Свенский успенский мужской монастырь
Содержание:
- Исторические и памятные места Брянской области
- История Свенского монастыря
- Белобережская пустынь[править]
- История Свенского монастыря
- Богослужения в возрождённых храмах
- Пришествие лихих времён
- Чудо, явленное на речном берегу
- Храмы, архитектура
- Настоятели, наместники
- Престольные праздники и святыни
- Недуг благочестивого князя
Исторические и памятные места Брянской области
Свенский Успенский мужской монастырь расположен на высоком и крутом правом берегу Десны у впадения в нее р. Свень. Основан в 1288 г. Черниговским и Брянским князем Романом Михайловичем.
Своим возникновением Свенский монастырь был обязан явлению чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Свенская (Печерская) и чудесным исцелением Благоверного князя Черниговского и Брянского Романа Михайловича от слепоты.
Первоначально монастырь имел лишь небольшую деревянную церковь Успения и невысокую ограду. В середине XVI в. на основе богатых вкладов Ивана Грозного здесь развернулось широкое каменное строительство. В 1566 г. артелью мастеров во главе с тверским зодчим Гавриилом Дмитриевичем Маковым заложен Успенский собор. Однако здание в следующем году частично обрушилось; его закончили позднее, в 1578 г. Это был большой крестово-купольный, четырехстолпный и пятиглавый храм с тесовой кровлей и деревянными папертями у трех входов. Тогда же рядом с собором возвели столпообразную колокольню, а несколько позже – теплую церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой.
В 1670-х гг. выстроена каменная церковь Сретения Господня над северными «святыми» воротами, на том месте, где прозрел князь Роман. В 1742 г. построена четвертая каменная церковь – Преображения Господня – над западными, ярмарочными воротами. Постепенно становилось больше хозяйственных построек. Обветшалая Успенская церковь в 1749-1758 гг. заменена новой каменной соборной церковью Успения Богоматери. К 1764 г. завершилось строительство каменной ограды.
В 1928 г. Успенский собор, церковь Антония и Феодосия, колокольня и др. постройки были разрушены.
В 1992 г. Брянский Свенский Успенский монастырь был передан Брянско-Севской епархии. В настоящее время это действующий мужской монастырь, активно ведется его восстановление.
Литература
- Антонова, М.В. Проблемы текстологии «Сказания о зачатии Свенского монастыря» / М.В. Антонова, М.А. Комова // Вестник Брянского государственного университета. – 2015. – № 3. – С. 185-187.
- Городков, В.Н. Каменная песня: ист.-архит. очерк о замечат. памятнике архитектуры Свято-Успенском Свенском монастыре близ Брянска / В. Городков. – Брянск : Буквица, 2014. – 36 с.
- Кизимова, С.П. По следам святых обителей: Из ист. монастырей и пустыней Брянск. края / С.П. Кизимова, Елена Михайловна. Зубова. – Брянск. – 1999. – С. 56-103.
- Свенский монастырь / . – Брянск : Т-во «Придесенье», 1995. – 40 с.
- Соколов, Я.Д. Брянск – город древний : / Я.Д. Соколов. –Брянск : Читай-город, 2006. – С. 150-151.
- Свято-Успенский Свенский монастырь. – Брянск. – 2002. – 46 с.
- Кроленко, И.И. О градостроительной истории ансамбля Свенского монастыря и его ближайших окрестностей / И.И. Кроленко, Н.С. Датиева // Исторический город: (проблемы сохранения исторических городов и объектов культурного наследия Брянской области): Материалы науч.-практ. конф., г. Брянск, 18 апреля 2005 г. –Брянск, ООО «Типография КАРАТ». – 2006. – Вып. 3. – С. 16-33.
История Свенского монастыря
Как и у многих древних строений, у Свенской обители есть своя легенда. Гласит она, что в 1288 г. князь Дебрянский и Черниговский по имени Роман Михайлович (Роман Брянский) стал терять зрение. Испугавшись слепоты, князь отправил монахов в Киево-Печерскую лавру и поручил им привезти оттуда исцеляющую икону Пресвятой Девы Марии. Она изображена с младенцем Иисусом на коленях, по две стороны от Богоматери стоят Печерские чудотворцы: Антоний и Феодосий.
Уже на обратном пути ладья с монахами вдруг стала посреди реки, и гребцы не смогли сдвинуть ее. Путники остановились на берегу ночевать, а утром обнаружили, что пропала чудодейственная икона, которую они везли князю. Стали искать, обошли весь берег и обнаружили реликвию на ветвях дуба, что стоял на возвышенности меловой горы. Это было чудо.
О происшествии сообщили князю. Тогда он вместе с семьей и священнослужителями приехал на место явления иконы, стал молиться там об исцелении и мгновенно прозрел. В благодарность правитель пообещал Божьей Матери отдать все земли, которые только видит вокруг. Тут же он сам и все его спутники стали заготавливать лес, чтобы возвести храм на месте сотворения чуда.
Здесь поселились 70 монахов, которые оградили территорию частоколом и основали монастырь. Свенская обитель быстро стала культурным и духовным центром региона. Его развитие и укрепление поощряли и московские правители. При царе Иване Грозном вместо деревянных храмов стали строить каменные.
В XVI в. на территорию обители совершали разрушительные набеги то крымские татары, то войска поляков. В документах сохранились свидетельства, что игумен и братья претерпевали страшный голод, но до последних сил продолжали защищать святыню и даже возглавили патриотическое движение горожан. В 1583 г. монастырь потерял часть библиотеки, иконы и деревянные постройки — все было сожжено. Но чудотворную икону братья спасли, прячась с нею в брянских лесах. В 1664 г. обитель пережила нападение татар, была полностью разорена.
Главный вход, Ананьев Александр
В 1678 г. появилась трехкупольная надвратная церковь. Но в целом положение монастыря оставалось бедственным. В это время представители Киево-Печерской лавры просили у московских правителей убежища. Чтобы как-то исправить ситуацию царь Федор Алексеевич в 1681 г. передал Свенскую обитель Киево-Печерской лавре, а киевскому иеромонаху Иоанну Максимовичу приказали заняться хозяйственными вопросами.
В начале XX в. здесь постоянно жили 100 братьев, которые занимались земледелием (80 десятин земли) и ухаживали за фруктовым садом. С приходом советской власти все изменилось: чудотворная икона Свенской Богоматери была изъята и передана в Третьяковскую галерею, а сама обитель — в ведение губернского музея в 1926 г. Но самое страшное произошло в 1930 г., когда по приказу НКВД Успенский собор был взорван, разрушено монастырское кладбище, повреждены колокольня и храм Антония и Феодосия Печерских. И даже домик Петра I (царь останавливался здесь во время путешествия) разобрали на кирпичи.
В течение 40 лет святое место находилось в запустении. В 70-х годах сотрудники краеведческого музея взялись за восстановление территории, а потом открыли ее для посещения в 1988 г. И только в 1992 г. Свенская обитель была снова возвращена в ведение Православной Церкви. До сих пор здесь продолжаются работы по восстановлению и благоустройству.
Храм преподобных Антония и Феодосия Печерских, Златогорский Владимир
Белобережская пустынь[править]
Белобере́жская пу́стынь (полное наименование Брянская Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь) — монастырь Русской православной церкви в посёлке Белобережский Санаторий Брянской области.
Основан в начале XVIII века. Широкую известность получил в начале XIX века как один из первых центров российского старчества. В 1924—2004 годах монастырь был закрыт и почти полностью разрушен. В настоящее время находится в ведении Брянской епархии, с 2004 года является действующим мужским монастырём и постепенно восстанавливается.
Адрес:
Брянская область, Брянский район, поселок Белобережский Санаторий, Центральная улица.
Телефон:
8(4832) 94-92-39.
История Свенского монастыря
На окраине Брянска в живописном месте на крутом берегу Десны возвышается один из древнейших в России — Свенский Свято-Успенский монастырь. Он основан в 1288 году. История возникновения монастыря загадочна и окутана тайной.
Легенда рассказывает, что обитель появилась благодаря черниговскому князю Роману Михайловичу. После монголо-татарского нашествия Чернигов был разорён, и князь сделал своим стольным городом Брянск, который орды кочевников обошли стороной. Но в Брянске Роман Михайлович неожиданно заболел и потерял зрение. За исцелением он решил обратиться к киевской чудотворной иконе Богоматери Печерской. Послы князя прибыли в Киев и упросили местных монахов отпустить икону с ними. На обратном пути случилось непредвиденное. Ладья с княжескими послами внезапно остановилась на середине Десны, и никакие усилия гребцов не могли сдвинуть её с места.
Пришлось заночевать на берегу. А утром выяснилось, что икона бесследно исчезла. После долгих поисков её нашли на одном из деревьев. Трогать икону побоялись, решили поехать к князю и рассказать о случившемся. Роман Михайлович со свитой приехал к иконе, обратился к ней с молитвой, пообещав в случае прозрения, основать на этом месте в честь неё монастырь. И свершилось чудо — к князю вернулось зрение. В благодарность за исцеление великий князь Черниговский повелел начать строительство монастыря. При нём оставили и чудотворную икону. Своим названием монастырь обязан протекающей неподалёку реке Свень.
До середины XVI века Свенский монастырь имел небольшую деревянную церковь Успения и невысокую ограду. Во второй половине XVI века царь Иван Грозный пожертвовал обители огромные деньги, на которые развернулось каменное строительство. Находясь на окраине Русского государства, монастырь часто подвергался разорению, но всякий раз отстраивался заново.
Современный архитектурный ансамбль монастыря сложился в конце XVII — первой половине XVIII века. В его постройках причудливым образом сочетаются архитектурные образцы 16 века (восстановленная церковь) и стиль барокко (Успенский собор). Над северными воротами монастыря возвышается храм Сретения, построенный в 80-ые годы XVII века.
В середине XVIII века на пожертвования императрицы Елизаветы Петровны и брянских купцов началось строительство новой каменной ограды, надвратной церкви Спаса Преображения и главного храма обители — Успенского собора.
Непосредственно строительством собора руководил выдающийся архитектор 18 века Иван Фёдорович Мичурин. Одним из его творений является Андреевская церковь в Киеве. К сожалению, Успенский собор, построенный в стиле барокко, не сохранился. Он был разрушен в 1928 году.
В годы советской власти монастырь пришёл в запустение. Лишь в 70-ые годы XX века, началось его возрождение. Сейчас на территории монастыря ведутся большие реставрационные работы. Заново построена церковь Антония и Феодосия Печерских, восстанавливается Успенский собор и его колокольня.
Главная святыня обители — чудотворная икона «Свенская Богоматерь» сейчас хранится в Москве в Третьяковской галерее, а в монастыре находится её копия, которая, как утверждают паломники, также обладает чудодейственной силой. Два раза в год — 16 мая и 30 августа, икону при большом стечении народа несут крестным ходом вокруг монастырских стен.
История Свенского монастыря насчитывает более семи веков. За это время родилось множество легенд, связанных с его именем. Одна из них рассказывает о приезде в обитель Петра I.
Царю понравились монастырь и прилегающая к нему роща. Особенно он любил прогуливаться под вековым дубом, который рос недалеко от святого источника. Дуб и источник сохранились до наших дней, и любой желающий может прикоснуться к дереву, которое помнит Петра I.
Текст: Николай Цыганков
Богослужения в возрождённых храмах
Сразу началось восстановление былого архитектурного комплекса. Прежде всего, капитальный ремонт и реставрация были проведены в двух сохранившихся церквях, которые сегодня в своём первозданном виде вновь стали местом регулярных богослужений, которые после долгих десятилетий забвения возобновил Свенский монастырь. Расписание проводимых в них служб немногим отличается от графика прочих православных храмов.
В будние дни утренние службы начинаются в 8:00, а вечерние в 17:00. По воскресным и праздничным дням проводится также поздняя литургия. Она начинается в 10:00. Обо всех дополнительных богослужениях и крестных ходах, проводимых в монастыре в связи с различными праздниками, можно узнать на принадлежащем ему интернет-сайте. После восстановления из руин храма Антония и Феодосия Печерских, завершённого в 2012 году, в нём также проводятся регулярные службы.
В настоящее время ведутся работы по восстановлению разрушенного в 1930 году Успенского собора. Начались они в 2005 году с разбора оставшихся руин, а также инженерно-археологического обследования фундамента. По их завершении в 2010 году был создан попечительский совет из представителей государственных и общественных организаций, возглавивший восстановительные работы. С этого времени Свенский монастырь (Брянск) стал местом, где развернулось широкое строительство.
Пришествие лихих времён
С начала двадцатых годов пришедшие к власти большевики приступили к постепенному, но планомерному закрытию монастыря. Когда по стране прокатилась кампания по изъятию церковных ценностей, направленная якобы на борьбу с голодом, из обители вывезли всё, что представляло интерес для новой власти.
Из храмов выносилась церковная утварь, собранная там за многие века, снимались и отправлялись в переплавку колокола, а с икон безжалостно обдирались золотые и серебряные оклады. Казалось, что вернулись времена литовских и татарских захватчиков. Систематическое разграбление продолжалось до 1926 года, после чего Свенский монастырь был закрыт.
Чудо, явленное на речном берегу
Уже плыли назад княжьи посланники по Десне-реке и везли с собой заветную икону, когда вдруг приключилась с ними некая напасть – ладья до того бодро рассекавшая речные струи, неожиданно замерла на месте, остановленная неведомой силой. Как ни старались гребцы, как ни налегали на вёсла, не могли сдвинуться ни вверх, ни вниз по течению. Делать нечего, кое-как добрались до берега и заночевали.
Утром же хватились – нет иконы, пропала! Бросились искать, стараясь не думать о том, какая награда их ждёт за такую службу. Но Бог милостив – отыскалась пропажа. Нашли её среди ветвей могучего дуба, стоявшего у изгиба реки. Хоть и робели иноки, но не посмели коснуться образа, а поспешили сообщить князю о случившемся чуде. Тот не замедлил явиться и, упав на колени, долго молился. Дальше всё произошло по законам жанра – князь прозрел и повелел основать на этом месте обитель, дошедшую до наших дней и известную как Свенский монастырь.
Кстати, любопытная деталь – в давние времена река Свень, давшая имя монастырю, называлась Свинь, и обитель, соответственно, именовалась Свинской, что было весьма неблагозвучно и подавало повод для неуместных острот. Чтобы исправить положение, в XVII веке было решено изменить одну лишь букву в её названии, но при этом пришлось переименовать и всю реку. С тех пор и появилась на картах река Свень, а вместе с ней и Свенский монастырь.
Храмы, архитектура
Успенский собор
Успенский собор Свенского мужского монастыря |
Первый деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был устроен в 1288 году, и с него началась история обители. Каменный соборный храм монастыря был впервые возведён в 1578 году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас, высотой 33 метра, покрытый серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.
К 1742 году древний собор был в плачевном состоянии и было получено разрешение и средства на строительство нового, что было вверено архитектору И. Ф. Мичурину. Храм был заложен 30 июля 1749 года, достроен в 1758 году. Новый Успенский собор теперь имел два придела: во имя святых Захарии и Елисаветы и во имя апостолов Петра и Павла. Он представлял собой огромный, пятиглавый и безапсидный храм с прямостенными фасадами, имевшими с запада полукружие с десятью колоннами, а с других трех сторон — ризалиту. Перенесен был в собор и величественный семиярусный иконостас XVII века. В алтаре имелся и другой древний иконостас, высотой 22,72 м., украсивший горнее место.
Собор был взорван в 1930 году. На 2010 год сохранились лишь руины.
Антоние-Феодосиевский храм
19 мая 1566 года года началось строительство церкви во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Но через год, когда строительство вчерне уже заканчивалось, обвалился каменный свод. По приказу игумена Сергия завал расчистили и продолжили строительство. Новый храм был бесстолпным, одноглавым, прямоугольным по форме, с одной апсидой, с теплой трапезной, погребами и хлебной в подклети. Вопреки общему правилу, алтарную часть построили не на востоке, а на юге. В архитектуре церкви отразились формы московско-суздальского зодчества. Суровый облик храма смягчался декоративными наличниками окон второго яруса и карнизами.
От ветхости храм обвалился в 1677 году. В ходе строительных работ средние пилястры при проделке новых окон были уничтожены. В 1806 году к прежнему входу, слева, сделали пристройку для расширения ризницы. В 1832 году древний вход был заделан окончательно. В 1807 году из бывшей трапезной устроили придел в память явления чудотворной Свенской иконы. Ветхая двускатная крыша в 1860 году была заменена полукруглой.
Храм пострадал при взрыве собора в 1930 году.
Сретенский надвратный храм
На месте где князь Роман начал прозревать и где в память об этом стоял крест, был возведен трехкупольный надвратный Сретенский храм, впервые упоминаемый в книге вкладов под 1678 годом, а окончательно достроенный в 1694 году. Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее нарядные формы были выдержаны в характерном малороссийском барочном стиле XVII века.
Преображенский надвратный храм
Над западными ярмарочными воротами был устроен храм в честь Преображения Господня. Когда он пришёл в ветхость, 10 июня 1734 года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать его и на том же месте построить новую церковь. Строительство на средства брянского купечества длилось восемь лет и освящение последовало 29 июля 1742 года. Этот одноглавый храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм барокко к классицизму. Галерея, охватывающая первый этаж с трех сторон, придавала церкви торжественность и величавость.
Колокольня
Каменная колокольня была построена при царе Иоанне Грозном, который пожаловал для неё два колокола в 40 и 200 пудов. Около 1740-х колокольня была надстроена и дополнена новым колоколом в 300 пудов, отлитым весной 1749 года московским мастером Афанасием Прохоровым специально для Свенского монастыря.
Колокольня пострадала при взрыве собора в 1930 году.
Каменная ограда
Была построена в 1764. Протяжением около 800 метров и высотой от 5,5 до 8 метров, она прорезана пилястрами и амбразурами, имеет форму неправильного восьмиугольника с шестью башнями, высотой от восьми до двенадцати метров.
Настоятели, наместники
- Сергий (упом. ок. 1567) игум.
- …
- Исаия
- Иона II
- Павел
- Сильвестр
- Иаков I
- Варлаам II
- Марк I
- Варсонофий
- Иов II
- Иона III
- Иаков II
- Феодосий I
- Иаков III
- Ермоген (упом. 1655 — упом. 1657)
- Иаков IV
- Марк II (упом. 1659)
- Никодим (? — 1672) игум.
- Маркелл, архим.
- Никон I, архим.
- Свт. Иоанн (Максимович) (ок. 1681 — 1684)
- Свт. Филофей (Лещинский) (1701 — 1702)
- Серапион (1702 — 1704) иером.
- Гервасий (ок. 1750 — 13 сентября 1752)
- Иерофей (1752 — 1755)
- Каллист (10 января 1766 — упом. 1768)
- Палладий (3 апреля 1770 — 7 июля 1787 )
- Модест (14 октября 1787 — 22 октября 1796), возведен в архимандриты и определен настоятелем в Орловский Успенский монастырь
- Никон (22 октября 1796 — 16 октября 1797), возведен в архимандриты и перемещен настоятелем в Толгский монастырь
- Елеазар (20 марта 1798 — 10 сентября 1798), перемещен настоятелем в Брянский Петропавловский монастырь
- Феодосий (10 сентября 1798 — 19 октября 1799), из настоятелей Брянского Петропавловского монастыря
- Свт. Филарет (Амфитеатров) (11 марта 1802 — 10 октября 1804)
- Дионисий (Цветаев) (25 декабря 1804 — 22 октября 1805)
- Амвросий I (20 мая 1806 — 1808)
- Амвросий II (31 октября 1809 — 9 июля 1833)
- Сергий (6 августа — 22 августа 1833)
- Дометий (12 ноября 1833 — 2 января 1835)
- Венедикт (Курковский) (24 июня 1837 — апрель 1839)
Христофор (Эммаусский) (24 июня — июль 1837)
- Варсонофий (14 мая 1893 — 20 мая 1898)
- Израиль (20 мая 1898 — 19 ноября 1903)
- Анатолий (Юнгер) (16 января 1904 — 10 марта 1905)
- Олимпий (6 марта 1908 — 6 декабря 1909)
- Никодим (29 марта 1910 — 30 ноября 1912)
- Гервасий (30 ноября 1912 — +до 31 марта 1918)
- Алексий (Замараев) (1918 — 9 сентября 1921)
С 1924 по 1992 год монастырь был упразднен
- Никодим (Анискин) (16 октября 1992 — 27 октября 2010)
- Митрофан (Охалов) (30 мая 2011 — 7 июня 2012)
- Алексий (Тюрин) (29 мая 2013 — 9 декабря 2020)
Тихон (Колесняк) (c 10 декабря 2020 ), и/о
Престольные праздники и святыни
В монастыре несколько престольных праздников:
- 19 августа Преображение Господне;
- 28 августа Успение Божией Матери;
- 15 мая память прп. Антония Печерского;
- 26 июля память прп. Феодосия Печерского;
- 15 февраля Сретение Господне.
В возрожденной обители не так ещё много святынь. Среди них наиболее почитаемыми являются икона св. апостола Андрея Первозванного с частицей его св. мощей и список с иконы Свенской Божией Матери.
Есть и свои реликвии, а также достопримечательные места. Не так давно жительница Канады передала в монастырь покровец XVII века с изображением иконы Божией Матери «Знамение». Когда-то он принадлежал монастырю, но в послереволюционное время был вывезен за границу.
Восстановление Успенского собора, Свенский монастырь (2017 год)
Недалеко от монастыря сохранился так называемый Петровский дуб. По преданию, Петр I, когда останавливался в обители, любил отдыхать под этим дубом. Также у стен монастыря располагается святой источник, к которому ведет длинная лестница-спуск с высокого склона.
Интересно! В 2015 году на территории Свенской обители был обнаружен уникальный артефакт, белая плита с изображением всадника с мечом и надписью. Сама надпись до сих пор расшифровывается, но остается непонятным предназначение самой плиты. Она находится в стенах обители.
Недуг благочестивого князя
С его основанием связана легенда, возникшая, как уверяют насельники обители, не на пустом месте. Она повествует, что правившего этими краями в конце XIII века благочестивого князя Черниговского и Дебрянского Романа Михайловича однажды постиг тяжкий недуг – начал он слепнуть, да так, что с каждым днём угасал в его очах белый свет. Не было на ту пору при княжьем дворе лекарей, а обращаться к ворожеям и знахарям – Боже упаси! – крещёный ведь человек. На что же ему уповать? Только на милость Божию.
Вот и отправил князь архимандрита местного монастыря в Киев, чтобы привёз ему чудотворную икону Божьей Матери, по молитвам перед которой не раз уже даровалось исцеление страждущим. Слово княжье – закон, и отправился человек Божий в путь, взяв с собой пяток иноков смиренных сердцем, но весьма крепких плотью – времена были неспокойные, и в дороге всякое могло приключиться.