Методы изучения святоотеческих творений и путь постижения отцов церкви

Что лучше читать в Великий пост?

Великий пост — особо благословенное время для насыщения нашей души Словом Божьим, поэтому важное место в нем занимает духовное чтение. Невозможно представить себе, чтобы христианин провел этот период, ни разу не взяв в руки Библии, святоотеческой литературы

Есть две книги, которым Великим постом придается первенствующее значение:

  • Евангелие;
  • Псалтирь.

Ветхозаветные книги

Из Ветхого Завета в Великий пост читаются еще три книги:

  • Бытие;
  • Притчи Соломона;
  • Книга пророка Исаии.

Они звучат на службах в храмах чаще всего. Псалтирь прочитывается по два раза за неделю, Евангелие в Страстную седмицу должно прозвучать полностью. Почему же именно эти книги Священного Писания предлагает нашему вниманию Церковь?

Псалтирь является образцом молитвословной литературы, почему некоторые даже называют ее «устной иконой» Христа. Главной темой Великого поста является покаяние. Большинство псалмов также написано в покаянной тональности.

Чтение избранных ветхозаветных книг связано с ранней традицией крестить всех оглашенных (готовящихся к крещению) в Великую Субботу. Такой обычай существовал в древней Церкви. Именно с этой целью — учения и наставления в вере — прочитывались перечисленные книги.

Хотя эта традиция у нас не сохранилась, однако чтение именно книг Ветхого Завета из всего Священного Писания в Великий пост нельзя назвать случайным. Весь этот период для каждого из нас можно сравнить со временем ветхозаветного ожидания своего Мессии — Иисуса Христа.

Евангельское чтение

Поэтому Евангелие положено читать только в последнюю, Страстную неделю поста, причем полностью. Однако по причине продолжительности таких служб во многих храмах чтение Евангелия начинается раньше. Хорошо, если дома вы сможете тоже сосредоточенно и молитвенно пройти Его целиком за пост.

Кроме того, конечно, рекомендуется также читать книги святых отцов. Помимо знаменитой «Лествицы», это могут быть творения Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), аввы Дорофея, Иоанна Кронштадтского и других подвижников. Можно прочитать только один (любой) из трудов этих подвижников, но внимательно.

Могли ли Святые Отцы ошибаться?

Святые Отцы являются бесспорными авторитетами богословия. Но следует понимать, что они не придумывали вероучение. Они были не творцами, а свидетелями и проводниками Истины, которую хранила и исповедовала Церковь. Однако иногда в своих сочинениях Отцы Церкви выражали и собственные, основанные на субъективном опыте мнения. Это является причиной того, что у Святых Отцов нередко бывают отличающиеся и даже противоположные точки зрения по различным вопросам.

Например, у живших примерно в одно время Игнатия Кавказского и Феофана Затворника были разные взгляды на природу ангелов и человеческой души. Первый утверждал, что ангелы и души имеют некую телесность. Второй же настаивал на их бестелесности. Однако это разногласие не относится к области основополагающих догматических истин. Оно не помешало Церкви причислить к лику святых обоих богословов.

Иногда Святые Отцы допускали и ошибки. Ведь отдельные христиане от них не застрахованы, в отличие от Церкви – столпа и утверждения истины (1Тим. 3:15). Например, Иоанн Златоуст высказывал ошибочное предположение о дате рождения Христа. А Григорий Нисский долгое время исповедовал не принятое Церковью учение об апокатастасисе. Так называют идею о всеобщем спасении грешных душ, обитающих в аду. Нужно заметить, что в конце жизни богослов всё же отказался от этой идеи. Поэтому не все творения Святых Отцов одинаково истинны. Признанная Церковью святость определённой личности вовсе не распространяется на всё сказанное и написанное ею.

В чем необходимость Священного Предания

Свидетельства, черпаемые в святых посланиях, необходимы не только для укрепления христианской веры, но для того, чтобы:

  • правильно понимать Святое Писание;
  • противостоять еретическим толкованиям;
  • устанавливать догматы православия на основе истины и подтверждения апостольскими преданиями;
  • укоренить и укрепить церковный строй с канонами богослужений и их обрядами.

Благодаря Святоотеческим Преданиям мы можем раскрывать вопросы духовной жизни на основе учений последователей Иисуса и применять их в собственной жизни.

По совету святителя Феофана изучать святоотеческие учения и послания следует, входя в молитвенное состояние, постепенно познавая духовные книги с соблюдением благоразумной умеренности под руководством духовного наставника.

Что такое Священное Предание? Ответ священника

Это интересно: Как узнать кто мой святой покровитель

Значение Святых Отцов

Святитель Филарет Черниговский называет Отцов Церкви «преемниками духа апостольского». Они по своей благодатной чистоте души и дарованиям богопросвещённого ума предложили нам «чистую Истину Христову» («Историческое учение об Отцах Церкви»). Под Истиной Христовой подразумевается подлинное и не искажённое ложными толкованиями спасительное вероучение. Именно поэтому таких выдающихся личностей образно называют «отцами». Ведь для всех православных христиан они стали наставниками в вере.

Наиболее авторитетные Отцы Церкви были отмечены на Вселенских соборах. К Святым Отцам относят Дионисия Александрийского, Григория Нисского, Амфилохия Иконийского, Кирилла Александрийского, Григория Богослова, Киприана Карфагенского и многих других. Протопресвитер Иоанн Мейендорф в «Введении в святоотеческое богословие» отмечает, что

Поэтому Святыми Отцами называют не только церковных писателей первых веков христианства. Некоторые жили и в Средние Века (патриарх Фотий, Григорий Палама), и в относительно недавнем прошлом (Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Силуан Афонский).

Святитель Игнатий Брянчанинов указыват, что поучения Святых Отцов были вдохновлены Святым Духом, и призывает каждого христианина прислушиваться к ним:

О пользе духовного чтения

Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом Божиим(Лк. 4, 4). Это слова Самого Спасителя, которые Он произнес во время Своего искушения в пустыни. Тем самым Он показал, насколько пища для бессмертной души важнее еды телесной.

Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом так:

Невозможно считать себя христианином и при этом не знать Священного Писания, в котором, по выражению блаженного Августина, Бог беседует с нами. А тот же Иоанн Златоуст утверждал, что чтение Писания сильнее огня умягчает ожесточенную душу и делает ее способною на все прекрасное.

Но православный христианин обращается не только к Библии, а и к житиям святых и духовному наследию отцов Церкви.

Святые отцы любили сравнивать духовные книги с зеркалом, в которое вглядывается душа, чтобы увидеть свои недостатки. Один взор на священные книги возбуждает к благочестивой жизни, — говорил святой Епифаний Кипрский.

Вот почему это чтение еще называют душеполезным. И действительно, нигде вы не найдете столько мудрости, примеров благочестия и исполнения заповедей, как в подобной литературе

Тем более это важно в наши времена, когда есть недостаток в духовном руководстве. В большой мере святоотеческие творения могут его восполнить

Слова старца Паисия Святогорца

Об этой борьбе с помыслами учит также и Паисий Святогорец. Этот афонский монах имел всего восемь классов образования, но его сердце, очистившиеся от страстей, стало вместилищем Святого Духа. Он был канонизирован в лике святых Вселенским патриархом.

Сейчас выпущены творения старца Паисия в пяти томах. Это слова, наставления, рассказы которые говорились в разное время посещавшим его людям. И монахи, и мирские семейные люди смогут найти в его творениях ответы на самые разнообразные вопросы. Его наставления затрагивают такие темы, как воспитание детей, государственная служба, выбор супруги(га), взаимоотношение с близкими. И особенно ценно, что старец Паисий был нашим современником и живя в наше непростое лукавое время, смог в жизни воплотить христианский идеал. Жизнь его еще раз подтвердила, что Христос и раньше и сейчас тот же.

Святые Отцы: всегда ли последнее слово за ними?

Является ли мнение Святых Отцов по какому-либо вопросу окончательным? И всё ли они сказали? Важно понимать, что учение Церкви не эволюционирует в своём содержании. Ведь это не философская система и не политические теории

Оно лишь проявляется через святых, будучи Откровением Святого Духа. И происходит это непрерывно на протяжении веков. Святые жили и творили в рамках определённого исторического контекста. А значит, взгляды на определённые вещи (не считая догматов) со временем могут дополняться и меняться.

Например, учение о Пресвятой Троице или искуплении Христом человечества от греха – это догматические позиции, которые Церковью никогда не менялись. А принятое Святыми Отцами на Халкидонском Соборе правило о рукоположении в диакониссы женщин не моложе 40 лет – это устаревшая норма. Сейчас в Православной Церкви чин диаконисс отсутствует.

Помимо исторического важен и жизненный, бытовой контекст. Так, большинство Святых Отцов были монахами. В связи с этим в их трудах мало проработаны некоторые актуальные для мирянина вопросы. Например, Отцы Церкви не углублялись в тему отношений между мужчиной и женщиной.

Протоиерей Андрей Ткачёв признаёт неизменность догматического учения, но утверждает, что

Итак, православным христианам обязательно нужно ориентироваться на мнения Святых Отцов

Однако всегда нужно принимать во внимание исторические перемены и возможность человеческих ошибок богословов по второстепенным вопросам

Лествица

Итак, прежде всего, это классика аскетической литературы «Лествица». Лествица — в переводе со славянского, означает лестница, возводящая от земли на небо. Именно так озаглавлена эта книга. Написана она Иоанном, игуменом горы Синайской, по просьбе одного благочестивого инока. Предназначена эта книга преимущественно для монахов. Поэтому применить ее советы, касающиеся внешних подвигов, для мирян будет очень затруднительно.

Но эта книга ценна не этим. Мы уже упоминали о форме, о содержании. А содержание этой книги — бесценный источник духовного опыта. Опыта борьбы со страстями. Как часто христиане исповедуются и снова продолжают грешить, не понимая, что бороться нужно совершено с другой страстью. Иоанн Лествичник так и писал, что есть «матери» страсти, а есть «дочери», которые произрастают из страстей-матерей. Кто пытается бороться со «страстьми-дочерьми», не умертвив «основные страсти» несет бесполезный труд. По «Лествице» составлена даже наглядная схема взаимодействия между собой страстей и пороков.

Моя жизнь во Христе

Вторая книга рекомендуемая к прочтению — это Дневник протоиерея Иоанна Кронштадского. Он называется «Моя жизнь во Христе».

В этом дневнике отец Иоанн делал записи о переживаемом им духовном опыте, опытом жизни в церкви. Его однажды спросили откуда у него столь горячая вера Спасителю. На что он отвечал: «Я жил в церкви».

Эту книгу можно посоветовать людям при нападении помыслов неверия, отчаяния и малодушия, которые неизбежно будут на пути воцерковления. Отец Иоанн был назначен в храм в портовом рабочем городке под названием Кронштадт. Этот городок почти весь погряз в грехах. Беспробудное пьянство, воровство, драки были для него привычным явлением. И вот среди этого всего является отец Иоанн, который сумел разбудить чувства верующих. Он организовывает общества трезвости и странноприимные дома, восстанавливая в народе образ Божий. Это истинный светильник веры.

Источник веры в православии

Авторитет Священного Писания освящает Предания, о них не единожды говорится в Библии, в частности, в Новом Завете апостол Павел в своем обращении:

  • к жителям Фессалоники говорил о предании, полученным через Слово (2Фес.2:15);
  • в Коринфе он хвалил христиан за то, что они верны посланиям, переданным через последователя Христа (1Кор. 11:2);
  • Тимофею дал наставление, сохранить услышанное (1 Тим.6:20)

Христианское вероучение черпает знания из двух источников — Священного Писания и Священного Откровения, переданного их прошлого.


В Священном Писании заложены все догматические истины христианской церкви

Священное Писание не могло вместить все то, чему учил Иисус, описать все Христовы действия и слова. Церковь первоначально появилась на основе старозаветных Преданий, Писание стало хранителем веры и истины. Духовная жизнь Церкви организована апостолами. Они Духом Святым передали Святой Церкви откровения и письма в устном и письменном виде о ведении христианского способа жизни, ее правилах, таинственных священнодействиях.

Апостолы через своих учеников, пастырей новых церквей, передавали откровения, в которых хранится православная премудрость. Ко всем посланиям, переданным апостолами в устном и письменном виде, современным христианам следует обращаться с преданным сердцем, верой в сокрытые Духом Святым таинства.

Читайте о святых апостолах:

  • Апостол Фома
  • Святой первоверховный апостол Петр
  • Житие апостола Иоанна Богослова

Святые Отцы — кто это такие

Святые в Православии – это угодившие Богу люди, почитаемые Церковью за праведность, добродетельность и исповедание веры. Отцы Церкви, или Святые Отцы, – более узкая категория Божьих праведников. Так с конца 4 века называют святых, внесших значительный вклад в православное богословие.

Богословие и философию Отцов Церкви называют патристикой («pater» в переводе с латыни означает «отец»). Это системное изложение учений Отцов.

Раздел же богословской науки, который занимается жизнеописанием и списком трудов Отцов именуется патрологией.


Преподобный Иоанн Дамаскин, один из Отцов Церкви (православная икона)

Кого причисляют к Святым Отцам

Верность церковному учению, святость жизни и общецерковное признание – вот главные критерии причисления к Святым Отцам. Далеко не все выдающиеся богословам удостоились этого “звания”. В своих трудах Святые Отцы изложили учение Церкви. А своей праведной жизнью они подтвердили его истинность и спасительность.

Протоиерей Олег Давыденков отмечает, что подлинное богословие – это «видение Бога Троицы». И оно невозможно без общения с Богом (молитвы), аскетического усилия и непрестанной работы над собой.

Поэтому все Отцы Церкви были святыми подвижниками.

Можно ли словосочетание «святой отец» использовать в качестве обращения к ныне живущему православному священнику? Нет, такая традиция присутствует только в западном христианстве. В Православии же принято обращаться к священнослужителю по такой формуле: отец + имя. Например, «отец Олег», «отец Андрей» или “батюшка” или “отче” и т. п.

Зачем нам труды Отцов, если есть Библия?

Необходимо понимать, что Божественное Откровение передаётся христианам двумя путями. Первый – это Священное Писание, то есть совокупность канонических текстов Ветхого и Нового Заветов. Второй – Священное Предание (полученное от Бога и преемственно передаваемое учение Церкви), включающее творения Святых Отцов. Православные христиане верят словам Христа:

И это наставление происходит не только через апостолов, но и через Святых Отцов и Вселенские Соборы.

Более того, Предание первично (то есть возникло раньше) по отношению к Писанию. Это очевидно из библейского текста. Например, мы знаем, что Бог общался с ветхозаветными патриархами и те учились Истине, а также устно передавали её потомкам ещё до существования Библии. Таким образом, можно сделать вывод, что Священное Писание – это зафиксированная часть Священного Предания. И друг без друга они не существуют. Следовать Преданию христиан призывали апостолы:

Священник Георгий Максимов указывает, что

Митрополит Иларион (Алфеев) отмечает, что опыт Святых Отцов помогает нам в

Творения святых отцов

  • Татиан. Речь против эллинов
     

    ( Статей 6 )

  • Афанасий Великий. Житие прп. Антония
     

    ( Статей 8 )

  • Афанасий Великий. О воплощении
     

    ( Статей 10 )

  • Василий Великий. Беседы на псалмы
     

    ( Статей 14 )

  • Василий Великий. Беседы на шестоднев
     

    ( Статей 17 )

  • Василий Великий. О Святом Духе
     

    ( Статей 31 )

  • Дидахе
     

    ( Статей 17 )

  • Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии
     

    ( Статей 17 )

  • Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании
     

    ( Статей 4 )

  • Евагрий Понтийский. Слово о молитве
     

    ( Статей 4 )

  • Евагрий Понтийский. Умозритель
     

    ( Статей 3 )

  • И. Лионский. Пять книг против ересей. Кн. 3
     

    ( Статей 25 )

  • И.(Брянчанинов). Будущее России в руках Бож.Пром.
     

    ( Статей 8 )

  • Игнатий (Брянчанинов), свт. О чудесах и знамениях
     

    ( Статей 9 )

  • Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о видении духов
     

    ( Статей 5 )

  • Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о человеке
     

    ( Статей 21 )

  • Игнатий (Брянчанинов), святитель. О прелести…
     

    ( Статей 15 )

  • Иоанн Кронштадтский. В мире молитвы
     

    ( Статей 23 )

  • Иоанн Кронштадтский. Живой колос
     

    ( Статей 7 )

  • Иоанн Кронштадтский. Золотые слова о значении веры
     

    ( Статей 16 )

  • Иоанн Кронштадтский. Мысли о покаянии и причащении
     

    ( Статей 13 )

  • Ириней Лионский. Доказательство апост. проповеди
     

    ( Статья 1 )

  • Исаак Сирин. О Божеств. тайнах и о духовной жизни
     

    ( Статей 44 )

  • Иустин Философ. Апологии
     

    ( Статей 2 )

  • Иустин Философ. Послание к Диогнету
     

    ( Статья 1 )

  • Кирилл Иерусал-й. Поуч. оглас-е и тайноводственные
     

    ( Статей 25 )

  • Климент Александрийский. Кто из богатых спасется
     

    ( Статей 8 )

  • Климент Александрийский. Педагог
     

    ( Статей 38 )

  • Макарий Египетский. Новые духовные беседы
     

    ( Статей 30 )

  • Марк Эфесский. О сущности и энергии
     

    ( Статей 6 )

  • Наставления в христ-й жизни (из тв. Ин. Златоуста)
     

    ( Статей 24 )

  • Нил Сорский, прп. О восьми главных страстях и о победе над ними
     

    ( Статей 68 )

  • Послания Игнатия Антиохийского (Богоносца)
     

    ( Статей 9 )

  • Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель
     

    ( Статей 20 )

  • Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань
     

    ( Статей 85 )

  • Преподобный Никодим Святогорец. О хранении чувств
     

    ( Статей 13 )

  • Прп. Никодим Святогорец, свт. Макарий Коринфский
     

    ( Статей 19 )

  • Синезий. Гимны
     

    ( Статей 7 )

  • Собрание писем старца Амвросия к монашествующим
     

    ( Статей 17 )

  • Творения Иоанна Златоуста. Том 1, Книга 1.
     

    ( Статей 19 )

  • Творения Иоанна Златоуста. Том 1, Книга 2.
     

    ( Статей 34 )

  • Творения Иоанна Златоуста. Том 4, Книга 1.
     

    ( Статей 43 )

  • Творения Иоанна Златоуста. Том 4, Книга 2.
     

    ( Статей 43 )

  • Творения Тихона Задонского. Том первый
     

    ( Статей 12 )

  • Феофан Затворник, свт. Болезнь и Смерть
     

    ( Статей 13 )

  • Феофан Затворник, свт. Душа и Ангел
     

    ( Статей 8 )

  • Феофан Затворник, свт. О молитве
     

    ( Статей 7 )

  • Феофан Затворник, свт. Три слова о несении креста
     

    ( Статей 3 )

  • Феофан Затворник, свт. Что потребно покаявшемуся
     

    ( Статей 8 )

Труды каких святых отцов Вы можете посоветовать для чтения желающим спастись в наше непростое время?

Владимир

Ответ отца Олега Моленко:

Здравствуй, Владимир.

О чтении святых отцов могу советовать, исходя из своего опыта.

Советы в подходе к чтению:

1) Не читать из праздного любопытства. Чтение святых отцов есть ответственный труд и тяжелый подвиг. Это есть вид молитвы и духовного делания. Нужно понуждать себя удерживать в должных пределах, отсекая праздное любопытство самоотвержением.

2) Должно соблюдать великую осторожность при выборе трудов и чтении святых отцов. Не должно без разбору читать все подряд или что подворачивается

Должно молиться и довериться Богу, Который будет посылать чтение во спасение. Осторожность при чтении нужна по причине несоответствия нашей плотскости и духовного содержания книге святого отца. От этого возможно пропитываться святыми мыслями и чувствами, но не подходящими для нас и нашего образа жизни. Чтение же, которое не усваивается практикой, не только не спасительно, но и душевредно. Есть и такая опасность при чтении, когда мы пропитываемся святыми мыслями и чувствами прошедшего времени, не учитывая различия и особенностей своего времени, и своих немощей. От этого можно впасть в прелесть прошловремения, когда состояние прошлого века с его духом времени, подвигами и прочим запросто переносится и «надевается» на себя.

3) Не выходить в своем чтении за рамки руководства своего духовного отца (если он имеется) или духовного направления, вынужденно заменяющего отсутствие живого руководства. Святых отцов много и их творения разнообразны. Существуют как бы разные ветви, школы или направления, как и в случае живого руководства. Ведь все духовные наставники были разными и не похожими друг на друга. Главное было в том, что они хоть и по-разному, но спасали своих духовных чад. Так и среди книг должно с Божьей помощью выбрать свое спасительное направление.

У меня это сложилось так:

Главная ветка или направление: св. Апостол Иоанн Богослов – святитель Григорий Богослов – преп. Максим Исповедник – преп. Симеон Новый Богослов – святитель Григорий Палама – святитель Игнатий Брянчанинов – преп. Серафим Саровский – св. праведный Иоанн Кронштадтский – святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францизский – архиепископ Аверкий (Таушев) + Жития и Патерики.

Из дополнительных: препп. Варсонофий великий и Иоанн пророк, преп. Исаак Сирин, преп. Ефрем Сирин, кое что из свят. Иоанна Златоуста, кое что из свят Василия Великого, преп. Григорий Синаит (и некоторые другие отцы добротолюбия), преп. Антоний Великий, преп. Макарий Великий, преп. Нил мироточивый Афонский, преп. Нил Сорский, преп. Дорофей (русский), старец Василий Поляномерульский, материалы новомученников Российских.

Это все мне приходилось изучать и это я советую читать другим.

Читал я много больше, но не все пошло. Не пошел святитель Феофан (у него другое в сравнении с свят. Игнатием Брянчаниновым направление – академическое). Не пошел преп. Силуан Афонский, ибо это уникальный и неповторимый путь, которым все подражатели лишь обольщаются. Не пошли Оптинские старцы (много душевного).

В чем внутренний смысл духовной преемственности

Внешне христианский мир менялся в силу исторических событий, но при этом никогда не прерывалась внутренняя преемственность православия. Из века в век православные верующие пронесли некую духовность древности, сохранив некую неизменность. Так, при Таинстве Крещения человек трижды окунается в воду, новорожденных приносят в храмы, диакона во время богослужения провозглашают; «Двери! Двери», в память того времени, когда семейная служба была открыта только для христиан.

Неизменным во все века остается Символ веры. Православная Церковь сохраняет учения Господне, оставаясь верной вере, дарованной нам Спасителем, памятуя о благодати Христа.

В послании Иоанна Дамаскина говорится о неизменности границ православия и хранении откровений, верований, обычаев.

Под христианскими преданиями, передаваемыми через апостолов, подразумеваются библейские писания, символы веры, святые образа, соблюдение канонов и письма святых. Христиане хранят святоотеческие богатства, видя в этом долг перед будущими поколениями. Исследуя наследие из прошлого, можно заметить, что нет равноценности между теми или посланиями.

Важно! Символ веры и Библия остаются ценнейшим посланием с момента их появления, каждая буква в них остается неизменной без права пересмотра или отмены, ни одно послание Святых Отцов несоизмеримо с Евангелиями. Иисус назвал себя истиной, но не традициями и обрядами

Нет никакого единства между традициями и посланиями, это следует учитывать, говоря о прошлом. Для христиан 21 века важно хранить православное наследие, разделяя Священное предание и обряды

Иисус назвал себя истиной, но не традициями и обрядами. Нет никакого единства между традициями и посланиями, это следует учитывать, говоря о прошлом

Для христиан 21 века важно хранить православное наследие, разделяя Священное предание и обряды

Староверы строят свою веру на крайнем консерватизме, не допуская никаких отступлений в обрядах, современные православные могут идти на компромиссы, подрывающие авторитет истинного учения, хранимого с древности.

Сегодняшнее православие на основе контактов с западными церквями может оценить необходимость собственного наследия. В верности преданиям главное видеть не процесс автоматизма или механического повторения, а передачу заимствованной из прошлого мудрости.


Святые Отцы в своих трудах давали толкования Священного Писания

Мыслители современного православия должны обладать умением разглядеть внутреннюю сущность переданного церковного послания, чтобы ощутить его христианский дух так, заново открыть для себя смысл христианства.

Истинное предание рождается из личной встречи со Спасителем и Духом Святым, оно не просто оберегается православием, это существование Духа Святого в настоящем времени.

Доктринальные формулировки Вселенских соборов и поныне имеют силу, но возможен новый Собор, который обогатит преданиями новыми обозначениями веры.

По мнению Георгия Флоровского, предания живы свидетельством Святого Духа в непрерывном проповедовании Истины, которая есть Иисус Христос. Правильно понять послания из прошлого могут только воцерковленные верующие, живущие в присутствии Божьей благодати. Богатство прошлого имеет ценность не в памятовании буквы, а в верности Святому Духу для роста и возрождения Церкви и православных верующих.

В Евангелии от Иоанна сказано, что только Духом истины можно познать истину. (Иоан.16:13), высказывание можно считать основой христианской верности посланиям с прошлого.

Патерики — что это такое?

Отдельно нужно сказать про Патерики — которые тоже можно отнести к святоотеческой литературе. Эти книги — например Великий патерик, Палестинский патерик, или «Луг Духовный» — являются собранием коротких сказаний о святых ранней христианской Церкви.

Иногда— это просто один абзац о каком-то старце, иногда — несколько историй о нем. Некоторые святые в этих патериках и вовсе безымянные, но все эти истории — замечательные примеры святости и христианской мудрости.

Свои Патерики есть и у некоторых монастырей — в том числе русских. Например, патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в котором описаны жития всех святых в этом монастыре просиявших. И конечно же — Киево-Печерский Патерик, в котором собраны жития сотни Киево-Печерских святых. Их жизнь пришлась практически на одно столетие (!) и все их мощи сейчас хранятся и открыты для поклонения в пещерах Киево-Печерского монастыря.

Советы для начинающих

Хорошо, если у вас есть знакомый священник, который поможет определиться с кругом православной литературы и мерой вашего чтения. Никон Оптинский вообще советовал на каждую книгу брать отдельное благословение, но можно взять и одно общее на выбранную литературу.

Что же делать, если такого наставника у вас нет? В этом случае можно воспользоваться несколькими советами:

  1. Объем духовного чтения нужно соизмерять со своими силами и обстоятельствами. Лучше читать мало, но постоянно.
  2. Выбор литературы должен соответствовать тому образу жизни, который вы ведете, вашим духовным наклонностям. Занятие окажется праздным, если вы не сможете применить прочитанное к своей жизни.
  3. Можно подбирать чтение по теме той греховной наклонности, которая вас больше всего мучает: читать о ней или о противоположной ей добродетели. Так легче будет победить борющую вас страсть.
  4. Не стоит браться сразу за духовные вершины и читать классику аскетической литературы, как это часто делают новоначальные в православной вере. Начинать лучше с чего-то попроще. Например, взять современных авторов, умеющих говорить ясно и доступно для любой аудитории. Александр Торик, Андрей Ткачев, Тихон (Шевкунов) — их книги сегодня можно запросто найти как в интернет-пространстве, так и на книжных полках.
  5. Если что-то в книгах святых отцов или Писании вам кажется непонятным, следует спросить у того, кто знает. Так как попытки понять самому, от своего ума и без знания контекста, могут иметь вредные последствия, то полезно обращаться к качественным толкованиям. Если вы каждый день читаете по главе из Евангелия, то можно обратиться к объяснениям Иоанна Златоуста, Феофилакта Болгарского или епископа Михаила (Лузина). Если же вопрос все равно остается нерешенным, то лучше оставить его до времени, потом он прояснится.
  6. Прилагать все прочитанное следует только к себе, сравнивать со своей жизнью, а не с чужой. Иначе мы начнем осуждать и поучать ближних, тем самым нанесем себе только вред.
  7. Перед чтением духовной литературы и Священного Писания нужно просить Господа со смирением, чтобы Он просветил наш ум и даровал правильное понимание написанного. Молиться можно своими словами, есть и специальная молитва перед чтением духовных книг:

О том, какие книги полезно читать мирянам, рассказывает профессор А. И. Осипов:

Возникновение понятия

Первое упоминание в церковной терминологии такого понятия, как «Отец Святой», можно увидеть в послании Афанасия Великого, адресованном к африканским священнослужителям, где он так называет Дионисия Римского и Дионисия Александрийского за их свидетельства и учения. После этого так стали нарекать всех церковных писателей и учителей, но преимущественно епископов. Затем такое обращение можно было слышать уже гораздо чаще. Таким способом указывали на истинных служителей Предания церкви в области её вероучения. Именно в таком виде понятие «Отец Святой» дошло и до наших времён. То есть, когда где-то упоминается об этих служителях Бога, имеется в виду, что говорят именно о тех предшественниках, которые свидетельствовали и представляли вероисповедание Церкви, а также были правомерными носителями священного учительства.

Как нужно читать?

В деле духовного чтения очень важны умеренность и постоянство. Такого рода литературу нельзя проглатывать целыми томами. Святые отцы советовали читать мало, но внимательно, с благоговением, дабы не потерять интерес к читаемому. Нужно стараться, чтобы каждое слово дошло до сердца и ума, иначе такое занятие окажется бесплодным.

Святитель Феофан Затворник советовал по нескольку раз перечитывать одно и то же, «пережевывать» прочитанное. Он даже рекомендовал посвящать этому занятию не более получаса в день, а затем в течение дня обдумывать, что прочитали. Главным он считал делать это каждый день, особенно же в трудные периоды жизни.

Важно также соотносить написанное в Священном Писании со своей жизнью, пытаться исполнить это на деле. Преподобный Никон Оптинский писал:. Книги святых отцов мы читаем не для того, чтобы накопить много знаний, тем более не для того, чтобы ими гордиться

Священное Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу, — говорил схиигумен Иоанн (Алексеев). Об этом же предупреждал и святитель Тихон Задонский:

Книги святых отцов мы читаем не для того, чтобы накопить много знаний, тем более не для того, чтобы ими гордиться. Священное Писание надо читать не для знания, а для того, чтобы спасти свою душу, — говорил схиигумен Иоанн (Алексеев). Об этом же предупреждал и святитель Тихон Задонский:

Читать нужно с большим смирением, и тогда Господь Сам просветит сердце человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector