Митрополит варсонофий: «в епархии не должно быть больше 150 приходов»

Начало духовного восхождения

Сразу же по пострижении в монашество митрополит Варсонофий начал восхождение по ступеням церковной иерархии. Уже через месяц он был рукоположен в сан иеродиакона, а спустя ещё полгода в иеромонаха. После этого, вплоть до 1982 года, служил помощником ризничего.

В эти годы удивительным образом проявились его работоспособность и настойчивость. Поставив себе целью получить духовное образование, игумен Варсонофий, не прерывая выполнение своих основных обязанностей, сумел окончить семинарию за три года, вместо положенных четырёх, что позволило ему в 1982 году поступить в Московскую духовную академию.

Житие святого

Рожден он был в 1845 году. Родители нарекли его Павлом. Большую часть жизни, а точнее 46 лет, он провел в миру. Принятие Господа в свое сердце проходило нелегко. Самым сложным стало то, что необходимо было отказаться от прежнего уклада жизни. Начавшиеся изменения в житие Варсонофия Оптинского считали одержимостью и лишением рассудка. Отказ от женитьбы, прекращение посещения пиршеств и балов были лишь ступеньками на пути к служению Всевышнему.

Однажды он прогуливался и набрел на монастырь Иоанна Предтечи. Над мощами святого Варсонофия Казанского он длительное время молился. Из головы он гнал мысли об уходе в обитель, но с каждым посещением он все больше приобщался к этому святому месту. В журнале он увидел статью об Оптинской пустыне и старцем Амвросии. В 1892 году его приняли в братство. Старца на тот момент уже не застал в живых.

Три года он по вечерам посещал старцев для бесед. Сохранил традицию преподобный варсонофий оптинский о беседах на святки. Через год его постригли в рясофор. После тяжелой болезни его постригли в мантию и нарекли именем Варсонофий. Началось постепенное схождение его по карьерной лестнице. С 1903 года и до начала войны с Японией он был поставлен помощником старца и духовником Шамординской женской пустыни. Во время военных действий он отправился на фронт, где под страхом смерти помогал раненным и умирающим. В 1907 году его ставят игуменом и назначают начальником скита.

Слава о нем распространилась далеко за пределы обители. Волнения народа заставляли его искать прибежища. Именно поэтому все стремились к святому. В 1912 году назначен был настоятелем Старо-Голутвинского Богоявленского монастыря. Но недовольные его положением донесли на него.

В следствии этого он был выдворен. Предоставили ему возможность руководить иным местом, которое было в крайне запущенном состоянии. К нему также продолжали приезжать нуждающиеся в помощи. Будучи даже тяжело больным он безотказно их принимает. Последние дни были очень мучительными для него. Почил он 14 апреля 1913 года.

Дни памяти выпадают на:

  • 1 апреля;
  • 11 октября.

Анатолий становится монахом

В родном селе молодой человек не задержался и сразу отправился работать в церковь. Уже обладая начальным церковным образованием он легко устраивается алтарником в храм Архангела Михаила города Сердобск, что в Пензенской области.

Анатолий много и усердно трудится, проявляет интерес к службам. Видя это настоятель храма архимандрит Модеста советует юноше получить более глубокое духовное образование. Судаков воспринимает совет батюшки и решает стать монахом и получить среднее церковное образование.

Успенский собор в городе Пенза. Три года им руководил отец Варсонофий

В 1976 году Анатолий подготавливает необходимые документы и поступает в Московскую духовную семинарию. Тут он полностью проникается атмосферой учебного заведения и принимает окончательное решение стать иноком. Здесь он проучится следующие два года и получив диплом отправится на место своего первого послушания.

Молодого человека приняли на службу братство Трицко-Сергиевой лавры. До 30 марта 1978 года он служил простым монахом, но именно в эту дату случилось одно из важнейших событий в жизни Анатолия. Лично архимандрит Лавры Иероним постриг его в монахи. С этих пор Анатолию присвоили церковное имя Варсонафий, в честь святителя и епископа Тверского Варсонафия.

Митрополит Варсонофий служит в армии и поступает в духовную семинарию

Период восстановления Советского Союза после окончания Второй мировой войны можно назвать по-настоящему тяжелым. Западную часть страны буквально заново отстраивали из руин. И даже в 1955 году отголоски этого страшного отрезка времени еще слышались в отдаленных деревнях и селах.

Именно в таком селе 3 июня 1955 года появился на свет мальчик, в будущем ставший владыкой Санкт-Петербургской и Ладожской митрополии. Семья святого отца могла похвастаться многодетностью. Он рос в окружении множества братьев и сестер.

Огромное влияние на будущее оказала мать Анатолия – Антонина Судакова-Позорова. Она с ранних лет прививала своим детям любовь к церкви и даже дала им первичное церковное образование. Одновременно Анатолий получал обычное школьное образование, а закончи школу юноша сразу стал работать, чтобы помочь своей семье.

Тогда Анатолию было всего семнадцать лет, а он уже успел поработать почтальоном в селе и рабочим на кирпичном заводе.

2018
в этом году Варсонофия не пускают на Афон

Спустя год, в 1973, когда Анатолию стукнуло восемнадцать его, призвали на службу в армию. Надо сказать, что ему повезло – его отправили служить в Германскую Демократическую Республику.

Условия службы в ГДР разительно отличались от оной в глубинке на Дальнем Востоке или пустынях Средней Азии. Положенные два года Анатолий отслужил в танковых войсках, будучи механиком-водителем танка. Так юноша посетил горд Потсдам и Бранденбурге. В 1975 году демобилизован и отправлен домой в родное село.

Награды

Церковные:

  • памятная патриаршая панагия (2000, от патриарха Алексия II)
  • памятная патриаршая панагия (24 апреля 2013, от патриарха Кирилла в честь дня тезоименитства и 35-летия служения в священном сане)
  • патриаршая грамота
  • медаль прп. Сергия Радонежского 1-й, 2-й и 3-й степени
  • орден равноап. кн. Владимира III степени
  • орден блгв.кн. Даниила Московского II степени (2008)
  • орден прп. Сергия Радонежского I степени (2012)

Светские:

  • почётная грамота Республики Мордовия
  • Российский государственный орден Дружбы (2002)
  • медаль «300 лет Российскому Флоту»
  • медаль «За заслуги в проведении всесоюзной переписи населения»
  • орден «За заслуги» 3-й степени (2013, Украина, в честь 1025-летия Крещения Руси)

Архиереи

  • Никодим (Скребницкий) (1 сентября 1742 — 2 февраля 1745)
  • Феодосий (Янковский) (10 марта 1745 — 22 апреля 1750)
  • Сильвестр (Кулябка) (25 апреля 1750 — 17 апреля 1761)
  • Вениамин (Пуцек-Григорович) (15 сентября 1761 — 25 июля 1762)
  • Гавриил (Кременецкий) (25 июля 1762 — 22 сентября 1770)
  • Гавриил (Петров-Шапошников) (22 сентября 1770 — 16 октября 1799)
  • Амвросий (Подобедов) (16 октября 1799 — 26 марта 1818)
  • Михаил (Десницкий) (26 марта 1818 — 24 марта 1821)
  • Серафим (Глаголевский) (26 марта 1821 — 17 января 1843)

    Никанор (Клементьевский) (? — август 1826) в/у, еп. Ревельский

  • Антоний (Рафальский) (17 января 1843 — 4 ноября 1848)

    Никанор (Клементьевский) (4 ноября — 20 ноября 1848) в/у, архиеп. Новгородский

  • Никанор (Клементьевский) (20 ноября 1848 — 17 сентября 1856)

    Платон (Фивейский) (17 сентября — 1 октября 1856) в/у, еп. Ревельский

  • Григорий (Постников) (1 октября 1856 — 17 июня 1860)

    Леонтий (Лебединский) (июнь — 1 июля 1860) в/у, еп. Ревельский

  • Исидор (Никольский) (1 июля 1860 — 7 сентября 1892)

    Антоний (Вадковский) (7 сентября 1892 — 18 октября 1892) в/у, еп. Выборгский

  • Палладий (Раев-Писарев) (18 октября 1892 — 5 декабря 1898)

    Иоанн (Кратиров) (3 октября — 25 декабря 1898) в/у, еп. Нарвский

  • Антоний (Вадковский) (25 декабря 1898 — 2 ноября 1912)
    • Никандр (Феноменов) (26 мая — 26 сентября 1910) в/у, еп. Нарвский
    • Никандр (Феноменов) (1912 — 26 сентября/9 октября 1912) в/у, еп. Нарвский
    • Никандр (Феноменов) (2 — 23 ноября 1912) в/у, еп. Нарвский
  • сщмч. Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1912 — 23 ноября 1915)

    сщмч. Вениамин (Казанский) (12 июня 1914 — 25 июля 1914) в/у, еп. Гдовский

  • Питирим (Окнов) (23 ноября 1915 — 6 марта 1917)

    сщмч. Вениамин (Казанский) (6 марта — 25 мая 1917) в/у, еп. Гдовский

  • сщмч. Вениамин (Казанский) (25 мая 1917 — 12 августа 1922)

    Алексий (Симанский) (29 мая 1922 — 1922) в/у, еп. Ямбургский

  • Феодор (Поздеевский) (август/сентябрь 1923)
    • Гурий (Степанов) (июль 1923 — июль(?)1923) в/у, еп. Алатырский
    • Мануил (Лемешевский) (23 сентября 1923 — 15 февраля 1924) в/у, еп. Лужский
    • Венедикт (Плотников) (февраль 1924 — 18 декабря 1925) в/у, еп. Кронштадтский
  • сщмч. Иосиф (Петровых) (26 августа 1926 — 13 сентября 1927)
    • Гавриил (Воеводин) (14 сентября 1926 — 19 апреля 1927) в/у, еп. Кингисепский (Ямбургский)
    • Николай (Ярушевич) (17 сентября 1927 — февраль 1928) зам. в/у, еп. Петергофский
  • сщмч. Серафим (Чичагов) (февраль 1928 — сентябрь 1933)
  • Алексий (Симанский) (18 октября 1933 — 4 февраля 1945)

    Григорий (Чуков) (26 мая 1944 — 7 сентября 1945) в/у, архиеп. Псковский

  • Григорий (Чуков) (7 сентября 1945 — 5 ноября 1955)
  • Елевферий (Воронцов) (28 ноября 1955 — 27 марта 1959)
  • Питирим (Свиридов) (21 апреля 1959 — 19 сентября 1960)
  • Гурий (Егоров) (19 сентября 1960 — 14 ноября 1961)
  • Пимен (Извеков) (14 ноября 1961 — 9 октября 1963)
  • Никодим (Ротов) (9 октября 1963 — 5 сентября 1978)

    Антоний (Мельников) (сентябрь — 10 октября 1978) в/у, митр. Минский

  • Антоний (Мельников) (10 октября 1978 — 29 мая 1986)
  • Алексий (Ридигер) (29 июля 1986 — 10 июня 1990)

    Алексий (Ридигер) (10 июня — 20 июля 1990) в/у, патриарх Московский и всея Руси

  • Иоанн (Снычев) (20 июля 1990 — 2 ноября 1995)

    Симон (Гетя) (3 ноября — 27 декабря 1995) в/у, еп. Тихвинский

  • Владимир (Котляров) (27 декабря 1995 — 19 марта 2014)
  • Варсонофий (Судаков) (с 19 марта 2014)

Владыка Варсонофий служит в церквях Русской православной церкви

Всего спустя месяц монах Варсинафий получает следующий сан и становится иеродиаконом. А осенью 1978 года его рукоположат в сан иеромонаха. Стоит отметить, что в 1977 году он поступает в Московскую духовную семинарию и в 1979 с успехом ее оканчивает всего за три года, вместо обычных четырех.

Получив сан иеромонаха Судаков продолжает служить в Лавре и занимается обязанностями помощника ризника. Это продолжается до 1982 года.

Варсонофий защитил диссертацию – «Афон – великая сокровищница православия».

В 1982 году Судакова рукоположили в сан игумена (настоятель храма или монастыря). Одновременно он поступает в Московскую духовную академию для получения высшего богословского образования. В ней святой отец проучится до 1986 года.

Студентам МДА полагались каникулярные отпуска. Отец Варсонофий во время вынужденного отпуска отправлялся в Пюхтицки женский монастырь, что стоял в Эстонии. Здесь он служил под началом митрополита Алексия и игуменьи Варвары.

После окончания Московской духовной академии занимался следующим:

  • 1986 — 1988 — игумен в Казанской церкви города Кузнецк, что в Пензенской области;
  • 1987 — рукоположен в сан архимандрита;
  • 1988 — 1991 — занимал должность настоятеля в Успенской церкви города Пенза;
  • 1988 и 1990 года — участник Поместного собора.

Архиерейское служение во вверенной епархии

Богатому опыту епархиального управления, который сегодня имеет за плечами митрополит Варсонофий Санкт-Петербургский и Ладожский, была положена основа именно во вновь образованной Саранской епархии. Благодаря его неустанным трудам на территории края появились более двухсот новых приходов и четырнадцать монастырей. Кроме того, попечением владыки открыта духовная семинария, и увидел свет целый ряд религиозных изданий. Оценкой его деятельности стало возведение в сан архиепископа, совершённое в феврале 2001 года.

В тот период Санкт-Петербургская митрополия возглавлялась митрополитом Владимиром (Котляровым), преемником которого суждено было стать владыке Варсонофию. С ним Саранский владыка близко сотрудничал в составе рабочей группы, созданной Святейшим синодом для выработки документа, формулирующего позицию Русской православной церкви по вопросам межрелигиозных отношений.

Сочинения

  • Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Сочинения. — В 5 т.
  • т.1. Возвращение из забытия. Доклады, статьи, речи, обращения, интервью. — Саранск, 1995, 248 с.;
  • т.2. Увещание к духовному исправлению. Послания, проповеди, поучения. — Саранск, 1995, 228 с.;
  • т.3. Афон в жизни Русской Православной церкви в XIX — начале ХХ вв. — Саранск, 1995, 176 с.;
  • т.4. Убеждение в истине. Проповеди. — Саранск, 1995, 200 с.;
  • т.5. Уроки благодатной жизни. Проповеди. — Саранск, 1996, 216 с.

Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Размышления о вере и жизни по Божественным заповедям. Сочинения. — Саранск, 1998, 240 с.
Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Спасительный путь возрождения Саранской епархии в конце ХХ века (послания, письма, доклады). — Саранск, 1999, 374 с.
Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский. Проповеди в четырех томах. — Саранск, 2004 – 2005 гг., 324 с.
Варсонофий, архиепископ Саранский и Мордовский. Беседы на Ветхий и Новый Завет в 4-х томах. — Саранск, 2005-2006 гг., 324 с.
Модест (Кожевников), архимандрит. Митрополит Арсений (Стадницкий) и его проповедническое наследие. Крупицы от бесконечного. /Составл. и предисл. епископа Саранского и Мордовского Варсонофия. — Саранск, 1998, 308 с.

Также является автором многочисленных статей и посланий.

Публикации[править | править код]

статьи
  • Святитель Варсонофий, епископ Тверской, Казанский чудотворец // Журнал Московской Патриархии. М., 1981. — № 7. — С. 64-69.
  • Пензенская епархия // Журнал Московской Патриархии. 1991. — № 1. — С. 42-43.
  • Схиархимандрит Михаил (Кожевников) // Журнал Московской Патриархии. 1997. — № 6. — С. 46.
  • Слово после Божественной литургии в Санаксарском монастыре по случаю канонизации адм. Ф. Ф. Ушакова // Саранские епархиальные ведомости. 2001. — № 8. — С. 22-23;
  • Обращение к священнослужителям и верным чадам Саранской епархии в связи с началом строительства кафедрального собора св. прав. Феодора Ушакова в г. Саранске // Саранские Епархиальные Ведомости. 2002. — № 5. — С. 20-22;
  • Дни памяти св. адмирала Феодора Ушакова на Керкире // Саранские Епархиальные Ведомости. 2002. — № 11. — С. 5-15;
  • Что изменилось в Уставе : из доклада митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия о проекте внесения изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 2013. — № 6 — С. 6-7.
книги
  • Возвращение из небытия. Саранск, 1995;
  • Увещание к духовному исцелению. Саранск, 1995;
  • Афон в жизни Русской Православной Церкви в XIX — нач. XX в. Саранск: Красный Октябрь, 1995
  • Убеждение в истине. Саранск, 1995;
  • Уроки благодатной жизни. Саранск, 1996;
  • Размышления о вере и жизни по Божественным заповедям. Саранск, 1998;
  • Спасительный путь возрождения Саранской епархии в кон. XX в.: (Послания, письма, доклады). Саранск, 1999;
  • Проповеди. — Саранск : тип. «Красный Октябрь», 2004
  • «Служение Богу и Отечеству. Проповеди, послания, выступления» СПб: Общество памяти игумении Таисии; 2015 г. — 718 с.
  • О пользе здорового духа для здоровья тела. Тематическое собрание проповедей. Саранск. 2017. ISBN 978-5-91041-224-2. 256 стр.
интервью
  • «Грехом стали гордиться…»: Интервью // Саранские Епархиальные Ведомости. 2002. — № 12. — С. 5-8.

Детство и юность

Летом 1955 года в крестьянской семье Судаковых в Саратовской области, селе Малиновка родился очередной мальчик, которого назвали звучным именем Анатолий. Семья была очень набожная, особенно тщательно воспитывала своих детей в православной вере мать, Антонина Леонтьевна, регулярно водившая их в храм и давшая детям начальное церковной образование.

Воспитывали в семье Судаковых просто, приучая к труду с малых лет, поэтому сразу после окончания средней общеобразовательной школы в 1972 году Анатолий работал в селе почтальоном, параллельно подрабатывая на кирпичном заводе.

Юность будущего митрополита пришлась на пору новых репрессий в СССР относительно Православной Церкви — пришедший к власти Никита Хрущев запустил новую волну притеснений и арестов священников, надеясь полностью уничтожить христианство на территории страны.

Тем не менее, Анатолий рос верующим юношей, хотя и отправился отбывать воинскую повинность — в 1973-1975 гг. он служил в Германской Демократической Республике водителем и механиком танка.

Горд он!

Старец Варсонофий остро ощущал и хорошо понимал процессы, происходившие в культурной и духовной жизни того времени, в частности возрастание и наступление течений и тенденций, враждебных христианской религии в целом и Православной Церкви в частности. Это сказывалось не только в постоянном росте изданий книг либерального толка, в которых подвергались сомнению основные догматы веры, а также в усилении либерально-нигилистических идей и тенденций в творчестве выдающихся представителей литературы и искусства. Варсонофий, как и другие представители Русской Православной Церкви, считали эти идеи и тенденции по существу еретическими, направленными на разрушение высших религиозных ценностей.

Особенно, как полагал Варсонофий, это проявилось в воззрениях Льва Толстого в поздний период его творчества, когда он разочаровался в основополагающих устоях и умонастроениях современного ему общества. Например, в трактате «Что такое искусство?» Толстой показывал разложение господствующих классов и их культуры. Бόльшую часть самых гениальных творений мастеров литературы и искусства прошлого и настоящего – Данте, Моцарта, Баха, Бетховена, Шекспира, Гете, включая и свои собственные произведения, за исключением чисто религиозных рассказов, – Толстой считал лживыми, фальшивыми, не связанными с реальной жизнью народа, лишенными высоких идей, идеалов и нравственных ценностей. Одновременно Толстой обвинял священнослужителей за отход от истинной религии и веры и ратовал за личный контакт человека с Богом, что фактически означало отрицание самой Церкви и веру в Бога вне Церкви. Больше того, Толстой отрицал истину и красоту, поскольку в истине он не видел особого смысла, а красота, по его убеждению, всегда была соблазном, уводящим человека от Бога. Он признавал только добро, которое отождествлял с Богом. Смысл человеческой жизни на земле он видел в утверждении добра как богоугодного дела.

В связи с этими тенденциями распространения еретических идей и их влияния на умы Варсонофий отмечает: «Грустное явление наблюдается! Увлекаются различными лжеучениями, люди образованные – всякими ницшами, марксами, ренанами; но особенно жаль простецов, которые, читая Толстого, делаются толстовцами и отпадают от Православной Церкви – вне же ее спасение невозможно. Да сохранит нас Господь от всех этих еретиков!» Варсонофий сокрушается, что Толстой избрал гибельный, а не праведный путь: «…жизнь Льва Николаевича могла бы пойти совсем иначе, не послушайся он погибельного помысла. Явилась у него мысль, что Иисус Христос – не Бог, и он поверил ей. Потом пришло в голову, что Евангелие написано неправильно, и этой мысли он поверил и перекроил Евангелие по-своему, отпал от Церкви, уходил все дальше и дальше от Бога и кончил плохо. Приходил он как-то сюда, был у батюшки Амвросия, вероятно, пришел под видом жаждущего спасения. Но отец Амвросий очень хорошо понял его, когда Толстой заговорил с ним о своем «евангелии». Когда Толстой ушел от батюшки, тот сказал про него только: «Горд он!» Одним этим словом охарактеризовал весь его душевный недуг».

Тем не менее Русская Православная Церковь и лично Варсонофий пытались вернуть Льва Толстого в лоно Церкви. Приехав в Астапово к умирающему Толстому с надеждой услышать покаяние писателя и простить ему от имени Церкви все его прегрешения, Варсонофий, к великому его сожалению, не был к нему допущен родственниками. Он всегда искренне сожалел об этом: «Возвращался я из Астапова с грустью на сердце, так как миссия моя не была выполнена. Конечно, Господь «и намерения целует» и награждает человека за труд, а не за результаты труда, но все-таки мне было грустно. Конечно, Толстой теперь на Страшном суде безответен; и митрополит прислал ему телеграмму, которую ему даже не передали. Церковью было сделано все для его спасения, но он не захотел спастись – и погиб. А когда-то был благочестивым человеком, но, видно, это благочестие было только внешним».

Награды

Церковные:

  • памятная патриаршая панагия (2000, от патриарха Алексия II)
  • памятная патриаршая панагия (24 апреля 2013, от патриарха Кирилла в честь дня тезоименитства и 35-летия служения в священном сане)
  • патриаршая грамота
  • медаль прп. Сергия Радонежского 1-й, 2-й и 3-й степени
  • орден равноап. кн. Владимира III степени
  • орден блгв.кн. Даниила Московского II степени (2008)
  • орден прп. Сергия Радонежского I степени (2012)

Светские:

  • почётная грамота Республики Мордовия
  • Российский государственный орден Дружбы (2002)
  • медаль «300 лет Российскому Флоту»
  • медаль «За заслуги в проведении всесоюзной переписи населения»
  • орден «За заслуги» 3-й степени (2013, Украина, в честь 1025-летия Крещения Руси)

Русская Православная Церковь

Родился 1 августа 1972 г. в г. Ладыжин Тростянецкого р-на Винницкой обл. Украины в семье рабочих.

В 1987 г. поступил в Одесское училище метрологии и качества, которое окончил в 1991 г., получив среднее техническое образование, специализация «техник-метролог радиотехнических измерений». В 1991-1993 гг. служил в армии.

В 1993-1997 гг. обучался в Киевской духовной семинарии.

В ноябре 1996 г. за Божественной литургией в Трапезном храме прпп. Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской лавры Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром поставлен во чтеца.

В 1997-2001 гг. обучался в Киевской духовной академии.

28 ноября 1998 г. написал прошение о вступление в число братии Киево-Печерской лавры и был зачислен послушником.

24 декабря 1998 г. в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской лавры наместником обители епископом Вышгородским Павлом пострижен в рясофор с именем Варсонофий в честь преподобного Варсонофия Великого.

17 января 1999 г. в Трапезном храме Киево-Печерской лавры епископом Павлом рукоположен во иеродиакона.

1 апреля 1999 г. в храме прп. Антония Печерского в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры епископом Павлом пострижен в мантию с именем Варсонофий в честь преподобного Варсонофия Великого.

7 апреля 1999 г. в Трапезном храме Киево-Печерской лавры Блаженнейшим митрополитом Владимиром рукоположен во иеромонаха.

5 февраля 2001 г. избран членом Духовного собора Киево-Печерской лавры и назначен на послушание казначея Лавры.

7 апреля 2001 г. в Трапезном храме Лавры Блаженнейшим митрополитом Владимиром возведен в сан игумена.

14 марта 2004 г. возведен в сан архимандрита.

Решением Синода Украинской Православной Церкви от 25 августа 2012 г. (журнал № 86) избран епископом Бородянским, викарием Киевской митрополии.

Наречен во епископа 27 августа 2012 г. в храме Всех святых киевского Пантелеимонова монастыря в Феофании. Хиротонисан 28 августа за Божественной литургией в храме прпп. Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской лавры. Богослужения возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

26 марта 2013 г. указом Блаженнейшего митрополита Владимира назначен ключарем строящегося в Киеве собора в честь Воскресения Христова — кафедрального собора Украинской Православной Церкви.

Решением Синода УПЦ от 25 апреля 2013 г. (журнал № 55) назначен на должность председателя Административно-хозяйственного управления Украинской Православной Церкви.

17 августа 2021 г. за Литургией в Успенском соборе Киево-Печерской лавры Блаженнейшим митрополитом Киевским Онуфрием возведен в сан архиепископа.

Решением Синода УПЦ от 17 декабря 2021 г. (журнал № 72) назначен Преосвященным Винницким и Барским.

17 августа 2021 г. за Литургией в Киево-Печерской лавре Блаженнейшим митрополитом Онуфрием возведен в сан митрополита.

Активная общественная позиция служителя Церкви

Владыка является автором многочисленных публикаций, увидевших свет как на страницах периодической печати, так и в качестве отдельных изданий. Среди них труды по богословию и церковной истории, а также обращения к пастве, связанные с конкретными злободневными вопросами.

Кроме того, глава Санкт-Петербургской митрополии часто становится участником различных теле и радиопередач, в которых даёт интервью, знакомя широкую публику со своими взглядами на наиболее существенные стороны религиозной, политической и экономической жизни страны. Приемная митрополита Варсонофия часто становится местом импровизированных пресс-конференций, устраиваемых для представителей различных средств массовой информации.

Сегодня владыке Варсонофию шестьдесят один год, но, несмотря на это, он полон сил и энергии. Нет сомнения, что какое бы место служения ему ни было уготовано Господом, он всегда останется Его верным рабом и достойным сыном Русской православной церкви.

Детство и юность

Летом 1955 года в крестьянской семье Судаковых в Саратовской области, селе Малиновка родился очередной мальчик, которого назвали звучным именем Анатолий. Семья была очень набожная, особенно тщательно воспитывала своих детей в православной вере мать, Антонина Леонтьевна, регулярно водившая их в храм и давшая детям начальное церковной образование.

Воспитывали в семье Судаковых просто, приучая к труду с малых лет, поэтому сразу после окончания средней общеобразовательной школы в 1972 году Анатолий работал в селе почтальоном, параллельно подрабатывая на кирпичном заводе.

Юность будущего митрополита пришлась на пору новых репрессий в СССР относительно Православной Церкви — пришедший к власти Никита Хрущев запустил новую волну притеснений и арестов священников, надеясь полностью уничтожить христианство на территории страны.

Тем не менее, Анатолий рос верующим юношей, хотя и отправился отбывать воинскую повинность — в 1973-1975 гг. он служил в Германской Демократической Республике водителем и механиком танка.

Активная общественная позиция служителя Церкви

Владыка является автором многочисленных публикаций, увидевших свет как на страницах периодической печати, так и в качестве отдельных изданий. Среди них труды по богословию и церковной истории, а также обращения к пастве, связанные с конкретными злободневными вопросами.

Кроме того, глава Санкт-Петербургской митрополии часто становится участником различных теле и радиопередач, в которых даёт интервью, знакомя широкую публику со своими взглядами на наиболее существенные стороны религиозной, политической и экономической жизни страны. Приемная митрополита Варсонофия часто становится местом импровизированных пресс-конференций, устраиваемых для представителей различных средств массовой информации.

Сегодня владыке Варсонофию шестьдесят один год, но, несмотря на это, он полон сил и энергии. Нет сомнения, что какое бы место служения ему ни было уготовано Господом, он всегда останется Его верным рабом и достойным сыном Русской православной церкви.

Награды

Церковные:

  • памятная патриаршая панагия (2000, от патриарха Алексия II)
  • памятная патриаршая панагия (24 апреля 2013, от патриарха Кирилла в честь дня тезоименитства и 35-летия служения в священном сане)
  • патриаршая грамота
  • медаль прп. Сергия Радонежского 1-й, 2-й и 3-й степени
  • орден равноап. кн. Владимира III степени
  • орден блгв.кн. Даниила Московского II степени (2008)
  • орден прп. Сергия Радонежского I степени (2012)

Светские:

  • почётная грамота Республики Мордовия
  • Российский государственный орден Дружбы (2002)
  • медаль «300 лет Российскому Флоту»
  • медаль «За заслуги в проведении всесоюзной переписи населения»
  • орден «За заслуги» 3-й степени (2013, Украина, в честь 1025-летия Крещения Руси)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector