Нагорная проповедь иисуса христа
Содержание:
Суть нагорной проповеди Иисуса Христа, ее краткое содержание
Евангелист Матфей сконцентрировал в Нагорной проповеди основную суть учения Христа о спасении (Мф.5,6,7). Нагорная проповедь Иисуса Христа состоит из заповедей блаженства и дальнейшего их толкования. Господь показал здесь, какие душевные расположения должны мы иметь, чтобы все больше приближаться к Богу и обретать блаженство, то есть высшую форму счастья.
Глава 5
После заповедей блаженства Господь говорит: «Вы — соль земли.» Соль — дух Христов, удерживающий мир от нравственной порчи и разложения. Этот дух ученики должны передавать всей земле. (Мф.5;13).
«Вы — свет мира». Ученики Христовы должны показывать пример христианской нравственности всему миру, чтобы имя Божие не хулилось у язычников. То есть люди, называющие себя христианами, должны жить по евангельским заповедям.(Мф.5;14)
Христос показывает, что Ветхий Завет устарел, и Он дает нам Новый. Мы не должны подражать фарисеям, которые исполняли только внешние правила закона и напоказ, а духа Божия не имели (Мф.5;17-20). Далее Господь учит нас, как превзойти «праведность» книжников и фарисеев, чтобы войти в Царство Небесное, и перечисляет добродетели:
- Заповедь «не убивай» Иисус дополняет запрещением гневаться напрасно и злословить. Нельзя никого обижать и обижаться, а надо мириться с соперником и прощать.
- Заповедь «не прелюбодействуй» Иисус дополняет добродетелью целомудрия: надо предохранять себя от соблазнов, грязных мыслей и желаний (Мф.5;21-32).
- Нельзя преступать клятвы, а лучше вовсе не клясться.
- Нельзя мстить за себя, отмщение предоставить Богу, а надо зло побеждать добром. Надо любить своих врагов, чтобы уподобляться Богу, который любит всех людей. «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5;33-48).
Глава 6
Творить милостыню, молиться и поститься надо втайне, «и Отец Твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Здесь Христос заповедует нам бороться с тщеславием не только перед людьми, но и в мыслях: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6;1-18).
Господь дает нам молитву «Отче наш».
Если мы хотим, чтобы Господь простил наши грехи, то и сами должны не злопамятствовать, а прощать грехи своим должникам. Мы просим Бога, чтобы в искушениях Он помог нам победить лукавого, то есть не согрешить (Мф.6;9-13).
«Не собирайте себе сокровищ на земле», но собирайте их на небе, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Поборов тщеславие, Господь говорит о нестяжании, потому что люди приобретают много богатства по причине тщеславия.
«Не можете служить Богу и маммоне».
Христос не запрещает нам трудиться, но запрещает ставить заботу о материальных благах на первое место, пренебрегая Богом. Небесный Отец знает, в чем мы имеем нужду. Поэтому «ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Мф.6;19-34)
Глава 7
«Не судите, да не судимы будете».
Если мы будем оплакивать свои грехи, то не будем замечать грехи других, и Господь нас не осудит. Если мы осуждаем, то наш грех Христос сравнивает с бревном, а грех того, кого мы судим, сравнивает с сучком. Поэтому изобличать кого-то может только безгрешный, святой человек. (Мф.7;1-5)
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».
Дав нам великие и трудные заповеди, Христос показывает, как мы можем их выполнить: при помощи непрерывной молитвы. Без благодати Божьей заповеди выполнять невозможно.
Всякого христианина, который слушает евангельские заповеди и исполняет их, Христос уподобляет благоразумному строителю, построившему дом своей души на камне (камень — это Христос), и никакие искушения его не разрушат. А человек верующий только, но не живущий по евангелию, уподобится безрассудному строителю, построившему дом своей души на песке, а при искушениях он падает. (Мф.7;21-27)
Занятие второе
Евангелие от Матфея 5:17–30 (с. 75–102)
Можно начать с обсуждения ваших ответов на вопросы предыдущего занятия (8–11) по Мф. 5:3–12.
1. Прочитайте 5:17–20.
а) почему кто–нибудь мог подумать, что Иисус пришел «нарушить закон или пророков»?
б) о каких трех видах учения, содержащихся в Ветхом Завете, идет речь? В каком смысле Иисус «исполняет» каждое из них?
в) к&у, по словам Иисуса, должны Его ученики поступать с Ветхим Заветом? Удается ли вам выполнять Его требования?
г) как может христианская праведность превзойти праведность книжников и фарисеев в соблюдении закона?
д) Иисус продолжает показывать, чему учили книжники и фарисеи, приводя собственное толкование требований закона. Что мы можем использовать при рассмотрении текста Мф. 5:21–48?
2. Прочитайте 5:21–26.
а) некоторые люди полагают, что здесь Иисус запрещает убийство любого рода. Согласны ли вы с этим, и почему?
б) автор полагает, что Иисус имеет тут в виду нечто другое, что Он подразумевает не просто убийство, но даже менее серьезные вещи, такие, как гнев и оскорбления. Почему они «равны убийству с точки зрения Бога»?
в) как можно применить на практике наставления Иисуса (5:23–26)? Будете ли вы использовать это в вашем собственном опыте?
3. Прочитайте 5:27–30.
а) каким образом, как полагает автор, книжники и фарисеи искажали заповедь о прелюбодеянии?
б) какие наставления дает Иисус Своим ученикам по поводу половой чистоты? Как выглядит для вас на практике «моральная караульная служба»?
Ищите праведность, а не деньги
Поэтому говорю вам: перестаньте беспокоиться о ваших душах — что вам есть или что пить, и о ваших телах — во что одеться. Разве душа не ценнее пищи и тело — одежды?
Понаблюдайте за небесными птицами: они не сеют, не жнут и не собирают в хранилища, но ваш небесный Отец кормит их. Разве вы не ценнее их? Кто из вас, беспокоясь, может продлить свою жизнь хотя бы на локоть? И об одежде зачем беспокоитесь? Поучитесь у полевых лилий, как они растут: они не трудятся и не прядут, но говорю вам, что даже Соломон во всей своей славе не одевался так, как любая из них. Если же Бог так одевает полевые растения, которые сегодня есть, а завтра будут брошены в печь, то неужели он не оденет вас, маловерные? Поэтому никогда не беспокойтесь и не говорите: „Что нам есть?“, или „Что пить?“, или „Что надеть?“ Ведь обо всём этом только и думают другие народы. Но ваш небесный Отец знает, что вы нуждаетесь во всём этом. Итак, продолжайте искать прежде царство и Божью праведность, и всё это будет дано вам. Никогда не беспокойтесь о завтрашнем дне, так как завтра будут свои беспокойства. Довольно для каждого дня своего зла.
Вынь сначала бревно из своего глаза!
Что такое Нагорная проповедь
Нагорную Проповедь Ииссус Христос произнес в первый год Своего общественного служения, поднявшись на невысокую гору, расположенную на северном берегу Галилейского озера около города Капернаум.
Определение понятия
Нагорная проповедь — это собрание изречений Спасителя о принципах христианской морали. Начинается она с девяти Заповедей Блаженства (счастья), в которых изложен Новозаветный закон духовного возрождения. Далее говорится о том, что христиане призваны благотворно влиять на окружающее общество. Христос также подчеркнул, что его учение не отменяет, а дополняет ветхозаветные заповеди.
Господь на примерах объясняет, как надо оказывать милостыню ближнему, правильно молиться и поститься, чтобы угодить Богу. Иисус дарует людям слова молитвы «Отче наш», которую часто именуют «Молитвой Господней». Она служит примером того, что не стоит говорить лишних слов. Всего несколько строчек вбирают в себя то главное духовное и материальное, в чем нуждается человек
Молитвословие «Отче наш» учит правильно распределять свои заботы, показывает, более важное и второстепенное в жизни. Затем звучит призыв к нестяжанию, смирению и надежде на Бога
Также в Нагорном учении есть заповедь «не противиться злу», «подставить другую щеку» и Золотое правило. Фразы же «соль земли», «свет мира» и «не судите сами, да не судимы будете» стали крылатыми выражениями.
Значение в истории
В христианстве эта проповедь считается дополнением к запечатленным на скрижалях Десяти заповедям, которые Бог вручил Моисею на горе Синай. В ней отражены основные понятия и истины христианского учения.
В Нагорной проповеди говорилось много нового о смысле жизни человека, счастье и непреложных законах. До прихода Иисуса Христа книжники и фарисеи пользовались исключительным правом толковать закон Божий и поясняли его народу запутанно и непонятно, в основном разъясняли с сточки зрения обрядов, внешнего соблюдения закона. Толкования фарисеи давали произвольные, с учетом собственной выгоды и корысти. Народ они презирали, считали его невежественной массой, которую бесполезно и не нужно просвещать.
Иисус Христос, наоборот, говорил просто и ясно, на доступном для простого человека языке, приводил для пояснения примеры, взятые из обычной жизни иудеев. Спаситель говорил о том, как людям надлежит жить, чтобы уже на земле создать Царство Божие, царство Света и Разума, Справедливости и Добра. Господь объяснял, что короткая земная жизнь дана для того, чтобы достигнуть вечного блаженства в Царстве Небесном. Достичь этой цели возможно через исполнение воли Божией, его заповедей, совершая добрые поступки.
Текст проповеди
Текст проповеди благотворно влияет на сознание людей, открывает перед человеком путь к Богу, рассказывает о праведном образе жизни, положительно влияет на поступки и взаимоотношения людей в обществе, политическое устройство страны.
Совет Спасителя помогают формированию духовного облика человека, указывая путь к всестороннему совершенству (духовному и телесному), к улучшению как отдельной личности, так и всей мировой цивилизации.
Заповеди Христа: две награды — земная и небесная
Надсознание сегодняшнего общества просит от человека одного: стремиться стать счастливым при жизни. Элементы такого счастья просты:
- Финансовый достаток (как правило, это означает успешную карьеру),
- Умение хорошо выглядеть,
- Быть на волне последних событий и тенденций,
- Отдавать отчет в своих правах и защищать их,
- Быть счастливым с точки зрения: «взять от жизни все».
Эти тезисы глубоко проникли в нашу цивилизацию, став целой системой убеждений, по которой живут миллионы человек. Но получается в итоге так, что погоня за счастьем и успехом делает человека несчастным — постоянно скованным и внутренне одиноким. А расслабление и полноту он ищет в забытье: веселье и алкоголе.
Это не морализаторство — это духовные законы, о которых также говорил во время Нагорной проповеди Христос.
Перед человеком стоят две реальности, видимая и невидимая. Видимая — это земной мир со всеми его стремлениями — яркими и соблазнительными для чувств. Земное счастье на первый взгляд эффектное и убедительное, но в итоге своем — конечное и не дающее человеку полноты, а только новые и новые стремления, основанные на тех же земных условностях.
Невидимая реальность — это духовная жизнь ради обретения Вечной жизни. Может быть, эта реальность на первый взгляд не такая яркая, но на деле — дающая внутренние силы для подлинной полноты и красоты жизни.
Раздваиваться между двумя реальностями человечески дух не в состоянии. Поэтому стремление к богатствам мира видимого умаляет силы духовные. С уходом духовных сил — наступает пустота.
см также: Одиночество в городе: почему оно возникает?
Это не значит, что нужно отрицать социальную жизнь и вести нарочито нищую жизнь. Это означает лишь то, что Бог у человека может быть один. А наличие множества мелких богов (бренды, кумиры) — нарушают человеческую гармонию и делают из человека существо смертное.
Вещи — это просто вещи, а кумиры — это просто люди. Человек становится целостен и по-настоящему счастлив только тогда, когда все его сердце и силы духа его устремлены к Вечной жизни и Христу. И тогда вся система ценностей меняется, и жизнь становится проще и на самом деле гораздо полнее.
Такова краткая суть Нагорной проповеди и новозаветных заповедей. Лучше прочитать Нагорную проповедь полностью, а ниже — мы приведем некоторые цитаты из нее.
Занятие первое
Евангелие от Матфея 5:1–16 (с. 9–59)
1. Прочитайте 5:1–16. Д. Стотт начинает свою книгу с обсуждения «контркультуры» нынешнего поколения. Есть подобные свидетельства там, где вы живете? Как вы на это реагируете? Как, по–вашему, реагировал бы Иисус?
2. Для автора книги ключевым текстом в этой Проповеди является Мф. 6:8: «Не уподобляйтесь им». Многие люди вне церкви думают, что христиане отличаются от других. Но каковы, по их мнению, отличительные особенности христианина? Как вы думаете, почему это так?
3. Можно обсудить вопрос, подлинна ли Проповедь, воспроизведенная Матфеем. Каковы ваши доводы за и против? Какие выводы вы делаете из заключения автора?
4. У Матфея (5:3) написано «Блаженны нищие духом», у Луки же (6:20) просто — «Блаженны вы нищие». Какие ответы вы можете предложить по поводу этого несоответствия? Какой из них кажется вам наиболее убедительным и почему?
5. Можно ли осуществить на практике требования Нагорной проповеди? Как вы относитесь к предложению считать ее недостижимым идеалом:
а) как вы ответите тому, кто скажет, что Нагорная проповеду предназначена лишь для святых и что простым христианам не доступны ее высокие идеалы?
б) как вы ответите тому, кто скажет, что Проповедь — это «слегка христианизированная форма ветхозаветного закона», имея в виду, что мы, христиане, спасаемся одной лишь благодатью и поэтому можем спокойно ее игнорировать?
в) как вы ответите тому, кто скажет, что Проповедь представляет собой идеал, рассчитанный на будущее, и что сегодня ее нормы не достижимы?
6. Что автор определяет как двойную цель этой Проповеди? Как она влияет на вас подобным образом?
7. Что значит быть «блаженным»? Как вы понимаете некоторые из описанных здесь блаженств? Как вы думаете, польза, о которой упоминает Иисус, может быть получена нами сейчас или речь идет о награде в будущем? Или присутствует элемент и того, и другого? Предлагаю изучить заповеди блаженства (5:3–12) самостоятельно после занятия в группе, а при следующей встрече кратко обсудить ваши выводы. Вопросы 8–11 помогут вам в этом. Группы переходят теперь к вопросу 12.
8. Как автор классифицирует заповеди блаженства? С какой целью они изложены в этой последовательности?
9. Перепишите заповеди блаженства, добавляя в качестве примера ситуации из своей жизни, например, «Блаженны миротворцы» может быть записано так: «Блажен тот, кто поможет Джону и Мэри вновь заговорить друг с другом». Можно ли применять на практике эти заповеди чаще, нежели вы делаете это сейчас?
10. Почему преследование неизбежно? Каким образом вас преследуют? Как вы отвечаете? Какова должна быть, по словам Иисуса, ваша реакция?
И. «Ценности и нормы Иисуса находятся в прямом конфликте с общепринятыми мирскими ценностями и стандартами». Каким образом это проявилось в вашем прошлом опыте?
12. Составьте список некоторых качеств, которые у людей обычно ассоциируются с властью и влиянием. А теперь прочтите еще раз Мф. 5:3–12 и отметьте качества, перечисляемые Иисусом. Как вы объясните разницу?
13. Каким образом вы, как члены христианской общины, ведете себя подобно «соли земли» (5:13)? Что мешает христианам проявлять это качество? Подумайте, как практически можно осуществлять такое влияние на общество.
14. Каким образом вы, как члены христианской общины, являетесь «светом мира» (5:14)? Что мешает свету быть видимым? Подумайте, как практически воплотить это в жизнь.
15. Решите действовать в соответствии со своими ответами на вопросы 13 и 14 в течение следующей недели. Молитесь друг за друга. Возможно, в следующую свою встречу вы захотите обсудить, как у вас идут дела.
Компоненты
Хотя вопрос о точной богословской структуре и составе Нагорной проповеди является предметом споров среди ученых, можно выделить конкретные компоненты в ней, каждый из которых связан с определенным учением.
В молитве Господней , в Матфея 6: 9 , 1500, Вена
обсуждает Блаженства . Они описывают характер людей Царства Небесного, выраженные как «благословения». Греческое слово большинство версий Евангелия делают как «благословен» также может быть переведено«счастливый» ( из буквального перевода Юнга для примера). В Евангелии от Матфея восемь (или девять) благословений, а в Евангелии от Луки — четыре, за которыми следуют четыре бедствия.
Почти во всех случаях фразы, используемые в Блаженстве, знакомы из контекста Ветхого Завета , но в проповеди Иисус придает им новое значение. Вместе Блаженства представляют собой новый набор идеалов, которые сосредоточены на любви и смирении, а не на силе и мастерстве; они отражают высшие идеалы учения Иисуса о духовности и сострадании.
В христианских учениях Дела Милосердия , которые имеют телесные и духовные компоненты, перекликаются с темой Блаженства за милосердие. В этих учениях подчеркивается, что эти акты милосердия приносят как мирские, так и духовные блага.
представлены метафоры соли и света . Это завершает характеристику Божьего народа, представленную в блаженствах, и служит введением к следующему разделу.
В этом разделе есть две части, в которых термины «соль земли» и « Свет мира» используются для обозначения учеников, что подразумевает их ценность. В другом месте, в , Иисус применяет к себе свет мира .
Иисус проповедует об аде и о том, что такое ад: «Но я говорю вам, что всякий, кто гневается на своего брата без причины, будет в опасности наказания; и всякий, кто скажет своему брату:« (глупец) », тот будет в опасности совета: но всякий, кто скажет: «глупый», подвергнется опасности адского огня ». (Матфея 5:22 KJV)
Страница от Матфея из Папируса 1 , c. 250 г. н.э.
Самая длинная беседа в проповеди — это от , традиционно называемая или «Антитезами Матфея» . В этой беседе Иисус исполняет и переосмысливает Ветхий Завет и, в частности, его , контрастируя с тем, что «вы слышали» от других. Например, он советует подставить другую щеку и любить врагов , а не брать око за око . Согласно большинству интерпретаций Матфея 5:17 , , и , а также большинству христианских взглядов на Ветхий Завет , эти новые толкования Закона и Пророков не противоречат Ветхому Завету , каковым был Маркион , но формируют новые учения Иисуса, которые приносят спасение , и, следовательно, их необходимо придерживаться, как подчеркивается в ближе к концу проповеди.
Первая часть Евангелия от Матфея 7 , то есть от посвящена суждению. Иисус осуждает тех, кто судит других, прежде чем осудить самих себя: «Не судите, да не будете судимы».
В последней части Иисус завершает проповедь предостережением против лжепророков .
Место и слушатели
Гора Блаженств, на которой читал проповедь Иисус, получила позже такое название благодаря Заповедям блаженств, которые были озвучены в проповеди. Так как настоящих гор в той части Галилеи, о которой идет речь, нет, скорее всего, имелся в виду один из небольших холмов у Галилейского озера, а название “гора” появилось в результате сложностей с переводом.
Древнее византийское предание гласит, что гора Блаженств — это гора Карней Хиттин, расположенная недалеко от города Тверия. Этой же версии позже придерживались крестоносцы, а в католической и греческой православной традициях этой теории продолжают придерживаться до сих пор.
Перед произнесением проповеди Иисус садится, поэтому считается, что предназначена она была по большей части для учеников, а не широких масс, ведь учителя в синагогах обычно учили сидя. Но услышать проповедь мог любой желающий.
Два основания
Поэтому всякий, кто слышит эти слова и исполняет их, будет уподоблен благоразумному человеку, который построил свой дом на скале. И когда полил дождь, началось наводнение, подули ветры и обрушились на тот дом, он не упал, потому что его основание было положено на скале.
А всякий, кто слышит эти слова и не исполняет их, будет уподоблен глупому человеку, который построил свой дом на песке. И когда полил дождь, началось наводнение, подули ветры и обрушились на тот дом, он упал, и велико было его разрушение».
Когда Иисус закончил говорить эти слова, народ был поражён тем, как он учил, потому что он учил их как человек, имеющий власть, а не как их книжники.
Структура проповеди
Проповедь делится на восемь частей:
- Введение — Христос исцеляет больного и лицезреть чудо приходят люди.
- Блаженства — основная часть учения, описывающая моральные качества человека, страждущего попасть в Царство Божие.
- Притчи о соли и свете — завершают заповеди и предваряют следующую часть.
- Объяснение закона — Иисус по-новому толкует заповеди Моисея.
- Осуждение лицемеров — тех, кто совершает благие дела напоказ.
- Молитва Господня — образец обращения к Создателю.
- Не судите, да не судимы будете — рассуждение о том, имеет ли право человек осуждать других людей.
- Благость Небесного Отца и Святость — завершение проповеди.
Заповеди блаженства
Моральное учение Христа посвящено способам достижения вершин христианского совершенства, чистоты помыслов, нравственности. Десять заповедей были даны людям были во времена Моисея, чтобы удерживать их от зла.
Заповеди же блаженства были сказаны ученикам, чтобы показать им, какие душевные качества должны они иметь, чтобы коснуться Бога и обрести святость.
Согласно заповедям Господним, блаженны:
- нищие духом, ибо их есть Царство Небесное;
- плачущие, ибо они утешатся;
- кроткие, ибо они наследуют землю;
- алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся;
- милостивые, ибо они помилованы будут;
- чистые сердцем, ибо они Бога узрят;
- миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими;
- изгнанные за правду ибо их есть Царство Небесное;
- вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Притчи о соли и свете
Соль и свет — метафоры, используемые Христом в Нагорном учении. Они просты и доступны для понимания. Так, соль, потерявшая свою соленость не нужна людям, а свет должен освещать все, что происходит в доме.
Спаситель подчеркивает этим, что его учение должно носить наступательный характер и достигнуть ушей всех, кто живет в созданном Господом Доме, то есть на Земле.
Толкование Закона
Десять заповедей Ветхого Завета носят ограничительный, запретительный характер. Иисус, не отменяя Закон Моисея, расширяет его, придавая ветхозаветному учению более глубокий смысл.
Например, заповедь «не убий», до Христа понималась буквально. В учении Христа она получает более глубокий смысл: даже напрасный гнев, который может стать источником вражды с гибельными последствиями, является грехом и недопустим.
Это же распространяется на все девять заповедей. Не делай так, как делают лицемеры Христос резко осуждает культовые обряды , проводимые напоказ , ради людской похвалы, и утверждает, что внешние проявления любви к Богу не имеют смысла без искренней веры в душе.
По мнению Иисуса, люди не должны копить земные богатства, ища большей ценности — Царствия Небесного.
Молитва Господня
«Отче наш» является частью проповеди, посвященной лицемерам. Она — пример краткого и искреннего обращения к Богу, показывает, как следует молиться.
«Отче наш» основывается на глубоких исторических корнях. В частности, имеет параллели с Первой книгой Паралипоменон Ветхого Завета. Ко времени произнесения Нагорной проповеди необходимость дать человечеству конкретный текст давно назрела, поскольку даже верующие люди предпочитали решать проблемы напрямую — переговорами, войнами и прочими методами, не обращаясь за помощью к Богу.
Непререкаемый авторитет «Отче наш» основывается на том, что она дана нам самим Господом, через своего Сына.
Не судите, да не судимы будете
Этим изречением Иисус дает понять слушателям, что никто из людей не имеет права судить себе подобных, поскольку право это изначально принадлежит Богу.
Это следует читать таким образом: если люди будут снисходительны к проступкам других, то и Божий суд будет милостив по отношению к ним.
Это означает, что человек любит подмечать в других даже незначительные грехи и недостатки, а в самом себе не хочет и не может видеть гораздо больших грехов и пороков.
Благость Небесного Отца и святость
Иисус завершает Нагорную речь предупреждая людей о появлении лжепророков и подчеркивает, что человек не способен на добрые дела без участия Бога. Спаситель иллюстрирует свои слова примером мужа благоразумного, воздвигшего жилье на твердом основании и недальновидного — построившего на песке.
История появления
Спаситель провозгласил свои заповеди во время странствий по Галилее, около 30 года нашей эры. В том, что Иисус говорил на горе, некоторые исследователи усматривают аналогию с восхождением Моисея на Синай. Таким образом, Христос выступает, как последователь, продолжатель дела ветхозаветного пророка
Место события
Гора, где была произнесено учение, названа «горой Блаженств». И хотя в данной части Галилеи нет гор, на западе от Галилейского озера существует несколько больших холмов. Некоторые исследователи Евангелия полагают, что более точный перевод с греческого звучит как «возвышенность», а не просто «гора».
Есть также версия, согласно которой Иисус Христос произнес свою речь в пещере на холме, где он сотворил чудо с хлебом и рыбой, неподалеку от Капернаума.
Проповедник и слушатели
Интересно, что по Евангелию от Матфея Иисус произносит проповедь сидя. Это может означать, что целевой аудиторией Нагорного выступления был не весь израильский народ: учителя в синагогах всегда сидели, преподавая учение. Таким образом евангелист подчеркивает, что ученики и апостолы были главными слушателями Христа.
Эта теория находит свое подтверждение в произведениях живописи — на картинах и иконах приближенные сидят подле Иисуса, а простые люди находится на отдалении, хотя и могут слышать произносимое.
Считается, что речь была адресована трем типам слушателей: приближенным, народу и всему человечеству, поэтому она и была записана.