге.

Годы учебы

Несмотря на то что инженерная профессия не привлекала молодого человека, он прошел курс обучения, проявив и при этом свои таланты, став лучшим студентом.

О его таланте и достижениях заговорили в окружении царя.

  • Профессора и преподаватели восхищались редкими умственными способностями кадета, особое уважение вызывала у студентов и преподавательского состава нравственность Брянчанинова, главы общества «Святость и честь».
  • Император Николай Первый с удовольствием проводил время в беседах с молодым дарованием, привлекая к ним императрицу и детей.
  • Будучи еще кадетом, Брянчанинов, дворянин по происхождению, благодаря родственным связям и воспитанию был принят в самых богатых домах. Его поэтический дар и умение декламировать ввели будущего святителя в окружение А.Оленина, наряду с А.Пушкиным. И. Крыловым, К. Батюшковым и другими выдающимися людьми того времени.
  • Аскетические произведения будущего архимандрита Ставропольского и Кавказского наполнены лирическим колоритом, приобретенным чтением произведений таких гениев поэзии, как Карамзин и Жуковский.

    Книги Игнатия Брянчанинова

  • В 1824 году Димитрий стал инженером-прапорщиком, но при этом он ни в физике, ни в философии не нашел ответы на волнующие его вопросы о сотворении мира.
  • Писания Валаамских монахов, учения Паисия Афонского поразили юношу глубиной и откровением Божьего послания.

Интересно! Встреча старца Леонида, беседы с ним при посещении Александро-Невской Лавры меняют жизненные планы молодого Брянчанинова, он решает уйти в монастырь, но снова вмешивается отец.

2 года лучший студент училища находится под надзором. В возрасте 19 лет Димитрий, окончив военное училище, сразу стал просить об отставке, которую не приняли.

По проведению Божьему или по стечению обстоятельств молодой инженер заболевает туберкулезом. Вердикт врачей ставит крест на мечтах о монашестве, Димитрий отправляется служить в крепость Динабург, стоящей на реке Двина, отказавшись уехать на юг России, где теплый благоприятный климат. Отслужив положенное время инженером, Димитрий уходит в монастырь.

Это интересно: Биография Свенцицкого Валентина — советы эксперта

Избранная библиография

Портрет из 1-го тома «Аскетических опытов», 1886

  • Чаша христова. — CПб., 1862
  • Слово о смерти, составленное Игнатием, бывшим епископом Кавказским и Черноморским, ныне пребывающим на покое в Николаевском Бабаевском общежительном монастыре, Костромской епархии. — CПб., 1862
  • Слово о спасении и о христианском совершенстве, составленное Игнатием, епископом, бывшим Кавказским и Черноморским, ныне жительствующем на покое в Николо-Бабаевском монастыре, Костромской епархии. — CПб., 1863
  • Поучения Игнатия епископа, бывшего Кавказского и Черноморского, ныне жительствующего на покое в Николо-Бабаевском монастыре, Костромской епархии. — CПб., 1863
  • Слово о чувственном и о духовном видении духов и совещание души с умом. — CПб., 1863
  • Прибавление к Слову о смерти : взгляд на мнение западных о духах, аде и рае, и особо доп. свидетельства (цитаты) о местонахождении ада и рая. — CПб., 1864
  • Судьбы Божии: Предсмертное творение еп. Игнатия (Брянчанинова). — CПб., 1867
  • О молитве Иисусовой: Беседа между старцем и учеником его. — CПб., 1867
  • О монашестве : разговор между православ. христианами, мирянином и монахом. — Ярославль, 1869
  • О чудесах и знамениях : из соч. еп. Игнатия (Брянчанинова). — Ярославль, 1870
  • Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное: Соч. другом для друга и для брата братом, к взаим. пользе и сочинителя и читателя. — Ярославль, 1870
  • Три статьи, не бывшие в печати, епископа Игнатия (Брянчанинова). — Ярославль, 1870
  • О кончине мира: три поучения из соч. еп. Игнатия (Брянчанинова). — Ярославль, 1870, 1882, 1891, 1899
  • Письма Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского, к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. — М., 1875
  • Приготовление к таинствам исповеди и святого причастия. Из соч. еп. Игнатия (Брянчанинова). — CПб., 1883, 1900
  • О терпении скорбей, учение святых отцов. Собр. еп. Игнатием Брянчаниновым. — CПб., 1904
  • Поучение в неделю о самарянине. — Сергиев Посад, 1914

Собрание его писем были составлены игуменом Марком (Лозинским)

Известные цитаты и изречения

Святой Игнатий обладал писательским талантом. Его мысли сформулированы столь точно и емко, что многие стали цитатами и афоризмами.

Для примера несколько известных цитат:

  1. Усвой себе мысли и дух святых отцов чтением их писаний. Святые отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасешься.
  2. Гордость приводит нервы в движение, разгорячает кровь, возбуждает мечтательность, оживляет жизнь падения; смирение успокаивает нервы, укрощает движение крови, уничтожает мечтательность, умерщвляет жизнь падения, оживляет жизнь о Христе Иисусе.
  3. Любовь к Богу основывается на любви к ближнему. Когда изгладится в тебе памятозлобие, тогда ты близок к любви. Когда сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству, тогда ты при самых дверях любви.
  4. Первое обнаружение, первое движение покаяния — плач сердца. Это — молитвенный голос сердца, предваряющий молитву ума. И скоро ум, увлеченный молитвою сердца, начинает рождать молитвенные помышления.

Более сжатая форма изложения стала афоризмами:

  1. В покаянии — вся тайна спасения.
  2. Главные признаки гордости суть охлаждение к ближним и оставление исповеди.
  3. Безрассудно искать невозможного.

От инока до архимандрита

В 1827 году в Александро-Свирский монастырь прибыл юноша, который параллельно с приобретением духовных знаний, выполнял монашеские обязанности:

  • работал пекарем;
  • ловил рыбу;
  • возил людей.


Житийная икона святителя Игнатия

Душепопечителем, духовным наставником Бог поставил для Димитрия, жаждущего познания Его славы, старца Льва, который в 1828 году отправился в Площанскую пустынь. Молодой инок последовал за наставником, а затем переехал в пустынь Оптину. Через 2 года Димитрий служит в Семигородной Пустыни, в 1831 году переходит в Глушицкую Сосновецкую обитель.

Монах Игнатий

Бог видит верность Димитрия, в возрасте 24 лет юноша принял монашество под именем Игнатий. Чудеса продвижения по лестнице служителя Божьего просто поражают.

  • Через месяц молодой монах рукополагается диаконом, через 15 дней иереем с правом служить в доме архиерея.
  • Через 2 года, в 1833 году уже игумен Брянчанинов возглавляет обитель Григорьева-Пельшемского Лопотова.

Видя в стремительном росте сына волю Божью, родители прощают ему непослушание, даруют свое благословение. По состоянию здоровья игумен Брянчанинов переводится настоятелем монастыря в Углеш, но сразу отзывается, ибо рекомендован самим царем Николаем Первым на настоятеля Троицко-Сергиевской пустыни в Санкт-Петербурге.

Настоятель Троицко-Сергиевской пустыни

По воле Творца верный Божий подвижник, архимандрит Игнатий с 1834 по 1857 год возглавляет пустынь, которая за этот период приобрела много новых насельников и уважение местного населения, приносящее значительные пожертвования на содержание храмов.

С 1838 года вся Россия знала благочинного Санкт-Петербургской епархии, настоятеля Свято-Сергиевской обители. Митрополит Московский Филарет прислушивался к советам архимандрита Игнатия, восхищаясь его образом служения и жизнедеятельности.

Писателем Н. Лесковым был написана повесть «Инженеры бессребреники», посвященная жизнеописанию святителя.

Важно! Благодаря величественной внешности, благородству, одухотворенности и рассудительности Святитель приобрел паству, состоящую из множества людей, которые духовно кормились через проповеди праведника. В простоте и красоте Святого Писания Игнатий Брянчанинов направлял людей на путь нравственного совершенства, показывая истинность и величие православной Церкви

В простоте и красоте Святого Писания Игнатий Брянчанинов направлял людей на путь нравственного совершенства, показывая истинность и величие православной Церкви.


Свято-Троицкая Сергиева Лавра — место служения святителя Игнатия

Обладая великим даром руководителя, новоназначенный настоятель начал восстановление пришедшей в запустение пустыни с восстановления храма и монашеских келий. 15 насельников Троице-Сергиевской обители давно забыли о строгости монашеской жизни, 27-летнему архимандриту пришлось начинать все с самого начала.

Вскоре не только благоустроенная территория монастыря, но и образцовые богослужения, наполненные старинными церковными мелодиями, стали привлекать прихожан с самых дальних округ.

Интересно! Под руководством церковного композитора отца Петра Турчанинова монастырский хор, для которого свои лучшие произведения написал Михаил Глинка, стал еще одной достопримечательность пустыни.

Архимандрит был открыт для всех прихожан. Во время службы в Троицко-Сергиевской обители у него под душепопечительством более восьмисот человек. Обладая многосторонней опытностью, особым даром видеть мир через призму духовности, Бог наделил его даром пророчества и исцеления физических и душевных болезней.

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие

  • Жизнеописание с сайта Православие.Ru
  • Ищите всюду духа, а не буквы: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского, составленное его ближайшими учениками, М., 2011, сс. 226, 462, 470
  • Текст тропаря — Православный календарь. Вторник, 13 мая, 2014 / 30 апреля, 2014 (по ст.ст.) // Сайт Троицкого прихода в Балтиморе

  В некоторых жизнеописаниях ошибочно — 6 февраля. В метрической книге Покровской церкви за 1807 год значится: «Февраля 5-го дня родился, 6-го молитвословлен и 9 крещен села Покровского у господина поручика Александра Семенова от жены его Софьи Афанасьевны сын Димитрий…» (цит. по Ищите всюду духа, а не буквы…, прим. на с. 30). Сам свт. Игнатий писал в одном из писем: «5 февраля день моего рождения…» (Игнатий Брянчанинов, свт. Полное собрание писем: В 3 т. Т. 3: Переписка с мирянами.-М.: Паломник, 2011, с. 580).

  Последовательность событий по данным официального сайта Николо-Угрешского монастыря,

  Ищите всюду духа, а не буквы…, сс. 226, 462

  Ищите всюду духа, а не буквы…, примечание 149 на стр. 470

  О движениях в Российской иерархии // ГАКК. Ф. 561. Оп. 1. Д. 120. Л. 8 (отзыв о назначении еп. Игнатия на Ставропольскую кафедру)

  Иг. Никон Воробьев. «Нам оставлено покаяние». Издание Сретенского монастыря, Москва, 2005, стр. 43.

  См.

Святитель Игнатий Брянчанинов скончался в праздник Жён-мироносиц, а его мощи находятся в Крестовоздвиженском храме Толгского монастыря

Летом 1861 года епископ Игнатий серьёзно заболел. После выхода в отставку, на покое он вел уединённую молитвенную жизнь, а также продолжал вести переписку со своими духовными детьми в количестве 600 человек.

Кроме того он продолжил читать свои ранние произведения, чтобы исправить их, привести в одно целое и составить из них собрание сочинений. Помогал ему в этом книгопродавец и издатель Иван Глазунов. Первые два тома этих трудов под названием «Аскетические опыты» издали  в 1865 году.

Мощи святителя Игнатия Брянчанинова в Крестовоздвиженском храме Толгского монастыря. Святитель Игнатий Брянчанинов отошёл к Богу в первый день Пасхи в праздник жён — мироносец

Последнюю свою литургию святитель Игнатий Бренчанинов отслужил 16 апреля 1867 года, в первый день Пасхи. 21 апреля получены только что вышедшие из печати 3-й и 4-й тома его сочинений, а уже 30 апреля 1867 года, в праздник Жен-мироносец он скончался.

На его отпевании присутствовало около пяти тысяч человек.

30 апреля 1867
Святитель Игнатий Брянчанинов скончался

Епископа Игнатия Брянчанинова причислили к лику святых 6 июня 1988 года. Канонизация в Православной Церкви состоялось 6-9 июня 1988 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в Троице–Сергиевой Лавре.

Перед канонизацией мощи святого торжественно перенесены в Свято-Введенский Толгский монастырь в Ярославле. Кроме того, их частицу Патриарх Московский и всея Руси Алексий II перенёс в Ставрополь во время своего первого визита на Кавказ в августе 1994 года.

Видеофильм: Документальный фильм «Учитель покаяния» о Святителе Игнатии Брянчанинове. Святитель Игнатий (Брянчанинов). 1 час 11 минута 46 секунда. Автор говорит о том, что святой Игнатий Брянчанинов не старался угодить людям, но старался угодить Богу.

В честь святого возведено несколько храмов. Первый из них построили в 1995 году в Донецке на Украине. Второй — в 2013 году в городе Грязовец Вологодской области.

Святитель Игнатий Брянчанинов родился в благочестивой аристократической семье

Святитель Игнатий Брянчанинов (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов) — это епископ Кавказский и Черноморский, известный русский подвижник и духовный писатель XIX века, богослов и проповедник.

Родился 5 (17) февраля 1807 года в селе Покровское Грязовецкого уезда Вологодской губернии. В наше время село входит в состав Юровского муниципального образования Грязовецкого района Вологодской области.

Святитель Игнатий Брянчанинов. Портрет. Ирина Гайдук. 2008 год. Святитель Игнатий не только церковный деятель, богослов и проповедник, но и выдающийся христианский писатель

Биография святителя Игнатия примечательна уже тем, что его семья принадлежит к старинному дворянскому роду Брянчаниновых. Её родоначальником считается боярин Бренко Михаил, оруженосец великого князя Московского Димитрия Иоанновича Донского.

Летописи говорят о том, что Михаил Бренок — этот тот самый воин, который спас великого московского князя во время битвы с татаро-монголами на Куликовом поле

Боярин переоделся в одежду князя и сражался по его знаменем, отвлекая тем самым на себя внимание татар, он геройски погиб, дав возможность князю победить неприятеля

Род Брянчаниновых пошел от боярина князя Димитрия Донского Михаила Бренка.

Отец Димитрия, Александр Семенович, считался человеком благочестивым и глубоко верующим. В свое время он входил в свиту российского императора, потом обеднел и к моменту рождения сына стал небогатым помещиком.

Мать будущего святителя, София Афанасьевна, имела добрый нрав и хорошее образование. Она рано вышла замуж, и все силы тратила на заботу о семье.

Памятник боярину Михаилу Бренку на Куликовом поле. Род Брянчаниновых берёт своё начало от этого воина, спасшего ценой своей жизни во время сражения с татаро-монголами жизнь великого московского князя Димитрия Донского

Естественно, что в такой семье Димитрий получил хорошее образование и воспитания в традициях благочестия. При этом стоит отметить, что своими дарованиями он выделялся среди других своих братьев и сестёр.

Так он проявлял способности к изучению языков, рисованию, пению, игре на скрипке. Родители прочили ему блистательную карьеру. Сам же он много молился, часто бывал в храме и с юности принял решение связать свою жизнь с монашеским подвигом.

Когда же Димитрий признался в этом отцу, тот посчитал это желание детской прихотью и не отнёсся к нему серьёзно.

К монашескому постригу Димитрий Брянчанинов долго готовился

В Динабурской крепости у Димитрия Александровича болезнь обострилась, и по причине своего тяжелого состояния он 6 ноября 1827 года вышел в отставку. После этого он в возрасте 20 лет поступил послушником в Александро-Свитриский монастырь.

Его духовным наставником стал отец Леонид. Здесь он учился духовной премудрости, исполнял различные послушания: трудился в пекарне, на ловле рыбы, работал возницей.

Архимандрит Игнатий (Брячанинов) и схимонах Михаил (Чихачев). Святитель Игнатий знал схимонаха Михаила ещё по учебе в военном училище. Они вместе постигали духовные истины и вместе постриглись в монахи

Через год старца перевели в Площанскую пустынь. Димитрий и другие ученики отца Леонида отправились вместе с ним. Позже своё духовное состояние в это время святитель отразил в миниатюрах «Древо зимою пред окнами келлии» и «Сад во время зимы».

20 лет
в этом возрасте Святитель Игнатий Брянчанинов поступил в монахи

В апреле 1829 года отца Леонида снова перевели, уже в Оптину пустынь. Отправляясь вслед за ним, Димитрий Брянчаниенов и его армейский друг Михаил Чихачёв решили посетить Свенский монастырь и отсюда пройти к Белобережской пустыни.

Здесь они встретили делателя умной молитвы иеромонаха Афанасия, ученика преподобного Паисия Величковского. Во время паломничества состояние здоровья ухудшилось, и он вместе с другом отправился на отдых в родительский дом под Покровском.

Сосновецкий Глушицкий монастырь. Фотография. Начало 20 века. Глушицкий монастырь — это первая обитель, в которую поступил святитель Игнатий Брянчаниновым

Родители тщетно пытались отговорить сына от его желания стать монахом. В 1830 году епископ Вологодский и Устюженский Стефан помог Димитрию поступить в Семигородную Успенскую пусть, а позже — в Глушицкий Сосновецкий монастырь. Здесь будущий святитель написал свой знаменитый «Плач инока», не будучи даже ещё монахом.

Став монахом, святитель Игнатий Бренчанинов, благодаря административному таланту, вскоре стал настоятелем монастыря

Житие Игнатия Брянчанинова говорит о том, что его монашеский постриг состоялся под именем Игнатий 28 июня 1831 года. В монахи его постриг епископ Вологодский Стефан в честь священномученика Игнатия Богоносца. 5 июля его рукоположили во диакона, а уже 20 июля возвели в иеромонахи и назначили служить при архиерейском доме.

Архиепископ Стефан — 1841-1841 гг. — из собрания портретов астраханских иерархов, Архиерейский дом, г. Астрахань. Архиепископ Стефан Вологодский постриг Димитрия Брянчанинова под именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца

После этого его в качестве настоятеля-строителя отправили в Григориев Пельшемский Лопотов монастырь, пребывавший тогда в запустении. 28 января 1833 года Игнатия возвели в сан игумена.

Вскоре он становится известен благодаря своим административным успехам. Видя это, родителя святителя смирились с его выбором и восстановили с ним добрые, доверительные отношения.

1834
в этом году отца Игнатия возвели в сан архимандрита

Из-за ухудшения состояния здоровья игумена перевели в Николо-Угрешский монастырь. Неожиданно император Николай I принимает решение о том, чтобы отец Игнатий возглавил Санкт-Петербургскую Троице-Сергиеву пустынь.

В результате в конце 1833 года он назначен её настоятелем, а в начале 1834 года возведен в сан архимандрита. Пустыне святитель трудился до 1857 года и заслужил почёт и уважение. В это время многие жертвовали обители значительные суммы.

Преподобный Лев Оптинский. Гравюра неизвестного автора, XIX в. Благодаря старце Льву Оптинскому Игнатий Брянчанинов принял решение стать монахом, а благодаря своим административным талантам он стал архимандритом

С 1838 года архимандрит Игнатий назначен на должность благочинного монастырей Санкт-Петербургской епархии.

В 1847 году впервые появились в печати его литературные произведения: в журнале «Библиотека для чтения» были опубликованы статьи «Валаамский монастырь» с подписью «И. И. И.» и «Воспоминание о Бородинском монастыре» с подписью «И». 21 апреля 1851 года архимандрита наградили орденом Святого Владимира 3-й степени.

Юность Дмитрия

Когда Диме исполнилось пятнадцать лет, родители отвезли его в инженерное училище в Санкт-Петербурге. Отец хотел, чтобы сын стал военным инженером. Дима не смел ослушаться отца. Благодаря своим высоким умственным способностям он сдал все экзамены на «отлично», и поступил сразу на второй курс. Но мысль о монашестве не покидала его. Он ждал удобного времени, чтобы осуществить свою мечту.

