Грехи для исповеди. святитель игнатий (брянчанинов)

Что такое настоящая исповедь. Как проходит это таинство

Перед тем как исповедаться перед священником, необходимо серьезно подготовиться и осознать всю необходимость очищения души от грехов. Для этого надо примириться со всеми обидчиками и с теми, кого обидели, воздержаться от пересудов и осуждений, всяких непотребных мыслей, просматривания многочисленных развлекательных программ и чтения легковесной литературы. Лучше свободное время посвятить чтению Священного Писания и другой духовной литературы. Желательно исповедоваться немного заранее на вечернем богослужении, чтобы во время утренней Литургии уже не отвлекаться от службы и посвятить время молитвенной подготовке к святому Причащению. Но уже, в крайнем случае, можно исповедоваться утром (в основном все так и делают).

В первый раз не каждый знает, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке и т. д. В этом случае нужно об этом предупредить батюшку, и он все направит в нужное русло. Исповедь в первую очередь предполагает умение увидеть и осознать свои грехи, в момент высказывания их священнику не стоит оправдывать себя и перекладывать вину на другого.

Дети до 7 лет и все новокрещенные в этот день причащаются без исповеди, нельзя этого делать только женщинам, пребывающим в очищении (когда у них месячные или после родов до 40-го дня). Текст исповеди можно написать на листочке, чтобы не сбиться потом и все вспомнить.

Отличительные черты генеральной исповеди

Регулярные исповеди помогают христианам снять с души бремя совершенных грехов, принести Господу покаяние, принять причастие. Господь, в милосердии своем, отпускает человеку прегрешения, позволяет очиститься, стать лучше, ближе Творцу.

Даже истинно верующие люди не всегда регулярно исповедуются, часто выпадают из церковной жизни на долгое время. Многие принимают крещение в зрелые годы, накопив за жизнь множество грехов. Тем, кто редко исповедуется или не каялся в грехах никогда, православная церковь рекомендует пройти генеральную исповедь.

Кому необходимо таинство:

  • принимающим крещение во взрослом возрасте;
  • тем, кто пренебрегал долгие годы проведением церковных таинств;
  • православным, ранее относящимся к исповеди несерьезно, неосознанно, формально;
  • крещеным в раннем детстве, никогда не посещающим храм, вступающим осознанно в православную жизнь;
  • тяжко больным при угрозе кончины.

Человек приходит на исповедь к священнику, но рассказывает о своих прегрешениях Господу, кается перед Ним. Генеральная исповедь – это покаяние во всех жизненных грехах, попытка осмыслить свою жизнь, признать ошибки.

Освободившись от грехов, получив прощение, православный становится свободным, снимает тяжесть с души. Божья милость пребывает со всеми, кто способен осознать собственную неправедность, греховность, хочет стать чище, ближе к Господу.

Подготовка к генеральной исповеди требует честности, мужества, способности трезво взглянуть на себя со стороны, признать вину. Изменить прошлое человек не в силах, но можно покаяться, получить прощение, начать жизнь более праведную, чистую, стараться избегать грехов.

Даже если тысячу раз…

Господь настолько милостив, что даже если бы каждый день ты согрешал к смерти и каялся, Он прощал бы тебя и принимал в Свои объятия.

Один монах постоянно побеждался блудной страстью и впадал в грех. Однако каждый раз, соделав грех, он шёл в храм, падал в сокрушении перед образом Христа и умолял со слезами и воздыханиями простить его. И Господь прощал! Всё это продолжалось более десяти лет, и вот диавол не выдержал. Когда тот в очередной раз прибежал к иконе Христа с покаянием, диавол обратился к Богу с претензиями: «Ты несправедлив! Меня за малое превозношение сверг с неба, а этого монаха, который каждый день грешит, глумится над Тобой и насмехается, принимаешь каждый раз и прощаешь». И вот из алтаря послышался голос Христа: «Ты, когда этот монах устремляется ко греху, не прогоняешь его, но принимаешь. Неужели не приму его Я, человеколюбец, проливший Свою кровь ради его спасения?! Если и тысячу раз в день он будет согрешать и приходить ко Мне с покаянием, тысячу раз буду его принимать».

«Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе», – говорим мы постоянно в церкви.

Молитва о прощении грехов — как читать

Каждому из нас приходилось признаваться в дурных поступках и просить прощения у близких людей. После таких, казалось бы, малоприятных разговоров ощущаешь, будто «камень с души упал». Ещё более сильную лёгкость и облегчение можно получить после исповеди перед батюшкой в церки, который внимательно выслушает и даст дельные советы и напутствия. Однако если не по каким-то причинам не хотите или не можете открыть своё сердце святому отцу — помолитесь о покаянии грехов сами. Главное делайте это осознанно и из любви к Богу.

Господь Бог пожертвовал своим Сыном, послав его к нам на землю. Иисус Христос имел сложную судьбу, претерпел всевозможные лишения, познал всю человеческую жестокость и умер мученической смертью за наши грехи.

Покаянная молитва читается только тогда, когда Вы:

  1. Признали свою вину вне зависимости от того, в каких обстоятельствах находились во время совершения поступка.
  2. Осознали эти деяния как грех и проступок перед Спасителем.
  3. Всем сердцем желаете уберечь себя от повтора грехопадения.

Исповедующийся

«На молитве стой с трепетом, как осуждённый преступник стоит пред судиею, чтобы тебе и внешним видом, и внутренним устроением угасить гнев Праведного Судии: ибо Он не может презреть душу-вдовицу, предстоящую Ему с болезненным чувством и утруждающую Неутруждаемого». То же самое справедливо и в отношении святых минут исповеди, когда мы стоим перед священником, доверенным лицом Бога, прося прощения своих грехов. Мы должны стоять со страхом, лучше на коленях, как осуждённые, чтобы даже внешним видом умилостивить праведного Судию и преклонить Его на милость.

В 1981 году в одном эпирском селении я своими глазами видел, как пожилые христиане, старички и старушки, когда подходили к молодому исповедающему священнику (в возрасте 28 лет) полагали перед ним три земных поклона, как бы умоляя его и целуя его ноги! Затем они исповедовались, стоя пред ним на коленях с сердечным сокрушением. Возможно ли, чтобы всемилостивый Христос не заметил этого их смирения и не излил в их сердца Своей милости?

Теперь в Греческой Православной Церкви устоялся обычай исповедовать свои грехи сидя. Достаточно ли такой исповеди? Если при этом душа становится на колени, то достаточно. Сердечное сокрушение способно преклонить на милость Господа Вседержителя. По крайней мере, когда читается разрешительная молитва, исповедающийся непременно должен встать на колени, причём с сокрушением, чтобы принять великий дар оставления ему грехов.

Условия, при которых исповедник получает отпущение грехов

Покаяние — это не просто словесное исповедание грехов перед священником. Это духовное делание кающегося, направленное на то, чтобы получить Божественное прощение, уничтожающее грех и его последствия. Это возможно при условии, что исповедник

1) сокрушается о своих грехах;

2) твердо намерен исправить свою жизнь;

3) имеет несомненную надежду на милосердие Христа.

Сокрушение о грехах. В определенный момент своего духовного развития человек начинает чувствовать тяжесть греха, его неестественность и пагубность для души. Реакцией на это становится скорбь сердца и сокрушение о своих грехах.

Но это сокрушение кающегося должно проистекать не столько из страха наказания за грехи, сколько из любви к Богу, которого он оскорбил своей неблагодарностью.

Намерение исправить свою жизнь. Твердое намерение исправить свою жизнь является необходимым условием для получения прощения грехов. Раскаяние же только на словах, без внутреннего желания исправить свою жизнь ведет к еще большему осуждению.

Святитель Василий Великий рассуждает об этом же следующим образом: «Не тот исповедует грех свой, кто сказал: согрешил я, и потом остается во грехе; но тот, кто, по слову псалма, «обрел грех свой и возненавидел». Какую пользу принесет больному попечение врача, когда страждущий болезнью крепко держится того, что разрушительно для жизни? Так никакой пользы от прощения неправд делающему еще неправду, и от извинения в распутстве — продолжающему жить распутно».

Вера во Христа и надежда на Его милосердие. Примером несомненной веры и надежды на бесконечное Божье милосердие может служить прощение Петра после его троекратного отречение от Христа.

Из Священной истории Нового Завета известно, например, что за искреннюю веру и надежду Господом была помилована Мария, сестра Лазаря, омывшая слезами ноги Спасителя, помазавшая их миром и отершая их своими волосами (См.: Лк. 7; 36-50). Был помилован и мытарь Закхей, раздавший пол-имения нищим и вернувший тем, кого он обидел, в четыре раза больше отнятого (См.: Лк. 19; 1-10). Величайшая святая Православной Церкви, преподобная Мария Египетская, будучи много лет блудницей, глубоким покаянием так изменила свою жизнь, что могла ходить по водам, видела прошлое и будущее, как настоящее, и была удостоена общения с ангелами в пустыне.

Знак совершенного Покаяния выражается в чувстве легкости, чистоты и неизъяснимой радости, когда исповеданный грех кажется уже просто невозможен.

Как исповедоваться детям

Дети возрастом до семи лет считаются младенцами, они могут причаститься без предварительной исповеди

Но важно приучить их с детства к чувству благовения. Без нужной подготовки учащенное причастие вызывает нежелание заниматься этим делом

Желательно за несколько дней настроить детей на таинство, пример — чтение Священного Писания и детской православной литературы. Уменьшить время просмотра телепередач. Наблюдать за выполнением утренних и вечерних молитв. Если ребенок за прошедшие дни совершил плохие поступки, то с ним следует поговорить и навеять на него чувство стыда за проделанное. Но всегда нужно знать: ребенок берет пример с родителей.

После семилетнего возраста можно приступать к исповеди наравне со взрослыми, но без предварительного таинства. Перечисленные выше грехи исполняются в большом количестве и детьми, поэтому детское причастие имеет свои нюансы.

Чтобы помочь детям искренне исповедаться, необходимо дать перечень грехов:

Не занимаешься ли ворожением и гаданием?Не пропускал ли утренние молитвы, залеживаясь в постели?Не воруешь ли ты?Не читал ли молитву перед сном и не принимал ли трапезу без молитвы?Можешь ли назвать самые важные молитвы в православии: «Иисусова молитва», «Отче наш», Богородице Дево, радуйся»?Не хвалишься ли ты своими навыками и успехами перед близкими?Не носишь ли различные символы и амулеты?Из-за чувства стыда перед батюшкой не утаивал ли свои грехи на исповеди?Посещаешь ли церковь каждый воскресный день?Не увлекаешься ли ты вредными привычками?Не называл ли имя Господне без надобности?Не искажаешь, не торопишься ли ты в крестном знамении?Не баловался ли ты на службе в церкви?Не посещали тебя ли внезапные мысли?Занимаешься ли ты чтением духовных полезных книг, в том числе и Евангелия?Не стесняешься ли ты своего нательного крестика?Не применяешь ли крестик для украшения?Не происходили ли споры с кем-либо только для самоутверждения?Не утаивал ли правду от родителей только ради того, чтобы не стать наказанным?Не ябедничал, не сплетничал ли?Не употреблял ли в пищу запрещенных продуктов во время поста?Не берешь ли ты без проса чужих вещей?Не был ли требователен в покупках, которые совершали родители?Не притворялся ли ты для того, чтобы уклониться от обязанностей?Не говорил ли ты сквернословия?Не смеялся ли ты с людей с физическими дефектами?Не подстрекал ли ты кого-то на драки и не дрался ли ты?Не издевался ли ты над младшими и слабыми?Не занимаешься ли ты онанизмом?Не ленишься ли ты в помощи родителям?Не издевался ли ты над зверями земными?Не имеешь ли ты зависти к другим людям?Не занимался ли ты картежными играми?

Это поверхностный перечень возможных грехов. Существует множество личных грехов для каждого ребенка, основываясь на его мыслях и действиях

Важной целью родителей считается подготовка ребенка к покаянию. Нужно, чтобы ребенок сам записал все свои прегрешения без участи родителей — за него не стоит записывать

Он должен понять, что необходимо чистосердечно признаться и раскаяться в плохих поступках.

Грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти, или погибели

1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, сатанинская гордость до самообожения.

2. Несытая душа, или иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном. Воровство.

3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцов- ское имение.

4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страст- ною привязанностью к различным увеселениям, по примеру Евангельского богача, который веселился во все дни.

6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные преступления, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев. Убийство.

7. Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как например, во дни Ноя. 

Стадии постепенного образования страсти

1. Прилог или приражение (слав. приразитися — столкнуться с чем-либо) — греховные впечатления или представления, которые возникают в сознании помимо воли человека. Прилоги не считаются грехом и не вменяются в вину человеку, если человек не отвечает на них сочувствием.

2. Помыслом становится прилог, встретивший в душе человека сначала интерес, а потом сочувствие к себе. Это первая стадия развития страсти

Помысел рождается в человеке, когда его внимание становится благосклонно к прилогу. На этой стадии помысел вызывает чувство предвкушения будущего удовольствия

Святые отцы называют это сочетанием или собеседованием с помыслом.

3

Склонение к помыслу возникает тогда, когда помысел всецело овладевает сознанием человека и его внимание оказывается сосредоточено только на нем. Если человек усилием воли не может освободиться от греховного помысла, заменив его благим и богоугодным, то наступает следующая стадия, когда сама воля увлекается греховным помыслом и стремится к его осуществлению

Это означает, что грех в намерении уже совершен и остается только практически удовлетворить греховное пожелание.

4. Четвертая стадия развития страсти называется пленением, когда страстное влечение начинает господствовать над волей, постоянно увлекая душу к реализации греха.

Созревшая и укоренившаяся страсть является идолом, которому подверженный ей человек, часто не ведая этого, служит и поклоняется. Путь к освобождению от тирании страсти — искреннее покаяние и решимость исправить свою жизнь. Признак сформировавшихся в душе человека страстей — повторение почти на каждой Исповеди одних и тех же грехов. Если это происходит, значит в душе человека, сроднившегося со своей страстью, происходит процесс имитации борьбы с ней.

Авва Дорофей различает в человеке по отношению его к борьбе со страстью три состояния.

1. Когда он действует по страсти (приводя ее в исполнение).

2. Когда человек сопротивляется ей (не действуя по страсти, но и не отсекая, имея ее в себе).

3. Когда искореняет ее (подвизаясь и делая противное страсти).

Освобождаясь от страстей, человек должен приобретать противоположные им добродетели, иначе страсти, покинувшие было человека, обязательно вернутся.

Любовь

Достижение во время молитвы, сопровождаемой страхом Божиим, любви Божией. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; происте- кающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних, благоговейное почи- тание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, беспристрастная, радостная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела. Несказанная радость духов- ная. Упоение духовное. Глубокий мир сердца, души и тела. Бездействие телесных чувств при молитве. Разрешение от немоты сердечного языка. Прекращение молитвы от духов- ной сладости. Молчание ума. Просвещение ума и сердца. Молитвенная сила, побеждающая грех. Мир Христов. Отступление всех страстей. Поглощение всех разумений все превос- ходящим разумом Христовым. Богословие. Познание во всем всесовершенного Пр омысла Божественного. Сладость и обильное утешение при скорбях. Зрение устроений человече- ских. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения… Конец бесконечен! 

Какие вопросы может задать батюшка

Согласно Требнику, первый вопрос, задаваемый священником исповеднику – вопрос о вере. Священники редко спрашивают о вере постоянных прихожан. Однако при первой исповеди вопрос о вере возможен. Другие вопросы, которые может задать священник – вопросы о серьезных грехах, препятствующих человеку приступать к Причащению, требующих епитимии. Это может быть убийство, блудное сожительство, а также грехи, связанные с непрощением обид ближним, упорным их осуждением, ненавистью. Все эти грехи удаляют от Бога, приступать к таинствам имея совесть, отягощенную ими, невозможно.

Митрополит Антоний Сурожский рассказывал, что однажды ему пришлось исповедовать умирающую. Несмотря на то, что времени оставалось явно мало, владыка Антоний не дал ей разрешения грехов до тех пор, пока она не примирилась с зятем, которого ненавидела много лет. Лишь после этого женщина причастилась и вскоре мирно преставилась.

Текст 10 заповедей

Готовясь к генеральной исповеди, православные вспоминают заповеди Господни:

«Я Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов кроме меня». Грехом против Бога является поклонение идолам, вера в колдовские силы, атеизм. Люди чрезмерно уверены в себе, не уповают на помощь Божью, избирают себе в кумиры других. Отчаяние, уныние, неверие в милость Господа также являются грехом.
«Не сотвори себе кумира и всякого подобия». Верить христианин должен только в Господа, уповать на Его помощь и защиту. Не допускается обожествление даже икон. Нельзя хранить дома и носить на теле амулеты, заговоренные предметы, обращаться за помощью к ворожеям. В мирской жизни не следует гнаться за богатство и успехом, отдавая этому все душевные силы.
«Не произноси имени Господа Бога всуе». Постоянное упоминание Божьего имени без глубокого почитания недопустимо. Нельзя произносить обращение «О, Боже» или подобные в суетных разговорах, рассказах. Нельзя давать обещания, взяв поручителем Господа.
«Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой— Господу Богу Твоему». Человек не должен быть праздным, обязан трудиться. Но один день в неделю (по православной традиции, воскресенье) должен ходить в храм, читать Священное Писание, отдать себя мыслям о Господе. Эта заповедь также предписывает соблюдать посты, посещать богослужения, чтить церковные праздники.
«Чти отца твоего и матерь твою». Тем, кто уважает родителей, заботится об их благополучии, даруются благодать и долгие годы жизни. Почитать следует опекунов, крестных родителей, всех, кто помогал и поддерживал человека. Нужно быть законопослушным гражданином, не нарушая при этом заповедей Божьих. Нельзя подавать плохой пример детям. Также следует уважать служителей церкви.
«Не убий». Нельзя не только лишать человека жизни, но и желать людям смерти, несчастий, бед. Даже с врагами нужно обращаться кротко и беззлобно, не замышлять против недоброжелателей дурного. Убийством детей церковь считает аборт, ответственность за него несут мужчина и женщина. Подталкивание человека к грехам, совращение – это духовное убийство. Покаяться должен православный, который замышлял самоубийство.
«Не прелюбодействуй». Греховными считаются внебрачные связи, гражданское сожительство, измены в браке. Интимные отношения допустимы только в освященном супружестве. Разжигание похоти любыми способами находится под запретом. Христиане должны блюсти чистоту тела, избегать соблазнов и порока.
«Не кради». Заповедь предписывает не присваивать чужого – имущества ближнего, богатств народа и государства. Любая форма кражи и присвоения – грех. Нельзя обвешивать, брать взятки, портить чужое имущество, не возвращать долги. Тунеядство, притворное нищенство считаются грехом, желанием жить за чужой счет.
«Не лжесвидетельствуй». Речь в этой заповеди идет не только о ложных показаниях в суде. Любые злые слова, напраслина, возведенная на человека, пересуды, сплетни приравниваются к греху

Неискренность, вымыслы, желание красным словцом привлечь внимание собеседника не достойны христианина. Следует избегать злословия, излишнего любопытства, лжи, лицемерия.
«Не желай чужого, не завидуй»

Заповедь призывает христиан довольствоваться малым, ценить данное Господом, не смотреть с вожделением на чужие богатства, успехи. Сравнение себя с другим, недовольство тем, что имеешь, приводят к злобе, ненависти, разъедают душу, отдаляют человека от Бога.

При подготовке к генеральной исповеди заповеди помогут понять, в чем следует покаяться, каких грехов не удалось избежать, подготовить список для покаяния.

Установление Таинства Покаяния

Исповедь как главнейшая часть Таинства Покаяния, совершалась со времен апостолов: Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои (Деян. 19; 18).

Обрядовые формы совершения Таинства в апостольский век не были разработаны в деталях, но основные компоненты литургико-богослужебной структуры, присущие современному чинопоследованию, уже существовали. Они были следующими.

1. Устное исповедание грехов перед священником.

2. Поучение пастыря о покаянии сообразно с внутренним устроением принимающего Таинство.

3. Ходатайственные молитвы пастыря и покаянные молитвы кающегося.

4. Разрешение от грехов.

Если исповеданные кающимся грехи были тяжкими, то могли назначаться серьезные церковные наказания: временное лишение права участвовать в Таинстве Евхаристии; запрещение присутствовать на собраниях общины. За смертные грехи — убийство либо прелюбодеяние — не раскаявшихся в них публично извергали из общины. Грешники, подвергнутые такому суровому наказанию, могли изменить свое положение только при условии искреннего покаяния.

В древней Церкви существовало четыре разряда кающихся, отличающихся степенью строгости наложенных на них епитимий.

1. Плачущие. Они не имели права входить в храм и должны были, оставаясь в любую погоду у паперти, со слезами просить молитв у идущих на богослужение.

2. Слушающие. Они имели право стоять в притворе и благословлялись у епископа вместе с готовящимися ко Крещению. С ними же слушающие при словах «Оглашеннии, изыдите!» удалялись из храма.

3. Припáдающие. Они имели право стоять в задней части храма и участвовать с верными в молитвах о кающихся. По окончании этих молитв они получали благословение епископа и выходили из храма.

4. Купностоящие. Они имели право стоять вместе с верными до конца Литургии, но не могли причащаться Святых Тайн.

Покаяние в первохристианской Церкви могло совершаться как публично, так и тайно. Публичная Исповедь была неким исключением из правил, поскольку назначалась лишь в тех случаях, когда член христианской общины совершал тяжкие грехи, которые сами по себе были достаточно редки.

Исповедание тяжких плотских грехов делалось публично, если было точно известно, что человек их совершил. Происходило это лишь тогда, когда тайная Исповедь и назначенная епитимья не приводили к исправлению кающегося. Отношение к таким смертным грехам, как идолопоклонство, убийство и прелюбодеяние в древней Церкви было очень строгим. Виновные отлучались от церковного общения на долгие годы, а иногда и на всю жизнь, и лишь близкая смерть могла стать причиной того, что епитимья снималась и грешнику преподавалось Причастие.

Публичное Покаяние практиковалось в Церкви до конца IV века. Его отмена связана с именем Константинопольского Патриарха Нектария († 398), который отменил должность пресвитера-духовника, занимавшегося делами публичного Покаяния. Вслед за этим постепенно исчезли степени Покаяния, и к концу IX века публичная Исповедь окончательно ушла из жизни Церкви. Это, произошло по причине оскудения благочестия. Такое сильнейшее средство, как публичное Покаяние, было уместно, когда строгость нравов и ревность по Боге были всеобщими и даже «естественными». Но позже многие грешники стали избегать публичного Покаяния из-за связанного с ним стыда. Другой причиной исчезновения этой формы Таинства явилось то, что грехи, открываемые всенародно, могли послужить соблазном для недостаточно утвержденных в вере христиан. Таким образом, тайная Исповедь, также известная с первых веков христианства, стала единственной формой Покаяния. В основном, вышеописанные изменения произошли уже в V веке.

В настоящее время при большом стечении исповедников в некоторых храмах совершается так называемая «общая Исповедь». Это нововведение, ставшее возможным из-за недостатка храмов и по другим, менее значимым причинам, — неправомерно с точки зрения литургического богословия и церковного благочестия. Следует помнить, что общая Исповедь — отнюдь не норма, а допущение, обусловленное обстоятельствами. Поэтому, даже если при большом стечении кающихся священник проводит общую Исповедь, он должен перед чтением разрешительной молитвы дать возможность каждому исповеднику высказать наиболее отягощающие его душу и совесть прегрешения. Лишая прихожанина даже такой краткой личной Исповеди под предлогом нехватки времени, священник нарушает свой пастырский долг и унижает достоинство этого великого Таинства.

Суть Исповеди

Что есть Исповедь

Исповедь — это Таинство покаяния, разговор человека о себе с Богом. 

По определению Православного Катихизиса святителя Филарета , таинство — это «священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия». Таинства — это дары Святого Духа, изливаемые на верующих людей не за их заслуги, а только по любви Божией. Благодать Божия действует во всем мире, но с особым изобилием – в Церкви.

Покаяние, по определению Православного Катихизиса, есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом. Можно сказать, что грех – это грязь, а исповедь – это баня, очищающая от грехов. Можно привести и другую аналогию: грех – это болезнь, Церковь – это больница, а исповедь – лечение болезни (например, операция по удалению опухоли – греха).

Обычно Исповедь предваряет Таинство Причащения.

Исповедь — это не магическое действо, в ходе которого прощаются все грехи. Прощение грехов — это не юридический акт объявления тебя невиновным. Без искреннего раскаяния и желания исправиться оно не может “сработать” механически.

Может ли священник отказать

В некоторых случаях священник может отказаться совершать исповедь, либо отказаться разрешать грехи исповедника. Среди причин отказа в  таинстве можно назвать следующие:

  • исповедующийся не крещен в православии, в таком случае возможна только духовная беседа, но не таинство покаяния;
  • человек явно проявляет неверие, глумится над таинством;
  • человек находится в неадекватном состоянии (алкогольное, наркотическое опьянение);
  • любые церковные таинства не могут совершаться при женской нечистоте. В такие дни нельзя также прикасаться к иконам, другим святыням. Таинства возможны только при угрозе жизни женщины. Если таковой нет, священник откажет в исповеди и будет прав.

Причинами отказа разрешить грехи могут стать:

  • отсутствие деятельного раскаяния;
  • упорство в наиболее серьезных грехах, например, намерение продолжать блудную жизнь, пьянство и пр.;
  • тяжелые грехи, как убийство, разбой, требующие епитимии – длительного покаяния;
  • общая неготовность к исповеди, проявляющаяся обычно в словах «никаких грехов за собой не знаю», или, наоборот, «во всем грешен», без конкретизации, в чем именно. Однако, священник по мере возможности все же старается довести кающегося до сознания своих грехов через духовную беседу.

Ответы на популярные вопросы

Таинство покаяния сопряжено с многими вопросами и недоумениями. Они касаются роли священника, подготовки к таинству, его действенности.

Можно ли исповедоваться без священника, «в душе»?

Безусловно, можно. Современные священники говорят, что Господь приемлет покаяние в любое время и в любых обстоятельствах. Но раскаяться мало: нужно преодолеть грех, а это чаще всего невозможно своими силами. Господь уважает свободу человека и не посылает помощь тому, кто не просит о ней и, стало быть, не нуждается.

По церковному учению и практическому опыту многих людей, благодать для преодоления греха посылается только через таинство покаяния.

А если священник осудит кающегося?

Так не произойдет. Священник всегда радуется глубине покаяния человека и часто восхищается его решительностью. Иерей – носитель благодати, но одновременно – такой же человек, как и остальные.

Обязательно ли писать грехи на бумаге?

Нет, не обязательно. Но иногда это полезно, чтобы составить картину своей духовной жизни и не забыть важные моменты покаяния. Иногда человеку крайне стыдно произнести свой грех перед иереем, и тогда ему помогает «шпаргалка», которую священник может прочитать сам.

Насколько подробно нужно рассказывать о грехах?

Рассказывать о грехах нужно конкретно, но без лишних подробностей, не описывая обстоятельства их совершения.

Что делать, если забыл назвать грех?

Забытые грехи, в которых человек раскаивается, прощаются Богом, как и исповеданные. Если грех тяготит совесть, его можно назвать на следующей исповеди.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector