Принципы активного изучения библии

Молитва и чтение

Вообще Свя­щен­ное Писа­ние — это не просто лите­ра­тура. Святые Отцы, пас­тыри цер­ков­ные и про­стые веру­ю­щие — все еди­но­гласно сви­де­тель­ствуют, что, читая Свя­щен­ное Писа­ние, мы можем встре­тить Гос­пода и познать Его благую волю о нас; неко­то­рые же свя­щен­ные писа­тели (напри­мер, бла­жен­ный Иеро­ним) рас­смат­ри­вают чтение Свя­щен­ного Писа­ния как таин­ство, наравне с Евха­ри­стией.

Словом Божиим, кото­рое может про­све­тить, исце­лить и ука­зать дорогу в жизнь вечную, Библия ста­но­вится только тогда, когда про­ис­хо­дит личная встреча с Богом. Это часто про­ис­хо­дит на молитве — обще­ствен­ной и личной.

Еще в вет­хо­за­вет­ные вре­мена перед чте­нием Торы (Пяти­кни­жия Мои­се­ева) чита­лись особые бла­го­сло­ве­ния: 1) соб­ственно на выпол­не­ние запо­веди изу­че­ния Закона Божия; 2) с прось­бой о том, чтобы изу­че­ние Писа­ний было при­ят­ным и вожде­лен­ным; 3) с бла­го­дар­но­стью за избра­ние в удел Божий и даро­ва­ние Торы.

Сего­дня пра­во­слав­ные хри­сти­ане имеют спе­ци­аль­ные кано­ни­че­ские молитвы, кото­рые чита­ются перед изу­че­нием Свя­щен­ного Писа­ния и в кото­рых содер­жится поис­тине целост­ное учение о чтении Слова Божия, напри­мер:

«Гос­поди, Иисусе Христе, открой мои очи сер­деч­ныя, чтобы я, услы­шав Слово Твое, ура­зу­мел Оное и испол­нил волю Твою. Не скрой от меня запо­ве­дей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я ура­зу­мел чудеса от закона Твоего. Скажи мне без­вест­ное и тайное пре­муд­ро­сти Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты про­све­тишь ум мой и смысл светом разума Твоего, и что тогда я не только прочту напи­сан­ное, но и исполню оное. Соде­лай, чтобы я не в грех себе жития святых и Слово Твое про­чи­тал, но во обнов­ле­ние и про­све­ще­ние, и в свя­тыню, и в спа­се­ние души, и в насле­дие жизни вечной. Ибо Ты, Гос­поди, — про­све­ще­ние лежа­щих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совер­шен­ный».

Молиться необ­хо­димо не только перед нача­лом, но и в про­цессе чтения Свя­щен­ного Писа­ния. По образ­ному выра­же­нию одного опыт­ного веду­щего, Слово Божие зву­чало до сотво­ре­ния мира и про­дол­жает зву­чать. Цель нашей молитвы перед чте­нием — войти в состо­я­ние слу­ша­ния, настро­иться на это зву­ча­ние, на эту волну: «Говори, Гос­поди, ибо слышит раб Твой» (1Цар.3:10). И резуль­тат чтения тоже должен выра­жаться прежде всего в молитве. При этом недо­ста­точно лишь сбор­ника молит­вен­ных тек­стов, ибо чтение Свя­щен­ного Писа­ния должно найти личный отклик в душе каж­дого веру­ю­щего.

Часть 3: Помощь в Надежде.

Для примера того, как пророческие образы помогают иметь надежду в трудные времена, давайте обратим внимание на книгу Есфирь.Действие этой книги состоит из:

  • Царь Артаксеркс – как образ «Всевышнего Бога»
  • Царица Астинь – образ Иерусалима по плоти, отвергнутого за непослушание
  • Цариса Гадасса (Есфирь) — «небесный Иерусалим», заступница своего народа, иудеев. (Аналогично месту Писания из Гал 4:22-31; Исаия 54 гл);
  • Мардохей – «Иисус Христос»
  • Аман – образ «дьявола».

В третьей главе книги Есфирь описана ситуация, когда возвеличенный царем Артаксерксом, придворный Аман, озлобился на Мардохея из-за того, что тот , не преклонялся перед ним. И по этой причине Аман решил истребить собратьев Мардохея – всех иудеев.Подобная ситуация происходит и в духовной сфере, так как дьявол является князем этого мира. В евангелиях от Матфея, Луки, описывается ситуация, когда дьявол предлагал Христу за акт поклонения все царства Мира (Лук 4:5-7). Верный своему небесному отцу, Иисус Христос предупреждал своих последователей о том, что им также придется испытать на себе ненависть духовного Амана, т.е. дьявола (Иоан 15:18,19).Книгу Есфирь можно назвать одной из наиболее насущных книг для христиан последнего времени. Почему так? В пророчествах Даниила, также в книге Откровение предупреждалось о том, что вопрос поклонения князю этого мира – дьяволу, будет настоящим испытанием веры дл я христиан (смотри Дан 8:23,24; Откр 13:1-3,8,15).Но в книге Есфирь также дается надежда для тех, кто останется верным. Несмотря на кажущиеся успехи Амана, он сам попал в приготовленную им западню. Также были казнены десять его сыновей (Есфирь 9:14). И это является дл я нас примером утешения (Рим 15:4) и пророческим образом того, что Небесный Отец и Господь Христос не оставят своих верных.Предлагаем для сравнения места Писания:    1. Есф 5:1,3; Есф 7:3; Есф 8:6;     Гал 4:26,27; Исаия 54:1,10-17;    2. Есф 8:7-9,11,13,15; Есф 9:4,5;     Михей 5:2,5-9;  Зах 12:4-6,8,9;    3. Есф 9:1,14,5;     Откр 19:11,19; Откр 17:12,14; Откр 2:29,26,27;Пример из книги Есфирь далеко не единственный. Подобных мест Писания очень много

Например, обратите внимание на знамение, которое совершил Иисус Христос, успокоив ветер на море, и какую надежду это дает нам:    Марк 4:35,37-41     Лук 21:25,27,28; Исаия 17:12-14; Псалом 123; (Лук 18:7,8);Но пророческие образы не только дают знание, веру и надежду, они учат нас любить

На каком языке необходимо читать Слово Божье?

Изначально библейские тексты писались на четырех языках:

  • древнееврейском;

  • арамейском;

  • греческом;

  • латыни.

Никто не станет отрицать того факта, что чтение первоисточников — возможность получить наиболее точное и достоверное представление о том, что именно хотел сказать читателям автор книги. К сожалению, в свободном доступе первоисточники практически не встречаются. Да и далеко не все верующие могут похвастаться знанием вышеупомянутых языков. К счастью, сегодня Священное Писание доступно к прочтению на всех языках мира. Поэтому читать Библию лучше на родном для вас языке. Откажитесь от церковнославянского языка, начните с простой и понятной речи. Так вы сможете в полной мере осознать глубину текстов.

Священники рекомендуют потреблять духовную пищу в хорошем расположении духа перед православными иконами. Это позволит настроиться на нужный лад и лучше понять учение Господа. Ну а качественные православные иконы вы сможете купить здесь — https://letopise.com/catalog/ikony/

Основы библейского учения

Дорогой друг, большое спасибо за то, что Вы откликнулись на наше предложение!

Христиане, изучающие Библию предлагают Вам пройти заочный курс по изучению Божьего Слова – Библии под названием «Основы библейского учения».

Мы высоко ценим Ваш интерес к Слову Истины и искренне поздравляем Вас за этот самый важный выбор в Вашей жизни!

Когда вы пройдёте этот курс, то пожалуйста, расскажите Вашим родным, друзьям, знакомым об этой возможности познать Единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа, узнать о том, что Бог любит Вас и желает спасения Вашей души, что есть Вечная Жизнь (Иоанна 17:3), которую Бог приготовил все тем, кто повинуется Его Слову и Его святой воле.

Как пользоваться заочным курсом

Заочный курс «Основы библейского учения» состоит из четырёх уроков. Для успешного познания Божьих истин, Вам необходимо иметь Библию (Ветхий и Новый Заветы). Если у Вас её нет, мы опубликовали список текстов, помогающих в изучении этого курса внизу статьи

Каждый урок заочного курса состоит из текста автора, подтверждающего свои слова отрывками из священных писаний. Пользуясь оглавлением Библии или списком текстов для изучения курса, Вы без труда будете находить приведённые из неё отрывки. Все ссылки на Библию, которые Вы встретите в заочном курсе, внимательно прочитывайте в ней в их контекстах.

Библия – наш Учебник. Всё сказанное человеком, сравнивайте со сказанным Духом Божьим.

В конце каждого урока есть лист с вопросами. После того, как Вы изучите урок и ответите на поставленные вопросы, вы можете прислать куратору лист с Вашими ответами. Мы будем рады обсудить с Вами ответы.

Материал будет полезен, как для для вашего личного духовного роста, для совместного изучения в семейном кругу, так и для обсуждения на уроках по Библии в поместном собрании.

По окончании курса так же как и в процессе его изучения мы будем рады принять Ваше предложение о личной встрече или онлайн общению (например, скайп), если у Вас возникнет такое желание.

О нас, наших принципах и целях

Изучать этот курс Вам будут помогать христиане, изучающие Библию из церкви Христовой.

Церковь Христова — это, как уже видно из её названия, церковь Сына Божия, которую Он создал (Матфея 16:16, 18) в первом столетии посредством Своих апостолов и пророков, под руководством Святого Духа положивших её основание проповедями подобной скале, незыблемой истины об Иисусе, что Он есть Христос, наш Спасител, Сын Бога Живого (Деяния 17:1-3; 18:1-5; 1 Коринфянам 3:10, 11; Ефесянам 2:20).

Она состоит из уверовавших в Евангелие Иисуса Христа и крестившихся в Него для прощения грехов (Марка 16:15, 16; Деяния 2:38, 41, 47), учеников Христа — людей, которые идут Его путём, путём правды Божьей (Матфея 16:24-27).

Церковь Христова, дом Божий есть «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тимофею 3:15). Это люди, для которых истиной является только Слово Бога, ибо оно есть Истина (Иоанна 17:17). Они поддерживают его и защищают от лжецов.

Неся Вам слово Бога, мы руководствуемся следующими Божьими повелениями:

  • «Говорит ли кто, говори как слова Божии» (1 Петра 4:11).
  • «Всякое слово Бога чисто. Он — щит уповающим на Него. Не прибавляй к словами Его, чтобы Он не обличил тебя и ты не оказался лжецом» (Притчи 30:5, 6).
  • «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судья, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?» (Иакова 4:11, 12).

Итак, мы не законодатели и не судьи. Мы не решаем, что есть правильно, и что неправильно перед Богом, и не назначаем наказаний за грехи, а прежде всего — мы исполнители закона Бога и проповедники Благой Вести для других.

Смиренно заимствуя слова апостола Павла, мы кротко, но смело утверждаем:

В заключение нашего заочного знакомства мы призываем Вас, вместе с нами: принять читаемое Вами Слово Жизни (Филиппийцам 2:16) «не как слово человеческое, но как слово Божие, каково оно есть по истине» (1 Фессалоникийцам 2:13) — верьте и повинуйтесь ему.

Примите также во внимание слова Господа Иисуса: «Дух животворит, плоть не пользует ни мало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоанна 6:63); и слова апостола Павла: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно (1 Коринфянам 2:14)

Наша искренняя молитва к Богу о Вас, чтобы Вы приняли Истину, без которой не сможете спастись, и с верой в Божественность Иисуса Христа из Назарета Галилейского покорились Его Благой Вести.

От имени христиан изучающих Библию.


Курс дистанционного изучения Библии для новичков: основы библейского учения

На каком языке читать Библию

Первоначальные тексты книг Святого Писания написаны на различных языках:

  • древнееврейском;
  • арамейском;
  • греческом;
  • латыни.

Никто не спорит, что чтение книг с первоисточника дает самое верное представление о том, что хотел донести до читателя автор письма. В современных библиотеках практически нет первоисточников, только переводы. Священное Писание переведено практически для всех народов мира, поэтому читать его лучше начинать на родном языке.

О текстах Библии:

  • Пророчество из Библии
  • Библейская история Адама и Евы
  • Молитва перед и после чтения Евангелия

Порой, чтобы понять какое-то непонятное место в Святом Писании, необходимо иметь несколько Библий различных переводчиков, а лучше, если кто-то владеет несколькими языками, тогда и на иностранном. Если Иисус говорил на арамейском языке, только слова «любовь, слово» там имеют множество значений.

Совет! Не спешите читать Библию на церковнославянском языке, начните со Священного Писания, переведенного на родной, понятный язык. Церковь рекомендует начинающим читателям посланий от Творца начать с Синодального перевода Библии, проверенного временем и оказавшего большое влияние на развитие русской культуры.


Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета

По мнению священников духовную пищу следует подавать людям на том языке, на котором она лучше будет усваиваться, и приносить пользу. Лучше понять Священное Писание помогут Священные Предания, послания Иоанна Богослова и апостольские беседы.

Как изучать Библию?

После обзорного чтения или наряду с ним будет полезно углубиться в содержание Нового Завета с помощью подстрочных примечаний Восстановительного перевода. Мы считаем их лучшей помощью в том, чтобы надлежащим образом понимать Библию. Подстрочные примечания можно использовать несколькими способами:

  • Прочитывать все примечания при последовательном чтении Нового Завета.
  • Рассматривать примечания к тем стихам, смысл которых вы хотите понять глубже.
  • Использовать примечания, указанные в нашем Плане изучения Библии за десять дней, для обзорного знакомства с Библией.
  • Изучать примечания по конкретной теме с использованием нашего Тематического указателя.

Есть ощущение, что не зря

За время обучения в колледже «Наследие» Катя и Даша очень
сроднились с другими учащимися, да и с преподавателями. После окончания не
хотелось расставаться, а еще… показалось крайне важным делать что-то, что
помогает нести слово Божие в мир. Так сестры Смирновы начали составлять
библейские рассылки — они важны для тех, кто не может очно посещать курсы.

—  Что важно для написания
библейских рассылок?

Екатерина: Мы стараемся писать доступным языком и подать материал таким
образом, чтобы читатель мог подумать. Предлагаем вопросы для размышления. Цель
всего этого — чтобы человек приобрел свой опыт чтения Писания и полюбил его.

—  Рассылки — это все-таки односторонняя
форма общения. Как понять: нравятся они, не нравятся, задевают ли кого-то за
живое или нет?

Дарья: Результат
виден! После первых рассылок было много хороших отзывов, люди благодарили,
просили продолжать. Мы знаем, что после рассылок кто-то поступил в колледж.
Есть ощущение, что мы не зря это делаем.

—  При написании библейских рассылок вы используете свой опыт веры или отталкиваетесь исключительно от известных богословских трудов?

Екатерина: Изначально мы начинаем писать исходя из своего видения, пытаемся сами прокомментировать текст Писания. Конечно же, теологическое образование тут помогает: во время обучения мы читали много богословских трудов, работ по библеистике. Но все равно, чтобы получился полноценный материал, мы смотрим, что Отцы Церкви писали на данную тему, изучаем исторические комментарии. Получается, что в рассылках мы отражаем духовный опыт Отцов Церкви в нашем осмыслении.

Бого­дух­но­вен­ность Свя­щен­ного Писа­ния

Исклю­чи­тель­ное поло­же­ние, кото­рое зани­мает Свя­щен­ное Писа­ние, объ­яс­ня­ется тем, что оно явля­ется бого­дух­но­вен­ной книгой.

По-раз­ному пони­ма­лось, в каком смысле Свя­щен­ное Писа­ние бого­вдох­но­венно. Неко­то­рые думали, что в нем все, от первой до послед­ней строчки, про­дик­то­вано Богом, и потому оно не может содер­жать ошибки. Это не совсем так, хотя бы в свете Гал.3:15. Пони­ма­лась бого­дух­но­вен­ность и как побуж­де­ние к письму неза­ви­симо от содер­жа­ния. Пра­во­слав­ный подход под­ра­зу­ме­вает, что Откро­ве­нием при­зна­ется в Библии то, что Бог хотел открыть о Себе и о Своем отно­ше­нии к миру людям: Слово Божие учит нас не тому, как устро­ено небо, а как взойти на небо. Эти спа­си­тель­ные истины стали нам доступны бла­го­даря сво­бод­ному сотруд­ни­че­ству Бога и свя­щен­ных авто­ров в деле напи­са­ния Библии.

Такое пони­ма­ние бого­дух­но­вен­но­сти поз­во­ляет выде­лять в Свя­щен­ном Писа­нии то, что уста­нов­лено на все вре­мена (учение веры и пра­вила нрав­ствен­но­сти), и то, что явля­ется уста­нов­ле­нием для кон­крет­ной ситу­а­ции (моменты, обу­слов­лен­ные наци­о­наль­ными осо­бен­но­стями, гео­гра­фией и уров­нем исто­ри­че­ского раз­ви­тия).

Библия: из каких книг состоит главная книга всех христиан?

Православная Библия состоит из 77 книг. Каждый раздел относится к определенному периоду истории человечества и рассказывает о том, как на Землю пришла вера в Господа Иисуса Христа, как распространялась среди народа, укоренялась и развивалась

Однако недостаточно просто прочесть исторические сведения, важно еще и разобраться со скрытым смыслом, который несете откровение Господне

Исключительно через прочтение Священного Писания можно в полной мере осознать величие Бога, осмыслить замысел Господний. Православная Церковь, в отличие от Протестантской, изучает Слово Божье и через Новый, и через Старый заветы, и через Предания, которые были записаны на основе устных показаний участников событий, описанных в Библии. Начиная с 16-го века протестанты отказались от чтения Священных Преданий и сочли их небогодуховными, поскольку писались эти произведения не на иврите.

Протестантская Библия по этой причине меньше на 11 книг, нежели Святое Писание православных христиан. Так 66 книг принято считать каноническими, а их тексты можно отыскать в еврейских первоисточниках. Что до оставшихся 11 книг, то эти произведения являются старозаветными и были переведены с греческого. Эти тексты были поставлены под сомнение, поскольку считались богодуховными.

В православном Старом Завете насчитывается 50 книг, из которых 39 были написаны под прямым руководством самого Господа. Свидетельством этого факта являются тексты, которые были найдены в Танахе.

Неканонические книги, которые были изначально написаны на греческом языке, играют важнейшее значение для осознания всей исторической и духовной ценности учения Господа Бога.

Описание земной жизни Христа изложено в 27-ми книгах Нового Завета. Эти произведения содержат тексты из Евангелия, писаний и посланий апостолов.

На каком языке читать Библию

Первоначальные тексты книг Святого Писания написаны на различных языках:

  • древнееврейском;
  • арамейском;
  • греческом;
  • латыни.

Никто не спорит, что чтение книг с первоисточника дает самое верное представление о том, что хотел донести до читателя автор письма. В современных библиотеках практически нет первоисточников, только переводы. Священное Писание переведено практически для всех народов мира, поэтому читать его лучше начинать на родном языке.

Порой, чтобы понять какое-то непонятное место в Святом Писании, необходимо иметь несколько Библий различных переводчиков, а лучше, если кто-то владеет несколькими языками, тогда и на иностранном. Если Иисус говорил на арамейском языке, только слова «любовь, слово» там имеют множество значений.

Совет! Не спешите читать Библию на церковнославянском языке, начните со Священного Писания, переведенного на родной, понятный язык. Церковь рекомендует начинающим читателям посланий от Творца начать с Синодального перевода Библии, проверенного временем и оказавшего большое влияние на развитие русской культуры.

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета

По мнению священников духовную пищу следует подавать людям на том языке, на котором она лучше будет усваиваться, и приносить пользу. Лучше понять Священное Писание помогут Священные Предания, послания Иоанна Богослова и апостольские беседы.

Как лучше понять Библию? Толкование

И сразу хочу сказать о толковании. Первый шаг – это просто прочитать, как текст, как святую книгу. Далее, когда вы уже ознакомились с текстом и уже начинаете перечитывать какие-то тексты, то уже стоит подключить книги толкования. Их очень много. Или можно использовать онлайн какие-то приложения или сайты, например сайт Экзегет, или же приложение в телефоне Оптина Пустына «Священное Писание».

Можно купить отдельно книгу. Например, если вы решили прочитать какое-то из Евангелий, например Евангелие от Матфея, и вы можете отдельно купить толкование именно к этой книге. И вот читая это Евангелие ежедневно прочитывать еще кусочек толкования к той главе или к тому зачалу отрывку из Евангелия, который вы прочитали.

О самопринуждении и инквизиции

— Есть общеизвестные составляющие церковной жизни человека: пост, молитва, участие в Таинствах и т. д. Какое место здесь должно занимать чтение Евангелия?

— В Церкви говорят человеку о вещах желательных. И полезных. Молитвенное правило в том виде, в каком оно существует, — а существует оно уже третью сотню лет (до этого читали Псалтырь или Часослов) — очень желательно. Но Церковь только рекомендует. Можно дать человеку возможность, но воспользоваться ею не заставишь. Для чего митрополит Филарет (Дроздов) и его комиссия переводили Евангелие на русский язык? Для того чтобы у людей была возможность через него услышать голос Христа Спасителя. Наша роль — рекомендательная: создать условия и дать совет. Инквизиции у нас в Церкви никогда не было.

— Церковь заставлять не может, но разве не идет речи о самопонуждении? Иногда говорят, что Евангелие хорошо читать, даже если ты поначалу его не понимаешь. Что оно, как слово Божие, само по себе оказывает какое-то благотворное влияние на человека…

— С одной стороны, читать как попугай, ничего не понимая, конечно, малополезно. Это, скорее, телесное упражнение.

С другой стороны, мы детей побуждаем учить наизусть стихи. И сам текст, выученный наизусть, он может работать в дальнейшем. Как притча. Господь сказал притчу, у человека в душе сложился образ, он этот образ запомнил. И образ начинает работать в человеке, а потом человек начинает его осмыслять.

Но все же ему нужно понять: например, кто такой самарянин, как он встретил израненного человека, как его на ослика посадил, как его повез в гостиницу — он это все должен представить и запомнить. Но, к сожалению, люди не могут даже пересказать евангельские притчи.

Однако если человек постоянно читает — кругами, каждый год, то на третий, пятый год более-менее содержание запомнит, усвоит. А потом можно, апеллируя к его памяти, что-то об этом рассказывать. Это и есть работа Церкви. Само богослужение так устроено: это постоянное напоминание о Евангелии. В течение года в храме «проживается» все Евангелие. Это совершенно гениальное изобретение с точки зрения педагогики! Я сорок лет служу и не перестаю удивляться совершенству того организма, который называется богослужением. Оно евангелиецентрично.

— И тем не менее достаточно часто слов Евангелия за богослужением не разобрать… По канонам разве священник не может повернуться лицом к прихожанам в момент чтения?

— Да хоть сядь боком или ляг в шезлонг! Если ты читаешь Евангелие и его не слышно — это ситуация абсурдная. Это все равно, как если бы диктор пришел в студию, выключил микрофон и шепотом давай разговаривать…

Либо надо говорить громко, либо надо поворачиваться, либо вставать в центр храма под купол, либо включать микрофон. Ведь речь существует для того, чтобы люди ее слышали. А все иное — абсурд.

— Есть ли какие-то универсальные рекомендации, как читать Евангелие? Отец Иоанн Крестьянкин, к примеру, советовал ежедневно прочитывать одну главу Евангелия, две главы из апостольских посланий. Кто-то читает по зачалам — отрывкам, которые в этот день читаются за богослужением в храме…

— Способов несколько. Можно и просто подряд читать. Человек сам определяет: как ему лучше ложится на ум, на сердце, так он и читает. Но это только на практике можно оценить. А все регламентировать нет никакой нужды.

Я никогда в жизни не читал две главы из послания подряд. Читал по зачалам, потому что одновременно готовился к проповеди. Мне всегда нравилось, как то, что написано в Апостоле, обычно прекрасно сочетается с Евангельским текстом на этот же день. Меня это просто завораживало! Разные авторы, разное время написания этих книг, и вдруг — такое чудесное единство!

— Должна быть какая-то систематичность чтения, или и тут совсем ни к чему регламент: есть настроение — человек читает, нет — не читает?

— Наша задача какая? У христиан совершенно иная задача жизни, чем у людей мирских — подчинить свою жизнь воле Божьей. А не настроению. Если ждать вдохновения, настроения, тогда просто не успеешь стать христианином…

О том, как читать Евангелие дома

– Еще практические вопросы о чтении Евангелия дома. Нужно читать обязательно стоя или можно сидя?

– По обычаю, особое благоговение к Священному Писанию предполагает чтение его стоя.

Но, на мой взгляд, ничто не должно отвлекать от внимания евангельским словам, необходимо максимально погрузиться в чтение. А стояние всё же предполагает некую неустойчивость. И в этом случае любой, особенно молодой человек, обязательно будет иметь мысли о том, что хорошо бы было присесть, или что ему нужно куда-то бежать, или пойти что-то сделать. Поэтому если в храме мы слушаем Священное Писание «прОсти», то есть, стоя прямо, опустив руки, то дома, думаю, его можно читать и сидя, чтобы лучше понимать и не отвлекаться мыслями от внимания божественным словесам.

– Вопрос о форме одежды для женщин: должна ли быть покрыта голова?

– На мой взгляд, подобные вопросы — это уже из разряда «отцеживания комара». Получается, если человек окажется в ситуации, когда не сможет покрыть голову, то в этом случае что — и Священное Писание не читай?..

Мы знаем, что женщина во время молитвы — дома ли, в храме ли — обязательно должна покрывать голову. Чтение Священного Писания молитвой не является, поэтому, думаю, вполне допустимо читать его с непокрытой головой.

— Обязательно ли наличие при чтении юбки, или можно в домашней одежде — в спортивных штанах, например?

— Мое мнение — необязательно одевать какую-то специальную одежду для чтения или молитвенного правила. Если это любимая пижама и тапочки в виде мишек, то вполне можно и так. Главное, чтобы это была одежда, а не, скажем, нижнее белье.

Но это касается ситуации, когда человек молится сам. Если речь идет о христианской семье, особенно, когда есть дети, то нужно стараться одеваться в то, что более соответствует молитве

На женщине должна быть юбка и косынка, мужчина тоже должен быть в более-менее приличной одежде — чтобы подчеркнуть важность момента предстояния семьи перед Богом. Особенно это важно для воспитания детей — этим мы показываем, что молитва совершается не на ходу, а является важнейшим общим делом

– Во время дней естественного очищения у женщин им нельзя прикладываться к иконам, подходить под благословение и ко кресту. А как быть с Евангелием? Считается, что прикладываться к нему тоже нельзя. Соответственно — и читать?

– Евангелие в таком случае нужно читать с iPаd…

Это шутка, конечно. Но, действительно, на мой взгляд, подобные предписания — это полная нелепица. Указания относительно чистоты женщин, прежде всего, касаются таинств — исповеди, причастия, соборования и прочих. В определенные дни женщина в них участвовать не может. Все остальные ограничения являются уже традицией той или иной местности, того или иного прихода. То есть, в Церкви нет четкого предписания, что нельзя делать в этот период.

Традиционно считается, что кроме неучастия в таинствах, женщина также должна воздерживаться от вкушения просфоры и святой воды, не прикладываться к иконам, и теоретически не берется благословение у священника.

Но опять же, нужно понимать, что кроме теоретической есть еще и практическая сторона жизни: если просфорку скушать или к иконе приложиться — целиком в нашей воле, то столкнувшись нос к носу со священником, объяснять батюшке, по какой причине вы прячете руки за спину, думаю, будет неуместно.

Опять же, пребывание в таком состоянии не исключает соприкасания с определенными священными предметами. Ведь величайшую святыню — крест Христов, которую мы носим на теле, мы же не снимаем в этот период, он остается на нас. И крестное знамение налагаем на себя. Так же с молитвословом и домашним Евангелием: считаю, что можно и даже нужно не прерывать свое сложившееся молитвенное правило и, соответственно, не переставать читать Священное Писание.

– Читать Евангелие с молитвой или без молитвы?

– Желательно, но не обязательно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector