Антониево-сийский монастырь: уникальное святое место в архангельской области

Постройки

Троицкий собор и Благовещенская церковь

Троицкий собор располагается на месте самой первой постройки – деревянной Троицкой церкви, возведённой преподобным Антонием и иноками. Каменное здание собора была построено после пожара в конце XVI века, уничтожившего деревянную постройку, в нём по сей день хранятся мощи основателя монастыря.

В декабре 2019 года Министерством культуры Российской Федерации было принято решение о реставрации этого важнейшего культурного памятника. Окончательное восстановление собора запланировано к 2023 году.

Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами была возведена в 1644 году и стала вторым каменным зданием на территории монастыря. В 1992 году она сильно пострадала при пожаре.

В 2000 году была завершена её реставрация, в ходе которой архитектор старался максимально сохранить деревянные части, оставшиеся от первоначальной постройки.

Церковь Серея Радонежского

Надвратная каменная церковь с архиерейскими покоями была третьим каменным зданием, её строительство завершилось в 1670 году. Церковь нуждается в реставрационных работах, однако Министерство культуры никаких решений, касающихся этого вопроса, не принимает.

ЧИТАЙТЕ ДРУГИЕ СТАТЬИ ОБ АРХАНГЕЛЬСКЕ:

  • 30 интересных достопримечательностей Архангельска и окрестностей.
  • Архангельск – крупнейший морской порт на Белом море.
  • Как добраться из Санкт-Петербурга в Архангельск?
  • Кенозерский национальный парк.
  • Из Москвы в Архангельск на машине, поезде и самолете.
  • Музей под открытым небом “Малые Карелы”.
  • Национальный парк “Русская Арктика”.
  • Соловки: природа острова и исторические достопримечательности.
  • Кенозерский национальный парк.

Посмотреть расписание поездов можно здесь:

Иоанно-Богословский Сурский монастырь

Рекомендовать место

6

Иоанно-Богословский Сурский монастырь это православная женская община. Она была основана на родине св. Иоанна Кронштадтского в селе Сура в 1899 году. инициатором создания монастыря выступил тогда еще протоиерей Иоанн Ильич Сергиев, будущий Иоанн Кронштадтский. В 1900 году община стала заштатным общежительным монастырем. Из построек на территории обители были только деревянный храм в честь Иоанна Богослова и монашеские кельи.

Через семь лет монастырь получил свое подворье в Архангельске. Но и он и сама обитель были утрачены в 1920-х годах. Монастырь был возрожден только в 4 октября 2012 года постановлением Священного Синода Русской православной церкви. На должность настоятельницы была назначена монахиня Митрофания (Миколко).

Примечания

  1. Чашев А. И. Тайны языка земли холмогорской.
  2. Зверинский В. В. Антониев Сийский монастырь // Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. В 3 т.. — СПб.: Тип. В. Безобразова и компании, 1890. — Т. III. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины II. — С. 68. — 259 с.
  3. Иллюстрированная газета за 1868 год (1868). Дата обращения: 27 апреля 2021.
  4. . guides.eastview.com. Дата обращения: 27 апреля 2021.
  5. ↑ . Дата обращения: 2 мая 2013.
  6. . Дата обращения: 2 мая 2013.
  7. ↑ . Дата обращения: 2 мая 2013.
  8. Шилов А. А. Никодим (архимандрит) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.

Время возрождения

В начале осени 1992 года епископ Архангельский и Холмогорский Пантелеимон добивается у Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ благословения на возвращения уникальной архангельской святыни под лоно православной Церкви.

Назначенный настоятелем попранной обители иеромонах Трифон застал только развалин, но он почувствовал живой дух святителя, основателя святыни преподобного Антония и в октябре 1992 года провел первую Литургию в Сергиево-Радонежской церкви.

Богослужение в Антониево-Сийском мужском монастыре

Так началось возрождение православия в северном крае России.

Прибывшие монахи возобновили работу в иконописной мастерской, начали совершать служения в приходах края, не имеющих своих священников. Монастырская братия с радостью принимает паломников, желающих потрудиться во славу Божью на восстановлении Сийской святыни.

Кийский Крестный монастырь

Рекомендовать место

2

1

Кийский Крестный монастырь является один старейших монастырских обителей России. Он основан в 1656 году на возвышенном месте Кий-острова по личной инициативе патриарха Никона. Создание обители – это своеобразная благодарность Богу за спасение патриарха в морской буре. И назван он был «Ставрос», что обозначает «крест», «крестный». Его отличительною особенностью было применение гранитных глыб при строительстве, что удачно вписалось в скалистый ландшафт острова.

В этом монастыре хранилась православная Святыня – «Кийский Крест», выполненный из кипариса как прототип Креста Распятия. Внутри него хранились ковчежцы с частицами мощей Святых и и землей из Святых мест. В настоящее время это реликвия хранится в храме Сергия Радонежского в Москве.

В XVIII-XIX столетиях обитель пришла в упадок, а в период Крымской войны он был разорен английскими войсками. В 1922 году монастырь и вовсе был закрыт.

До наших дней сохранились многочисленные монастырские постройки, в том числе Крестовоздвиженский собор, Надкладезная церковь, двухъярусная церковь Рождества Богородицы, церковь Всех Святых и небольшой фрагмент деревянной монастырской ограды с четырехгранной башней.

Кроме этого, можно посмотреть двухэтажный Настоятельный корпус с мезонином, трапезную и келарские палаты. Многие из этих построек являются единственными сохранившимися памятниками деревянного зодчества Русского Севера. В данный момент монастырь не действуют, но можно совершить увлекательную экскурсию по сохранившимся объектам.

Современное состояние

К празднованию 500-летия обители в 2020 году ведутся интенсивные работы. Практически восстановлены:

  • храм-колокольня в честь Трех Московских Святых;
  • Сергиево-Радонежская надвратная церковь;
  • Церковь Благовещения Пречистой Богородицы;
  • трапезная.

Монастырская братия активно занимается сельхозработами, обрабатывая поля и лесные угодья, разводят животных, в том числе и лошади. При монастыре работает не только иконописная мастерская, но и пекарня. Есть скорняжный и чеботарский цех. Развивающая монастырская деятельность способствовала появлению подворий по всей России, в том числе Москве и Вологде.

С 2010 года настоятелем Свято-Троицкого монастыря является игумен Варлаам.

Красногорский Богородицкий монастырь

Рекомендовать место

2

На красивейшем берегу реки Пинеги и недалеко от Архангельска располагается Красногорский Богородицкий мужской монастырь, известный своими Святынями. Первой Святыней считается Владимирская икона Божьей Матери, установленная на месте будущего монастыря, после явленного сна игумену Варлааму. Передана чудотворная икона была в 1606 году преподобному Макарию Красногорскому (в миру — Мирон).

В 1608 году на Черной горе была построена деревянная церковь и другие монастырские строения. В это время в монастырь приносит вторую святыню — чудотворную Грузинскую икону Божьей Матери. Приобретенная на крупнейшем рынке Персии, она была принесена в дар купцом Егором Лыткиным. В дальнейшем Егор Лыткин был постоянным меценатом, воздвигая каменные храмы и церкви.

К сожалению, старания предков по благоустройству и укреплению монастыря прошли даром. В 1920 году Красногорский Богородицкий монастырь был закрыт и разорен. Судьба двух чудотворных икон неизвестна. Упоминается лишь в архивных документах, что в 1946 году Грузинскую икону Божьей Матери носили во время крестного хода в Архангельске. До 1990-х годах XX столетия в монастырских постройках располагался психоневрологический интернат. Лишь в 2006 году начались восстановительные работы по жилым зданиям монастыря и то для нужд туристического комплекса «Красная Горка».

Александро-Ошевенский монастырь

Рекомендовать место

2

Этот монастырь был основан приблизительно в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским, устроивший изначально небольшую пустынь среди дикого леса. Затем был возведен Никольский храм, а после смерти преподобного построили ещё одну церковь в честь Успения Богородицы и расширены монастырские владения.

Затем монастырские постройки несколько раз горели, но в итоге обитель восстанавливали вновь, строя уже каменные строения. Мощи преподобного Александра Ошевенского хранили как Святыню. До наших дней сохранился белокаменный Успенский собор с пределом Сретения Господня, красивая колокольня, надвратный Никольский храм. На территории монастяря можно увидеть чудом сохранившийся постройки XVII-XIX вв.: Святые ворота, угловые башни и корпуса в стиле провинциального ампира.

В начале XX столетия в обители находилось 8 человек братии и имелось налаженное хозяйство. Кроме этого, Александро-Ошевенский монастырь имел собственное подворье в Санкт-Петербурге с небольшой часовней в честь святого Пантелеймона.

Но советское лихолетье XX века не пощадило и этот монастырь. В 1922 году обитель разграбили и закрыли, даже вскрыли раку с мощами Святого. Все монастырские постройки использовались под хозяйственные нужды. Только с 2001 года стала постепенно возрождаться обитель: реконструкция Свято–Никольского надвратного храма, восстановление келий, постройка воскресной школы.

История Антониево-Сийского монастыря

Заселение славянами этих северных мест началось примерно в 10 веке. Основная часть монастырей земли Архангельска была основана в 14-15 веках, их насчитывается более 20, самый известный, конечно, Соловецкий монастырь. Основывались монастыри  монахами -отшельниками, которые искали уединения в этих глухих и диких местах. Обычно пишут о том, что этих отшельников манила девственно чистая природа, леса, где они жили как подвижники и, где их ждали чудеса и божественные откровения. Но почему-то редко задаются вопросом о том, какой процент этих отшельников вообще выжил, не был съеден дикими зверями, не сошел с ума, не был подвержен нападениям разбойников и местных жителей… Выживание в северной тайге требовало не только крепкого здоровья, но и навыков строительства, охоты и т.д. Тем не менее отшельники объединялись в обители, порой были вынуждены переселяться с места на место, таким образом, возникали монастыри, которые получали поддержку от государства.

Антониево-Сийский монастырь. Дореволюционная открытка.

Именно таким подвижником Антонием в 1520 году и был основан Сийский монастырь. Сам Антоний в миру носил имя Андрей и происходил из семьи богатого земледельца из села Кехта около Северной Двины, с детства был обучен грамоте, а также иконописанию. В зрелом возрасте служил в Новгороде у боярина, потом женился на его дочери, которая через какое-то время умерла. Видимо, это и явилось причиной того, что Андрей вернулся в родные места и принял постриг в Преображенском монастыре (1508). Через 5 лет -то время Антоний покидает монастырь и на р.Емце вместе с несколькими иноками ставит часовню и кельи, однако после конфликта с местными жителями братия была вынуждена уйти.
Новым местом для поселения стал небольшой мыс Михайловского озера, куда монахов привел охотник Самуил. По преданию на этом месте не раз слышали пение и колокоьный звон, а также выидели фигуры монахов, рубящих лес. Постепенно братия Антония росла, к ним стали приходить жители из окрестных деревень. И уже через пять лет после основания в 1525 году Сийский монастырь получил грамоту от великого князя Василия III, к 1550-м годам монастырь уже имел существенные льготы и достаточно большие угодья «к Сии и Хоробрице на 6 верст, к Емце на 15, а к Каргополю на 50 верст».

Антониево-Сиийский монастырь в советское время.

В 1599-1605 гг. здесь был заточен отец Михаила Романова — Федор, насильно постриженный в монахи, возможно во многом из-за этого в будущем монастырь получал государственную поддержку. Многие российские императоры посещали эти места.
На 17 век приходится расцвет Антониево-Сийского монастыря — во владения монастыря входят целые деревни, а также различные промыслы — в том числе соляной, очень доходный и важный для заготовок пищи на зиму. Монастырь имеет подворья в разных  городах — Архангельске, Вологде, Москве. Также здесь была иконописная мастерская, типография, монахи занимались переписыванием книг, большая библиотека. Самое известная книга отсюда — Сийское Евангелие.

Надвратный храм преподобного Сергия Радонежского.

После реформы Екатерины II и изъятия церковных земель — Антониево-Сийский монастырь приходит в упадок, получает 2 класс и 1200 рублей в год из казны. В 1923 году монастырь был закрыт.  В 1923 году монастырь был закрыт — здесь размещались склады колхоза, дом-отдыха, интернат, пионерский лагерь. Многие здания за советский период были уничтожены и разрешены. В 1990-е года началось восстановление Антониево-Сийского монастыря. Много для этого сделал теперь уже бывший настоятель иеромонах Трифон.

Троицкий собор.

На данный момент восстановлены все основные постройки — пятиглавый Троицкий собор (1589-1606), в котором находятся мощи Преподобного Антония, шатровая Благовещенская церковь (1638-1644), надвратный храм преподобного Сергия Радонежского (1670-е), храма-колокольня Трех Святителей Московских (1660-е).

Как добраться самостоятельно?

Добраться в монастырь можно только на автобусе из Архангельска или на собственном автомобиле. Однако стоит учесть, что нет такого автобусного маршрута, который пролегал бы непосредственно до места.

Доехать можно на автобусах, которые идут в Вельск, Березник, Котлас или Коряжму; нужно выйти на автобусной остановке Сия и пройти пешком около восьми километров до обители.

Найти самые выгодные цены на гостиничный номер в Архангельске можно здесь:

Добираясь на автомобиле, нужно отправиться в сторону Вологды по трассе М-8, а затем свернуть с трассы на 152-м километре и проехать ещё 8 километров.

На карте указан автомобильный маршрут из Архангельска до обители. Карту можно посмотреть на сайте или

Скиты, пустыни и подворья Соловецкого монастыря

Вознесенский скит

Находится в 11 км от Соловецкого монастыря на одной из высоких гор архипелага – Секирной. Возведен в XIX веке. Особенностью храма является маяк под его куполом. Он указывает путь судам до сих пор. В скиту во времена СЛОНа находился штрафной изолятор. В их память основана часовня в честь Новомучеников и исповедников Российских.

Савватиевский скит

Один из старейших скитов Соловецкого монастыря. В разное время в нем были корпуса Соловецких лагерей и школа юнг Северного флота. Попытки в 80-е годы XX века обустроить в скиту базы отдыха не принесли успеха. И с 1993 года в Савватьево снова началась монашеская жизнь. Ведутся реставрационные работы. Среди добровольных помощников есть разные люди – как паломники, так и учащиеся московских школ.

Голгофо-Распятский скит

Основание скита – начало XVIII века. Архитектуру скита представляют деревянная церковь Воскресения Христова 1715 года и церковь Распятия Христова 1827 года. В отделении Соловецкого лагеря здесь содержались женщины-уголовницы и священники. У горы Голгофа в 1994 году установлен Поклонный крест в память православных священнослужителей, бывших в заключении. Посещение скита возможно только с монастырским экскурсоводом.

Свято-Троицкий Анзерский скит

Основан в начале XVII века. Сюда приезжали монахи, искавшие уединенную жизнь, ведь остров Анзер – самый северный Соловецкого архипелага. Этот скит также не избежал участи стать одним из отделений Соловецкого лагеря. После упразднения лагеря скит пришел в запустение, а монашеская жизнь в нем возобновилась только в 2001 году. От многих строений скита остались одни руины, требуется большая восстановительная работа.

Андреевская пустынь

Построен в XVI веке на Большом Заячьем острове. В 1702 году скит посещал государь Петр I. Он приказал основать на острове церковь в честь покровителя русского флота Андрея Первозданного. Деревянная церковь воздвигнута всего через две недели после того, как Петр I отбыл с острова. В разное время постройки скита занимали и таможня архипелага, и отделение Соловецкого лагеря. Скит действующий, ведется реставрация Андреевской церкви.

Архитектурные памятники

Четырёхстолпный пятиглавый Троицкий собор заложен в 1589 г. по грамоте царя Фёдора Иоанновича от 8 ноября 1587 г., достроен 30 июля 1606 г. и освящён в следующем году. В грамоте было предписано ставить храм «в воскресенскую меру, что в Девичьем монастыре, что у нас на Москве», за чем должен был следить присланный из столицы мастер Захар. Фактически строительство вела артель каменщиков из Вологды. Храм сочетает приёмы зодчества новгородского (конструкция сводов на невысоких подпружных арках) и московского (аркатурные звенья в пряслах западной стены, широкий антаблемент ниже закомар). Средняя глава визуально доминирует над малыми благодаря размерам и декоративному оформлению (аркатурно-колончатый пояс). Примерно через 100 лет после постройки храм был перекрыт на четыре ската, тогда же была изменена форма центральной главы.

Шатровая Благовещенская церковь вместе с трапезной и келарской палатами заложена в 1638 году и построена за пять лет на месте ранее существовавшего деревянного храма. Что существующая постройка повторяет архитектурное решение старой церкви, свидетельствуют атрибуты деревянного храмового зодчества: двухчастный алтарь, две миниатюрные главки над двумя престолами (утрачены), высокий шатёр на некрупном восьмерике. Вероятно, в одно время с трапезной была возведена и монастырская колокольня. Точную дату её сооружения установить затруднительно: грамоту на начало работ выдал в 1593 г. ещё Фёдор Иоаннович, а освящение состоялось только в 1661 году, в правление Алексея Михайловича.

Святые врата с Сергиевской церковью и двухэтажными кельями выстроены после пожара 1658 года, в промежуток между 1661 и 1687 годами. Окончательно все работы были завершены только в 1699 году. Сохранилась запись, что позднее этот архитектурный комплекс был перестроен «лучшею архитектурою, с пристроенными гостиными покоями».

Святое озеро находится примерно в десяти км от Михайловского в сторону села Емецк. На крутом береге Святого озера находится древнее языческое капище, на месте которого поставлен православный крест.

По преданию один крестьянин, долго болевший проказой или какой-либо другой подобною болезнью, ловил рыбу в этом озере, опустил ноги в воду и вдруг почувствовал исцеление в ногах, а когда окунулся, то и во всём теле. На месте исцеления он поставил Казанскую икону Божьей Матери. Благодаря случаю чудесного исцеления озеро стали называть Святым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector