Проповеди. митрополит антоний сурожский
Содержание:
- Книги, беседы и проповеди
- О молитве…
- Грех и покаяние
- Смерть
- Россия:
- Митрополит Антоний Сурожский — биография
- Свобода и рабство. Дисциплина и послушание
- «Научитесь быть»
- Взаимоотношения людей. Любовь. Брак
- Путь к служению
- Слово владыки
- Эмиграция
- Старость и решение проблем прошлого
- Биография
- Афоризмы и цитаты
- Награды
- Работы и проповеди
Книги, беседы и проповеди
Впервые книги митрополита Сурожского Антония появились на английском языке в 1960-х годах. Стоит отметить, что книги эти в основной своей массе не являются непосредственно плодом его писательского труда. Это лишь переработанные записи проповедей и бесед владыки, произнесенных им в разных местах для разной аудитории. Когда митрополита однажды попросили подписать свежее издание, он удивленно воскликнул: «Представляете, я даже не знаю, о чем эта книга!».
В России труды владыки Антония появились позднее, когда по радио BBC начали звучать его проповеди и беседы. Магнитофонные записи его выступлений и сборники, составленные по ним, издавались самиздатом и бережно передавались из рук в руки.
Основной чертой всех трудов владыки Антония является то, что каждое его слово находит отклик в душах слушателей. Происходит это по той причине, что все сказанное им представляет собой личный духовный опыт, сокровенные переживания и открытия автора.
Сегодня его труды широко известны во всем мире:
- Одним из самых читаемых трудов владыки является книга «Человек перед Богом», которая представляет собой сборник проповедей, произнесенных с 1969 по 1991 год. Все беседы объединены одной общей темой: внутренняя жизнь человека, определяющая его отношения с Богом. Произведение адресовано не только верующим, оно обращено ко всем, к каждому человеку лично. Владыка напоминает, что вера не есть нечто отдельное, оторванное от повседневной жизни — напротив, вера пронизывает все сферы и прочно вплетается в существование любого из нас.
- Еще одним замечательным трудом является книга «Воскресные проповеди», которая включает в себя цикл бесед на воскресные евангельские чтения, охватывающие весь годичный богослужебный круг. Слова, никогда не произносимые митрополитом по бумажке, затрагивают тут важные богословские, нравственные и просто бытийные моменты жизни людей.
- Сборники трудов: «Быть христианином», «Может ли верить и молиться современный человек», «О слышании и делании», «О встрече», «Ступени», «Жизнь. Болезнь. Смерть», «Беседы о вере и Церкви», «Пути христианской жизни». Все эти произведения призваны не просто рассказать читателю о вере. Их основная задача — раскрыть значимость и глубину духовной жизни, познакомить людей с Богом, научить усердному труду над собой и искренней, бескорыстной любви к ближнему.
- Такие книги, как «Пробуждение к новой жизни», «Бог. Да или нет?», «Уверенность в вещах невидимых» и ряд других, открывают перед читателем глубокий и до конца не постижимый мир веры, служат маяком на тернистом пути духовного возрастания.
О молитве…
Преподобный отмечал, что для него Молитва Господня годами была одной из самых трудных. Вполне логично, что каждое в отдельности предложение доступно и, главное, понятно каждому в рамках его опыта, духовного роста, углублённости в веру
«В целом многие не могут найти самого важного ключа, потому что обращение к Богу — это целый путь духовной жизни», — так считал Антоний Сурожский. О молитве он говорил долго и вдумчиво, помогая верующим сознать всю силу и смысл слова нашего, обращённого к Христу
Можно воспринимать любую молитву по двум частям. Первая — призыв: «Отче наш». Далее — три прошения. Это и есть сыновьи молитвенные строки, потому что все мы — дети отца нашего небесного. Затем идут прошения, которые могут послужить путеводной звездой, чтобы искренне познать глубину собственной веры. Отец небесный — это источник нашей жизни, воспитатель, действующий на силе безграничной любви к нам. Мы все браться и сестры Христовы по человечеству.
При молитве, по словам преподобного, часто возникает такое чувство, как будто мы призываем Господа к тому, чтобы он сделал что-то. Мы молимся, как нищие протягивают руку. А Господь послал каждого из нас в мир для того, чтобы строить Царствие Божие, град Божий, который должен быть вместе с градом человеческим. Поэтому в молитве мы должны просить о том, чтобы стать верными созидателями этого Царства.
Господь нас никогда не забудет, даст хлеб материальный, вещественный. Верующие должны искать в Боге встречи с ним, как со словом, которое послано в Евангелии. Именно там Господь указывает нам путь, путь к нему и к Царству Божьему.
Со всей полнотой и искренностью говорил Антоний Сурожский о любви, молитве, дружбе и личности человека в Боге.
Грех и покаяние
…Спаситель спрашивает: Хочешь ли ты быть исцелен?.. Казалось бы, этот вопрос не только неожиданный, но просто непонятный: кто же не хочет быть исцелен? Но слово исцеление не значит просто телесное выздоровление; быть исцеленным – это значит быть как бы вновь сотворенным, снова стать цельным, без изъяна, в полной гармонии между Богом и собой, гармонии между совестью, внутренней правдой – и жизнью. И вот эти два вопроса Спаситель Христос ставит так или иначе каждому. Всякий из нас готов ответить: Да! Я хочу цельности! – но так ли это? Хотим ли мы цельности всей нашей природы и ума, исцеленного от всякого помрачения, и сердца, очищенного от всякой нечистоты, и воли, направленной только на гармонию с волей Божией, и плоти, свободной от всех нечистых влечений, – хотим ли мы этого? Хотим ли так быть исцеленными, чтобы ничего в нас не осталось, что не было бы Божиим, и что не было бы достойно нашего человеческого величия и чести, достоинства?
Будь оно так, мы должны были бы всей жизнью и внутренним нашим устремлением, и всеми нашими поступками и словами быть как бы подобием Христа.
Смерть
Антоний Сурожский умер летом 2003 года в Лондоне. Причиной смерти стало онкологическое заболевание, с которым он боролся и за полгода до этого перенес операцию.
Когда состояние здоровья мужчины ухудшилось, его определили в хоспис, там он и провел последние дни. Могила митрополита находится на Бромптонском кладбище.
При жизни и уже после смерти Антония Сурожского выходили книги с его беседами, причем сам мужчина их не писал. Это были отредактированные расшифровки записей с его лекций и встреч с людьми.
Антоний Сурожский в последние годы
В память об Антонии в 2012 году вышли 4 фильма под названием «Апостол любви». Почти 15 лет автор и режиссер Валентина Матвеева снимала Антония, и собранный ею уникальный материл лег в основу серии кинолент. В них собраны воспоминания людей, близко знавших проповедника.
Россия:
Каждая страна выбирает какое-нибудь выражение, которым она себя характеризует; но это выражение не обязательно описывает то, что есть на самом деле, а то, что является ее идеалом и устремленностью. Так, Франция себя называла La France tre s-chre tienne, немцы настаивали на Deutsche Treue, верности немецкой; Россия говорила постоянно о Святой Руси. А вот в какой мере она была свята и в какой – в борении, всецело ли она была устремлена к этому – и не осуществила своего осознанного призвания, мы можем видеть просто из русской истории: там на редкость сгущены и святость и ужас. Одна из коротких, ясных, ярких картин того, что бывало, это рассказ Лескова под названием “Чертогон”, где мы видим человека и верующего, и благочестивого, на которого находит действительно “черт знает что”, именно не в ругательном, а в прямом смысле. И тогда он беснуется и, перебесившись, вдруг возвращается к Богу – и обратно идет к прежнему. Это в общем для русской истории очень характерно, и все время постоянно красной нитью проходит.
Митрополит Антоний Сурожский — биография
Митрополит Антоний Сурожский (в миру Андрей Борисович Блум), родился 19 июня 1914 года в Лозанне, в семье сотрудника российской дипломатической службы. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе, в 1923 г. осела во Франции. Мальчик рос вне Церкви, но однажды подростком услышал беседу о христианстве видного богослова, который, однако, не умел говорить с мальчиками, выше всего ценившими мужество и военный строй.
После средней школы окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. В 1931 году был посвящен в стихарь для служения в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московского Патриархата в Париже, и с этих ранних лет неизменно хранил каноническую верность Русской Патриаршей Церкви.
10 сентября 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии тайно принес монашеские обеты; в мантию с именем Антоний (в честь преп. Антония Киево-Печерского) был пострижен 16 апреля 1943 г., под Лазареву субботу; постриг совершал настоятель Подворья и духовник постригаемого архимандрит Афанасий (Нечаев).
Во время немецкой оккупации он был врачом в антифашистском подполье. После войны продолжал медицинскую практику до 1948 года, когда митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. мч. Албания и преп. Сергия. С сентября 1950 г. он был настоятелем храмов св. ап. Филиппа и преп. Сергия в Лондоне. В 1957 г. он был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе, а в 1962 г. назначен на вновь образованную на Британских островах, в рамках Западноевропейского Экзархата, Сурожскую епархию. В 1966 г. возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе.
За годы служения Владыки Антония в Великобритании единственный приход, объединявший малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию , канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью. Митрополит Антоний стал широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник; его постоянно приглашают выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви.
Особенность творчества Владыки была в том, что он ничего не писал, его слово рождалось как устное обращение к слушателю, — не безликой толпе, а каждому человеку, нуждающемуся в живом слове о Живом Боге. Поэтому все изданное печатается по магнитофонным записям и сохраняет звучание этого живого слова.
Первые книги о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-ые годы и переведены на многие языки мира; одну из них (“Молитва и жизнь”) удалось опубликовать в Журнале Московской Патриархии в 1968 г.
В России слово Владыки звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы Би-би-си; его приезды в Россию становились значительным событием, магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей (и бесед в узком кругу близких людей на частных квартирах), словно круги по воде, расходились далеко за пределы Москвы.
Кроме награды от Абердинского университета (1973г.), Митрополит Антоний — почетный доктор богословия факультетов Кембриджа (1996), а также Московской Духовной Академии (1983 — за совокупность научно-богословских проповеднических трудов). 24 сентября 1999 года Киевская Духовная академия присудила митрополиту Антонию Сурожскому степень доктора богословия honoris causa.
Митрополит Антоний скончался 04 августа 2003 года в Лондоне…
Свобода и рабство. Дисциплина и послушание
Свобода не в том, чтобы человек мог делать все, что ему вздумается, но в том, чтобы он в самом настоящем смысле слова был самим собой…
…родиться с правами свободного человека вовсе не значит быть свободным или остаться свободным. Если вы рождены с правами свободного человека, но стали рабом своих страстей в каком бы то ни было виде, то о свободе больше нельзя говорить…
…свобода… неразлучно связана с дисциплиной: чтобы, родившись свободным, таковым остаться, надо научиться владеть собой, быть хозяином себе.
…два понятия сразу связываются с понятием свободы: способность владеть собой, и та прошколенность, которая к этому ведет, которая в сущности и есть послушание.
…послушание в основе заключается в том, чтобы научиться… вслушаться в то, что говорит другой. И цель его – именно перерасти себя благодаря тому, что ты вслушиваешься в мудрость или в опыт другого человека.
…когда я говорю о послушании, я именно говорю не о том, чтобы раболепно исполнять те или другие правила жизни, а о том, чтобы вслушиваться. Слово «послушание» от слова «слушать».
…послушание и свобода неразрывно связаны; одно является условием другого, как школа. Но конечная цель такого послушания, начинающегося со слушания, вслушивания в мысли, чувства, опыт другого человека – нас научить такой отрешенности от своих предвзятых мыслей или владеющих нами чувств, что мы можем потом вслушиваться в волю Божию.
«Научитесь быть»
Обсуждение духовных аспектов пожилого возраста — очень важный вопрос, о чем не раз упоминал Антоний Сурожский. «Научитесь быть» — это особая проповедь, раскрывающая для верующих понятия старости и проблемы, которые присущи этому возрасту.
Митрополит отмечал, что в старых или пожилых летах начинают выявляться те проблемы, которые таились в прошлом, присутствуют в настоящем и, возможно, появятся в будущем. Мы не должны закрывать глаза на свое прошлое, необходимо иметь смелость встретить его лицом к лицу. Болезненные, уродливые, неладные ситуации помогают нам обрести внутреннюю зрелость и наконец-то разрешить, развязать эти вопросы и стать по-настоящему свободными.
Взаимоотношения людей. Любовь. Брак
…надо сознавать,.. как важны и драгоценны все наши человеческие отношения, как они могут сыграть решающую роль в абсолютных событиях нашей жизни. Как нам надо воспринимать и бережно, и вдумчиво, и целостно все отношения, какие у нас есть; потому что каждое отношение определяет ситуацию, которая может расцвести в чудо – в чудо встречи с Богом.
…одна из самых трагических вещей на свете – это когда два человека или две группы людей не могут встретиться, не только не имеют общего языка, но не имеют даже точки соприкосновения, когда они, как две параллельные линии, идут каждая в свою строну, как две противоположные бесконечности.
…совсем нелегко научиться слушать с намерением услышать, очень трудно смотреть с намерением увидеть.
Меня очень поражает слово встреча… — это ликующая радость, потому что каждый себя видит в другом и одновременно сознает эту двойственность… это единство двух.
Любить – значит перестать в себе самом видеть центр и цель существования.
Любовь сказывается вот в чем: в человеке мы вдруг прозреваем что-то, чего никто не видел; человек, который проходил незамеченный, оставленный, отброшенный, чужой, человек, который был просто в массе человечества, вдруг нами замечен, делается значительным, единственным и приобретает в этом смысле окончательное значение.
Не потому Церковь, отдельный человек так воспринимаются, чтятся, что есть эта чистота и добродетель, а потому что человек, которого полюбили, делается тем, чем он, может, никогда и не был. Он получает качество вечности.
Физическое общение мужчины и женщины не греховно; греховно вожделение, греховна бесчувственная жадность. В идеале брак или взаимное общение, которое приводит к нему, начинается в том, что человек другого любит, сердцем любит настолько, что они делаются едиными в духе, едиными в душе; и совершенно естественно, что эта любовь охватывает всего человека, включая и его тело. Просто дивно думать, что и телесность наша участвует в тайне любви, – не обладания, не вожделения, именно той любви, которая делает двух едиными…
Царство Божие уже пришло тогда, когда двое перестали быть двумя и стали едины…
И в Ветхом, и в Новом Завете говорится, что в браке два человека делаются одной плотью, то есть одним живым существом, одной личностью в двух лицах; и разумеется, в этом не может быть греха по существу…
…не в браке грех, не в соединении двух грех, а в том именно, что в таких случаях нет соединения, в том, что когда нет любви, делающей из двух одно, единое существо, тогда это просто общение двух отдельных, друг друга исключающих, друг друга не признающих до конца особей. Это – грех, это прелюбодеяние, это нечистота.
…свобода… это: состояние, когда два человека так друг друга любят, с таким глубочайшим уважением друг к другу относятся, что они не хотят кромсать друг друга, менять друг друга, они взаимно в созерцательном положении…
Путь к служению
Сложные времена для христианской проповеди были у владыки Антония. Тем не менее он с помощью Божией справился и смог создать православную общину на Западе, которая существует и по сей день.
Митрополит Антоний Сурожский
Детство и отрочество
Родился будущий служитель Господень 19 июня 1914 года в Швейцарии, в городе Лозанне. Родители нарекли мальчика Андреем. Дедушка Андрея по материнской линии был русским дипломатом, что позволило ему побывать в разных частях мира. Мать, Ксения Николаевна Скрябина, познакомилась с отцом мальчика в турецком городе Эрзуруме.
Практически сразу после рождения ребенка семья вернулась в Россию. Уже в 1915 году семья перебралась в Персию. Здесь воспитанием мальчика занималась мама и бабушка. В связи с неспокойными временами и нарастающей опасностью, Ксения была вынуждена оставить своего мужа и перебраться в более безопасное место.
Только через год семье удалось осесть во Франции. К эмигрантам в то время относились плохо, да и с постоянной работой были проблемы. Тем не менее знание нескольких языков помогло Ксении Николаевне устроиться стенографисткой.
Андрея устроили в школу, которая находилась на окраине Парижа. Здесь мальчик терпел издевательства и насмешки от сверстников, но не пал духом и получил образование. К сожалению, у матери не хватало средств на обучение сына. Она решилась воспользоваться помощью католического прихода, который предлагал помощь русским эмигрантам, в том числе и стипендии на обучение. Условием такой помощи был переход в католичество. Но мальчик выразил свое негодование, назвав подобную ситуацию торгашеством с боку католической Церкви.
С 14 лет Андрей начал изучение Священного Писания. В 1931 году он стал прислуживать в храме, который принадлежал подворью имени трех святителей. Это подворье находилось в составе Русской православной церкви, что указывает на принадлежность юноши именно к канонической Церкви.
Монашество
После школы Андрей поступает на медицинский факультет Сорбонского университета. Во время обучения он решает принять монашество. К самому началу войны он получил образование хирурга и был вынужден отправиться на фронт, дав при этом монашеские обеты.
И только после возвращения в 1943 году Андрей был пострижен в монахи с именем Антоний. По окончании войны он нашел своих родных и вернулся в Париж.
Антоний Сурожский (Блум)
В 1948 году Антония рукоположили в иеродиакона, а позже и в иеромонаха. Он стал настоятелем храма в Лондоне. В 1956 году был возведен в сан архимандрита. В 1957 году его рукоположили в сан епископа Сергиевского. В 1962 году он стал архиепископом Сурожской епархии, которую возродили на Британских островах. До 1974 года владыка Антоний являлся Патриаршим Экзархом в Европе.
В последние годы жизни он редко проводил богослужения в связи с плохим самочувствием. Митрополит Антоний отошел ко Господу 4 августа 2003 года.
Интересно! Во время Второй мировой войны еще молодой Андрей состоял в рядах французского Сопротивления, тем самым внеся свою лепту в победу над нацистской Германией.
Слово владыки
Спустя некоторое время отец Анатолий становится предстоятелем Сурожской епархии. Вначале это был небольшой приход, открытый для группы русских эмигрантов. Под руководством владыки он стал образцовой, многонациональной общиной.
Слово преподобного разносилось значительно дальше английских верующих, показав богатство Православия многим западным христианам. Кроме того, его аудиозаписи, книги-самиздат, беседы и живые проповеди вернули на путь Божий многих россиян. Именно таким остался в памяти верующих преподобный Антоний Сурожский. Биография митрополита оборвалась в 2003 году, он скончался в Лондоне.
Эмиграция
Детство Андрея прошло в Иране, где отец работал консулом, и в России. Но после революции 1917 года семье пришлось уехать в Европу, разделив эмигрантскую судьбу сотен тысяч русских семей, выброшенных из России новой властью.
После нескольких лет скитаний в 1923 году они осели во Франции, где он закончил рабочую школу на окраине Парижа. «Почему? Она была самая дешевая, во-первых, затем, единственная по тому времени вокруг Парижа и в самом Париже, где мне можно было быть живущим.».
Чтобы дети не утратили связи с Россией, не забыли язык и культуру страны, для мальчиков и девочек Парижа и других городов Франции создавались различные организации. Так, например, в 9 лет Андрей попал в скаутский лагерь организации, которая называлась «Молодая Россия».
Там мальчиков учили мужеству, выдержке и готовности к подвигам и правилам русского языка, грамматике. После распада «Молодой России» была организация «витязей», которая тогда начинала формироваться внутри Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД). Отличиями РСХД от предыдущей организации были высокий культурный уровень и религиозность, — при организации был священник и церковь в лагере.
Андрей Блум (справа) и отец Георгий Шумкин в летнем лагере «Витязей» при РСХД. Из архива Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского»
В 14 лет Андрей Блум, будучи атеистом, вдруг невольно услышал проповедь русского православного священника (отца Сергия Булгакова), приехавшего в летний лагерь РСХД, чтобы встретиться с молодежью. То, что услышал юноша, претило собственным убеждениям: кротость, смирение, покорность — рабские чувства.
Чтобы раз и навсегда удостовериться в своей правоте, он решил прочесть Евангелие, выбрав самое короткое из всех, что были дома. Вот как вспоминает тот момент сам митрополит Антоний Блум:
«Как только я 14-летним мальчиком прочел Евангелие, я почувствовал, что никакой иной задачи не может быть в жизни, кроме как поделиться с другими той преображающей жизнь радостью, которая открылась мне в познании Бога и Христа.».
Старость и решение проблем прошлого
Каждый пожилой или старый человек должен заняться решением проблемы прошлого, если действительно есть вера в то, что Бог есть Бог живых, что все мы в Нем живы и существуем ради Него и для Него. Невозможно просто сказать о том, что произошло примирение со злом, которое было причинено другим, необходимо примириться с обстоятельствами…
Существует еще проблема настоящего. Когда время приносит старость и отбирает всё, что составляло молодые годы, перед людьми всегда встают определённые проблемы. Слабеют физические силы, да и умственные способности уже не те… Большинство людей пытаются разжечь угли в угасающем пламени, желая стать такими же, как раньше. Но это и есть главная ошибка, и искусственно раздуваемые угли стремительно превращаются в пепел, и внутренняя боль становится лишь сильнее.
Биография
Митрополит Антоний Сурожский, биография которого представлена ниже — не просто значимая историческая личность православного мира. Это целая эпоха для многих, источник знаний о Христе и вере в условиях длительного информационного голода. Это пример безмерной любви к людям, взращиваемой непрестанным служением каждому, кто встречался на его тернистом и трудном жизненном пути.
Семья и детство митрополита Антония
Владыка Антоний (в миру Андрей Борисович Блум) происходил из семьи сотрудника российской дипломатической миссии. Его отец — Борис Эдуардович Блум — имел шотландские корни, а мать — Ксения Николаевна Скрябина — была сестрой известного русского композитора Александра Скрябина.
Родился Андрей Блум 6 (19) июня 1914 года в швейцарской Лозанне, где семья пробыла еще несколько месяцев после его появления на свет. В течение почти двух лет они прожили в Москве, до тех пор, пока отец не получил назначение в Персию, где и прошло детство Андрея. Воспитанием мальчика в основном занимались мать и бабушка по материнской линии, хотя некоторое время при нем находилась русская няня.
Скитания
С началом революции в России для семьи Блум наступили особенно тяжелые времена. В то время, как отец вынужден был оставаться в Персии, мать и бабушка пытались вывезти мальчика из страны. Начался период постоянных изнуряющих переездов. Ища приют, они несколько лет скитались по Европе и лишь в 1923 году осели во Франции.
Франция отнюдь не была радушна, и встретила эмигрантов новыми трудностями и безработицей. Ксении Николаевне, однако, удалось найти работу благодаря знанию иностранных языков и навыкам стенографистки.
Школьные годы
Андрея отдали в школу. Это была не просто общеобразовательное учебное заведение, это была настоящая школа жизни, терпения и мужества. Находилась она на окраине Парижа, в той ее части, куда после захода солнца не решались заглядывать даже полицейские.
Издевательства и побои, наносимые старшими учениками, делали жизнь там еще более невыносимой.
Воспоминания об этом месте были настолько тяжелы для митрополита Антония, что уже в зрелом возрасте, когда, проезжая на метро, он услышал название той станции, где раньше находилась его школа, владыка упал в обморок.
В таких сложных условиях приходилось расти и выживать маленькому Андрею. И хотя жизнь семьи проходила вдали от России, нежное и трепетное чувство к Родине сохранилось в матери и бабушке мальчика и, безусловно, передалось и ему самому.
Обретение веры
Долгое время будущий митрополит был глубоко равнодушен к вере. Однако произошедшая однажды встреча юного Андрея с католиками полностью изменила его мировоззрение. Случилось это тогда, когда мать, стесненная в средствах, привела юношу к ним на «смотрины» с целью получения стипендии, объявленной для русских детей.
Андрей с успехом прошел собеседование и мог быть облагодетельствован, если бы не жесткое требование принять католичество.
Такой подход серьезно возмутил мальчика, и он выразил свой отказ с особой, недетской твердостью. Встреча оставила после себя неизгладимое впечатление и привела к непринятию Церкви в целом.
Вторым поворотом духовного пути стала беседа четырнадцатилетнего Андрея с проповедником — отцом Сергием Булгаковым.
Слова, произнесенные тогда священником, затронули тонкие душевные струны юноши, однако и вызвали в нем бурю негодования и протеста. Придя домой, он попросил у матери Евангелие, чтобы самому удостовериться в своей правоте, но внимательное и вдумчивое чтение Священного Писания произвели на Андрея абсолютно противоположное действие. Новый день он встречал уже верующим человеком, столкнувшимся лицом к лицу со Христом. Это событие определило всю последующую жизнь Андрея.
С 1931 года юноша начинает пономарить на Трехсвятительском подворье Парижа, принадлежащем Православной Церкви Московского Патриархата.
Афоризмы и цитаты
Антоний Сурожский был тем человеком, который обладал даром произносить слова, способные коснуться души того, к кому были обращены. Более того, они до сих пор оставляют неизгладимый след в сердцах людей, заставляют задуматься, взглянуть на себя с новой стороны и, в конечном итоге, переменить жизнь. Каждое его слово наполнено глубочайшей искренней верой и особой мудростью, основанной на любви к Творцу и Его творению.
Несмотря на то, что прошло уже более 15 лет со дня кончины этого великого проповедника, его проповеди все так же актуальны для нас потому, что несут в себе не только нравственные идеалы, но и неподдельную любовь к человеку.
Награды
Церковные:
- орден св. равноап. кн. Владимира 2-й степени (1964)
- орден вмч. Георгия Победоносца 1-й степени (1977, Грузинская Православная Церковь)
- право ношения двух панагий (14 ноября 1978)
- орден Командора 1-й степени (1978, Финляндская Православная Церковь)
- орден прп. Сергия Радонежского 1-й степени (7 сентября 1981)
- орден святых апостолов Петра и Павла 1-й степени (1981, Антиохийская Православная Церковь)
- орден Животворящего Креста Господня 1-й степени (1981, Иерусалимская Православная Церковь)
- орден св. равноап. князя Владимира 1-й степени (19 февраля 1984, в связи с 60-летием)
Светские:
- медаль Советского Фонда мира (1979)
- орден Дружбы народов (19 февраля 1984, в связи с 60-летием)
Работы и проповеди
Большая часть изданных работ митрополита Антония Сурожского не была написана им самим. Они печатались путём воспроизведения устных лекций. Стоит отметить, что Антоний практически никогда не готовился к проповедям. В большинстве своём он предпочитал отвечать на вопросы прихожан или студентов.
Основной целью Антония (фото приложено) являлось не только укрепления веры в Господа, но и в самого себя, ведь человек – это образ и подобие Божие.
Кроме того, Антоний уделял большое внимание литургической жизни. Также митрополит пытался донести до своих слушателей, что они не просто верующие, находящиеся в церкви, а часть Церкви
Каждый должен видеть себя и осознавать свою роль и значимость.
За всю свою жизнь митрополит написал большое количество книг. Среди них:
- «Жизнь и вечность. 15 бесед о смерти и страдании»;
- «Быть христианином»;
- «Человек перед Богом»;
- «Ступени»;
- «Учитесь молиться»;
- «О слышании и делании»;
- «Таинство любви»;
- «Жизнь, болезнь, смерть»;
- «Уверенность в вещах невидимых» и т. д.