Учился юноша очень хорошо. За успехи он даже был представлен князю Николаю Павловичу, генералу инженерных войск. Через два года Дмитрий получил чин прапорщика. Благодаря своим способностям и происхождению, молодой человек блистал «в высшем свете». У него был хороший ораторский дар

Многие с вниманием его слушали

Юноша познакомился с талантливыми людьми того века: композитором Глинкой, поэтами – Пушкиным, Крыловым, Жуковским и др. У него были все данные сделать хорошую карьеру и блистать в свете, но его по-прежнему занимала мысль о служении Богу.

Поэтому на летние каникулы Дмитрий уезжал в монастыри: Александро-Невскую Лавру, Валаам. Там он познакомился со старцем Леонидом и утвердился в желании уйти от мира. Родители, узнав об этом, велели установить над сыном строгий надзор.

После окончания училища Дмитрий подал прошение об отставке, которое было отвергнуто. В это время у него нашли туберкулез. В таком состоянии здоровья речи не было о монашестве. Поэтому ему советовали уехать служить в теплый климат. Его направили на службу в крепость Динабург на Западной Двине.

Избранная библиография

Портрет из 1-го тома «Аскетических опытов», 1886

  • Валаамский монастырь . — CПб., 1847, 1856.
  • Чаша христова. — CПб., 1862
  • Слово о смерти, составленное Игнатием, бывшим епископом Кавказским и Черноморским, ныне пребывающим на покое в Николаевском Бабаевском общежительном монастыре, Костромской епархии. — CПб., 1862
  • Слово о спасении и о христианском совершенстве, составленное Игнатием, епископом, бывшим Кавказским и Черноморским, ныне жительствующем на покое в Николо-Бабаевском монастыре, Костромской епархии. — CПб., 1863
  • Поучения Игнатия епископа, бывшего Кавказского и Черноморского, ныне жительствующего на покое в Николо-Бабаевском монастыре, Костромской епархии. — CПб., 1863
  • Слово о чувственном и о духовном видении духов и совещание души с умом. — CПб., 1863
  • Прибавление к Слову о смерти : взгляд на мнение западных о духах, аде и рае, и особо доп. свидетельства (цитаты) о местонахождении ада и рая. — CПб., 1864
  • Судьбы Божии: Предсмертное творение еп. Игнатия (Брянчанинова). — CПб., 1867
  • О молитве Иисусовой: Беседа между старцем и учеником его. — CПб., 1867
  • О монашестве : разговор между православ. христианами, мирянином и монахом. — Ярославль, 1869
  • Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их, собранные епископом Игнатием: «Предисловие» к первому тому аскет. опытов. — CПб., 1870
  • О чудесах и знамениях : из соч. еп. Игнатия (Брянчанинова). — Ярославль, 1870
  • Плач инока о брате его, впадшем в искушение греховное: Соч. другом для друга и для брата братом, к взаим. пользе и сочинителя и читателя. — Ярославль, 1870
  • Три статьи, не бывшие в печати, епископа Игнатия (Брянчанинова). — Ярославль, 1870
  • Отечник (Избранныя изречения святых иноков и повести из жизни их). — Ярославль, 1870; Санкт-Петербург, 1891
  • О кончине мира: три поучения из соч. еп. Игнатия (Брянчанинова). — Ярославль, 1870, 1882, 1891, 1899
  • Письма Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского, к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. — М., 1875
  • Приготовление к таинствам исповеди и святого причастия. Из соч. еп. Игнатия (Брянчанинова). — CПб., 1883, 1900
  • Сочинения Епископа Игнатия (Брянчанинова). — Т. 1—3. Аскетические опыты. — CПб., 1886: Т. 1, Т. 2, Т. 3 (Викисклад), Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам, CПб., 1886 (Викисклад). Т. 5. Приношение современному монашеству, CПб., 1886 (Викисклад)
  • О волхвах и волхвованиях древних и новых. — CПб., 1887
  • Правила наружного поведения для новоначальных иноков. — CПб., 1894, 1903
  • О терпении скорбей, учение святых отцов. Собр. еп. Игнатием Брянчаниновым. — CПб., 1904
  • Поучение в неделю о самарянине. — Сергиев Посад, 1914

Собрание его писем были составлены игуменом Марком (Лозинским)

Перу отца Игнатия Брянчанинова принадлежит два десятка книг духовно-нравственного содержания

После своей кончины святитель Игнатий Брянчанинов оставил множество произведений религиозно-нравственной направленности. Это и богословские сочинения, труды святых отцов с разбором святителя, притчи и т.д. Кроме того, труды Игнатия также затрагивают и эпистолярный жанр, ведь он много переписывался со своими духовными чадами.

Всего святитель Игнатий Брянчанинов написал более 20 книг.

Среди наиболее известных сочинений святителя можно назвать следующие:

  • Аскетические опыты, том. I;
  • Аскетические опыты, том. II;
  • Аскетическая проповедь;
  • Письма к мирянам;
  • О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви;
  • Будущее России в руках Божественного Промысла;
  • О чудесах и знамениях;
  • Понятие о ереси и расколе;
  • Слово о человеке;
  • Христианский пастырь и христианин-художник.

Добротолюбие. Издание XIX века. Святитель Игнатий Брянчанинов свои сочинения создавал на основе трудов святых отцов, вошедших в «Добротолюбие» (сборник духовных сочинений IV-XV веков)

Сочинения святителя Игнатия, изданные еще при жизни, привлекают внимание глубоким знанием Священного Писания и творений Святых Отцов Православной Церкви, творчески переработанных и осмысленных применительно к духовным запросам современности. Ещё при жизни они разошлись на цитаты, например, такие:

Ещё при жизни они разошлись на цитаты, например, такие:

Все творения Игнатия Брянчанинова написаны с незаурядным литературным мастерством и, несмотря на то, что от некоторых их рукописей остались только фото, они до сих пор представляют собой ценное пособие для всех желающих проходить узкий и тернистый путь опытного богопознания.

Детство и происхождение

Святой Игнатий (в миру —  Дмитрий Александрович Брянчанинов) появился на свет 17 февраля по новому стилю 1807 года в Вологодском уезде в селе Покровском. Он происходил из древнего дворянского рода. Отец его был раньше приближен ко двору, но потом «осел» в сельской местности, став помещиком. Мать его была женщиной хорошо образованной. Выйдя рано замуж, она все силы свои посвятила семье. Кроме Димы, в семье было еще восемь детей.

Дима получил хорошее образование дома. Сначала он с сестрами и братьями учился на дому, как это принято в богатых семьях. Мальчик отличался от всех своим умом и желанием учиться, а также набожностью. Дима много времени проводил на молитве, любил ходить в храм. С ранних пор у него созрело желание стать монахом, служить Господу девством и молитвой.

Однако домашние, узнав о его намерении, не одобрили его, хотя были людьми верующими. Трудно сказать, чем было обоснован их протест. Может родители боялись остаться одни в старости, а может быть, зная о его способностях к наукам, хотели видеть в сыне ученого человека.

Литература

  • Георгий (Тертышников), архим. Святитель Игнатий (Брянчанинов), еп. Ставропольский и Кавказский, — возродитель духовной жизни в России. М.; Фессалоники, 1994
  • Любомудров А. М. Святитель Игнатий Брянчанинов в полемике с либеральной интеллигенцией о христианском понимании свободы // Лит-ра и история / ИРЛИ. ПД. СПб., 1997. Вып. 2. С. 373—388
  • Марк (Лозинский), игум. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) — М., Московская Патриархия: Благо, 1997. — 303 с.
  • Святитель Игнатий Брянчанинов о любви к ближним // Любовь истинная и мнимая. — М., 1997. — С. 10-21
  • Отец современного иночества: Воспоминания современников о святителе Игнатии Ставропольском. — М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского. 2001.
  • Доримедонт (Сухинин), иером. Учение святителя Игнатия Брянчанинова о послушании в свете Святоотеческого Предания. — М., 2002. — 64 с.
  • Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского / . — М.; СПб.: Изд-во им. Св. Игнатия Ставропольского, Российская Национальная библиотека, 2002. — 512 с. — 4000 экз. — ISBN 5-88904-028-8.
  • Соколов Л. А. Святитель Игнатий: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения: . — М., 2003
  • Духанин В. Н. Сокровенный дар. Восхождение к Богу по учению святителя Игнатия (Брянчанинова). — М.: Русский Хронограф, 2004. — 400 с.
  • Ищите всюду Духа, а не буквы: Полное жизнеописание святителя Игнатия — М.: Изд-во сестричества во имя св. Игнатия Ставропольского, 2010. — 544 с.

Неоценимое наследие для потомков

Всей своей аскетической жизнью святой демонстрировал подвиг самоотверженности, борьбы со страстями человеческими:

  • скорби;
  • болезни;
  • испытания;
  • соблазны.

По обильной Божьей благодати подвижник Брянчанинов одержал победу, даровавшую ему дары Святого Духа.

Многострадальное и многоскорбное шествие святого к духовному познанию и пониманию водительства Творца вызывает уважение потомком через века. Святитель положил основание для нового направления, наполненного аскетически-богословского учения, нашедшего отражение в литературе и христианской жизни. В своем учении подвижник делает акцент на внутреннее совершенство человека через отношение его к другим людям.

Важно! Епископ Ставропольский и Кавказский святитель Игнатий Брянчанинов в летописи Русской Церкви назван строгим ревнителем, выдающимся ученым, миротворцем, творцом бессчетных посланий, которые обрели бессмертие. Поэтический дар святителя нашел свое отражение в творческом наследии, в которое вошли проповеди и трактаты

Он писал как частным лицам, так и церкви. Поднимая вопросы:

Поэтический дар святителя нашел свое отражение в творческом наследии, в которое вошли проповеди и трактаты. Он писал как частным лицам, так и церкви. Поднимая вопросы:

  • аскетического воспитания;
  • православной догматики;
  • видения духов;
  • ереси и раскола.

Поныне епископ Игнатий является примером личности, к которой не угасает интерес христиан. В его писаниях черпается сила огня преданности и братской любви, умение оставаться верными Богу в любой ситуации.

Важно! В июне 1988 года решением Собора Русской православной церкви во время заседания в Троицко-Сергиевском монастыре, владыка Игнатий причислен к лику святых. Поклониться святым мощам можно в Свято-Введенской обители в поселке Толга Ярославской области

Поклониться святым мощам можно в Свято-Введенской обители в поселке Толга Ярославской области.

https://youtube.com/watch?v=5tGwcUKBYoc

Житие святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие

  • Жизнеописание с сайта Православие.Ru
  • Ищите всюду духа, а не буквы: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского, составленное его ближайшими учениками, М., 2011, сс. 226, 462, 470
  • Текст тропаря — Православный календарь. Вторник, 13 мая, 2014 / 30 апреля, 2014 (по ст.ст.) // Сайт Троицкого прихода в Балтиморе

  В некоторых жизнеописаниях ошибочно — 6 февраля. В метрической книге Покровской церкви за 1807 год значится: «Февраля 5-го дня родился, 6-го молитвословлен и 9 крещен села Покровского у господина поручика Александра Семенова от жены его Софьи Афанасьевны сын Димитрий…» (цит. по Ищите всюду духа, а не буквы…, прим. на с. 30). Сам свт. Игнатий писал в одном из писем: «5 февраля день моего рождения…» (Игнатий Брянчанинов, свт. Полное собрание писем: В 3 т. Т. 3: Переписка с мирянами.-М.: Паломник, 2011, с. 580).

  Последовательность событий по данным официального сайта Николо-Угрешского монастыря,

  Ищите всюду духа, а не буквы…, сс. 226, 462

  Ищите всюду духа, а не буквы…, примечание 149 на стр. 470

  О движениях в Российской иерархии // ГАКК. Ф. 561. Оп. 1. Д. 120. Л. 8 (отзыв о назначении еп. Игнатия на Ставропольскую кафедру)

  Иг. Никон Воробьев. «Нам оставлено покаяние». Издание Сретенского монастыря, Москва, 2005, стр. 43.

  См.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector