Святые покровители семьи и брака
Содержание:
- Святитель Феофан Затворник
- Святые Богоотцы Иоаким и Анна
- Канонические препятствия к венчанию
- Отношения в браке
- Популярное за 7 дней
- Для чего нужна семейная иконография?
- Матушка Людмила Дмитрюк (г. Черновцы):
- Как правильно молиться перед образами
- Молитвы Покрову Пресвятой Богородицы
- Молитва святым Благоверным князьям Петру и Февронии Муромским
- Отношение к родителям
- Нужны усилия
Святитель Феофан Затворник
Любовь матерняя есть не образ только, но и самое действие промыслительного о нас попечения Божия. Без неё немыслимо распространение и сохранение рода человеческого. Мать, не любящая детей, есть отверженница и Бога и людей.
***
Отцовская любовь не уступает, может быть, в силе материнской, но в обнаружении имеет свой оттенок. У отца больше отрезвляющей строгости, а у матери согревающего снисхождения. Та и другая вместе, в пределах благоразумия, верно достигают цели — хорошего воспитания детей.
***
Сколько кто сам любит своих родителей, столько будет любим и уважаем своими детьми, когда их Бог пошлёт. Это повсюдный урок опыта.
***
Молодежь жить на земле и по-земному хочет. Ведь и нельзя без этого, потому что мы земны. Только не надо забывать, что на земле мы на время, и короткое, — стало, хоть и земны, но не для земли получили бытие.
***
Детей отчуждение — дивно. Но посмотрите, не вы ли виноваты в том. Если вы то за чтением, то за рукоделием, а детьми мало занимаетесь, так что они не видят от вас ласки… то что дивного, что они отчуждаются от вас?..
Святые Богоотцы Иоаким и Анна
Эти святые — никто иные, как родители Пресвятой Богородицы. Они были очень благочестивыми людьми, но до преклонного возраста не имели детей. В те времена бездетность считалась проклятием и очень порицалась обществом. Иоаким и Анна усердно молились Господу о даровании дитя и не оставляли надежду, несмотря на почтенный возраст.
И вот когда они уже почти потеряли последнюю надежду, свершилось великое чудо — сам архангел Гавриил явился Анне, чтобы сообщить о рождении дочери. Ею стала будущая Богородица, названная при рождении Марией.
Святые праведные Иоаким и Анна
Святые родители благодарили Господа, как только могли, а когда девочке исполнилось 3 года, ее отвели для воспитания в храм, где она и возрастала.
Поскольку Богоотцы Иоаким и Анна сами долгое время вымаливали ребенка, им принято молиться супругам, которые по каким-то причинам лишены радости родительства. Также к ним обращаются в трудностях с воспитанием детей, с молитвами об их здравии и благополучии.
Канонические препятствия к венчанию
Церковь накладывает много ограничений на венчание. Главные причины отказа в создании брачного союза:
- кровное родство до четвертой степени. Троюродным нельзя вступать в церковный супружеский союз;
- принадлежность к другой вере (но не к другой конфессии);
- тяжкие грехи;
- тяжкие грехи в роду;
- совершение аборта женщиной или причастность к нему мужчины;
- неправильное расторжение предыдущего брачного союза обоими или одним из желающих вступить в брак. Таковым может считаться развод без религиозных причин или ложь ради выхода из церковного союза;
- родственность обоих к супругам, состоящим в уже существующем церковном браке (например, сестра одного супруга и брат другого);
- наличие трех церковных союз в прошлом;
- официальный брак или сожительство с посторонним человеком.
Нельзя бракосочетаться некрещеным. Сначала нужно пройти обряд крещения.
Одной из причин отказа может быть виновность в разводе. Это могла быть измена, после которой другой супруг воспользовался правом разорвать отношения.
Отношения в браке
Должный порядок отношений между мужем и
женой описывается в Священном Писании, в частности у
апостола Павла: «Муж, оказывай жене должное
благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над
своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом,
но жена» (1 Кор. 7:3-4); «Жены, повинуйтесь своим мужьям,
как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос
глава Церкви… Но как Церковь повинуется Христу, так и жены
своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос
возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья
любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену, любит
самого себя… Тайна сия велика; я говорю по отношению ко
Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как
самого себя; а жена да боится своего мужа»(Еф. 5:22-25, 28, 32-33).
Достойно внимания то, как толкует эти слова
святитель Лука Крымский: «Как возвеличивает апостол Павел
брачный союз! Может ли быть более высокое уподобление брака,
чем уподобление его союзу Христа и Церкви? Это вознесение на
недосягаемую высоту святости брачных уз между мужчиной и
женщиной… Тела мужчины и женщины взаимно дополняют друг
друга, и через это происходит зарождение нового человека в
мир. Но не плотская любовь должна быть целью брака. В нем мы
должны научиться высшей любви: свою жену нужно любить не за
плоть, а за ее чистую душу и доброе сердце. У жены есть то,
чего нет у мужа; она духовно дополняет его, и наоборот.
Потому в отношениях между супругами с огромной силой должны
проявляться те особенности духа, ума и сердца, которые
свойственны только мужчине и только женщине. Грубость
мужского сердца восполняется нежностью и чистотой сердца
жены, ибо сердце женщины гораздо тоньше, способнее к
духовной любви. А жена… при общении с мужем должна
восполнить свой недостаток силы, глубины ума его знаниями,
его крепкой волей. Мужчина и женщина должны стать в браке
одним телом и одной душой. Из их союза должно родиться нечто
высшее, соединив все доброе и великое, что есть в каждом из
них. Это ли не обогащение?! Это ли не благодать Божия?! Не в
этом ли вся тайна брака, глубочайшее значение брачного
союза?»
О необходимости беречь в браке взаимную
любовь говорит и святитель Феофан Затворник: «Берегите с
женою взаимно свою любовь. В этом источник счастливой
семейной жизни. Но надо блюсти его, чтобы не засорился».
- Что говорит Библия о телесной стороне любви? — Андрей Десницкий
- Современная семья по «Домострою» — протоиерей Олег Стеняев
О разделении обязанностей между мужем и
женой свидетельствовал святитель Иоанн Златоуст: «Муж должен
думать о том, чтобы делами и словами насаждать в доме
благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но кроме этого
занятия она должна иметь другую, более настоятельную заботу
о том, чтобы вся семья трудилась для Царства Небесного».
Однако уже давно, с прошлого века, в
обществе все более устанавливается иная модель
внутрисемейных отношений, чем указана у апостола. Подробнее
об этом говорит святитель Лука Крымский: «»Жены, повинуйтесь
своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены»
(Еф. 5:22-23).Это значит, что жена должна быть в любовном,
тихом, свободном подчинении мужу. Когда мы говорим о
подчинении, тотчас люди гордые, и в особенности гордые
женщины, воспламеняются негодованием. Они не хотят слышать
даже о повиновении в любви, требуют полного равенства между
мужем и женой… у женщины, соответственно глубочайшим
особенностям ее телесной организаций, есть великое
назначение, которого нету мужчины, – деторождение и,
следовательно, воспитание детей. Ибо нельзя родить дитя и
бросить его; на родителях и, прежде всего, на матери лежит
святейшая обязанность – вырастить ребенка и дать ему
воспитание. Все великое, вечное, святое всегда должно
ставиться во главу угла. Поэтому необходимо, чтобы в жизни
женщины эта важнейшая задача занимала первое место… К
сожалению, в результате установления полного равенства
женщин с мужчинами во всех областях физического и
умственного труда, воспитание детей в семье находится в
плачевном состоянии… Кто же воспитывает детей в таких
семьях, где и отец, и мать занимают важные общественные
должности, с утра до ночи на работе и не имеют ни времени,
ни сил, ни возможности заниматься детьми? В огромном
большинстве случаев – никто… А такая семья, в которойнекому
заниматься воспитанием детей, не составляет единого
неразрывного духовного целого, отчего не может быть
благополучия ни в обществе, ни в государстве. Неблагополучно
в семье, если женщина берет на себя роль мужчины,
отказываясь от тех святых семейных обязанностей, к которым
предназначил ее Сам Бог».
Популярное за 7 дней
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50
Для чего нужна семейная иконография?
Семейную икону почитают как святыню рода, духовную связь семьи и передают по наследству. Святой образ, сохраняемый из поколения в поколение, обладает положительной энергетикой. Он помогает укрепить веру, сохранить любовь, защитить близких от бед, разрешить конфликты.
На иконке могут изображаться Богородица, Ангел Хранитель, покровители супружества, Иисус Христос.
Семейными иконами благословляют на брак, у них молятся о здоровье детей и членов семьи, сохранении мира в доме между супругами, родителями и детьми. Икону, которая станет родовой, останется наследникам, можно купить в церкви или заказать в иконописной мастерской.
Нельзя относиться к иконке как к талисману или предмету почитания. Через молитву она помогает настроиться на связь с Всевышним. Только человек, искренне обращающийся к Богу или святому за помощью и мудрыми наставлениями, получит защиту дома от скандалов, недоброжелателей, несчастий.
Матушка Людмила Дмитрюк (г. Черновцы):
С батюшкой Сергеем, своим будущим мужем, я познакомилась в архиерейском хоре г. Черновцы. Вместе мы уже 14 лет супружеской Богом благословенной жизни. Когда пришли в епархию просить благословения на венчание, то Блаженнейший Владыка Онуфрий, а тогда еще архиерей Черновицко-Буковинской епархии сказал батюшке: «Что нашел себе супружницу?» Я впервые услышала тогда это слово, такое нежное, полное достоинства, необычное. Хотелось, чтобы каждый муж так называл свою жену. Батюшка ответил: «Да, Владыка Святой». Владыка благословил нас на венчание.
У нас подрастает 5 детей, 5 чудесных сыновей. Мы счастливы, что нас много, а в доме шумно, радостно и все верх дном. Бог помогает нам всем семейством быть вместе на вечерний, литургии, в крестных ходах.
Я считаю, что секрета семейного счастья нет
Он открыт и доступен всем — это желание быть семейным, отдавать себя всего своей половинке и своим «маленьким копиям», посвятить всю жизнь им — ближайшим, самым дорогим, далеко не идеальным, но самым лучшим членам ТВОЕЙ СЕМЬИ! Терпеть, вовремя смолчать, а в другой ситуации утешить, на чем-то осторожно настоять, любить, прощать и множество других чувств проявлять. Нам всем очень нужна любовь, понимание, чтобы нас обняли и пожалели
Семья – это дополнение друг друга, как правильно составленный пазл, все частицы пазла разные, имеют свой рисунок, форму, но только вместе — это завершенность, которая не требует дополнений, разве что пополнений.Семья – это союз только мужчины и женщины, как повелел Господь, и ничто иное, как нам теперь любят навязывать и заставляют терпимо относиться к содомскому греху. Это война против неба, но с небом не воюют, а просят о «снисхождении». Ничего выше традиционной семьи нет, разве что монашество.
Более гармоничного и идеального не может быть ничего, когда отец и мать идут в сопровождении своих детей, все радостные, и даже когда дети капризничают, ничего не меняется в этой прекрасной картине. Не раз бывало такое, что мы гуляем и играем с детьми, проходя по улице, а нас останавливают незнакомые люди и говорят: «Какая вы красивая семья, какие у вас красивые дети! Дай Бог вам здоровья».
Ну есть в наших людях особое и трепетное отношение к семье! Есть! Правильное отношение! Только надо сохранить этот великий дар Божий, воспитывать в следующих поколениях понимание семьи в полном объеме, желание ее создавать и нести ответственность, дорожить, потому что она должна быть одна на всю жизнь.
Но без Господа это невозможно… Ничто и никто так не сближает людей, как Господь, лишь это единственная надежная связь между ними.
Бог сподобил, мы с батюшкой Сергием несем послушание на приходе уже 10 лет. В жизни случаются неприятности, проблемы, происшествия. Знаем, что в помощь приходит только молитва, особенно детская. Не раз, в таких, казалось бы, мелочах, просим своих детей, чтобы помолились «за то-то и то-то, за кого-либо, за себя».
Просите Господа о даре семьи! Кто уже имеет – берегите и любите свою семью превыше всего!
Кто знает, возможно, Святой Господь, увидев такое отношение к семье, взаимную любовь двух сердец супруга и супруги, подарит и нам такую кончину как у святых благоверных князя Петра и княгини Февронии. И о ком-то из нас, возможно, скажут: «Это было такое семейство, которое даже смерть не смогла разлучить»
Как правильно молиться перед образами
Молитва соединяет человека с Богом. Произнесение слов, поклоны и крестное знамение — материальное оформление благоговейных чувств, возносимых к Господу: покаяния, смирения, восхваления. Без чувственного посыла молитва бессмысленна.
Правила молитвенного обращения:
- молиться по молитвослову, чтобы избежать лишнего многословия. Молитвы, сложенные псалмопевцами, преподобными старцами и подвижниками, упорядочивают мысли и чувства;
- читать утром, до начала трудов, и вечером, после их окончания;
- основные тексты выучить наизусть, чтобы глубже вникнуть в смысл и связать слова с чувствами. Каждое слово нужно произносить осознанно;
- перед обращением к Господу успокоить гнев, отпустить обиды. Испрашивая у Бога милосердия, нужно, подобно Ему, быть милосердными.
Молитву читают уединенно или всей семьей. Перед началом следует зажечь лампаду, перекреститься, поклониться и постоять в покое, чтобы отрешиться от мирской суеты. Во время молитвы нужно стоять ровно и спокойно, не переминаться с ноги на ногу, не отвлекаться на посторонний шум. Заканчивать моление нужно благодарением.
Советы по чтению молитв от святителя Феофана Затворника:
- не тараторить, а читать не спеша, немного распевая слова;
- каждую фразу подкреплять чувством — прощением, благодарностью, раскаянием;
- чтобы не торопиться успеть прочитать все молитвы, нужно установить срок. Как время выйдет — останавливаться. Если есть желание — читать дальше.
Главное правило — между каноническими молитвами говорить своими словами. И если какое-то чувство захватило, нужно высказать его до конца, несмотря на время.
Молитвы Покрову Пресвятой Богородицы
О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва святым Благоверным князьям Петру и Февронии Муромским
О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.
Отношение к родителям
О почитании родителей многократно говорится
в Священном Писании. «»Уважающий мать свою – как
приобретающий сокровища… почитающий отца будет иметь радость
от детей своих, в день молитвы своей будет услышан» (Сир. 4:
4-5). Кроме того, такой человек будет в этой жизни счастлив
и долголетен, как говорит об этом заповедь Божия: «Почитай
отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы
продлились дни твои на земле» (Исх. 20:12), и еще:
«Уважающий отца будет долгоденствовать» (Сир. 4:6). Род его
также будет долговечным, «ибо благословение отца утверждает
домы детей» (Сир. 4:9). Если он и впадает в какое-либо
несчастье или случится с ним печаль, то он скоро освободится
от них, как говорит об этом Писание: «Милосердие к отцу не
забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое
умножится» (Сир. 4:14)».
В Писании мы видим и пример должного
отношения к матери. Господь Иисус Христос с детства был в
повиновении у Своей Матери (см.: Лк. 2:51). Из послушания
Ей Он совершил и Свое первое чудо (см.: Ин. 2:1-11).
Почтение к матери Господь называл в числе самых важных
заповедей, соблюдение которых необходимо для желающего
наследовать жизнь вечную (см.: Мф. 19:19), и напротив,
именно за нарушение заповеди о почтении к матери Он порицал
современных Ему фарисеев (см.: Мф. 15:4-6). Из сострадания
к матери, единственного сына которой выносили мертвым на
носилках, Он совершил чудо, воскресив его из мертвых (см.:
Лк. 7:12-15), тем самым явив знак Своего милосердия ко
всему материнству. Наконец, Господь, даже пребывая в
страшных муках на кресте, не переставал заботиться о Своей
Матери, передав Ее на попечение одному из Своих учеников
(см.: Ин. 19:26-27).
Ученики Христовы, составившие Новый Завет,
имея перед собой образец Христовой любви к Богородице, с
особенной силой утверждали необходимость почтения к матери:
«Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с
обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на
земле» (Еф. 6:2-3). Апостол Павел особенно упоминал в своих
посланиях: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и
матерь его и мою» (Рим. 16:13). В другом месте, перечисляя
наиболее скверные грехи, апостол ставит грех оскорбления
матери перед убийством, мужеложством и другими грехами (см.: 1 Тим. 1:9).
Что же касается слов Спасителя: «Если кто
приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и
жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни
своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26), то
блаженный Феофилакт Болгарский так объясняет их: «Смотри же,
в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением.
Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство
внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел
своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле
богопочитания и когда он при отношениях к ним находит
затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не
препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего
издыхания». Христианская традиция учит понимать эти слова
Господа в свете другой Его фразы: «Кто любит отца или мать
более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37).
Святитель Тихон Задонский пишет: «Дети
должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых
жизнь, наставление и все, что имеют, получили. Благодарность
эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать; когда
не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в
болезни или в другом случае прикрывать или извинять их
немощи, как сделали Сим и Иафет, сыновья Ноя (см.: Быт. 9:
23), которые прикрыли наготу своего отца… Святой апостол
учит: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем» (Кол.
3:20). Послушание же это тогда нужно, когда родители учат
детей тому, что согласно слову Божию, а не противоречит ему…
Если же они повелевают противное слову Божию, того ни в коем
случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно
быть почитаемо Божие повеление, чем родительское. Об этом
Христос, Сын Божий, учил в святом Евангелии: «Кто любит отца
или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37)».
Стоит привести и слова святителя Филарета
Московского: «Когда родители, сродники, наставники,
начальники требуют от вас того, что противно мудрованию
вашему, вашей склонности, вашему вкусу, но что нужно, или
полезно, или, по крайней мере, безвредно, пожертвуйте
мудрованием вашим, вашей склонностью, вашим вкусом
обязанности повиновения; вспомните Иисуса, Премудрость Божию,
Который бе повинуяся Иосифу древоделю (Лк. 2:51)».
Приведенные здесь святоотческие наставления
хотя не охватывают всех сфер семейной жизни и семейных
вопросов, тем не менее могут принести несомненную пользу
современным православным христианам.
Юрий МаксимовПравославие.Ru
— 15.11.2008.
Нужны усилия
Современному человеку надо понять: чтобы взрастить почтение, нужно прикладывать определённые усилия. Прежде всего надо понять, почему родители такие, какие есть — я уже говорил об этом. Второй момент: не стоит лезть в чужую жизнь, и в жизнь своих родителей тоже. Часто взрослые люди приезжают и жалуются, что отец или мать что-то делают неправильно, на что я отвечаю: «А какое отношение это имеет к вам?» Ещё нередко доводится слышать: «Папа обижал маму!» — но ведь мама сама решила жить с таким мужем, это её выбор. Чтобы понять человека, нужно пройти путь в его башмаках. Нередко дети просто неспособны понять причины поступков родителей, поэтому не надо пытаться вмешиваться или анализировать их жизнь. Многие моменты поведения родителей становятся понятны только тогда, когда дети сами взрослеют. Так что не стоит пытаться решить ребус, в котором вообще ничего не понимаешь.
Если что-то не нравится в отношениях с родителями, стройте свою жизнь отдельно от них. Когда человек берёт ответственность за свою жизнь на себя, он уже видит всё вокруг более взрослыми глазами.