Искушения — это… понятие и виды искушений

Искушение на примере измены

Самый типичный пример: мужчина намеревается изменить своей жене с другой женщиной, но пока никак не решится на это, поскольку все-таки ценит свой брак. И вот он ходит, смотрит на эту женщину, в лице которой видит потенциальную любовницу, думает о ней беспрестанно, начинает ощущать нервозность. В конце концов, он, приходя с работы домой, начинает в первую очередь придираться к своей жене по любому поводу, искать ее оплошности, чтобы хоть как-то для самого себя оправдать свое же негожее поведение, проявляющееся в желании совершить акт плотских утех не с той женщиной, которую когда-то взял в жены, а с молоденькой сексуальной и невероятно привлекательной девушкой из соседнего дома.

Доходит до того, что мужчина плохо спит, практически теряет аппетит, у него ухудшается мозговая активность, и на работе он тормозит собственный производственный процесс. В итоге его терпение лопается, искушение страстью берет над ним верх, и он поддается порочному влечению, изменяя супруге с такой желанной для него женщиной.

Искушение и зависть

На разных чашах весов часто также находятся такие понятия, как благородство и искушение завистью. Печально констатировать этот прискорбный факт, но нынешнее общество медленно и уверенно деградирует, все чаще проявляя на практике свое малодушие. И благородных людей среди нынешнего социума становится все меньше и меньше, в то время как количество завистливых прямо пропорционально растет.

Искушение дьявола в обличье зависти проникает в далекие уголки сознания человека и прочно там закрепляется, усиливая свое влияние на его мысли и думы, заставляя злословить на человека, который имеет больше, который успешнее, который пользуется благосклонностью окружающих. Так, очень часто женщины завидуют своим подругам, которые в разы стройнее их самих. Мужчины завидуют своим начальникам, у которых есть дорогие машины и огромное количество женщин. Даже ребенок подвергается этому вопиющему ощущению, когда смотрит на сверстника с такими замечательными игрушками, которых у него самого нет.

Искушение

«Библейский словарь» определяет слово «искушение», как церковнославянское слово, обозначающее «испытание», причем, в разном контексте слово может иметь свои оттенки. Например, это может быть действие Бога, испытание, посланное от Него, направленное на проверку человеческой стойкости.

Это может быть провокация людей или бесов с целью заставить человека согрешить или выказать себя с нелицеприятной стороны; это может быть внутренний посыл человека, подталкивающий его к грехопадению, а может быть и испытание человеком Божьего терпения.

Например, в библейской Книге Исхода есть эпизод, когда евреи ругают Моисея, а он предостерегает их, указывая на то, что они искушают Господа: «И хулили люди Моисея, говоря: даждь нам воду, да пием. И отвечал им Моисей: что хулите меня? И что искушаете Господа? (Исх. 17:2).

Протоиерей Игорь Филин считает, что искушение – это предложение совершить грех, и исходить оно может от кого угодно: от самого человека, от бесов или от других людей. По сути, это проверка человека на прочность, поэтому неудивительно, что она может исходить и от Бога. Следует помнить, что даже Христос в пустыне, томимый жаждой, взалкал, и был тотчас искушаем дьяволом.

Преподобный авва Дорофей, живший в конце VI века указывал, что ежели человек совершит благое дело, то за этим обязательно последует искушение, проверяющее верующего на прочность. К этому необходимо быть готовым и этому не стоит удивляться, а следует терпеть, молиться и благодарить Бога, так как искушение не только испытывает, но и обучает душу

Следует лишь просить Бога о том, чтобы даровал внимание и терпение

Таким образом, искушение – это процесс, который должен принести свой особый плод. Современный проповедник Андрей Ткачев говорит, что плод этот — самопознание, понимание своих слабостей, ведущее к их исправлению.

Так что же делать, чтобы не поддаваться искушениям?

Наблюдать за собой — если не в течение дня, то хотя бы несколько часов в сутки. Молитва, изучение Священного Писания, участие в таинствах — это наше вечное оружие в борьбе с дьяволом. В монастырях есть ещё практика исповедания помыслов, когда более опытные воины Христовы — духовники — раскрывают козни врага ещё в зачаточном состоянии. Бороться с сатаной трудно: у него многовековой опыт искушения людей, он тысячелетиями сражается с человечеством. А человек рождается на несколько десятилетий всего, и как ему противостоять искусным козням? Только с помощью изучения опыта предыдущих поколений, а это Священное Писание и труды святых отцов.

Также в борьбе с искушениями важно, в каком обществе мы вращаемся, с кем общаемся. Мне вспоминается «Исповедь» блаженного Августина, в которой он рассказывал о себе такой случай

Однажды друзья-язычники пригласили его на гладиаторские бои. Он не хотел идти, так как считал, что христианину не должно развлекаться таким образом. Однако его всё же уговорили пойти, предложив просто посидеть за компанию, пообщаться и не смотреть на арену. Конечно, не смотреть не удалось, и через некоторое время, увлёкшись кровавым зрелищем, он уже кричал вместе со всеми, как бесноватый, поднимая палец то вверх, то вниз. Эта история показывает, насколько прав был апостол Павел, который учил: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33). Очень важно, каких мы выбираем друзей и единомышленников. Во все времена лучше быть одному, чем вместе с кем попало. Не стоит гнаться за количеством друзей, лучше пусть они будут с вами одной веры, одного уровня культуры, с такой же шкалой ценностей, что и у вас.

В заключение скажу: не надо бояться искушений. Всё движимо Промыслом Божиим, Господь даже зло заставляет служить добру. Если Он и попускает какие-то искушения, они никогда не бывают больше наших сил. Если страх всё же одолевает, мы можем просить Его: «Ты знаешь мою немощь, не попусти больше, чем я могу понести», — и Он обязательно услышит.

ИСПЫТАНИЕ НА ВЕРНОСТЬ

— Как человеку, который не связан с Церковью, не знаком с тонкостями христианской жизни, понять, что является искушением, а что таковым не является?

— Не будем делить людей на церковных и нецерковных. Искушение — не сугубо христианский термин для какой-то касты посвященных

Раз уж мы договорились, что борьба с искушением — источник нравственного роста человека, неважно, к какой религии он принадлежит и религиозен ли в принципе. Если человек оказывается в ситуации нравственного выбора в пользу добра или зла — это искушение

И человек будет проходить через данное испытание в любом случае, осознавая его духовный смысл или не осознавая. В совести Творцом изначально заложены критерии добра и зла. Когда человек сталкивается с искушением и не знает, что это такое, он посылает информационный запрос к своей совести, и она ему говорит, как поступить. В этом смысле любое событие, даже самое незначительное, если оно сопряжено с нравственным выбором, является искушением.

В искушениях человек испытывается: как поведет себя, что скажет, останется ли верен евангельскому образу жизни или ожесточится, перевесит ли в нем любовь к ближним или верх возьмет самолюбие. Каждый из нас в искушениях имеет возможность убедиться, чего он стоит на самом деле.

— А на практике это в чем может выражаться? Давайте приведем примеры.

— Самое распространенное мысленное искушение — беспокойство за свое существование и за обеспечение себя и своих ближних всем необходимым для жизни, сожаления о каких-либо упущенных возможностях или ошибках при достижении материальных благ, зависти к чужому преуспеянию, недовольство своим материальным положением. Пораженная этим искушением душа часто впадает в бестолковую суету.

Другой вид мысленных искушений — боязнь воображаемых опасностей и предвидение возможности различных несчастий. Душа полна беспокойства и тревоги. Кажется, что все опасения сбываются, человек уже переживает в мыслях несчастья и мучается понапрасну.

Сожаления тоже могут быть искушением. «Как жаль, что так получилось», — думаем мы, расстраивая себя бесплодными сожалениями, и грешим против надежды на Промысел Божий о нас.

Самоукорение имеет смысл только тогда, когда мы укоряем себя в грехе. В житейских же делах оно вредно, так как рождает уныние и поэтому на руку нашему врагу. Даже если мы ошиблись, это случилось не без Промысла Божия. Чаще всего жизненные неудачи обличают нас в том, что мы в делах надеемся на себя, а не на помощь Божию.

Часто искушения нападают, когда человек совершает какое-то доброе дело. Враг в этих случаях более, чем обычно, злобится на нас и старается свести на нет результаты нашего усилия, испортив его каким-нибудь проступком. Например, оказав милость ближнему, мы можем пожалеть об отданных деньгах. Или, тщеславясь, расскажем кому-то о совершенном благодеянии. В другом случае испортим хорошее дело одновременным осуждением ближнего.

Одним из наиболее тяжелых искушений является искушение против любви — вражда или неприязнь к близким людям. На сердце искушаемого словно камень лежит, в голове непрестанно крутятся мысли о неприятном человеке, вспоминаются ссоры, укоры, обидные слова, несправедливые обвинения. Человек накручивает себя все больше и больше, душа полна горечи, раздражения, досады, обиды, и это признак, что лукавый властно господствует над нею, то есть во всех случаях, когда на сердце нет любви, радости, мира, значит, человек либо совершил грех, либо находится в искушении против любви.

УВИДЕТЬ СЕБЯ В ИСТИННОМ СВЕТЕ

— Но искушения преследуют и тех людей, которые стараются жить внимательно и тяжких грехов не совершают. Какой тогда для них смысл в подобных испытаниях?

— Мы подошли к очень важному моменту в понимании смысла искушений: они также служат лакмусовой бумажкой для проявления наших внутренних духовных червоточин. Например, если нас, по нашему же мнению, несправедливо притесняет начальство, возможно, мы слишком много о себе думаем

А когда на нас ни с того ни с сего накидывается с бранью человек, возможно, стоит вглядеться в себя и увидеть в себе гордость, которая потребовала такого врачевания.

В нашей жизни постоянно происходит что-то, что нас возмущает, особенно когда мы слышим нелицеприятные оценки в свой адрес. Как мы обычно действуем в ответ? Стремимся себя оправдать, изыскиваем аргументы для доказательства нашей правоты. Если оставаться на той же позиции, аналогичные искушения будут повторяться вновь и вновь, до тех пор, пока мы не увидим, что все наши неудачи в отношениях с людьми имеют корень в нашей гордости. Но стоит изменить подход — относиться к нападкам со смирением, как мы обнаружим, что они прекращаются. Бог смиренным подает благодать.

Вообще, искушения полезны. Проходя через них, человек получает возможность правильно понять свою жизнь и трезво себя оценить. Рушатся льстивые предположения о себе и уничижительные о других. Полагал себя достойным большего успеха, чем другие? И вот, скатился на самое дно. Непрестанно требовал что-то от других, не вникая в их ситуацию? Теперь тебя притесняют, гонят, злословят. Считал себя лучше других— и столкнулся с грубым насилием греховных помыслов. Благочестивому человеку проще, чем грешнику, впасть в духовную прелесть по поводу своих духовных дарований и успехов, и лекарством от этой болезни служат искушения. В таких обстоятельствах человек воочию видит свою немощность в суждениях, поступках, делах, эмоциях и смиряется. Хорошие ученики быстро усваивают уроки и исправляют ошибки. Поэтому если мы в искушениях становимся духовно более зрелыми, смиренными и искусными, то и искушения переносятся нами несравненно легче. Часть их может и вообще миновать нас в будущем. Но если упорствуем в гордости, самомнении и ропщем, то экзамен нами проваливается, и для нашего смирения потребуются уже более тяжелые испытания, чем те, что были.

— Как справляться с внутренними искушениями — к примеру, с таким, когда преследуют нехорошие мысли об обидевшем нас человеке? Иногда такое состояние длится очень долго.

— Для борьбы с помыслами необходимо считать себя хуже других людей. Ставьте любого человека, который вас обидел, задел, проявил по отношению к вам несправедливость, неуважение, грубость, выше себя. Смотрите на него снизу вверх, и тогда неприятные столкновения с людьми будут предельно минимизированы, потому что ты всегда будешь готов уступить, не ответить злом на зло, извиниться. Можно не верить в действенность этого рецепта и искать тысячи причин не прибегать к нему, но это единственный способ, чтобы добиться душевного мира. Когда внутри себя человек считает, что он самая последняя букашка, его невозможно обидеть. Когда в мир пришел Христос, он показал, что единственный выход из мира зла, который нас окружает, — дать этому злу абсолютную свободу, дать злу возможность сделать с тобой все, что угодно, но при этом не терять надежды на Бога. «Бог своих не оставит», — такая у христиан присказка. Вот это сочетание готовности не отвечать злом на зло и упования на Бога делает христианина абсолютно непобедимым. Мы думаем, что, если всем подряд уступать место в очереди, не дойдешь до прилавка, но я знаю человека, который решился на такой эксперимент и был препровожден к кассе бабушками под аплодисменты всей очереди.

В современном мире человек настолько привык защищать свое пространство — личное и семейное, что он постоянно находится в состоянии готовности отразить агрессию окружающего мира. Сегодня желание уступить, помочь кому-то, отложить свое дело и заняться чужим воспринимается людьми как какой-то подвиг. А между тем посмотрите, как жили святые. Святая блаженная Матрона. Казалось бы, какое положение может быть ниже: слепорожденная, неходячая, не покидавшая дома, а между тем она оказывала влияние на судьбы миллионов. Поэтому единственный путь если не удалить, то минимизировать искушения — это уничтожить себя как самоценную личность, сказать: «Я себе не принадлежу, я принадлежу Богу. Он решает, что для меня хорошо, а что плохо». С такой внутренней установкой зло в виде искушений к человеку не пристает. А если пристает, то быстро отступает.

История понятия «искушение»

Что представляет собой искушение как понятие? Берущее свои истоки из запредельного прошлого, оно находит свое отражение в библейских писаниях в главе о человеческом грехе. Наверное, нет ни одного православного верующего, христианина, который бы не был посвящен в писание о райском саде и о прелюбодеянии Адама и Евы, которое было совершено ими вследствие искушения.

Ева имела неосторожность попробовать злосчастное яблоко, такое красивое и аппетитное с виду. Гремучий змей порока и грешной страсти поработил мужчину и женщину, подверженных эйфории и наслаждению от съеденного греховного плода, и отравил их ядом пошлости и порока

Отсюда и идет отождествление понятия искушения с грехом, оплошностью, проступком, постыдным деянием. Но что обозначает данное понятие в современном мире?

ЗАКАЛКА БОЕМ

— Отец Дорофей, искушение, насколько я понимаю, – это некое испытание, что-то вроде трудного экзамена. Верно?

— Словом «искушение» обозначаются два понятия. Во-первых, в обычном житейском смысле это тяжелые и неприятные жизненные ситуации, случающиеся с человеком по Промыслу Божию. Сюда относятся болезни, материальная нужда, обиды и несправедливости от людей. Их еще называют «скорби». Во-вторых, в самом главном, духовном, смысле искушением называется состояние души, когда близка опасность впасть в грех, нарушив Божественные заповеди. В христианстве слово «искушение» не носит негативного оттенка. Хотя в духовной жизни грех — самый главный наш враг (есть даже такая присказка, что христианин ничего не должен бояться, кроме Бога и греха), но без искушений был бы невозможен духовный рост человека, то есть искушение — это испытание, пройдя которое христианин становится более опытным, сильным, закаленным.

— Вы сказали, что искушения попускаются Богом. А у верующих бытует мнение, что их устраивают совсем другие силы…

— Господь посылает нам все: и радости, и горести. Но не в том смысле, что Он играет с нами, экспериментирует, а в том, что Господь попускает злу действовать относительно свободно, чтобы проявилась свободная же воля человека к добру. Зло — это то, от чего человек должен оттолкнуться, чтобы прилепиться к добру. Мы говорим, что христианин должен бегать от греха. В этом смысле искушения — это инструмент в руках Бога, посредством которого Господь делает души более совершенными и пригодными для спасения.

— Избежать искушений невозможно?

— Они неизбежны для каждого человека, пока он жив, причем их сила возрастает по мере духовного роста человека. Чем выше поднимается человек по пути духовной жизни, тем более сильным подвергается искушениям. Наивысшим искушением в истории было, когда Сам Господь в пустыне был искушаем от диавола (Мф. 4:7–11).

Первое искушение произошло с Адамом и Евой, когда Бог дал им заповедь не есть плод от древа добра и зла. Создатель установил правила, потому что без них духовный рост невозможен. Запрет — это начальная точка, из которой начинает расти прекрасный кристалл нравственной личности. Человек создан со свободной волей, но, если не научится ее сдерживать, превратится в животное. Если провести аналогию с компьютерными играми, перенося искушения, мы проходим пошаговую стратегию, от легкого уровня к более сложному, преодолевая препятствия, иногда неся потери, порой проигрывая в схватке, но обретая опыт, который позволит выиграть в следующей битве. Другого пути нет, если мы хотим быть нравственными людьми.

Конечно, можно вообще не думать о нравственности, духовном росте. Тогда не будет искушений, все будет дозволено, и «личность раскроется во всей своей полноте», как сегодня модно говорить. Но когда это произойдет, окружающие поймут, что имеют дело со зверем.

ПОМОЩЬ НЕ ЗАМЕДЛИТ

— Значит, какое бы искушение Бог нам ни послал, оно всегда на пользу?

— Да. Более того, если Он посылает искушение, значит, в данный момент Ему более, чем когда-либо, угодно, чтобы мы смирились и научились терпению. Мы же часто полагаем, что искушение мешает нам делать то, что было бы более угодно Богу. И этим ложно обольщаемся, так как думаем, что нам лучше Бога известно, чем более угодить Ему. Да и само мнение о том, что мы угождаем Богу, когда делаем некое доброе дело, обольщает нас, возвышая в собственных глазах, и это высокоумие перечеркивает и доброе дело.

— Молитва помогает переносить искушения легче?

— Конечно! Это очевидно из слов молитвы Господней «Отче наш» — молитвы, которую произнес сам Христос, сказав ученикам, что они должны молиться именно так. Поэтому, если человек сталкивается с нравственным выбором, и ему очень тяжело этот выбор сделать, нужно призвать на помощь Бога

Вот почему так важно знать хотя бы эту молитву: чтобы в сложной ситуации не остаться с бедой один на один

Если же искушение связано с осуждением, неприязнью или враждой к кому-либо из ближних, то надо вспомнить о всем добром в этом ближнем и начать регулярно молиться за него. И помощь Господня не замедлит. Ясным становится свое состояние, понятным искушение. И как только оно познается, искушение рассеивается как дым.

— Святые отцы говорят, что молитва Иисусова тоже помогает в искушениях, особенно когда человек впадает в гнев или уныние.

— Безусловно. Иисусова молитва — это словесное выражение постоянной памяти о Боге. Человек словно вцепляется в ризу Христову: «Господи, не отходи от меня, как я от Тебя не отхожу». Молитва Иисусова — постоянное призывание Бога, но для современного человека, живущего в миру, будет трудно творить ее непрестанно. Это в Византии во времена Григория Паламы (1296–1359, архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, православный святой. – О.Л.) на рынке кузнец и кожевник могли часами спорить о практике Иисусовой молитвы. Сегодня такой уровень молитвенного подвига возможен только в монастырях. Хотя, если человек подвергается каким-то тяжелым внутренним искушениям, ему стоит прибегать к этой молитве как к оружию в борьбе против вражьих нападок.

Я бы только предостерег читателя от магического отношения к молитве, которое в наше время очень распространено. Некоторые люди даже молитву воспринимают как заговор: прочитал — и готово, эффект налицо. Это не так. Молитва — всего лишь разговор с Богом. Мысловно открываем окно в небо и кричим, зовем Бога. Конечно, мы ждем помощи от Него. Но, если она не приходит, это не значит, что Бог нас не слышит, и поэтому надо бежать к экстрасенсам. Это говорит о том, что, по мнению Бога, потерпеть неприятности нам полезнее. Терпение искушений, даже длительных, — это тоже духовное упражнение.

Ничто из того, что происходит с нами в жизни, не случается вне промысла Божия. При этом промысел Божий посылает каждому человеку только такие искушения, наказания (от слова «наказ» — урок), которые необходимы именно ему для его спасения. Не только телесные скорби христианину надо принимать как из благотворящей руки Божией, но также и зло, которое причиняют люди или злые духи.

Господь видит сердце человека, знает его возможности, и, если мы не можем перенести какое-то тяжелое искушение, оно нам не посылается. А другой подвергается очень сильным искушениям, но лишь потому, что Бог знает: ему это вынести по силам. «Если бы не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного», — говорил преподобный Антоний Великий. Так что будем благодарить Бога за все искушения, через которые Он ведет нас к Себе.

Искушение деньгами

На самом деле видов пресловутого порочного желания согрешить существует масса. Один из наиболее распространенных из них – искушение деньгами.

Человек по своей натуре отличается желанием постоянно находиться в зоне своего комфорта. А комфортно люди зачастую себя чувствуют, когда они счастливы. В свою очередь, счастье у очень многих людей на сегодняшний день заключается в деньгах. Точнее – в их количестве. Ведь их постоянно мало. Мало денег на себя, на проведение собственного досуга в таком ракурсе, котором хочется, мало денег на детей, ведь нужно оплатить дорогостоящее обучение, мало денег на реализацию своих желаний, которые заключаются в отдыхе за границей.

Желание иметь большое количество денег провоцирует человека поддаться искушению и совершить какое-либо неприличное, постыдное, а иногда и вовсе противозаконное действие. Совершить на работе незаконную финансовую операцию; подставить ради получения премии коллегу и испортить его труд; украсть, ограбить банк или жилой дом с непредвиденными последствиями – все это мерзко, отвратительно, неприемлемо, но люди идут на это, претерпевая назойливое искушение души.

В словаре Даля

искусить кого, чем, в чем; испытывать, изведывать,
убеждаться опытами в образе действий или мыслей, чувств; | подвергать
кого испытанию; | соблазнять, прельщать, смущать соблазном, завлекать
лукавством; стараться совратить кого с пути блага и истины. Не искусив
человека не узнаешь. Держать в исправности пожарные снаряды — искушать
Бога, почему пожарная бочка и стоит без обручей. -ся, быть искушаему,
подвергаться искушению; доходить до чего опытом, навыкать,
приспособляться, натореть. Золото огнем искушается, а человпк напастьми.
Он искусился предложением этим, поддался, соблазнился. В этом деле я
искусился, много испытал, навык, умею за него взяться. Искушенье ср.
искус м. об. действ. по знач. глаг.; | также сост. искушаемого; самое
дело, предмет, чем искушают или что искушает; пора, время, срок, когда
кто искушается; испытание, дознание на деле; соблазн, прельщение. Искус,
опыт, проба, попытка. Искусом до всего дойдешь. Он не монах еще, а белец
под искусом. Деньги искус любят. Искуситель м. -ница ж. соблазнитель,
прельститель, совращатель; искушающий кого, что; лукавый, сатана,
дьявол. Искусительный, к искушению или искусу относящ. Искусный,
относящ. к искусу, опыту, испытанию, искусившийся, испытанный, дошедший
до уменья или знанья многим опытом; | хитро, мудрено, замысловато
сделанный, мастерски сработанный, с уменьем и с рассчетом устроенный.
Искусное время, срок. Он искусен и доточен во всех делах управления. Не
видал я ничего искусное этой машины, как по выдумке, так и по отделке.
Не зрел виноград — не вкусен, а молод человек- не искусен. Свят, да не
искусен, о ханже. | В искаженном говоре псковичей, искусный пирог,
вкусный. Искусность ж. свойство, принадлежность искусного. Искусность
этого мастера всеизвестна. Искусность этой работы замечательна.
Искусноватый, искусненек, изрядно искусный. Искусник м. -ница ж.
искусный в чем-либо человек, мастер, дока. Искусство ср. принадлежность
искусного, искусность; знанье, уменье, развитая навыком или учением
способность; отвлеченно: ветвь или часть людского образования,
просвешения; наука, знание, прилагаемое к делу; рукоделье, ремесло,
мастерство, требующее большего уменья и вкуса. Военное искусство,
стратегия, тактика, фортификация. Искусство книгопечатания, токарное;
искусство плавания. Изящные искусства, все художества. Искусство также
противополагается природе и тогда означает всякое дело рук человеческих.
Искусство половина святости, лицемерие, лукавство. Искусственный, с
искусством сделапный; но вообще | сделанный руками человека, неприродный
или несозданный, деланный. Искусственность ж. состояние, принадлежность
искуственого. Искусничать, мастерить, работать что, требующее искуства.

Значение слова «искушение»

В отличие от религиозной трактовки данного понятия, сегодняшняя терминология исключает из него факт конкретно грехопадения. Искушение – это спровоцированное желанием получить нечто запретное, чувство, характеризующееся проявлением слабоволия в отношении чего-либо недопустимого.

Этому чувству может бессознательно поддаться любой человек без исключения, поскольку оно не выбирает, кого посещать. Искушение – это порочное влечение, желание произвести грешное деяние вод воздействием постыдной наклонности или страсти, которое провоцирует людей на измену своим идеалам, убеждениям, принципам.

Главное паразитирующее свойство этого греховного чувства заключается в неумении и невозможности людей препятствовать его воздействию на собственное сознание. Можно его пытаться тормозить, контролировать, но полностью избавиться от мыслей об объекте искушения очень и очень сложно. Поэтому оно активно распространяет свое влияние на тех, чья совесть не способна его остановить.

Как бороться с искушениями

Можно еще долго говорить о различных видах соблазнов, порочных мыслей, запретных деяний. Но существует ли панацея от этого греховного чувства? Можно ли избежать влияния пагубных ощущений, провоцирующих людей на непристойные, а порой и преступные действия и поступки? Здесь все зависит от вида искушения и силы пагубного влияния на сознание человека.

Как побороть искушение деньгами:

  • прекратить считать чужие средства;
  • найти достойную высокооплачиваемую работу и предаться самоотверженному труду;
  • составить план своих целей в виде схемы и отмечать на ней каждый победный скачок в их достижении.

Как побороть зависть:

  • перестать себя сравнивать с другими;
  • начать стремиться сегодня себя сделать лучше, чем вчера;
  • совершенствовать свои навыки и умения, чтобы гордиться собой, а не завидовать кому-то.

Как побороть честолюбие:

  • найти свое предназначение в благотворительности;
  • чтобы люди говорили о человеке хорошо, ему нужно заслужить их благосклонность хорошими поступками и достойным поведением;
  • помогать ближним, и тогда они ответят тем же в ответ.

Как побороть искушение алкоголем:

  • обратиться в клинику по борьбе с алкоголизмом;
  • попросить помощи у родных и близких;
  • определить для себя стойкую необходимость стать нормальным независимым человеком и планомерно двигаться к достижению своей цели.

Как побороть желание изменить супруге:

  • прекратить искать в жене изъяны;
  • побольше уделять ей своего внимания – от заботливого участия мужчины жены очень часто расцветают и начинают выглядеть и относиться к мужу по-новому;
  • перестать искать утешения в объятьях девушек легкого поведения и направить все усилия на сохранение своих отношений.

Как побороть искушение в религии:

  • продолжать веровать;
  • быть приверженцем собственных убеждений;
  • никогда не сомневаться в том, что является силой душевного равновесия, – никогда не сомневаться в собственной вере.

Отказавшись от греховных порывов, мыслей и действий, направив все свои усилия на достижение собственного превосходства над самим собой в прошлом, люди смогут жить и радоваться жизни намного чаще, чем в постоянном искушении «запретным яблоком».

Искушение алкоголем

Значение слова «искушение» в ракурсе проблемы алкоголизма и пьянства отождествляют с ядовитым зеленым змием, отравляющим жизнь зависимому от алкоголя человеку. Вот здесь можно даже посочувствовать людям, попавшим в сети хмельной паутины, и пожалеть их. Ведь очень часто зависимые люди-алкоголики пытаются вырваться из окольцевавших их змеиных пут. Они обращаются в клиники, вытрезвители, платят огромные суммы денег за лечение новейшими препаратами и курсы современных технологических лечебных процедур. Все это ради того, чтобы избавиться от соблазна вновь злоупотребить алкоголем. Подобного рода искушение – это воистину тяжелейший недуг, с которым некоторые не справляются до самой своей кончины.

Почему после добрых дел бывают искушения?


Фото: Flickr.com Святой Дорофей говорил, то, «что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением». Дьявол любит испытать человека и его доброе намерение скорбями, как бы говоря: «Не совершай хороших поступков, видишь, что ты получил взамен?». С этим утверждением перекликается известная пословица: «Не делай добра – не получишь зла».

Однако следует помнить, что никакое искушение невозможно без воли Господа (даже волос не упадет с головы без ведома Бога (Мф.10:29-31)), поэтому если человек, поддается на уговоры беса, то он обесценивает совершенное им добро. Например, подал милостыня нищему, а потом пожалел о деньгах, что отдал. Или похвастался перед другим человеком своим поступком. Если при этом сказал что-то вроде: «Вот, знаешь, я нищим помогаю, не то, что некоторые», тогда еще и осуждением согрешил.

Почему люди соблазняются

Безусловно, этому греху подвержены все без исключения, но почему же так происходит? Почему страсть к запретному так сильна в каждом из нас?

Историческая справка

Изначально, как уже было сказано выше, искушением считали «тест на веру в Бога», поэтому все люди православной веры проходили через это. А если кто-то не выдерживал испытания, это значило, что его сманил дьявол. Считалось также, что у сатаны есть цель — обольстить как можно больше людей, чтобы они отвернулись от Господа. И он неустанно занимался этим, впрочем, небезрезультатно.

Особенности психики и характера

Чаще всего поддаются соблазну именно те люди, у которых слабая сила воли, и они просто не могут противостоять запретному удовольствию. Их «хочу» перевешивает «нельзя».

То же самое с детьми, у них еще не сформированная психика, и родители стараются внушить им, что хорошо, а что плохо. Но дети, даже понимая, что есть много конфет — это плохо, все равно тянутся к заветному мешочку со сладостями.

И наоборот, люди, у которых твердый характер и большая сила воли, легче борются с желанием запретного. Они понимают, что сиюминутные радость и наслаждения могут обернуться несчастьем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector