Кукша печерский

Почаевский период

Старец вернулся из каторги в 1948 году после окончания срока заключения. Здесь он начинает нести подвиг страчества, помогая многим людям, за это он был сослан властями в Почаев. В обители он продолжал служить Богу и помогать людям, но и здесь нашлись недоброжелатели, по вине которых гонение на священника возобновились.

Дабы оградить старца от гонений епископ в 1957 году отослал его село Крещатик в Свято-Иоанно-Богословский монастырь.

В 1960 году старец переехал в Одесский Свято-Успенский Патриарший монастырь, который стал его последним домом. Тем, кто приходил к священнику за благословением, он говорил: «Матерь Божия хочет взять меня к себе, но молись — и Кукша будет жить 111 лет! А то 90 лет — и Кукши нету, возьмут лопаточки и закопают».

В 1964 году старик заболел, в приступе злости его келейник Николай выгнал немощного старика на улицу в час ночи, на улице было холодно, так как была осень. В темноте мужчина упал в яму, не смог выбраться из нее, так как повредил ногу, и пролежал в ней до утра. Утром его нашли братья и вытащили из ямы, но от холода у него развилась двухсторонняя пневмония. Как не старались его вылечить, но ничего не получилось, и мужчина умер.

Власти опасались того, что на похоронах священника соберется большая толпа, и запретили телеграммы из Одессы с оповещением о смерти монаха. Но на это настоятель монастыря дал мудрый ответ: «У монаха родина — монастырь».

Чудо №3

Но че-то ему мало показалось достигнутого триумфа. Вроде как недостаточно для полного счастья — капище то осталось нетронутым, значит его угрозы и пророчества верны только наполовину! Пичаль.

Но снизошло озарение: понял инок, что Б-г замыслил его же руками изничтожить бесовское место. И, вооружившись топорами, пошли они с телохранителем как-то в ночь исполнять волю Создателя. Поблуждав по лесу в потемках, вышли они, наконец к капищу, но порушить много не удалось — скорый рассвет вынудил ретироваться.

Вятичи, конечно, не были слепцами и сразу поняли, кто оскверняет их святыню. Поэтому пришли и сурово предупредили чужаков, чтоб они больше не рыпались. Но не тут-то было! Вызванная ПГМом шизофрения сабжа на фоне случайного какбэ чудотворства быстро переросла в опасную паранойю — Кукша возопил, что бесовские куклы (идолы) должны быть уничтожены!

Народ посовещался и, скрепя сердце, решил: «Йух с тобой, Кукша. Ты победил. Будь по твоему. Идолов мы сами заломаем и сожгем, тем более старые они, гнилые. Зимой (когда ты уедешь в свою Хохляндию) новых настрогаем от скуки. Как раз и дубы в Святой Роще, дедами посаженные, уже подросли и годятся для таких ваяний.»

Православная молитва — Православная книга

Священномученик Кукша жил в XI – начале XII в. Был иеромонахом Киево-Печерского монастыря, происходил, как полагают, из язычников. В начале XII в. по благословению Киевского митрополита в земли вятичей (они жили по реке Оке в нынешних Брянских, Орловских и Калужских землях) была направлена христианская миссия из нескольких человек во главе с Кукшей и его учеником Никоном для Евангельской проповеди среди язычников. В 12 км от Мценска по направлению к Болхову в лесу Кукша построил скитский дом и рядом ископал колодцы, получившие названия «Богомольный» и «Страдальческий святой». В Киево-Печерском патерике сказано, что святой «во многих муках усечен бысть со своим учеником Никоном». Предполагают, что язычники напали на миссионерский стан, подвергли иноков мучениям и обезглавили Кукшу неподалеку от его колодцев 27.08.1113 г. (некоторые источники датируют кончину Кукши «после 1114 года»). Киевские монахи, прибывшие в эти земли на поиски тел миссионеров, увезли мощи святого и погребли их в Ближних (Антониевых) пещерах, где они почивают и поныне. Священномученика Кукшу Печерского молят испросить у Господа дух веры и благочестия в чадах Святой Православной Церкви, старание ее пастырей в заботе о пасомых, сохранение людей от голода, пожаров, смертельных болезней, других бед, напастей и от смерти без покаяния. Ему специально молятся о помощи монашествующие и миссионеры; в память о чудесах, совершенных святым при жизни, его просят также о даровании дождя во время засухи.

Молитва священномученику Кукше

Святый страстотерпче, священномучениче Кукше, подвиги апостольския совершивый посреде обитания соплеменник твоих, отец наших, ихже ты светом истиннаго Богопознания просвещал еси, и по данней ти благодати Духа Святаго бесы прогнавый, дождь с небесе сводивый, езеро изсушивый и сотворивый ина многа чудеса, многострадальный свой подвиг мученическою кончиною увенчавый! Приими от нас усердныя и умиленныя молитвы и вознеси я ко Престолу Святыя Троицы, идеже ты в лице святых предстоиши, яко да твоим ходатайством Милостивый Господь в чадех Святыя Православныя Церкве да укрепит дух веры и благочестия, в пастырех ея ревность к назиданию пасомых да умножит и да призрит милостивным оком на люди, предстоящия и прибегающия к твоей помощи. Ей, святый угодниче Божий! Вемы, яко велиих ради страданий твоих, много может молитва твоя ко благосердию Владыки. Сего ради, яко чада твоя по вере, к раце честных и многоцелебных мощей твоих припадающе, молим тя духом сокрушенным и смиренным сердцем: не презри молений наших, пред тобою изливаемых, но вознеси я ко Всещедрому Богу, яко кадило благовонное, да твоим ходатайством присно почиет благодать Его на граде сем, в немже чтится преславное имя твое, и люди, живущии в нем, да сохранятся от глада, огня, смертоносныя язвы и внезапныя смерти, от всяких бед и напастей. Споспешествуй, священномучениче Кукше, святыми твоими молитвами честному братству святаго храма сего, да приумножится сие и процветает во славу Триединаго Бога, в похвалу твоего имене и во благо Святыя Православныя Церкве, да тако вси, охраняеми твоим предстательством, мирно и благочестно поприще жития сего прейдем, славяще и благодаряще Единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Михаил Тихомиров Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ СВЯТЫМ БОЖИИМ С КРАТКИМИ СВЕДЕНИЯМИ О ЖИТИЯХ И ПОМОЩИ В РАЗНЫХ НУЖДАХ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2021.

Православная книга почтой pravmolitva.ru

Чудеса преподобного

Известно о 10 чудесах, связанных с именем святого Кукши. По его молитве и по обращении к нему после смерти были спасены 4 детей, излечился от незаживающего ранения духовный ученик преподобного, обрели веру убежденные атеисты. Особенно помогает обращение к преподобному при болезнях ног.

В одной из историй рассказывается о семинаристе Одесской духовной семинарии, заболевшем воспалением легких. Больной в бессознательном состоянии шептал имя отца Кукши. Внезапно он затих, а потом пришел в себя и поднялся на ноги. Приехавшие врачи констатировали у него нормальную температуру и отсутствие воспаления в легких. Юноша объяснил изменение самочувствия явлением преподобного, который положил ему руку на лоб, что вызвало прилив сил.

Возобновление почитания

Преподобный Кукша на памятнике «Тысячелетие России»

Однако в конце того же столетия открывается ряд церковно-просветительских обществ и братств. Во Мценске создаётся Братство в память священномученика Кукши. В 1872 году вновь назначенный благочинный церквей Мценска И.С

Попов обратил внимание на каменную церковь Богоявления, располагавшуюся на кладбище у Стрелецкой слободы. По мере увеличения города она осталась без прихода и пришла в упадок

И Попов 28 февраля 1876 года создал при церкви «Братство Священномученика Кукши». Его первым председателем стал военный врач Н.В. Уточкин. В 1894 году в Синод отправляется депутация с просьбой о перенесении мощей священномученика в Богоявленскую церковь.

Несмотря на отказ, мцняне, при содействии Орловского епископа Мисаила, обратились к митрополиту Киевскому Иоанникию, и тот дал согласие на перенос части мощей во Мценск. В Киево-Печерской Лавре заказывается икона из кипарисного дерева с изображением Кукши в облачении. В его правой руке находился покрытый слюдой ковчежец с мощами. Из Мценска за иконой отправился председатель Совета Братства архимандрит Иоасаф. 25 августа 1895 года поездом икона доставлена в Орёл, где её встречали епископ и члены братства. Икона была помещена в Троицкий храм Архиерейского подворья. Впоследствии такая же икона появилась в Болхове. В Киево-Печерской Лавре готовили и следующую икону для Петропавловского кафедрального собора Орла.

Мощи преподобного Кукши в Киево-Печерской Лавре

Орловский церковно-археологический комитет, возникший в 1900 году по инициативе епископа Орловского и Севского Никанора, также избрал небесным покровителем Кукшу. Через год комитет обратился с просьбой о перемещении мощей священномученика в Орел. 27 августа 1905 года комитет был преобразован в Орловское церковное историко-археологическое общество. Оно также избрало небесным покровителем святого Кукшу. Резолюцией епископа Кириона от 25 февраля 1905 года было установлено празднование памяти священномученика. Указ Синода от 13 августа того же года разрешил празднование 27 августа (9 сентября). В 1909 году общество вновь обратилось с просьбой о перемещении мощей святого Кукши в Орёл. В 1912 году с этой же просьбой безуспешно обращались в Синод и жители Мценска.

Послушник Афонского монастыря. Чудесные знамения в Иерусалиме. Посвящение в монахи.

В 1896 году Косьма поступил послушником в Русский Свято-Пантелеймонов монастырь на Афоне. Игумен благословил его через год посетить Святую Землю. Косьма поехал туда с матерью. В Иерусалиме с ним произошли два чудесных случая.

По преданию, кто первой из женщин погрузится в воду Силоамской купели Иерусалима, — та забеременеет. Неожиданно в темноте Косьму столкнули в воду, и он окунулся первым. Впоследствии это событие верующие люди объясняли, — как знак того, что у преподобного будет много духовных чад.

Втрое знаменательное событие произошло в Вифлееме. Человек, охранявший место Рождения Христа, не разрешал брать святого лампадного масла. Неожиданно, одна из лампад чудесным образом наклонилась, и масло вылилось на Косьму. Паломники руками собирали масло с костюма юноши. Впоследствии этот случай его чада будут объяснять, — что преподобный будет питать их Духом Святым.

23 марта 1902
постриг в монашество с именем Ксенофонт

Через год после приезда на Афон, Косьму опять благословили нести послушание у Гроба Господня в Иерусалиме.

Возвратился послушник из Иерусалима на Афон в 1902 году, и в марте его постригли в рясофор с именем Константин.

Духовным отцом молодого монаха стал старец-отшельник Мелхиседек, аскет и подвижник духовной жизни.

Путь к святости

Преподобный Косьма появился на свет в 1875 г. в Николаевской губернии, его родителями были благочестивые христиане по имени Кирилл и Харитина. В семье у мальчика было два брата и одна сестра.

С раннего детства Косьма приучался к терпеливому труду, долгим хождениям до православного храма и смиренным стояниям во время богослужений.

  • Его матушка, будучи еще девицей, желала обратиться в монахини, но родители уговорили её выйти замуж. Поэтому Харитина молилась Господу, что бы кто-нибудь из её чад обратился на путь иночества. Косьма с раннего детства искренне полюбил Господа и святую жизнь, чему способствовала христианская богобоязненная обстановка в семье. Он читал Священное Писание, любил уединенную молитву, часто посещал Божьи храмы и сторонился различных увеселений.
  • Юный Косьма явился в этот мир святым, а его деяния стали настоящим примером высочайшего сострадания к несчастным больным. Поэтому дьявол, проявив зависть к нему, ополчался на преподобного всю жизнь. Косьма загорелся желанием начать монашеское подвижничество. В 1895 г. он вместе с праведными паломниками отправился в Иерусалим.

    Преподобный Кукша Одесский

  • Посетив святые места Палестины, он навестил один из монастырей Святого Афона. Именно здесь душа двадцатилетнего Косьмы распахнула объятия во имя служения Господу. Юный подвижник перед отъездом сказал, что желает остаться на Афоне, но прежде должен получить благословение родителей. Настоятель добродушно напутствовал ему выполнить свой моральный долг и возвращаться сюда через год.
  • Вернувшись в России, юный подвижник посетил старца Иону, который лично подошел к нему и благословил на жизнь на Афоне. Милость оказала и матушка, а отец отпустил сына только после долгих и слезных уговоров. Харитина благословила сына святым Казанским образом Богородицы, с которым преподобный не расставался до кончины.

Монашеский период Ксенофонта

Подвижник прибыл на Афон в 1896 г., где стал послушником в Свято-Пантелеймоновской обители. Он ревностно трудился и служил Господу, уподобляясь житию древних святых отцов. Через год сюда приехала матушка Харитина, желавшая увидеть сына и монашеские обычаи. Настоятель благодушно разрешил ей обнять любимого Косьму.

  • Вскоре Господь отправил своего смиренного слугу в Иерусалим, где святитель полтора года нёс послушание в Храме Гроба Господня. Вернувшись в земли Афона, святитель принял постриг и получил имя Ксенофонта. Духовным его учителем стал великий отшельник Божий по имени Мелхиседек.
  • Вскоре из-за распространения некой «имябожнической» ереси многих русских монахов Афона попросили покинуть Грецию. Старец Мелхиседек успокоил душу отчаявшегося Косьмы и благословил на поездку в Россию, где человеку требовалась помощь от козней дьявола.
  • В 1913 г. преподобный Ксенофонт получил должность насельника Киево-Печерской обители. В период Первой Мировой святитель делил печали с народом Отечества, горячо молился о спасении и ежедневно трудился на благо человечества. Братия и паства полюбила святителя за усердие и послушание в уединенном месте.
  • Когда преподобному Ксенофонту исполнилось 56 лет, его здоровью стала угрожать тяжелая болезнь. Монахи решили постричь святителя в схимники, чего он сам долгое время горячо желал. С этого момента он стал носить имя великомученика Кукши, останки которого находились в пещерах Лавры. Однако Господь не позволил святителю покинуть бренный мир и совершенно исцелил его тело.

Тяжелые времена

В 1938 г. святителя окрестили «служителем культа» и отправили на пять лет в рабочий лагерь, а после окончания срока — в ссылку. В 63-летнем возрасте старца заставляли изнурительно работать на лесоповале. Преподобный старец вернулся в Киево-Печерскую обитель только в 1948 г., его принимали с великим восторгом.


Икона преподобного Кукши Одесского с житием

  • Закаленный изнурительным трудом Кукша продолжал выполнять долг подвижничества, вселяя в сердца братии и прихожан веру и надежду. Вскоре КГБ распорядилось отправить старца в далекие места, где не найдет выхода его проповедь.
  • В 1953 г. богоугодный Кукша пришел в Свято-Успенскую обитель города Почаев (Украина). Здесь он был послушником, исповедовал людей, возглавлял утреннюю литургию. В следующие годы святитель сменил два монастыря. Последний свой приют батюшка нашел в Свято-Успенской обители Одессы.
  • В 1964 г. пришла неизлечимая болезнь легких, что привело к скоропостижной смерти. После кончины народ видел чудесные свершения, происходящие на месте погребения. Обретение мощей произошло в конце сентября 1994 г., а через три недели старца прославили в лике преподобных.

Кто такие вятичи

Племя вятичей заселило территорию верховьев реки Оки, занимавшуюся до них балтскими племенами голяди (голиндов), довольно поздно, лишь в 8 веке, когда остальные славянские племена уже давно обитали в Восточной Европе. По словам летописца, они пришли «от ляхов» — с территории находившейся вблизи той, что была занята поляками, то есть с запада.

Наименование племени вятичей происходит, по преданию, от имени их вождя Вятко (Вячеслава, то есть «более славного»). Вятичи постепенно заняли огромную площадь нынешних Брянской, Орловской, Калужской, Юга Московской, Тульской, Воронежской, Липецкой, а позже и Рязанской областей. Здесь основываются города Дедославль (предположительная столица вятичей — севернее Тулы), Брянск, Карачев, Козельск, Севск, Кром, Мценск, Новосиль, Елец. Тогда в центре этой территории располагался гигантский «Оковский лес». По данным антропологов, в то время сложился и внешний вид вятичей — это были рослые люди с высокими узкими лицами и крупными носами.

Живя в лесах, вятичи надолго сохранили свои языческие традиции. У них процветало, как указывает летописец, сквернословие и многожёнство, с умыканием невест по сговору на игрищах между сёлами. Ели они «всё нечисто». Мёртвых сжигали (есть свидетельства, что с мёртвыми мужчинами могли сжечь и его любимую жену) и хоронили в курганах, которые являлись их капищами, где они приносили жертвы. Какие это были жертвы, мы достоверно не знаем, но по свидетельству летописей и на основании археологических исследований в Европе можно утверждать, что повсеместно приносились кровавые жертвы животных и даже людей.

Первоначально вятичей обложили данью хазары, исповедовавшие иудаизм, но летописи указывают вятичей и как участников похода киевского князя Олега Вещего в 907 году на Византию. В 964 году Святослав Великий совершил, видимо неудачный, поход на вятичей. Но после разгрома Хазарского каганата он в 966 году организует новый поход на них. Возможно, уже с этого времени киевские князья считали вятичей своими подданными.

Будущий креститель Руси князь Владимир Святой ещё в 981 году совершил поход на непокорных вятичей, обложив их данью, и тем номинально включив их земли в Киевскую Русь. Но в летописи указано, что вятичи «заратились», то есть подняли против киевских наместников и дружины войско, и в 982 году князь их усмирял снова. В 988-м, по словам Повести временных лет, князь начал ставить города на реке Десне и набирать «лучших мужей», в том числе и от племени вятичей, и населил ими южнорусские города. Однако Оку летописец не упоминает. Несомненно, что Владимир крестил этих «лучших», то есть знатных мужей. К этому времени археологи относят появление первых курганов вятичей, где останки помещались без сожжения, при этом руки покойных по-христиански крестообразно складывались на груди. Но с этим соседствовали языческие амулеты и ритуалы, что говорит о существовании языческого двоеверия, когда Христос воспринимался и почитался местными язычниками как ещё один языческий бог. Всерьёз же заходить вглубь земли вятичей оставалось опасно, и там жили по старым языческим законам. Управлялась эта земля местной династией и оставалась в целом не крещёной.

В 1024 году, после победы князя Мстислава Удалого в битве при Листвене, где он одолел Ярослава Мудрого, из Киевского княжества для Мстислава было выделено Черниговское, в которое и вошли номинально подчинённые земли вятичей.

Испытания

После 10 лет пребывания на Афоне преподобный продолжил свое служение в Киево-Печерской Лавре, где в 1934 году был рукоположен во иеромонаха.

Это были годы жесточайших гонений на Православную Церковь. Волна самосвятских расколов, предательство и измена захлестнули общество. Тогда прп. Кукша стал примером мужественного стояния в вере, верности канонам и Церкви для многих людей.

С 1938 года для святого начался тяжелый десятилетний исповеднический подвиг. Его приговорили к пяти годам лагерей «как служителя культа», а после – к пяти годам ссылки. В 63-летнем возрасте прп. Кукше пришлось работать по 14 часов в сутки на изнурительных лесоповальных работах, получая скудный паек, изнемогая от голода и непосильных нагрузок.

Однажды в лагерь святому были переданы 100 частиц сухих Даров под видом сухарей, чтобы он Ими причащался. Но преподобный не мог один потреблять Святые Дары, множество священников, монахов находились в заключении и были лишены этого утешения годы.

В назначенный день заключенные священники в епитрахилях, сделанных из полотенец, разрешали от грехов заключенных монашествующих, указывая им, где были спрятаны частицы Святых Даров. Это происходило по дороге на работу, по предварительной договоренности. Так, благодаря преподобному Кукше, в одно утро в лагере причастились 100 человек. Для многих это Причастие стало последним.

Миссия Кукши на землях вятичей

Кукша пошел проповедовать  христианство  вместе со своим учеником Никоном, двигаясь из Киева «сквозь вятичи»  к Ростову и Мурому.

Вероятно, христианство проникало в эти области еще до появления  Кукши,  однако, если и удержалось здесь, то лишь в некоторых городах. В сельской же местности  безраздельно господствовало язычество, а потому проповедники неизбежно должны были столкнуться с большими трудностями и открытым сопротивлением со стороны местного населения.  Но  решительность  и мужество Кукши были также велики — он сам был  вятич.

Рассказы  о событиях в Вятичской земле слишком кратки для того, чтобы на их основании можно было делать выводы о продолжительности и обстоятельствах  миссии преподобного Кукши. Ясно, что протекала она летом, причем это было, по-видимому, какое-то особенно засушливое лето. Чудо святого, сумевшего «свести» дождь с небес, могло быть воспринято должным образом лишь в условиях жестокой засухи, от которой страдали местные жители. Епископ Симон изображает преподобного великим чудотворцем. Действительно, он не только вызвал спасительный для вятичских посевов дождь, но и иссушил некое озеро, а еще «прогнал бесов» и «много других чудес сотворил».
Согласно рассказу епископа, Кукше и его ученику удалось, по крайней мере отчасти, выполнить свою миссию. «Вятичи крести», — пишет о них епископ Симон. Однако, в конечном итоге их проповедь закончилась трагически:  сам Кукша и его ученик были убиты. Смерть проповедников оказалась поистине ужасной. «…По многих муках усечен бысть с учеником своим», — рассказывает о Кукше епископ Симон. В древней Руси слово «усечен» употреблялось в самом буквальном смысле слова — когда речь шла об усечении головы. «Кукша, крестя неверных, под венец  дасть главу» — так гласит подпись XVII века под гравюрой, изображающей обезглавленное тело страдальца. Перед смертью проповедников долго мучили, вероятно, призывая отречься от Христа.
Нет стопроцентной уверенности и определенности в том, где именно трагически оборвался их жизненный путь. Одним из предполагаемых мест кончины преподобного и его ученика называют Мценский район Орловской области: здесь у деревни Карандаково находится святой источник, который молва связывает с именем Кукши.
Несмотря на гибель Кукши и Никона, миссия их, несомненно, способствовала  распростанению христианства. Пройдет всего несколько десятилетий — и семена христианского просвещения дадут всходы на неблагодатной вятичской почве. Уже в 40-е годы XII века вятичи — а именно их правящая верхушка,   будут изображаться в источниках вполне искренними радетелями христианства. По крайней мере, в «Истории Российской» автора XVIII века В. Н. Татищева (располагавшего, помимо прочего, не дошедшими до нашего времени летописными материалами) под 1146 годом приведен такой ответ «вятичских старейшин» на предложение черниговских князей Давыдовичей убить или выдать им их князя Святослава Ольговича Новгород-Северского: «…Кто нами владеет, тому мы верны и покорны… разсуждая, что Бог вас над нами определяет. И не без ума, по Апостолу, меч в наказание винным, а отмсчение злым носите…». Можно предположить, что их ссылка на «Апостол» (книгу, содержащую Деяния Апостолов и апостольские послания), а также на нормы христианской морали явилась результатом их знакомства с проповедью вятичского «апостола» Кукши и его более удачливых последователей.

Биография святого Кукши

До наших дней дошло немного подтвержденной информации о происхождении святого праведника. Версии сходятся в том, что, будучи от роду язычником, Кукша принял православную веру и посвятил себя служению Господу. Сохранились сведения о чудесах, которые творил монах, чтобы показать людям силу истинной веры и несостоятельность их языческой религии.

Происхождение

Племена вятичей обосновались в лесах близ верховья реки Оки. Местный народ, погрязший в язычестве и жертвоприношении, вел дикий образ жизни. Нестор Летописец, описывая вятичей, сообщает об их телесной нечистоте, неразборчивости в еде и многоженстве. Идолопоклонники вели примитивный быт и отличались агрессивным нравом.

Территории, заселенные вятичами, присоединил к Киевской Руси князь Владимир в 981 году. Племена оказывали сопротивление и поднимали восстание против князя, который усмирял непокорный народ. Через 7 лет Владимир начал отбирать мужчин из вятских племен для переселения в южные города Руси. По одной из версий, Кукша оказался в числе избранных мужей.

По другим данным, святой был сыном побежденного правителя вятичей Ходоты. Наследника захватил в плен Владимир Мономах и обратил его в христианство, определив на монашеское служение в Киевский Печерский монастырь. Инок был наречен Иоанном, но языческое имя Кукша сохранилось за праведником.

Житие и служение Богу

Около 15 лет жизни инок Кукша провел в стенах Киево-Печерской лавры, где посвятил себя служению Господу, изучению Евангелия и богословия, смирению и молитве. Здесь он стал мантийным монахом и получил сан священника православной церкви. Искоренение язычества было приоритетным направлением деятельности монашеской обители, напрямую связанной с Черниговской кафедрой.

По решению Черниговского архипастыря Иоанна была организована группа монахов во главе с Кукшей и направлена с апостольской миссией в земли язычников. Монах не противился возложенной на него ответственности и отправился проповедовать учение Христа своим сородичам.

Преодолев долгий путь по реке Десне, лесные чащи и болотные топи, Кукша, его ученик Никон и соратники прибыли к Мценску, неподалеку от которого проповедник соорудил для чтения молитв скитский дом. Около строения собственноручно выкопал колодец, получивший название «Богомольный». По пути движения миссии Кукша проповедовал учение Христа в поселениях, расположенных на территории современной Брянской, Тульской, Орловской, Калужской областей.

Преподобный Кукша читал вятичам Евангелие, на доступном им языке объяснял православные каноны и заповеди. Проповеди святого сопровождались сотворенными им с Божьей помощью чудесными явлениями.

Согласно обнаруженным свидетельствам от современников, печерский священник, достигший высочайшего уровня просвещенности, веры, духовного и нравственного совершенства, творил истинные чудеса:

  • исцелял беснующихся людей;
  • очищал жилища местных жителей от демонического влияния;
  • вызывал дождь, спасающий урожай от засухи;
  • иссушил озеро, развеяв языческие поверья о водяных.

Долгожданный дождь, вызванный проповедником, спас народ от голода и бедствия. Кукша, наделенный Господом удивительной силой, доказал вятичам несостоятельность их мнимых богов, которым они приносили кровавые жертвы. Осушив озеро, святой показал народу, что на его дне нет водяных, которым вятичи в жертву приносили живых людей, утапливая несчастных с привязанными к шее камнями, в воде.

Переход от язычества к православию не был массовым. Крещение шло постепенно, но верными шагами, развеивая облако непросвещенности над землями, населенными племенами. Но некоторые поселения оказывали сопротивление миссии. В особенности недовольство исходило от языческих жрецов и шаманов.

Кончина

Священномученик Кукша Печерский был жестоко убит группой местных жителей, противившихся принятию христианства. Августовской ночью убийцы ворвались в пристанище монахов и после жестокого истязания варварски в рассветные часы убили праведников. Тело Кукши нашли обезглавленным неподалеку от его колодца, который также стали называть «Страдальнический».

В некоторых источниках указано, что святого убили в городе Серенске Калужской области. Основанием для этого послужили найденные православные нательные кресты и другие следы пребывания апостольской миссии, но это может свидетельствовать о присутствии здесь монахов ранее.

В час кончины святого его страшную участь прозрел блаженный Пимен Постник. Посреди Великой Печерской церкви он вскрикнул братии о том, что Кукша убит на рассвете, и в ту же минуту преставился.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector