Заповеди блаженства
Содержание:
- Суть нагорной проповеди Иисуса Христа, ее краткое содержание
- Человек-колосок
- Что хорошего есть в нашей жизни?
- Заповеди блаженства – что это и для чего они даны?
- В «Толковой Библии Лопухина» указано на сложность сопоставления миротворцев и сынов Божиих
- Святые страстотерпцы Борис и Глеб
- Критика текста
- Что в жизни ценнее всего?
- Популярное за 7 дней
- Что такое блаженство для христианина
- Как достичь кротости?
- Заповеди Иисуса Христа
- Девять заповедей блаженства
- О чем говорится в заповедях блаженства?
- Какая первая заповедь Божия для получения блаженства?
- Вторая заповедь Божия для получения блаженства:
- Третья заповедь Божия:
- Четвертая заповедь блаженства:
- Пятая заповедь блаженства:
- Шестая заповедь блаженства:
- Седьмая заповедь блаженства:
- Восьмая заповедь блаженства:
- Девятая заповедь блаженства:
- Заповеди блаженства с объяснениями
- О чистых сердцем
Суть нагорной проповеди Иисуса Христа, ее краткое содержание
Евангелист Матфей сконцентрировал в Нагорной проповеди основную суть учения Христа о спасении (Мф.5,6,7). Нагорная проповедь Иисуса Христа состоит из заповедей блаженства и дальнейшего их толкования. Господь показал здесь, какие душевные расположения должны мы иметь, чтобы все больше приближаться к Богу и обретать блаженство, то есть высшую форму счастья.
Глава 5
После заповедей блаженства Господь говорит: «Вы — соль земли.» Соль — дух Христов, удерживающий мир от нравственной порчи и разложения. Этот дух ученики должны передавать всей земле. (Мф.5;13).
«Вы — свет мира». Ученики Христовы должны показывать пример христианской нравственности всему миру, чтобы имя Божие не хулилось у язычников. То есть люди, называющие себя христианами, должны жить по евангельским заповедям.(Мф.5;14)
Христос показывает, что Ветхий Завет устарел, и Он дает нам Новый. Мы не должны подражать фарисеям, которые исполняли только внешние правила закона и напоказ, а духа Божия не имели (Мф.5;17-20). Далее Господь учит нас, как превзойти «праведность» книжников и фарисеев, чтобы войти в Царство Небесное, и перечисляет добродетели:
- Заповедь «не убивай» Иисус дополняет запрещением гневаться напрасно и злословить. Нельзя никого обижать и обижаться, а надо мириться с соперником и прощать.
- Заповедь «не прелюбодействуй» Иисус дополняет добродетелью целомудрия: надо предохранять себя от соблазнов, грязных мыслей и желаний (Мф.5;21-32).
- Нельзя преступать клятвы, а лучше вовсе не клясться.
- Нельзя мстить за себя, отмщение предоставить Богу, а надо зло побеждать добром. Надо любить своих врагов, чтобы уподобляться Богу, который любит всех людей. «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5;33-48).
Глава 6
Творить милостыню, молиться и поститься надо втайне, «и Отец Твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Здесь Христос заповедует нам бороться с тщеславием не только перед людьми, но и в мыслях: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6;1-18).
Господь дает нам молитву «Отче наш».
Если мы хотим, чтобы Господь простил наши грехи, то и сами должны не злопамятствовать, а прощать грехи своим должникам. Мы просим Бога, чтобы в искушениях Он помог нам победить лукавого, то есть не согрешить (Мф.6;9-13).
«Не собирайте себе сокровищ на земле», но собирайте их на небе, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Поборов тщеславие, Господь говорит о нестяжании, потому что люди приобретают много богатства по причине тщеславия.
«Не можете служить Богу и маммоне».
Христос не запрещает нам трудиться, но запрещает ставить заботу о материальных благах на первое место, пренебрегая Богом. Небесный Отец знает, в чем мы имеем нужду. Поэтому «ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Мф.6;19-34)
Глава 7
«Не судите, да не судимы будете».
Если мы будем оплакивать свои грехи, то не будем замечать грехи других, и Господь нас не осудит. Если мы осуждаем, то наш грех Христос сравнивает с бревном, а грех того, кого мы судим, сравнивает с сучком. Поэтому изобличать кого-то может только безгрешный, святой человек. (Мф.7;1-5)
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».
Дав нам великие и трудные заповеди, Христос показывает, как мы можем их выполнить: при помощи непрерывной молитвы. Без благодати Божьей заповеди выполнять невозможно.
Всякого христианина, который слушает евангельские заповеди и исполняет их, Христос уподобляет благоразумному строителю, построившему дом своей души на камне (камень — это Христос), и никакие искушения его не разрушат. А человек верующий только, но не живущий по евангелию, уподобится безрассудному строителю, построившему дом своей души на песке, а при искушениях он падает. (Мф.7;21-27)
Это интересно: Можно ли похоронить домашнее животное на человеческом кладбище? (видео)
Человек-колосок
Христианская кротость – «дикость» по меркам цивилизации горделивых материалистов. Она невозможна и нелогична в их системе ценностей, и является уделом неудачников. Стяжание, развлечения, достижение власти и славы среди себе подобных обычно сопрягаются с иными качествами. Правда, гонка за удовольствиями зачастую заканчивается истощением и выгоранием, и как тут не вспомнить о Боге? Набив шишек, человек понимает, что самолюбивый зверь внутри ненасытен, а вот кормилец замечает, что начинает скармливать амбициям и нездоровым желаниям себя самого.
Человек подобен колосьям
пшеницы: он легко склоняется при малейшем дуновении ветра. Ветер – это мысли,
идеи и мнения, оказывающие на нас влияние. Не раз писал, и не устану повторять,
что Каинов страх перед Богом, толкнувший братоубийцу на попытку создать
защищенное (непонятно, от кого или чего) место на земле, лег в основу
цивилизации мегаполисов. Хищные города, волей или неволей, в их современном
виде пытаются выглядеть жалким подобием рая на земле, где есть комфорт,
медицина, возможности и безопасность. С точки зрения христианина, все это
фикция, потому как от Бога не спрятаться. Но люди в наши дни перестали верить,
что у них «волосы на голове все сочтены»
(Мф. 10:29). Вера человечества в само себя и собственные продукты вывела
новые законы, которые породили несметное количество проблем и принесли еще
больше несчастий, чем прежде.
Новая система породила и новые
правила игры: нет Бога, значит, все можно. Кротость больше не в почете. Но
именно это качество так необходимо христианам в повседневности, чтобы
показывать пример заражённым гордостью, тщеславием, ненасытностью, пьянством и
блудом. Праведный Иоанн Кронштадтский описал внешний облик кроткого человека и
его влияние на окружающих так:
«Посмотрите
на лицо кроткого: как оно прекрасно, ясно, спокойно, невозмутимо,
привлекательно!.. Глядя на него, и человек гневливый научается быть кротким. А
взгляните на человека гневливого..: его лицо беспокойно, мрачно, безобразно;
один взгляд на него иногда раздражает многих (заражая сердца, смотрящих на
него, как бы ядом)».
Что хорошего есть в нашей жизни?
Возьмем среднестатистического человека, проживающего в русскоговорящем мире. Что он получает практически каждый день? Скажете, одни проблемы и неприятности, помноженные на негатив, распространяемый СМИ? А мы постараемся найти то, что вы, вероятно, перестали ценить:
- воздух, который позволят жить;
- поддерживающих и помогающих родителей;
- пищу и кров;
- работу, коли есть желание трудиться;
- источник знаний, если он необходим;
- здоровье;
- поддержку друзей;
- улыбки любимых;
- возможность иметь детей.
Поверьте, перечислять можно до бесконечности. Но разве люди ценят эти дары? Они считают их естественными. И к чему это приводит?
Заповеди блаженства – что это и для чего они даны?
Фото: Arhangelhram.by
Заповеди давались людям еще во времена Ветхого Завета Богом для того, чтобы уберечь их от всего зла и негатива, который существует вокруг. Заповеди – это своего рода предупреждение, которое говорит об опасности греха, рекомендуя держаться от него подальше. Кроме 10 заповедей Старого Завета, в Новом Завете, Иисус Христос, чтобы возвести людей на новый духовный уровень и научить их любви, дал еще и 9 заповедей блаженства. Эти заповеди ни в коем случае не отменили тех, которые Господь дал Моисею, а только позволили человеку понять, что ему стоит делать, чтобы достичь совершенства и еще больше приблизиться к Богу.
Заповеди блаженства были озвучены человечеству в Нагорной проповеди Спасителя, где Он подробно разъяснял, как должен строить свою жизнь настоящий христианин. Данные заповеди говорят людям не о запрете греха, как 10 заповедей Старого Завета, а о том, как христианин должен достигать блаженства и совершенства, какие добродетели могут приблизить человека к Господу, как каждый может найти истинную радость. Эти заповеди очень удачно дополнили 10 заповедей, данных людям в Старозаветные времена, что в сумме позволило человеку понять, каких грехов он должен остерегаться и, что должен делать, чтобы достичь духовного совершенства и максимально приблизиться к Богу.
В «Толковой Библии Лопухина» указано на сложность сопоставления миротворцев и сынов Божиих
Как всегда, один из самых исчерпывающих комментариев приводит «Толковая Библия Лопухина»
Сразу же авторы обращают внимание на то, что миротворец — это явление многогранное. С одной стороны — это те, кто добивается мира, а с другой — те, кто его строит:
Не забывают комментаторы сослаться и на древних авторов, чтобы ещё полнее раскрыть понятие «миротворцы»:
Но сразу же авторы «Толковой Библии Лопухина» указывают на проблему в традиционном христианском понимании миротворчества в сочетании с понятием «Сыны Божии»:
Единственным выходом комментаторы считают отсылку к трудам Златоуста и Феофилакта:
Святые страстотерпцы Борис и Глеб
Святые Борис и Глеб были младшими сыновьями Киевского князя Владимира Красное Солнце. Родившиеся незадолго до Крещения Руси братья принадлежали к самому первому поколению русских людей, воспитанных в христианской вере. Когда они достигли совершеннолетия, отец поставил Бориса князем в Ростов, а Глеба — в Муром.
Однажды разведчики донесли Владимиру о том, что на Русь идут печенеги. Великий князь был в ту пору тяжело болен. Понимая, что сам он не сможет встать во главе войска, Владимир вызвал из Ростова Бориса, дал ему в подчинение свою дружину и отправил в поход против степных кочевников. Вскоре Владимир скончался. В это время в Киеве находился Святополк, старший брат Бориса и Глеба. Воспользовавшись ситуацией, он тут же объявил себя великим князем Киевским.
Когда Борис с войском возвращался из похода, ему сообщили о смерти отца и о том, что произошло в Киеве за время его отсутствия. Воеводы тут же стали уговаривать его пойти на Святополка и занять отцовский престол, поскольку в распоряжении Бориса была вся киевская дружина. Но святой князь не хотел устраивать междоусобной резни и распустил отцовских воинов со словами: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»
Однако Святополк не поверил искренности Бориса. Стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и дружины, он послал к нему наемных убийц. После этого Святополк столь же вероломно умертвил Глеба.
Можно по-разному оценивать поступок князей Бориса и Глеба
Но есть в этой истории одно важное обстоятельство, которое нам сегодня трудно понять без дополнительных пояснений. Дело в том, что при династийном преемстве власти в те далекие времена даже убийство ближайших родственников не считалось чем-то зазорным
А полноту прав на наследуемый престол обеспечивала военная сила, на которую опирался претендент. И вот Борис, имея у себя под началом всю киевскую дружину, вдруг отказывается от прихода к власти, потому что для этого ему пришлось бы убить старшего брата. Вслед за ним из тех же соображений отказывается от власти и Глеб. Ценой собственной жизни они утверждают среди русской аристократии совершенно новый, невиданный ранее идеал отношений. После жертвенного подвига Бориса и Глеба уже никто из русских князей не мог успокоить свою совесть тем, что в борьбе за власть все средства хороши.
Критика текста
Поскольку макаризмы дошли до нас в двух версиях (по Мф и по Лк), то в библеистике исследуется вопрос об исторической реконструкции источника. Метод истории форм позволяет достоверно определить наличие в общем первоисточнике лишь трёх макаризмов:
- Блаженны нищие, ибо их есть Царство Божие.
- Блаженны скорбящие, ибо они утешатся.
- Блаженны алчущие, ибо они будут насыщены.
Третья заповедь Божия:
Кротцыи – кроткие, смиренные.
Эта заповедь о том, что кроткие люди, которые сами не сердятся и других ничем не сердят, не раздражают, и которые везде уживаются, получают во владение и земные блага и Царство Небесное.
Четвертая заповедь блаженства:
Алчущий – хотящие есть. Жаждущий – хотящие пить. Правда – оправдание, добро.
В этой заповеди говорится о том, что алчущии и жаждущии правды, т.е. люди, которые, подобно алчущему и жаждущему, желают оправданий (спасения) для души через веру в Иисуса Христа, получат себе удовлетворение и тем насытят свою душу.
Пятая заповедь блаженства:
В ней говорится о том, что милостивые и добрые люди, творящие дела милосердия, будут помилованы Богом, т.е. избавлены от вечного осуждения на страшном суде Божием.
Шестая заповедь блаженства:
Узрят – увидят.
Эта заповедь о том, что чистые сердцем, т.е. люди, имеющие свои сердца чистыми от дурных желаний и помышлений и всегда сохраняющие память о Боге, увидят Самого Бога, что составляет величайшую степень блаженства.
– Восьмая заповедь
Седьмая заповедь блаженства:
Нарекутся – назовутся.
В ней говорится о том, что миротворцы, или люди, любящие жить мирно и примиряющие других, назовутся сынами Божиими. По сему имени они получат и особенную степень блаженства, потому что они подражают Сыну Божию, Иисусу Христу, Который примирил Бога с грешниками, пострадавши за них.
Восьмая заповедь блаженства:
Изгнани – изгнанные, гонимые.
В этой заповеди говорится о том, что гонимые за правду, за благочестивую жизнь и безропотно переносящие гонение получат Царство Небесное.
Девятая заповедь блаженства:
Егда – когда. Поносят – ругают. Ижденут – выгонят. Рекут – скажут. Глагол – слово. Зол глагол – злое слово. Лжуще – говоря ложь, говоря несправедливо. Мзда – награда.
Эта заповедь о том, что кто безропотно переносит ругательства, клеветы, мучения и самую смерть за веру в Иисуса Христа; тот получит великую награду на небесах.
Что в жизни ценнее всего?
Наверное, вопрос, вынесенный в подзаголовок, наивен. У каждого свои ценности. Это правда и ложь одновременно. Есть общечеловеческие ценности. Их довольно трудно опровергнуть полностью. Верующие считают, что самым важным является пребывание рядом с Господом. Поверьте, многие старались доказать обратное. Получалось до тех пор, пока не происходила беда. И только пережив горе, человек осознавал, что поддержка Всевышнего – это самое главное, что у него есть. Ведь из души эту силу никто не вырвет. Она не зависит от правителей или СМИ, мнения друзей и врагов. Это данность, которую можно отвергать или принимать, но не оспаривать ее существование. Значит, «блаженные нищие духом» – это заповедь о любви к Богу? Священники считают, скорее, напоминание. Это короткая притча о целостности мира и его бренности в одно и то же время.
Популярное за 7 дней
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50
17 сентября – день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая купина»
17.09.21 09:01
Что такое блаженство для христианина
Большинство современных людей понимают под словом блаженство понимают очень яркие эмоции, доставляющие физическое наслаждение. Есть и отрицательная трактовка этого слова, так как блаженными называют людей, поступки и слова которых не вписываются в нормы общепринятой логики.
Но в христовых заповедях говорится о блаженстве, которое подразумевает обретение духовного счастья, заключающегося в обретении единства с Господом. Чтобы обрести счастье и радость в вечной небесной жизни, на земле человек должен быть бедным, жаждущим, плачущим и смиренно переносящим гонения и страдания.
О чем говорится в заповедях блаженства?
В заповедях блаженства Господь учит нас, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. В каждом из этих 9-ти изречений есть и заповедь, и обещание награды за исполнение ее.
Какая первая заповедь Божия для получения блаженства?
Блажени – счастливы. Нищий духом – унижающие себя. Яко – потому что.
В ней говорится о том, что нищии духом, т.е. люди, любящие делать добро, не хвалясь им, и представляющие себя великими грешниками перед Богом, получат Царство Небесное.
Как достичь кротости?
Кротость — добродетель очень высокая. Обрести её сложно, к ней нужно восходить. Она невозможна без нищеты духа, к которой всё сводится. Если человек не чувствует своей слабости и немощи перед лицом греха, то он не станет просить Бога о помощи. Он будет пребывать в блаженном неведении, в самоуверенности и прелести. У него появится убеждённость в том, что он, конечно, не фунт изюма, но в целом у него всё нормально.
Это глубочайшее духовное заблуждение. Оно сродни тому, как если у человека бессимптомная четвёртая стадия рака, а он говорит: «У меня всё хорошо, ничего не беспокоит, не трогайте меня! Мне не нужны ни лечение, ни операции». Мы все находимся в таком состоянии повреждённости, и если человек заметил, что он неправ, признал, что у него есть проблемы — это колоссальный прорыв в его духовной жизни. Не надо маскироваться перед самим собой. Надо научиться говорить себе правду, признаваться в своём несовершенстве — это уже начало пути. Да, мы ещё на берегу, но это уже мужество души и хороший прогностический признак, как говорят врачи, — и значит, уже можно начинать лечение.
Чтобы пройти большой путь, надо начинать с маленьких шагов. Пусть вы ещё очень далеки от кротости, но если сможете промолчать, когда в душе кипит буря эмоций, это уже хорошо и значимо. Да, мы порой, как лётчики в тумане, идём по приборам — действуем интуитивно, по наитию
Но мы идём вперёд, и это важно. Если говорить о вещах практических, то совершенствование себя сводится к исповеди и причастию, чтению Евангелия и делам милосердия по отношению к ближним
Да, это банальные вещи, но зачем изобретать велосипед, если он уже нам дан? Потенциал, который даёт соединение со Христом через Таинство Евхаристии, ни с чем не сравним, потому что так Господь входит в человека, преображает его изнутри и даёт силы. Может ли что-то быть больше?
Заповеди Иисуса Христа
Девять заповедей блаженства
|
О чем говорится в заповедях блаженства?
В заповедях блаженства Господь учит нас, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. В каждом из этих 9-ти изречений есть и заповедь, и обещание награды за исполнение ее.
Какая первая заповедь Божия для получения блаженства?
Блажени – счастливы. Нищий духом – унижающие себя. Яко – потому что.
В ней говорится о том, что нищии духом, т.е. люди, любящие делать добро, не хвалясь им, и представляющие себя великими грешниками перед Богом, получат Царство Небесное.
Вторая заповедь Божия для получения блаженства:
Тии – те.
В этой заповеди блаженства говорится о том, что плачущии, т.е. люди, раскаивающиеся в своих грехах и плачущие о них, получат в Небесном Царстве утешение.
Третья заповедь Божия:
Кротцыи – кроткие, смиренные.
Эта заповедь о том, что кроткие люди, которые сами не сердятся и других ничем не сердят, не раздражают, и которые везде уживаются, получают во владение и земные блага и Царство Небесное.
Четвертая заповедь блаженства:
Алчущий – хотящие есть. Жаждущий – хотящие пить. Правда – оправдание, добро.
В этой заповеди говорится о том, что алчущии и жаждущии правды, т.е. люди, которые, подобно алчущему и жаждущему, желают оправданий (спасения) для души через веру в Иисуса Христа, получат себе удовлетворение и тем насытят свою душу.
Пятая заповедь блаженства:
В ней говорится о том, что милостивые и добрые люди, творящие дела милосердия, будут помилованы Богом, т.е. избавлены от вечного осуждения на страшном суде Божием.
Шестая заповедь блаженства:
Узрят – увидят.
Эта заповедь о том, что чистые сердцем, т.е. люди, имеющие свои сердца чистыми от дурных желаний и помышлений и всегда сохраняющие память о Боге, увидят Самого Бога, что составляет величайшую степень блаженства.
Седьмая заповедь блаженства:
Нарекутся – назовутся.
В ней говорится о том, что миротворцы, или люди, любящие жить мирно и примиряющие других, назовутся сынами Божиими. По сему имени они получат и особенную степень блаженства, потому что они подражают Сыну Божию, Иисусу Христу, Который примирил Бога с грешниками, пострадавши за них.
Восьмая заповедь блаженства:
Изгнани – изгнанные, гонимые.
В этой заповеди говорится о том, что гонимые за правду, за благочестивую жизнь и безропотно переносящие гонение получат Царство Небесное.
Девятая заповедь блаженства:
Егда – когда. Поносят – ругают. Ижденут – выгонят. Рекут – скажут. Глагол – слово. Зол глагол – злое слово. Лжуще – говоря ложь, говоря несправедливо. Мзда – награда.
Эта заповедь о том, что кто безропотно переносит ругательства, клеветы, мучения и самую смерть за веру в Иисуса Христа; тот получит великую награду на небесах.
Заповеди блаженства с объяснениями
Под духовной нищетой подразумевается смирение и осознание своего истинного греховного состояния. Победить грех и обрести спасение возможно только при помощи Божьей благодати. А она даётся только смиренным людям. Чтобы принять в себя Святого Духа, человеку нужно освободиться от гордыни и эгоизма, которые мешают покаянию. Смирение – это не слабость, униженность или забитость. Это великая духовная сила, которая преображает и спасает душу человека.
Если человек переносит страдания со смирением, то он духовно очищается и приближается к Богу. Также слёзы могут быть результатом покаяния человека, его осознания собственной греховности и отчуждённости от Бога.
Подлинную кротость нельзя путать с приниженностью и слабостью. Кротость – это спасительный плод смирения, любви к ближнему. Это покорность Богу, терпение и великодушие, которые свойственны только духовно сильному человеку.
Господь учит нас, что ни человеческое счастье, ни духовное блаженство невозможны без правды. Отец лжи – дьявол. Грехопадение Адама и Евы было совершено под влиянием его лжи. И если она есть в нашей жизни, значит, мы служим злу. Высшая правда, Истина – это Христос. Служение правде и поиск Истины приближают человека к Богу.
Господь призывает нас совершать для ближних дела любви. Они уподобляют человека Богу. Милостивые люди будут оправданы на Страшном Суде. Те же, кто не творил добрых дел, оправдаться не смогут.
Эта заповедь учит нас, что Богопознание возможно только для чистого сердца. Господь не открывается грешнику. От Бога нас отдаляют не только греховные поступки, но даже дурные мысли. Человек с нечистой душой является потенциальным совершителем видимых грехов. Поэтому христианину необходимо следить за своими помыслами.
Господь не только предостерегает от ненависти, но и призывает освобождать от неё других людей. Православным христианам следует утверждать вокруг себя дух любви и согласия. Подлинное миротворчество нередко оборачивается для миротворца скорбями: непониманием, осуждением, хулой и т.п. Поэтому эта добродетель требует самопожертвования и мужества. Тех, кто выстоит до конца, Господь назовёт Своими сынами.
Спаситель призывает нас к стойкости и говорит, что преданные правде обязательно обретут утешение в Вечной жизни. Путь настоящего христианина – это путь воина Христова, который готов пострадать за Истину. Он всегда будет победителем, поскольку Бог и правда сильнее дьявола и лжи.
Последняя заповедь блаженства говорит о высшем христианском подвиге – готовности отдать свою жизнь за веру в Христа. Этот подвиг называется мученичеством. Мученик становится самым сильным свидетельством истинной веры для других людей. За это он получает высшую награду от Бога. Мученик уподобляется распятому Христу, который своей смертью искупил грехи человечества. Раннехристианский богослов Тертуллиан писал:
О чистых сердцем
Милосердие нужно творить лишь с чистым сердцем. Только в этом случае оно будет истинным. Совершив акт милосердия, мы часто гордимся своим поступком. Радуемся, что совершили доброе дело, а ещё больше радуемся, что выполнили одну из важных заповедей блаженства.
Православие и другие христианские религии поощряют безвозмездную материальную помощь, которую люди оказывают друг другу и церкви. Они благодарят дарителей, называют их имена во время проповедей, награждают грамотами и т. д. К сожалению, всё это совсем не содействует чистоте сердца, напротив, поощряет тщеславие и другие, не менее неприятные качества, свойственные натуре человека. Что тут скажешь? Богу милее тот, кто в тишине своего дома со слезами молится о даровании здоровья и хлеба насущного какому-нибудь несчастному, о котором он знает лишь то, как его зовут.
Эти слова не в осуждение тем, кто жертвует на храмы или проявляет свою щедрость явно, прилюдно. Отнюдь. Но те, кто творит милость тайно, сохраняют чистоту сердца. Господь это видит. У него ни одно доброе дело не остаётся без воздаяния. Получивший же признание от людей уже награждён – у него хорошее настроение, все его хвалят и чествуют. Вторую награду, которая от Бога, он за это дело не обретёт.