Монахи, у которых все есть. путешествие в антониево-дымский монастырь
Содержание:
- Житие преподобного Антония Дымского
- МОНАХ С ГОВОРЯЩЕЙ ФАМИЛИЕЙ
- В чём помогает святой
- Источники ранней истории монастыря
- МОНАСТЫРСКИЕ ЗАРИСОВКИ
- Житие
- Долгая жизнь обители
- Описание и месторасположение
- Основатель древней обители
- ОТЕЦ АНТОНИЙ
- Свято-Троицкий Антониев Дымский монастырь
- Память: 17 / 30 января, 24 июня / 7 июля
- Житие Антония Дымского
- Фото и описание
- Преподобный Антоний Дымский. Иконы
- Другие статьи из рубрики «ЛЮДИ В ЦЕРКВИ»
Житие преподобного Антония Дымского
Монахи, составлявшие рассказ о жизни первого игумена Дымского монастыря, основывались на местных преданиях и легендах.
Скудность сведений (отсутствие достоверных данных о дате, месте рождения, детских годах) объясняется двумя причинами:
- Святой Антоний Дымский не желал человеческой славы, посвятив свою жизнь Богу. Он не ценил свои земные добродетели, а также сохранение у потомков памяти о себе.
- Пожары, разорение, запустение обители во время и после вражеских нашествий.
В конце 1156 года в селении под Новгородом в богобоязненной семье родился мальчик, нареченный Антонием. С малых лет он был приверженцем молитвословия в Божьем храме. Ему чужды были детские шалости и забавы. Уже будучи отроком, он однажды услышал слова из Священного Писания, которые запали ему в душу и определили будущий жизненный путь: «Если кто хочет ко Мне прийти, да отречется от себя и возьмет крест свой и ко Мне придет».
Юный Антоний принял решение уйти в монастырь и посвятить себя служению Господу. Он оставил семью и отправился в монастырь в окрестностях Новгорода. Игумен Хутынской Спасо-Преображенской обители, Варлаам, совершил ему монашеский постриг и стал духовным наставником. Антоний отличался особым рвением в исполнении монашеского устава.
В 1187 году он, с благословения игумена, отправился в Константинополь по делам монастырским и поклониться святым местам. Его возвращение в конце 1192 года совпало с кончиной преподобного Варлаама, по желанию и благословению которого Антоний стал настоятелем Хутынского монастыря. В управлении обителью преподобный сохранил правила жития братии, установленные Варлаамом. Его деятельность и праведная жизнь вызвали любовь верующих и насельников.
Преподобный Антоний тяготился почитанием паломников и монашеской братии и молил Господа и Божью Матерь указать место для уединенного подвига. Спустя несколько лет он оставил монастырь и удалился в глухие леса под Тихвином. На берегу Дымного озера он построил келлию, выкопал пещеру для зимовки и стал вести отшельнический образ жизни.
Мужественно перенося зной, холод, голод, Антоний днем трудился, а ночью молился Господу. Для изнурения плоти святой, не снимая, носил тяжелую железную шапку. В скором времени к отшельнику стали приходить иноки, желавшие стать такими же подвижниками, как Антоний. По общему решению братии и с благословения Новгородского архиепископа Исайи, был основан Дымский монастырь, пожизненным игуменом которого стал Антоний.
24 июня 1224 года преподобный отец преставился. Ему был открыт день встречи души с Господом. Накануне кончины святой простился с иноками, благословил их и причастился Святых Таинств. Останки преподобного были погребены в монастырском храме. После смерти святого стали наблюдаться чудесные исцеления по молитвам над его гробницей и после наложения на голову железной шапки.
Спустя 146 лет иноки вскрыли захоронение Антония и обнаружили, что мощи его не тронуты тлением. Рака со святыми мощами была поставлена в приделе храма для поклонения верующими и монастырской братией. В 1409 году, опасаясь татарского нашествия и глумления над святыми мощами, по велению игумена, они были преданы земле. В 1655 году над захоронением был возведен Свято-Троицкий собор. В 1744 году над могилой преподобного была установлена позолоченная деревянная рака. У раки хранилась железная шапка, вес которой составлял 3 килограмма.
Преподобный Антоний оставался хранителем основанной им обители. Он дважды являлся во сне настоятелю монастыря и предупреждал о возгорании. В 1611 году шведы сожгли обитель, но она возродилась снова не без молитвы святого.
МОНАХ С ГОВОРЯЩЕЙ ФАМИЛИЕЙ
В начале XXI века центральный въезд в монастырь находится совсем не там, где он располагался до революции. Первая постройка, которую видит вошедший, — домик привратника. Его делал монастырский плотник монах Павел. Фамилия у отца Павла говорящая — Плотников.
— Когда я семь лет назад поступал в обитель, тогдашний настоятель игумен Игнатий (Бузин) (ныне епископ Армавирский и Лабинский. — Прим. ред.) спросил, как меня зовут. «А, Плотников, — обрадовался он, — ну так и будешь у нас плотником». А ведь в роду у меня, действительно, много плотницких дел мастеров.
Многое в обители — дело рук отца Павла: от киотов икон в братских кельях до аналоя и иконостаса в храме. И лишь в келье самого мастера нет ни одного предмета мебели, который бы он сделал сам.
— Сапожник всегда без сапог, — смеется монах, показывая мне свое скромное обиталище.
Кровать, стол, тумбочка, пара табуреток. У стены — гладильная доска. Кровать огорожена небольшой ширмой, и от этого у дверей получается некоторое подобие прихожей. На тумбочке фотография улыбающейся женщины с детьми. Оказалось, это дочка и внуки отца Павла.
— Они у меня молодцы! — с любовью глядя на снимок, говорит он. — Дочь несколько языков знает, внучка рисует. Навещают меня иногда.
Монах Павел (Плотников) не зря носит такую фамилию, ведь он главный плотник обители.
В чём помогает святой
Запись чудес ведется с 70-х годов XVII в. Это
- исцеления от разных болезней (известны исцеления болезней ног, глаз),
- преодоление страстей, особенно страсти блуда,
- спасение обители от пожаров.
Зная о случаях помощи прп. Антония, в этих скорбях современные верующие чаще всего молятся ему.
А вот современный рассказ о, казалось бы, менее впечатляющем чуде прп. Антония, которое, однако, стало радостью и утешением для всех видевших. Незадолго до начала восстановления монастыря, в 1993 г., сюда, фактически на руины, приехал священник Геннадий Беловолов со своими прихожанами.
Придя на берег Дымского озера, они, молясь преподобному Антонию, очень хотели увидеть камень, на котором он совершал свой столпнический подвиг. Но, как и написано в житии святого, камень этот то был виден, то скрывался в водах, поэтому паломники никак не могли найти его.
Неожиданно, рассказывает о. Геннадий, метрах в двухстах все увидели плававшего по кругу лебедя. Он периодически опускал голову в воду, как бы кланяясь. Подойдя поближе, паломники увидели тот самый камень. О. Геннадий пишет: .
На всех иконах Антония в его руках свиток со словами псалма «Се удалихся бегая и водворихся в пустыне», но жизнь подвижника – предмет удивления многих людей, живущих в мирской суете, она становится поводом переосмыслить свои жизненные ценности.
Источники ранней истории монастыря
Сведения об основании обители содержит житие Антония Дымского, наиболее ранняя его редакция из дошедших до нас датируется концом семнадцатого века. Скорее всего, в Дымском монастыре житие было составлено с использованием местных преданий.
Вторая, более поздняя редакция датируется концом XVIII – началом XIX века, и является, по мнению исследователей, переработкой первой редакции по образцу жития преподобного Феодосия Тотемского.
В чем состоят причины скудости сведений о ранней истории Дымской обители? В первой редакции сообщается, что информация не сохранилась «от велия забвения и нерадения… и от всяких воинских людей находов, и буести, и от бывших пожаров».
О пожалованной в 1243 г. Александром Невским на создание монастыря грамоте упоминается в поздней редакции жития Антония. В ней же сообщается о событиях 1409, 1611, 1626 гг., хотя многие их считают легендарными, поскольку в других источниках нет указаний на них.
МОНАСТЫРСКИЕ ЗАРИСОВКИ
Грань между трудом и молитвой в монастыре весьма условна. Труд монахов, каждого на своем месте по отдельности, сменяет совместная молитва за богослужением. Индивидуальному труду же сопутствует молитва личная. Молитва — первая обязанность монаха, а труд по послушанию — важнейшая монашеская добродетель. «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа, хвалите имя Господне, хвалите, рабы, Господа, стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего»… Пока читают кафизмы, иеродиакон Александр успевает замесить тесто для хлеба, который назавтра к обеду будет стоять на столах в монастырской трапезной, и вернуться обратно в храм, к братии.
— Вот от сих до сих я расчистил сегодня площадку, — инок Алипий, вытирая капли пота с мокрого лба и поправляя очки на переносице, показывает на солидный участок двора рядом с высокой поленницей. — Хотел успеть освободить место для техники: у нас будут закладывать канализацию, даже туда её проведут, где ничего пока и вовсе нет, а только планируется.
Кроме насельников обители за Всенощным бдением молятся всего трое мирян. Антониево-Дымский мужской монастырь пока избегает участи некоторых известных и «раскрученных» обителей, где мир, от которого бежит монах, самприходит за монахом, постоянно напоминая о себе бесконечной чередой не только паломников, но и туристов. «А что нам еще надо? — задаются риторическим вопросом братья, кивая на разрушенные постройки вокруг главного монастырского храма, Казанского собора. — У нас для жизни всё есть!».
Наместник монастыря игумен Адриан (Дементьев) и эконом обители иеродиакон Никон (Кожевников)
Житие
Мирское имя преподобного не сохранилось. Известно лишь, что он происходил из благочестивой новгородской семьи , имена его родителей в истории также не остались. Годом рождения подвижника разные источники указывают 1157 или 1206.
Полезные материалы
Уже с юности Антоний проявил склонность к монашеству , стремился оставить мир с его соблазнами и искушениями. В 1225 году Антоний избирает для пострига Спасский монастырь на Хутыни, и приходит к известному уже свой святостью игумену Варлааму.
По одним данным, прозорливый старец, видя духовные дарования Антония, постриг его почти сразу, по другим – до пострижения Антония прошло около 2 лет. Иноку было дано имя в честь прп. Антония Великого.
Более или менее достоверно известно, что смиренный, кроткий Антоний стал одним из близких учеников настоятеля , прп. Варлаама. Некоторые авторы полагают, что это вызвало ревность и зависть братии, от которой подвижнику довелось претерпеть немало гонений, обид.
Спустя примерно 10 лет после пострига ему даже пришлось покинуть монастырь: Варлаам отправил его в Константинополь, к патриарху Афанасию, по неким монастырским делам. Впрочем, по другим данным, Антоний был избран на это дело братией за свои добродетели.
Так или иначе, Антоний провел в Константинополе целых 5 лет и вернулся на родину незадолго до кончины своего старца, прп. Варлаама, в 1243 г.
Именно ему Варлаам поручил монастырь по своей смерти. Но игуменство Антония не продлилось даже года. Вскоре он ушел из обители , что, возможно, спровоцировано было новым конфликтом с братией, но, конечно, отвечало стремлению подвижника к уединенной жизни.
Долгая жизнь обители
Антониев-Дымский монастырь за многие столетия пережил и Едигееву рать 1408 года, разрушившую обитель до основания, и Смутное время XVII столетия, когда здесь временно жили иноки с Валаама, бежавшие от интервентов.
Впоследствии шведы добрались до Антониево-Дымской обители, монастырь был разрушен . Неоднократно деревянный монастырь горел, каменные храмы начали строиться здесь лишь в XVII веке.
Вплоть до 1917 г. сюда со всей России приезжали паломники : приложиться к мощам прп. Антония (год обретения нетленных мощей – 1370), окунуться в водах Дымского озера, помолиться в монастырских храмах.
При советской власти монастырь был разрушен в третий раз в своей истории, восстановление его началось в 1994 г .
Сначала на месте бывшей обители был скит Тихвинского монастыря Успения Пресвятой Богородицы, а с 2008 г. монастырь был восстановлен, сюда перенесены мощи его основателя (вторичное обретение – 2001 г.). Началась новая жизнь обители.
Описание и месторасположение
Тихвинский Богородичный Успенский монастырь — таково его полное название, как уже известно, предназначен для мужчин. Он создан архиепископом Новгородским Пименом в 1560 году, как указано было ему царём Иваном Грозным.
Примите к сведению: главной святыней, находящейся в стенах обители, называют Тихвинскую Икону Божьей Матери Одигитрии. Именно затем, чтобы помолиться ей, приезжают сюда паломники.
Здесь находятся Успенский собор, Покровская Церковь, Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери «Крылечко», звонница и келейные корпуса, в которых живут монахи. Настоятель — игумен и священноархимандрит Мстислав.
Местонахождение обители — Ленинградская область, в живописном городке Тихвин, названном так потому, что стоит на реке Тихвинке.
Мы уверены, что Вам будет также интересна статья о Свято-Варсонофиевском монастыре в Покровских Селищах.
Основатель древней обители
Исследователи утверждают, что не сохранилось никаких исторических памятников, подтверждающих существование монастыря ранее XVI века, и, тем не менее, предание приписывает его основание преподобному Антонию, поселившемуся в Новгородских землях около 1240 года. Говорят даже, что ещё до революции в обители хранилась грамота, пожалованная князем Александром Невским, но затем, она бесследно исчезла, как и многое из того, что монахи почитали своими бесценными реликвиями.
То же предание гласит, что основатель монастыря отошёл ко Господу в 1274 году, и его тело было погребено возле клироса, им же построенной церкви святого Антония Великого. Когда столетие спустя могилу вскрыли, то мощи были обретены нетленными, и источавшими благоухание, после чего их поместили в открытую раку, размещённую в церкви.
ОТЕЦ АНТОНИЙ
В Антониево-Дымском монастыре два священника — игумен обители Адриан (Дементьев) и иеромонах Антоний (Броваренко) — казначей обители.
Отец Антоний совершенно лишен рисовки, удивительно прост и прям в общении. Впрочем, так можно сказать о большинстве здешних насельников, но отец Антоний выделяется даже на их фоне. Основное его послушание — работа на монастырской ферме. Бóльшую часть своей жизни он проводит в компании коров, кур и гусей, отлучаясь из хлева только в храм на богослужения, в келью на сон и в трапезную на обед и ужин. Впрочем, последнее верно не всегда — бывает, что и обедает отец Антоний тут же, на рабочем месте. Иногда он здесь даже спит — не среди птиц и животных, конечно, а в небольшой отгороженной каморке с холодильником, столом и старым сервантом, в котором за стеклом хранятся самые разнообразные ветеринарные препараты.
Монашеский путь отца Антония начинался со Свято-Троицкой Сергиевой пустыни в Стрельне. Благочинным там служил иеромонах Игнатий (Бузин). Вместе с ним и еще одним монахом отец Антоний проделал путь из Сергиевой пустыни сначала на подворье Коневского монастыря в Приозерске, где был пострижен в мантию, а затем в Тихвинский Успенский монастырь, к которому тогда в качестве скита был приписан Антониево-Дымский.
— Когда Дымский монастырь стал самостоятельным, отца Игнатия поставили игуменом, — рассказывает он. — До этого скитом управлял иеромонах Никита, он, кстати, потом в мир ушел, женат, дети. Бывает и так в монашеской жизни, чего ж скрывать. Мое мнение такое, что большинство расстриг просто слишком рано приняли постриг, им бы подольше побыть послушниками, побольше бы времени дать на размышления.
Кстати, коровы у отца Антония удивительно чистые, вымытые, ни в одном хозяйстве я не встречал таких ухоженных буренок.
— Ну а почему они должны быть грязными? — удивляется монах. — Мы ведь их любим.
Главное послушание иеромонаха Антония (Броваренко) — работа на монастырской ферме
Свято-Троицкий Антониев Дымский монастырь
В 1611 году монастырь подвергся разорению шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены. В 1626 году с благословения патриарха Филарета царь Михаил Феодорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм. В 1687 году Дымский монастырь сгорел, затем был отстроен заново. Во время секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь был упразднен, соборный храм стал приходским. В 1794 году архимандрит Тихвинского монастыря Игнатий обратился с ходатайством о возобновлении монастыря к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу. Указом от 1 сентября 1794 года Дымский монастырь был возобновлен с общежительным уставом.
Свято-Троицкий Антониев Дымский монастырь
В XIX веке обитель была обновлена. Большинство деревянных построек заменены каменными. В 1839 году вокруг монастыря была возведена каменная ограда с четырьмя башнями по углам и Святыми вратами. При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень. В 1919 году Дымский монастырь был упразднен. По рассказам местных жителей, «для разгона монахов» пригнали броневик. В 1921 году в монастырских помещениях был расположен приют для калек и престарелых. В 1929 году в Дымском монастыре была образована коммуна по производству кирпича с названием «Красный броневик». Ее деятельность заключалась в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В это же время было уничтожено и монастырское кладбище. Троицкий собор действовал до конца 1930-х годов в качестве приходского храма. После Великой Отечественной войны в сохранившемся келейном корпусе и гостинице была организована школа трактористов. Затем в зданиях расположилась психиатрическая больница. В последние десятилетия остатки монастыря были переданы бокситогорскому комбинату «Глинозем», в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий. Главный собор монастыря использовался под склад. В 1956–1961 годах он был окончательно разобран. В 1994 году на Дымском озере у камня, на котором, по преданию, молился преподобный Антоний, был установлен деревянный крест. 30 октября 1997 года Антониево-Дымский монастырь был передан РПЦ и приписан в качестве скита к Тихвинскому монастырю. 6 октября 2008 года монастырь стал самостоятельной обителью.
Свято-Троицкий Антониев Дымский монастырь
Источники:
РНБ. О. XIII. 1. Л. 124 об. БАН. Двин. № 51. Л. 260. РНБ. Погод. № 1931. Л. 138 об. ИИМК. Ф. 29. Ед. 472. Л. 4-4 об. СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 2. Ед. 609. Л. 3.
Память: 17 / 30 января, 24 июня / 7 июля
Преподобный Антоний Дымский
родился в 1157 году в Новгороде.
Богобоязненные родители с детства научили его
правилам христианского благочестия. Святой
Антоний избегал детских игр, празднословия и
смеха. Он ежедневно посещал храм Божий и неленостно молился, стоя вдали от людей. Однажды
во время службы ему особенно запали в душу слова
Святого Евангелия: Аще кто хощет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет (Мф.16:24).
Размышляя о словах Спасителя, святой Антоний
решил оставить родительский дом и стать монахом.
Он пришел в Хутынский Спасо-Преображенский
монастырь, игумен которого, преподобный Варлаам Хутынский († 1192; память 6/19 ноября),
постриг его в монашество.
Преподобный Антоний Дымский. Икона
С того времени преподобный
Антоний стал жить в совершенном послушании
своему старцу – преподобному Варлааму. С
усердием и смирением исполнял он все
послушания, никогда не опускал келейных правил
и не пропускал церковных служб. Святой Антоний
первый приходил в храм и последний уходил из него.
По преданию, преподобный Антоний
по делам монастыря ездил в Константинополь. Во
время поездки он посетил святые места. Через пять
лет преподобный вернулся в свою обитель. Его
приезд совпал со днем кончины преподобного Варлаама (6 ноября). На смертном одре святой
игумен благословил преподобного Антония быть
вместо себя наставником братии и строителем
монастыря.
Управляя Хутынской обителью,
преподобный Антоний во всем соблюдал устав,
оставленный преподобным Варлаамом. Он достроил
и благолепно украсил храм в честь Благовещения
Пресвятой Богородицы. Примером своей
подвижнической жизни и кротким наставлением
преподобный Антоний наставлял братию в
иноческом делании.
Всеобщая любовь и почитание
тяготили святого подвижника. Со слезами он
молил Бога и Пречистую Богородицу указать ему
место уединенных подвигов. В скором времени
преподобный Антоний оставил Хутынскую обитель и
удалился в пустынное место в Дымских лесах, в
15-ти верстах от г. Тихвина. Недалеко от
небольшого озера Дымского, среди глухих лесов
преподобный устроил себе сначала малую кущу, а
затем построил небольшую келию и выкопал
пещеру для жизни зимой. Он с терпением
переносил зной и холод, мужественно боролся с
демонскими искушениями. Преподобный Антоний
всячески избегал покоя: днем он трудился до
изнеможения плоти, ночью стоял на молитве.
Когда место подвигов святого
отшельника стало известно, к нему пришли иноки,
ищущие уединенной жизни под духовным
руководством опытного наставника. Постепенно Дымская пустынь заселилась боголюбивыми
монахами. Так возник монастырь, игуменом
которого стал преподобный Антоний. Иноки
построили храм во имя преподобного Антония
Великого с приделами в честь Покрова
Пресвятой Богородицы и во имя святителя
Николая Чудотворца. Тогда же были построены келии, а через некоторое время – зимний (теплый)
храм с трапезной во имя святого Пророка,
Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Преподобный Антоний мудро
управляя братией Дымского монастыря до
блаженной кончины. Провидя день своей смерти, он
собрал иноков и благословил их, затем
причастился Святых Христовых Таин и мирно
скончался. По преданию, это произошло 24 июня 1224
года. Тело преподобного Антония было
погребено в устроенном им храме, с левой
стороны. В 1330 году святые мощи преподобного
Антония были обретены нетленными.
Преподобный Антоний Дымский. Икона
В 1409 году во время очередного
нашествия татар на Новгородские земли игумен Дымской обители с братией, боясь надругания над
святыней, скрыл святые мощи преподобного
Антония под спудом.
Преподобный Антоний неизменно
оставался хранителем Дымской обители. После
разорения шведами в 1611 году монастырь восстал
из пепла не без молитвенной помощи
преподобного Антония. В 1687 году (по другим
источникам, в 1585 году) в монастыре дважды
возникал пожар, и оба раза преподобный Антоний
являлся в сонном видении игумену и
предупреждал его о пожаре, так что братии
удавалось вовремя погасить пламя.
Память преподобного Антония
праздновалась в обители дважды: 17 января – в
день тезоименитства (память преподобного
Антония Великого) и 24 июня – в день кончины,
когда совершался крестный ход из монастыря на
озеро Дымское.
Житие Антония Дымского
Молодой юноша жил в Великом Новгороде в середине двенадцатого столетия в семье верующих родителей и получил христианское воспитание. Однажды при посещении храма он понял о своем предназначении. Он ушел из семьи в Хутынский монастырь, который основал праведный Варлаам во второй половине двенадцатого столетия. Обитель располагалась в 10 километрах на север от Великого Новгорода, на берегу речки Волхов.
Юноша постригся в монахи с именем Антоний. Он жил в послушании игумену Варлааму, усердно исполнял все наставления. Монахи любили его за смирением и строгое воздержание.
В 1187 году по распоряжению архиепископа необходимо было направить посольство в Константинополь с представителем православной церкви. Выбор выпал на инока Антония. Новгородский монах повстречался в Константинополе (Царьград) с Патриархом Афанасием. Из Царьграда он пошел в Иерусалиме, где поклонился Гробу Господнему и узнал о монашеской жизни. Наверно тогда у него возникло желание совершить пустынножительства по образу восточных подвижников.
Лучшая статья для Вас, переходите: Преподобный Савва Сторожевский
Антоний вернулся в Новгород через пять лет, когда игумен Варлаам умирал. После смерти все монахи удостоили чести занять место игумена Антония. Он оправдал надежды духовного отца:
- организовал жизнь монахов;
- утвердил правила;
- увеличил численность иноков;
- завершил строительство храма Пресвятой Богородицы.
Фото и описание
Свято-Троицкий Антониево-Дымский монастырь является мужским монастырем, расположенным в небольшой деревушке Красный Броневик в Ленинградской области, что в 17 км от Тихвина и в 20 км от Бокситогорска.
Первые сведения о монастыре значатся в житие преподобного Антония, наиболее раннее из которых относится к 17 столетию. Еще одним источником стали сведения конца 18 – начала 19 веков, которые являются переработкой жития святого Феодосия Тотемского. На сегодняшний день сохранилась публикация монастырской описи в 1583 году и грамоты митрополита из Новгорода Варлаама, из которых можно много узнать об историческом развитии обители.
Согласно преданию, основание монастыря произошло при поддержке преподобного Антония на территории Новгородской республики примерно в 1200 году. Известно, что основатель монастыря был учеником Варлаама Хутынского, который скончался летом 1224 года и мощи которого были положены в раку Антониевского храма.
В середине 1409 года монастырь был почти полностью разрушен по причине нашествия Едигея на территории Новгородской земли. Увидев приближение вражеских войск, монахи успели пропеть молебен у мощей преподобного Антония и спрятали их под каменной плитой. Имеющаяся в монастыре церковная утварь, а также вериги и колокола были спрятаны на дне Дымского озера.
В 1578 году снова последовало разорение уже Валаамской обители, после чего его монахи переселились в Антониево-Дымский монастырь. В 1611 году монастырь снова пережил нападение шведских войск, но шведы, под предводительством Якова Делагарди, так и не смогли обрушить Успенский монастырь, по причине чего решили разорить Дымскую обитель. Монастырь так и не смог дать отпор сокрушительному войску, и монахи разошлись по местным окрестностям, а кельи и храмы были полностью уничтожены.
В 1626 году царь Михаил Федорович издал приказ возобновить Антониево-Дымский монастырь, на что дал свое благословление патриарх Филарет. Уже в 1655 году, во времена царствования Алексея Михайловича, непосильным трудом игумена Филарета при монастыре была возведена первая каменная церковь. В 1687 году монастырь снова сгорел, после чего заново выстроен.
Известно, что на протяжении 1764 года проводилась секуляризация монастырских земельных владений, поэтому Антониево-Дымский монастырь был закрыт, а его соборный храм перешел в ранг приходского. Только в 1794 году было написано ходатайство одним из архимандритов Тихвинской обители о возобновлении работы монастыря, которое было адресовано митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Гавриилу. Митрополит подписал бумаги о восстановлении монастыря от 1 сентября 1794 года. Согласно постановлению от 19 апреля 1799 года император Павел пожертвовал из государственной казны на ремонтирование монастыря две тысячи сосновых деревьев.
В середине 19 столетия Антониево-Дымский монастырь был полностью обновлен и отремонтирован, а наибольшее число деревянных построек были заменены на каменные. На протяжении 1839 года по периметру вокруг обители был выстроен высокий каменный забор с несколькими башенками и оснащенный Святыми воротами. В 1840 году был выстроен братский корпус, а спустя 6 лет – второй этаж для этого корпуса с кухней и большой трапезной. В 1850 году было возведено много построек хозяйственного назначения, необходимых для содержания монастыря.
В 1919 году обитель была закрыта, а уже в 1921 году монастырские помещения были заняты приютом для престарелых людей и калек. В середине 1929 года было создано сообщество, разместившееся в здании монастыря, которое занималось производством кирпича.
После того, как Великая Отечественная война завершилась, в келейном здании монастыря была создана школа для трактористов, после чего здесь же начала действовать психиатрическая больница.
Преподобный Антоний Дымский. Иконы
Иконография преподобного Антония Дымского представлена немногочисленными памятниками иконописи, прорисями и гравюрами XVII-XIX веков, выполненными преимущественно на севере и в старообрядческой среде. В описаниях монастыря середины — второй половины XIX века упоминаются два образа преподобного Антония Дымского в посвященном ему приделе в нижнем ярусе Казанского собора: «древний», висевший у раки на столпе (возле изображения Спасителя и Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы) и «новый» (около 1744) на южной двери иконостаса. По-видимому, к древнему надгробному образу восходят редкие прямоличные изображения Антония Дымского XVIII-XIX веков, поясные и ростовые, на которых преподобный представлен в иноческом одеянии, с куколем на голове, с развернутым свитком в левой руке.
Более распространенная иконография преподобного Антония Дымского, известная по сохранившимся памятникам иконописи, складывалась не ранее второй половины XVII века одновременно с составлением Жития святого, вероятно под влиянием иконографии преподобного Варлаама Хутынского. Описание облика Антония Дымского имеется в иконописных подлинниках XVIII-XIX веков в основном старообрядческого происхождения. В одном указано, что преподобный «подобием аки Варлаам Хутынский, брада руса, схима на плечах» []; в другом отмечено, что «в схиме, брада аки Александра Ошевенскаго» []; в третьем — «рус, брада аки у Василия Кесарийскаго, на конце остряя, на плечах схима, риза преподобническая, ряска вохра» [].
Образ преподобного Антония Дымского на фоне своей обители представлен, например, в иконах последней четверти и конца XVII века: Антоний изображен в схиме, с куколем на голове, в молении Исусу Христу в небесном сегменте, на фоне густого леса, озера и панорамы деревянного монастыря, окруженного высокой оградой. К данному изводу относится икона из ризницы Дымского монастыря, описанная в 1907 году К. К. Романовым: «Образ преподобного Антония Дымского старого письма. На нем изображен монастырь Дымский, обнесенный деревянною стеною с деревянными башнями, деревянной церковью и кельями внутри. Церковь изображена шатровая с папертью, над которой две главки, над шатром главка, а за нею еще две также над шатрами» []. Подобное изображение деревянного монастыря соответствует описанию его построек в описях 1682 года и 1689 года после пожара 1687 года [].
Преподобный Антоний Дымский. Русский Север, конец XVII века. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
Во второй четверти XIX века появились иконы, на которых Антоний Дымский обращен в молении к Пресвятой Богородице на фоне панорамы каменного монастыря.
Вероятно, ко второй половине XVII века относится появление типа изображения Антония Дымского с поднятой в молении Спасу правой рукой и с развернутым свитком в левой, например на прориси с иконы XVII века, на иконе конца XVII — начала XVIII веков. Этот извод, очевидно, повторяет распространенный вариант иконографии преподобного Варлаама Хутынского. Небольшой размер таких икон свидетельствует о том, что они возлагались на аналой или писались для раздачи паломникам, о чем упоминается в приходо-расходных книгах монастыря XVII-XIX веков, фиксировавших плату иконописцам за выполнение «пядничных образов дымского чудотворца».
Образ Антония Дымского включен в композицию «Новгородские чудотворцы», как на прориси с иконы XVIII века, а также в состав Собора русских святых — на иконе 1814 года старообрядческого иконописца П. Тимофеева.
Преподобный Антоний ДымскийПреподобный Антоний Дымский. Конец XIX века. Частное собрание (Польша)
Другие статьи из рубрики «ЛЮДИ В ЦЕРКВИ»
16 января 2018
Химик, преподаватель, священник
Еще летом наш журнал подготовил интервью с протоиереем Борисом Безменовым, в котором пастырь делился воспоминаниями о пути к вере и священству. Уже перед самой публикацией отец Борис из скромности попросил не отправлять в печать этот материал. Господь забрал Своего служителя к Себе 24 ноября 2017 года. …
12 января 2017
От Почаева до Гатчины. Беседа с протоиереем Михаилом Юримским
Протоиерей Михаил Юримский шел к священству с самого детства и, избрав однажды свою стезю, никогда не думал оставлять своего служения. На его жизненном пути было многое: и испытания веры, и бремя непростого выбора, и даже настоящие чудеса. Об этом мы и поговорили с одним из старейших клириков Гатчинской …
16 января 2021
Без любви служить Богу нельзя
Протоиерея Виктора Московского любили все. Даже люди, встретившиеся с ним мельком, ощущали особую благодать, исходящую от этого священника. По-прежнему тяжело представить, что отца Виктора нет с нами. Но память о нем жива, о чем свидетельствуют воспоминания людей, хорошо знавших его.
10 сентября 2019
Валаам не надоедает
Карелия, остров Валаам. Один из тех немногих теплых и солнечных деньков, которые дарит северное лето. Я сижу на высоком берегу, не двигаясь, целый час, не в силах оторваться от сияющего ярко-синего неба, бликов на воде, ледяного ветра с Ладоги, пробирающего через обманчиво жаркое солнце, …
30 июня 2016
Крест и якорь отца Алексия
Мало научить моряка устройству корабля, основам топографии, тактики, стратегии, огневой и строевой науки. Нужно еще объяснить, зачем ему это всё нужно. Для этого существует предмет «Общественно-государственная подготовка», в рамках которого с моряками работают и священники. Среди них — протоиерей Алексий Власов, настоятель храма святой …