Варлаам серпуховской
Содержание:
- Архитектор и внешняя отделка монастыря
- Как добраться
- Старинное описание гробницы преп. Варлаама
- Использованные материалы
- История храма
- Варлаам заботился об обители и после кончины
- Почитание в народе и обретение мощей
- Правила посещения монастыря
- Гостиницы среднего ценового сегмента
- Одна из самых известных русских святынь
- Заслуги преподобного Варлаама
- Чудеса преподобного
- Внутреннее убранство
- Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь
- Расписание служб, режим работы
- История
- Святыни и мощи
- История основания новгородской святыни
- Жизнь первых насельников
- Молитвы святому преподобному Варлааму можно произносить в любой нужде
Архитектор и внешняя отделка монастыря
Спасо-Преображенский собор был возведен взамен обветшавшего в начале XVI столетия. Белокаменное 5-главое здание в плане имеет квадратную форму с 3 полукружиями на восток и 4 внутренними массивными столбами опорами. Впоследствии храм подвергся небольшой перестройке, которая привела к замене кровли на 4-скатную взамен бывшей позакомарной крыши.
Фасад здания украшают пилястры с ордерными формами. Оконные проемы нижнего яруса оформлены арками, верхних этажей вписаны в прямоугольные ниши. Средний ярус декорирован нишами-киотами с треугольным завершением. На углах здания можно увидеть своеобразное декоративное украшение с небольшими кокошниками.
Мощное шатровое крыльцо с подвесными арками на 4 столбах с декоративными изразцами украшает главный портал храма.
Как добраться
Обитель расположена совсем недалеко от города Великий Новгород, где нужно сесть на регулярный рейсовый автобус № 121, который отправляется с городской автостанции 5 раз в день с 6-30 до 18-45 ч. Интервал движения около 3 ч. Время в пути занимает не более 25 мин. Стоимость проезда — 50 руб.
На личном автомобиле из центра города необходимо выехать на большую Московскую улицу и проехать до перекрестка с улицей Державина, затем сделать поворот направо и продолжить движение до нужного указателя, где следует повернуть налево и ехать до развилки, а затем по левой дороге до самого места назначения.
Можно вбить в навигатор для построения оптимального маршрута следующие координаты: 58.587600°N 31.394000°E.
Старинное описание гробницы преп. Варлаама
Строитель монастыря преп. Варлаам, как говорится в летописи, «погребен бысть в паперти церковней». По монастырской описи года рака (гробница) преподобного Варлаама находилась на южной стороне в трапезной Введенского собора, «при входе из оной в настоящую церковь». Преп. Варлаам погребен здесь по особенному завещанию своему: «занеже он сам некогда глагола: погребите мя, дабы всегда зрел церковь Пресвятые Богородицы».
Гробница преп. Варлаама — «каменная со следующей в передней стороне надписью: „Лета 6885 года мая в 5 день преставися раб Божий первый начальник святой обители сея отец строитель Варлаам, келейник святителя Алексия митрополита, погребен на сем месте“. Сверх оной каменной, деревянная, столярной работы с резьбою позолоченною, а гладь покрыта зеленой краскою. Наверху гробницы изображение преподобного Варлаама иконного писания, мерою в вышину 2 аршина 5 с половиной вершков и в ширину 1 аршин 4 вершка». В подножии гробницы поставлена древняя икона Введения Богоматери.
Использованные материалы
-
Макарий (Веретенников), архим., «ВАРЛААМ, митр. Московский,» Православная энциклопедия, т. 6, 582-585:
-
Биография на сайте «Русское Православие»
ДРВ. СПб., 1789. Ч. 5. С. 99-103
Судные списки Максима Грека и Исака Собаки. М., 1971. С. 119
ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 28
АИ. T. 1. С. 175
Судные списки Максима Грека. С. 119
ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1 С. 33
ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 29
ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 30
ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 35-36
ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 174-175
РГАДА. Ф. 181. № 1597. Л. 3
Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 227
ПСРЛ. СПб., 1841. Т. 3. С. 247
Акты суздальского Спасо-Евфимьева мон-ря, 1506-1608 гг. М., 1998. С. 24-25. № 7; РИБ. Т. 32. Ч. 1. № 83. Стб. 139-140
Леонид (Кавелин), архим. Сведения о слав. рукописях, поступивших из книгохранилища Св. Троицкой Сергиевой лавры в б-ку Троицкой духовной семинарии в 1747 году. М., 1887. Вып. 2. С. 1
Макарий. Повести. С. 124
Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 162
Герберштейн С. Записки о московитских делах // Новокомский П. И. Книга о московитском посольстве / Введ., пер. и примеч. А. И. Малеина. СПб., 1908. С. 41
Зимин. Россия на пороге. С. 242-244, 254, 255; Голубинский. С. 698
История храма
Варлаамо-Хутынский монастырь ведет свою историю с XII столетия, когда чернецом Валаамом на заросшем дремучем лесом берегу реки Волхов, пользовавшемся у народа дурной славой месте, срубил себе уединенную келью по божественному указанию, сошедшему ему в виде яркого луча света. В память об этом событии построенная здесь деревянная церковь была освящена Преображенской.
К строгому подвижнику начали стекаться люди за помощью и молитвой, многие из которых остались с ним навсегда. Святой тайно носил тяжелые вериги и вел очень строгую постническую жизнь. Господь прославил своего угодника прижизненным даром прозорливости, чудотворения и воскрешения мертвых.
Позднее вместо обветшавшей церкви Варлаамом был заложен новый уже каменный храм. Вскоре после этого святой подвижник скончался, и был погребен братией у его стен. При прощании с телом подвижника случились многочисленные чудесные исцеления тяжелобольных со всей округи.
Но и позднее над его могилой долгое время продолжали совершаться исцеления и чудеса:
- произошло прозрение слепого;
- воскрес утонувший паломник;
- было предсказание мора и пожара;
- случилось наказание игумену монастыря за отказ в странноприимстве.
После смерти преподобного, его ученики продолжили его дело, и обитель росла и процветала. Из его стен вышло много святых и подвижников земли русской. Состоятельные новгородцы и приезжие почитатели Святого неустанно жертвовали на благоустройство монастыря.
Среди именитых благотворителей и посетителей можно особенно выделить следующих:
- Василия II с сыновьями;
- Ивана III;
- Дмитрия Пожарского;
- Василия Шуйского;
- Василия III;
- Петра I;
- Екатерину II.
Варлаамо-Хутынский монастырь посещала сама Екатерина Великая.
Наивысший расцвет пришелся со Смутных времен до периода XVIII столетия, когда обитель превратилась в одну из богатейших на северной земле. Здесь очень любил бывать Гавриил Державин, который завещал щедрые дары на помин своей души и просил себе здесь места упокоения.
Это было исполнено женой почившего, когда гроб с телом великого русского поэта и общественного деятеля был доставлен по реке Волхов от его имения в Званках. Могила поэта и его супруги была перенесена из стен обители в Новгород связи с разорением и запустением монастыря в середине прошлого века, но к 250-летнему юбилею останки вновь возвращены и перезахоронены в стенах обители.
Немало бедствий пришлось пережить обители за свою долгую историю. Были страшные опустошительные пожары, завоевание шведами, закрытие обители и размещение в ее стенах психоневрологической лечебницы в советское время, разрушение от бомбежки и артобстрелов в годы Великой Отечественной войны и период запустения.
В 1976 году в монастырских зданиях начались реставрационные работы, в 90-е годы обитель передана церкви, и вскоре здесь появляются первые насельницы. Сегодня женский монастырь представляет собой величественное зрелище, здания полностью восстановлены, в стенах храмов совершаются регулярные богослужения.
Варлаам заботился об обители и после кончины
К святому Варлааму за помощью обращались и великие князья, и простые крестьяне. За беспримерное смирение Бог дал ему дар прозорливости и исцеления. Известно много случаев, когда, ещё при жизни Варлаама, по его молитвам Господь исцелял людей и даже воскрешал.
Он был милосерден к тем, кто старательно нёс свои труды, и суров к тем, кто не проявлял милосердия. В сказании о жизни преподобного Варлаама мы можем прочитать о случае, когда в Новгороде наступил голод. Это случилось после смерти святого старца.
Голодные горожане пришли к воротам монастыря просить хлеба, но игумен Никифор приказал закрыть ворота. Ночью во сне к нему пришёл преподобный и стал выговаривать ему за его жестокость, а затем наказал его жезлом.
Утром Никифор не смог пошевелить ни рукой, ни ногой и был вынужден отправиться на покой в Чудов монастырь.
Даже после своей кончины преподобный Варлаам не переставал заботиться об обители.
Каждый, кто приходил помолиться у его гроба, получал ответ на свои молитвы.
Большое количество свидетельств об исцелениях и чудесах, которые происходили по молитвам у мощей преподобного, подвигли Новгородского архиепископа Евфимия начать освидетельствованию его мощей.
Когда в 1452 году с гроба сняли каменную крышку, мощи святого обнаружили нетленными.
Положение во гроб преподобного Варлаама
После этого мощи продолжали оставаться закрытыми. В 1471 году Великий князь Московский Иоанн III-й, завоевал Новгород. Он пришёл поклониться святым мощам преподобного. «Почему не открывают гроба Святого?» — стал он спрашивать игумена Нафанаила.
«Издавна никто не смеет видеть мощи чудотворца, — отвечал игумен, — ни для князей, ни для архиепископов, ни для бояр не открывают их, пока Господу не благоугодно будет изъявить на то Свою волю».
Тогда Великий князь в гневе приказал открыть гроб, но как только начали поднимать каменную доску и копать землю, как из гроба Святого вышел густой дым и затем пламя, опалившее стены храма.
В ужасе князь бежал со своей свитой из храма, выронив жезл. Этот жезл и обожжённая дверь алтаря долгое время хранились в ризнице храма.
Почитание в народе и обретение мощей
Удивительна судьба мощей преподобного Варлаама: их обретали три раза.
15
Январь
1725 года
Произошло первое обретение мощей преподобного Варлаама Керетского. А в 1857 году мощи были обретены во второй раз.
Церковь никак не могла решить, канонизировать святого или нет. Только 6 ноября в 1903 г. великий заступник североморских мореходов был вписан в так называемый «Верный месяцеслов» и с тех пор имеет в церковных календарях свой день памяти. Почитается как местночтимый святой.
Частицы мощей преподобного находятся в церкви Серафима Саровского в с. Лоухи в Карелии и в храме св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в г. Североморске, на Кольском полуострове.
Почитание преподобного Варлаама началось уже в конце 16 века, то есть сразу после его смерти.
Правила посещения монастыря
При посещении монастыря необходимо соблюдать следующие общепринятые для православных правила:
- На паломнике должен быть надет нательный крестик.
- Перед входом в обитель нужно женщине покрыть платком, а мужчине обнажить голову, осенить себя 3-кратным крестным знамением и совершить поклон.
- Рекомендуется убавить или выключить звук мобильного телефона.
- На территории монастыря не принято громко разговаривать, смеяться, бегать и шуметь.
- Необходимо иметь соответствующий обстановке внешний вид. Нельзя входить в монастырь в шортах и майках, спортивном костюме.
- Нельзя мешать верующим молиться, толкаться и отвлекать вопросами во время богослужения.
-
Свечи святым принято покупать и ставить до или после службы.
- В период богослужения нежелательно ходить по храму и прикладываться к иконам.
- Проживающие в обители паломники должны исполнять устав и распорядок жизни монастыря.
См. также: Самый большой грызун в мире. Фото Капибара, где живет, интересные факты
Гостиницы среднего ценового сегмента
Гостиница «Волхов» расположена в самом центре города, предоставляет гостям комфортные номера со всеми удобствами. В стоимость включен завтрак по системе «шведский стол».
- Адрес: ул. Предтеченская, д. 24.
- Телефон (бронирование), (администратор).
- Стоимость проживания:одноместный номер: 2150 руб., двухместный номер: 2900–3100 руб.
Гостиница «Новгородская» расположена на тихой улице в самом центре города. Постояльцам предлагаются номера со всеми удобствами, завтрак, бесплатный Wi-Fi.
- Адрес: ул. Десятинная, д. 6А.
- Телефон.
- Стоимость проживания: от 2000 руб.
Комплекс «Юрьевское Подворье» — просторный загородный туристический комплекс, рассчитанный на размещение организованных групп. Стилизованные номера.
Одна из самых известных русских святынь
Именно это событие стало причиной того, что сегодня преподобный стал наравне с Сергием Радонежским наиболее известным на Руси святым. И хотя монастырь после присоединения Новгорода к Москве утратил некоторую часть своих имений, он все равно оставался одним из богатейших в епархии, уступая только Юрьеву.
В 1540 году храм пострадал от пожара, который начался у чудотворцева гроба. Сгорело все, начиная от икон и заканчивая входной дверью. Но монастырь недолго бедствовал: на восстановление очень быстро было собрано достаточно средств, львиную долю которых пожертвовала местная знать. Очень скоро Спасо-Преображенская обитель стала еще красивее, чем была раньше.
Заслуги преподобного Варлаама
Но буквально через несколько месяцев после освящения храма, который тогда назывался Спасо-Преображенским, преподобный Варлаам скончался. Произошло это в 1192 году. Погребал его сам архиепископ. Это, по мнению историков, являлось свидетельством огромного уважения, которым пользовался игумен в Новгороде. После его смерти монастырь Варлаамо-Хутынский продолжал действовать, он не пришел в состояние упадка. Напротив, огромными стараниями учеников преподобного он все больше укреплялся и обустраивался.
Считается, что своей внешней красотой и величавостью обитель обязана вкладам, которые делали состоятельные новгородцы, высоко чтившие преподобного Варлаама. К большому сожалению, крайне мало сохранилось документальных сведений о самом раннем периоде существования этого монастыря. Поэтому сегодня сложно представить все те приобретения, которые тогда делались. Это затруднено и потому, что ни одна из построек, датируемых тем временем, в том числе и Спасо-Преображенский храм, не сохранилась.
Чудеса преподобного
Перед выходом в море промышленники Белого и Баренцевого морей наставляли своих учеников:
Любопытно, что первые чудеса, связанные с именем Варлаама, всегда происходили как бы помимо воли страждущих. Святого не призывали – он сам являлся, называл свое имя и просил рассказать о том чуде, а иначе «грозился бить».
Вот что произошло в 1664 году на Белом море в районе Сон-острова. Некий десятилетний отрок по прозванию Петр Буторин вышел со своим отцом на рыбную ловлю. Задремав, мальчишка увидел жуткий сон: будто поднялась страшная буря, и лодченка их стала полна воды. Впереди, на море, вдруг возник старец с длинною белою бородой. Он защищал рыболовецкое судно от напора ветра и волны. Когда же моряки оказались в укромной бухте, за рифом, старец обернулся к мальчику и сказал:
«Вы потонули бы, если бы не я, Варлаам из Керети».
И наказал рассказать об этом всем. Естественно, что отец Петра не придал значения словам мальчишки, но сон оказался вещим. Плывя в Керетскую волость за хлебом, рыбаки попали в шторм. Ужас объял людей, ибо волна шла за волной, и не было никакой возможности пристать к берегу. Однако внезапно какая-то сила выбросила судно на каменную мель…
С момента чудесного спасения минуло пять дней, и опять Петру во сне явился седобородый старец. Напустился на мальчишку с укорами и пообещал вернуться и побить, если тот не расскажет людям о своих видениях и чуде святого.
Два деловых товарища: Иаков Носков и Евфимий Больнищев попали у Соловецких островов в большое скопление льда. Судно встало, и купцы оказались в весьма незавидном положении, грозившем обернуться для них катастрофой. Они пытались распихивать льдины шестами, чтобы расчистить себе проход, но очень скоро утомились и задремали.
Одному из них, Евфимию, привиделся в тяжелом дремотном забытьи старец, который присел на корму и стал беседовать с мореходом. Расспрашивал о том, куда идут и что за кручина их объяла. Затем сошел с палубы и принялся расталкивать льдины руками. Пробудившись, Евфимий был очень удивлен, когда меж глыбами льда обозначилась дорога – чистая полоса воды. Тогда он поведал о ночном госте, в котором спутники купца признали святого Варлаама.
Промышленник же был настолько впечатлен приключившимся с ним чудом, что чуть позже спонсировал возведение часовни над гробом преподобного.
Интересный фактВозникла традиция: каждый моряк, которому Варлаам своим заступничеством помог избежать смерти, устанавливал на берегу, невдалеке от места своего спасения крест. Такие кресты тянуться цепочкой по всем островам Белого моря. Их можно видеть и теперь.
Внутреннее убранство
Интерьер Преображенского храма восстановлен в традициях XVI века, с открытой аркой алтарного проема и тябловым иконостасом. Стены храма украшены с помощью плоских пилястр, которые служат визуальными опорами для арок бокового нефа. Угловые пилястры имеют сдвоенную форму, создавая четкий ритм и целостность интерьера. Карнизом под окнами стены разделены по высоте.
См. также: Красивые места Владивостока, достопримечательности для фотосессий в лесу, за городом. Фото
Купол светлый с узкими повышенными подпружными арками создает ощущения легкости и простора. Весь интерьер очень легких и воздушный. Интересной особенностью является ведущая из проема в алтарной части до купола каменная лестница, назначение которой однозначно не установлено.
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь
Адрес: 173011, г. Великий Новгород, деревня ХутыньТелефон: +7 (81622) 74-96-02
Как добраться: Регулярные автобусные рейсы № 121 следуют от новгородского автовокзала (ул. Октябрьская, д. 1) до станции «Хутынь».
На автомобиле из центра Новгорода нужно ехать по Большой Московской улице до пересечения с улицей Державина. Здесь повернуть направо и следовать до указателя на Хутынь (поворот налево). Через некоторое время будет развилка, по которой следует ехать налево, на Монастырскую улицу.
Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский (ранее-мужской) монастырь расположен всего в 10 верстах от Великого Новгорода. Являясь самым крупным монастырем района, ежегодно под свои своды он собирает тысячи паломников, которые устремляются в обитель святого праведного Варлаама Хутынского в поисках умиротворения, исцеления души и тела. Всякий приходящий с верой, чистым сердцем и смирением получает просимое.
На сегодняшний день Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь находится под управлением Новгородской Епархии, возглавляет которую Высокопреосвященнейший Владыка Лев (Церпицкий) Архиепископ Новгородский и Старорусский.
В свое, отведенное Богом время, истории было суждено поставить события на свои места. Там, где было языческое капище, на месте, которое считалось обиталищем нечистой силы и называлось «Худынь» от слова «Худое, плохое», в 90 годах XII века появился, расцвел монастырь, основателем которого стал Преподобный Варлаам, великий молитвенный защитник земли русской.
Постепенно слава о великом подвижнике Божием распространилась по всей округе и в монастырь стали съезжаться люди: преподобный Варлаам принимал и наставлял всех. Некоторые из обращавшихся так и оставались жить в обители в составе монашеской братии. Спустя время был построен деревянный храм. А незадолго до своей кончины Преподобный окончил построение и каменного Преображенского храма вместо старого деревянного.
За несколько дней до окончания своего земного пути св. Варлаам призвал к себе братию и сказал: «Настало время, дети мои, отхождения моего ко Господу, но я всегда буду с вами духом. И если будете жить в любви, монастырь этот не будет иметь ни в чем недостатка».
Оставленное завещание братия сохраняла более 700 лет, принимая странников, помогая им жильем, едой и молитвой. Но страшная судьба богоборческого времени первой половины 20 века не обошла стороной и эту святую обитель. В 1917 году практически вся братия монастыря была арестована, главный колокол был спилен. Коммунисты по камешку разобрали то, что было создано любовью и трудом монахов. Невредимыми остались только уцелевшие чудом мощи св. Варлаама.
Пережив 1917, арест монахов, 30-е годы и время масштабного разрушения святынь, расстрел священников, Великую отечественную войну и прятавшихся в монастыре фашистов, которых вытравливали артобстрелами, монастырю было суждено возродиться из пепла. Монастырь полностью был восстановлен в конце XX века, и сейчас, как и прежде вновь подтверждает статус одной из красивейших и изобильных монашеских обителей России.
В 1994г. по Благословению Владыки Льва монастырь заселили монахини во главе с игуменьей Алексией (Семдянкиной), которая и по сегодняшний день является бессменной настоятельницей монастыря.
В настоящее время обитель насчитывает несколько корпусов и угодий, среди которых огород с теплицами, скотные и птичьи дворы, картофельные поля, фруктовый сад. Ежедневные послушания сестер распределены и на изготовление церковных свечей, шитье и вышивку в древнерусских традициях архиерейских и священнических облачений, убранство храма, прием многочисленных паломников. В монастыре трудится около 50 монахинь.
По словам Владыки Льва, «монастырь – это своего рода лечебница, где каждый человек становится как будто обнаженным. Монашеские обеты даются раз и на всю жизнь. Остаются только те, которые пришли по призванию. Можно сказать словами Христа: «Не вы Меня призвали, а Я вас призвал». Поэтому монашество тоже призвание».
Расписание служб, режим работы
Монастырь открыт для паломников и прихожан каждый день с 6 до 21-30 ч. Все желающие могут посетить ежедневные церковные богослужения, которые в Варлаамо-Хутынском храме начинаются по следующему расписанию.
Расписание:
- Божественная литургия в будние дни служится с 7 ч.
- Вечернее богослужение начинается в будние дни в 18 ч.
- Всенощное бдение служится накануне праздничных и воскресных дней с 17 ч.
- Воскресная литургия проходит с 10 ч.
- Исповедь совершается перед началом утренней службы в 6-30 и 8-30.
После обедни в 12 ч. служится еженедельный молебен святому Варлааму. В субботние дни после утренней службы по предварительной договоренности совершается таинство крещения.
История
Согласно народному преданию, место это находилось во власти нечистой силы и называлось «Хутынь», то есть худое место. Здесь уединился для молитвы монах Варлаам (в миру Алекса Михалевич). Однажды к нему прибыл князь Ярослав. Святой Варлаам, благословляя его, сказал «будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим» Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца (это было в 1190 году). Срубив келию и одержав победу над нечистой силой, он поставил сначала деревянный, а затем каменный храм во имя Преображения Господня (церковь Спаса на Хутыни). Церковь была освящена 6 августа 1192 года архиепископом Григорием. Храм не сохранился. В 1515 году был построен Спасо-Преображенский собор. Самой известной постройкой монастыря считают церковь Григория Армянского.
В 1471 году в Хутынский монастырь приехал Иоанн Васильевич Третий, дабы поклониться святым мощам, и, по легенде, стал выпытывать у игумена, почему не вскрывают раки, чтобы все могли прикладываться к святым мощам. Когда по его повелению стали раскапывать могилу преподобного Варлаама, из земли вырвался огненный столб, опаливший стену и южную дверь иконостаса. Великий князь в ужасе побежал из церкви, ударяя посохом в землю, причём из земли выходил огонь не только в церкви, но и в монастыре. Бросив посох, великий князь в большом страхе покинул монастырь. Этот посох и опалённая дверь алтаря хранились в монастырской ризнице.
В 1553-1557 годах игуменом монастыря был крупный агиограф и самый видный распевщик новгородской школы XVI века Маркелл Безбородый.
В 1611 году монастырь стал резиденцией командования шведов, напавших на Великий Новгород.
Настоятелями Хутынского монастыря с середины XVIII века были викарии Новгородской епархии, носившие титул Кексгольмских и Ладожских (1759—1763), Старорусских (1787—1892), Кирилловских (1892—1907), Тихвинских (1907—1921).
В Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря захоронен прах великого русского поэта Гавриила Романовича Державина и его супруги Дарьи Алексеевны. Державин скончался в 1816 году в своём доме в имении «Званка». Гроб с телом покойного на барже по Волхову отправился в своё последнее пристанище. В монастырском соборе погребены также архиепископ Антоний (Знаменский), епископ Старорусский Сильвестр (Цветков) и епископ Кирилловский Арсений (Иващенко).
Монастырь был закрыт в 1925 году, но до 1932 года в монастырском соборе ещё совершались богослужения. Титул архиепископа Хутынского носил Алексий (Симанский); в соборе в 1930—1932 годах пел и читал на клиросе будущий архимандрит Павел (Груздев).
Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и более 40 лет оставался в руинах. Пострадала и могила Державина. В 1959 году состоялось перезахоронение останков поэта и его жены в Новгородском Детинце. В 1993 году, в связи с 250-летием поэта, его останки были возвращены в монастырь.
С 20 апреля 1994 года — действующий женский монастырь. Настоятельница: Игумения Алексия (Симдянкина). На январь 2012 года в монастыре проживает более 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района.
Святыни и мощи
Главной святыней обители является серебряная рака над нетленными мощами Преподобного. Сюда приезжали поклониться многие царственные особы. Поток паломников не уменьшается и в настоящее время. На монастырском кладбище нашли упокоение многие архиепископы и митрополиты Новгородской земли.
Особо почитается Святая горка с часовней, поставленной над местом пещерной кельи Святого. Предание гласит, что эту землю преподобный наносил ладонями. Вокруг горки принято проходить босиком, совершая внутреннюю молитву. По свидетельству многочисленных паломников просимое всегда исполняется, а по молитвам Святого даруется особое исцеление при различных ножных болезнях и головной боли.
История основания новгородской святыни
Варлаамо-Хутынский монастырь — христианская святыня, основанная в начале 12 века, ныне женская обитель. Прежде здесь обитал мужской монастырь, где хранятся чудотворные мощи святителя Варлаама Хутынского.
Преподобный Варлаам является одним из почитаемых святых русского севера. Он родился в богатой семье Михалевичей, был крещен именем Алексием. Мальчик с ранних лет проявлял любознательность в познании Слова Божьего, впитывая в себя его откровения.
Храмовая икона святого Варлаама Хутынского
Родители Алексия рано покинули этот мир, оставив большое наследство, которое юношей было роздано малоимущим, а сам он принимает постриг с именем Варлаам.
Однажды во время молитвы преподобный увидел яркий свет из глухого леса, который местные жители считали нечистым. На указанном с Небес месте, в глубине непроходимой чащи, святой проводил все время в молитве. В память о божественном явлении первый храм будущей Хутынской обители освятили, как Свято-Преображенский.
Освящение церкви состоялось 19 августа 1192 года, и в этот же день архиепископом Григорием Варлаам был рукоположен на игумена, однако, по состоянию здоровья он всего 2 месяца был наставником монастыря, передал любимое детище под руководство отцу Антонию. 19 ноября того же года преподобный Варлаам мирно почил.
Интересно! Посеянное святителем помазание на обители принесло плоды, после молитвы у могилы святого начались чудеса исцеления, народ все прибывал и прибывал к месту покоя преподобного Варлаама.
История хранит несколько преданий как при жизненных служениях, так и после смерти чудотворца.
Св.Варлаам предсказал снег в Новгороде на Петров пост, после чего, по словам преподобного, мгновенно настанет лето, принесшее богатый урожай. Так оно и случилось. Это чудо было ознаменовано торжественной службой торжественным ходом вокруг монастырских стен.
В 15 веке великий князь Московский Иван ІІІ пожелал открыть могилу, чтобы убедиться в нетленности мощей, но был остановлен внезапным пламенем, исходящим из гроба. Огненные языки сопровождали царя во время его бегства от святыни. Опаленный царский посох долгое время хранился в Преображенском храме.
В 16 веке Варлаамская мужская обитель — центр как церковной, так и политической жизни.
Варлаамо-Хутынский монастырь в Великом Новгороде
В 1611 году шведы, взявшие в осаду Великий Новгород, обосновали в монастыре свою резиденцию.
Викарии Кексгольмские и Ладожские, Старорусские и Кирилловские, Тихвинские каждый в свое время был настоятелем Хутынской обители.
К концу 19 века здесь похоронены знаменитые люди России:
- великий русский поэт Гаврила Державин и его жена Дарья;
- архиепископ Антоний;
- епископ Сильвестр (Цветков);
- архимандрит Арсений (Иващенко) и другие.
Время закрытия и разрушений
Монастырь сохраняет этот статус до Октябрьской революции 1917 года. Несмотря на официальное закрытие, в 1925 году в монастырских храмах ведутся службы архиепископом Алексием (Симанским), до 1932 года исполняются на клиросе богопения будущим архимандритом Павлом (Гузеевым).
До войны в монастырских стенах находилось военное училище, а позже, как поругание над святыней, лечебница для психически больных людей.
Великая Отечественная война разрушила Варлаамскую святыню, оставив ее лежать в руинах на долгие сорок лет, при этом пострадало и надгробие Державина, останки которого позже перезахоронили, затем в 1993 году вернули в монастырь.
Возвращение святыни
В конце 20 века начинается восстановление Новгородской святыни, здесь действует уже женский монастырь.
В 1998 году завершаются ремонтные работы в обоих пределах:
- южном — Покрова Богородицы;
- северном, освященном в том же году в честь Иоанна Богослова.
Интерьер церкви Варлаамо-Хутынского монастыря
В 2003 году окончательно восстанавливается Варлаамовский храм, трапезная колокольня, в которой освящена церковь Новомучеников и Исповедников Российских.
Жизнь первых насельников
Считается, что преподобный Варлаам, который был человеком «книжным» и воспринимавшим христианские традиции древней Византии полностью, установил в обители общежительный устав. Некоторые историки считают данное утверждение всего лишь догадкой, поскольку самые ранние летописи, рассказывающие о монашеской жизни в монастыре, относятся к шестнадцатому веку. Их дал в своих «Записках о Московии» Зигмунд фон Герберштейн, который рассказывает, что настоятель, имевший общую трапезу с братией, всегда советовался с несколькими старшими иноками, прежде чем выносить важные вопросы на обсуждение других насельников.
Молитвы святому преподобному Варлааму можно произносить в любой нужде
Обращаться за помощью к святому можно в любой нужде. При жизни он исцелял больных, кормил голодных, заступался за тех, кого обижали, учил начальников не обижать подчинённых.
После своего отшествия ко Господу он также не остаётся равнодушным к нашим бедам и является скорым помощником.
Молитва святому
О Преподобне и Богоносне Отче наш Варлааме,
Услыши нас молящихся Тебе и буди нам помощник в скорбех наших,
и избави нас от напастей, за множество прегрешений находящих на ны;
умоли, Угодниче Христов Всеблагаго Бога даровати нам оставление
всех от юности нашея до настоящаго дне и часа, делом, словом, помышлением и всеми чувствы содеянных нами согрешений,
исходатайствуй нам невозбранный вход в Небесное Царствие,
да прославляем непрестанно Славимую от Ангел Всесвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа.
И Твое милостивное предстательство в безконечныя Веки. Аминь.
И Богу слава.
Тропарь, глас 3
Иже на земли леганием,
пощением же и бдением
тело твое изнуряя, преподобне,
вся плотская мудрования умертвил еси,
и исцелений струя независтная явился еси
верою притекающим к тебе, Варлааме отче наш,
моли Христа Бога
спастися душам нашим.