Деизм — это… определение, история и принципы

Литература

  • Деизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Глаголев С. С. // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1903. — Т. 4. — Стб. 971
  • Герберт Чербери. Трактат об истине ().
  • Орбинский P. В. Английские деисты XVII и XVIII столетий. («Записки Новороссийского университета», )
На английском языке
  • Эта статья (раздел) содержит текст, взятый (переведённый) из статьи [[[s:en:1911 Encyclopædia Britannica/Deism]] «Deism»] из одиннадцатого издания «Британской энциклопедии», перешедшего в общественное достояние.

Рекомендации

  1. Суинберн, Ричард (2001). «Философский теизм». В DZ Phillips; Тимоти Тессин (ред.). Философия религии в 21 веке . Клермонт изучает философию религии. Хаундмиллс, Бейзингсток, Хэмпшир; Нью-Йорк: Пэлгрейв . ISBN   978-0-333-80175-8 .
  2. Филдинг, Генри. 1775. Очерк разговора. Джон Белл. п. 346
  3. Ксенофон, памятные вещи I.4.6; Франклин, Джеймс (2001). Наука гипотез: доказательства и вероятность до Паскаля . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса. п. 229. ISBN   978-0-8018-6569-5 .
  4. Физика Аристотеля (VIII, 4–6) и метафизика (XII, 1–6)
  5. Цицерон, De Natura Deorum, iii. 10. Ср. II. 6 для более полной версии этого аргумента.
  6. Апостолос-Каппадона, Диана. «Леонардо: его вера, его искусство». До 2 ноября 2009 г. 26 января 2010 г.
  7. Гюйгенс, Христиан, Космотеорос (1698)
  8. Кейнс, Дж. М., «Ньютон, Человек»; Труды Королевского общества по празднованию трехсотлетия Ньютона, 15–19 июля 1946 г .; Издательство Кембриджского университета (1947)
  9. Лейбниц, GW (1697) О конечном происхождении Вселенной.
  10. Ласкано, Marcy П., 2011, «Эмили дю Шатле о существовании и природе Бога: Рассмотрение Ее аргументы в свете их источников», британский журнал по истории философии, 19 (4): 741-58.
  11. К Джону АДАМСу vii 281 1823 Джефферсон Циклопедия, Фоли 1900
  12. Патрик Кавано, духовной жизни великих композиторов (Grand Rapids:.. Zondervan, об е изд 1996)
  13. RH Thurston, 1890., Приложение A. стр. 215-217.
  14. Даннингтон, Дж. Уолдо; Грей, Джереми; Дозе, Фриц-Эгберт (2004). Карл Фридрих Гаусс: титан науки . Вашингтон, округ Колумбия: Математическая ассоциация Америки. ISBN   978-0-88385-547-8 . п. 305.
  15. Оуэн, О природе конечностей, 38.
  16. 352. Джеймс У. Киз (заявление для Уиллама Х. Херндона).
  17. Когда я был жив Альфред Рассел Уоллес, линнеевского ТОМ 11 тысяча девятьсот девяносто пять (2), стр. 9
  18. Пирс (1908), « Забытый аргумент в пользу реальности Бога », по большей части опубликовано в Hibbert Journal v. 7, 90–112. Перепечатано с неопубликованной частью, CP 6.452–85, Selected Writings pp. 358–79, EP 2: 434–50, Peirce on Signs 260–78.
  19. ↑ Mackenzie, JS (1926). «Личность и реальность: доказательство реальности Высшего Я во Вселенной. Автор Дж. Э. Тернер». Философия . 1 (4): 516–517.
  20. Burgh, WG de. (1927). «Рецензируемая работа: Природа божества: продолжение» Личности и реальности «Дж. Э. Тернера». Журнал философских исследований . 2 (7): 392–395.
  21. Макферсон, Томас (1975). «Рецензируемая работа: ценность и реальность, философские аргументы в пользу теизма. Автором А.С. Юинга». Разум . 84 (336): 625–628.
  22. Тули, Майкл (1976). «Обзорная работа: ценность и реальность: философские аргументы в пользу теизма А.С. Юинга». Философское обозрение . 85 (1): 115–121.
  23. ↑ Wang, 1996, pp. 104–105.

литература

Обзорные изображения в руководствах

  • Эдвард Бэрт: Деизм. В: Hans Jörg Sandkühler (Ed.): Encyclopedia Philosophy. Том 1, Meiner, Hamburg 2010, ISBN 978-3-7873-1999-2 , стр. 355-358
  • Питер Бирн и др.: Деизм. В: Религия в прошлом и настоящем . 4-е, переработанное издание. Mohr Siebeck, Tübingen 1999, ISBN 3-16-146942-9 , Sp. 614-623
  • Гюнтер Гавлик : Деизм. В кн . : Исторический философский словарь . Том 2, Schwabe, Basel 1972, Sp. 44-47
  • Кристоф Гестрих :  Деизм . В: Реальная богословская энциклопедия (TRE). Том 8, de Gruyter, Берлин / Нью-Йорк 1981, ISBN 3-11-008563-1 , стр. 392-406.
  • Эрнест Кэмпбелл Мосснер: Деизм. В: Дональд М. Борхерт (ред.): Энциклопедия философии , 2-е издание, том 2, Томсон Гейл, Детройт и др. 2006, ISBN 0-02-865782-9 , стр. 680-693
  • Джон Владимир Прайс: Деизм. В: Энциклопедия континуума британской философии. Том 2, Thoemmes, Лондон / Нью-Йорк 2006, ISBN 1-84371-141-9 , стр. 809-812

Общие презентации и исследования

  • Питер Бирн: естественная религия и природа религии. Наследие деизма. Рутледж, Лондон / Нью-Йорк 1989, ISBN 0-415-04104-X
  • Кристофер Фойгт: английский деизм в Германии. Исследование восприятия английской деистской литературы в немецких журналах и сборниках 18 века. Мор Зибек, Тюбинген 2003, ISBN 3-16-147872-X

Где зародился деизм? (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Родиной деизма была Англия, затем учение стало популярным во Франции и в Германии. В каждой из стран направление имело свою характерную окраску, сочетаемую с ментальностью людей. Именно эти три страны являлись центрами идеологии Просвещения, большинство научных открытий произошли именно в них.

В Англии деизм не был повсеместно распространен среди образованных людей. Лишь узкая прослойка писателей и философов во главе с лордом Чербери «зажглась» новой идеей. Они писали многочисленные труды, опираясь на идеи античных философов. Основатель деизма резко критиковал церковь: он считал, что она обладает безграничной властью, основанной на слепой вере людей.

Второе название деизма – это религия разума, описанная в «Трактате об истине», труде Чербери. Пик популярности направления в Англии пришелся на первую половину 18-го века: идеи учения стали разделять даже глубоко верующие люди.

Большое значение имел деизм для Франции: Вольтер, Мелье и Монтескье жестко критиковали власть церкви. Они протестовали не против веры в Бога, а против навязываемых религией запретов и ограничений, а также против большой власти церковных служащих.

Вольтер – это ключевая фигура во французском Просвещении. Ученый из христианина превращается в деиста. Он признает рациональную веру, а не слепую.

Деисты Германии читали труды своих английских и французских современников. Далее они образовали популярное движение «Просвещение». Немецкий философ Вольф был деистом: благодаря ему протестанская религия стала более свободной.

Известные деисты

Томас Джефферсон

  • Герберт Чербери
  • Вольтер
  • Жан-Жак Руссо
  • Томас Пейн
  • Томас Джефферсон
  • Максимилиан Робеспьер
  • Джон Толанд
  • Энтони Эшли Купер Шефтсбери
  • Исаак Ньютон
  • Жан Батист Ламарк
  • Бенджамин Франклин
  • Герман Самуил Реймарус
  • Джон Энтони Коллинз
  • Александр Николаевич Радищев
  • Наполеон Бонапарт
  • Паркер, Трей — один из создателей мультсериала «Южный Парк»
  • Флю, Энтони — британский философ и религиозный критик, до 2004 года был убеждённым атеистом, однако позже пересмотрел свои взгляды и заявил, что Бог (Создатель) существует. Флю отмечал, что его позиция является деистической и далека от христианских или исламских верований.
  • Армстронг, Нил — американский астронавт НАСА, первый человек, ступивший на Луну (20 июля 1969 года) в ходе лунной экспедиции корабля «Аполлон-11».
  • Гавел, Вацлав

Отход от христианства и деизма

Христианский деизм может отличаться как от господствующего деизма, так и от ортодоксального христианства. Иногда это может касаться одного и того же предмета, но чаще всего христианский деизм соглашается с одним из них по заданной богословской теме только для того, чтобы не соглашаться по следующей богословской теме.

Христианский деизм противостоит доктрине предопределения, согласно которой все происходящее считается волей Бога, и вместо этого склонен верить в концепцию свободы воли. Жан Кальвин был сторонником теории предопределения, согласно которой Бог якобы определяет все, что происходит, хорошее или плохое. Христианские деисты верят, что Бог никогда не хочет, чтобы кто-либо был болен или ранен. Плохие вещи происходят в результате предыдущих взаимодействий, которые привели к определенному результату. Эти плохие вещи могут быть вызваны вмешательством в естественные процессы, которые приводят к негативным последствиям для углеродной жизни, или человеческим взаимодействием на поверхности Земли, которое приводит к неблагоприятным условиям для других. Христианские деисты верят, что Бог наделил человеческий интеллект исцелять многие болезни, но Бог не вмешивается напрямую, чтобы исцелять людей по требованию каким-то сверхъестественным явлением. Считается, что люди уже обладают наделенной способностью создавать синергетический эффект и тем или иным образом вносить свой вклад в развитие более справедливых обществ на Земле, будь то посредством научного понимания или духовного просвещения. Однако некоторые христианские деисты также решительно выступают против господствующего деистического представления о том, что священные тексты, такие как Библия, не содержат откровенных истин.

Значение терминов

Термины деизм и деист появились во Франции примерно в середине 16 века. Это выученные словообразования, полученные из латыни. Самым старым свидетельством является наставление Кретьена , опубликованное реформатором Пьером Вире в Женеве в 1564 году. Эти термины тогда в основном использовались в Великобритании. На немецком языке деист впервые засвидетельствован в 1683 году, деизм — в 1711 году.

Что их объединяет с теизмом, так это то, что они оба принимают Бога, сотворившего творение. Разница заключается в дальнейшем поведении Бога: в то время как деизм предполагает, что Бог больше не вмешивается в мир, теизм предполагает, что Бог может вмешиваться в мир как причинная причина в любое время. Для деистов не существует чудес (событие, противоречащее законам природы) и, в конечном счете, никакого . Влияние на Бога, такое как в Книге Иова , также противоречило бы свободной воле человека. В то время как деизм постулирует полное разделение Бога и мира, пантеизм предполагает, что Бог и мир в конечном итоге образуют единое целое.

Отношение к организованной религии

Философский теизм рассматривает природу как результат целенаправленной деятельности и, следовательно, как понятную систему, открытую для человеческого понимания, хотя, возможно, никогда полностью не понятную. Это подразумевает веру в то, что природа упорядочена по некоему последовательному плану и проявляет единственную цель или намерение, какими бы непонятными или необъяснимыми они ни были. Однако философские теисты не поддерживают и не придерживаются теологии или доктрин какой-либо организованной религии или церкви. Они могут принимать аргументы или наблюдения о существовании бога, выдвинутые теологами, работающими в какой-либо религиозной традиции, но отвергать саму традицию. (Например, философский теист может поверить некоторым христианским аргументам о Боге, тем не менее отвергая христианство.)

Деизм, пантеизм, атеизм, христианство: различия

Бог деистов совершенно отличается от того бога, какого рассматривают традиционные авраамические религии: бог не имеет личности и не общается с людьми. Деисты склонны воспринимать его как абстрактный логический принцип, а не антропоморфное существо с потребностями и горячим желанием контролировать человечество.

В отличие от религий Авраама, атеизм имеет общую почву с деизмом. Это проявляется хотя бы в том, что и деисты и атеисты считают, что Библия и другие религиозные произведения являются скорее работами политического характера, чем святым словом бога. Оба верования утверждают, что почти для каждого явления вокруг нас есть натуралистическое объяснение. Фактически единственное реальное различие между атеизмом и деизмом — это объяснение истоков времени и пространства. Деисты утверждают, что бог создал Вселенную и ее правила, но не сделал и не будет делать ничего другого. Атеизм же отрицает существование какого-либо бога и, следовательно, его вовлечение в создание Вселенной. Таким образом, атеизм можно рассматривать как деизм нового времени.

Пантеизм по своей духовной сущности тоже близок к деизму. Его история развития внушительна. В пантеизме бога не представляют отдельно от мира, самого по себе, так как он имманентен, то есть присущ чему-либо. Наиболее точно в этом плане выразился Спиноза: «Бог – это природа». Пантеизм наиболее характерен для индийских философских систем.

История

Слова деизм и теизм, первоначально синонимы, происходят от слова «бог»: первое от латинского deus, второе от греческого θεός . Мыслители этих направлений утверждали веру в единого Верховного Бога, Творца. В XVII веке значения этих терминов начали расходиться: теисты учили, что Бог активно интересуется созданным миром и действует в нём, тогда как деисты утверждали, что при создании Бог наделил мир самоподдерживающими и самодействующими силами, а затем полностью отдал его под управление этих сил. Термин деист впервые появился в своём новом смысле в книге «Анатомия меланхолии» (1621 г.) Роберта Бёртона.

Идеи деизма связаны с концепцией естественной религии, сформулированной Жаном Боденом в произведении «Беседа семерых о сокровенных тайнах возвышенных вещей» (название также переводят как «Семичастный разговор о секретах высших истин») в 1593 году. Первым документом деизма считается сочинение «Трактат об истине…» Э. Герберта Чербери (1624), хотя в ней, как и в работе Бодена, сам термин деизм не используется. Слово «деизм» было популяризировано противниками этого направления мысли, прежде всего богословом Эдуардом Стиллингфлитом (англ.)русск. в «Письме к деисту» (1677), и стало использоваться как оскорбительный ярлык. В XVII—XVIII веках деизм стал значимым философско-религиозным направлением, характерным для европейского Просвещения.

Деизм процветал в Англии между 1690 и 1740 годами

В это время привлекла большое внимание работа Мэтью Тиндала «Христианство, древнее как само Творение, или Евангелие как воспроизведение естественной религии]» (Christianity as Old as the Creation, or the Gospel a Republication of the Religion of Nature, 1730). Её часто называли «Библией деистов», поскольку в ней были почти все доводы, цитаты и вопросы, поднимавшиеся десятилетиями.

Позднее деизм распространился во Франции (особенно благодаря работе Вольтера), в Германии и в других странах.

Деизм господствовал над интеллектуальным миром Франции и Англии с конца семнадцатого до первой половины восемнадцатого века, затем его культурное значение уменьшилось. Но и в современном мире деизм продолжает существовать. Некоторые учёные, такие как Альберт Эйнштейн и Стивен Хокинг, не называли себя деистами, но их взгляды на Бога как на возможного создателя мира или как на воплощение законов физики соответствуют взглядам деистов. К числу современных последователей деизма относятся, в частности, Энтони Флю и Вацлав Гавел.

От Чербери к Юму

Деизм, представленный Гербертом Чербери, был построен исключительно на естественно-правовом мышлении. В соответствии с ним существовала естественная и разумная вера в единое божество.

Юм же привёл доказательства того, что единобожие исторически известных народов возникло не из света разума, а из тьмы многобожия, из мутных волн страха, беспокойства, ужаса и мстительности, свойственных первобытным людям. Человечество, по мнению Юма, только постепенно восходит к более высокому уровню разумности.

Теизм, деизм, пантеизм – в чем различие? (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Разница между этими похожими по звучанию словами велика:

  • Теизм – это мировоззренческая концепция, основывавшаяся на вере в единого Бога. Две мировые религии – христианство и ислам — являются теистическими. Они относятся к монотеистическим религиям, т. е. признают единого Бога.
  • Деизм – это не религия, как уже говорилось ранее, а симбиоз двух идей: идеи Творца и законов науки. Это философское направление не основывается на откровении, а признает разум, интеллект и статистические данные.
  • Пантеизм – это религиозно-философское направление, приравнивающее Бога к природе. Понять «Бога» можно через сближение с Вселенной и с природой.

Определившись с понятиями, перечислим основные отличия этих понятий друг от друга:

  • Теизм – то же самое, что и религия. Признает существование единого Бога, сотворившего мир и по сей день помогающего людям. Пантеизм и деизм – это философские направления, описывающие мироустройство.
  • Деизм – течение мысли, сочетающее в себе идею Бога, создавшего Вселенную, и идею дальнейшего развития мира по определенным законам, уже без вмешательства Творца. Пантеизм — это философское направление, отождествляющее понятие Бога с природой. Деизм и пантеизм – это принципиально разные вещи, которые не стоит путать между собой.

Развитие верования

Деизм пользовался популярностью среди лидеров американской революции. Так, поклонником деизма был Бенджамин Франклин. Он писал: «Мне было около 15, когда в мои руки попали книги против деизма. Случилось так, что они повлияли на меня в противоположном от предполагаемого смысле. Аргументы деистов казались мне намного сильнее, чем опровержения (аргументы анти-деистов)».

Философский деизм повлиял на континентальную Европу во время Французской революции. В то время собор Нотр-Дам был переименован в «Храм Разума».

Со временем были созданы другие школы мышления, сформировавшиеся под эгидой деизма, включая христианский деизм, веру в деистические принципы в сочетании с нравственными учениями Иисуса из Назарета и пандеизм — веру в то, что Бог стал всей Вселенной и больше не существует как отдельное существо.

Влияние этого течения уменьшилось в XIX и XX веке. Вероятно, это было связано с развитием науки и гуманистической мысли, которая ставила под сомнение веру в бога.

В последнее время увеличивается влияние деизма. Одной из причин является растущий интерес к науке и свободный доступ к сети Интернет.

Деистические убеждения

Аналогией, часто используемой для объяснения философского деизма, является часовой мастер: часовщик создает часы и разрабатывает механизм, но в итоге устройство работает самостоятельно.

Вместо того чтобы верить Библии, деисты обычно рассматривают Ветхий Завет в лучшем случае как исторический роман с добавленными сверхъестественными атрибутами, а Новый Завет — как настоящий способ промывания мозгов. Они рассматривают Иисуса и Павла как философов, не имеющих ничего от Всемогущего.

В отличие от представителей известных религий, многие деисты не поклоняются богу, поскольку не видят никаких доказательств того, что он хочет того, чтобы ему поклонялись. Тем не менее деисты, которые все еще желают пользоваться атрибутами церковных служб, могут посещать унитарные универсалистские общины, где недостаток веры в Библию обычно не подвергается стигматизации.

Современный деизм

Современный деизм пытается объединить классический деизм с современной философией и текущим состоянием научных знаний. Эта попытка породила широкий спектр личных убеждений в рамках широкой классификации веры «деизм».

Существует ряд подкатегорий современного деизма, включая монодеизм (это стандартная концепция деизма по умолчанию), пандеизм , панендеизм, духовный деизм, деизм процесса, христианский деизм , полидеизм , научный деизм и гуманистический деизм. Некоторые деисты видят замысел в природе и цель во вселенной и в своей жизни. Другие видят Бога и вселенную в процессе сотворчества. Некоторые деисты рассматривают Бога в классических терминах и видят, что Бог наблюдает за человечеством, но не вмешивается напрямую в нашу жизнь, в то время как другие видят Бога как тонкий и убедительный дух, который создал мир, а затем отступил, чтобы наблюдать.

Недавние философские дискуссии о деизме

В 1960-х богослов Чарльз Хартсхорн скрупулезно исследовал и отверг как деизм, так и пандеизм (а также пантеизм ) в пользу концепции Бога, характеристики которой включали «абсолютное совершенство в некоторых отношениях, относительное совершенство во всех других» или «AR», письмо что эта теория «способна последовательно охватить все положительное в деизме или пандеизме», делая вывод о том, что «панентеистическая доктрина содержит все деизм и пандеизм, за исключением их произвольного отрицания».

Чарльз Тейлор в своей книге 2007 года «Светский век» показал историческую роль деизма, ведущую к тому, что он называет исключительным гуманизмом. Этот гуманизм призывает к моральному порядку, онтическая приверженность которого полностью внутричеловеческая, без ссылки на трансцендентность. Одно из особых достижений такого основанного на деизме гуманизма состоит в том, что он открывает новые, антропоцентрические моральные источники, с помощью которых люди мотивируются и наделены полномочиями для совершения актов взаимной выгоды. Это область ограниченного, изолированного «я», которое является средоточием достоинства, свободы и дисциплины и наделено чувством человеческих способностей. Согласно Тейлору, к началу 19 века этот исключительный гуманизм, опосредованный деизмом, развился как альтернатива христианской вере в личного Бога и порядок чудес и тайн. Некоторые критики деизма обвиняют приверженцев в содействии росту нигилизма .

Деизм в современной Америке

По оценкам американского исследования религиозной идентификации (ARIS) 2001 года, в период с 1990 по 2001 год количество самоидентифицирующих деистов выросло с 6000 до 49000, что составляло около 0,02% населения США в то время. Опрос, проведенный ARIS в 2008 году, показал, что на основании заявленных ими убеждений, а не религиозной идентичности, 70% американцев верят в личного Бога, примерно 12% — атеисты или агностики, а 12% верят в «деистскую или языческую концепцию Божественного». как высшая сила «, а не как личный Бог.

Термин « церемониальный деизм » был введен в обращение в 1962 году и использовался с 1984 года Верховным судом Соединенных Штатов для оценки изъятий из Положения о создании Первой поправки к Конституции США, которые считаются выражением культурных традиций, а не серьезными заклинания божества. Было отмечено, что этот термин не описывает какую-либо школу мысли в самом деизме.

Отношение деизма к традиционным религиям

Деизм отрицает божественность Библии, Корана, Торы и других книг, претендующих считаться божественными откровениями. Основная критика традиционных религий со стороны деизма заключается именно в обвинении в необоснованном догматизме. Последователи деизма считают, что священные писания, по современным меркам довольно противоречивые и спорные, — лишь плоды человеческой мысли, а не слова Бога, и поэтому на них невозможно строить мировоззрение. Другая грань критики заключается в том, что традиционные религии чрезмерно спекулируют посмертными блаженствами и адскими муками, чем и удерживают свою паству, лишая её свободы мысли и свободы совести[источник не указан 858 дней].

Влияние деизма

Со второй половины XVIII века деизм использовал науку для оправдания своей позиции. Например, Исаак Ньютон смог объяснить, как Вселенная и все вокруг нас работает, без опоры на веру. Многим явлениям, которым ранее человек приписывал божественное происхождение, было дано простое механическое объяснение. Развитие науки способствовало снижению религиозной веры среди интеллектуальной элиты. Будучи философом и математиком, Декарт сводил бога к «математической абстракции». Разум оттолкнул веру в мифологию и суеверия, и деизм как следствие быстро перерос в атеизм. Наука, казалось, участвовала в вековой битве с религией.

Деисты – известные исторические личности и ученые

Неудивительно, что классический приверженец деизма имел высшее образование и увлекался историей. Когда человек знает физику, его невозможно убедить в том, что радуга или гром – божественные явления. Ученый может предполагать, что первопричиной всего был Бог, который сформировал гармоничный и красивый мир, дал ему логичные законы, по которому все живет и движется. Но Всевышний не вмешивается в происходящие события. Они происходят в соответствии с открытыми физическими законами.

Известными деистами были:

  • Исаак Ньютон.
  • Вольтер.
  • Жан-Жак Руссо.
  • Дейвид Юм.
  • Александр Радищев.
  • Жан Боден.
  • Жан Батист Ламарк.
  • Михаил Ломоносов.

Идеи деизма до сих пор пользуются популярностью. Многие западные ученые являются деистами – они признают Божественное начало мира, при этом отлично знают свою область науки.

Основные принципы

Концепция деизма охватывает самые разные позиции по широкому кругу религиозных вопросов. Не существует ортодоксального деизма, поэтому представления деистов о Высшей реальности в той или иной мере индивидуальны. Однако у деистов может быть опорная религия (вера). Это религия, которая привычна деисту и на которую он опирается в философских вопросах направленных к Богу, а также соблюдения традиций в той или иной мере.

Рассматривая классический деизм столетие спустя, сэр Лесли Стивен выделил в нём «конструктивный» и «критический» аспекты. Авторы-деисты «конструктивной» направленности определяют деизм как форму естественной теологии и утверждают, что:

  • Бог существует и создал вселенную.
  • Бог дал людям способность разумно мыслить.

Большинство сторонников этой точки зрения считали себя христианами (хотя многие ортодоксы обвиняли их в атеизме).

Элементы, общие для деистов критического и конструктивного направлений:

  • Отказ от религий, основанных на книгах, где содержатся откровения Бога.
  • Отказ от религиозной догмы и демагогии.
  • Скептическое отношение к сообщениям о чудесах, пророчествах и религиозных таинствах.

Согласно деистам, рассудок (разум) предоставляет всю необходимую информацию. Деисты стремились использовать рассудок для разоблачения того, что они считали бессмыслицей.

Жизнь после смерти

Те из деистов, чьи взгляды близки взглядам теистов, разделяют представление последних о том, что жизнь после смерти существует, но есть и деисты, которые верят только в физическое существование.

Работы деистов

Классическим текстом для деизма является, вероятно, работа Томаса Пейна «Век разума», где он утверждает: «Я верю в одного Бога, и не больше; и я надеюсь на счастье за ​пределами этой жизни. Я верю в равенство человека; и я верю, что религиозные обязанности состоят в том, чтобы добиваться справедливости, быть милосердными и пытаться сделать наших соотечественников счастливыми».

«Я не верю в вероучение, исповедуемое еврейской церковью, римской церковью, греческой церковью, турецкой церковью, протестантской церковью и какой-либо другой церковью, о существовании которой я знаю. Мой собственный разум — это моя собственная церковь».

Примеры[править]

Мифология и фольклорправить

  • Многочисленные пословицы типа «на Бога надейся, а сам не плошай» намекают на невозможность, или, во всяком случае, маловероятность прямого божественного вмешательства

    Либо на то, что в христианстве называется синергией: Бог отвечает Своей помощью на усилия самого человека, «девятьсот девяносто девять камней Бог поднимет за тебя, но тысячный камень ты должен поднять сам».

    .

  • Хаос из греческой мифологии: создал мир, но никак на него не влияет и в дальнейшем в мифах не фигурирует.

Литератураправить

Русскоязычнаяправить

  • Н. С. Лесков, «Соборяне» — ученик Алёша Лялин заявляет учителю, что «допускает только Бога Творца, но не признает Бога Промыслителя».
  • Л. Н. Толстой, «Разрушение Ада и восстановление его» — предлагаемая картина мира близка к деистической; отрицается воскресение Христа и другие чудеса, а также действенность церковных таинств.
  • Ник Перумов — в Упорядоченном именно такая картина в целом: Творец его создал и отстранился. С прикрученным фитильком

    Так безрезультатно же. Были бы с ним постоянно на связи — фитилек бы тем самым прикрутили. Да и действовали уже давно в своих интересах, а как запахло жареным, побежали папку звать. А вот Дальние, будучи самым последним экспериментом Творца, действуют и поныне так, как он замыслил. Вот это фитилек прикручивает.

     — последним его актом творения были Молодые Боги, которые впоследствии пытались с ним связаться, но безрезультатно.

На других языкахправить

  • Станислав Лем, «Профессор Коркоран» — ГГ ничего не меняет в созданной им виртуальной реальности, несмотря на периодически возникающий соблазн.
  • Артур Кларк, «Звезда» — зигзаг: одно из евангельских чудес (вифлеемская звезда) объясняется рационально, как вспышка сверхновой, хотя верующий рассказчик все же предполагает, что эта вспышка могла быть инициирована Богом.
  • К. С. Льюис, «Мерзейшая мощь» — зигзаг: Бог не мог бы послать подчинённые ему силы на Землю для разрушения демонического Института, если бы люди до этого не нарушили изоляцию Земли сами своими перелётами к Марсу и Венере.
  • Лавкрафтианские ужасы — Азатот, здешний Творец, одновременно со всемогуществом полностью безумен и неадекватен, а потому на реальность сознательно в силу своего слабоумия не влияет, однако может по желанию левой пятки как создать, так и уничтожить бесконечное множество вселенных.

Телесериалыправить

«Сверхъестественное»: зигзаг с местным всевышним. Поначалу Дин искренне уверен, что Бога нет; затем, познакомившись с ангелами, он волей-неволей признает существование Творца, но тут выясняется, что Бог так давно и надолго покинул свое творение, что ангелы сами впали в деизм и утратили веру в его возвращение. И действительно, Бог поначалу выглядит точь-в-точь как сабж этой статьи — ни во что не вмешивается, предоставляя событиям идти своим чередом и переложив спасение человечества на плечи Винчестеров. Правда, в 11 сезоне ему все-таки приходится принять участие в судьбе созданного им мира, а к финалу 14 сезона он превращается в изрядного козла и собирается выпилить население Земли путем зомби-апокалипсиса.

Видеоигрыправить

The Elder Scrolls — Ану и Падомай, первосущества сеттинга, в то, что происходит в Аурбисе никоим образом не вмешиваются.

  • Одним из первых деистов можно назвать Аристотеля, который считал, что причина мира есть бог — недвижимый двигатель, который запустил однажды вселенскую гармонию, и теперь она работает по установленным богом законам. Помимо главного бога, у Аристотеля были и другие, сотворённые им; отчасти они соответствовали планетам.
  • Был мегамоден в XVII—XVIII веках. Некоторые философы XVII в. и эпохи Просвещения, вроде Гоббса и Вольтера, были деистами. Всплеск популярности деизма в то время был связан с открытиями Ньютона (который был теистом-арианином) и развитием механики, из-за которых Вселенную начали представлять в виде часов, заведённых однажды небесным часовщиком и с тех пор не перестающих тикать.
  • Деистами звали себя многие «отцы-основатели» США, например, Джефферсон и Франклин. Это привело их к чётко высказанному утверждению, что новоявленная страна «христианской» не является. Но во имя Deus Absconditus умоляю, не говорите этого американским консерваторам! Желчью изойдут, а потом в клочья порвут или хотя бы попытаются (по собственному опыту говорю).
  • Попытку создать деистическую религию Верховного Существа и навязать её народу предприняли в конце того же XVIII века французские революционеры. Неудачно.
  • Чарльз Дарвин во время написания «Происхождения видов».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector