Преподобный антоний печерский
Содержание:
- Воплощение замысла о создании каменного храма в Печерской обители
- Почитание преподобного Антония Печерского
- День памяти преподобного Антония Киево-Печерского
- Тропарь, кондаки и канон преподобному Антонию Печерскому
- Первые шаги монашества на Руси
- Тропарь, кондаки и канон преподобному Антонию Печерскому
- Молитвословия
- Храмы во имя преподобного Антония Печерского
- Киево-Печерский монастырь
- Возвращение на Русь
- Великая церковь Киево-Печерской Лавры — детище святого отца Антония
- Прибытие на Афон и постриг
- Почитание преподобного Антония Печерского
- Антониевы пещеры в Чернигове
- Храмы во имя преподобного Антония Печерского
- Киево-Печерский монастырь
Воплощение замысла о создании каменного храма в Печерской обители
Через три года преподобный Антоний покинул Чернигов. Он вернулся в Киев, поселился в пещере и больше ее не покидал.
Антоний многие годы мечтал построить каменный храм. По легенде во время усердной молитвы, не выходя из кельи, Антоний и святой Феодосий чудом оказались в Константинополе перед ликом Богородицы. Приспешники получили от Богородицы золото для построения храма.
Антоний и Феодосий Печерские три дня молились, и просили у Бога дать им знамение о месте возведения будущего храма. Однажды утром указанное Господом место оказалось сухим от росы. На следующее утро на это место пала роса, а вокруг наборот все было сухо.
Преподобные Антоний и Феодосий Печерские заложили Киево-Печерскую лавру
Место было определено и Антоний благословил начало построения храма. В основание церкви заложили мощи святых. Мастера-каменщики начали строительство Лавры.
7 мая 1073 года
Антоний Киево-Печерский, едва заложив церковь, умирает
Земной путь преподобный Антоний Киево-Печерский окончил 7 мая 1073 года, в 90-летнем возрасте, едва заложив церковь. На следующий год умер преподобный Феодосий. И уже блаженный Стефан возвел Великую церковь Киево-Печерской Лавры.
Почитание преподобного Антония Печерского
Мощи преподобного Антония почивают под спудом в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, место погребения по лаврской традиции отмечено иконой преподобного, рядом расположена пещерная церковь во имя Антония и его келья, описанные в «Тератургиме» Афанасия (Кальнофойского) 1638 г. Определенных сведений о времени канонизации Антония Печерского нет. Однако о почитании Антония в Печерском монастыре уже в последней четверти XI в. можно судить по тому, что в это время здесь было составлено его Житие. Первое явное свидетельство церковного почитания Антония вне Киево-Печерского монастыря — посвящение Антонию и Феодосию Печерским в 1394 г. церкви в тверском Желтикове Успенском монастыре Тверским епископом Арсением, составителем Арсениевской редакции Печерского патерика []. С рубежа XIV — XV вв. в списках Пролога второй редакции, таких как Спасо-Прилуцкий и Успенский Прологи, под 7 мая помещена переделка «Сказания, чего ради прозвася Печерский монастырь», именуемая «Слово об Антонии» или «Успение Антония». Однако дата этих списков не определяет времени создания памятника, т. к. более ранние списки Пролога, созданные во Владимиро-Суздальской Руси, не сохранились. В середине — третьей четверти. XV в., возможно, одновременно с написанием службы Антонию, была создана и новая версия Слова о преподобном, именуемая в заголовке Житием, также на основе Сказания о Печерском монастыре. Текст помещен под 10 июля и снабжен стихом: «Антоние, возлюбив пещеру темную, доброты земныя оплевав, светло просия. Иже к Антонию притечет, грехом прощение приемлет. Антоние от земных к Богу преидет».
В 1459–1461 гг. по благословению святителя Ионы в Новгороде Пахомий Логофет составил службу Антонию Печерскому. Служба бденная, содержит два канона преподобному. В службе подробно излагается житие святого. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. В 1643 г. в Киеве был составлен канон преподобным отцам Печерским, автором которого считается Мелетий Сириг.
День памяти преподобного Антония Киево-Печерского
Православная церковь 23 июля чтит память преподобного Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов. По старому стилю эта дата приходится на 10 июля. Преподобный Антоний Киево-Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. С юных лет имея страх Божий, он желал облечься в иноческий образ.
Придя в возраст, он отправился странствовать и, достигнув Афона, возгорелся желанием подражать подвигам его святых насельников. Приняв здесь постриг, юный инок во всем благоугождал Богу и, подвизаясь на пути добродетели, особенно преуспевал в покорности и послушании, так что все монахи радовались, глядя на его святую жизнь.
Прозирая в Антонии великого будущего подвижника, игумен, по внушению от Бога, отправил его на родину, сказав: «Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы, от тебя произойдет множество иноков». Вернувшись на Русь, Антоний начал обходить монастыри на Киевщине, но нигде не нашел такой строгой жизни, к которой он привык на Афоне.
По смотрению Божию, на одном из холмов Киевских, на крутом берегу Днепра, напоминавшем ему любимый Афон, в лесу, близ села Берестово, он увидел пещеру, выкопанную священником Иларионом. Он стал подвизаться там в молитве, посте, бдении и труде, вкушая через день немного пищи, иногда не ел по неделе.
Люди начали приходить к подвижнику за благословением, советом, а иные решались навсегда остаться со святым. В числе первых учеников преподобного Антония был святой Никон, который в 1032 году постриг пришедшего в обитель преподобного Феодосия Печерского. Святая жизнь Преподобного Антония озарила всю Русскую землю красотой монашеского подвига. Святой Антоний стремившихся к иночеству принимал с любовью.
После наставлений, как должно следовать за Христом, он повелевал блаженному Никону постригать желающих. Когда около Преподобного собралось 12 человек братии, общими усилиями была выкопана большая пещера и в ней устроена церковь и келлии для иноков. Святой Антоний, поставив над братией игуменом блаженного Варлаама, сам удалился из обители и, выкопав себе новую пещеру, затворился в ней.
Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки. Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Впоследствии над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери.
Волею князя Изяслава игумен Варлаам удалился в Димитриевский монастырь. Благословением преподобного Антония и с общего согласия братии, на игуменство был избран кроткий и смиренный Феодосий. К тому времени число братии уже достигло ста человек. Великий киевский князь Изяслав подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и келлии, а вокруг поставлен частокол.
Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом, летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси.
За святую жизнь Бог прославил преподобного Антония даром прозрения и чудотворений. Особенно это проявилось при построении им великой Печерской церкви. Сама Пресвятая Богородица предстала ему и преподобному Феодосию во Влахернском храме, куда они чудесно явились, были восхищены, не отлучаясь от Печерского монастыря.
Получив от Матери Божией золото, святые наняли мастеров-каменщиков, которые, по повелению Царицы Небесной, пошли в Русскую землю для построения храма в Печерской обители. При этом явлении Матерь Божия предсказала близкую смерть преподобного Антония, которая последовала на 90-м году его жизни 7 мая 1073 года. Мощи преподобного Антония, по Божию смотрению, остаются сокрытыми.
Именины:
Александр, Даниил, Георгий, Леонтий, Петр, Антон.
Тропарь, кондаки и канон преподобному Антонию Печерскому
Тропарь, глас 4:
От мирскаго мятежа изшед, и в тихое пристанище святыя горы Афона достигл еси. Отвержением мира, евангельски Христу последовал еси, и равноангельное житие пожив, и оттуду благословением Отец в гору сию пришед, трудолюбне в пещерах жизнь совершив. И множеству иночествующих, стезе ведущую Небесному Царствию показав, и сих Христови привел еси. Егоже моли преподобне, да спасет душа наша.
Кондак, глас 8:
Возложив себе Богу от юности преподобне. Того паче всех возлюбив, и тому от всея души любовию последова. Мира тленных нивочтоже вменив. В земли пещеру соделав, в ней же добре подвизався противу невидимаго врага кознем. И И яко светозарное солнце в концы земли восия, от онудуже веселяся прешел еси к небесным чертогом. И ныне со ангелы Владычню престолу предстоя, поминай нас чтущих память твою. Да зовем ти, радуйся Антоние отче наш.
Другой кондак, глас той же:
В мире яко ангел отче пожил еси, в земли пещеру себе соделав, в ней же добре подвизася противу невидимаго врага кознем. И оттуду веселяся прешел еси к Небесным чертогом. Поминай нас чтущих память твою, да зовем ти, радуйся Антонием отче наш.
Библиотека Русской верыКанон преподобному Антонию Печерскому→
Читать онлайн
Первые шаги монашества на Руси
По воле Божьей прп. Антоний Киево-Печерский в этот раз не путешествует по русским землям, а селится в намоленной пещере, которую перед его возвращением для пребывания в уединении и молитвы вырыл пресвитер Илларион, будущий первый русский митрополит.
В посте, с покаянными слезами святой отшельник обустраивает пещеру, расширяя ее.
Жизнь святого, проведенная в этой пещере, заключалась в молитвенной деятельности, он стал Господним лучом, освещающим путь русскому православию.
Удивительные события развиваются со стремительной быстротой, вскоре вокруг уединенной пещеры, в которой практически неподвижно в молитве находился святой монах, появились пещерки его учеников, которые приходят к преподобному Антонию Печерскому за наставлениями и благословениями.
Икона преподобного Антония Печерского
Благословения и наставления преподобного подчинены строгим правилам монашеской жизни в уединении. Отец Антоний устраивает жизнь Ближней, в будущем Антониевой, обители под руководством игумена Феодосия, обладающего даром смирения и кротости, а сам в 1057 году уходит в горы, выкопав там новое место жительства, где впоследствии основан Феодосиев монастырь.
Монахи находят место пребывания наставника, начинают рядом копать пещерки. Основывается новый подземный монастырь, тогда Антоний Печерский молится перед Господом и принимает решение об устройстве наземных церквей, место для которых подарил киевский князь Изяслав.
Слава об удивительном монахе разлетелась по округе, и потянулся к пещере святого народ от крестьян до бояр. Афонский молитвенник обладал даром:
- ясновидения;
- исцеления;
- пророчества;
- наставничества;
- глубокой веры.
Поклонники язычества дважды устраивали погромы в пещерах, пытаясь изгнать оттуда монахов, но те в кротости и смирении возвращались вновь. Первыми учениками, а впоследствии и соратниками, стали преподобные Феодосий и Никон, большая поддержка монашескому движению оказывалась князьями Изяславом и Святославов.
В киевских пещерах появились затворники, такие как святой Исаакий и другие. Князь Изяслав благословляет строительство монастыря в честь Дмитрия Солунского, его игуменом назначается преподобный Варлаам. Люди шли в обитель с прошениями и помощью, поддерживая материально монахов, живших в пещерах. В слезах, молитвах и бдении пребывало Киево-Печерское братство, прося Бога за народ, живущий среди демонической нечисти.
Люди шли в пещеры за силой веры, умением поститься и находиться в воздержании, каясь в грехах и учась молиться. Без серебра и золота приобретались для Всевышнего Бога новые души, приобретшие просветление.
Важно! Через убогого старца, жившего в пещере около Киева, пришел Божий свет на Киевскую Русь. Благодатный источник света привлекал народ, нуждающих
Тропарь, кондаки и канон преподобному Антонию Печерскому
Тропарь, глас 4:
От мирскаго мятежа изшед, и в тихое пристанище святыя горы Афона достигл еси. Отвержением мира, евангельски Христу последовал еси, и равноангельное житие пожив, и оттуду благословением Отец в гору сию пришед, трудолюбне в пещерах жизнь совершив. И множеству иночествующих, стезе ведущую Небесному Царствию показав, и сих Христови привел еси. Егоже моли преподобне, да спасет душа наша.
Кондак, глас 8:
Возложив себе Богу от юности преподобне. Того паче всех возлюбив, и тому от всея души любовию последова. Мира тленных нивочтоже вменив. В земли пещеру соделав, в ней же добре подвизався противу невидимаго врага кознем. И И яко светозарное солнце в концы земли восия, от онудуже веселяся прешел еси к небесным чертогом. И ныне со ангелы Владычню престолу предстоя, поминай нас чтущих память твою. Да зовем ти, радуйся Антоние отче наш.
Другой кондак, глас той же:
В мире яко ангел отче пожил еси, в земли пещеру себе соделав, в ней же добре подвизася противу невидимаго врага кознем. И оттуду веселяся прешел еси к Небесным чертогом. Поминай нас чтущих память твою, да зовем ти, радуйся Антонием отче наш.
Библиотека Русской веры Канон преподобному Антонию Печерскому→
Читать онлайн
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Прп. Антоний Печерский. Икона иконостаса пещерной церкви Киево-Печерской лавры. |
От мирска́го мяте́жа изше́д,/ отверже́нием же ми́ра еван’гельски Христу́ после́довал еси́/ и, равноа́нгельное житие́ пожи́в,/ в ти́хое приста́нище Святы́я Горы́ Афо́на дости́гл еси́,/ отону́дуже благослове́нием отце́в в го́ру Ки́ева прише́д/ и та́мо трудолю́бно жи́знь соверши́в,/ оте́чество твое́ просвети́л еси́/ и, мно́жеству мона́шествующих стезю́, веду́щую к Небе́сному Ца́рствию, показа́в,/ Христу́ сия́ приве́л еси́,/ Его́же моли́, Анто́ние преподо́бне,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак, глас 8 (Подобен: Взбранной)
Возложи́в себе́ Бо́гу, па́че все́х возлю́бленному от ю́ности, преподо́бне,/ Тому́ от всея́ души́ любо́вию после́довал еси́,/ ми́ра же тле́нная нивочто́же вмени́в,/ в земли́ пеще́ру соде́лал еси́/ и, в не́й до́бре проти́ву неви́димаго врага́ ко́зней подвиза́вся,/ я́ко светоза́рное со́лнце, во вся́ концы́ земли́ возсия́л еси́,/ отону́дуже, веселя́ся, преше́л еси́ к Небе́сным черто́гом./ И ны́не со А́нгелы Влады́чню престо́лу предстоя́,/ помина́й на́с, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, Анто́ние, о́тче на́ш.
Ин кондак, глас тот же
В ми́ре я́ко А́нгел, о́тче, пожи́л еси́,/ в земли́ пеще́ру себе́ соде́лав,/ в не́йже до́бре подвиза́вся проти́ву неви́димаго врага́ ко́зней,/ и отту́ду, веселя́ся, преше́л еси́ к Небе́сным черто́гом./ Помина́й на́с, чту́щих па́мять твою́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, Анто́ние, о́тче на́ш.
Тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 4
Зве́зды мы́сленныя,/ просия́вшия на тве́рди Церко́вней,/ и́ноков Росси́йских основа́ние/ пе́сньми, лю́дие, почти́м,/ ра́достныя похвалы́ си́м воздаю́ще:/ ра́дуйтеся, преблаже́ннии отцы́,/ Анто́ние со Феодо́сием богому́дрым,/ при́сно моля́щиися о возсле́дствующих// и чту́щих па́мять ва́шу.
Ин тропарь прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 3
Дво́ицу нача́льных росси́йских свети́л почти́м,/ Анто́ния, Бо́гом по́сланнаго,/ и Феодо́сия, Бо́гом дарова́ннаго:/ ти́и бо пе́рвии, равноа́нгельным в России́ житие́м/ просия́вше от го́р Ки́евских,/ освети́ша оте́чествия на́шего вся́ концы́,/ и пу́ть к Небеси́ пра́вый мно́гим показа́ша,/ и, первоотцы́ и́ноком бы́вше,/ ли́ки спаса́емых Бо́гови приведо́ша,/ и ны́не, предстоя́ще в вы́шних немерца́емому Божества́ Све́ту,// мо́лятся о душа́х на́ших.
Кондак прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 8
Дво́ицу вели́ких оте́ц и пра́вило и́ноков све́тлое,/ у́мныя зари́, онебе́сившия Росси́йскую Це́рковь,/ кто́ по достоя́нию хвала́ми воспое́т?/ Ти́и бо Престо́лу Бо́жию предстоя́т./ Но, я́ко иму́щии дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Анто́ние преблаже́нне и Феодо́сие приснопа́мятне,/ моли́теся о моле́бная ва́м принося́щих// и любо́вию пе́сньми ва́с ублажа́ющих.
Ин кондак прпп. Антония и Феодосия из службы 2 сентября, глас 2
Тве́рдыя столпы́ благоче́стия,/ недви́жимая и́ноческих законоположе́ний основа́ния/ и необори́мыя сте́ны Росси́йския восхва́лим:/ Анто́ния, возлю́бльшаго Бо́га,/ и Феодо́сия, возлю́бленнаго Бо́гом:/ труды́ бо о́нех и по́стническия по́двиги прия́т па́че вся́каго всепло́дия// Еди́н во святы́х прославля́емый.
Храмы во имя преподобного Антония Печерского
В Успенском соборе Киево-Печерского монастыря преподобному Антонию был посвящен один из четырех престолов, устроенных на хорах церкви. С XVII в. имеются упоминания о церкви во имя Антония в Ближних пещерах. Между 1473 и 1510 гг. в Псково-Печерском монастыре была построена деревянная церковь во имя Антония и Феодосия Печерских. Ок. 1522 – 1523 гг. вместо нее при расширении пещерной соборной Успенской церкви был устроен одноименный придел. Придел во имя Антония и Феодосия Печерских существует в усыпальнице под Успенским собором нижегородского Печерского Вознесенского монастыря и датируется 1648 г.
Киево-Печерский монастырь
Основанный в 1051 году преподобным Антонием монастырь в 1096 г. потерпел нападение половцев. Святыни были разграблены и поруганы. Но уже в 1108 г. при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен и даже достроен. Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный преподобным Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключенных. С переселением братии в большой монастырь пещеры были обращены в усыпальницу для иноков, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. В XI и XII вв. из монастыря вышло до 20 епископов, все они сохраняли большое почтение к родной обители. В 1203 г. при новом опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами Киево-Печерская обитель была разграблена. После запустения вследствие набегов и иных бедствий в XIV в. монастырь был возобновлен. После Брестской унии в 1596 г. была предпринята попытка подчинить монастырь, находящийся в непосредственном велении Вселенского патриарха, киевскому униатскому митрополиту; но монахи во главе с архимандритом Никифором Туром оказали вооруженное сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырём, в 1598 г., была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения. Тогда же, в конце XVI века, монастырь получил статус ставропигии Константинопольского Патриарха. В условиях экспансии униатства Лавра стала оплотом православия в Юго-Западной Руси. При архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в монастыре работала основанная в 1616 г. типография и в рамках борьбы с униатством началось печатание богослужебных и полемических книг. Петр Могила основал здесь училище, которое впоследствии было соединено с братским училищем и послужило началом Киево-Могилянской коллегии. В 1718 г. пожар истребил великую церковь, архив, библиотеку и типографию. В 1729 г. церковь была возобновлена. В 1731 – 1745 гг. к юго-западу от Великой церкви была построена Великая Лаврская колокольня. После 1919 г. монашеская община продолжала существовать как артель. На Всеукраинском предсоборном совещании («обновленческом»), проходившем с 11 по 15 ноября 1924 г. в Харькове, по докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской Лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода (обновленческого), что и произошло 15 декабря 1924 г. 29 сентября 1926 г. ВУЦИК и Совет народных комиссаров УССР приняли постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок». Постепенное вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершились к началу 1930 г. полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению. В период немецкой оккупации Киева в Лавре был организован полицейский участок, где оккупационными властями было убито около 500 мирных граждан. 3 ноября 1941 г. немецкими оккупантами был взорван Успенский собор. После освобождения Киева в 1943 г. советские власти не решались вновь закрыть Лавру. Монастырь повторно был закрыт в ходе «хрущёвских» антирелигиозных кампаний в 1961 году. В июне 1988 г. в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси постановлением Совета министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер. В настоящее время Киево-Печерская лавра является действующим монастырем.
Возвращение на Русь
Познав глубину жизни иноков, Антоний Печерский возвращается в русские владения, посещает обители, монашеские поселения и храмы, и приходит к выводу, что нигде в Руси нет настоящего монашества, мирские хлопоты и земные заботы ставятся выше поклонения Богу.
Смерть князя Владимира Великого в начале 11 века вызывает новые потрясения среди верующих. Идет борьба за престол и возвращение к язычеству. Святой Антоний вновь покидает Русь и отправляется на Афон за новыми указаниями, как основать на берегах Днепра центр монашества.
Интересно! При втором возвращении, имея четкий план дальнейшего служения, преподобный посланник Афона ждет руководства самого Бога, а в это время афонская братия усердно молится о нем.
Великая церковь Киево-Печерской Лавры — детище святого отца Антония
Вошебный звон золотых колоколов Киево-Печерской Лавры, наполняет людские души светом и благодатью, привлекает туристов и православных паломников.
Лавра, основоположником которой явился преподобный Антоний, уникальное в своем роде сооружение. Это крупнейший комплекс храмов и монастырей. В его состав входят:
- Успенский собор;
- Церковь Рождества Пресвятой Богородицы;
- Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»;
- Церковь Всех Святых, Крестовоздвиженский храм;
- Теплый храм в честь преподобных отцов Печерских;
- Храм «Живоносный источник», возведенный в честь иконы Божией Матери;
- Трапезная церковь;
- Ближние и дальние пещеры.
Лавра подразделяется на Верхнюю и Нижнюю. Верхняя-наземный историко-культурный комплекс. Нижняя-действующий мужской монастырь и Антониевы пещеры.
Прибытие на Афон и постриг
Оставив родные края, юноша отправляется в Палестину, туда, где Сын Божий когда-то проповедовал своё учение. Странствуя по Греческой земле, Антипа посещает монастыри, смотрит, впитывает, усваивает. Знание основ монастырской жизни пригодится ему позже, когда под его надзором и благодаря его непрестанным молитвам начнёт зарождаться один из самых сильных духовных центров Русской земли.
В одной из афонских обителей, монастыре Эсфигмен, странник был пострижен в иноки под именем Антоний. Несколько лет на Афоне прошли для подвижника как один день. Зарекомендовав себя как строгого аскета и скромного молитвенника, он получает благословение от настоятеля вернуться на Русь для утверждения там христианской веры. такое напутствие получает инок и отправляется в дорогу.
Почитание преподобного Антония Печерского
Мощи преподобного Антония почивают под спудом в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, место погребения по лаврской традиции отмечено иконой преподобного, рядом расположена пещерная церковь во имя Антония и его келья, описанные в «Тератургиме» Афанасия (Кальнофойского) 1638 г. Определенных сведений о времени канонизации Антония Печерского нет. Однако о почитании Антония в Печерском монастыре уже в последней четверти XI в. можно судить по тому, что в это время здесь было составлено его Житие. Первое явное свидетельство церковного почитания Антония вне Киево-Печерского монастыря — посвящение Антонию и Феодосию Печерским в 1394 г. церкви в тверском Желтикове Успенском монастыре Тверским епископом Арсением, составителем Арсениевской редакции Печерского патерика []. С рубежа XIV — XV вв. в списках Пролога второй редакции, таких как Спасо-Прилуцкий и Успенский Прологи, под 7 мая помещена переделка «Сказания, чего ради прозвася Печерский монастырь», именуемая «Слово об Антонии» или «Успение Антония». Однако дата этих списков не определяет времени создания памятника, т. к. более ранние списки Пролога, созданные во Владимиро-Суздальской Руси, не сохранились. В середине — третьей четверти. XV в., возможно, одновременно с написанием службы Антонию, была создана и новая версия Слова о преподобном, именуемая в заголовке Житием, также на основе Сказания о Печерском монастыре. Текст помещен под 10 июля и снабжен стихом: «Антоние, возлюбив пещеру темную, доброты земныя оплевав, светло просия. Иже к Антонию притечет, грехом прощение приемлет. Антоние от земных к Богу преидет».
В 1459–1461 гг. по благословению святителя Ионы в Новгороде Пахомий Логофет составил службу Антонию Печерскому. Служба бденная, содержит два канона преподобному. В службе подробно излагается житие святого. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. В 1643 г. в Киеве был составлен канон преподобным отцам Печерским, автором которого считается Мелетий Сириг.
Антониевы пещеры в Чернигове
1069 год
Антоний сбегает от гнева Киевского князя Изяслава в город Чернигов
В 1069 году Антоний спешно бежал от гнева Киевского князя Изяслава в город Чернигов. Изяслав-сын Ярослава мудрого, был подвержен влиянию и изменчив в решениях. Он поверил клевете о сговоре Антония с врагами. В ту пору на Руси враждовали князья-братья Ярославичи. Камнем преткновения стало перераспределение уделов земли.
В Чернигове Антоний получил поддержку князя Святослава, но преподобный искал покоя. Он вырыл пещеру на Болдиных горах, и уединился в ней. Вскоре возле его обители, как уже происходило не раз, стали селиться иноки.
Поныне на этом месте стоит Троицкий монастырь. Под землей находится пещерный христианский монастырь с множеством тоннелей.
Интересен выбор Антонием Болдиных гор. Место мистическое и неоднозначное. Именно там в дохристианские времена стояло древнее языческое святилище с идолами и храмом бога Перуна. Там проводили ритуалы и приносили жертвы языческим богам.
Антониевы пещеры разрослись в большой четырехъярусный монастырский комплекс.
Существует легенда о фигуре монаха, который появляется в призрачном тумане в коридорах тоннеля.
Келья Троицкого монастыря. На месте этого монастыря когда-то была пещера Антония
Храмы во имя преподобного Антония Печерского
В Успенском соборе Киево-Печерского монастыря преподобному Антонию был посвящен один из четырех престолов, устроенных на хорах церкви. С XVII в. имеются упоминания о церкви во имя Антония в Ближних пещерах. Между 1473 и 1510 гг. в Псково-Печерском монастыре была построена деревянная церковь во имя Антония и Феодосия Печерских. Ок. 1522 – 1523 гг. вместо нее при расширении пещерной соборной Успенской церкви был устроен одноименный придел. Придел во имя Антония и Феодосия Печерских существует в усыпальнице под Успенским собором нижегородского Печерского Вознесенского монастыря и датируется 1648 г.
Киево-Печерский монастырь
Основанный в 1051 году преподобным Антонием монастырь в 1096 г. потерпел нападение половцев. Святыни были разграблены и поруганы. Но уже в 1108 г. при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен и даже достроен. Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный преподобным Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключенных. С переселением братии в большой монастырь пещеры были обращены в усыпальницу для иноков, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. В XI и XII вв. из монастыря вышло до 20 епископов, все они сохраняли большое почтение к родной обители. В 1203 г. при новом опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами Киево-Печерская обитель была разграблена. После запустения вследствие набегов и иных бедствий в XIV в. монастырь был возобновлен. После Брестской унии в 1596 г. была предпринята попытка подчинить монастырь, находящийся в непосредственном велении Вселенского патриарха, киевскому униатскому митрополиту; но монахи во главе с архимандритом Никифором Туром оказали вооруженное сопротивление. Вторая попытка униатов овладеть монастырём, в 1598 г., была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой от униатов и свои обширные имения. Тогда же, в конце XVI века, монастырь получил статус ставропигии Константинопольского Патриарха. В условиях экспансии униатства Лавра стала оплотом православия в Юго-Западной Руси. При архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в монастыре работала основанная в 1616 г. типография и в рамках борьбы с униатством началось печатание богослужебных и полемических книг. Петр Могила основал здесь училище, которое впоследствии было соединено с братским училищем и послужило началом Киево-Могилянской коллегии. В 1718 г. пожар истребил великую церковь, архив, библиотеку и типографию. В 1729 г. церковь была возобновлена. В 1731 – 1745 гг. к юго-западу от Великой церкви была построена Великая Лаврская колокольня. После 1919 г. монашеская община продолжала существовать как артель. На Всеукраинском предсоборном совещании («обновленческом»), проходившем с 11 по 15 ноября 1924 г. в Харькове, по докладу обновленческого Киевского митрополита Иннокентия (Пустынского) было принято постановление о необходимости перехода Киево-Печерской Лавры в ведение Всеукраинского Священного Синода (обновленческого), что и произошло 15 декабря 1924 г. 29 сентября 1926 г. ВУЦИК и Совет народных комиссаров УССР приняли постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок». Постепенное вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершились к началу 1930 г. полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась разорению. В период немецкой оккупации Киева в Лавре был организован полицейский участок, где оккупационными властями было убито около 500 мирных граждан. 3 ноября 1941 г. немецкими оккупантами был взорван Успенский собор. После освобождения Киева в 1943 г. советские власти не решались вновь закрыть Лавру. Монастырь повторно был закрыт в ходе «хрущёвских» антирелигиозных кампаний в 1961 году. В июне 1988 г. в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси постановлением Совета министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер. В настоящее время Киево-Печерская лавра является действующим монастырем.