Подвиг

Несгибаемый политик для Рима и искусный дипломат для Орды

Целостности Руси в этот момент угрожала как Золотая Орда, так и Рим, желавший подчинить себе Русь, принудить ее принять католическую веру и перейти под власть Римского престола.

Эскиз Папы Иннокентия IV художника 17 века

Но князь Александр не мог принять такое условие, так как оно противоречило основному принципу русской государственности: верности православной греко-славянской вере. Поэтому он отправил категорический отказ папским легатам. Своим отказом от переговоров с папой Александр Невский приобрел незыблемую поддержку Православной Церкви, что имело огромное значение для будущего независимой Руси.

Византия к тому времени уже не была сильным государством, ее столица Константинополь (легендарный Царьград) была захвачена, и на завоеванных византийских землях было основано государство крестоносцев – Латинская империя, просуществовавшая более 50 лет. Но и во времена своей силы Византия никогда не претендовала на духовно-политическую власть над Русью. Поэтому выбор православия в действительности был политическим. Это было решение независимого властителя и свободного народа. Благодаря этому выбору в христианском мире впоследствии выросла уникальная традиция русской духовной культуры со своей исторической и богословской школами, давшая миру религиозную философию, «святую русскую литературу», уникальные иконы и храмы.

Фото: ТАСС / Виталий НеварТак, известна фраза Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде»: ему удалось добиваться успеха не грубой силой, а верой в справедливость дела, которое он защищал. Помимо чисто политических достижений, ему удалось добиться почти невероятного: 1261 году в Золотой Орде была создана первая за пределами Руси епархия Русской Православной Церкви. Таким образом, благоверный князь может считаться также и покровителем и русского миссионерства.

Почти два года князь провел в Орде, причем вел сложнейшую дипломатическую игру. Искусно лавируя между разными центрами силы в Золотой Орде, Александр Невский добивался прощения взбунтовавшихся русских князей, освобождения пленных, избавления от участия русских войск в походах для сбора дани. Зная, что из поездки в Орду можно не вернуться живым, постоянно рискуя собой, он отправлялся туда, чтобы вновь и вновь предотвращать вторжения на территорию Руси. Князь исправно выплачивал огромную дань завоевателям, чтобы позволить стране оправиться от постоянных разорительных набегов. Исследователи считают это важнейшей заслугой князя.

Также ещё есть виды подвига по составу человеческой природы:

Телесный подвиг. Он заключается в посте, умеренности в пище, в самоограничениях, в труде, в поклонах, в веригах и прочем, что бывает у человека, когда он для себя употребляет какой-то подвиг. Например, авва Макарий Египетский говорил так: «Господи, подвиги совершать я не могу, пойду на болото посижу, пусть меня комары покусают». Пошел, посидел, огромные комары его закусали, но он всё претерпел, пришел весь опухший.
Серафим Саровский тоже терпел укусы комаров. Одному отцу как-то наскучили подвиги, и он решил пойти и повиснуть на отвесной скале и висеть всю ночь, чтобы не засыпать и молиться. Я так представил: если меня повесь, хоть где, – я засну. Если я спать хочу, мне без разницы, где я буду висеть, всё равно усну. А он – чтобы не уснуть. Он ходил в Петру – это такое место, где отвесные скалы, раньше там был город. О нем Господь изрек пророчество, что за возношение, гордость его жителей там будут жить только шакалы. А сначала город находился в этих скалах и там проходил торговый путь. Чтобы не проходить через лощину, все шли через Петру, поэтому там находились гостиницы и т.п., одним словом – был древний бизнес. Соответственно, город процветал. А потом Господь сделал другую дорогу, которая шла мимо, и Петра умерла. Там никого нет, эти отвесные скалы, дома в горных пещерах – всё до сих пор стоит пустое. И туда святой отец ходил молиться.

Душевный подвиг. Он заключается в обуздании и в умерении страстей, обновлении характера и менталитета, когда человек направляет подвиг на свое душевное состояние.

Духовный подвиг, который заключается в трезвлении, в борьбе с помыслами, когда человек стоит на страже и не подпускает никакие лукавые помыслы к себе.

Подвиг по месту пребывания:
подвижнический (пустынножительство). Как говорит один из Святых отцов, в пустыне без подвига вообще делать нечего. Ну что, просто сидеть в келье, грызть сухари? Там же надо заниматься молитвой, рукоделием, отсечением помыслов, плачем, – подвигом нужно заниматься, у Святых отцов там было много разных духовных систем для достижения благодати. А просто лежать на лавке там никак не пойдет. Это же пустыня, там бесы сразу придут и тебя выгонят.
подвиг в миру, он называется умеренный подвиг

О нем Антоний Великий говорит следующее: «Те, кто проводит жизнь в малых и невысоких подвигах, и опасностей избавляются, и не имеют нужды в особенных предосторожностях. Побеждая же во всем пожелания, они удобно обретают путь к Богу»

Это когда у нас с вами умеренный подвиг, без каких-то особых возвышенностей – как на скалах висеть, питаться сухарями – без этого. Но наш подвиг, как я уже сказал выше, в бытовом, в супружеском отношении, где мы работаем, и ещё какие есть у нас места – везде нужно стараться быть благочестивым, чтобы человек на нас посмотрел и сказал: «Вот это настоящий христианин». Допустим, приходит человек на работу устраиваться, ему сразу водочку подносят: «Сейчас мы его проверим, какой он – нормальный верующий или нет?». Сразу наливают. Если верующий отказался – его начинают уважать, а если нет: «А, ты такой же, как мы».

Также я хотел бы отметить подвиг по времени. У Святых отцов есть учение, о том, что в последние времена не будет особых подвигов, таких серьезных подвижников, кто подвизался бы так, как древние. На скалах сегодня действительно никто не висит, столпников нет, как раньше было. И как говорят отцы, последний подвиг – это подвиг терпения скорбей. Один ученик подошел к авве и спрашивает: «Авва, а каких подвигов достигнут те, кто будет после нас?». Авва ответил: «Они отнюдь не будут иметь монашеского делания; но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших». В древности люди хотели узнать, кто как ведет подвижническую жизнь, чтобы обогатиться духовным опытом и понять, как человек приближается к Богу. Даже подсматривали за кельей подвижника, что понять, как он достигает благодатных даров.
Помните, как авва Дорофей к одному отцу подошел и спрашивает: «Как ты, брат, достигаешь такого смирения? Кто бы тебя ни оскорблял – ты ровно относишься, даже не смущаешься». Тот говорит: «А что на собак внимания обращать?». И он сразу понял, в чем заключается подвиг. То есть когда человек видит, что другой адекватно реагирует на что-то, ему становится очень интересно: а как он достиг такого бесстрастия? Какую бы ему ни говорили хулу – вообще не реагирует. А что на собак внимания обращать — смысл?

Подвиг монашества. Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов, это самый

возвышеннейший подвиг, потому что монашество – это подвиг молитвы

У монаха нет ничего в жизни больше, кроме молитвы. А молитва – это самый возвышеннейший подвиг и всё нужно делать ради молитвы. Я вообще в принципе могу сказать, что, несмотря на то, что мы, миряне, мы живем в миру, у нас суета, но всё равно мы должны понимать, что для нас тоже молитва – самое главное

Да, конечно, нам тяжело, молитвенное правило большое, тем более, если читать его по-настоящему, со вниманием, вдумываться в каждое слово, с паузами, чтобы это доходило прямо до сердца, в самую глубину. Без молитвы никто не находит Бога, ни один! Без молитвы никто Бога не нашел

И молитва тоже нам должна быть прилична, и мы должны тоже о ней радеть больше всего другого. Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов: «Молитва научит нас всему». Стяжая молитву, приближаясь к ней, пытаясь её заполучить, пытаясь ею овладеть, человек начинает со всех сторон себя ограничивать, искать причины, моменты, чтоб как-то почву такую подвести, чтобы молитва строилась. Потому что сама молитва просто так тоже не будет: пришел с поля, взял правило, начинаешь читать… А мысли-то ведь не на молитве! Молитва же складывается не просто из того: пришел, лоб перекрестил, встал сразу за книжку. Такой молитвы нет, она не пойдет, такая молитва. Её и не бывает у нас, почему мы бубним стоим, и тарабаним, и пребываем во время таких молитв неизвестно где. Молитва – это целый комплекс, который в человеке помогает возгревать этот дар: и чтение Священного Писания, и много разных других занятий. Подробно об этом говорится в наших лекциях «Как правильно молиться» и «О подготовке к молитве».

8. Кузьма Крючков

Смелый и мужественный Кузьма Крючков вошел в историю как первый солдат, на груди которого появился Георгиевский крест. Командование казакам доверяло самые ответственные и сложные задания. В одной из таких операций на засаду из четырех донских казаков, в которой находился Кульма, неожиданно вышел отряд немецких солдат из 27 человек. В неравном бою Кузьма Крючков, будучи тяжело раненным в руку, лично порубил шашкой или заколол пикой 11 немцев. Из 27 вражеских солдат только 3 удалось спасти жизни бегством

После боя на теле отважного казака насчитали 16 ран, на его лошади таких ран было 11

Влияние подвига на душу человека

  1. Приобретение умиления, благости, чистоты, мужества, терпения, стойкости, силы. Подвиг сильно закаляет душу человека в скорбях, и душа человеческая становится очень крепкой.

    Человек, который несет этот подвиг, уже крепок душой. Какие-то соблазны, искушения – а он тверд. Он, может быть, и колеблется, но всё равно не так сильно, как человек, который вообще живет без подвига, просто расслабленной жизнью. Кто живет без подвига – его вообще любой помысел увлекает, любой. Особенно грубый вещественный помысел – о материальных благах и т.п. очень сильно человека закруживает, и он этому сразу поддается, без всякого сопротивления.

  2. Также польза заключается в угасании страстей. Подвиг угашает в человеке страсти, ослабляет их, как говорят отцы – умеряет, делает их пассивными, вялыми. Откуда страсти питаются? Многие страсти берут соки от чрева и имеют большую силу. А подвигом, воздержанием всё умеряется. Человек находится в воздержании, терпит, следит за собой, не распускает себя и со временем он получает большую пользу, душа его успокаивается, уже так не терзается страстями, как в начале христианского пути.

Подвиг супружества

Некоторые может быть сомневаются, но действительно супружество – это подвиг, потому что настоящая семья, настоящий брак – это самоограничение во многих отношениях, это жизнь для другого, это действительно изменение своей природы. Это не просто так, где муж сидит, лежит, читает, занимается своим делом. Недавно одному говорю: «Что ж ты детей запустил, занимаются не пойми чем?!», – он отвечает: «Да что, они там ногти красят, лишь бы деньги у меня не просили – и ладно». То есть чем бы они ни занимались – лишь бы деньги не просили, лишь бы его не трогали. Но это разве семья? Разве так может говорить настоящий отец, когда дети твои занимаются греховным бизнесом? А тебе без разницы, лишь бы денег у тебя не просили. Нормально?

Так вот: семья – это большой подвиг, большой труд, особенно если семья многодетная.

Потому что многодетная и малодетная семьи – отличаются. Например, один или двое детей, и трое-четверо – это уже две большие разницы. У кого один-два – говоришь им: «Надо родить третьего, четвертого», – «У-у-у… Это очень тяжело!». Это же надо себя ограничить. А так – дети в садике, потом в школе, ты свободен, на работе, занимаешься делами, всё спокойно. А тут – ещё целая орава, ватага такая, никуда не съездить – ни на Канары, никуда, всё это очень обременяет человека. И действительно, многодетность – это большой подвиг, когда человек свою жизнь просто приносит в жертву ради того, чтобы родить других людей, чтобы дать им воспитание, образование. Потому что подвиг семейный заключается не в том, чтоб только родить, а потом – куда кривая выведет. Надо всё-таки заниматься детьми. Несмотря на то, что они самоорганизуются, всё равно детьми надо заниматься, вкладывать и держать их в строгости.

Слайды презентации

Слайд 1

Воин Евгений Родионов

Слайд 2

В Чечне шла жестокая война… Рядовой пограничник Евгений Родионов завершал обучение в части спецподготовки пограничных войск в г. Неман Калининградской области.

Слайд 3

«Мама, я не просто солдат, я — пограничник! От судьбы еще никто не ушел…Я могу выйти на дорогу, и меня задавит машина. Разве от этого будет легче? А плен… Это уж как повезет…» (Из письма солдата)

Слайд 4

Военная специальность Евгения -гранатометчик

Зимой 1996 года рядовой пограничник Евгений Родионов начал нести службу на Ингушской заставе в составе пограничного отряда особого назначения.

Слайд 5

Служба

На границе с Чечней вместе с другими солдатами Женя нес службу на КПП, через который проезжали машины, проходили люди, следуя в Чечню и обратно. Блокпост был не оборудован для проверки: ни света, ни связи, ни огневой поддержки…

Слайд 6

Женя и его сослуживцы досматривали машины, чтобы не допустить провоза оружия и боеприпасов для боевиков. Однажды ночью «уазик» остановился сам. Из него выскочили несколько хорошо вооруженных бандитов. Завязалась борьба. Спустя некоторое время «уазик» уехал в сторону Чечни, увозя в плен молодых солдат. .

Слайд 7

Мученический путь Евгения и его товарищей

Сто дней и ночей провели узники в чеченском плену в местечке Бамут. Их избивали, пытали, подвешивая на дыбе, почти не кормили. Стены сырого темного подвала и бетонный пол почернели от крови солдат. Днем пленников заставляли носить воду, стирать, копать траншеи, таскать ящики с боеприпасами…

Слайд 8

Женя и его друзья пытались освободиться через решетку в маленьком окне, но слишком толстыми были прутья решетки и мало сил у пленников. Ребята пытались вырвать ее, погнули вовнутрь, но дом был построен прочно. Они мужественно терпели, до последнего веря, что их спасут, не оставят в беде.

Слайд 9

Мама Евгения, не дождавшись от командиров помощи в поисках их бойца, ходила по селам и аулам, пытаясь хоть что-то узнать о пропавшем сыне. Чеченские женщины и старики кричали на нее, кидали камнями угрожали ей смертью. И только российские солдаты жалели и кормили её, спрашивали, есть ли новости о сыне.

Слайд 10

Самые страшные мучения обрушились на Евгения. Православный крестик на его груди был ненавистен врагам. Русскому парню был предложен выбор: погибнуть или сменить веру. Как его ни мучили, он не снял крест…

Слайд 11

Боевики жестоко казнили Евгения, отрезав ему голову. Это произошло 23 мая 1996 года, в день Вознесения Господня и в день рождения самого Евгения, ему исполнилось 19 лет.

Слайд 12

Только 21 сентября убийца сказал матери о смерти сына и запросил выкуп за тело. Изуродованные тела Евгения Родионова, Андрея Трусова, Александра Железнова и Игоря Яковлева подняты со дна воронки, выбитой авиабомбой.

Слайд 13

В это время в поселке Курилове, на родине Евгения, начал возрождаться старинный храм Вознесения Господня. В ста метрах от этого храма Земля распахнула свои объятия, принимая тело воина-мученика Евгения Родионова.

Слайд 14

«Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года».

Слайд 15

Написано 160 икон воина-мученика Евгения, они появились в 26 храмах России. Некоторые из них мироточат. На Алтае возносит молитвы Свято-Евгеньевский храм.

Прошли годы со дня гибели рядового Евгения Родионова и его боевых друзей, а память жива.

Слайд 17

На его могилу едут с Поволжья, Чувашии, Украины. О нем знают в Америке, Японии, Германии, на Кавказе. В Сербии его называют Евгением Русским. Его любят солдаты, его помощи просят в тюрьмах.

Слайд 18

Однажды на могилу Жени приехал ветеран Великой Отечественной войны. Сняв с себя фронтовую медаль “За отвагу”, он положил ее на могилу и сказал:“Он душу России спас!”

Причины желания подвига

Почему мы с вами должны желать его? Откуда рождается желание, чтобы родился у нас подвиг?

Кто хочет быть подвижником? Подвижником очень трудно быть. Всем нам хочется, чтоб как-то без трудов было, без пота, без подвигов. Чтобы без особых трудов, чуть-чуть, не напрягаясь, полегче чтоб было…

Подвиг рождается от любви к Богу и совершенству, когда человек хочет достигнуть в жизни совершенства. Помните, из жития того же Антония Великого: пришел в Храм, было желание достигнуть совершенства, неопределенное ещё, он был христианином, но как-то не до конца понимал, как бы это всё сделать. Слышит слова Божии: «Продай всё имение, раздай нищим, и следуй за Мною» (Мф. 19, 21). Мы с вами знаем, что Евангелие, которое читается в церкви, имеет особую силу, потому что оно соединено молитвой верующих, поэтому оно имеет очень проникновенную силу. И он эти слова понимает, а так как была в нем любовь к совершенству, любовь к Богу, — он всё бросает, продает, что-то оставляет сестре, и уходит.

Награда, венцы в Царствии Божием, которые подстегивают в нас желание подвига, потому что награда бывает только за подвиги. Ну а за что ещё давать венцы? Их не за что больше давать, как только за подвиги, за труды ради Бога. И если мы делаем эти труды, если у нас есть подвиг, то мы получим обязательно награду. Как говорит апостол Павел: «Теперь готовится мне венец славы». И дальше сказано: «Не только мне, но и всем возлюбившим явление славы Его». Все, кто подвижничает ради Бога, – все получают от Бога награду.
Остальные, как сказано: «Кто призовет имя Господне – спасется». Спасены, может быть, будут, но без венцов. Святые отцы говорят, что память о венцах, славе, и в этом случае даже тщеславие помогает молодым подвижникам, потому что в начале подвигов не только положительные ресурсы, но и отрицательные используют для того, чтобы достичь этой славы: соревнования, кто больше и т.п. Помните истории из житий подвижников: «Господи! – говорит Антоний Великий, – открой мне, кто совершенней меня!» – «Иди к сапожнику, и смирись там», «сходи к блуднице» или ещё к кому-нибудь. И подвижники шли и реально видели, что и как живут эти люди: конечно, подвигов меньше, но скромность-то какая! Хотя просто люди живут и не думают о подвигах. А отцы-то, конечно, думали, они достигали, они ревновали, трудились, ощущали себя настоящими спортсменами на ристалище. Они очень много приводят этих примеров борцов, спортсменов, потому что они так себя ощущали на поприще Христова подвига.

Из внешних причин: слава в Отечестве, когда многие воины, солдаты становились героями, воевали, рисковали своей жизнью и получали награды императорской семьи, государственные награды, которые имели определенную значимость в то время. Всё это так называемое геройство.

Бывает, конечно, желание дурного подвига – это тщеславие и дурная слава, когда человеку хочется прославиться, он не делает особого разбора, ему всё равно – что сделать, лишь бы прославиться

И многие таких людей сегодня поддерживают: не важно – какой человек, надо только, чтобы он был известный. Вот по телевизору выступает – всё! – это умный человек, он всё очень правильно говорит

Даже нисколько не отфильтровываем то, что они там несут.
Лишь бы только был известный. А на самом деле сегодня известных людей умных по пальцам одной руки можно сосчитать. А благочестивых ещё меньше. Одни пошляки и тому подобные.

И ещё на подвиги подвигают людей бесы. В чем это заключается? Когда, допустим, человек не может подвижничать, а бесы ему всё время на ухо нашептывают: «Надо делать подвиг! Штангу повесить себе и носи!». Выше я рассказывал про подвижника на скалах. Вот, он повис, висит, бодрствует, ангел Господень к нему подлетает и говорит: «Надо спускаться на землю!», тот говорит: «А почему?», – «А сейчас другие увидят и соблазняться начнут, будут так же делать, потом снимай их отсюда всех». Эти подвиги бывают неполезны для других, потому что они имеют некоторый исключительный момент. Есть правило, некоторые нормы, а есть исключения. Данный случай относится к этим исключениям.
Или же когда человек берет на себя подвиг неподъемный. Например, ничего не есть и не пить сорок дней как Спаситель. Да, такие люди есть, подвижники, кто весь Великий пост ничего не ест, но они редкие. А бывает так, что человек болеет язвой желудка, а хочет поститься как Господь. Но желудок уже не тот, организм не тот, ты надорвешь себя совсем, и желудок вырежут тебе оставшийся, и будешь потом обременять всех окружающих в округе – и толку-то от тебя будет. В этом случае, когда человек болеет, надо беречь себя. Подвиг всё-таки должен быть умеренным. В подвиге нужно быть, конечно, благоразумным и осторожным, потому что подвиг, как говорит Антоний Великий, дело опасное.

Зайцев Василий Григорьевич

23.03.1915 – 15.12.1991

  Снайпер-ас времён Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза.

Родился в 1915 году в крестьянской семье, в Оренбургской губернии. Отец, заядлый охотник, начал обучать его стрельбе с ранних лет – первое ружьё ему подарили в двенадцатилетнем возрасте.

  Окончил семь классов, строительный техникум и бухгалтерские курсы. Война застала его в должности начальника финансовой части на Тихоокеанском флоте. С самого начала войны Зайцев отчаянно стремился на фронт – им было подано пять рапортов с просьбой направить его в действующую армию. В конце концов в 1942 году его просьбу удовлетворили – он был зачислен в 284-ю стрелковую дивизию, в составе которой, вместе с другими моряками, был направлен в Сталинград. Здесь его стрелковые навыки оказались как нельзя кстати.

  Первых трёх немца он «снял» из обычной «трёхлинейки» с расстояния 800 метров. Он был быстро замечен. Его наградили медалью «За отвагу» и вручили снайперскую винтовку. К этому моменту на его счету было уже 32 фашиста.

  Война не только убивает, но и крайне обостряет чувства и ускоряет реакцию. Живым подтверждением этому был снайпер Василий Зайцев. Необычайное хладнокровие и военная хитрость, подкреплённые выносливостью, великолепными зрением и слухом, позволили ему стать настоящим снайпером-асом. 

  Ему удавалось выбирать лучшие позиции, столь искусно маскируя их, что противник даже не мог заподозрить, что там его подстерегает неумолимая смерть. Всё это позволило ему уничтожить с 10 ноября 1942 года по 17 декабря 1942 года 225 немецких солдат и офицеров. Одиннадцать из них были снайперами.

  Особенно примечательна история уничтожения снайпером Зайцевым немецкого «суперснайпера», присланного с миссией приструнить «распоясавшихся» советских стрелков. Штандартенфюрер СС и начальник школы снайперов имел и особое задание – уничтожение самого Зайцева. О статусе гостя говорила оптика на его винтовке – с десятикратным увеличением, в то время, как на стандартных немецких, да и советских, снайперских винтовках увеличение прицела было лишь в 3-х, 4-х кратное.

  В ходе развернувшегося снайперского поединка немцу удалось обнаружить позиции двух советских снайперов – учеников Зайцева. У одного он разбил пулей прицел, а второго ранил. При этом раскрыл Зайцеву расположение своей позиции, чем и не преминул воспользоваться советский стрелок, «сняв» фашиста первым же метким выстрелом.

  К сожалению Василий Григорьевич не смог долго выкашивать ряды оккупантов. В январе 1943 года в ходе боя он был тяжело ранен взрывом мины. В результате он ослеп. Только несколько сложнейших хирургических операций, проведённых профессором Филатовым, смогли вернуть ему зрение. Однако, о службе снайпером пришлось забыть.

  До конца войны Василий Григорьевич оставался в строю – возглавлял снайперскую школу, был командиром миномётного взвода, а потом и роты. Всего за время войны он уничтожил 242 гитлеровца.

  Василий Григорьевич не был самым результативным советским снайпером Великой Отечественной войны. Однако, его усилия по модернизации теории снайперского дела и обучению новых снайперов внесли неоценимый вклад в дело разгрома фашистских оккупантов.

  В кратчайшие сроки ему удалось организовать обучение бойцов снайперскому делу, обеспечив фронт опытными снайперами, беспощадно выкашивающими ряды врагов. Им была разработана уникальная тактика снайперской войны, которая успешно применялась советскими бойцами во время Великой Отечественной войны. Более того – она успешно практикуется снайперами и в наше время.

Иконография

Первые иконы с изображением святого Александра Невского появились после его канонизации. До начала XVIII века преобладал «монашеский» иконографический образ. Благоверный князь, принявший перед кончиной монашеский постриг, изображался в традиционном монашеском облачении. Такие иконы расположены в соборе Святой Софии в Новгороде и Благовещенском храме Московского Кремля.

В начале XVIII века (1724 год) Священный Синод повелел изображать святого в княжеском одеянии. Под княжеской мантией виднеются военные доспехи, а в левой руке он держит меч — символ военных подвигов ради защиты православной веры. В правой руке князя-проповедника может находиться изображение Иисуса Христа, крест или духовная грамота. Они символизируют приверженность благоверного Александра Невского православию и заслуги в деле его распространения. На некоторых иконах правая рука святого прижата к сердцу.


Икона Александра Невского

В XX веке иконописцы используют два иконографических извода. В 70-е годы была написана икона, сочетающая в себе признаки и «монашеского» и «княжеского» типа изображений святого чудотворца благоверного Александра Невского.

3. Русская солдатка

Были в Российской армии в первые десятилетия ХХ столетия и свои Надежды Дуровы. Шел декабрь 1915 и некий доброволец Николай Попов был зачислен разведчиком в 88 Петровский полк. Молодой талантливый солдат проявлял себя как способный разведчик и отважный солдат, а во время одной из вылазок во вражеский тыл привел вместе со своим сослуживцем ценного языка. За эту операцию Николая представили к Георгиевскому кресту IV степени. А раскрылась тайна, когда Николай Попов с кишечной инфекцией попал в госпиталь, где и выяснилось, что он — Кира Башкирова, молодая девушка, которая ослушалась отца и тайком сбежала на фронт.

Жизнь благоверного ратоборца

Родился защитник и собиратель русских земель в 1220 году в семье младшего сына князя Всеволода Большое Гнездо. В шесть лет мальчик принимает посвящение в воины от епископа Суздальского Симона. На протяжении своей недолгой жизни князь защищал Отечество.


Икона Александр Невский на коне

Среди наиболее значимых его заслуг можно выделить следующие моменты:

  • в ряде русских земель были отменены налоги в пользу монголов;
  • русские княжества не подвергались набегам;
  • бо́льшая часть княжеств была объединена под рукой единого правителя — начался процесс объединения Руси;
  • была предотвращена латинизация восточных славян;
  • укрепление и обеспечение мира на западных границах зарождающегося русского государства.

Главной заслугой святого благоверного князя Александра Невского является сохранение православной веры и её проповедование среди других народов.

Интересно! Во время своих поездок в Орду Александр Невский не только заручился поддержкой татарских ханов, но и вёл с ними беседы о православии. Благодаря этому в Сарай Бату появилась православная община, а некоторые представители ханской династии приняли православную веру.

В чем заключается сущность христианского подвига?

  1. Св. Марк Подвижник говорит: «Подвиги – это не суть что-либо особое от заповедей».

    Подвиги — это и есть заповеди. Мы с вами исполняем каждый день заповеди Божии? Да, пытаемся что-то делать, хотя бы – молимся. А на самом деле заповеди – это целый духовный механизм, который не только нужно отправлять каждый день, но над которым нужно и много размышлять.

  2. Св. Макарий Египетский говорит о сущности подвига: «Это противление лукавому и лукавым помыслам». Он выразил общий принцип, которым характеризуется подвиг.

    Святые отцы говорят, что подвиг должен быть везде: где бы ты ни находился, ты всегда должен быть в подвиге. У каждого человека, как мы дальше увидим, подвиг происходит по-разному в зависимости от духовной жизни. Но общее – противление лукавому (т.е. дьяволу) и противление лукавым помыслам – должно быть у нас всегда. В чем это заключается? Когда ты просто идешь, нужно внимать своему внутреннему миру – что там происходит. У нас постоянно там разные помыслы – грязные, нечистые, в любом случае там происходят искушения. И также происходят от лукавого многие искушения и в деле, и разные предложения приходят нам в жизни – сделать какую-то подлость, грех и т. д. Как раз об этом говорит святой Макарий, что всё это нужно отвергать и бороться. Это есть одна из сущностей подвига.

  3. Борьба, война против всего худого и грешного, что находится в этом мире, потому что подвиг – это есть не только духовное делание, но оно обязательно распространяется и на общественную жизнь.

  4. «Очищение ума и соединение с Богом», – говорит преподобный Петр Дамаскин. И преподобный Симеон Новый Богослов называет это обожением, то есть соединением с Богом, когда человек достигает обожения посредством исполнения заповедей Христовых. Это есть цель подвига – соединение с Богом.

В чем помогает икона Александра Невского

Значение иконы Александра Невского не меркнет со временем для народа. Он остался в памяти людей, как великий полководец и мудрый правитель. В его честь учрежден орден, он считается покровителем всех воинов, а с недавних пор — морской пехоты ВМФ России. Перед его иконой молятся за всех воинов, чтобы они, проявляя воинскую доблесть и мужество, остались живыми и невредимыми.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона святого апостола Марка

Молитва, прочитанная перед святым праведным поможет человеку приобрести мужество, смелость, отвагу, а также заступничество при несправедливых обидах.

Также она помогает в укреплении православной веры, мира и взаимопонимания в семье, в исцелении от разных недугов. Для носителя этого имени именная икона Александра станет настоящим оберегом и защитой от зла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector