Зороастризм, или о чем не учил заратустра

[править] Современные стороники зороастризма

Наибольшая зороастрийская община живет в Индии. Когда исламские султаны завоевали Персию, и часть местного населения, не желавшая переходить в ислам, убежала в поисках убежища на западное побережье Индии, а часть распылилась по всему миру. В наше время второе место среди стран по количеству зороастристы занимают Соединенные Штаты.

Крупнейшая индийская община зороастрийцев известна как парсы.

Общины зороастрийцев существуют также в Иране, особенно в районах, где до сих пор говорят на языках, отличными от фарси. Интерес к своему зороастрийского прошлого проявляют также соседние с Ираном страны Центральной Азии, такие как Таджикистан и Узбекистан. По предложению Таджикистана ЮНЕСКО объявило 2003 год годом празднования 3000-летия зороастрийской культуры, в рамках которого были организованы мероприятия во всем мире.

Всего по состоянию на 2004 количество зороастрийцев в мире оценивалась в пределах от 145 тыс. до 210 тыс. Перепись 2001 года в Индии зафиксировал 69601 парса. В Пакистане их около 5 тыс. В англоязычной Америке насчитывается по оценкам 18-25 тыс. зороастрийцев как индийского, так и иранского происхождения. 3,5 тыс. зороастрийцев живут в Австралии. По их количеству в Иране существует большое расхождение в данных. По последней переписи, проведенной до революции, они были 21400.

Примерно 10 тыс. зороастрийцев остаются в Центральной Азии.

Среди известных зороастрийцев в современном мире дирижер Зубин Мета, рок-музыкант Фредди Меркьюри, французский актер Робер Оссейн.

Поэмы «Гаты» Заратуштры

Важнейшим источником, из которого мы черпаем сведения как о самой этой религии, так и о ее создателе, являются «Гаты». Это небольшие поэмы, написанные размером, встречающимся в Ведах, и предназначенные, как и индийские гимны, для исполнения при богослужении. По форме это вдохновенные обращения пророка к Богу.

Они отличаются утонченностью намеков, богатством и сложностью стиля. Такая поэзия могла быть полностью понята только обученным человеком. Но хотя для современного читателя многое в «Гатах» остается загадочным, они изумляют глубиной и возвышенностью содержания и заставляют признать их памятником, достойным великой религии.

Их автор — пророк Заратуштра, сын Поурушаспы из рода Спитама, родился в мидийском городе Раги. Годы его жизни нельзя установить доподлинно, так как он действовал в то время, которое для его народа было доисторическим. Язык «Гат» чрезвычайно архаичен и близок к языку Ригведы, знаменитому памятнику ведического канона.


Портрет пророка Заратуштра (Зороастр), жившего в VIII — VII в. до Р.Х.

Самые древние гимны Ригведы датируются примерно 1700 г. до Р.Х. На этом основании некоторые историки относят время жизни Заратуштры к XIV-XIII вв. до Р.Х., но скорее всего он жил гораздо позже — в VIII или даже VII в. до Р.Х. 

Примечания

  1. Э. Г. Гафферберг. Пережитки религиозных представлений у белуджей (рус.) // Г. П. Снесарев, В. Н. Васильев Домусульманские верования и обряды Средней Азии : Сборник статей. — М.: «Наука», 1975. — С. 226.
  2. Снесарев Г. П. . Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. — М.: Наука, 1969. — 336 с.
  3. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. — 5-е изд., испр. и доп.. — М.: Республика, 2005. — С. 326−327. — ISBN 5-250-01865-3.
  4. Эдельман Д. И. Сравнительная грамматика восточноиранских языков. — М.: Восточная литература РАН, 2009. — С. 130.
  5. См. Ясна 32
  6. Диво // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  7. Сова // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  8. , с. 92.
  9. Касимов К. А. Народы Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Азербайджанцы. Народное творчество. Фольклор / Под редакцией Б. А. Гарданова, А. Н. Гулиева, С. Т. Еремяна, Л. И. Лаврова, Г. А. Нерсесова, Г. С. Читая. — Народы Кавказа: Издательство Академии наук СССР, 1960. — Т. 2. — С. 154.
  10. Ахлиман Ахундов. Азербайджанские сказки. — Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1959. — С. 7. — 276 с.
  11. Наиля Мурадалиева. Отражение азербайджанского национального пейзажа в литературе // Известия Академии наук Азербайджанской ССР.: Серия литературы, языка и искусства. — Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1991. — № 2. — С. 33.
  12. Али Велиев. В нашем Чичекли. Роман. Авторизованный перевод с азербайджанского К. Косцинского.. — Звезда. — Государственное издательство во художественной литературы, 1955. — С. 48.
  13. Башкирское народное творчество = Башҡорт халыҡ ижады / сост. М. Мингажетдинов, А. Харисов. — Уфа, 1976. — С. 151. — 376 с.
  14. Хисамитдинова Ф. Г. Мифологический словарь башкирского языка. — М.: Наука, 2010. — С. 81. — 452 с. — ISBN 978-5-02-037580-2.

[править] Литература

  • Ervad Sheriarji Dadabhai Bharucha: A Brief sketch of the Zoroastrian Religion and Customs
  • Dastur Khurshed S. Dabu: A Handbook on Information on Zoroastrianism
  • Dastur Khurshed S. Dabu: Zarathustra an his Teachings A Manual for Young Students
  • Jivanji Jamshedji Modi: The Religious System of the Parsis
  • R. P. Masani: The religion of the good life Zoroastrianism
  • P. P. Balsara: Highlights of Parsi History
  • Maneckji Nusservanji Dhalla: History of Zoroastrianism; dritte Auflage 1994, 525 p, K. R. Cama, Oriental Institute, Bombay
  • Dr. Ervad Dr. Ramiyar Parvez Karanjia: Zoroastrian Religion & Ancient Iranian Art
  • Adil F. Rangoonwalla: Five Niyaeshes, 2004, 341 p.
  • Aspandyar Sohrab Gotla: Guide to Zarthostrian Historical Places in Iran
  • J. C. Tavadia: The Zoroastrian Religion in the Avesta, 1999
  • S. J. Bulsara: The Laws of the Ancient Persians as found in the «Matikan E Hazar Datastan» or «The Digest of a Thousand Points of Law», 1999
  • M. N. Dhalla: Zoroastrian Civilization 2000
  • Marazban J. Giara: Global Directory of Zoroastrian Fire Temples, 2. Auflage, 2002, 240 p, 1
  • D. F. Karaka: History of The Parsis including their manners, customs, religion and present position, 350 p, illus.
  • Piloo Nanavatty: The Gathas of Zarathushtra, 1999, 73 p, (illus.)
  • Roshan Rivetna: The Legacy of Zarathushtra, 96 p, (illus.)
  • Dr. Sir Jivanji J. Modi: The Religious Ceremonies and Customs of The Parsees, 550 Seiten
  • Mani Kamerkar, Soonu Dhunjisha: From the Iranian Plateau to the Shores of Gujarat, 2002, 220 p
  • I.J.S. Taraporewala: The Religion of Zarathushtra, 357 p
  • Jivanji Jamshedji Modi: A Few Events in The Early History of the Parsis and Their Dates, 2004, 114 p
  • Dr. Irach J. S.Taraporewala: Zoroastrian Daily Prayers, 250 p
  • Adil F.Rangoonwalla: Zoroastrian Etiquette, 2003, 56 p
  • Rustom C Chothia: Zoroastrian Religion Most Frequently Asked Questions, 2002, 44 p

Зороастризм Религия | Зороастризм кратко | Заратустра

Название: Зороастризм («Благая вера почитания Мудрого»)Время возникновения: I-II тысячелетие до н.эОснователь: ЗаратустраСвященные тексты: Авеста

Очевидно, что зороастризм, будучи одним из наиболее древних верований, в свое время повлиял и на митраизм, и на иудаизм, и на христианство. «Заратустра первым увидел в борьбе добра и зла тот главный рычаг, управляющий движением вещей», — так писал философ Фридрих Ницше в своей книге «Так говорил Заратустра».

Давным-давно, еще до рождения Иисуса Христа, в далекой Персии, которая находилась на территории нынешнего Восточного Ирана, появился бродячий проповедник по имени Заратуштра. Он объявил себя пророком Ахура Мазды — великого бога света. Став к двадцати годам идеальным священником, воином и скотоводом, он, опираясь на откровение, полученное от бога добра Ахура Мазды, создал учение, которое позднее было записано в священной книге — Авесте.

Сперва учение Заратуштры не получило признания на его родине, и он был вынужден много странствовать: места, которые он посетил, лежат на территории современных Афганистана, Пакистана и Киргизии. Впоследствии проповедник обрел пристанище в стране правителя Виштаспы, и вскоре зороастризм стал государственной религией персидских империй, распространившись по территории всего Западного Ирана. И сегодня вера в Ахура Мазду и в его пророка Заратуштру продолжает жить в сердцах верующих Ирана и Индии.

Краеугольным камнем зороастризма считается вера в бога добра Ахура Мазду — мудрого Господа и благого творца. Когда-то, давным-давно, Ахура Мазда и злой дух Ахриман боролись друг против друга. Сперва Ахура Мазда создал свет и тепло, но Ахриман в ответ ниспроверг на землю тьму и холод. Их борьба продолжается и по сей день: она уже близится к своему апогею. Приверженцы зороастризма считают, что вскоре на землю придет потомок Заратустры, и свет и добро восторжествуют, а силы зла покинут этот мир.

И по сей день главный принцип зороастризма — это борьба не сводимых друг к другу противоположностей. По мнению зороастрийцев, мир — это поле битвы двух божеств, Ашу (вселенского закона добра), и Друдж (зла и разрушения). Соответственно, люди также делятся на сторонников сил добра и сил зла (ашаванов и друджеантов). Впрочем, человеку всегда отводилось центральное место в зороастризме. По нормам этой религии праведник должен прилагать все усилия для того, чтобы уменьшить количество зла в зримом мире. А чтобы победить тьму в себе, верующему предписывается содержать в чистоте тело и душу. Приверженец зороастризма должен быть примерным семьянином и гражданином, избегать греха и скверны, и стремиться к добру и благу.

Священный огонь является главным атрибутом всех ритуалов зороастризма. Будучи зримым воплощением Бога и животворным источником света и тепла, он пользуется величайшим уважением со стороны верующих. В некоторых храмах, которые так и зовутся — «храмами огня», огонь горит на протяжении нескольких столетий и даже тысячелетий. Возможно, именно потому зороастрийцев иногда величают «огнепоклонниками».

Впрочем, благостен не только огонь как таковой: приверженцы зороастризма убеждены в священной неприкосновенности всех четырех стихий (огня, воды, воздуха и земли), и потому до сих пор предпочитают не погребать тела почивших в земле, а оставлять их на вершинах высоких башен — дахм. Впрочем, на сегодняшний день умерших хоронят и в бетонируемых склепах: главное, чтобы тело покойника не соприкасалось с землей или водой.

Так или иначе, на сегодняшний день зороастризм продолжает оставаться религией, которую выбирают люди, стремящиеся к нравственному и духовному росту. Сегодня зороастризм является не столько религией, сколько путем к самосовершенствованию. Истинный зороастриец всегда следует благим мыслям, благим словам и благим деяниям — ведь они помогают делать этот мир чище и лучше.

Слои Мышления

Ум работает на нескольких слоях. Три из них:a) Сознание – Контролирует большинство действий повседневной жизни.b) Подсознание — Много вещей происходит в жизни, которые исходят с уровня подсознания. На этом уровне, мы в своей глубине души полагаем, что данное решение или действие верное. Мы не можем объяснить эти ощущения, и иногда оправдать их с позиции Сознания – разума. Подсознание работает без необходимости думать о нём. Такие мысли называют яснознанием или верой. Но эта вера наша внутренняя, основаная на знании и опыте. Она отлична от обычных верований, которые формируют существенные части любой религиозной системы. Обычная вера — один из глубоких путей в программировании сознания. Например, вера в опасность темноты отвергает знание, что безопаснее быть в темноте.c) Сверхсознание — которое всегда открыто в безграничное Космическое Сознание.Сознательный Ум работает через 4 канала.1) Восприятие от 5 органов чувств.2) Суждение на основе прошлой памяти.3) Критически анализируя различные воспоминания.4) Идентификация, как управляется наше Эго.Уровни мышления:Зороастрийский текст Меног Кхерад даёт описание стадий развития человеческого Ума:1. Дузваршта – когда субъект делает злые действия без осмысления, осознания или раскаяния.2. Дужукта – когда субъект произносит ложь, плохие, грязные слова без раскаяния.3. Душмата – когда субъект живет в злых мыслях (что вредно для него самого), не выражая их в словах и делах.4. Хваршта — субъект выполняет благодеяния, но без духа или намерения, а только для некоторой эгоистичной цели.5. Хукта — субъект всегда говорит хорошие слова и молится, но мысли не всегда хороши.6. Хумата — когда хорошие, доброжелательные мысли всегда заполняют весь Ум, и нет места для любого негатива.7. Гардоемана — Дом песен, то есть когда человек постоянно наполнен бесконечным сознанием Бога.Сознание обязательно должно пройти через отрицательные стадии Ума, чтобы достигнуть покоя и более высоких уровней. Мы являемся испытуемыми в нашей жизни, и опыт ведёт нас через наиболее беспокойные, неустойчивые стадии Ума. Сраош Язад — божественное существо, которое помогает человеку связать подсознание, сознание и сверхсознание. В откровении пророка Заратуштры Срауш открыл ему Воху  Мана. В буквальном смысле это означает, что Сраош облегчил соединение Мана и Воху Мана. Провидцы живут с пониманием самых высоких состояний Ума.

Служение и личная жизнь:

Происхождение: Зороастр родился, вероятно, в Рага в Западном Иране в священнической семье Спитамидов и его предов Спитама. Отец Заратуштры был Поурушаспа.  Имя его матери было Дугдова. Некоторые ученые предложили, что отец Зороастра был родом из Медии и его мать была из Рей. У него было четверо братьев, двое старше и два младших.Образование: Обучение Зороастра, как и всех священников, начиналось с семи лет. Он получил глубокие знания от учителей, а также из личного опыта путешествий, в которые он отправился в 20 лет, оставив дом своих родителей.Основные этапы служения: В начале Зороастр был священником в своей племенной религии, в которой он в конце концов разочаровался.Когда ему было около 30 лет Зороастр пережил религиозное откровение и мистическое  видение Ахура Мазда  в окружении семи сияющих существ.После полученного видения, он начал проповедовать, что Ахура Мазда является высшим божеством, и только он достоин поклонения. Впервые он утверждал  концепцию монотеизма, которая выступала против многобожия иранской религии

Он путешествовал по всей Персии и пытаясь пробудить свой народ, указывая  на важность правды и справедливости, выступая против  разнузданных обрядов, которые сопровождались жертвоприношениями животных.В то же время Зороастр сохранил древний культ поклонения огню. Огонь как символ «Аши» и «изначального света Бога» и сейчас  занимает особо почетное место в зороастризме

Он встретился  с равнодушием своего народа и оппозицией религиозных лидеров общин. Зороастр был вынужден покинуть родину (в «Гатах» сохранилась молитва-сетование, обращённая к Ахура Мазде,- «Куда бежать?»).Преследуемый на родине со стороны своих оппонентов, он бежал в восточную часть Ирана, где он обратил царя, Виштаспу, в свою веру.Вскоре его религия быстро и широко распространилась в царстве управляемом Виштаспой.Основные этапы личной жизни: Говорят, что родившись, Заратуштра засмеялся, и весь мир рассмеялся вместе с ним.Датирование жизни  Зороастра древними и современными исследователями значительно различаются. Согласно традиционным легендам  парсов Зороастр жил примерно в 6000 до нашей эры. Нкоторые ученые считают, что он жил  в (1750 -1500 гг. до н.э.), другие (1400 -1200 гг до н.э.), или около 1000 лет до.н.э.  Более современные авторы размещают его жизнеисчесление  между 1000 и 600 гг до н.э. По мнению некоторых авторитетных ученых Зороастр жил “258 лет до Александра.” Александр Великий завоевал Иран в 331 до н.э.Данное предположение определяет время жизни пророка в 6 в.до.н.э и делает Зороастра современником Будды, Лао-Цзы, Конфуция, Фалеса, Анаксимандра и Пифагора. Некоторым непостижимым образом Дух времени (Zeitgeist) одновременно создал это удивительное созвездие гениев.После того, как правитель Ирана Виштаспа принял его религию, Зороастр остался при королевском дворе. Он женился на дочери знатного придворного Фрашаостра и выдал свою дочь замуж за другого визиря Исфендира. Его новую жену звали Хавови, а до нее Зороастр был женат дважды. Первые две жены родили ему трех сыновей, которых звали  Изад Вастра, Хаурват Нар, Куршед Чехери трех дочерей Френи, Трити, Поуручисти.
Зороастр умер около 551 г. до н. в возрасте 77 лет. По некоторым свидетельствам  Зороастр был убит на алтаре туранцами при штурме Балх.Изюминка: Зороастр изображается  как “Зарастро” в опере Моцарта “Волшебная флейта”, в опере Zoroastre, Жана-Филиппа Рамо и  в  Opus 30 Рихарда Штрауса. История Заратустры была описана Фридрихом Ницше в его книге Also sprach Zarathustra (Так говорил Заратустра) (1885).Зороастр был упомянут поэтом девятнадцатого века Уильямом Йейтсом Батлером. Он утверждал, что вместе с женой они мистическим способом связывались  с Зороастром с помощью “автоматического письма”.

[править] Название

Одно из самых ранних из сохранившихся изображений пророка Заратуштры

Эта религия имеет несколько названий:

  • зороастризм — по имени ее легендарного основателя — пророка Зороастры или Заратуштры;
  • маздаизм — от имени Ахурамазды — главного божества, олицетворяющего мир, добро, истину, жизнь, и божества, борется с Анхра-Майнью — обладателем тьмы, зла, лжи и смерти;
  • магизм — жрецы ее являются выходцами из племени магов;
  • религия Авесты — от названия сборника священных книг;
  • огнепоклонничество — в связи с особым культовым почитанием огня;
  • митраизм — от бога-спасителя Митры;
  • парсизм — современная форма зороастризма, последователи которого сейчас живут в Мумбаи (Индия).

Имя Зороастра

Название zaraθ-Устр является бахуврихами соединения в авестийском из zarəta- ( «старая, слабый») и РИСУНКИ ( «  верблюд  »), что переводится как „тот , кто имеет старые верблюд“ , но и «тот , кто находится рядом. Экзальтации» . Согласно « Трактату о магии» , слово Ζωροάστρην ( Zôroástrên ) означает «приносящий жертвы звездам». В старом ошибочном переводе zarta- сравнивается с zaray (« золотой  » или «  желтый  »), означающим «  тот, кто владеет желтыми верблюдами» — перевод, по общему признанию, более романтичный, что, накопив количество ошибок, привело к еще более фантастическим переводам: «Носитель золотой зари» ( зарай ушас ).

С другой стороны, uštra стало ashtar на древнеперсидском, а shotor на персидском («верблюд») могло означать одновременно «звезда» (на французском), star на английском, stella на латинском и setaré на современном персидском и το αστέρι ( to asteri ) по-гречески.

Связь могла возникнуть из путешествия звезды по небу, по сравнению с путешествием верблюда по земле, как единственное средство перемещения и путешествия этого времени. Таким образом, композиция zaraϑ = золото и uštra = звезда могла дать «золотую звезду», и в то же время «золотого верблюда».

Хотя эти последние фантазии были не очень правильными, они, кажется, демонстрируют определенное стремление к величию, помимо «того, у кого есть старые верблюды».

Другой перевод предполагает «погонщик верблюдов».

На современном персидском языке имя Зороастр имеет форму Зартошт (زرتشت) или Зардошт .

В современном курдском языке имя Зороастр имеет форму Zerdüşt или Zerdeşt . Отсюда могут быть и другие значения. Зер (желтый на курдском языке) происходит от слова zêr, что означает «  золото  »; deşt означает «простой», но он, возможно, развился, и первоначально термин был, возможно, dest, что означает «рука». Зердест мог быть «Человек с золотой рукой» из-за чудес, которые он мог бы творить. Или Зердешт мог быть человеком «золотых равнин».

Связь зороастризма с другими религиями

Надо отметить, что, поскольку эта религия возникла практически одной из первых и является самой древней, ее постулаты легли в основу практически всех последующих религий: индуизма, индоевропейского язычества, манихейства и езидизма, а также — иудаизма, ислама и христианства.

Так христианские Волхвы считались зороастрийцами и относились к категории персидских жрецов. Идея рая и ада также впервые была заложена именно зороастрийцами. И если внимательно покопаться в истории религии — можно найти очень много элементов, которые уже были озвучены Заратустрой и его последователями.

Истоки зороастризма (маздаизм, митраизм, бон)

Маздаизм

Маздаизм связан с древнеиранскими культами до реформы Заратуштры.

Синкретизм религиозно-мифологической системы и служители культа у кочевников Горного Алтая скифской эпохи.
Дашковский П.К. (г.Барнаул)

Митраизм

Митраизм — западное (традиционное) направление маздаизма
и одна из древнейших религий человечества.
Митраизм был суровой религией, культом победоносного Бога,
требовавшего от своих последователей духовной мощи и мужества в жизненной борьбе.

Митра – договор, согласие ; Бог солнца;
космический и людской закон, состояние мира, дружбы, симпатии;
хранитель клятвы, помогающий тем, кто держит слово и жестоко наказывающий лжецов.
“Быстрых лошадей даёт Митра, обладающий широкими пастбищами для скота, тем кто не лжив к договору.”
Митра упорядочивает и организует жизнь на Земле, гарантирует устойчивость и согласие между людьми,
охраняет страну от раздора и несчастья, если в ней чтут договор,
и разрушает страны и наказывает врагов, если они не чтут договор, нарушают его и тем служат лжи.
Митра бог верности и истины. Митра сопровождает солнце, величайшее из всех огней
(огонь – очиститель был связан с Митрой), в его ежедневном движении по небу
и следит за теми, кто хранит верность договору и кто его нару-шает.

Митра входил в тройку верховных божеств древних ариев –
Ахура–Мазда (Хормазд), Митра, Апам–Напат,
поддерживающих истинный порядок в мире.

Хормазд моделирует космические элементы Вселенной, а Митра ведает социальной организацией людей,
т.е. устройством “человеческой” вселенной.
Митра — правая рука верховного творца всего сущего и посредник между Небом и Землей
.

Митраизм был широко распространён в Римской империи и соперничал
с христианством.
А многие ритуалы и принципы Митраизма вошли позже в христианский культ
(например обряды крещения , причастия и многие другие).
Почитался Митра также в Армении, в Средней Азии, среди эфиопов, в Кушанской империи,
где поддерживался царём Михиракулой, боровшимся с буддизмом.

Религия Бон (тибетский митраизм)

От эфталитов Митраизм попал в Тибет, где стал государственной религией, пока не был вытеснен буддизмом.
Причём, имя Митры даже попало в буддизм, в образе Будды будущего – “Майтрейи”.

Тибетский Митраизм носил название ‘Бон”.
“Бонцы”, как монголы и арии, почитали двуединных “Всеблагого Бога” и “Великую Мать Земли”,
боролись с обманом и ложью, и поклонялись Митре в образе “Божества – жреца Белого Света.”

Тибетская традиция БОН в России

Развитие и расширение

В более поздние эпохи зороастризма образовалось несколько расколов, которые стремились разрешить противоположность между Ахура Маздой и Ариманом в более высоком единстве, приняв время, судьбу, свет или пространство как общий источник того и другого.

Самая известная из них — уже упомянутая группа зурванитов , чья доктрина о том, что бессмертное время ( Зурван ) является первичным принципом вещей, очевидно, доминирующей религией в Новом Персидском языке в V веке нашей эры при царе Йездигерде I ( Исдегерд ), ставшем империей Сасанидов. ; «неизмеримое время» ( зрван акерене ) уже упоминается в Зендавесте. Маздакиты , действовавшие около 500 г. н.э. , о которых мало что известно, также, вероятно, были зороастрийцами. Бог времени, Зерван или Зурван , представлен как бог с четырьмя формами (Ахура Мазда, добро, религия и время). Он выше Бога и дьявола, которые являются его сыновьями. Зурван — это бесконечное пространство и бесконечное время. Появление Бога и зла отделяет свет от тьмы.

В отличие от более ранних исследований, зороастризм, скорее всего , не «государство религии» древней персидской империи в Ахеменидов , который был разрушен Александром Македонским . Скорее его значение в настоящее время неясно; некоторые исследователи считают, что Ахемениды не были зороастрийцами, а поклонялись Ахура Мазде в другой форме.


Территориальная экспансия по времени персидской империи в Ахеменидов с конца 6 века до н.э.. До конца 4 века до нашей эры. Chr.

Вопреки тому, что часто предполагается, зороастризм , напротив, играл довольно важную роль при парфянах . Важным археологическим памятником, указывающим на поселение в стиле персидского зороастризма, является Граклиани в Грузии . В империи Сасанидов (3-7 вв

Н.э.) религия затем стала самой важной (но не единственной разрешенной) религией и пережила свой пик. Хотя последователи других религиозных групп, таких как буддисты , христиане , евреи и манихеи , время от времени подвергались преследованиям и убийствам, как показывают надписи на Мобед Картире , современные исследования обычно предполагают, что решающим фактором были политические, а не религиозные мотивы

Однако некоторые детали, относящиеся к зороастризму времен Сасанидов, спорны. Тот факт, что подавляющее большинство зороастрийских источников появилось только после падения империи и поэтому, возможно, рисуют искаженную картину, затрудняет надежные утверждения.


Территориальное развитие и правители Парфянской империи с 247 г. до н.э. (= 247 г. до н.э.) до 224 г. н.э. (= 224 г. до н.э.) как центр зороастризма

Как предпочтительная религия, зороастризм потерял свое значение в результате исламского завоевания империи Сасанидов в годы после 636 года. С другой стороны, значение ислама постоянно возрастало, но только около 900 мусульман составляли большинство в Иране. Многие иранские фестивали содержат зороастрийское наследие и до сих пор отмечаются в шиитском Иране, иногда в синкретической форме. Самым важным из этих фестивалей является «Новогодний фестиваль» Ноуруз , корни которого, вероятно, уходят еще дальше.

С распространением ислама в Иране зороастризм все больше подавлялся, и начались зороастрийские преследования , поэтому многие зороастрийцы эмигрировали около 1000 лет назад, особенно в районы сегодняшней Индии и сегодняшнего Пакистана , где их называют парсенами (то есть персами ). дал. Во всем мире насчитывается около 120 000 человек, исповедующих зороастрийскую религию, большинство из них — в Индии

Немаловажное количество зороастрийцев также проживает в Таджикистане. В настоящее время в коммуне существует движение, объединяющее всех, принадлежащих к зороастрийской религии, под термином «зороастрийцы», чтобы снова иметь возможность казаться более сплоченными.

Число зороастрийцев в Ираке за последние годы увеличилось, особенно в результате обращения в веру бывших мусульман. В настоящее время зороастрийцы добиваются официального статуса своей религии в Курдском автономном районе . По оценкам, около 150 000 человек в курдской части Ирака исповедуют себя зороастрийцами.

Пророк Заратуштра

Термин пророк определен как божественно вдохновленный и божественно назначенный учитель, кто приносит послание религии, показывает и переводит указания Бога, и учит людей относительно поведения в жизни в этом мире. Пророк, поэтому, является более высокой душой, вдохновленной Богом и Духовными Существами и продвинутой в духовном проникновении. Слово Авесты для ‘пророка’ — ashta. Согласно Авесте, Заратустра был божественно назначенный и божественно вдохновленный пророк. Он описан состоянием Язата (Yazata), то есть Божественное Существо, и во многих текстах, его упоминают сразу после Ахура Мазды, даже перед другими Божественными Существами.

ПРАКТИКА Активизации КАРАН (ЧАКР)

Пением трёх священных Мантр, активизируйте все 7 Чакр. Эта практика нарабатывается 40 дней ежедневно на Четвертой ступени. При концентрации на последнем звуке каждого слова направляйте поток энергии в нужную чакру по таблице. Представляйте свечение всего вашего энергетического тела и каждого центра по отдельности.Затем следует наработка каналов Ванант и Сарош.Далее — диаграмма номера слова в Мантре и как они активируют каждую Чакру:Показано, какое по номеру слово в каждой мантре Ахунавар, Ашема Воху, Енге Хатам связано с разными чакрами.

Звук  Ятха Ашем Воху Еэнге Хатам Всего
1 А (Мазда) 1,4,8,10,15,17 5,7 9,11,12,13,14 13
2 У (Воху) 2 2 2
3 М (Ашем) 12,18,21 1,3,12 2 7
4 И/Аи (Кшатраи) 14,16 4,6,8,10,11 5 8
5 Е (Арматайо) 1,4,15 3
6 О, Ш (Харватас) 3,5,9,11,13,19 6,7,8 9
7 Т (Амеретат) 6,7,20 9 3,10 6

Пророк, Книга, Община[править]

Бехдины (буквально с персидского «благоверные») это и есть последователи Благой Веры (Дине Бехи), известной западному читателю под грекоподобным названием «зороастризм» — от эллинской передачи имени пророка — Зороастр. Второе распространённое среди верующих самоназвание — маздаяснийцы (от авестийского «vahvi daena mazdayasna» — «благая вера почитания Мудрого»). Теперь, когда эти термины получили своё разъяснение, они будут преобладать в следующей части статьи.

Кстати!

В итоге подобная транскрипция имени Зартошта сыграла с эллинистическим миром злую шутку. В какой-то момент всем открылась страшная истина — в имени «Зороастр» скрыто слово «звезда» (astro на латыни, и αστερ на греческом). После этого за «огнепоклонниками» закрепилась слава астрологов, гадателей и волхвов — это при том, что оригинальные священные тексты строго-настрого запрещают любую магию, особенно желчно проходясь по астрологической традиции… но об этом позже.

Пророкправить

Тот найден мной здесь, единственный, кто слушает наши наставления –

Заратуштра Спитама. Он нам, о Мазда, и Аше желает

Воспевать гимны, чтобы я обрел сладость его речи.

— Авеста

Когда на самом деле родился праведный Заратуштра? Мнения серьёзно расходятся. Кто-то говорит «за два века до Сашки», но мы предпочтём старое-доброе Давным-давно, чтобы не смущать ум весьма туманными датами.
Так получилось, что творение ждало рождения Зартошта с самого начала времён. Когда Ангра-Майнью сумел повредить творение Ахура-Мазды, в том числе убил двух священных созданий — первочеловека и первобыка, душа последнего вышла из тела и начала очень громко вопить о несправедливости происходящего. «Где тот праведник, которого ты обещал поставить заботится о творении? Что за зло произошло?». Ормазд объяснил, что смерть — это та болезнь, что принёс с собой Злой Дух, и что создать праведного спасителя вот так, сразу, попросту невозможно. В ответ Душа Быка начала путешествовать по Вселенной, неистово голося. Когда в своём желании пожаловаться Душа Быка обошла всю солнечную систему, Ахура Мазда явил ей фраваши (термин поясню позже) невероятной силы и чистоты, сотворённую им задолго до всего произошедшего и сказал «Эта фраваши принадлежит Заратуштре Спитаме. В свой час он родится в мире, чтобы проповедовать чистоту и заботится обо всём творении.» Только после этого Душа Быка успокоилась и пообещала вскормить творение, так сказать присмотреть за происходящим, и ждать появления Зартошта.

Что ж… она присмотрела.

Влияние на другие религии и мировоззрение

В годы после вавилонского изгнания (VI-IV вв. До н.э.) иудаизм был единственной монотеистической религией, перенявшей многие образы зороастризма, главной религии того времени, наиболее важным элементом которой, вероятно, была вера в конец XIX века. world is: Два наиболее важных дохристианских упоминания, Книга Даниила и Книга Еноха , (предположительно) возникли в это время. Дьявол как противник Бога, вероятно, восходит к Ариману. Термины рай и ад были неизвестны в древнем иудаизме; здесь могло иметь место влияние зороастризма, но также и греческой идеи Аида . Благодаря еврейской традиции эти идеи также вошли в христианскую и исламскую религии и стали там центральными элементами. Однако степень, в которой зороастризм все еще оказывал непосредственное влияние на ранний ислам в Персии, трудно доказать в деталях.

Доказательством далеко идущего исторического влияния зороастризма на религии соседних народов являются митраизм , распространившийся по Западной Азии во времена Римской империи на Запад, и религия мани , манихейство , появившееся в В 3 веке нашей эры возникло слияние зороастризма с христианскими и буддийскими учениями, которое на время распространилось из Китая через Среднюю Азию в Италию, Испанию и южную Францию. В отличие от зороастризма, который практиковали немногие, но все же последовательно, манихейство полностью исчезло в 14 веке.

Езидский автор Дарвис Хассо придерживается позиции, согласно которой езидизм развился из зороастризма.

Кроме того, за пределами классического направления зороастризма — маздазнана — произошел новый раскол . Термин Маздазнан обозначает религиозное учение, которое, согласно нашему собственному пониманию, основано на реформированном зороастризме. Его основал осман Зар-Адушт Хааниш, вероятно, буржуа Отто Ханиш , который сам заявил, что родился 19 декабря 1844 года в Тегеране; он умер 29 февраля 1936 года в Лос-Анджелесе. Это смешанная религия, состоящая из зороастрийцев, христиан, а также некоторых индуистских и тантрических элементов.

Зороастризм также имеет немаловажное влияние, особенно с включением Аримана — хотя и с сильным отклонением атрибутов, первоначально приписываемых ему — в христианском контексте антропософии , учении Рудольфа Штайнера .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector